История бедной марьи краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Основные персонажи повести

  • Владимир Николаевич – бедный армейский прапорщик, возлюбленный Марьи Гавриловны, с которым она собиралась повенчаться в Жадрино.
  • Гаврила Гаврилович Р** – отец Марьи Гавриловны.
  • Прасковья Петровна – мать Марьи Гавриловны.

Девушка Маша полюбила молодого человека Владимира, но ее родители были бы против их отношений и поэтому они решили сбежать и тайно венчаться.

Она прибыла в церковь первой, а потом зашел молодой человек и их обвенчали, но когда она увидела лицо жениха, это оказался не тот, кого она любила. Ее настоящая любовь попала в метель и он не добрался до церкви в которой происходило венчание.

Девушка подумала, что любимый ее бросил и отправилась домой. Их венчание не состоялось. А Владимир, узнав, что его невеста обвенчалась с незнакомцем, уезжает в армию и умирает на войне.

А потом, много лет спустя, эта девушка, (уже взрослая женщина), встречает того незнакомца, с кем она обвенчалась, они полюбили друг друга.

В 1811 г. в поместье своём проживал с женой и дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие пользовались его гостеприимством, а некоторые приезжали ради Марьи Гавриловны. Но Марья Гавриловна была влюблена в бедного армейского прапорщика по имени Владимир, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Молодые влюблённые, считая, что воля родителей препятствует их счастью, решили обойтись без благословения, то есть венчаться тайно, а потом броситься к ногам родителей, которые, конечно же, будут тронуты постоянством детей, простят и благословят их. План этот принадлежал Владимиру, но и Марья Гавриловна наконец поддалась его уговорам о бегстве. За ней должны были приехать сани, чтобы отвезти ее в соседнее село Жадрино, в котором было решено венчаться и где Владимир уже должен был ее ожидать.

В назначенный для побега вечер Марья Гавриловна была в сильном волнении, отказалась от ужина, сославшись на головную боль, и рано ушла к себе. В условленное время она вышла в сад. На дороге дожидался ее кучер Владимира с санями. На дворе бушевала метель.

Сам же Владимир весь этот день провёл в хлопотах: ему необходимо было уговорить священника, а также найти свидетелей. Уладив эти дела, он, сам правя в маленьких санях в одну лошадь, отправился в Жадрино, но, едва выехал он за околицу, как поднялась метель, из-за которой Владимир сбился с пути и проплутал всю ночь в поисках дороги. На рассвете только добрался он до Жадрина и нашёл церковь запертою.

А Марья Гавриловна утром как ни в чем не бывало вышла из своей комнаты и на вопросы родителей о самочувствии отвечала спокойно, но вечером с ней сделалась сильная горячка. В бреду повторяла она имя Владимира, говорила о своей тайне, но слова ее были столь несвязны, что мать ничего не поняла, кроме того, что дочь влюблена в соседского помещика и что любовь, должно быть, была причиной болезни. И родители решили отдать Машу за Владимира. На приглашение Владимир отвечал сумбурным и невразумительным письмом, в котором писал, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нем. А через несколько дней уехал он в армию. Происходило это в 1812 г., и через некоторое время имя его было напечатано в числе отличившихся и раненных под Бородином. Эта новость опечалила Машу, а вскоре скончался Гаврила Гаврилович, оставив ее своей наследницей. Женихи кружились вокруг неё, но она, казалось, была верна умершему в Москве от ран Владимиру.

Метель Пушкин краткое содержание:

Конец 1811 года. Гаврила Гаврилович Р**, владелец поместья Ненарадова, радушный и гостеприимный хозяин, часто принимал у себя соседей, многие из которых приезжали посмотреть на его дочь – Марью Гавриловну. Воспитанная на французских романах, девушка была взаимно влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича.

По договоренности в назначенный день Марья должна будет выйти ночью в сад через заднее крыльцо, сесть в уже подготовленные Владимиром сани и ехать в село Жадрино, где в церкви ее будет ожидать возлюбленный.

Владимир день перед венчанием провел в делах: договорился с жадринским священником, встретился с другом и вечером отправился на венчание. Однако в поле героя настигла сильная метель, он заблудился и выехал к Жадрино только к рассвету. Церковь уже была заперта.

Взволнованная Марья спросила, не знает ли он, что случилось с его женой, но Бурмин даже не помнил названия станции, с которой ехал.

«— Боже мой, боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?

Заключение

А. С. Пушкин Метель краткое содержание по плану:

Тайные встречи

Конец 1811 года. Дочь богатого помещика, 17-летняя Марья Гавриловна Р**, влюбляется в бедного прапорщика Владимира Николаевича. Родители девушки против этого брака, поэтому запрещаются влюбленным видеться. Вопреки запретам, Марья и Владимир тайно встречаются. Наконец девушка соглашается тайно обвенчаться и бежать из дома.

Побег

Начало 1812 года. В ночь побега на дворе бушует метель. Марья в тайне от родителей уезжает из дома в церковь в соседнее село. Владимир выезжает отдельно от нее на своих санях. Из-за метели он сбивается с пути и долго ищет дорогу.

Роковое венчание

Пока Марья ожидает Владимира в церкви, туда входит молодой гусар Бурмин. Он видит, что готовится тайное венчание. Ради шутки Бурмин выдает себя за жениха. Священник проводит обряд венчания. После венчания Марья смотрит в лицо “мужу” и видит, что ее обвенчали с незнакомцем. Марья возвращается к себе домой. Под утро добравшись до церкви, Владимир узнает, что Марья обвенчана с незнакомцем.

Болезнь Марьи и смерть Владимира

От переживаний Марья заболевает и находится при смерти. В бреду она говорит о Владимире. Видя страдания дочери, родители смягчаются и решают дать согласие на брак с Владимиром. В тайне от дочери, они приглашают жениха к себе. Но Владимир наотрез отказывается. Владимир знает, что Марья обвенчана с другим. Убитый горем, он уезжает в армию (в начале 1812 года). Осенью он умирает на войне. Марья свято хранит воспоминания о нем и долгое время не смотрит на других женихов.

Встреча с Бурминым

После смерти отца Марья с матерью переезжают в другое поместье. На новом месте Марья знакомится с молодым офицером – Бурминым. Они нравятся друг другу. Бурмин признается Марье в любви, но говорит, что не сможет жениться, потому что уже женат. Он рассказывает о венчании с незнакомкой в метель. Марья узнает в его словах свою историю. Она признается, она и есть та самая незнакомка из церкви. Услышав это, Бурмин падает к ногам Марьи.

Видео краткое содержание Метель Пушкин

Составление, общая редакция и комментарии П. А. Орлова.

Нежные души! Чувствительные сердца! Вам хочу говорить о Марье, вам повествую плачевную историю несчастной ее жизни. Милые красавицы! Вам посвящаю труд мой. Счастлив, счастлив буду, если бедствия Марьи тронут сердца ваши и извлекут слезу сердечную. А вы, холодные души, каменные сердца! Не читайте сей повести — я не для вас пишу!

В окрестностях Москвы белокаменной, в прекрасной деревушке, лежащей на берегу Москвы-реки, жила Марья, дочь богатого откупщика, милая, прелестная девушка, каких мало на свете и какими только Москва богата. С добрым сердцем, прекрасным лицом, ангельскою душою, Марья ожидала только человека, которому бы могла отдать свою руку и сердце. Ей не нужно было богатство — ей надобен только был человек, который бы любил ее; но кто мог не любить Марьи?

Марья еще в младенчестве лишилась матери, с тех пор тайное предчувствие несчастия всегда ее терзало; будучи одарена от природы всем, Марья с самого младенчества носила в душе своей какую-то печать меланхолии, которая, как камень, лежала на ее сердце и изображалась во всех чертах ее лица. Для того ли создано было сие прекрасное творение, чтобы страдать и в стенаниях окончить дни свои?

Марья в припадках меланхолии своей часто ходила по рощам и долинам одна в сердечной скорби своей. Прекрасные места, ветвистый дуб, журчащий ручеек составляли все блаженство Марьи. Часто в тихом уединении просиживала она до глубокой ночи. Отец ее не был охотник до прелестей природы и часто бранил ее; Марья была невинна в душе своей, и упреки отца не могли к ней относиться. Иногда в тихий, весенний вечер Марья садилась, пригорюнившись, у окна, смотрела на синее небо, на светлый месяц, иногда жемчужная слеза сверкала на черных ее ресницах и при томном свете луны блистала, как прозрачный алмаз.

Но о чем же грустила Марья? — Ах! Это трудно изъяснить! Марья не знала любви. Она всех мужчин любила как братьев своих. Могла ли она грустить? Сердце человеческое неизъяснимо, есть, есть такие минуты, в которые сердце чувствует тоску, томную грусть без всякой причины и, может быть, эти минуты, когда человек забывает все на свете и, так сказать, входит в самого себя, суть сладчайшие минуты в жизни…

Много женихов сваталось за Марью, но она ни одного не выбрала — ей хотелось иметь такого мужа, какого она составила себе в воображении, то есть доброго, нежного, чувствительного, мужа, близкого к ее свойствам. Ах, не всегда мы получаем то, что желаем; Марья, однако ж, нашла такого человека, которого полюбила страстно; но, видно, судьба не хотела ее счастия.

Однажды Марья, ходя в роще, увидела на дереве, под которым любила сидеть и предаваться размышлениям, сии слова: люблю тебя! Марья вздохнула, как невинный ребенок задумалась, для которого язык любви был еще нов, непонятен, и на той же коре робкою рукою написала несколько слов в ответ.

Назавтре невольное чувство влекло ее в рощу. Она входит, бежит к любимому дереву и видит розовую гирлянду над ее словами. Марья затрепетала, испугалась, хотела бежать — вдруг является молодой прекрасный человек. "Марья! — говорит он,— любезная Марья!" — и в слезах бросается к ее ногам. Кто может изъяснить, что чувствовала Марья в сию минуту? Она узнала в любовнике Милона, который всегда для нее казался всех милее, и бросилась в его объятия. Тут нежные любовники поклялись в вечной верности, и пламенный поцелуй был залогом их клятвы. Всякий день Марья приходила в рощу и с другом сердца своего проводила вечер. Как были приятны для них эти минуты! Я знал Марью уже после — она всегда с сердечным удовольствием вспоминала о сих прогулках и, бедная, заливалась слезами.

Марья, зная непреклонный нрав отца своего, не смела открыть ему любви своей. Милон был бедный поселянин — этого уже было довольно, чтобы разлучить их навеки! Со всем тем Марья несколько раз хотела сказать о любви своей отцу: имея такое чувствительное, доброе сердце, могла ли она таить от него свою любовь? Но Милон, предвидя плачевную участь, удерживал ее. Еще будет время, любезная Марья, говорил он, насладимся теперь теми блаженными минутами, которые пройдут и, может быть, никогда уже не возвратятся! Марья слушала его и целый год таила от отца свою любовь к Милону.

Между тем один богатый купец предложил Марье свою руку. Она не соглашалась; отец требовал ее согласия. Марья терзалась, плакала и, наконец, принуждена была открыть ему свою любовь. "Батюшка! — говорила она,— я люблю! Если вы хотите счастия вашей дочери, то назовите Милона вашим сыном".— "Милона! — сказал отец.— Никогда! Я заклинаю тебя прервать все связи с ним, если хочешь иметь мое благословение!"

Ни просьбы, ни слезы, ни отчаяние — ничто не помогло, отец был неумолим. Марья отерла слезы свои, скрыла горесть и старалась казаться веселою. Отец предложил ей жениха.

— Ни за кого на свете,— сказала Марья,— кроме Милона.

— Ныне же,— сказал ожесточенный отец,— ты будешь в объятиях Эраста.

Слова сии совершенно поразили Марью, она хотела идти за отцом своим, но ноги подкосились—она упала в обморок. Придя в память, Марья увидела себя в объятиях Милона.

— Несчастный! — сказала она,— каким случаем.

— Марья,— сказал Милон,— время благоприятствует, оно дорого для нас теперь, воспользуемся им, убежим.

— Нет!— сказала Марья.— Отец может сделать меня несчастною, но я никогда не преступлю моей обязанности. Нет, Милон, не говори мне о побеге, не оскорбляй меня. Я надеюсь, что отец послушает меня.

— Но, Марья, любезная Марья, помысли…

— Слова напрасны,— сказала Марья,— удались, я люблю тебя, но не сделаю подлого дела!

— Как? — вскричал Милон,— и ты противишься моему счастью? И ты не краснеешь, сказав, что любишь меня? Ты. О боже!

— Милон, дражайший Милон! — кричала Марья, но уже было поздно…

Назавтра отец велел Марье одеться и идти в церковь. Марья повиновалась и отдала руку свою человеку, которого она нисколько не любила. Выходя из церкви, Марья увидела Милона, бледного, отчаянного; — он подошел к ней, схватил ее руку, взглянул на нее страстно и пронзил сердце свое кинжалом.

— Постой! — закричала Марья и бросилась на тело несчастного.

Напрасно хотели ее отвлечь от тела — все усилия были тщетны.

— Нет,— говорила она — нет, жестокие люди! Вы не велели мне любить его, дайте умереть у ног его!

Умирающий Милон собрал последние силы свои, взял ее руки и сказал: "Марья! Я любил тебя. Бог тому свидетель. " С этим словом он выдернул кинжал из груди своей и закрыл глаза навеки.

В отчаянии, горести Марья оставила отца, мужа, родину. В бедной хижине провела она остатки дней своих, в горести и тоске. Бедная! Там, в цветущей молодости, окончила она дни свои, произнося имя Милона, имя, любезное ее сердцу.

Бедная! Никто не посетит могилы твоей, никто не почтит слезою твоего праха! Ты умерла в горести, в одиночестве, далеко от родины, от друзей… Гордые памятники покрывают иногда трупы злодеев, горсть земли скрыла добродетельную женщину, страстную любовницу, нежную дочь, и место, где она лежит, забыто и презрено.

В настоящем издании представлены русские сентиментальные повести, написанные в период между началом 70-х годов XVIII века и 1812 годом. Выбор повествовательного жанра объясняется тем, что именно в нем в наибольшей степени отразилась специфика русского сентиментализма как литературного направления.

Материал сборника расположен в хронологической последовательности, что дает возможность проследить историю жанра от первых до последних его образцов. В комментариях представлены: биографические сведения об авторе, источник публикации произведения, примечания к тексту и три словаря — именной, мифологических имен и названий и словарь устаревших слов. Издатели XVIII века не всегда называли авторов публикуемых ими произведений, отсюда несколько анонимных повестей и в данном сборнике.

Большая часть произведений печатается по первому и, как правило, единственному их изданию. Немногие отступления от этого принципа специально оговорены в примечаниях.

История бедной Марьи — опубликована в "Журнале российской словесности", ч. III. Спб., 1805, No 9.

Сюжет прост: это несколько любовных линий. Вся глава – дневник Печорина, где события рассказаны главным героем в хронологическом порядке.

Печорин встречает в Пятигорске знакомого: это юнкер Грушницкий, приехавший восстанавливаться после ранения в ногу. У Печорина быстро появляется обширный круг приятелей. Вскоре в Пятигорск прибывает с супругом Вера – женщина, у которой с Печориным был роман, предмет его давней любви. Прежняя страсть между ними вспыхивает с новой силой.

На курорте лечатся и знатные особы, в том числе княгиня Лиговская с дочерью Мери. Грушницкий без памяти влюбляется в гордую Мери Лиговскую, а Печорин ради забавы и прикрытия собственного романа с замужней женщиной отвлекает внимание Мери на себя, добивается ее любви.

Между офицерами растет неприязнь: Грушницкий ревнует Мери к Печорину. Кульминацией становится поединок Грушницкого и Печорина, во время которого последнему специально подают незаряженный пистолет. Но Печорину удается раскрыть заговор, пистолет при нем заряжают. Дуэль заканчивается гибелью Грушницкого, а Печорина отправляют в далекую крепость как нарушителя закона (дуэли были запрещены).Вера разрывает отношения с Печориным, будучи больше не в силах выдерживать его холодность и эгоизм. Герой остается один.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Глава представляет собой дневник Печорина, где под каждой датой он описывает какое-либо важное событие либо записывает собственные мысли.

11 мая.

Печорин приезжает в Пятигорск, снимает квартиру в прелестном месте: из окон дома, где он остановился, видны горы, а если открыть их, в комнату врываются запахи цветущего сада. Великолепие природы не оказывает целебного воздействия на душу героя: Печорин, как всегда, ощущает тоску и скуку. Встретившись на прогулке с давним приятелем Грушницким, он не испытывает особой радости. Грушницкий смешон ему своими претензиями на мудрость, знание жизни, ему претит манерность юнкера. Оба чувствуют, что когда-нибудь пути их пересекутся, и одному из них будет несдобровать.

Грушницкий рассказывает Печорину о здешнем обществе и объявляет о приезде богатой московской княгини Лиговской с симпатичной дочерью. Он уже влюблен в девушку, но Печорина только забавляет вся эта история.

Случайно Печорин становится свидетелем сцены, когда Грушницкий роняет стакан, а поднять не может из-за больной ноги. Стакан быстро поднимает княжна Мери. Печорину ясно: в душе княжны проснулся интерес к Грушницкому.

13 мая.

Лермонтов

Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов

К Печорину в гости заходит доктор Вернер. Приятели обсуждают общество, собравшееся на водах, и находят, что ничего интересного оно из себя не представляет. Мельком Вернер сообщает некоторые подробности о семье Лиговских: он узнал, что у княгини есть дальняя родственница, она только что приехала на воды. Молодая дама очень хороша, с родинкой на щеке, но очень больна.

В течение вечера этого дня Печорин старается возбудить у княжны ненависть к себе. Он нарочно отвлекает ее обожателей, толпившихся вокруг нее на прогулке, начав рассказывать занимательные истории из своего военного прошлого. Княжна сердита – Печорину этого и надо: он сумел раздразнить ее, заставить думать о себе. Это первая часть его коварного плана.

16 мая.

Печорин продолжает следовать выбранной тактике: он всеми путями старается вызвать у княжны Мери неприязнь к себе, зная на опыте, что вслед за этим чувством в ее сердце вспыхнет любопытство, а там и до любви недалеко. Он, например, знает, что ей очень хотелось бы иметь дорогой ковер, продающийся на местном рынке.

Повысив цену, Печорин специально покупает этот ковер буквально перед носом Лиговских, после чего демонстрирует Мери свое приобретение: покрывает ковром коня, которого проводит под окнами княжны. Печорин веселит общество молодых офицеров, угощает их обедами, чтобы они чаще бывали у него, чем у Лиговских – это тоже часть его продуманной тактики.

Печорин все еще любит ее, и не скрывает этого. Они страстно целуются. Печорин понимает, что отношения не завершены, что оба тянутся друг к другу. При этом он с грустью думает о том, что принес Вере одни несчастья, но, возможно, именно за это она его и полюбила. Вера просит Печорина поухаживать за княжной для вида, чтобы никто не заподозрил об их романе. Печорин соглашается.

Расставшись с Верой, Печорин бросается в степь вскачь. За ним с удивлением наблюдают казаки. В конце прогулки он встречает юнкера Грушницкого, ведущего с Мери сентиментальный разговор. Печорин дерзит княжне. Та возмущена, ее интерес к своенравному офицеру разгорается, что впоследствии сыграет против Грушницкого.

Грушницкий вечером того же дня поверяет Печорину свою тайну: он безумно влюблен в княжну, но не может иметь никаких надежд, ведь она богата и знатна. Печорин посмеивается над приятелем и уверяет его: когда княжне наскучит Грушницкий, она переключит внимание на Печорина, хотя последний никаких усилий для этого не предпринимает.

21 мая.

Печорин наконец принимает решение познакомиться с Лиговскими, так как хочет иметь возможность встречаться с Верой.

22 мая.

В Благородном собрании состоялся бал, во время которого Печорин танцевал с Мери. Гордая девушка дала ему понять, что никогда двери дома ее матери не откроются перед ним. Но в дело вмешался случай: к Мери начал приставать пьяный офицер, и Печорин вступился за девушку. Тотчас он был вознагражден: к нему подошла княгиня, разговорилась, пригласила в гости. Княжна одарила его лучистым благодарным взглядом.

Молодые люди с удовольствием поговорили и расстались дружески.

23 мая.

Отношения между Печориным и княжной становятся напряженнее. Стараясь вызвать интерес странного молодого человека, на вечере у себя в доме Мери поет (все признают, что голос ее прекрасен), а затем пытается пробудить в нем ревность. Она ведет с Грушницким продолжительную беседу, выказывая внешне полную поглощенность ею.

Однако до Печорина долетают обрывки разговора, и он понимает: княжна на самом деле нисколько не увлечена Грушницким, замечания ее невпопад, смех не к месту. Он предугадывает дальнейшие события: княжна вскоре влюбится в него, совершенно забыв Грушницкого.

29 мая.

Печорин

Печорин отмечает, что княжне Мери начинает нравиться его разговор, его манеры, она уже решительно отличает его среди других. Тактика сработала:

Печорин решает еще пару дней отстраняться от девушки, чтобы чувство к нему в ее груди разгорелось сильнее.

3 июня.

4 июня.

Печорин и Вера видятся украдкой. Мучимая ревностью Вера (княжна сделала ее наперсницей своих сердечных тайн и рассказывает о зарождающемся чувстве к Печорину) в разговоре сообщает Печорину о том, что вскоре с мужем переедет в Кисловодск. Она просит Печорина поскорее приехать также в Кисловодск следом за нею, если он ее любит. Печорин обещает. В тот же день он отправляет посыльного снять квартиру в Кисловодске.

5 июня.

Грушницкий приготовился к балу. Он явился к Печорину в офицерской шинели, с эполетами, облитый модными духами с ног до головы.

На балу княжна совершенно не отличала Грушницкого вниманием. Напротив, его волшебное превращение в офицера не произвело на нее никакого впечатления. Она искала взглядом Печорина и наконец, увидев его, вспыхнула от радости.

Грушницкий надоедал ей, постоянно приглашал на танцы, в конце вечера она устала от него. Печорин же искусно подогревал ее интерес к себе, оставаясь внешне безучастным. В конце вечера он тайно поцеловал ей руку.

Грушницкий возненавидел Печорина, который начал ощущать, что вокруг него составляется какой-то заговор.

6 июня.

Княжна заболела от нервного напряжения. Грушницкий бросал на Печорина воинственные взгляды, встречая на прогулках. Вера мучилась от недостатка внимания Печорина. Григорий ощущает, что в его сердце вновь пробуждается искра любви к Вере. Стараясь подтолкнуть бывшую возлюбленную к решительному шагу (то есть свиданию наедине в отсутствие мужа), Печорин подогревает ее ревность, выказывая интерес к княжне.

7 июня.

Печорину удается поговорить с Мери наедине. Она плачет, она влюблена. Мери спрашивает Печорина, испытывает ли он к ней любовь или, напротив, не уважает ее? Офицер просит прощения за свое поведение, но не пытается уверить девушку в своей любви к ней. По-своему он честен с ней. Она велит ему уйти и плачет.

К Печорину заходит Вернер, который предупреждает: в городе начали распускать слухи, будто Печорин вскоре женится на княжне. Григорий уверяет Вернера в обратном. Он убежден: слухи о свадьбе – дело рук Грушницкого и его шайки.

10 июня.

Печорин вслед за Верой переезжает в Кисловодск. Вере становится лучше, на щеках появляется румянец. Как пишет в своем дневнике Печорин, воздух Кисловодска целебный. Влюбленные регулярно видятся, оба испытывают прилив радости, в особенности Вера. Между тем Печорин понимает, что ему хотелось бы, чтобы в Кисловодск приехала и княжна. И вот Лиговские в Кисловодске. Здесь же и Грушницкий со своей бандой заговорщиков. Он постоянно пребывает в трактире, взъерошен и возбужден, успел поссориться с несколькими курортниками из-за пустяков. Что-то назревает – Печорин это ясно чувствует.

11 июня.

Печорин записывает в дневник свои наблюдения за окружающими, рассуждает о любви, в частности о том, чем мужская любовь отличается от женской.

12 июня.

Именно это и происходит с княжной Мери, коня которой ведет Печорин. Григорий поддерживает девушку, а затем, улучив момент, целует ее. Княжна крайне взволнована, она фактически признается ему в любви. Однако он по-прежнему холоден: его сердце молчит, и он сообщает об этом девушке. Та приходит в отчаяние, демонстрируя окружающим показную нервическую веселость.

14 июня.

Печорин ведет дневниковые записи, честно признается самому себе, что поступки его часто некрасивы, что он зол и равнодушен. А причина – возможно, в глубоко скрытом страхе перед женщинами, маскируемом презрением.

15 июня.

Муж Веры уехал в Пятигорск. Теперь влюбленные могут встретиться наедине в ее доме, и они устраивают свидание. Вера пытается выяснить у возлюбленного, как он относится к княжне Мери, не собирается ли делать ей предложение.

Вера выдает Печорину сердечную тайну московской княжны: она влюблена в бравого молодого офицера до безумия. После свидания Печорин выбирается от Веры через окно, а окно комнаты княжны – рядом.

Не выдержав, Печорин из любопытства заглядывает в комнату княжны, оставаясь незамеченным ею. Он видит девушку сидящей над книгой, но мысли ее далеко: она не читает, а просто смотрит на страницу.

Печорин спрыгивает в сад, надеясь уйти никем не замеченным. Но его уже подкарауливают в саду Грушницкий и драгунский капитан, нападают на него. Ему удается вырваться и убежать. Через пару минут он уже дома.

Драгунский капитан с Грушницким прибегают к его дому, стучатся, надеясь выяснить, дома ли он, чтобы точно увериться, что на ночной потасовке в саду был именно Печорин. Печорин отвечает, что у него насморк, и он к ним не выйдет.

16 июня.

Это уже практически убийство безоружного человека. Поколебавшись, Грушницкий идет на подлость, соглашается. Печорин знает, что пуля теперь только в одном пистолете – у противника, но решает испытать Грушницкого до конца. Он хочет понять, будет ли Грушницкому стыдно убить безоружного. Но при этом Печорин решает не раскрывать соперникам, что знает их коварный план. Он сообщает об этом Вернеру и проводит бессонную ночь в размышлениях, готовясь к поединку.

Утром Печорин поплавал в бассейне с целебной водой – и вот он уже готов к схватке.

Княжна Мери

Противники встречаются. Печорин хочет дать Грушницкому последний шанс поступить по совести. Сначала он предлагает мир, с условием, что Грушницкий извинится, а имя Мери публично будет очищено от клеветы. Противник отказывается.

Тогда Печорин предлагает устроить дуэль в таком месте, где проигравший точно погибнет: возле крутого обрыва. Любое легкое ранение приведет к тому, что человек покачнется и упадет в ущелье. пулю доктор вынет – убитого отнесут за счет черкесов, чтобы не пострадали секунданты и победитель.

В этом случае на совести Грушницкого точно будет настоящее убийство: он на расстоянии шести шагов не промахнется, и Печорин, безоружный, даже будучи легко раненым, разобьется о камни и погибнет в пропасти.

Грушницкий начинает испытывать сомнения. Он отзывает капитана в сторону, что-то пылко объясняет ему. Печорин с любопытством ждет, какое решение в итоге примет Грушницкий.

Грушницкий все же не раскрывает подлый замысел и соглашается на условия Печорина. Приходят на место дуэли. Печорин дает противнику последний шанс сознаться: предлагает жребий. Жребий брошен, первым стреляет Грушницкий, попадает Печорину в ногу. Тому удается устоять на месте. В душе его теперь кипит ярость.

Он во всеуслышание объявляет, что в его пистолете нет пули. Заговор раскрыт! Пистолет Печорина заряжают. И он вновь предлагает Грушницкому извиниться, так как считает себя удовлетворенным. Тогда противник будет избавлен от смерти, а совесть его очистится. Но Грушницкий резко отказывается. Печорин стреляет – Грушницкий падает с обрыва, погибает.

С тяжелым сердцем Печорин возвращается домой, где ему подают записку от Вернера, сообщающего, что дело будет улажено, никого не накажут, и от Веры. Вера пишет, что во всем созналась мужу. Супруги поссорились и спешно покидают Пятигорск. Печорин пытается увидеть ее еще хоть раз, мчится так быстро, что до смерти загоняет коня. Но уже поздно.

Княгиня Лиговская приглашает Печорина на серьезный разговор и предлагает ему руку своей дочери. Но офицеру княжна Мери не нужна, он и не собирался жениться. Княжна Мери всерьез заболевает из-за тяжелого нервного потрясения.

О дуэли все же становится известно начальству, и Печорина ссылают в дальнюю крепость. Там он посреди скучной однообразной жизни предается печальным воспоминаниям в одиночестве.

Характеристика Марьи Болконской

Краткая характеристика

Полное имя — Мария Николаевна Болконская.

Возраст — не указан, молодая женщина.

Род занятий — без определенного рода деятельности.

Семья — отец Николай Андреевич, брат Андрей, муж Николай Ростов, дети.

Социальное положение — дворянка.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семейств.

Образование — домашнее образование.

Внешность — некрасивая девушка с худым, болезненным лицом и очень выразительными, лучистыми глазами.

Характер — терпеливая, добрая, милосердная, любящая, ранимая, чуткая, спокойная, склонная к одиночеству, религиозная.

Положительные черты — добрая, умная, любящая, жертвенная, уравновешенная, милосердная.

Отрицательные черты — робкая, безответная, покорная.

Автор — Лев Николаевич Толстой.

Цитатная характеристика

Описание Марьи Болконской с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Марьи Болконской основан на том, что она является богатой, знатной дворянкой, княжной, и принадлежит к одному из самых влиятельных аристократических семейств с богатой историей.

Источник: Том 1, часть 1, Глава I

Источник: василий курагин Том 1, часть 1, Глава I

Источник: Том 3, часть 2, Глава X

Марья живёт в родовом имении Лысые Горы вместе с отцом, князем Николаем Болконским, и компаньонкой — француженкой м-ль Бурьен.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

У Марьи есть брат Андрей, с которым она очень дружна с самого детства.

Источник: Том 1, часть 1, Глава I

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXV

В 1814 году княжна Марья обзаводится собственной семьей и поселяется в Лысых Горах. Её супругом становится Николай Ростов.

Источник: Эпилог, часть 1, Глава VII

У Марьи и Николая рождается трое детей: старший Андрей, младший Митя и дочь Наташа.

Источник: Эпилог, часть 1, Глава IX

Источник: Эпилог, часть 1, Глава IX

Внешность

Портретная характеристика Марьи Болконской основана на том, что она является малопривлекательной, некрасивой девушкой.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXV

Источник: Том 1, часть 3, Глава III

Лицо Марьи часто принимает грустное, несчастное, испуганное выражение.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Источник: Том 1, часть 3, Глава III

Источник: Том 1, часть 3, Глава III

Источник: Эпилог, часть 1, Глава VI

Внешний вид Марьи весьма посредственный, но некрасивое лицо девушки оживляют удивительно прекрасные, лучистые глаза.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXIII

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXV

Источник: Том 1, часть 3, Глава V

Источник: Том 3, часть 2, Глава XIII

Источник: Том 4, часть 1, Глава XIV

У Марьи Болконской кроткий, нежный взгляд.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXIII

Княжна страдает близорукостью.

Источник: Том 1, часть 3, Глава IV

Во время плача Марья Болконская всегда хорошеет.

Источник: Эпилог, часть 1, Глава VIII

У молодой княжны тяжёлая походка.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXIII

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXV

Источник: Том 1, часть 3, Глава III

Никакая, даже самая красивая и изысканная одежда не способна украсить княжну Марью.

Источник: Том 1, часть 3, Глава III

В облике княжны нет ни изящества, ни грациозности.

Источник: Том 2, часть 1, Глава VII

В присутствии Николая Марья Болконская становится на удивление изящной, женственной и грациозной.

Источник: Том 4, часть 1, Глава VII

При виде Николая княжна Марья становится заметно краше.

Источник: Том 4, часть 1, Глава VI

Источник: Том 4, часть 1, Глава VII

Черты характера и поступки

Марья Болконская живет с жёстким, требовательным отцом, которая она очень боится. Жизнь её очень несчастлива.

Источник: Том 1, часть 1, Глава I

Источник: Том 3, часть 1, Глава VIII

Источник: Эпилог, часть 1, Глава VI

Будучи безмерно любящим, добрым, жертвенным человеком, Марья Болконская безропотно терпит домашнюю тиранию своего отца.

Источник: Том 2, часть 5, Глава II

Источник: Том 3, часть 1, Глава VIII

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXV

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXV

Марья очень робеет перед отцом, боится его и в его присутствии часто теряется, волнуется без веского повода.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Несмотря на страх перед отцом, княжна Марья любит его и глубоко почитает.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXIV

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXV

Особенно остро княжна чувствует любовь к отцу, когда тот находится при смерти.

Источник: Том 3, часть 2, Глава VIII

В отличие от отца, Марья Болконская не любит и не ценит порядок.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Княжна Марья почти безвыездно живет в деревне, но лишь потому, что она подстраивается под отца и у неё нет возможности изменить свою жизнь.

Болконская, живущая вдали от света, не имеет навыков ведения лёгкой и непринужденной светской беседы.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXV

Княжна Марья предпочитает одиночество. В обществе малознакомых людей она чувствует себя некомфортно.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXV

Княжна Марья — глубоко религиозный человек, который находит утешение в вере.

Источник: Том 1, часть 3, Глава III

Источник: Том 1, часть 3, Глава V

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXV

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXVI

Источник: Том 4, часть 1, Глава VII

Княжну Болконскую очень печалит тот факт, что ни отец, ни брат не разделяют её отношение к религии.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXV

Марья Болконская принимает у себя богомольцев и всячески помогает им.

Источник: Том 2, часть 2, Глава XIII

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXVI

Марья Болконская отчаянно мечтает о собственной семье, но считает, что не достойна этого счастья из-за того, что слишком некрасива.

Источник: Том 1, часть 3, Глава III

Источник: Том 1, часть 3, Глава III

Марья Болконская — благородная натура. Узнав о любовной интрижке Анатоля и м-ль Бурьен, она искренне решает помочь своей компаньонке обрести счастье в личной жизни.

Источник: Том 1, часть 3, Глава V

Княжна способна искренне, всем сердцем прощать людей и не держать на них зла.

Источник: Том 3, часть 1, Глава VIII

После смерти Лизы Болконской Марья заменяет Николаю мать, отдавая племяннику всю свою любовь и нежность.

Источник: Том 2, часть 2, Глава VIII

Источник: Эпилог, часть 1, Глава XV

Княжна всем сердцем любит свою семью: отца, брата Андрея и племянника Николушку.

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXVI

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXVI

Источник: Том 2, часть 3, Глава XXV

В Марье сильно развито чувство долга, особенно перед близкими людьми.

Источник: Том 4, часть 1, Глава XIV

Марья Болконская — одинокий человек, которому не с кем поделиться своими горестями и печалями.

Источник: Том 2, часть 5, Глава II

Источник: Том 2, часть 5, Глава IV

Жизнь с тяжёлым, деспотичным отцом так выматывает Марью, что она готова выйти замуж за первого встречного, лишь бы избежать бесконечных унижений со стороны отца.

Источник: Том 2, часть 5, Глава IV

Марья Болконская так сильно любит брата, что помимо воли предвзято относится к Наташе Ростовой. Однако позже, когда Андрей был смертельно ранен, он меняет свое отношение к Наташе.

Источник: Том 2, часть 5, Глава VII

Источник: Том 4, часть 1, Глава XIV

Источник: Том 4, часть 4, Глава III

Общее горе сближает Марью и Наташу, и они становятся близкими подругами.

Источник: Том 4, часть 4, Глава III

Во время наступления французов в душе робкой, тихой Марьи Болконской неожиданно просыпается гордость, чувство собственного достоинства.

Источник: Том 3, часть 2, Глава X

В трудную минуту Марья Болконская великодушно проявляет заботу о своих крестьянах.

Источник: Том 3, часть 2, Глава X

Источник: Том 3, часть 2, Глава XI

Давно забытые мечты о счастливой супружеской жизни поднимаются в душе Марье после знакомства с Николаем Ростовым.

Источник: Том 4, часть 1, Глава VI

Источник: Том 4, часть 1, Глава IV

Николай Ростов пробуждает в Марье настоящую женщину, чувственную и нежную.

Источник: Том 4, часть 1, Глава VI

Любовь к Николаю делает Марью Болконскую не только счастливой, но и более спокойной и уверенной.

Источник: Том 4, часть 1, Глава XIV

Источник: Том 4, часть 1, Глава XIV

Став женой Николая Ростова, Марья не может сдержать ревности к его работе, к прошлым отношениям с Соней.

Источник: Эпилог, часть 1, Глава VII

Источник: Эпилог, часть 1, Глава VIII

Источник: Эпилог, часть 1, Глава IX

В браке Марья чувствует себя очень счастливой: она любит и любима, её отношения с супругом полны гармонии.

Источник: Эпилог, часть 1, Глава IX

Источник: Эпилог, часть 1, Глава IX

Марья растворяется в любви и заботе о детях, в воспитании которых использует нравственные принципы.

Источник: Эпилог, часть 1, Глава XV

Источник: Эпилог, часть 1, Глава XVI

У Марьи богатый внутренний мир: возвышенный и духовный.

Источник: Эпилог, часть 1, Глава XV

Источник: Эпилог, часть 1, Глава XV

Источник: Том 4, часть 1, Глава VI

Воспитание

Марья получает домашнее образование. Главным её педагогом и наставником является строгий отец, преподававший ей математику.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Марья, как и большинство юных дворянок, берёт уроки игры на фортепиано.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXIII

Марья Болконская получила прекрасное образование, благодаря чему сама могла заниматься воспитанием и образованием маленького племянника.

Источник: Том 3, часть 2, Глава II

Княжна очень любит читать и посвящает этому занятию много времени.

Источник: Том 3, часть 2, Глава II

Характеристика Марьи Болконской другими героями

Анна Шерер

Анна Шерер знает, что молодая княжна Марья глубоко несчастна с деспотичным отцом, с которым вынуждена жить в деревне, вдали от света.

Источник: Том 1, часть 1, Глава I

Источник: Том 1, часть 1, Глава I

Василий Курагин

Для Василия Курагина большое значение имеет тот факт, что княжна Марья — богатая невеста и принадлежит к знатной семье.

Источник: Том 1, часть 1, Глава I

Жюли Карагина

Жюли Карагина, близкая подруга Марьи, отмечает лучистый, нежный, спокойный взгляд княжны.

Источник: Том 1, часть 1, Глава XXII

Николай Болконский

Николай Болконский непредвзято оценивает свою дочь и видит её внешнюю непривлекательность, которая может стать помехой для счастливого замужества.

Источник: Том 1, часть 3, Глава IV

Источник: Том 1, часть 3, Глава IV

Князь Болконский знает, как много для дочери значит религия.

Источник: Том 1, часть 3, Глава V

Андрей Болконский

Андрей Болконский отмечает всю ценность, которую представляют для Марьи божьи люди, богомольцы.

Источник: Том 2, часть 2, Глава XIII

Наташа Ростова

При первом знакомстве Наташа Ростова не смогла узнать настоящую Марью Болконскую, посчитав её излишне сухой и чопорной.

Источник: Том 2, часть 5, Глава VII

Наташа, как большинство людей, не может устоять перед лучистым взглядом Марьи.

Источник: Том 4, часть 1, Глава XIV

Наташа отмечает доброту и духовную красоту Марьи Болконской.

Источник: Том 4, часть 4, Глава III

Наташа поражается, как княжна Марья любит и понимает детей.

Источник: Эпилог, часть 1, Глава XVI

Николай Ростов

При первой встрече Николай Ростов поражается благородству и кротости Марьи Болконской.

Источник: Том 3, часть 2, Глава XIII

Ростов ясно ощущает богатство духовного мира Марьи Болконской. Это качество очень привлекает его и помогает всем сердцем полюбить княжну Марью.

Источник: Том 4, часть 1, Глава VI

Источник: Том 4, часть 1, Глава VII

Источник: Том 4, часть 1, Глава VII

Источник: Том 4, часть 1, Глава VII

Источник: Том 4, часть 1, Глава VII

«…чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена.

Источник: Эпилог, часть 1, Глава XV

Источник: Эпилог, часть 1, Глава XV

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Марьи Болконской вместе!

Биография

Марья Николаевна Болконская — молодая княжна, аристократка, представительница старинного дворянского рода с богатой историей. Вместе со старшим братом Андреем воспитывалась отцом в родовом имении Лысые Горы.

Марья Болконская получила всестороннее домашнее образование. Математикой с ней занимался лично отец — человек умный, образованный, но очень вспыльчивый, раздражительный. Тяжёлый характер отца стал причиной несчастной жизни Марьи, которая в силу своей природной робости терпеливо сносила все издевательства.

После смерти Лизы, супруги Андрея, Марья взяла на себя обязательства по воспитанию маленького племянника, Николушки, и, по сути, заменила ему мать.

Тяжёлым испытанием для Марьи стала болезнь, а затем и смерть отца. Трагическое событие произошло во время наступления французов, и Марья решила покинуть родовое имение. Однако ей помешали крепостные крестьяне, опасавшиеся потерять свое добро. На помощь княжне пришел Николай Ростов, и Марья всем сердцем полюбила героя.

После смерти брата Андрея Марья обвенчалась с Николаем Ростовым, и молодая семья поселилась в Лысых горах. Марья родила троих детей и была очень счастлива в браке.

Образ Марьи Болконской

Марья Болконская представляет собой один из самых ярких, сложных женских образов, в который автор вложил ключевые человеческие достоинства: милосердие, любовь к ближнему, благородство, нравственность, духовность.

Л. Н. Толстой описывает Марью как некрасивую молодую женщину с невыразительным лицом и тяжёлой походкой. В ней нет изящества и даже малейшего налёта светскости и кокетства. Однако внешняя непривлекательность героини становится не столь заметной благодаря её большим прекрасным глазам: чистым, глубоким и лучистым, способным щедро излучать её душевную теплоту. Марья Болконская преображалась на глазах, когда смотрела любящими глазами на тех, кто ей дорог.

Марья Болконская — человек глубоко религиозный, и именно в вере она находит утешение и объяснение своей несчастливой жизни. Понимая, что некрасива, она ставит крест на любви, семейной жизни, хотя в глубине души страстно об этом мечтает. Но по-настоящему сильную душевную боль ей доставляет жизнь с деспотичным отцом, который ежедневно мучает её своими придирками, издевательствами, насмешками. Благодаря вере Марья находит в себе силы прощать жестокого отца, которого она очень любит.

Марью наполняет любовь и сострадание к ближним. Её душа так чиста и благородна, что способна прощать подлость и предательство. Каждый, кто знаком с Марьей, замечает её богатый внутренний, мир, духовность, нравственность. Рядом с ней люди становятся немного лучше, чище, добрее.

Образ княжны представляет собой цельный, безупречный нравственный человеческий тип, к которому, по мнению писателя, должен стремиться каждый.

Читайте также: