Взаимодействие родительского комитета и попечительского совета школы

Обновлено: 04.07.2024

Что такое попечительский совет и кто принимает решение о его создании?
Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.

Каким документом регламентируется деятельность попечительских советов в республике?
Деятельность попечительских советов осуществляется в соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 146.

Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета школы?
Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года.
В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.

На решение каких задач направлена деятельность попечительских советов?
Задачами деятельности попечительского совета являются:
- содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования;
- разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования;
- содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;
- определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на:
- укрепление материально-технической базы;
- совершенствование организации питания обучающихся;
- проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;
- иные цели, не запрещенные законодательством;
- содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;
- целевое использование средств попечительского совета.

Имеет ли право руководитель учреждения образования привлекать для финансирования школы средства родителей?
В соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования финансирование учреждений общего среднего образования может осуществляться из разных источников, не запрещенных законодательством. Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе. Перечисление средств осуществляется по квитанции на расчетный счет учреждения образования.

Как формируются финансовые средства попечительского совета?
Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.

Могут ли члены родительского комитета инициировать сбор (перечисление) денежных средств учреждению образования?
Министерство образования в соответствующем письме в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома особо обратило внимание на недопустимость выполнения функций попечительского совета членами родительского комитета.

Как Министерство образования реагирует на ситуацию по сбору денежных средств с родителей?
Обращения граждан, содержащие сведения о предполагаемых фактах сбора средств в учреждениях образования, находятся на постоянном контроле Министерства образования.
Министерство образования направило в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома письмо, в котором особое внимание обращено на недопустимость формирования финансовых средств попечительского совета в нарушение требований пункта 24 Положения в части формирования финансовых средств попечительского совета.

Родительский комитет школы

В данной статье хочется поподробнее рассмотреть права и обязанности родительского комитета, что положено ему рассматривать, обсуждать, правила сбора денег и какие нарушения имеются.

Краткий обзор статьи:

o Права и обязанности родительского комитета.

o Нарушения в структуре родительского комитета.

Родительский комитет

Статья 26 пункты 4-6. Управление образовательной организацией. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации"

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Избрание коллектива в родительский комитет.

Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года на один учебный год. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

Принципы деятельности родительского комитета:

o равноправие его членов;

o коллегиальность руководства;

o гласность принимаемых решений;

o периодическая отчётность.

Действия родительского комитета основываются на законодательстве Российской Федерации.

При таком условии создания родительского комитета, как общественного объединения, а не простого, нормы Федерального закона об общественных объединениях будут распространяться и родительский комитет приобретёт статус субъекта права, имея особые права и обязанности, но к субъекту гражданского права такое объединение относиться не будет. В следствии этого, всё то, что будет этим комитетом приобретаться, будет принадлежать всем его членам.

Получение статуса юридического лица.

Родительский комитет, как юридическое лицо. Для этого необходимо зарегистрировать объединение в установленном порядке. Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях".

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

(п. 9 введен Федеральным законом от 20.07.2012 N 121-ФЗ)

Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане.

Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Права и обязанности родительского комитета класса

Оказание помощи школе и классному руководителю, которая выражается в приобретении учебников, пособий, необходимых для полноценного учебного процесса.

• С разрешения учителя бывать на внеклассных мероприятиях и уроках.

• Заниматься совместной работой и оказанием помощи классному руководителю взаимодействию с родителями, не занимающимися воспитанием своего ребенка, а также принимать применительно к ним допустимые меры воздействия.

• С учащимися, поведение которых отклоняется от нормы, проводить беседы совместно с педагогом.

• Поддерживать контакт с органами правопорядка и общественными организациями в целях защиты прав и интересов детей и семьи.

• Принимать активное непосредственное участие в организации, на уровне класса, образовательно-воспитательного процесса.

• Организовывать и принимать участие в посещении семей учеников совместно с классным руководителем.

• Содействовать в привлечении специалистов разного рода для решения создавшихся проблем в семьях учащихся класса.

• Решать хозяйственно – бытовые вопросы внутри класса.

Следовательно, самая главная функция родительского комитета - это оказание помощи организации учебно-воспитательного процесса.

Нарушения в структуре родительского комитета

Если родительский комитет призван к содействию благополучного воздействия отношений между учащимися и регулированием решением вопросов, связанных в процессе обучения в школе, то нюансы нарушения, возникают и зачастую связаны с денежным вопросом.

Родители, не состоящие в родительском комитете, зачастую интересуются тем, на что и куда именно сдаются деньги.

Кто же отвечает в родительском комитете за расход денежных средств? Этот вопрос непосредственно связан с тем, каким именно образом организован родительский комитет.

Если это юридическое лицо, то ответственность за полученные денежные средства берёт на себя организация. Учёт и отчётность в нём регулируются общими нормами, которые касаются всех юридических лиц.

Но, когда это просто объединение родителей, то отвечать должен тот, кто непосредственно получил деньги (глава комитета, иное лицо). Документально это оформляют обычной распиской о получении денежных средств (сумма перечисления) с указанием ФИО и паспортных данных лица, получившего средства.

Также возможно завести журнал, где будут отражены эти данные и график приема денег.

Также необходимо заметить момент дарения подарков учителям, родители сами принимают решение, однако не стоит забывать пункт 2 части 1 статьи 575 ГК РФ допускаются только обычные подарки, стоимость которых не должна превышать 3000 рублей.

Что же касается экскурсий и посещений платных развлекательных мероприятий, а также поздравления детей, то это остаётся на усмотрение родителей.

Таким образом, правовым основанием деятельности родительского комитета является пункт 1 части 6 статьи 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273, где указано, что родительские комитеты создаются в целях учёта мнения обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией, касаемо сбора денежных средств в данной публикации мы видим на что возможно собирать деньги, в основном же всё продиктовано законом и надобности на требование денег у родительского комитета особого нет, за исключением последнего пункта о мероприятиях и днях рождения, здесь рассматривают вопрос и принимают решение сами родители.

Среднее образование в России бесплатное для граждан, школы финансируются за государственный счет. Но чтобы получаемое в средних учебных заведениях образование соответствовало уровню научно-технического прогресса, школьные кабинеты должны быть оснащены современным оборудованием и инструментарием. Но бюджетных средств часто не хватает даже на самое необходимое, и тогда на помощь администрации приходит попечительский совет школы.

Деятельность попечительского совета школы

Как следует из названия этого общественного объединения, его основная функция – попечение, то есть обеспечение образовательного процесса дополнительными финансовыми ресурсами, привлечение и распределение этих средств.

Создание попечительских советов в школе – это добровольная инициатива общественности или решение совета школы, которым такая форма общественного управления также создается на добровольной основе. Как правило, это инициатива небезразличных родителей.

Цели создания попечительского совета школы:

  • укрепление и развитие материально-технической базы;
  • оперативное решение финансовых, материально-технических вопросов для обеспечения качества образовательного процесса и эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
  • защита прав и интересов всех участников образовательного процесса;
  • развитие системы самоуправления.

Деятельность попечительского совета школы регламентируют:

Ошибочно думать, что работа попечительского совета в школе ограничивается только вопросами изыскания дополнительных средств для развития материально-технической базы учебного заведения. В компетенции таких общественных объединений находится решение самых разных вопросов, в том числе:

  • контроль расходования внебюджетных средств;
  • реализация программ дополнительного образования для учеников;
  • материальная поддержка детей из малообеспеченных семей;
  • организация питания учащихся;
  • проведение разного рода мероприятий: образовательных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, социально-культурных;
  • сотрудничество с фондами и иными финансовыми организациями;
  • установление и развитие международного сотрудничества в сфере образования.

Состав попечительского совета школы

И хотя попечительский совет школы создается по инициативе общественности, решение о том, кто войдет в его состав, целесообразно принимать вместе с руководством учебного заведения. Важно, чтобы его члены обладали не только финансовыми возможностями, но имели начальные юридические знания и качества, необходимые попечителям. К таковым можно отнести:

  • высокий социальный и материальный статус;
  • известность и популярность;
  • широкие общественные связи;
  • уважение в обществе;
  • наличие детей, обучающихся в данном учебном заведении;
  • знание проблем образования и готовность к их решению;
  • административные возможности;
  • проживание в районе расположения учебного заведения.

Авторитет людей, входящих в состав такого общественного объединения, станет гарантией авторитета и самой организации. Решения, которые принимает собрание попечительского совета школы, будут неукоснительно выполняться администрацией учебного заведения. Принимаемые попечителями решения будут признаваться учащимися, педагогами, родителями, властями и деловыми партнерами.

Попечительский совет в школах может состоять из педагогов, представителей родителей, властных структур, шефских организаций и общественных объединений, бывших учеников школы, готовых оказать своей alma mater финансовую или материально-техническую помощь. Директор учреждения образования согласовывает создание совета, и у него есть право прекратить его деятельность в случае, если будут выявлены нарушения закона.

Состав совета меняется ежегодно и формируется на демократической основе. Так, представитель администрации школы может быть рекомендован директором учебного заведения, представитель от учителей выбран на педагогическом совете, представители родительской общественности выдвинуты на родительских собраниях классов.

Выборы попечительского совета школы, как правило, проходят на общешкольной конференции родителей, которая собирается не реже одного раза в течение одного учебного года. Инициировать созыв родительской конференции может попечительский или педагогический совет, а также администрация учебного заведения.

Работа конференции родителей может проходить при участии или под наблюдением представителей администрации, педагогического коллектива, органов ученического самоуправления.

В функции конференции родителей включены:

  • заслушивание, обсуждение и утверждение отчетов о работе попечительского совета школы;
  • формирование его состава;
  • формулирование наказов и пожеланий попечительскому совету;
  • принятие решения о расформировании совета, отзыве его отдельных членов, проведении довыборов;
  • внесение поправок и дополнений в положение о попечительском совете школы.

Решения родительской конференции принимаются большинством голосов, простым или квалифицированным (не менее 2/3 участников).

Попечительская общественная организация избирает председателя. Он наделяется правом участвовать в работе других органов самоуправления учебной организации с решающим правом голоса. Но при условии, что рассматриваемый вопрос относится к компетенции совета.

Организационно-правовые формы попечительских советов школ

Такие общественные организации могут существовать в следующих организационно-правовых формах:

  • некоммерческий фонд с образованием юридического лица;
  • некоммерческое партнерство;
  • автономная некоммерческая организация;
  • орган общественной самоорганизации.

Состав попечительского совета школы определяется еще и в зависимости от формы. Так, органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные учреждения не могут являться учредителями некоммерческого фонда или партнерства, поскольку не являются собственниками имущества. А вот по составу учредителей автономной некоммерческой организации законом ограничений не установлено.

Совет в форме органа общественной самоорганизации регламентируется положением, принимаемым в форме локального акта. Права и обязанности его ограничиваются нормами устава образовательной организации.

Бюджет попечительского совета школы

Свои функции члены этого общественного объединения осуществляют на безвозмездной основе.

Предприятия – члены попечительского совета за свою благотворительную деятельность получают преференции – уменьшение налогооблагаемой базы по прибыли. Правда, Налоговым кодексом РФ установлено ограничение: размер благотворительного взноса не должен превышать 3 % облагаемой налогом прибыли.

Документы попечительского совета школы

Директор образовательного учреждения издает за своей подписью приказ о создании попечительского совета школы. Один из пунктов, перечисленных в распорядительной части приказа, – утверждение положения о попечительском совете школы.

Положение – локальный нормативный акт, которым регламентируются все аспекты деятельности этого общественного объединения. Регламент имеет приблизительно такую структуру:

  • Общие положения (используемые термины, цели, порядок взаимодействия).
  • Состав попечительского совета школы (кем определяется количественный и персональный состав, кто входит, порядок принятия решений, как часто выбирается председатель попечительского совета школы).
  • Задачи и функции общественного объединения.
  • Права.
  • Ответственность.
  • Делопроизводство и документооборот.

Положением определяются цели и задачи деятельности совета, а также ее регламенты – периодичность проведения заседаний, правомочность принятых решений (необходимый кворум, число проголосовавших).

Как правило, заседания попечительского совета школы проводятся с периодичностью 2-3 месяца. Во время каждого такого собрания избранный секретарь ведет протоколы заседаний попечительского совета школы. В протокол вносят все вопросы, стоящие на повестке, вкратце излагают суть обсуждения и выступления каждого участника, приводят данные итогов голосования по каждому пункту повестки.

Протоколы попечительского совета школы – документы, которыми оформляются решения, принимаемые на заседаниях. В обязательном порядке под ними ставят свою подпись председатель и секретарь. Принимаемые на заседании решения секретарь доводит до сведения всех заинтересованных лиц.

После того как приказ о попечительском совете школы подписан и определен состав его членов, председатель и секретарь совместно с директором учебного заведения и его администрацией составляют план работы попечительского совета школы. Как правило, период планирования – один учебный год. К разработке плана также можно привлечь совет школы и родительский комитет.

План попечительского совета в школе можно оформить как перечень заседаний, которые будут намечены на определенные даты, приуроченные к мероприятиям, для проведения которых потребуется помощь попечителей.

В конце каждого отчетного периода участники общественной организации и приглашенные заинтересованные объединения, представители власти и партнеры заслушивают отчет попечительского совета школы и дают оценку его работы.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

YouTube
Instagram



Чем занимается попечительский совет, а чем — родительский комитет?

Для начала разберемся, в чем разница между попечительским советом и родительским комитетом.

Анжела Кудоярова, консультант управления общего среднего образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Минобразования, поясняет: попечительский совет — это орган самоуправления, который может создаваться в учреждении образования, чтобы помогать с развитием материально‑технической базы, привлекать финансирование и улучшать условия учебы и труда. И нельзя ассоциировать его работу исключительно с ремонтами или покупкой оборудования — задачи куда шире. Решение о создании совета принимает инициативная группа (дело это исключительно добровольное!) и согласовывает с руководителем школы или садика, а в его состав обычно входят родители, педагоги, представители общественных объединений и шефских организаций. В случае нарушений закона деятельность попечительского совета может быть прекращена по инициативе руководителя учреждения образования.

У родительского комитета задачи другие: он должен взаимодействовать с педагогическим коллективом в профилактике правонарушений среди подростков, пропаганде традиций учреждения образования, распространении лучшего семейного опыта. Причем у членов комитета есть право выносить на обсуждение по своей инициативе или по просьбе других родителей вопросы, связанные с улучшением работы школы или детского сада. Но деньги на нужды учреждения образования родительский комитет привлекать не может: этот момент четко прописан в 2016 году в Положении о родительском комитете. Исключение — воспитательные и культурные мероприятия вроде похода в театр или поездки на экскурсию: тут родительский комитет сам решает все организационные нюансы.

Как они взаимодействуют?

Оба органа самоуправления должны тесно сотрудничать друг с другом, а координируют их работу руководитель учреждения образования и его заместители. Поскольку создание обоих — дело добровольное, в некоторых учреждениях образования вполне достаточно лишь одного, как, скажем, в малокомплектных садах. Работа попечительского совета просто обязана быть максимально прозрачной: на информационных стендах, сайтах учреждений образования должна быть рубрика, посвященная его деятельности. Каждый родитель имеет право знать, кто входит в состав совета, что планируется сделать за год, сколько перечислено средств и куда они потрачены.



Как формируется бюджет попечительского совета?


В Постановлении о попечительском совете, объясняет Вера Грибковская, главный специалист управления дошкольного образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Минобразования, есть пункт 24. На него стоит ссылаться родителям, если их заставляют сдавать деньги или говорят про сбор наличными. В этом пункте все четко прописано: бюджет формируется на добровольной основе. То есть попечительский совет может лишь предложить сдать деньги, окончательное решение за вами. Куда зачисляются средства? На расчетный счет учреждения образования путем безналичного перевода. На что пойдут эти деньги, определяет тоже попечительский совет и согласовывает свое решение с директором и родительским комитетом. Кстати, руководитель учреждения всегда может подсказать, какие моменты особенно проблемные, где помощь нужна больше. Например, не в помещении конкретной группы садика, а в музыкальном зале, месте общего пользования.

Как реагируют в Минобразования?

Специалисты Минобразования постоянно мониторят сайты школ и садиков, в том числе по вопросам деятельности попечительских советов. А в прошлом году появился приказ министерства, где особый акцент сделан на предотвращение принудительного привлечения денежных средств и возложение на руководителей персональной ответственности, если в учреждении есть такие факты.

Анжела Кудоярова подчеркивает, что обращений по сбору денег от общего числа — менее 3%. В основном просят разъяснить нормативную базу, нужно ли обязательно перечислять средства и как это делать.

— Вся законодательная база в свободном доступе, в том числе на портале Минобразования, — подчеркивает Анжела Кудоярова. — К нам обращаются прежде всего для того, чтобы получить разъяснения по тому или иному нормативному акту, подготовиться к разговору с администрацией, если есть какие‑то сомнения в правомерности действий.

Самый частый вопрос: за чей счет ремонт в классах?

В Минобразования объясняют: из бюджета выделяются средства и на капитальный, и на текущий ремонт учреждений образования. Да, от родителей, членов попечительского совета, может исходить инициатива подклеить обои, подкрасить пол. Для этого опять же перечисляют деньги на расчетный счет попечительского совета, покупаются краска, обои. Как быть, если поучаствовали не все? У специалистов на это такой ответ: действовать исходя из тех денег, которые есть в наличии. Оказание помощи школе — это не только перечисление средств, тем более что не у всех есть такая возможность. Могут быть варианты: вымыть окна, поклеить обои… Такая же ситуация и с техническими средствами для начальной школы, скажем, телевизорами: родители не должны их покупать.



А что с подарками школе от выпускников?

Инициаторами таких подарков, как правило, выступают родительские комитеты или попечительские советы. Но подарок от выпускников — это память о них, поэтому Минобразования рекомендует задуматься о творческих памятных презентах школе, не сводя все к денежным сборам.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Читайте также: