Выявление инвазированных контагиозными гельминтозами следует осуществлять в доу

Обновлено: 04.07.2024

2.9.1. Для профилактики энтеробиоза и гименолепидоза проводят: меры по оздоровлению источников инвазии и предупреждению передачи возбудителя, гигиеническое воспитание и обучение медицинского и другого обслуживающего персонала.

2.9.2. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами следует осуществлять одновременным обследованием всех детей и всего персонала ДОУ один раз в год. На пораженность острицами проводят троекратное обследование детей и сотрудников через 1 - 3 дня; на пораженность карликовым цепнем - через 10 - 20 дней.

2.9.4. При однократном обследовании детей и сотрудников и выявлении 20 % и более инвазированных острицами - проводят оз доровление всех детей и обслуживающего персонала ДОУ. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с порядком, установленным Минздравом России.

2.9.5. При неблагополучной ситуации по контагиозным гельминтозам профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:

· ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;

· пропылесосить или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 мин на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;

· в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;

· в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;

· ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены;

· осуществлять надзор за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены.

2.9.6. Заключительная дезинвазия проводится на третий день после окончания курса лечения. Одновременно производят замену песка в песочницах.

Требования к организации питания

2.10.1. Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать санитарным правилам и нормам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также типовой инструкции по охране труда при работе в пищеблоках.

2.10.2. Технологическое оборудование, инвентарь, посуду, тару изготавливают из материалов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, и маркируется для сырых и готовых продуктов. При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов. Требования к произво дственному оборудованию и разделочному инвентарю пищеблоков изложены в прилож. 7.

2.10.3. Для приготовления пищи используют электрооборудование (соковыжималки, миксеры, протирочные машины и т.д.) и электрические плиты. В газифицированных районах допускается установка газовых плит. В сельских ДОУ вместимостью до 50 мест допускается применение кухонных плит на твердом топливе с топкой, выходящей в отдельное помещение. Во вновь строящихся и реконструируемых учреждениях не допускается устанавливать плиты, работающие на угле, дровах, твердом топливе. Помещение кухни оборудуют вытяжной вентиляцией.

2.10.4. Инструкция по применению моющих и дезинфицирующих средств обязательно доводится до сведения всех сотрудников, использующих данное средство (с учетом конкретного режима проводимой обработки).

В буфетных, моечных столовой и кухонной посуды, а также возле всех ванн, которые используют для обработки инвентаря, вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств, используемых в данный момент, правил приготовления рабочих растворов.

Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Растворы хранят в емкостях из темного стекла с хорошо пригнанной пробкой, избегая воздействия на них света и влаги, не более 5 дней.

2.10.5. Для мытья кухонной посуды используют металлические ванны типа ВМ-1, ВМ-2, ВМ-1А, ВМ-2А (не менее двух из нержавеющей стали, алюминия, дюралюминия и др.) с подводкой к ним горячей и холодной воды, с установкой смесителей. Температура горячей воды в точке разбора - не менее 65 °С.

Для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячую воду из системы водяного отопления не используют.

В месте присоединения ванны к канализации должен быть воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки.

2.10.6. Варочные котлы после освобождения от остатков пищи моют горячей водой не ниже 40 °С с добавлением моющих средств, ополаскивают горячей водой с помощью шланга с душевой насадкой и просушивают в перевернутом виде на решетчатых полках, стеллажах. Чистую кухонную посуду хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола.

2.10.7. Разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь: лопатки, мешалки и другое после мытья в первой ванне с горячей водой (50 °С) с добавлением моющих средств ополаскивают горячей водой с температурой не ниже 65 °С во второй ванне, обдают кипятком, а затем просушивают на решетчатых металлических стеллажах.

Металлический инвентарь после мытья прокаливают в духовом шкафу; мясорубки после использования разбирают, промывают, обдают кипятком и тщательно просушивают.

2.10.8. Столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия.

Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную столовую посуду.

Посуду хранят в буфете.

Посуду и столовые приборы моют в 2- или 3-гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения.

Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °С, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решетках.

Чашки промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивание горячей проточной водой производят во второй ванне и просушивают.

Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.

При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводится обеззараживание (дезинфекция) посуды в установленном порядке.

Для обеззараживания посуды рекомендуется использование сухожарового шкафа, который устанавливают в каждой групповой ячейке. При его отсутствии для обеззараживания посуды в каждой группе следует иметь емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе (прилож. 3).

2.10.9. В ясельных группах бутылочки после молочных смесей промывают теплой проточной водой с помощью ерша и моющих средств, затем стерилизуют в автоклаве при температуре 120 °С в течение 45 мин или кипятят в воде в течение 15 мин и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Ерши после использования промывают проточной водой и кипятят 30 мин, высушивают и хранят в сухом виде.

Соски после употребления промывают, замачивают в 2 %-ном растворе питьевой соды в течение 15 - 20 мин, потом промывают водой, кипятят 3 мин в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой.

2.10.10. Рабочие столы на пищеблоке и столы в групповых после каждого приема пищи моют горячей водой с моющими средствами специальной ветошью.

Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 мин в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.

2.10.11. Пищевые отходы на пищеблоке и в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают с помощью шлангов над канализационными трапами, промывают 2 %-ным раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивают горячей водой и просушивают.

2.10.12. В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т.п. Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

2.10.13. В помещениях пищеблока проводят санитарно-профилактические мероприятия по борьбе с мухами, тараканами и грызунами, а при их появлении - истребительные с использованием разрешенных химических препаратов в порядке, установленном Минздравом России.

2.10.14. Питание должно обеспечивать растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. При организации питания следует соблюдать возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах (табл. 2.10.1 ).

Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)*

Возраст детей Энергетическая ценность, ккал Белки, г Жиры, г Углеводы, г
всего в т.ч. животные всего всего
0 - 3 мес. 2,2 2,2 6,5 (0,7)
4 - 6 мес. 2,6 2,5 6,0 (0,7)
7 - 12 мес. 2,9 2,3 5,5 (0,7)
до 3 лет
3 - 7 лет

* Потребности детей первого года жизни в энергии, белке, жирах, углеводах даны в расчете г/кг массы тела.

В скобках указана потребность в линолевой кислоте (г/кг массы тела).

Величины потребностей в белке даны для вскармливания детей материнским молоком или заменителем женского молока с биологической ценностью (БЦ) белкового компонента более 80 %; при вскармливании молочными продуктами с БЦ менее 80 % указанные величины необходимо увеличить на 20 - 25 %.

2.10.15. Организация рационального питания детей предусматривает строгое выполнение режима. Для детей, начиная с 9-месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 ч. В ДОУ с 10-часовым пребыванием детей организуют 3-разовое питание с усилением полдников, с 12-часовым - 4-разовое; с круглосуточным - 5-разовое с дополнительным ужином перед сном, с только ночным пребыванием - одноразовое (ужин).

Распределение общей калорийности суточного рациона питания детей в зависимости от времени их пребывания в ДОУ представлено в табл. 2.10.2.

Для детей с круглосуточным пребыванием в ДОУ Для детей с дневным пребыванием в ДОУ - 10 ч Для детей с дневным пребыванием в ДОУ - 12,5 ч Для детей с ночным пребыванием в ДОУ
завтрак - 25 % завтрак - 25 % завтрак - 25 % ужин - 25 %
обед - 35 % обед - 35 % обед - 35 %
полдник - 15 % полдник - 15 % полдник - 20 - 25 %
ужин - 25 %

В суточном рационе допускается отклонение калорийности на ± 5 %.

В ДОУ с круглосуточным пребыванием за 1 ч до ночного сна рекомендуется выдавать детям стакан молока или кисломолочного продукта.

Для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ (3 - 4 ч) организуют одноразовое питание (второй завтрак, обед или полдник), в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня), при этом рацион питания должен обеспечивать не менее 15 - 25 % суточной потребности в пищевых веществах и энергии.

2.10.16. Питание детей первого года жизни назначают индивидуально в соответствии с возрастными физиологическими нормативами и своевременным введением всех видов прикорма (прилож. 8, 9). Молочные продукты и молочные смеси должны поступать из молочной кухни, в случае их отсутствия следует пользоваться готовыми смесями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение. Питание, полученное из молочной кухни, хранится в холодильнике (по группам) в пределах сроков реализации. Перед кормлением детей его подогревают в водяной бане (температура воды - 50 °С) в течение 5 мин или в электронагревателе для детского питания до температуры 37 °С. Подогрев производят в буфетной группового помещения.

Расчет питания детям первого года жизни проводят при поступлении в ДОУ, исходя из потребности в основных веществах на 1 кг массы тела (табл. 2.10.1), затем не реже 1 раза в месяц детям с проявлениями гипотрофии, недоношенным - не реже 1 раза в 10 - 15 дней.

Для каждого ребенка в возрасте до 9 месяцев ведется лист питания, в котором отмечают фактическое количество съедаемой пищи по каждому виду непосредственно после кормления, стул ребенка, наличие срыгиваний, рвоты, периодически (не реже 1 раза в месяц) отмечают динамику массы тела. По этим данным медицинский персонал производит расчеты и корректировку питания. Необходимо иметь сводный лист питания группы детей, где для каждого ребенка указаны часы кормления и назначенное питание.

2.10.17. В каждом учреждении следует иметь примерное 10-дневное или 2-недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания (прилож. 10). Примерное меню должно быть согласовано с учреждениями госсанэпиднадзора.

Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и приготовления блюд, представлен в прилож. 11.

Такие продукты, как хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи включают в меню ежедневно, а остальные продукты (творог, сыр, яйцо) 2 - 3 раза в неделю. В течение декады ребенок должен получить количество продуктов в полном объеме соответственно установленным нормам.

2.10.18. На основании примерного 10-дневного меню составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста. Рекомендуемые объемы порций для детей разного возраста представлены в табл. 2.10.3.

Профилактика гельминтозов в детском саду включает ряд мероприятий:

  • Проведение периодических медицинских осмотров среди детей и персонала, своевременное выявление и лечение людей, больных гельминтозами;
  • Обучение детей гигиеническим навыкам — мытью рук и т.д.;
  • Санитарно-паразитологический контроль объектов внешней среды, в частности, питьевой воды, предметов обихода, песка в песочницах;
  • Выполнение санитарно-гигиенических требований по соблюдению санэпидрежима;
  • Проведение регулярной влажной уборки и дезинфекции в помещениях учреждения.

В тех же случаях, когда в детском коллективе выявляются лица с паразитарными заболеваниями, возникает необходимость усиления дезинфекционных мероприятий.

Профилактическая дезинфекция

В помещениях детского сада не менее двух раз в день должна проводиться влажная уборка с моющими средствами. Задача уборки заключается в снижении количества микроорганизмов, в т.ч. и паразитов, на объектах внешней среды. Уборка проводится во всех помещениях детсада:

  • вестибюлях и коридорах,
  • раздевальнях,
  • групповых,
  • санитарных комнатах,
  • комнатах общего пользования,
  • на пищеблоке и т.д.

Уборка подразумевает мытье доступных поверхностей помещения, а именно: стен, подоконников, дверей, пола. Особое внимание уделяют уборке мест с большим скоплением пыли — пространство за батареями, под мебелью и плинтусами. Ковры ежедневно чистят пылесосом, а затем влажной щеткой.

Также ветошью, смоченной в моющее средство, ежедневно моют поверхности твердой мебели — шкафчиков, столов, стульев. Столы в групповых комнатах промывают горячей водой с моющим средством до и после каждого приема пищи.

Игрушки могут выступать фактором передачи паразитарных заболеваний. Поэтому все игрушки в конце дня моют в горячей воде с моющим средством. В ясельных группах их моют дважды в день.


Как известно, паразитарные заболевания передаются фекально-оральным путем. И наиболее опасным в эпидотношении объектом является санитарная комната. Согласно СанПиНу уборка в санитарной комнате должна проводиться с применением дезинфицирующего средства для уборки. Так, ванны, умывальники, унитазы чистят щетками с использованием дезсредств. Сиденья на унитазах, кнопки слива, дверные ручки протирают ветошью, смоченной в дезсредство. Горшки моют после каждого использования щеточками с моющими средствами. Ежедневная уборка санитарной комнаты также предполагает мытье стен, дверей и пола с дезсредствами.

Фактором передачи паразитарных заболеваний в детском саду может выступать песок в песочницах. Для предотвращения возникновения гельминтозов среди детей весной производят замену песка в песочницах. На ночь песочницы закрывают крышками, дабы не допустить загрязнение песка бродячими животными. Также песок рекомендуется периодически перекапывать.

Очаговая дезинфекция

Один раз в месяц в детском дошкольном учреждении проводят генеральную уборку, во время которой все помещения обрабатывают дезсредствами. При наличии эпидпоказаний, в частности при выявлении паразитарных заболеваний среди детей, дезинфекцию проводят ежедневно. Усиленные дезинфекционные мероприятия осуществляют в течение всего периода лечения от гельминтоза и еще трех дней после его завершения.

Очаговая дезинфекция в детском саду при выявлении паразитарных заболеваний включает такие мероприятия:

1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:

2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.

3. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.

4. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.

5. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.

6. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:

  • ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;
  • провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;
  • в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;
  • в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;
  • следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).

7. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.

Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.
С учетом изложенного проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества.
Важнейшим этапом в повышении качества здоровья детского населения и в снижении показателей заболеваемости является профилактика заболеваний в детских дошкольных учреждениях, профилактика инфекционных заболеваний в частности.

Общие противоэпидемические мероприятия

Противоэпидемические мероприятия – совокупность обоснованных на данном этапе развития науки действий, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения, снижение заболеваемости совокупного населения и ликвидацию отдельных инфекций.
Разработка теории саморегуляции эпидемического процесса позволила объяснить внутреннее содержание выделенных двух групп мероприятий.
Профилактический характер имеют те мероприятия, проведение которых препятствует формированию эпидемических вариантов возбудителя.
К противоэпидемическим относят мероприятия, препятствующие распространению эпидемических вариантов возбудителя.
Различают противоэпидемические мероприятия, направленные на источник инфекции, механизм передачи, восприимчивость организма.
Принятая в России система мер по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения во многом определяется санитарно-эпидемическим благополучием в детских коллективах. Санитарно-эпидемическое благополучие зависит от соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил, профилактических норм и правил, профилактических дезинфекционных мероприятий и мер специфической профилактики.
При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в дошкольных образовательных организациях (группах), в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил (СанПиН 2.4.1.3049-13).
При регистрации случаев инфекционных заболеваний проводятся противоэпидемические мероприятия персоналом дошкольной образовательной организации.
При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в дошкольных образовательных организациях (группах), в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил.
При регистрации случаев инфекционных заболеваний проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

Основные гигиенические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в дошкольных образовательных организациях

Основные противоэпидемические мероприятия, проводимые в дошкольной образовательной организации

Принцип групповой изоляции

Основным принципом планировки детских дошкольных учреждений является групповая изоляция. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям. Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп. Допускаются общий выход и одна лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольного возраста.
В планировке земельного участка также соблюдается принцип групповой изоляции. Количество групповых площадок должно соответствовать числу групп.
Групповые площадки - индивидуальные для каждой группы из расчета не менее 7,2 кв. м на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 кв.м на 1 ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, обеспечение принципа групповой изоляции в детских дошкольных учреждениях достигается:

  • наличием у каждой группы ячейки с полным набором помещений;
  • применением блочной композиции здания с отдельным входом
  • наличием у каждой группы игровой площадки;
  • применением зеленых насаждений в качестве разделителей площадок.

Таким образом, основными мероприятиями по профилактике инфекционных заболеваний в детских дошкольных учреждениях являются:
1. Соблюдение принципа групповой изоляции при планировке учреждения;
2. Оздоровительные мероприятия:
- рациональный режим сна и отдыха;
- физическое воспитание;
- воздушный режим;
- правильная организация питания;
- закаливание;
- дыхательная гимнастика.
3. Противоэпидемические мероприятия:
- медицинские осмотры детей и работников;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников и сотрудников;
- соблюдение санитарных норм;
- контроль за пищеблоком;
- своевременное выявление больных и носителей инфекции;
- вакцинация;
- карантинные мероприятия;
- эпидемиологический контроль.
4. Гигиеническое воспитание.

Читайте также: