Вюрцбургская школа практическое применение

Обновлено: 05.07.2024

Вюрцбургская школа — группа исследователей во главе с немецким психологом О.Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции ("экспериментальное самонаблюдение", при котором испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции).

К Вюрцбургской школе принадлежали немецкие психологи К.Марбе, Н.Ах, К.Бюлер, английский психолог Г. Уатт, бельгийский психолог А. Мишотт и др.

В противовес общепринятым в то время воззрениям Вюрцбургская школа пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты (умственные действия и независимые от чувственных образов значения, смыслы). Поэтому специфику концепции Вюрцбургской школы обычно усматривают в том, что она ввела в психологию понятие о без-образном мышлении. Процесс мышления трактовался ею как смена операций, иногда приобретающих аффективную напряженность (чувства уверенности, сомнения и др.).

Работы психологов Вюрцбургской школы поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. При этом, однако, мышление без образов ("чистое" мышление) неправомерно противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных Вюрцбургской школы, были получены гештальт-психологией, Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном и их учениками.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image




Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты. © Конфуций ==> читать все изречения.

Сведению логического к чувственному, проводимому сенсуалистической ассоциативной психологией, вюрцбургская школа, сделавшая разработку психологии мышления своей основной задачей, противопоставила рационалистический, идеалистический отрыв логического от чувственного.

Представители вюрцбургской школы (А.Бине, О.Кюльпе, Н.Ах, К.Марбе и др.), положившие начало систематическому изучению в психологии мышления, прежде всего, выдвинули - в противовес сенсуализму ассоциативной психологии - то положение, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Но правильное положение о не сводимости мышления к наглядному чувственному содержанию соединилось у них с ложным отрывом одного от другого: - “чистой” чувственности было противопоставлено “чистое” мышление; - между ними установлена только внешняя противоположность, без единства.

В результате вюрцбургская школа пришла к неправильному пониманию соотношения мышления и чувственного созерцания.

В противовес субъективизму ассоциативной психологии, для которой мыслительный процесс сводится к простой ассоциации субъективных представлений, вюрцбургская школа, опираясь на понятие интенции (направленность мышления на предмет), выдвинула положение о предметной направленности мысли и подчеркнула роль предмета в мыслительном процессе. Но в силу того, что в соответствии с той идеалистической философией, из которой исходила вюрцбургская школа, мышление было внешне противопоставлено всему чувственному содержанию действительности, направленность мышления на предмет превратилась в чистый акт, в мистическую активность вне всякого содержания. Правильное положение о внутренней соотнесенностимышления с независимым от него предметом превратилось в ложную метафизическую концепцию о чистой бессодержательной активности.

В противовес механицизму ассоциативной теории, сводившей мыслительные процессы к внешнему механическому сцеплению представлений, представители вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе. Вместо того чтобы раскрыть существенные внутренние особенности мышления, которые делают его пригодным для решения задач, не разрешимых механическим ассоциативным процессом, задаче приписывают способность к самореализации.

За время своего существования вюрцбургская школа проделала значительную эволюцию. Начав с утверждений о безобразном характере мышления (О.Кюльпе, X.Дж.Уайт, К.Бюлер в ранних своих работах), представители вюрцбургской школы (тот же К.Бюлер в позднейших своих работах, О.Зельц) затем очень рельефно выявили и даже специально подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Однако наглядность была при этом насквозь интеллектуализована, наглядные представления были превращены в лишенные самостоятельной чувственной основы пластичные орудия мышления. Таким образом, принцип интеллектуализации реализовался в новых формах. Аналогичная эволюция произошла и во взглядах вюрцбургской школы на взаимоотношение мышления и речи. Вначале у О.Кюльпе, например, мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от нее. Затем мышление и образование понятий (Нарцисс Ах,1871-1946) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, превращающая бессмысленный знак в демиурга мышления, была при всей ее видимой противоположности по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.

Все перечисленные подходы к пониманию мышления точно так же, как и более поздние попытки натуралистического или интуитивистического истолкования мышления сохраняли исходную для созерцательной теории познания установку на отделение и полное противопоставление мышления объективному предмету мысли.

Неопсихоанализ.

Изучение истории психоанализа, приближающегося к концу первого века своего существования, показывает, что это не статическая и монолитная теория, а динамическая, с постоянно изменяющейся и расширяющейся системой взглядов на человеческую психику. В то время как определенные основополагающие элементы остаются в виде прочного фундамента, изменяющиеся социальные и культурные условия приводят к образованию новых концепций о человеческой психике. Развитие психоанализа после Фрейда (Freud S.) составляет содержание неопсихоанализ, включающего ряд концепций, реформирующих классическую психоаналитическую теорию.

2. Концепции культурного психоанализа перемещают центр тяжести в направлении культурных сил, при этом значение биологических и интрапсихических аспектов психического функционирования сводится к минимуму. Типичным представителем такой теории является Кардинер (Cardiner А.), ставящий акцент на влиянии социальных институтов, деятельность которых определяется методами, используемыми обществом для разрешения проблем выживания при формировании личности. Хорни (Horney K.) также радикально отходит от аналитических концепций о влечении, интрапсихическом конфликте, пережитом в детстве, и влиянии прошлого опыта, отдавая первенство культурным воздействиям. Она пренебрегает психобиологическим фундаментом взросления человека и взаимодействием этого психобиологического начала с опытом. Фромм (Fromm E.) исследует связи личности и индивидуального развития с социальной структурой. Салливан (Sullivan H. S.) считает, что источником психического заболевания являются нарушенные интерперсональные отношения. Соглашаясь с некоторыми психобиологическими концепциями Фрейда, в том числе об инстинктивных влечениях, главным он считает конфликт между индивидом и человеческим окружением. Салливан занимается в основном больными шизофренией и с пограничными состояниями, у которых отсутствует здоровая структура внутренней жизни, в результате чего у них возникли патологические отношения с окружающими. Его концепция интерперсональной психотерапии находит применение главным образом в работе с такими пациентами, помогает им более успешно адаптироваться к реальности.

1) доверие против основного недоверия — это стадия, соответствующая оральной в классической психоаналитической теории;

2) автономия против стыда и сомнения — соответствует анальной стадии;

3) инициатива против вины — фаллической и эдиповой стадиям;

4) трудолюбие против неполноценности — латентному периоду;

5) тождественность против ролевого рассеивания — юности и ранней взрослости;

7) продуктивность против застоя — среднему возрасту;

8) сохранность Эго против отчаяния — старости.

Многие аспекты развития Эго, по мнению Эриксона, можно сформулировать терминами возрастания чувства идентичности, а более или менее жестокий кризис идентичности является отличительной чертой поздней юности и ранней взрослости. Многие проблемы, касающиеся идентичности, концентрируются вокруг той роли, которую играет усиление или ослабление идентификации. Считается, что нарушение идентификации с родителями в детстве, особенно с родителями одного пола, уменьшает чувство идентичности, но неудача в осуществлении дезидентификации с ними в юности вызывает сходный эффект.

он первоначально имеет неамбивалентное отношение. Однако неизбежные переживания фрустрации и отказов со стороны матери приводят к шизоидной позиции, когда Эго младенца расщепляется на три части, две из которых — либидонозное Эго и антилибидонозное Эго. Третья часть младенческого Эго становится центральным Эго, которое соответствует понятию Эго в классической теории. Либидонозное Эго соответствует Id, а антилибидонозное Эго, менее точно, — Супер-Эго. Фэрбэрн выделяет вторую стадию развития — стадию перехода, или квазинезависимости. Инфантильная зависимость заменяет эдипов комплекс в качестве центрального фактора психопатологии. Это приводит к концепции бесконечной регрессии. Фэрбэрн рассматривает прогрессивное развитие более зрелых форм объектных отношений как освобождение личности от потребности раздвоения и подавления.

В целом концепции объектных отношений в значительной мере создаются на основе работы с пациентами, не страдающими неврозами. Акцент делается на факторах раннего детства, когда неправильное отношение матери приводит к дефектам, искажениям и одновременному игнорированию интрапсихического конфликта, играющего центральную роль у больных неврозами.

7. Концепция терапии и техник. Бибринг (Bibring E.) выдвигает представление о генезе и динамике депрессии, альтернативное формулировке Фрейда. Фрейд делает акцент на механизме интроекции амбивалентно любимого объекта при направленности враждебности против Эго, а Бибринг — на потере самоуважения, обусловленной неудачами и истощением Эго.

Значительная фигура в этой области — Александер, разрабатывающий концепцию коррективного эмоционального опыта, альтернативную направлениям, акцентирующим внимание на интерпретации и инсайте. Он считает, что последние игнорируют важность аффективного опыта, и отстаивает мнение, что психоаналитик должен создать такие терапевтические взаимоотношения с пациентом, которые способны нейтрализовать некоторые главные патологические отношения в детстве. Это поможет больному преодолеть отрицательные последствия детского опыта, сформировавшего в его личности патологический стиль отношений.

Заканчивая анализ концепций неопсихоанализа, следует подчеркнуть, что изменились цели и характер проведения психоаналитической психотерапии. В настоящее время целью психоанализа является широкомасштабное изменение структуры характера, что вызывает необходимость продления срока психотерапии, который сейчас составляет обычно от 3 до 6 лет. Стереотип холодного, молчаливого психотерапевта неприменим к современному психоаналитику, считающему, что его пациент является партнером в выполнении трудной задачи, требующей сотрудничества и взаимного уважения. Обе стороны понимают, что аналитическому поиску аналогичных, аффективно незрелых производных конфликта наиболее способствует рабочий альянс, т. е. относительно неневротические, рациональные взаимоотношения между пациентом и психоаналитиком.

Наблюдается тенденция к расширению сферы анализа, распространившегося и на патологические синдромы, которые первоначально считались неподходящими для него. Классическая техника по-прежнему больше всего годится для лечения неврозов, а психоанализ распространяется на все аспекты личности, на взаимодействие с реальностью и на все типы психопатологии.

Когнитивная психология.

Когнитивную психологию считают относительно молодой отраслью психологии, но, тем не менее, она быстро превращается в одну из самых популярных. Такие темы, как стили учения, внимание, память, забывание и усвоение языка — лишь некоторые из областей практического применения для этой науки. Но, что же такое когнитивная психология? Чем занимаются когнитивные психологи?

Когнитивная психология — это отрасль психологии, предметом которой являются психические процессы, в том числе процессы мышления, восприятия, запоминания и учения. Эта отрасль психологии напрямую связана и с другими дисциплинами, включая неврологию, философию и лингвистику.

Основное внимание когнитивной психологии уделяется тому, как люди приобретают, обрабатывают и хранят информацию. Исследования в области когнитивной психологии находят широкое применение — например, в качестве рекомендаций для улучшения памяти, повышения точности принятия решений или в виде требований к структуре учебных программ (для повышения качества обучения в целом).

Большой вклад в развитие когнитивной психологии как науки внесли Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Вольфганг Келер, Джеймс МакКлелланд, Жан Пиаже, Дэвид Румельхарт, Эдвард Б. Титченер, Эдвард Толмен, Густав Фехнер, Ноам Хомский и Герман Эббингауз.

Что отличает когнитивную психологию?

В отличие от приверженцев бихевиоризма, привыкших сосредотачиваться только на наблюдаемом поведении, когнитивные психологи имеют дело с внутренними психическими состояниями человека.

В отличие от психоанализа, который в значительной мере основывается на субъективных ощущениях человека, в когнитивной психологии научные методы исследования используются для изучения его психических процессов.

Кому нужна когнитивная психология?

К основным темам, представляющим интерес для специалистов в области когнитивной психологии, относят вопросы:

• принятия решений и формирования суждений;

• интеллекта и т.д.

Поскольку когнитивная психология затрагивает ряд других дисциплин, эта отрасль психологии часто необходима людям, специализирующимся и в других областях.

К примеру, ею могут заинтересоваться студенты, занимающиеся поведенческой неврологией, лингвистикой, индустриально-организационной психологией, вопросами искусственного интеллекта и другими смежными областями. Учителя, преподаватели и разработчики учебных программ также могут извлечь выгоду, узнав больше о том, как люди обрабатывают и запоминать информацию. Инженерам, учёным, художникам, архитекторам и дизайнерам может здорово помочь понимание внутренних психических состояний и процессов человека.

Одна из важнейших школ психологии в истории этой науки - Вюрцбургская школа.

В этой статье мы проведем исторический обзор, чтобы лучше понять, как возникла эта встреча между важными психологами и каков их самый важный вклад в развитие дисциплины.

Что такое Вюрцбургская школа?

На протяжении истории психологии появлялись различные движения, которые способствовали развитию различных направлений и методологий, обогащая эту молодую науку. Одна из самых известных - Вюрцбургская школа, названная так в честь того, что она родилась при Вюрцбургском университете в Германии. Его маршрут охватывает конец XIX - начало XX века.

Тот, который можно рассматривать как Основателем Вюрцбургской школы был Освальд Кюльпе, ученик самого Вильгельма Вундта., отец экспериментальной психологии, поскольку он создал первую лабораторию для изучения этой дисциплины. Кюльпе продолжил работу Вундта и сформировал экспериментальную методологию, кристаллизовавшись в то, что в конечном итоге стало Вюрцбургской школой.

Однако, хотя Кюльпе и Вундт начали с того, что разделяли линию мысли и использовали экспериментальную методологию, они в конечном итоге дистанцировались, поскольку Освальд Кюльпе начал расходиться по нескольким вопросам, касающимся своего наставника. Например, его не убедили ни концепция психической причинности, ни разделение, которое Вильгельм Вундт установил между психическими явлениями более высокого типа и явлениями более низкого типа.

Наконец, он не согласился с некоторыми наблюдениями о ментальном содержании, поскольку Кюльпе утверждал, что они не обязательно всегда должны быть репрезентативными и сознательными., так как часть его работы посвящена попытке продемонстрировать, что часто указанный контент не соответствует этим характеристикам.

Все эти несоответствия заставили Кюльпе окончательно отделить свою линию работы от линии своего бывшего учителя, заложив основы для создания Вюрцбургской школы, к которой постепенно присоединились различные исследователи, обогащая своими идеями и работой это новое место психологического знания.

Теоретические и экспериментальные предложения

Это основной вклад Вюрцбургской школы в мир ранних психологических исследований.

Самоанализ

В отличие от Вундта, который, как мы уже видели, выступал за изучение высших процессов, Кюльпе и Вюрцбургская школа предпочитают изучать мышление посредством экспериментального самоанализа. Поэтому большая часть методологии этой школы приходится на самоотчеты, обширные анкеты, в которых испытуемые, участвующие в исследованиях, должны фиксировать мысли, которые у них были на протяжении всего теста.

Эти самоотчеты необходимо применять после выполнения задания, чтобы у испытуемого было время, чтобы глубоко задуматься над ним и таким образом собрать и зафиксировать огромное количество информации, которая будет очень полезна исследователям.

Вундт, напротив, собирал информацию во время выполнения задачи, поэтому она не приводила к последующим размышлениям, которые являются ключом к правильной обработке добровольцами. Это ключ к началу интроспективного метода.

Мышление без образов

Вюрцбургская школа также увидел рождение других интересных концепций, таких как мысль без образов. Кюльпе заявил, что должна существовать объективная мысль, независимая от самих изображений, то есть человек может распознать стимул, не обязательно вызывая образ указанного элемента. Чтобы начать проверку этой теории, он провел эксперимент с группой добровольцев, предложив им визуализировать серию цветов, находясь в условиях полной темноты.

Кюльпе оказал большое влияние на философию в его обучении, и это подтолкнуло его продолжить изучение теории мышления без образов, поскольку Я был уверен, что некоторые элементы мысли, самые основные мыслительные процессы не несут в себе никаких образов.вопреки тому, что предлагал Вундт, который утверждал, что мысль не может существовать без образов. Чтобы доказать свой тезис, Вюрцбургская школа использовала интроспективный метод, который мы видели раньше.

Абстракция

Следуя линии новых концепций, изучаемых в Вюрцбургской школе, мы приходим к абстракции, еще одному из ценных вкладов этой группы авторов. Около феномен мысли, с помощью которого человек сосредотачивает свое внимание на определенных элементах, таким образом, что все остальные игнорируются, как будто их не существует.

Один из самых известных экспериментов, который Освальд Кюльпе использовал для демонстрации существования процесса абстракции, заключался в том, чтобы несколько испытуемых визуализировали различные стимулы, включая буквы, числа, цифры и цвета, но просили их посмотреть только на один из них ( предложенное исследователем в каждом тесте). В каждом испытании участники могли запомнить детали предложенных стимулов, но не остальные, поэтому они фактически абстрагировались от них.

Мышление против мышления

Еще одно различие, проводимое в Вюрцбургской школе, - это акт мышления и сами мысли таким образом, что, с одной стороны, мы имеем психические процессы, которые будут функциями или действиями, а с другой стороны - мыслями, которые были бы содержанием, связанным, да, с мысленными образами.

По мнению Кюльпе, мыслительные процессы невозможно сознательно анализировать., а также представляют большую нестабильность.Следовательно, единственный способ узнать их - это после того, как событие, вызвавшее их, прошло через интроспекцию субъекта через самоотчеты, о которых мы уже упоминали ранее. На противоположной стороне будут мысли, которые устойчивы и поддаются описанию.

Ментальные наборы

Дальнейшие эксперименты, проведенные в Вюрцбургской школе, позволили авторам прийти к интересным выводам в рамках изучения человеческой мысли. В этом случае они обнаружили, что, в отличие от теорий ассоцианизма, на самом деле то, что испытуемые использовали для связи понятий, было ментальными установками.

Для этого они попросили участников подумать о категории, которая могла бы их связать, показывая им серию концепций, и они всегда стремились сгруппировать их в более высокую категорию, вместо того, чтобы связывать их с помощью эквивалентного понятия. Например, когда вы показывали им птицу, они чаще использовали категорию животных, чем конкретный вид птиц.

критики

Вундт, бывший учитель Кюльпе, был одним из самых критических авторов некоторых работ Вюрцбургской школы. Например, что касается интроспективного процесса, Вундт утверждал, что субъекту было действительно трудно выполнять мыслительные процессы, необходимые для выполнения задачи, и в то же время размышлять над этими процессами, чтобы преобразовать их в себя. -отчет, поскольку оба упражнения требуют от человека полного внимания. Таким образом заключает, что эти исследования, которые приводят к появлению концепций мышления без изображений, не должны считаться действительными.

Кроме того, другой важный автор, такой как Титченер, также последователь Вундта, присоединяется к нему в этом заключении, поскольку он согласен с его критикой и считает, что в таких случаях нельзя говорить о мысли без образов.

Еще одна важная критика Вильгельма Вундта в адрес Вюрцбургской школы связана с используемой методологией., и это то, что Вундт заверяет, что в экспериментах, проводимых в указанной школе, не принимаются меры для обеспечения правильного экспериментального контроля. Невозможно было повторить эксперименты, поскольку процессы были уникальными для каждого субъекта и каждого отдельного испытания, что не приводило к воспроизведению, что сильно ограничивало объем их выводов.

Вундт объясняет, что в экспериментальном процессе, предложенном Вюрцбургской школой, наблюдатель, вместо того, чтобы быть исследующим психологом, сам является субъектом эксперимента, на которого также влияет задача, которую он не ожидает (он не знает, о чем вы спросите), что уже искажает наблюдение мыслительных процессов.

Резюме

Хотя Вюрцбургская школа получила некоторую критику со стороны Вундта и других авторов в пользу других экспериментальных течений, нельзя отрицать, что Этот институт провел важные исследования, которые способствовали развитию и развитию психологии., способствуя прогрессивному развитию этой науки и закладывая основы для новых тенденций, которые появятся в ближайшие годы, что делает ее ключевой школой для развития нашей дисциплины.

Патологическое пристрастие к азартным играм: симптомы, причины, последствия и лечение

Денис Шолохов

Денис Шолохов

Денис Шолохов запись закреплена

ПРО ВЮРЦБУРГСКУЮ ШКОЛУ

О. Кюльпе основал свою лабораторию в Вюрцбургском университете в 1896 году . Развитие и формирование умозаключений — основная область научных интересов рассматриваемого направления. О. Кюльпе и его ученики расширили использование метода интроспекции и первыми занимались исследованием мыслительных процессов, используя экспериментальные методы. Сотрудники Вюрцбургской школы видоизменили метод интроспекции, который впоследствии стал называться методом экспериментального самонаблюдения. Суть метода состоит в получении ретроспективной информации об опыте субъекта после выполнения сложной задачи, связанной с мышлением, запоминанием и т. д.

Испытуемым, обычно это были коллеги по университету, предлагалось решить различные мыслительные задачи: например, на понимание фразеологизмов. Их просили, как можно более точно описать процесс принятия решения. Анализ экспериментально полученных данных позволил исследователям сделать вывод, что мышление не может быть объяснено как результат возникновения ассоциаций между образами. О. Кульпе и его коллеги полагали, что значительную роль в процессе мышления играют неосознаваемые факторы, которые определяли направление мыслительных процессов. Эти заключения составляли жёсткую оппозицию господствовавшему в то время ассоцианизму. Представители этого направления также особенно подчёркивали роль мотивации в процессе мышления. Таким образом, мотивация — это переменная, которая напрямую влияет на результат мышления.

Вильгельм Вундт считал, что Вюрцбургская школа разработала совершенно новый, целостный взгляд на проблему мышления, в котором внимание уделялось изучению как процесса, так и содержания мышления. Это положение имело большое значение, так как стало прочным фундаментом для дальнейшего развития гештальтпсихологии/

Представителями Вюрцбургской школы были такие ученые, как Карл Марбе, Карл Бюлер, Нарцис Ах и другие. Позже к ним присоединился Отто Зельц, который работал под руководством О. Кюльпе во время его учебы в Бонне. Работы этих ученых сыграла важную роль в изучении процессов мышления. Они заложили основу для современной когнитивной психологии.

Представителями Вюрцбургской школы были такие ученые, как Карл Марбе, Карл Бюлер, Нарцис Ах и другие. Позже к ним присоединился Отто Зельц, который работал под руководством О. Кюльпе во время его учебы в Бонне. Работы этих ученых сыграла важную роль в изучении процессов мышления. Они заложили основу для современной когнитивной психологии.

Освальд Кюльпе (1862—1915) считал, что предыдущие исследования процесса мышления, в том числе исследование В. Вундта о связях между мыслями и образами, были неполными. Под влиянием своего интереса к философии, О. Кюльпе полагал, что существуют определенные ощущения, чувства или представления, которые не поддаются описанию и не могут быть ассоциированы в уме с изображением. В ходе исследований испытуемые выделяли и описывали мыслительный процесс.

Нарцисс Ах (1871—1946) стремился экспериментально показать, что для возникновения понятий недостаточно установления механических ассоциативных связей слово-предмет, но необходимо наличие задачи, решение которой потребовало бы от человека образования понятия. Испытуемый получает задачи, которые он может решить только с помощью некоторых сначала бессмысленных знаков. Знаки (слова) служили испытуемому в качестве средств для достижения известной цели, а именно для решения поставленных экспериментальных задач, и благодаря тому, что они получили такое использование, они приобрели определённое значение. Они стали для испытуемого носителями понятий.

Карл Марбе (1869—1953) разработал концепцию переключаемости установок, объясняющую разную степень подверженности людей происшествиям. Личности, обладающие хорошей способностью к смене установок (психомоторных, перцептивных, внимания, аффективных) в изменившихся условиях деятельности, относительно хорошо защищены от ошибок и редко оказываются жертвами или виновниками аварий и несчастных случаев.

На основе анализа данных страхового общества о распределении несчастных случаев среди 3 тыс. офицеров в течение 10 лет ему удалось обнаружить важное, биологически детерминированное, плохо поддающееся развитию и тренировке качество, определяющее успех профессионального приспособления в трудовых и жизненных ситуациях.

Сначала предъявлялись первые части всех афоризмов, после того, как испытуемые выражали субъективное чувство уверенности в том, что они запомнили первые части выражений, предъявлялись вторые, через 15 минут и в другом порядке. Испытуемых просили их запомнить, а после этого, воспроизвести все, что они запомнили. В результате отвечали полными высказываниями. К. Бюлер объяснил это с помощью детерминирующей тенденцией, которая зависит от запоминаемого материала. Детерминирующая тенденция — это психическое состояние, возникающее при постановке задачи и определяющее направление и избирательность мышления.

Читайте также: