Шергин плотник думает топором краткое содержание

Обновлено: 16.05.2024

Тут можно читать бесплатно Повести и рассказы - Шергин Борис Викторович. Жанр: Классическая проза. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте mir-knigi.info (Mir knigi) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

ПОСЛОВИЦЫ В РАССКАЗАХ

Плотник думает топором

Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ванина окна.

– Гляди, Ваня, – говорила бабушка, – плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтесывать их, сообразуясь с шириной просветов. Теперь плотник посадил новые доски между старыми. И так они плотно сели меж старыми, будто век тут сидели. Теперь хоть молотом бей – ни одна доска не выскочит. И гвоздей не надо. Не гвозди держат, а добрая пригонка.

Теперь мастер принялся за крыльцо. Крыша на крылечке была как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла Подпирали крышу два столба, вкопанные в землю. Плотник выкопал оба столба и выдернул из земли. Оказалось, столбы сильно подгнили. Плотник начисто огрубил всю гниль и слегка обтесал столбы снизу. Далее, на место нижней худенькой ступеньки он кладет добрую. По концам колоды вырубил гнезда и одним махом посадил в эти гнезда оба столба.

Так все рублено и тесано соразмерно, будто эти столбы выросли из колоды и верхушками своими приподняли кровлю крыльца. Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато.

Теперь плотник сдумал привести крылечные столбы в полную красоту. Он вырезал на столбах пояски, будто браслеты надел. Звенья между поясками сверху и снизу закруглил. Получилось, будто столбы составлены из кувшинчиков. Просто все и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец – это художник, а плотник, столяр – это просто рабочий.

Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

– Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.

– Моя бабушка и рисовать умеет, – сказал Ваня.

Вот как-то раз Ваня допытывался:

– Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.

Митя – художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы.

Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, черный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.

Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкапчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.

Иногда узор простой: полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило красовито и нарядно. Дорожка черная, коричневая, потом дорожка черная, потом красная, белая.

Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной.

Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу – верхнюю доску стола – и сказал:

– Это заказ от академии. Сроку дано две недели.

Митя с жаром принялся за дело. Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришел в восторг от своей работы.

Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснется рано и до полдня валяется в постели. В воображении своем видит работу законченной, любуется ею, всплескивает руками от радости: одеваясь, танцует и поет. На минуту присядет к столу, подберет нужные дощечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей: – Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.

Вечером побежит в кино.

За неделю работа не подвинулась ни на полмизинца. В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился, и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.

Митя всплеснул ладонями:

– Что я наделал! Сроку осталась одна неделя. Я не успею ничего…

Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.

– Митька, ты плачешь?

– Мастер, я обманул ваше доверие.

– Иди покажи мне твою работу.

Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:

– То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.

– Мастер, милый, какие же участки надо отхватывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык красовито и тщательно.

– Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоем вкусе.

Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.

Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно -комар носа не подточит. Но окинет глазами, сколько еще пустого места остается, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.

А руки у Мити были золотые.

Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад.

Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю…

При полировке дерева иногда пользовались волчьими или медвежьими зубами, которые, не царапая дерева, помогали вылощить (отполировать) его.

Живой журнал

Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ванина окна.

— Гляди, Ваня, — говорила бабушка, — плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтесывать их, сообразуясь с шириной просветов. Теперь плотник посадил новые доски между старыми. И так они плотно сели меж старыми, будто век тут сидели. Теперь хоть молотом бей — ни одна доска не выскочит. И гвоздей не надо. Не гвозди держат, а добрая пригонка.

Теперь мастер принялся за крыльцо. Крыша на крылечке была как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла Подпирали крышу два столба, вкопанные в землю. Плотник выкопал оба столба и выдернул из земли. Оказалось, столбы сильно подгнили. Плотник начисто огрубил всю гниль и слегка обтесал столбы снизу. Далее, на место нижней худенькой ступеньки он кладет добрую. По концам колоды вырубил гнезда и одним махом посадил в эти гнезда оба столба.

Так все рублено и тесано соразмерно, будто эти столбы выросли из колоды и верхушками своими приподняли кровлю крыльца. Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато.

Теперь плотник сдумал привести крылечные столбы в полную красоту. Он вырезал на столбах пояски, будто браслеты надел. Звенья между поясками сверху и снизу закруглил. Получилось, будто столбы составлены из кувшинчиков. Просто все и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец — это художник, а плотник, столяр — это просто рабочий.

Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью.

Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ванина окна.

— Гляди, Ваня, — говорила бабушка, — плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтесывать их, сообразуясь с шириной просветов. Теперь плотник посадил новые доски между старыми. И так они плотно сели меж старыми, будто век тут сидели. Теперь хоть молотом бей — ни одна доска не выскочит. И гвоздей не надо. Не гвозди держат, а добрая пригонка.

Теперь мастер принялся за крыльцо. Крыша на крылечке была как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла Подпирали крышу два столба, вкопанные в землю. Плотник выкопал оба столба и выдернул из земли. Оказалось, столбы сильно подгнили. Плотник начисто огрубил всю гниль и слегка обтесал столбы снизу. Далее, на место нижней худенькой ступеньки он кладет добрую. По концам колоды вырубил гнезда и одним махом посадил в эти гнезда оба столба.

Так все рублено и тесано соразмерно, будто эти столбы выросли из колоды и верхушками своими приподняли кровлю крыльца. Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато.

Теперь плотник сдумал привести крылечные столбы в полную красоту. Он вырезал на столбах пояски, будто браслеты надел. Звенья между поясками сверху и снизу закруглил. Получилось, будто столбы составлены из кувшинчиков. Просто все и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец — это художник, а плотник, столяр — это просто рабочий.

Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной Однажды Ваня, сидя у окна, рисовал. Подошла бабушка, похвалила:

— Конура подходящая, и собака в ней, а окно сверх конуры без понятия.

— Учитель велел срисовать вид из окна: двор, сад. Я и начал рисовать наш двор. Это Жучка в конуре. А окно — это дом, что напротив нас. В окне нарисована кошка Муська.

— Тебе задано срисовать и двор, и дома, и сад. А у тебя Жучка да Муська весь лист заняли.

— Я и сам вижу, что несоразмерно, без плана. Сейчас Жучку с Муськой растушую карандашиком и всё сотру резинкой начисто.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Длинная нитка — ленивая швея

Была ленивая баба-молодка.

Нит­ку в иголку вдевать надо часто, а молодка этого терпеть не могла.

У окна шить сядет и нитку вде­нет длинную-предлинную.

Шьёт — рука в окно ма­шет.

Мимо шёл солдат.

Видит, кто-то ему из окна рукой машет.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Солдат забежал в избу:

— Хозяйка, ты зачем меня звала, рукой в окно махала?

— Что ты, с ума сошёл? Я шью, нитка длинная, рука далеко машется.

С олдат и закричал сердито:

— Ты нитку-то укорачивай и солдата с дороги не ворачивай!

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной Кошка Муська, которую Ваня рисовал, прихо­дила два раза в неделю. Бабушка и Ваня думали, что Муська приходит в гости. Угощали Муську молоком и рыбой.

Муська была убеждена, что она приходит на работу, а угощенье считала заработной платой. Обязанностью своей считала, чтобы в квартире не завелись мыши. При этом работала в ночную смену — сидела в углу коридорчика и слушала. И вот какая случилась оказия (оказия – приключение, история).

Бабушка выкрасила жёлто-румяной краской — охрой — пол в комнате, покрыла белилами подокон­ник, чуточку приоткрыла окно и оставила в дверях щель, чтобы по комнате ходил ветерок.

Спать Ваня и бабушка легли в кухне, а Муська сидела в коридоре.

Ночью, сквозь сон, бабушка слышала, что Мусь­ка прыгнула и заворчала. Бабушка поняла, что Муська поймала мышонка. Но встать старуха по­ленилась.

По кошачьим правилам добычу надо было вы­нести на улицу. Муська почувствовала, что из дверей тянет холодок. Протиснулась в дверную щель, галопом проскакала по сырому окрашенному полу, прыгнула на подоконник. Здесь долго пляса­ла, пока выбралась на улицу.

Утром бабушка приоткрыла дверь в комнату и зашумела:

— Гляди-ка, Ваня, что натворила эта дрянь Муська! Пол наследила и своими лапищами разу­красила подоконник.

Бабушка бросила на пол полосу бумаги, Ваня подбежал к окну:

— Бабушка, а ведь красиво получилось! Точно цветочки красненькие!

— Я вам покажу цветочки,— ворчала бабуш­ка.— Пусть только Муська явится, я её ткну носом в эти цветочки!

Муська вернулась вечером за угощением. Ба­бушка поставила под нос молоко и рыбу, но пока Муська ела, бабушка делала ей строгий выговор:

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Эту пословицу можно ко всякой бестолковой работе применить.

Помню, ученицам велено было в двух комнатах оклеить простенки меж окнами. Они полосу обоев клейстером намазали и приклеили; побежали в дру­гую комнату — то же. Пошли поглядеть в первую комнату, а там обои под потолком просохли — ветерок из форточки прихватил,— и снизу крепко прихватило, от отопления. А середина отстала от стены. Эти девчурки разгоревались: что делать, как быть?

Пока ахали да охали, в другой комнате та же оказия: от форточек и от батареи верх и низ крепко притянуло.

Я на другом этаже работала, но забежала взглянуть, как у них дело клеится. Вижу, всё пу­зырём висит. Девчонки говорят: , а середина, как флаг, треплется.

Где пузырём вышло, мы ножом распорем и клейстеру подпустим.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной Как-то бабушка, повязавшись кружевной косын­кой, сказала Ване:

— Меня пригласила к себе чай пить одна дама. Я вернусь через час.

Часа полтора Ваня ждал бабушку. Его утешала старуха соседка:

— Сейчас придёт твоя бабка. И к какой она даме чай пить ушла.

Наконец бабушка появилась. Соседка ахнула:

— Подружка, чем ты руки замарала? Что к чаю-то подавали?

— Лак чёрный.— Бабушка рассмеялась и села рядом.— Ну, слушайте. Встретила я утром новую свою знакомую. Умоляет прийти на чашку чая со свежим мёдом. Прихожу к ней. Она меня тащит к буфету:

Дамочка со слезами обняла меня:

Деваться некуда. Я стеклом пятна отскоблила, два раза полку лаком крыла и сушила. Говорю:

— Ну, и много ли ты заработала? — засмеялась соседка.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ва­нина окна.

— Гляди, Ваня,— говорила бабушка,— плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтёсывать их, сообразуясь с шириной просветов. Теперь плотник посадил новые доски между старыми. И так они плотно сели меж старыми, будто век тут сидели. Теперь хоть молотом бей, ни одна доска не выскочит. И гвоздей не надо. Не гвозди держат, а добрая пригонка.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной Теперь мастер принялся за крыльцо. Крыша на крылечке была как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла. Подпирали крышу два столба, вкопанные в землю. Плотник выкопал оба столба и выдернул из земли. Оказалось, столбы сильно подгнили. Плотник начисто отрубил всю гниль и слегка обтесал столбы снизу. Далее, на место ниж­ней худенькой ступеньки он кладёт добрую. По концам колоды (колода - грубо обтесанное бревно или кусок дерева) вырубил гнёзда и одним махом посадил в эти гнёзда оба столба.

Так всё рублено и тёсано соразмерно, будто эти столбы выросли из колоды и верхушками своими приподняли кровлю (кровля – крыша) крыльца. Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато.

Теперь плотник сдумал привести крылечные столбы в полную красоту. Он вырезал на столбах пояски, будто браслеты надел. Звенья между пояс­ками сверху и снизу закруглил. Получилось, будто столбы составлены из кувшинчиков. Просто всё и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец — это художник, а плотник, столяр — это просто рабочий.

Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью.

— Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.

— Моя бабушка и рисовать умеет,— сказал Ваня.

Вот как-то раз Ваня допытывался:

— Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.

Митя — художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатул­ки, столы, шкафы.

Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, чёрный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Распилены эти дощечки на квадратики, шашеч­ки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашеч­ками узор на шкатулке или на шкапчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.

Иногда узор простой, полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило красовито и нарядно. Дорожка чёрная, коричневая, потом дорожка чёрная, потом красная, белая.

Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной.

Недавно мастер поручил Мите выклеить столеш­ницу — верхнюю доску стола — и сказал:

— Это заказ от академии. Сроку дано две не­дели.

Митя с жаром принялся за дело. Обдумал ри­сунок и в один день закончил верхний угол и сам пришёл в восторг от своей работы.

Целую неделю Митя радовался, что ему дове­рена такая важная работа. Утром проснётся рано и до полдня валяется в постели. В воображении своём видит работу законченной, любуется ею, всплёскивает руками от радости; одеваясь, танцует и поёт. На минуту присядет к столу, подберёт нужные дощечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей:

— Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.

Вечером побежит в кино.

За неделю работа не подвинулась ни на полми­зинца. В субботу вечером Митя вдруг устал весе­литься. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился, и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Митя всплеснул ладонями:

— Что я наделал! Сроку осталась одна неделя. Я не успею ничего.

Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.

— Митька, ты плачешь?

— Мастер, я обманул ваше доверие.

— Иди покажи мне твою работу.

Зашли в Митину комнату. Взглянув на столеш­ницу, мастер сказал:

— То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.

— Мастер, милый, какие же участки надо от­хватывать мне каждый день, чтобы поспеть к сро­ку? Работа будет тяп-ляп, а я привык красовито и тщательно.

— Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и от­делывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше ни больше. И дело будет по­двигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоём вкусе.

Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.

Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно — комар носа не подточит. Но окинет глазами, сколько ещё пу­стого места остаётся, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.

А руки у Мити были золотые.

Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и вылощил волчьим зубом (при полировке дерева иногда пользовались волчьими или медвежьими зубами, которые не царапая дерева, помогали вылощить (отполировать) его).

Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной Давно это было. Меня тогда кликали не бабуш­ка, а тётенька. Я в городе пристрастилась к маляр­ному мастерству. Но о родной деревне тосковала.

Тут сорока на хвосте принесла вести, что дирек­тор нашей деревенской школы своими силами об­новляет давно обветшалое школьное здание. Я стремглав полетела из города в деревню. Директор обрадовался мне, как майскому дню. Догово­рившись с ним, побежала смотреть школу.

Плотники перекрывали школьную крышу. А два мужичка, печные мастера, месили босыми ногами глину. И так-то потешно, подбоченясь, плясали друг перед другом. То опять кружатся, взявшись за руки.

— Дядюшки хорошие, слышала я, что три печи подрядились вы сложить в три недели. Вряд ли вы успеете вовремя.

— Нас не двое, а трое. Старший заболел: ко­лени и локти покою не дают.

Я взяла на себя внутреннюю отделку: покрыть мелом потолки, стены, печи. Мел преподнесла наша речка, в половодье вымыла крутой берег. Объ­явился самородный мел. Этого мела мы наломали целый воз. Я с помощницею стала этот мел дробить, на ручных жерновах молоть, просеи­вать.

Сказка скоро говорится, дело мешкотно творит­ся. Мел дробила, мел молола, мел сеяла. Тут в мелу и усну, недосуг нос утереть, три недели на это потратила.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Старухи меня жалеют:

— Ох, мастерица, ты как есть кукла белая, глиняная. И личность на вершок (вершок – старинная мера длины, около 4,4 см) оштукатурена. Давай мы тебя на речке отмоем.

А назавтра за мной из школы бегут:

— Тётенька, иди с печниками прощаться! Они сегодня домой уходят.

Я со всех ног по деревне лечу. Собаки с цепей рвутся, на меня лают, малые ребята со страху ревут.

Я в школу порог переступила. За столом дирек­тор сидит и два молодых мастера. А старый мастер, такой прекрасного вида старец, руками на клюшку опёрся, в сторонке находится. Они меня увидели и покатились со смеху:

— Кто ты, статуй алебастровый? (алебастровый – сделанный из алебастра, разновидности гипса) Человек ты или привидение?

Я их не слушаю, я мастерству дивлюсь: каждая печь как город возведена, а выглядит как игрушеч­ка. И кирпичики, и карнизы, и уголки — всё сла­жено хитрым вымыслом.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

И я ахнула от восхищения:

— Отсохни мои руки, если я это художество буду слепым мелом мазать!

Пречудный старик, старый мастер, подошёл, об­нял меня за плечи:

— Ты, дочка, сама истинная художница, но побелка необходима. Побелка будет свет дневной отражать, а в школе светлость — первое дело.

— Если начальник какой прикатится, каким глазом взглянет!

— Ответственный человек был. Вот оставил по­хвальный лист с благодарностью на имя каждого мастера. А вот здесь договорённые деньги сполна. Ты, старший мастер, первый расписывайся в получении.

На лицо старику будто туча накатилась:

— Шутить изволите, директор? Я сюда прихо­дил заместо прогулки. Только два человека рабо­тали здесь. Они как птички вокруг гнезда сновали. Я на стуле сидел, палец о палец не колотил. Ни­какого касательства ни к деньгам, ни к похвалам не имею.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной К старику прискочили два других мастера:

— Не гораздо твоё слово, государь-дедушка. Мы у работы летали как птички, потому что ног под собой не чуяли от радости. Веселились тому, что при нас находишься. Твоя личность силы придаёт. Твоего труда здесь большая половина, а ты и малую законную треть не признаёшь. Или ты, государь-каменщик, не ведаешь, что всё наше окружное сословие — и мастера и подмастерья, может, нас триста человек,— тебя знаем и тебя называем: ты наше угревное солнышко.

Лицо старика просветлело:

— Детища мои, вот это и есть мне самая ве­ликая награда! А денежная придача как полынь горька.

Я не стерпела этой преславной тяжбы, вышла на улицу и заплакала. Следом выбежал и директор, схватил железную клюшку и начал звонить в чу­гунную доску, что висела у крыльца школы.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной На этот набат вышли три мастера, сбежалась толпой вся деревня. Директор статно и внятно обсказал весь спор каменщиков и закончил:

— Вы, честной народ, рассудите: вправе ли старший мастер отказываться от пая?

И весь деревенский люд вымолвил ясно, громо­гласно:

— Приговариваем тебя, государь мастер камен­ных дел, принять этот пай беззвучно. Возьми твою долю непрекословно.

Старый мастер постоял молча, потом большим Обычаем поклонился двум своим каменщикам, по­том тем же обычаем всему народу.

— А ты, бабушка, умываться побежала?

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

— Конечно, меня старухи сутки в корыте отма­чивали, потом сутки в корыте стирали, потом в речке полоскали, потом сушили и утюгом гладили. Нет, Иванушка, я с мастерами простилась, клей обдумывать побежала. Без клею побелка не живёт.

Тут опять помогла наша речка-матушка. Нака­зала я мальчишкам ловить рыбу мелкую и крупную сетками и бреднем. Напромышляли они рыбы вдо­воль. Стала я эту рыбу в котлах варить, а уху сливать в вёдра. Это и есть клей, крепкий, терпкий. Тогда я стала в эти вёдра мел сыпать по пропор­ции.

Сыплю и лопаточкой разбалтываю. Эти вёдра снесли в школу. И принялись белить потолки, сте­ны, печки, сени. Теперь белят — из брызгалок фу­кают, а я кистей мочальных навязала и кистями побелку делала, да во всю мочь.

Печи топятся, окна и двери настежь для просухи. И заблестели потолки, и стены, и печи, и сени — как из белого мрамора. Школа наша светом налилась.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Б.В. Шергина; учить размышлять над смыслом произведения, понимать значе­ние пословиц; воспитывать положительные качества личности; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание темы; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух ху­дожественное произведение.

Оборудование: выставка книг и портрет Б.В. Шергина; текст пословицы (на доске или в рабочих тетрадях); магнитная азбука , портрет и выставка книг Е.А. Пермяка; текст стихотворения для речевой разминки (в рабочих тетрадях или распечатанный на листочках).

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Проверим, как вы это сделали. (Дети читают сказку по ролям.)

III. Актуализация знаний

Речевая разминка

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

— Прочитайте пословицу орфографически (с ускорением, с замедлением, с грустью, выразительно).

IV. Самоопределение к деятельности

— Что это за предложение? (Это пословица.)

— Как вы понимаете смысл этой пословицы, этого названия?

(Выслушиваются высказывания учеников.)

V. Работа по теме урока

1. Введение в тему урока

— Расшифруйте полное имя писателя, чье произведение мы будем сейчас читать.

(Учитель может использовать магнитную азбуку.)

(Борис Викторович Шергин.)

— Расскажите, как вы решили эту задачку. (Если исключить буквы латинского алфавита, то можно прочитать имя, от­чество и фамилию автора.)

— Откройте с. 28 учебника и прочитайте вступительную ста­тью. (Дети читают текст.)

— Как многие писатели показывали красоту нашей Родины в своих произведениях? (Они писали о талантливых масте­ровитых людях.)

— О ком говорится в рассказах Бориса Викторовича Шергина? (Это корабелы-строители, рыбаки, резчики по дереву, живописцы, сказители. )

— Это люди разных профессий. А что их объединяет? (Они любят своё дело и работают вдохновенно, как настоящие ху­дожники.)

2. Знакомство с автором произведения

(Рассказ учителя об авторе.)

Материал для учителя

Борис Викторович Шергин — русский писатель. Б.В. Шергин родился 16 июля 1893 года в Архангельске. Его отец был потомственным море­ходом и корабельным мастером, а мать — старообрядкой. Любовь к ли­тературе и фольклору Борису Викторовичу привила именно мать. Уже в раннем возрасте, учась в школе, Шергин записывал народные сказки, былины и песни.

Писатель окончил Архангельскую мужскую гимназию, затем посту­пил в Строгановское художественное училище, где приобрёл специаль­ность графика и иконописца.

В 1973 году писателя не стало.

3. Чтение произведения

— Прочитайте название рассказа.

— Рассмотрите иллюстрацию к нему на с. 29. Можете ли вы предположить, о чём этот рассказ? (Высказывания детей.)

— Давайте прочитаем и узнаем, правы ли вы были.

(Текст читает учитель.)

— Какие впечатления и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? (Ответы учащихся.)

4. Словарная работа

— Вспомните, какое значение имеют в тексте следующие сло­ва и выражения.

(Слова записаны на доске.)

Дряблые доски — повреждённые, старые доски.

Посадить новые доски между старыми — постелить, вогнать плотно новые доски между старыми.

Пригонка — это доведение элементов конструкций до нужных разме­ров на месте. Пригонка, выполненная качественно, держит лучше гвоздей.

Кровля крыльца — крыша крыльца.

Крыша на крылечке была, как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла — крыша была некрасивая, из-за неё не было ничего видно.

На место нижней худенькой ступеньки он кладёт добрую — плотник делает новую ступеньку.

Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато — крылечко стало новое, красивое.

5. Выборочное чтение

— Найдите и прочитайте предложения, в которых описыва­ется, как работает плотник. (Учащиеся находят и читают нужные предложения.)

— Откройте учебники на с. 30.

— Прочитайте предложения из рассказа. О каких качествах плотника они говорят? (Трудолюбие, мастеровитость, сила, терпение, внимательность, усидчивость, аккуратность, лов­кость, художественный вкус.)

6. Беседа с учащимися

— Как вы считаете, кто прав: Сергей или Маша?

7. Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы о труде. Объясните их значение.

(Высказывания детей после обсуждения в парах.)

• Глаза страшатся, а руки делают. (Эту пословицу произносят, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца. Нам кажется, что работы очень много, но руки начинают её выполнять и дело будет непременно завершено.)

• Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. (Только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату.)

• Дело мастера боится. (Умелый человек успешно выполняет своюра- боту: качественно и за короткое время.)

• Мастера по работе видно. (О мастере судят по тому, как он вы­полняет свою работу.)

• Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. (Каждый должен заниматься своим делом, выполнять работу хорошо.)

— Найдите слова, передающие особенности северной речи. (Рублено, тёсано соразмерно, сдумал, молодцевато, щеголе­вато, нехитро, снасть, красовито.)

(Учащиеся выполняют команды по тексту.)

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

VII. Работа по теме урока

1. Прогнозирование содержания текста

— Прочитайте на с. 31 название произведения, которое мы будем читать.

— Как вы его понимаете?

— Как вы думаете, о чём можно рассказать в произведении с таким названием? (Предположения учащихся.)

— Кто является автором этого произведения?

2. Знакомство с автором произведения

Материал для учителя

Евгений Андреевич Пермяк — русский писатель, сказочник. Е.А. Пер­мяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов — предпочёл псевдоним Пермяк.

Отец, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда Евгению исполнилось три года. Матери было нелегко одной воспиты­вать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в городе Воткинске, в обществе бабушки, деда и тётки, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. Там Женя учился в церковно­приходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образователь­ными дисциплинами велось и производственное обучение. Он освоил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придётся овладеть ещё одним очень важным ремеслом — писательским.

Умер писатель 17 августа 1982 года.

(Подробнее см.: Школьный словарик, с. 60.)

3. Чтение сказки

(Текст читает учитель и хорошо читающие ученики.)

4. Словарная работа

— Найдите и прочитайте значение этих слов в словаре на с. 124.

(Слова записаны на доске.)

ДОмница специальная печь для плавки руды.

Одёжа-обужа одежда и обувь.

Набольший (сын) старший сын.

Промышлять заниматься каким-нибудь промыслом, ремеслом.

Срубил по избе построил (каждому) избу (дом).

Навечно прощаться — уходить в мир иной, пришло время умирать.

5. Работа по вопросам и заданиям учебника

— Что умели делать Маркел и его жена? (Маркел пашню пахал, железо ковал, домницы ставил, руду в них плавил, рыбу ло­вил, на охоту ходил. Его жена лён пряла, холсты ткала, кожи квасила, мяла, одёжу-обужу шила, жарила, парила, варила, детей уму-разуму учила.)

— Какой наказ дал своим детям отец? (Дети читают послед­ний абзац на с. 32.)

— Как они его выполнили? (Каждый занимался тем делом, в котором он был силён. Все дети жили сообща и друг другу помогали. Так появились на земле мастера и мастерицы, за­родились ремёсла. Лучше люди зажили.)

6. Работа в группе

— Ребята, найдите задание для работы в группе на с. 34. Вы­полните его.

( Дети читают и выполняют задание.)

— Что нового вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас сегодня получилось?

IX. Подведение итогов урока

— Ребята, давайте попробуем вместе составить синквейн о плотнике. Эта игра помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал.

Синквейн — стихотворение из пяти нерифмованных строк. Эта сти­хотворная форма возникла сто лет назад под влиянием японской поэзии.

Памятка. Как написать синквейн

1- ястрока. Тема — название объекта/предмета (одно существительное).

2- я строка. Описание признаков объекта/предмета (два прилага­тельных).

3- я строка. Описание действий объекта/предмета (три глагола).

4- я строка. Отношение автора к объекту/предмету (фраза из четырёх слов).

5- я строка. Итог — суть объекта/предмета (слово-синоним к теме).

Синквейн, составленный учащимися, может выглядеть следую­щим образом.

Обновляет, обтёсывает, подгоняет.

Что задумал, сделает топором.

Читайте также: