Размышления о гуманной педагогике амонашвили краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Родился Шалва Александрович в 1932 году в Тбилиси, там же окончил факультет востоковедения Тбилисского государственного университета. Свою деятельность в качестве педагога Шалва развернул в 1952 году и начал с работы пионервожатым. В 1958 году Амонашвили завершил аспирантуру, в 1960 году прошла защита его кандидатской диссертации по педагогике. Также уже в 1972 году им была защищена его докторская диссертация по психологии. Промежуток времени с 1958 по 1991 год был полностью отдан им работе в НИИ педагогики Грузии, где Шалва продвигался от лаборанта до должности генерального директора. Педагогика для Амонашвили Шалва Александровича была делом всей его жизни.

Шалва Амонашвили и его основные педагогические идеи

Шалва Амонашвили занимается активным развитием и утверждением идеи духовного гуманизма в педагогической теории и практике. Он также организует и проводит семинары по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовании.

Теория гуманно-личностной педагогики

Ключевой базой теории гуманно-личностной педагогики принято считать комплекс идей, которые возникли в традиционном философском, психолого-педагогическом наследии и в современном мире. Понятие гуманной педагогики имеет отношение к педагогической классике, однако отходит в сторону от авторитарных педагогических идей и практики, в которых высшие педагогические ценности объясняются грубо-материалистично и силовые методы применяющиеся в образовательном пространстве в связи с данным фактом становятся нормой.

Гуманно-личностная педагогика представляет собой один из вариантов гуманной педагогики, которую принято считать источником для немалого количества педагогических методик и систем.

Стоит обратить свое внимание на тот факт, что современная педагогическая мысль до сих пор по инерции занимается поисками способов улучшения авторитарной педагогики, принимая в расчет развитие технократического мышления.

В качестве основы для гуманно-личностной педагогики выступают допущения следующего характера:

  • признание реальности и действительности Высшей Силы, Бога, Творца;
  • признание бессмертия человеческой души, её стремление к вечному совершенствованию;
  • принятие земной жизни как части пути вечного совершенствования души человека.

Опираясь на это, заключаются выводы относительно сущности ребёнка:

  • ребёнок представляет собой явление в нашей земной жизни;
  • ребёнок выступает в качестве носителя своей миссии и своего предназначения на Земле;
  • в любом ребёнке присутствует безграничная энергия духа.

Именно в этом и заключается духовно-философская база гуманно-личностной педагогики. Вместе с душой ребёнок принимается за носителя земной природы, той ее части, которая носит название психологии.

Согласно гуманно-личностной педагогике природа в ребёнке способна проявляться в трёх основных силах, законы изменения которых должны стать научной основой образовательного процесса. К перечню данных сил относятся:

  • страсть к развитию;
  • страсть к взрослению;
  • страсть к свободе.

Главный постулат гуманно-личностной педагогики Амонашвили может быть выражен следующим образом. Ребёнок представляет собой единое целое с его земной и духовной природой, в котором духовное начало ведёт земное.

Понятия гуманно-личностной педагогики

В границах гуманно-личностного педагогического подхода исследуются такие базовые понятия как: школа, образование, воспитание, урок, учитель и гуманность. Школа является некой лестницей, предназначенной для предоставления плацдарма для восхождения духовности и души человека, высшей ступенью которой принято считать любовь.

Воспитание является питанием духовного стержня человека. Образование – это процесс нахождения, раскрытия и последующего утверждения внутреннего образа, с помощью потоков внешних образов. Урок представляет собой процесс поиска своей судьбы через призму опыта, знаний, образов прекрасного и, конечно же, самой жизни. Учитель в данной системе выступает в качестве носителя мудрости и знаний.

Подобный подход к семантической трактовке педагогических понятий дает возможность выразить изначально заключенную в них духовность. Смысл гуманно-личностного подхода в педагогике основывается в ведении ученика по пути саморазвития и совершенствования его духовного мира, понимания своего предназначения, по пути, который приведет его к умножению любви и добра на Земле.

Целью гуманно-личностного образования принято считать образ благородного человека, некоего неоспоримого идеала.

Роль учителя в гуманно-личностной педагогике

Проблема педагога является ключевой во всей системе гуманно-личностного педагогического мышления.

Педагог по итогу проводимой им деятельности формирует около себя субъективное образовательное пространство гуманной педагогики. Объективный педагогический процесс в действительности представляет собой субъективную волю сообщества педагогов. В центре данного процесса находится общение учителя со своими учениками и воспитателя со своими воспитанниками. Это такой тип общения, в котором воспитанник находится в состоянии духовной общности с педагогом, когда учитель предоставляет ученикам опору, счастье от познания, понимание, помощь, дружбу, сострадание и любовь. Подобное образовательное пространство способен сформировать вокруг себя исключительно тот педагог, который мыслит и обладает взглядами на жизнь в соответствии с принципами гуманно-личностной педагогики, который применяет их в своей педагогической практике. По этой причине достаточно важно уделять как можно больше внимания подготовке и переподготовке педагогов, находить и способствовать раскрытию в них истинного творчества, расширять их сознание. Распространение идей гуманно-личностной педагогики проходит посредством семинаров для учителей и воспитателей в рамках курсов повышения квалификации.

7 постулатов концепции гуманной педагогики. Шалва Амонашвили

Великий советский педагог Шалва Александрович Амонашвили, автор концепции гуманной педагогики, однажды задал учителям, собравшимся на его лекции, вопрос:

— Представьте себе ситуацию, вы проводите урок в четвертом классе, и заходит ребенок, который опоздал на 20 минут. Ваши действия?

В этом психология ребенка: если он чувствует, что его где-то безусловно любят, его греют, он там ценен, его уважают как личность, он никогда туда больше опаздывать не будет.

Сам же Шалва Амонашвили до седьмого класса был круглым двоечником, а школу окончил с золотой медалью.

Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением.

Личность ребёнка стала центральным понятием концепции гуманной педагогики, которую разработал Амонашвили

1. В воспитании детей нужно придерживаться мысли: Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада.

Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность – мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость.

Главная цель – это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле – это лишь подготовка к вечной жизни.

Подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия. Само развитие в себе этих качеств уже будет благородством и великодушием.

То, что сейчас показывают по ТВ, – это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи. Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно.

Любой ребенок – это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.

И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти.

Если в вашей речи нет уважения к ребенку, то лучше вообще не говорите. Конечно, сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребенка таким, какой он есть, и со временем у вас все получится, дорогие родители.



Ш.А. Амонашвили — известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. Он работает с детьми по системе гуманно-личностного подхода, которая создана на синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Его методики воспитания и обучения направлены на личностное развитие ребенка, построение уважительных доверительных отношений между детьми, учителями и родителями. Они дают мощный толчок к знаниям и духовному развитию ребенка.

Биография Шалвы Александровича Амонашвили

Родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси (Грузия). Отец погиб на фронте в Крыму (1942 г.). Мать сама воспитывала Шалву и его сестру. Она привила детям сердечность, справедливость и верность. Шалва Александрович женат, у него двое взрослых детей. Его жена (профессор-педагог) — его верный соратник и помощник.

С 1950 – 1955 гг. он учился в Тбилисском университете и параллельно преподавал в школе труд и историю. После получения диплома Шалва стал сотрудником НИИ педагогики Грузии, где проработал до 1991 г., а с 1983 — 1991 г. был его директором.

В 1958 г. закончил аспирантуру НИИ педагогики Грузии, а в 1960 г. защитил диссертацию по педагогике, от которой потом отказался, ибо она противоречила его новым педагогическим взглядам. В это время он проводил исследования и обобщение первоисточников религии, педагогических трудов Сухомлинского, Выготского, Давыдова, Эльконина, философии Бердяева, Флоренского, Рерихов. На основании этого создал новую гуманную педагогику.

В 1972 году получил докторскую степень по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии (АПН СССР). Тогда же он начал преподавание в московской школе, которую из отстающей превратил процветающую за два года.

С 1980 г. стал профессором Московского педуниверситета, а с 1987 г. по совместительству — гендиректором экспериментального НПО Минобразования Грузии. В эти годы Амонашвили продолжает эксперимент совместно с Давыдовым, который его публично поддерживал (новатора нещадно критикуют, пытаются уволить).

С 1991 по 1998 год был завкафедрой начального образования в Тбилисском педуниверситете. С 1998 года по сей день возглавляет созданную им лабораторию гуманной педагогики в Московском педуниверситете. С 2001 г. возглавляет Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов в Москве.

Его деятельность признана во многих странах мира. Об этом говорят его ученые степени и награды:

  • д-р психологических наук (1973)
  • профессор Московского педуниверситета (1980)
  • ч. к. АПН СССР (1985 – 1989)
  • д. ч. АПН СССР (1989 – 1991)
  • п. ч. РАО (1993 – 2001)
  • д. ч. РАО (2001)
  • иностранный ч. АПН Украины (2006)
  • почетный доктор Софийского университета (Болгария) и Хмельницкого, Одесского, Киевского, Тюменского, Дагестанского, Уральского, Челябинского и др. педуниверситетов
  • награжден: медалями: Ушинского и Учитель Великой России, орденом Буратино, премией Правительства РФ (2013).

Ныне он ректор своей Академии педагогического искусства и социализации в Москве и завлаборатории гуманной педагогики при Московском педуниверситете. Несмотря на возраст, Шавла Александрович проводит авторские семинары, конференции, читает лекции, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах.

Теория гуманно-личностной педагогики

Исследования в области педагогической психологии дали жизнь новой педагогической идее — гуманно-личностной педагогике. Она является основой для образования будущего, раскрывает духовную и часть земной природы ребенка — психику.

Основу этой теории составляет синтез идей, основанных на аксиомах и выводах:

  • о реальности Высших Сил;
  • на бессмертности души;
  • о земной жизни как небольшого пути по совершенствованию своей души.

На этих идеях построен фундамент гуманно-личностной педагогики. Он был заложен святыми писаниями всех религий, учениями Бердяева, Соловьева, Флоренского, Рериха, педагогикой сотрудничества.

На основе педагогической психологии строится особое отношение к ребенку:

  • это особое явление в земной жизни;
  • носитель своего предназначения (миссии) на Земле;
  • в нем неограниченная энергия духа.

Это позволяет в обучении и воспитании ребенка опираться на его природное стремление к развитию и личной свободе. Учитель становится лишь образцом духовности и проводником в самопознании ребенка.

Гуманная педагогика и система обучения Амонашвили

Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:

  • любить ребенка;
  • очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
  • проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.

Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка.

Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:

  • уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
  • быть деятельным оптимистом, верить в результат;
  • обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.

Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.

При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.

Поэтому школы Шалввы всегда ставят перед собой такие задачи:

В таких школах нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Успехи детей не сравниваются. Он соревнуется только сам с собой, собственными достижениями. Исчезает соперничество, на его место приходит взаимопомощь и взаимовыручка, которые очень поощряются. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам.

Ученики привлекаются к выстраиванию учебного процесса: составляют задания, создают собственные учебники, строят уроки. Все это вместе дает уникальный результат. Познание идет добровольно и на очень высокой духовной ноте. В процессе обучения гуманный педагог не только дает знания, но и помогает осваивать моральные и духовные ценности общества, помогает понять целостность взрослой и детской жизни. Система Амонашвили рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Родители и учителя — последователи гуманной педагогики

Система воспитания и обучения по Амонашвили — это "педагогика целостной жизни детей и взрослых", где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребенка как великий дар, как ими самими приглашенного гостя. Любовь родителей к ребенку не может стать причиной вседозволенности и бесконтрольности. Она должна стать основой воспитания, "питание оси", оси духовной. Поэтому родительское воспитание выливается в процесс духовного становления личности ребенка.

При этом Шалва выделяет несколько видов воспитания:

  • стихийное — что будет, то будет;
  • традиционное — основано на традициях семьи;
  • идейное — на основе некоей идеи (например, коммунистическое);
  • системное — синтез методов и систем, которые дают гармоничное развитие.

Гуманная педагогика основывается только на системном воспитании, которое содержит в себе:

  • Взгляд на ребенка (кто он? зачем пришел в эту семью? к чему стремится? какова моя ответственность? что я могу вложить в него?).
  • Цель воспитания.
  • Подход к ребенку (правила, которые никогда нельзя нарушать, даже если очень хочется).
  • Личность воспитателя (достойный ли я воспитатель своего ребенка?).
  • Образ нашей жизни (может ли дать ваша семья ребенку доброту, любовь, уважение?).

Только учитывая все эти элементы, родители в содружестве с учителем смогут дать детям гармоничное воспитание. Оно позволит ребенку более полно познать себя и мир. Но надо помнить, что воспитание должно всегда идти впереди получения знаний.

Слово в защиту гуманной педагогики

Ученики школ Амонашвили учатся радостно, без всякого диктаторства взрослых, без соперничества. Они имеют чувство собственного достоинства, по-взрослому размышляют над проблемами, умеют оценивать свой труд и происходящие события. В школах Амонашвили детям всячески помогают преодолевать трудности в овладении знаниями.

Все больше родителей ищут школы или детсады с гуманной педагогикой, а учителя осваивают методику Амонашвили. Однако в последнее время появилось много публикаций с нападками на гуманную педагогику, которую приравнивают к оккультизму. Это в корне неверно, ибо в основе педагогики Амонашвили лежат два кита: духовность и гуманность. Вера в высшее, любовь к ближнему, совесть, доброта расширяют сознание ребенка и дают опору развивающейся личности, помогают противостоять низшим ценностям.

Гуманный педагог ведет ученика к духовному совершенствованию. Над этим работали известные педагоги Корчак, Сухомлинский, Ушинский, Макаренко, Песталоцци, а Ш.А. Амонашвили лишь продолжатель вековой мудрости. Отрицание гуманной педагогики — это отрицание возможности оздоровления нашего общества, отрицание существования духовных ценностей.

Педагог свою систему основывал и на знаниях из Библии, на вере. Это многих настораживает. Но в основу его методик первостепенно заложена любовь и уважение к детям, независимо от веры. При этом Библия — это сокровенное знание и нельзя ее причислять к оккультизму. Такое знание для многих открывается по готовности сознания. А гуманная педагогика направлена именно на формирование нового сознания ребенка. Амонашвили выступает в роли Спасателя Детства.

Популярность гуманной педагогики

Методика Амонашвили ныне официально признана как система образования. Начиная с 1961 г., она уверенно внедряется в практику не только у нас в стране, но и во всем мире. В Москве работают экспериментальные школы №1715 и 200, в Санкт-Петербурге № 38, где научным руководителем является сам Шалва Амонашвили. Такие школы работают в Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.

Амонашвили создал 200 лабораторий гуманной педагогики в России и странах бывшего СССР. Московская лаборатория гуманной педагогики разрабатывает спецкурсы для студентов, учителей и аспирантов.

Контакты Ш.А. Амонашвили

Существует Ассоциация гуманной педагогики, которая объединяет лаборатории во всех странах. На базе этих лабораторий действуют экспериментальные школы на всем постсоветском пространстве. Интерес к системе Амонашвили усиливается. Открывается много дошкольных и начальных приватных учебно-воспитательных учреждений, которые используют гуманную педагогику. Они пользуются популярностью.

Библиография Амонашвили

Амонашвили Ш.А.:

Учебно-образовательные книги:

1. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. — Тб., 1970.

2. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980.

3. Созидая человека. — М., 1982.

4. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984.

5. В школу — с шести лет. — М.: Педагогика, 1986.

6. Единство цели. — М.: Просвещение, 1987.

7. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетиздат, 1990.

8. Культура педагогического общения. — М., 1990.

9. Размышления о гуманной педагогике. — М.,1996, 2001

10. Тайна Альбрехта Дюрера. — М., 2000.

11. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.

Философско-образовательные книги:

1. Исповедь отца сыну. — М., 1980, 2009

2. Школа Жизни. — М., 1996, 2000.

3. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2002, 2003.

4. Без сердца что поймем? — М., 2004, Артемовск, 2009.

5. Почему не прожить нам жизнь героями духа. — М., 2003.

6. Спешите, дети, будем учиться летать! — М., 2005.

7. Истина Школы. — М., 2006.

8. Баллада о воспитании. — Донецк, 2008, М., 2009.

9. В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008.

10. Вера и любовь. — М., 2009.

11. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.

12. Письма к дочери. — М., 2010.

Художественные книги:

1. Вся Земля ждет нас. — М., 2010.

2. Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2004, 2010.

3. Саломея. — М., 2010.

4. Рука водящая. — М., 2008, Артемовск, 2009.

5. Свет во тьме. — М., 2010.

Педагогическая симфония (трилогия):

1. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя — М., 1983, 2002.

2. Как живете, дети? — М., 1986, 2002.

3. Единство цели. — М.,1987, 2002.

Краткое содержание некоторых книг:

1. Вера и любовь.

Сборник притч, рассказов, сказок, педагогических эссе, молитв.

2. Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света.

О пути учителя Света.

3. В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры.

О раскрытии в ребенке его дара.

4. Баллада о воспитании.

Личные взгляды автора на протекание процесса воспитания.

5. "Улыбка моя, где ты?"

О взаимоотношении ученика и учителя.

6. Тайна Альбрехта Дюрера.

Об основном принципе гуманно-личностной педагогики: как развивать и воспитывать в ребенке жизнь.

7. "Спешите, дети, будем учиться летать!"

Книга для детей и взрослых — как дать детям крылья в жизни взлететь вместе с ними.

8. "Почему не прожить нам жизнь героями духа?"

Книга для учителя — как не только воспитать героев духа, но и стать самому героем духа.

9. "Без сердца что поймем?"

О силе сердца для общества и образования.

10. Исповедь отца сыну.

Об исповеди автора своему 16-летнему сыну, которая может помочь в воспитании других детей.

11. Истина школы.

О новом взгляде на Ребенка, который поможет вырастить из него неповторимого человека.

12. Рука водящая.

О судьбе учителя поневоле…

13. Свет во тьме.

О воспитании автора его бабушкой, о том, как она мудростью и всезнанием развивала его сознание.

14. Амон-Ра.

О любви и сострадании, об истине и других вечных истинах, волнующих людей. Для взрослых и детей.

15. Как любить детей (Опыт самоанализа).

Личный опыт автора, о том, как любить детей с ответственностью за их будущее.

16. "Созидая, не разрушайте. "

Книга — итог новаторской педагогической деятельности автора, его достижениях и неудачах.

17. По ступенькам СКАЛЕ (3 части).

Книга для учителя с уроками для 1 – 4 класса, которые проводились в разных школах.

18. Пути выращивания письменно - речевой деятельности.

Книга для учителя (1 – 4 класс) о значении письменной речи в саморазвитии ребенка.

Смотрите также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Работа выполнена в рамках изучения дисциплины "Актуальные проблемы теории и практики образования".

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota._sh.a.amonashvili.docx 62.72 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила аспирантка: Кузьменкина Светлана Геннадьевна

Обоснование выбора образовательного проекта для исследования

Краткая характеристика изучаемого образовательного проекта

Краткая информация об авторе исследуемого образовательного проекта, обстоятельствах его создания, процессе и результатах реализации

Анализ и оценка значения проекта для понимания и решения актуальных проблем теории и практики современного российского образования

Анализ и оценка использования в проекте особенностей и возможностей педагогической среды

Анализ и оценка возможных (или наступивших) деструктивных последствий образовательного проекта и степень их учета авторами проекта

Анализ и оценка осмысления педагогических проблем дисциплины в образовательном проекте

Анализ и оценка осмысления педагогических проблем свободы в образовательном проекте

Анализ и оценка гуманистической ориентации образовательного проекта

Анализ и оценка демократической ориентации образовательного проекта

Особенностью начального образования всегда был нерасторжимый союз обучения и воспитания. На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Исследования в области педагогической психологии дали жизнь новой педагогической идее — гуманно-личностной педагогике. Она является основой для образования будущего, раскрывает духовную и часть земной природы ребенка — психику.

Слово "гуманизм" в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный.

Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека как личности, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы.

Гуманная педагогика формирует личность, которая руководствуется в жизни гуманистическими духовными ценностями, способна выбрать свою точку зрения и делать выбор на её основе, ставить и решать проблемы, помогать другим людям. Важнейшая способность такой личности – способность к творчеству в любой области жизни.

Гуманная педагогика опирается на идеи великих педагогов - Коменского, Песталоцци, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, которые стремились к формированию личности каждого ребёнка и раскрытию её талантов.

Фундаментальные духовные качества личности формируются с детства. Осознание себя как личности, поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней являются основополагающими для каждого. Если взрослые не могут дать эти ответы, то дети вырастают и остаются с глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами один на один. Это является основной причиной любых проблем в жизни.

Обоснование выбора образовательного проекта для исследования

Известным педагогом-гуманистом является Амонашвили Ш.А.

Гуманная педагогика прежде всего предлагает организовать жизнь ребёнка так, чтобы его энергия была направлена на созидательные занятия.

Такой подход к ребёнку приводит к тому, что он учится улучшать что-то в своей жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. У него формируются основные духовные качества личности, нравственные ориентиры и понимание своего места в жизни, своих целей и выбора.

Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников.

Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Поэтому она и привлекла мое внимание.

Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:

  • любить ребенка;
  • очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
  • проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие[2] .

Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка. Так как я работаю в начальной школе, гуманная педагогика для меня очень важна и актуальна.

Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:

  • уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
  • быть деятельным оптимистом, верить в результат;
  • обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.

Как же бывает иногда трудно быть сдержанным! Приходится контролировать себя, свои эмоции, чтобы не накричать, не обидеть ребенка своим грубым тоном. Быть добрым, любить своих учеников, стараться быть лучше – этому и учит гуманная педагогика Амонашвили.

Только тогда, когда учитель идет в класс с хорошим настроением, с любовью к детям – ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.

При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.

Поэтому школы Шалвы всегда ставят перед собой такие задачи:

В таких школах нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Успехи детей не сравниваются . Он соревнуется только сам с собой, собственными достижениями. Исчезает соперничество, на его место приходит взаимопомощь и взаимовыручка, которые очень поощряются. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам.

Ученики привлекаются к выстраиванию учебного процесса: составляют задания, создают собственные учебники, строят уроки. Все это вместе дает уникальный результат. Познание идет добровольно и на очень высокой духовной ноте. В процессе обучения гуманный педагог не только дает знания, но и помогает осваивать моральные и духовные ценности общества, помогает понять целостность взрослой и детской жизни. Система Амонашвили рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Краткая характеристика изучаемого образовательного проекта

Ученики школ Амонашвили учатся радостно, без всякого диктаторства взрослых, без соперничества. Они имеют чувство собственного достоинства, по-взрослому размышляют над проблемами, умеют оценивать свой труд и происходящие события. В школах Амонашвили детям всячески помогают преодолевать трудности в овладении знаниями. [3]

Методика Амонашвили ныне официально признана как система образования. Начиная с 1961 г., она уверенно внедряется в практику не только у нас в стране, но и во всем мире.

В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики.

Амонашвили создал 200 лабораторий гуманной педагогики в России и странах бывшего СССР. Московская лаборатория гуманной педагогики разрабатывает спецкурсы для студентов, учителей и аспирантов.

Существует Ассоциация гуманной педагогики, которая объединяет лаборатории во всех странах. На базе этих лабораторий действуют экспериментальные школы на всем постсоветском пространстве.

Интерес к системе Амонашвили усиливается. Открывается много дошкольных и начальных приватных учебно-воспитательных учреждений, которые используют гуманную педагогику. Они пользуются популярностью.

Краткая информация об авторе исследуемого образовательного проекта, обстоятельствах его создания, процессе и результатах реализации

Родился 8 марта 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси , Грузия ). Окончил Тбилисский государственный университет , факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.

В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР .

В 1970—1980-е годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В. В. Давыдовым , который оказывает ему помощь, когда деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики, и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией.

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

В 1989—1991 годах был народным депутатом СССР, членом ВС СССР .

С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете имени С. С. Орбелиани (Тбилиси).

С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) .

Шалва Александрович Амонашвили проводит большую деятельность по распространению идей гуманной педагогики, проводит семинары с учителями России и стран СНГ, также в странах Балтии. Основал свыше 150 лабораторий гуманной педагогики в этих странах.

В настоящее время Шалва Александрович Амонашвили:

Анализ и оценка значения проекта для понимания и решения актуальных проблем теории и практики современного российского образования

В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики.

Вместе с совокупностью идей, сложившихся в классическом духовно-философском и педагогическом наследии человечества, а также творческими достижениями современного образования, Живая Этика составляет основу теории гуманно-личностной педагогики – педагогики третьего тысячелетия.

Анализ и оценка использования в проекте особенностей и возможностей педагогической среды

Образовательная среда - система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся.

Чтобы создать гуманистическую образовательную среду , нужно соблюдать, по мнению Ш.А. Амонашвили, следующие педагогические требования.

Первое. В гуманистической образовательной среде ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора.

Второе. Гуманистическая образовательная среда должна характеризоваться ярко выраженной развивающейся тенденцией. Необходимое условие и источник развития – трудности. В гуманистической образовательной среде, построенной на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы.

Третье. Гуманистическая образовательная среда должна предоставлять ребенку радость жизни. Образовательная среда должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если между педагогом и ребенком царит духовная общность.

Таким образом, содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. [4]

Анализ и оценка возможных (или наступивших) деструктивных последствий образовательного проекта и степень их учета авторами проекта

Школа может быть понята как лестница (скале — лестница). Лестница нужна для восхождения души, духовности человека. Эта лестница находится в учителе, и только. Она не выстроится вовне. У нас это слово закрепилось как название здания, где собираются дети, учителя и происходит то, что мы называем обучением и воспитанием. Но скале находится в учителе, учитель и есть школа. Где он — там и школа. [5]

Отсюда следует, что главная проблема реформы школы в настоящее время заключается не только и не столько в разработке различных образовательных технологий, сколько в самом учителе: реформирует школу только учитель, он же ее и деформирует. Только от него зависит, какое скале он вынашивает внутри самого себя, видит ли внутри себя это скале. [6]

Анализ и оценка осмысления педагогических проблем дисциплины в образовательном проекте

В гуманной педагогике действует дисциплина духа, а не дисциплина тела (Ш.А.Амонашвили). [7]

Анализ и оценка осмысления педагогических проблем свободы в образовательном проекте

Педагогика по Амонашвили поражает, как свежий воздух на пороге школы, когда после уроков выходишь из ее сутолоки и духоты. Но педагогика и должна быть экологически чистой, по убеждению Шалвы Александровича, в отличие от загрязненной – силовой.

«Мы все соработники у Бога. Воспитывая ребенка, мы сотрудничаем с Богом. Если так подходить к ребенку, то многое станет ясным, и мы увидим, что все дети стремятся к развитию, и нам не нужно заставлять их учиться, наоборот, нужно не мешать им в этом, как это делает авторитарная педагогика.

"Школа жизни" Ш.А. Амонашвили основана на принципах гуманно-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного процесса.

Первая состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Природа, по мнению Шалвы Амонашвили, закладывает в ребенка возможности безграничного развития. Школа берет на себя ответственность продолжить дело природы и сотворить из него благородного человека.

Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.

Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.

Благополучие жизни ребенка на уроке обеспечивается благодаря сотрудничеству с учителем, другими детьми. Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.

Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.

Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя". [9]

Анализ и оценка гуманистической ориентации образовательного проекта

Как утверждает Ш.А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают антиподом традиционно утвердившейся в советской школе (и господствующей в российской школе поныне) авторитарно-императивной педагогики.

Основные установки в гуманно-личностной технологии Ш. Амонашвили:

  • Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.
  • Всегда должны быть вера в возможности каждого ученика и поощрение детей.
  • Необходимо радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.
  • Обязательно учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.
  • Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.
  • Законы для учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  • Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
  • Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
  • Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Анализ и оценка демократической ориентации образовательного проекта

В организации педагогического процесса Ш.А. Амонашвили исходит из принципов гуманного личностного подхода к детям. Одновременно он следует также классической педагогическом мысли о том, что ребенок не только готовится к жизни но он уже живет. Учитель пытается проследить пути становления личности каждого ребенка, связывая этот процесс с организованным им педагогическим процессом. Он утверждает, что в тех педагогических условиях, которые он, Ш.А. Амонашвили, создает для детей, у школьников проявляются широкие познавательные интересы и возможности, желание учиться. Ребята становятся более податливы к воспитанию, более ответственными. Ш.А. Амонашвили относится к своим ученикам с большим уважением. Педагог оставляет за детьми право ребенка на свое мнение, воспринимает его на полном серьезе, выслушивая его также внимательно, как мнение любого взрослого человека.

Он принимает детей такими, какие они есть и при этом верит в то, что они все могут стать лучше. Ребенок рождается с великой миссией: стать человеком, неповторимым и уникальным, полезным для себя и для общества. Он как бы с протянутыми руками, умоляющими глазами просит нас помочь ему стать человеком. Сам он этого не сможет сделать. Без заботы и помощи взрослых он погибнет. Но зато он несет в себе всю безграничность Природы и импульс к жизни. Несет в себе даже улыбку, такую мягкую, такую добрую. Природа выдвигает свой главный принцип воспитания: верить в человека, относиться к нему гуманно и оптимистично. Не ребенок должен быть силой взрослых в авторитарно-императивный и потому удобный для нас педагогический процесс, а педагогический процесс должен стать притягательной силой для ребенка, смыслом его жизни. Очеловечивание ребенка, становление его уникальной жизни зависит от того, насколько очеловечена жизнь в обществе, а особенно- жизнь вокруг ребенка, сам педагогический процесс со всеми своими составляющими: людьми профессионалами, программами и учебниками, методами, формами, коридорами и классными комнатами школ.

При этом педагог исходил из нормального стремления человека стать ценным в этой жизни и получить признание от других людей в оценке его личных качеств. Очень важной частью педагогического процесса Ш.А.Амонашвили считает воспитание самостоятельности у детей, воспитание и развитие в них самостоятельной жизни.

Читайте также: