Выставка в гостях у сказки в детском саду
Обновлено: 03.07.2024
Данный материал может быть полезен для воспитателей средних групп в работе по нравственному воспитанию. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Цель:Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Актуальность темы.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Основной этап
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.
Завершающий этап
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-
исследовательской деятельности.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Познавательно-речевое развитие.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
3. Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки".
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №38 ГОРОДА ТОМСКА
Составили воспитатели:
Левчугова Н.Н.
Аспекты музейной деятельности………………………………………………7
План работы по созданию мини – музея………………………………………8
Характеристика мини – музея………………………………………………….9
План работы в мини – музее…………………………………………………..16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно
убеждает, особенно врезается в память,
Н.К. Крупская
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики. В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств духовнонравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Паспортные данные.
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед
Профиль музея: познавательный.
Цель – эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея. Формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора, развитие у дошкольников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности дошкольника.
Пробудить в детях интерес к сказке, книге;
Воспитание бережного отношения к книге;
Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
Воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;
Развитие устной речи, навыков общения;
Формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.
При создании мини-музея учитывались следующие принципы:
- сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;
- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;
- подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия).
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках. Экспонаты сказок изготовлены из различных материалов стоят на верхних полках в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. Также представлена детская литература. Изготовлены сюжетные картинки сказок для показа сюжета сказки и пересказа.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
Название этапа
Содержание работы
Ожидаемый результат
Подготовительный этап.
Анкетирование для родителей группы.
1.Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
Практический этап.
1. Сбор экспонатов.
2.Оформление выставки.
3.Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение экскурсий.
Подведение итогов
Заседание инициативной группы.
Выставка экспонатов мини-музея
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
Экспонат:
Автор: Гвоздев Борис
Экспонат:
Автор: Мангазеев Игорь
Экспонат:
Автор: Ломова Анастасия
Экспонат:
Автор:Масленков Денис
Экспонат:
Автор:Слонова Маша
Экспонат:
Автор:Васьковская Алена
Экспонат:
Автор:Захаров Максим
Экспонат:
Автор:Непомнящих София
Экспонат:
Автор: Самойлова Руслана
Экспонат:
Автор: Иванова Анна
Экспонат:
Автор: Соколова Анна
Экспонат:
Автор: Дмитриенко Анастасия
Экспонат:
Автор: Чекалина Елизавета
Экспонат:
Автор: Гусельников Миша
Экспонат:
Автор: Деревообрабатывающая промышленность
Экспонат:
Автор: Солдатов Илья
Экспонат:
Автор: Локтионов Василий
Экспонат:
Автор: Крысин Илья
Экспонат:
Автор: Кореняк Артем
Экспонат:
Автор: Черкашины Анастасия и Елизавета
Экспонат:
Автор: Соколова Анна
Экспонат:
Автор: Гусельников Миша
Экспонат:
Автор: Пыльский Ярослав
Экспонат:
Автор:
Разделы мини-музея, особенности использования
Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребёнок и книга. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство- Пресс, 1999.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003.
Неизвестных И.Г. Настольный театр на крутящейся платформе. Музыкальный руководитель № 4, 2006, стр. 89.
Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.
Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
АлябьеваЕ.а. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М.: ТЦ “Сфера”, 2001
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Дошколята проявили большой интерес к данной теме. Особое внимание было уделено теме русской народной сказки. Работы получились яркие, насыщенные и разнообразные. Эмоциональный настрой, победа добра над злом просматривается в каждом рисунке.
По завершении работы ребята с удовольствием рассказали о сюжете сказки, о том, какими чертами характера обладает сказочный герой и, конечно же, на какого сказочного героя они хотели бы быть похожи.
Желаем нашим юным художникам успехов, фантазии и творческого вдохновения.
Все лучшие работы выставки можно увидеть в Фотогалерее в альбоме "Детское творчество"
Читайте также: