Выставка шахмат в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

2 Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие. Паспорт проекта

3 В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать выводы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, формированию необходимых умений и навыков, и сформировать их можно даже у детей 5-7 лет путем организованного обучения. А средством этого обучения и развития ребенка может являться игра в шахматы. Актуальность проекта

4 В группе появились шахматные доски с шахматными фигурами. Играть не все умеют, а очень хочется. Постановка проблемы

5 - Активизировать познавательный интерес детей; - Знакомить с историей игры Шахматы, ее правилами; - Закреплять умение ориентироваться на плоскости; - Развивать восприятие, внимание, память, логическое мышление, -Активизировать и расширять словарный запас; - Воспитывать настойчивость, выдержку, уверенность в собственных силах; - Привлекать семьи воспитанников к участию в проекте. Цель проекта Создание условий для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы. Задачи проекта Цель проекта

11 В шахматном лесу пошел волшебный дождь. Обведи только шахматные фигуры

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m27d9121f.jpg

Автор: Клеванов Вадим

Руководитель: Бегова Елена Ивановна

декабрь 2016 год

5. Список использованной литературы и других источников……………………………. 8

Актуальность: Шахматы – изобретение древних мудрецов, самая гениальная игра человечества. Наблюдения многих ученых доказывают, что занятия шахматами способствуют развитию памяти, логического и аналитического мышления у детей: ребенок учится обобщать, сравнивать, запоминать полученную информацию, и на основании полученных знаний делать собственные умозаключения и планировать свою дальнейшую деятельность. В то же время, благодаря занятиям шахматами, у ребенка развивается абстрактное мышление, воображение, интуиция, способность к принятию нестандартных красивых решений, основывающихся не только на логике и анализе, но и требующих от ума максимальной гибкости и изобретательности.

Проблема: в марте 2015 года подарили на день рождения шахматы, не умею играть.

Цель: изучить историю возникновения и правила игры в шахматы; научиться играть, развить интерес к шахматам у сверстников и их родителей.

1. Подбор и изучение литературы (история шахмат)

2. Изучить шахматную доску и шахматные фигуры.

4. Знакомить сверстников с материалом, изученным ранее.

Участники проекта: воспитанник подготовительной группы (5 лет), педагог, родители.

Продолжительность проекта: один год.

2.Теоретический обзор

Игры в шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии.

Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды он пришел к королю и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы) очень понравилась правителю, но взамен крестьянин попросил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился.

Условие было такое:

Положить на каждую клетку шахматной доски зерно с таким учетом, чтобы с каждым разом количество зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку 1 зерно, на вторую 2 зерна, на третью клетку 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!!

Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил всё досконально об игре в шахматы. В награду король отдал все запасы зерна из амбаров крестьянину, который разделил все поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.

Шахматная игра практически является бесконечной – если бы человек со времен Адама и Евы не отходил от доски, то и в этом случае все партии до сих пор не были бы сыграны.

Шахматные фигуры – главные действующие лица любой шахматной партии. В шахматах их шесть разных видов фигур. Это король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка по два комплекта – белые и черные. В шахматы играют 2 соперника: один из них белыми фигурами, другой - черными. У каждого из игроков 16 фигур.

Правила игры в шахматы:

Первое правило шахматной игры для начинающих:

Второе правило игры в шахматы:

Третье правило:

Четвертое правило в шахматах:

Пятое правило:

3.Практическая часть

Зовется Шахматной страной двухцветная страна,

Ведется в ней упорный бой – двухцветная война.

Там обе армии смелы, борьбой увлечены,

В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой,

Тот, кто решительней, умней, а не светлей или темней –

Вот там закон, какой!

Этапы работы:

1 этап подготовительный:

Определение направления работы, изучение и оценка различных видов источников информации для работы.

2 этап основной:

Накопление и систематизация информации о шахматах, осознание ее места в своей жизни, обучение игре в шахматы.

3 этап заключительный:

Форма организации

Сроки проведения

1 этап подготовительный

Изучение и подборка информации из энциклопедий, научно – популярной и художественной литературы, сети интернет

Педагоги, дети родители

Педагоги, дети родители

Педагоги, дети родители

Педагоги, дети родители

2 этап основной

Март по настоящее время

Лепили из теста и пластилина, рисовали шахматные фигуры, оформляли выставки

Педагоги, дети родители

Вырезание шахматных фигур

Придумывание загадок, сказок, рассказов о шахматах и оформление книжек, оформление тематических альбомов

Педагоги, дети родители

Продуктивная деятельность: рисование шахматных фигур

Выпечка своими руками

(из песочного теста)

Дети, педагоги, родители

3 этап заключительный

Участие в районном конкурсе

Дети, педагоги, родители

Презентация проекта в своей группе

Дети, педагоги, родители

результаты исследования и их анализ:

«Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга и музыка.

5. Заключение

Основы обучения игре в шахматы приобретались с помощью мультфильмов, сказок, книг по шахматам.

Полученными знаниями всегда хочется поделиться с друзьями, родителями и применить их в практической игре. Я показал презентацию своей работы в группе.

Некоторым ребятам понравилась эта игра. Мы стали играть вместе. Надеемся провести турнир в своей группе.

6.Использованные источники

Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.

Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.

Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.

Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990.

Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.

Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.

Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.

Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .

Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986

Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.

Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.

Приложение I

hello_html_m6eb98bd2.jpg

Поход в библиотеку

hello_html_m736a833f.jpg

Первая шахматная фигура

hello_html_m4c54f638.jpg

Шахматные фигуры из соленого теста

hello_html_37d131c1.jpg

hello_html_m261b5b30.jpg

Изучаем шахматные фигуры

И правила игры в шахматы

hello_html_6927c2c6.jpg

hello_html_m66aaf9be.jpg

hello_html_m120e70ff.jpg

hello_html_4d55ce4d.jpg

Серьезная игра за 1 место в районном конкурсе

hello_html_m5c3464ed.jpg

hello_html_me574559.jpg

hello_html_m739384bd.jpg

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!

Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.

А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает память, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, старается бороться до конца, и не унывать при неудачах.

  • Привить юным шахматистам любовь к шахматам – как к неотъемлемой части их будущей жизни.
  • Воспитать и привить чувства ответственности к выполнению поставленных задач.
  • Популяризация шахмат, как вида спорта среди детей 6-7 лет и их родителей.
  • Воспитание чувства коллективизма и сплоченности среди детей и взрослых
  • Развитие творческих навыков.

Возраст участников: 6-7 лет

Ребята хором: Все мы одна семья!

ДЕТИ: Вся в квадратах – белых, черных-

А ряды фигур точеных –

Люди их передвигают,

Дети в шахматы играют –

Я буду шахматам учиться-

Это в жизни пригодиться.

Я хочу умнее стать

И в турнирах побеждать

Под музыку появляется Королевы шахматного королевства.

Б. Королева: Добрый день, дорогие ребята!

Б. Королева: Я – королева Белых шахмат!

Ч. Королева: Я – королева чёрных шахмат!

Б. Королева: Мы- Королевы шахмат

И в Шахматной стране,

Мы правим королевством,

И всё подвластно нам!

Ч. Королева: На поле черно-белом

Стоят фигуры в ряд.

Красиво и умело

Ведём их на парад!

Б. Королева: Шагают пешки, кони

То поперёк, то вдоль.

Одни сидим на троне,

Нам служит сам Король!

Ч. Королева: Шахматы любят и знают во всех уголках нашей планеты. Прежде они считались изысканной забавой мудрецов и властителей, но постепенно завоевали умы и сердца всех людей. А пришла эта игра из далекой и загадочной Индии много-много веков назад…

Это известный шахматист, чемпион мира Эммануил Ласкер. Он советовал начинать играть в шахматы с дошкольного возраста.

Б. Королева: Сегодня мы пришли к вам, чтобы посвятить вас в шахматисты

Но прежде, загадаю вам загадки.

Ч. Королева: Подожди-ка, дорогая подружка, а почему это ты первая загадываешь загадки?

Б. Королева: А потому, что по правилам шахматной игры – белые хотят первые! Спроси у ребят… (Дети отвечают)Верно! Так и есть! А правилам нужно подчиняться…

Скоро бой. И ждет войска

Ч. Королева: У него большая роль,
А зовут его … (король)

Б. Королева: Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)

Ч. Королева: Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)

Б. Королева: Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)

Ч. Королева: Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)

Б. Королева: Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)

Ч. Королева: Шахматы - игра сильнейших!

Для ума заряд дает,

Волю, стойкость воспитает,

Логику всем разовьет!

Шахматная викторина для дошкольников.

1. Что нужно поставить противнику, чтобы победить?

2.Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым?

3. Сколько пешек расположено на шахматной доске одного цвета в начале партии?

4. Что будет, если пешка дойдет до другого конца доски?

5. Буквой Г ходит одна из шахматных фигур: какая?

6. Между какими фигурами на доске стоит конь?

7. Какая фигура ходит только по диагонали?

8. Назови самую сильную фигуру.

Б. Королева: А сейчас я предлагаю сделать небольшую физкультурную минутку. Встаём и слушаем меня внимательно, повторяем за мной.

Физкультурная минутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пешки погулять!

Король на месте, по привычке,

А куда ему спешить?

Прыгнет конь! Подковы звяк!

Необычен каждый шаг!

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.

Ч. Королева: Сам шахматный король приглашает вас потанцевать

Ручки с ножками размять!

ТАНЕЦ (видео)

Б. Королева: Изучайте шахматы и любите их, и они дадут вам в ответ очень много хорошего в жизни. Прежде всего – научиться бороться и побеждать честно!

Б. Королева: Как солдаты, принимая присягу, клянутся служить честно и защищать Родину, так и вы тоже поклянитесь в том, что будете честными и порядочными шахматистами и будете творить только добро. А сейчас я предлагаю произнести Клятву юного шахматиста.

Ч. Королева: Дорогие ребята! Мы хотим, чтобы вы запомнили этот день на всю жизнь. Главное то, что вы полюбили шахматы, знаете фигуры, их расположение на шахматной доске, умеете играть. И впереди у нас еще много встреч на шахматных турнирах.

Б. Королева: Властью, данной нам Шахматным Королем, посвящаем вас в шахматисты! И торжественно вручаем ДИПЛОМЫ.


НАГРАЖДЕНИЕ

Б. Королева: Ребята, нам пора прощаться.

В Шахматное королевство возвращаться.
Ч. Королева: Мы вас тоже приглашаем к шахматному Королю,

В нашу волшебную страну.

Вам по плечу любое сложное заданье,

Здоровья вам, удачи…

ВМЕСТЕ: До свидания!

Интернет-ресурсы:

Автор: Криницына Татьяна Владимировна г. Елабуга декабрь 2014 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно.

Никто не пожалеет о времени, отданного шахматам, ибо они помогут в любой профессии…

Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед.

Наш детский сад вот уже 6 лет сотрудничает с Центром внешкольной работы Талнаха, представителем которого является педагог дополнительного образования Зайкина Виктория Леонидовна. Она учит наших детей азам шахматной премудрости, ведет их к маленьким победам, учит не бояться поражений. В этом году мы решили вывести нашу совместную образовательную деятельность на новый уровень и начать работу над проектом, одним их главных действующих лиц помимо детей и родителей в котором будут шахматы. Шахматы - спортивная игра. Шахматы - предмет для творчества посредством лепки, рисования, конструирования. Шахматы - предмет для развития речевых способностей детей. Шахматы - основной двигатель развития логического мышления и начальных математических способностей.

Цель проекта:

Создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.

Задачи проекта:

Образовательные:

познакомить детей с историей игры в шахматы;

совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;

сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.

Развивающие:

развивать навыки общения и коммуникативной культуры;

создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;

привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.

Воспитательные:

содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;

формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;

формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);

сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Срок реализации проекта: сентябрь 2016г. - апрель 2018г.

Содержание этапа

Организационно-диагностический

Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта

Определение ресурсного обеспечения реализации проекта

Проведение вводного тестирования

Практический

Работа над образовательным, творческим проектом

Оформление результатов реализации проекта

Написание статьи в один из профильных журналов, сайтов

Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Программно-методическое

План деятельности в рамках проекта, методическое обеспечение мероприятий (пособия для творческого развития дошкольников, примеры сценариев праздников и пр.).

Материально-

техническое

Компьютер, принтер. Наборы шахмат, демонстрационная доска. Наборы для рисования красками и карандашами, пластилин. Бумага формата А-4, альбомы, ножницы и другие канцелярские принадлежности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реа­лизуется по следующим основным направлениям:

Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-6 лет и их родителей.

Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В 2016-2017 учебном году:

первый этап:

сменная выставка творческих работ по шахматной тематике (работы из пластилина, бумаги, теста и др.);

оформление настенного логотипа шахматного кружка и шахматных фигур;

В 2017-2018 учебном году:

развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада;

чтение детской художественной литературы о шахматах;

детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов;

выставка по итогам иллюстрирования;

участие в шахматных турнирах детского сада и района Талнах;

второй этап:

сменная выставка творческих работ по шахматной тематике в разной технике;

изготовление отдельных напольных шахматных фигур для развивающих занятий.

Оформление результатов проекта и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада в апреле - мае 2018 года.

Положительные результаты будут оформлены в рекомендации воспитателям. Авторы проекта планируют публикацию статьи по итогам сотрудничества в одном из профильных изданий или интернет - порталах для педагогов.

ОБЛАСТИ ИНТЕГРАЦИИ

развитие познавательной деятельности;

развитие представлений о предметном окружении;

расширение кругозора детей.

развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности;

пополнение словарного запаса на основе полученных знаний;

развитие свободного общения с детьми и взрослыми.

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

развитие игровой деятельности.

Чтение художественной литературы:

ознакомление с литературой, энциклопедическими статьями на шахматную тематику;

разучивание стихов, загадок о шахматных фигурах;

инсценировка и игры-драматизации по мотивам прочитанных сказок о шахматах.

учить в рисовании, лепке, аппликации изображать шахматные фигуры, придавая им образную выразительность.

сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

создание условий для формирования правильной осанки.

развитие музыкально-художественной деятельности (разучивание песен к шахматному развлечению).

воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей;

Читайте также: