Выставка национальных костюмов в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников к богатому наследию прошлого через знакомство с национальными костюмами.

ВложениеРазмер
mini_-muzey_kukol_v_natsionalnyh_kostyumah.pptx 2.44 МБ
pasport_mini-_muzeya.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Уважение к человеку иной национальности, знание национальных традиций – признак высокой культуры .

Цель: Формирование познавательных интересов дошкольников к богатому наследию прошлого через знакомство с национальными костюмами.

Знакомить детей с национальными костюмами различных народов, с историей и традициями, с особенностями народного быта. 2. Развивать умение фантазию, художественный вкус, воображение и творческие способности детей. Воспитать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира. Задачи:

Куклы в костюмах

Предварительный просмотр:

Мини - музей детского сада занимает помещение на 2 этаже старшая группа № 1.

Экспозиция – Куклы в национальных костюмах.

Реализация комплексного подхода к развитию ребенка средствами мини - музея.

1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.

2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, художественно - эстетические условия для развития ребенка в детском саду

3. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре.

4. Развивать представление о том, что Россия - большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.

5. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту людей разных наций;

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия, с использованием экспонатов музея.

Направление: этнография, русское народное творчество.

Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

-Фарфоровые куклы ручной работы в оригинальном достоверно воссозданном наряде,

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию самобытности разных народных промыслов, фольклорных произведений, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Содержанием работы музея является:

проведение тематической НОД для дошкольников, развлечения, мастер-классы.

Формы деятельности музея кукол в национальных костюмах:

- работа с экспонатами как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

Типы НОД тематические, интегрированные:

- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);

- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;

- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАССМАТРИВАНИЕ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ

Воспитание толерантности. Дети на примере кукол в народной одежде знакомятся с элементами национального костюма разных народов.

Презентация проекта Мини музей "Мир кукол"


Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"

Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах".


Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"

Паспорт мини-музея и презентация.


Презентация национальных костюмов в мини-музее группы.

Авторская стихотворная презентация национальных костюмов некоторых народностей, проживающих в нашем городе. Видеоролик про мини-музей в группе.

Мастер класс по изготовлению кукол в национальных костюмах.

Данный Мастер класс может помочь педагогам в оформлении развивающей среды ДОУ.


Мастер-класс по декорированию кукол в национальных костюмах и посуды в нетрадиционной технике-пеной.

Мастер-класс по декорированию кукол в национальных костюмах и посуды в нетрадиционной технике-пеной.

Выставка кукол в национальных костюмах

В нашей группе нашего сада была создана выставка в национальных костюмах (Русские,Татары, Чуваши, Монголы,Украинцы, Кубинцы, Казахи, Беларуссы,Грузины и многие другие). Выставка знакомит с различными направлениями, в которой развивает любознательность, воображение,внимание, расширяет кругозор, способствует познавательному развитию, а также формирует основы национального самосознания и любви к малой Родине, уважение и дружбу между людьми разных национальностей. Воспитывает интерес к прошлому разных народов. Наиболее широко представлены куклы, при создании которой мастера применяют разнообразную технику изготовления костюмов. Костюм-явление культуры, тесно связанное с ее духовными, эстетическими, социальными особенностями. Особое внимание уделялось украшениям при изготовлении. Сама основа кукол сделана из фарфора.

День национальных казахских костюмов в нашем мини-центре

День национальных казахских костюмов в нашем мини-центре 30 ноября 2016 года в нашем мини-центре успешно прошло дефиле в национальных казахских костюмах. в ходе этого показа детям был представлен.

Ярмарка национальных игр. Музыкально-спортивное развлечение для старших групп. В условиях глубоких изменений в обществе, когда происходит утрата народных традиций, духовности, национальной самобытности, возрастает необходимость.

Цель: Познакомить детей с особенностями национальных костюмов разных народов.

  1. Воспитывать интерес и любовь к народным играм, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;
  2. Закрепить знание детей о народных костюмах;
  3. Закрепить знания детей о традициях народа;
  4. Воспитывать патриотизм и любовь к своему народу;
  5. Вызвать эмоциональное проявление радости;
  6. Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры;
  7. Формировать дружеские взаимоотношения.

Материал: музыкальный центр.

Оборудование: тюбетейка, бубен, канат, мешки, 2 лошадки, 2 ложки, 2 яйца, канат.

Дети, гости (в национальных костюмах) и ведущий стоят в кругу.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

Гости желанные, званные и жданные!

Мы рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем и на праздник приглашаем!

Ведущий: Сегодня у нас проходит фестиваль национальных костюмов, и мы познакомимся с вами с национальными костюмами русских, татар и башкир.

Мы с вами живем в большой стране под название Россия и в первую очередь мы познакомимся с вами с русским народным костюмом.

Ведущий: Посмотрите, ребята, как красивы наряды наших детишек: девчонок и мальчишек. Детки наши нарядились, сразу все преобразились.

Под русскую народную мелодию по кругу проходят русская красавица и дети в русских народных костюмах. (проход детей с демонстрацией одежды)

Ребенок 1: На праздники Россия наряжалась,

Вся одежда вмиг преображалась.

Хороводы, хохот, песни, пляски,

Яркие насыщенные краски.

Ребенок 2: У нас давно возник вопрос,

И теперь он в праздник перерос:

В чем же раньше на Руси ходили?

Что же раньше на Руси носили?

Взрослый в русском н.к.: Про наряд народный мы расскажем

Да игры русские покажем.

А вы смотрите, не зевайте,

Да в ладоши громче ударяйте!

Ребенок: Костюм на Руси был широким и скромным,

Был длинным, красивым и очень удобным.

Одежду короткую не надевали,

А длинные платья в труде не мешали.

Из полотен вырубали пряхи

Длинные холщовые рубахи.

Ворот и подолы украшали,

Дивные узоры вышивали.

Ребенок: На узорах – травы, кони, птицы…

Выводили тонко мастерицы.

Вышивка людей оберегала –

Нечисть и болезни отгоняла.

Ведущий: Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла одежда

От той, какой она была.

Мы невежами не будем,

Историю русского костюма не забудем.

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

На последнем слове игрового припева дети опускают руки и закрывают ворота, задерживая участника игры , дети перед которым остановился ведущий бегут в разные стороны на счет раз, два, три и обегают круг. Кто первым ударит в бубен, тот победит. Игра повторяется.

Ведущий: Вот такими красивыми, интересными играми славился народ русский. Славился он и одеждой знатной.

Нашу страну – Россию населяют разные народы. Я предлагаю познакомиться с национальным костюмом татар

Татары являются вторыми по численности в России после русских.
Татары проживают в Республике Татарстан, центральных областях России.

(По кругу под татарскую народную музыку проходит Татарочка и мальчик в татарском национальном костюме.)

Татарочка: Исенмесез, минен дусларым! Здравствуйте, мои друзья!

Ведущий: Ребята, посмотрите какие красивые национальные костюмы!

Татарочка: Национальный костюм татар сочетает ткани цветов Востока, головные уборы с богатым рисунком.

Основу женского костюма составляют платье (кулмэк), удлинённый жилет (камзол). Женский головной убор – это бархатная шапочка (калфак) с вышивкой и платок.

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.

Задания для играющих:

2. Выбрать напарника и пронести в ложках яйца, не уронив их (кто быстрее и точнее).

5. Общая татарская народная пляска.

Ведущий: Молодцы! Как хорошо мы сегодня поиграли. Вам понравилось? Ну, а теперь пора нам познакомиться и с башкирским национальным костюмом.

Под башкирскую мелодию проходит Башкирская красавица и дети одетые в башкирские костюмы.

Башкирка: Хаумыхыгыз! Здравствуйте, друзья!

Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором явяется бурек.

Ведущий: На башкирском празднике Сабантуй (праздник плуга) проводится очень много игр это и скачки на лошадях, и перетягивание каната, и борьба с мешками. И сейчас я предлагаю поиграть вам в эти игры.


Цель проекта: Создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями; создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.

Задачи проекта:

1.Формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей.

2.Формировать у дошкольников представление о музеях.

3. Познакомить с национальными костюмами разных народов мира.

4. Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.

5. Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

II. Этапы проекта:

1.Подготовительный этап:

-Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате.

-Приготовление материалов для художественного творчества.

2. Практический этап ( или этап реализации проекта):

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа я вместе с детьми разрабатывала содержание экскурсий по своему музею.

Познание.

Формирование целостной картины мира.

- Знакомство с разновидностями музеев, их значение, правилами поведения в них.

- Знакомство с разновидностями разных национальных костюмов народов мира (история, орнамент …).

Художественное творчество.

Социализация.

Дидактические игры:

Чтение художественной литературы.

- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.

Коммуникация .

Труд:

- Организация выставок детских работ.

- Изготовление экспонатов в мини – музей.

Физическое:

Безопасность:

-Беседы о правилах поведения в общественных местах.

- Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее. Дети знают, что самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них.

Совместная деятельность детей и родителей.

3. Заключительный этап:


III. Заключение

Данный проект позволил в условиях воспитательного - образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем национальных костюмов разных народов мира; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.


Список использованной литературы:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

ЦельПробуждение интереса дошкольников к национальной культуре народов, проживающих на территории Кукморского района, через создание кукол в национальных костюмах. Задачи проекта 1. Приобщение детей к ценностям национальной культуры народов Кукморского района через изучение национального костюма. 2. Развитие творческого потенциала и самореализация индивидуальности детей. 3. Создание условий -для восприятия детьми нравственных ценностей народов, живущих в едином пространстве района -для понимания равнозначности и равноправия разных культур. 4. Пропаганда этнокультурных знаний. 5. Приобщение родителей к совместной с детьми деятельности.

Ермалаева Светлана Алексеевна

Воспитатель дошкольной группы

«Кто в куклы не играл

Наш район является многонациональным. В большинстве здесь проживают татары, русские, удмурты. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем. Также дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе других народов, доступное их возрасту.

Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста –игра, поэтому продуктом проекта стали куклы. Кукла наиболее значима для ребенка, как игрушка, как образ человека, несущий в себе характерные особенности человека вообще, особенности пола, и этнокультурные особенности. С ними можно поиграть, использовать в играх-драматизациях.

Поэтому работа по ознакомлению детей с национальной культурой других народов нашего района, с их традициями, костюмом через куклы является идеальным решением данной проблемы. Национальная одежда- это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории народов.

Работа проводится в форме проектной деятельности. Новизна данного проекта в том, что задача возрождения и популяризации народной культуры в современном обществе переносится в пространство детской культуры.

Пробуждение интереса дошкольников к национальной культуре народов, проживающих на территории Кукморского района, через создание кукол в национальных костюмах.

Приобщение детей к ценностям национальной культуры народов Кукморского района через изучение национального костюма.

Развитие творческого потенциала и самореализация индивидуальности детей.

-для восприятия детьми нравственных ценностей народов, живущих в едином пространстве района;

-для понимания равнозначности и равноправия разных культур.

4. Пропаганда этнокультурных знаний.

5. Приобщение родителей к совместной с детьми деятельности.

1. Оформлена книжка-ширма с описанием татарского, удмуртского, русского костюмов.

4.Оформлены картотеки стихов, загадок о кукле.

Тип, вид проекта:

творческо-исследовательский, познавательный, групповой.

Педагоги, воспитанники подготовительной подгруппы и их родители.

средней продолжительности, 4 месяца.

Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы.

Распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях дошкольной группы, района, публикациях в педагогических журналах.

Активное вовлечение родителей в познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс дошкольной группы.

У детей имеются представления об особенностях национального костюма, о взаимопроникновении одной культуры в другую.

У детей сформирована активная созидательная позиция.

Разработана технология ознакомления детей с национальным костюмом народов Кукморского района через образ национальных кукол удмуртского, русского, татарского народов.

Этапы реализации проекта

Этап реализации проекта, срок реализации, цель

Практическая деятельность детей совместно с воспитателями и родителями

Ожидаемый результат этапа

Создание интереса к изучаемой теме

Экскурсия в краеведческий музей г.Кукмора.

Знакомство с выставкой кукол в национальных костюмах. Беседа о многонациональности народов Кукморского района. Предложить детям создать выставку кукол в мини-музее дошкольной группы.

Сбор информации о костюме, поиск материала для изготовления книжки-ширмы по последовательному описанию элементов костюма. Выбор куклы в национальном костюме.

Выбраны куклы для пошива национальных костюмов.

Изучение характерных особенностей национального костюма

Занятия на базе краеведческого музея:

-Почему рубашка в поле выросла.

-Из бабушкиного сундука.

-Костюмы народов Кукморского района.

Занятия по изодеятельности:

Раскрашивание моделей и книжек-раскрасок с изображением кукол в национальных костюмах.

Изготовление книжки-ширмы с изображением костюма и описанием.

Изготовлена книжка-ширма, обеспечивающая точное отражение национальных особенностей костюма.

Уточнение и применение знаний о национальном костюме. Формирование активной созидательной позиции.

Совместная деятельность воспитателя и детей:

-знакомство с фольклором народов Кукморского района.

Изготовление кукол и декорирование костюма. Театрализованная деятельность-кукольный спектакль (кукла в национальном костюме- герой народной сказки); подготовка докладов о национальных костюмах; изготовлению кроссвордов по содержанию национального костюма (дети представляют кроссворды детям смежных групп).

Доклады, спектакли по сказкам, кроссворды.

Самореализация индивидуальности ребенка

-Открытие выставки кукол в национальных костюмах в мини-музее. Выход в смежные группы детского сада с информацией по теме, спектаклями.

Выступление детей с докладами в роли экскурсовода, спектакли перед сверстниками и родителями.

Чувство национального достоинства и уважение к другим национальностям. Знание особенностей национального костюма.

Цель: формирование этнокультурной компетентности дошкольника.

-познакомить дошкольников с удмуртскими, татарскими, русскими народными костюмами и их особенностями.

- дать лексический минимум: рубаха, сарафан, тюбетейка, понева, фартук, камзол, кичка, венец.

-воспитывать чувство национального достоинства, интерес к народной культуре и уважения другим национальностям.

Сюрпризный момент (потерялись куклы).

Поиск кукол по предложенной карте. На карте символы: школа, сельский дом культуры, детская игровая площадка. Дети путешествуют от символа к символу.

Представление авторов. (Ведущий представляет родителей и ребенка изготовивших куклу.

-Педагоги стали активно использовать кукол в национальных костюмах в педагогическом процессе.

- Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества в семье;

-Повысился интерес родителей к традициям и культуре других народов, проживающих в нашем районе.

-Развился устойчивый интерес национальной одежде удмуртского и других народов;

-Разучили много стихов, песенок, загадок, танцев, сюжетно-ролевых игр с куклами;

-Создана книжка-ширма с куклами в национальных костюмах.

Список используемой литературы.

1.Виноградов С.Н. Удмуртская одежда.-Ижевск, 1974.

2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.,

3. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Сост. Б.Г. Круглов. - 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд., 1987.

4. Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.

Читайте также: