Выставка национальных костюмов в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Цель: формирование познавательных интересов дошкольников к богатому наследию прошлого через знакомство с национальными костюмами.
Вложение | Размер |
---|---|
mini_-muzey_kukol_v_natsionalnyh_kostyumah.pptx | 2.44 МБ |
pasport_mini-_muzeya.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уважение к человеку иной национальности, знание национальных традиций – признак высокой культуры .
Цель: Формирование познавательных интересов дошкольников к богатому наследию прошлого через знакомство с национальными костюмами.
Знакомить детей с национальными костюмами различных народов, с историей и традициями, с особенностями народного быта. 2. Развивать умение фантазию, художественный вкус, воображение и творческие способности детей. Воспитать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира. Задачи:
Куклы в костюмах
Предварительный просмотр:
Мини - музей детского сада занимает помещение на 2 этаже старшая группа № 1.
Экспозиция – Куклы в национальных костюмах.
Реализация комплексного подхода к развитию ребенка средствами мини - музея.
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, художественно - эстетические условия для развития ребенка в детском саду
3. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре.
4. Развивать представление о том, что Россия - большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.
5. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту людей разных наций;
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия, с использованием экспонатов музея.
Направление: этнография, русское народное творчество.
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
-Фарфоровые куклы ручной работы в оригинальном достоверно воссозданном наряде,
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию самобытности разных народных промыслов, фольклорных произведений, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Содержанием работы музея является:
проведение тематической НОД для дошкольников, развлечения, мастер-классы.
Формы деятельности музея кукол в национальных костюмах:
- работа с экспонатами как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
Типы НОД тематические, интегрированные:
- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);
- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;
- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАССМАТРИВАНИЕ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ
Воспитание толерантности. Дети на примере кукол в народной одежде знакомятся с элементами национального костюма разных народов.
Презентация проекта Мини музей "Мир кукол"
Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"
Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах".
Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"
Паспорт мини-музея и презентация.
Презентация национальных костюмов в мини-музее группы.
Авторская стихотворная презентация национальных костюмов некоторых народностей, проживающих в нашем городе. Видеоролик про мини-музей в группе.
Мастер класс по изготовлению кукол в национальных костюмах.
Данный Мастер класс может помочь педагогам в оформлении развивающей среды ДОУ.
Мастер-класс по декорированию кукол в национальных костюмах и посуды в нетрадиционной технике-пеной.
Мастер-класс по декорированию кукол в национальных костюмах и посуды в нетрадиционной технике-пеной.
В нашей группе нашего сада была создана выставка в национальных костюмах (Русские,Татары, Чуваши, Монголы,Украинцы, Кубинцы, Казахи, Беларуссы,Грузины и многие другие). Выставка знакомит с различными направлениями, в которой развивает любознательность, воображение,внимание, расширяет кругозор, способствует познавательному развитию, а также формирует основы национального самосознания и любви к малой Родине, уважение и дружбу между людьми разных национальностей. Воспитывает интерес к прошлому разных народов. Наиболее широко представлены куклы, при создании которой мастера применяют разнообразную технику изготовления костюмов. Костюм-явление культуры, тесно связанное с ее духовными, эстетическими, социальными особенностями. Особое внимание уделялось украшениям при изготовлении. Сама основа кукол сделана из фарфора.
День национальных казахских костюмов в нашем мини-центре 30 ноября 2016 года в нашем мини-центре успешно прошло дефиле в национальных казахских костюмах. в ходе этого показа детям был представлен.
Ярмарка национальных игр. Музыкально-спортивное развлечение для старших групп. В условиях глубоких изменений в обществе, когда происходит утрата народных традиций, духовности, национальной самобытности, возрастает необходимость.
Цель: Познакомить детей с особенностями национальных костюмов разных народов.
- Воспитывать интерес и любовь к народным играм, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;
- Закрепить знание детей о народных костюмах;
- Закрепить знания детей о традициях народа;
- Воспитывать патриотизм и любовь к своему народу;
- Вызвать эмоциональное проявление радости;
- Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры;
- Формировать дружеские взаимоотношения.
Материал: музыкальный центр.
Оборудование: тюбетейка, бубен, канат, мешки, 2 лошадки, 2 ложки, 2 яйца, канат.
Дети, гости (в национальных костюмах) и ведущий стоят в кругу.
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!
Гости желанные, званные и жданные!
Мы рады гостям, как добрым вестям.
Всех привечаем и на праздник приглашаем!
Ведущий: Сегодня у нас проходит фестиваль национальных костюмов, и мы познакомимся с вами с национальными костюмами русских, татар и башкир.
Мы с вами живем в большой стране под название Россия и в первую очередь мы познакомимся с вами с русским народным костюмом.
Ведущий: Посмотрите, ребята, как красивы наряды наших детишек: девчонок и мальчишек. Детки наши нарядились, сразу все преобразились.
Под русскую народную мелодию по кругу проходят русская красавица и дети в русских народных костюмах. (проход детей с демонстрацией одежды)
Ребенок 1: На праздники Россия наряжалась,
Вся одежда вмиг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски,
Яркие насыщенные краски.
Ребенок 2: У нас давно возник вопрос,
И теперь он в праздник перерос:
В чем же раньше на Руси ходили?
Что же раньше на Руси носили?
Взрослый в русском н.к.: Про наряд народный мы расскажем
Да игры русские покажем.
А вы смотрите, не зевайте,
Да в ладоши громче ударяйте!
Ребенок: Костюм на Руси был широким и скромным,
Был длинным, красивым и очень удобным.
Одежду короткую не надевали,
А длинные платья в труде не мешали.
Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали.
Ребенок: На узорах – травы, кони, птицы…
Выводили тонко мастерицы.
Вышивка людей оберегала –
Нечисть и болезни отгоняла.
Ведущий: Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла одежда
От той, какой она была.
Мы невежами не будем,
Историю русского костюма не забудем.
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
На последнем слове игрового припева дети опускают руки и закрывают ворота, задерживая участника игры , дети перед которым остановился ведущий бегут в разные стороны на счет раз, два, три и обегают круг. Кто первым ударит в бубен, тот победит. Игра повторяется.
Ведущий: Вот такими красивыми, интересными играми славился народ русский. Славился он и одеждой знатной.
Нашу страну – Россию населяют разные народы. Я предлагаю познакомиться с национальным костюмом татар
Татары являются вторыми по численности в России после русских.
Татары проживают в Республике Татарстан, центральных областях России.
(По кругу под татарскую народную музыку проходит Татарочка и мальчик в татарском национальном костюме.)
Татарочка: Исенмесез, минен дусларым! Здравствуйте, мои друзья!
Ведущий: Ребята, посмотрите какие красивые национальные костюмы!
Татарочка: Национальный костюм татар сочетает ткани цветов Востока, головные уборы с богатым рисунком.
Основу женского костюма составляют платье (кулмэк), удлинённый жилет (камзол). Женский головной убор – это бархатная шапочка (калфак) с вышивкой и платок.
Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.
Задания для играющих:
2. Выбрать напарника и пронести в ложках яйца, не уронив их (кто быстрее и точнее).
5. Общая татарская народная пляска.
Ведущий: Молодцы! Как хорошо мы сегодня поиграли. Вам понравилось? Ну, а теперь пора нам познакомиться и с башкирским национальным костюмом.
Под башкирскую мелодию проходит Башкирская красавица и дети одетые в башкирские костюмы.
Башкирка: Хаумыхыгыз! Здравствуйте, друзья!
Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором явяется бурек.
Ведущий: На башкирском празднике Сабантуй (праздник плуга) проводится очень много игр это и скачки на лошадях, и перетягивание каната, и борьба с мешками. И сейчас я предлагаю поиграть вам в эти игры.
Цель проекта: Создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями; создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.
Задачи проекта:
1.Формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей.
2.Формировать у дошкольников представление о музеях.
3. Познакомить с национальными костюмами разных народов мира.
4. Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.
5. Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
II. Этапы проекта:
1.Подготовительный этап:
-Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате.
-Приготовление материалов для художественного творчества.
2. Практический этап ( или этап реализации проекта):
Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа я вместе с детьми разрабатывала содержание экскурсий по своему музею.
Познание.
Формирование целостной картины мира.
- Знакомство с разновидностями музеев, их значение, правилами поведения в них.
- Знакомство с разновидностями разных национальных костюмов народов мира (история, орнамент …).
Художественное творчество.
Социализация.
Дидактические игры:
Чтение художественной литературы.
- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.
Коммуникация .
Труд:
- Организация выставок детских работ.
- Изготовление экспонатов в мини – музей.
Физическое:
Безопасность:
-Беседы о правилах поведения в общественных местах.
- Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее. Дети знают, что самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них.
Совместная деятельность детей и родителей.
3. Заключительный этап:
III. Заключение
Данный проект позволил в условиях воспитательного - образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем национальных костюмов разных народов мира; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.
Список использованной литературы:
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
ЦельПробуждение интереса дошкольников к национальной культуре народов, проживающих на территории Кукморского района, через создание кукол в национальных костюмах. Задачи проекта 1. Приобщение детей к ценностям национальной культуры народов Кукморского района через изучение национального костюма. 2. Развитие творческого потенциала и самореализация индивидуальности детей. 3. Создание условий -для восприятия детьми нравственных ценностей народов, живущих в едином пространстве района -для понимания равнозначности и равноправия разных культур. 4. Пропаганда этнокультурных знаний. 5. Приобщение родителей к совместной с детьми деятельности.
Ермалаева Светлана Алексеевна
Воспитатель дошкольной группы
«Кто в куклы не играл
Наш район является многонациональным. В большинстве здесь проживают татары, русские, удмурты. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем. Также дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе других народов, доступное их возрасту.
Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста –игра, поэтому продуктом проекта стали куклы. Кукла наиболее значима для ребенка, как игрушка, как образ человека, несущий в себе характерные особенности человека вообще, особенности пола, и этнокультурные особенности. С ними можно поиграть, использовать в играх-драматизациях.
Поэтому работа по ознакомлению детей с национальной культурой других народов нашего района, с их традициями, костюмом через куклы является идеальным решением данной проблемы. Национальная одежда- это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории народов.
Работа проводится в форме проектной деятельности. Новизна данного проекта в том, что задача возрождения и популяризации народной культуры в современном обществе переносится в пространство детской культуры.
Пробуждение интереса дошкольников к национальной культуре народов, проживающих на территории Кукморского района, через создание кукол в национальных костюмах.
Приобщение детей к ценностям национальной культуры народов Кукморского района через изучение национального костюма.
Развитие творческого потенциала и самореализация индивидуальности детей.
-для восприятия детьми нравственных ценностей народов, живущих в едином пространстве района;
-для понимания равнозначности и равноправия разных культур.
4. Пропаганда этнокультурных знаний.
5. Приобщение родителей к совместной с детьми деятельности.
1. Оформлена книжка-ширма с описанием татарского, удмуртского, русского костюмов.
4.Оформлены картотеки стихов, загадок о кукле.
Тип, вид проекта:
творческо-исследовательский, познавательный, групповой.
Педагоги, воспитанники подготовительной подгруппы и их родители.
средней продолжительности, 4 месяца.
Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы.
Распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях дошкольной группы, района, публикациях в педагогических журналах.
Активное вовлечение родителей в познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс дошкольной группы.
У детей имеются представления об особенностях национального костюма, о взаимопроникновении одной культуры в другую.
У детей сформирована активная созидательная позиция.
Разработана технология ознакомления детей с национальным костюмом народов Кукморского района через образ национальных кукол удмуртского, русского, татарского народов.
Этапы реализации проекта
Этап реализации проекта, срок реализации, цель
Практическая деятельность детей совместно с воспитателями и родителями
Ожидаемый результат этапа
Создание интереса к изучаемой теме
Экскурсия в краеведческий музей г.Кукмора.
Знакомство с выставкой кукол в национальных костюмах. Беседа о многонациональности народов Кукморского района. Предложить детям создать выставку кукол в мини-музее дошкольной группы.
Сбор информации о костюме, поиск материала для изготовления книжки-ширмы по последовательному описанию элементов костюма. Выбор куклы в национальном костюме.
Выбраны куклы для пошива национальных костюмов.
Изучение характерных особенностей национального костюма
Занятия на базе краеведческого музея:
-Почему рубашка в поле выросла.
-Из бабушкиного сундука.
-Костюмы народов Кукморского района.
Занятия по изодеятельности:
Раскрашивание моделей и книжек-раскрасок с изображением кукол в национальных костюмах.
Изготовление книжки-ширмы с изображением костюма и описанием.
Изготовлена книжка-ширма, обеспечивающая точное отражение национальных особенностей костюма.
Уточнение и применение знаний о национальном костюме. Формирование активной созидательной позиции.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
-знакомство с фольклором народов Кукморского района.
Изготовление кукол и декорирование костюма. Театрализованная деятельность-кукольный спектакль (кукла в национальном костюме- герой народной сказки); подготовка докладов о национальных костюмах; изготовлению кроссвордов по содержанию национального костюма (дети представляют кроссворды детям смежных групп).
Доклады, спектакли по сказкам, кроссворды.
Самореализация индивидуальности ребенка
-Открытие выставки кукол в национальных костюмах в мини-музее. Выход в смежные группы детского сада с информацией по теме, спектаклями.
Выступление детей с докладами в роли экскурсовода, спектакли перед сверстниками и родителями.
Чувство национального достоинства и уважение к другим национальностям. Знание особенностей национального костюма.
Цель: формирование этнокультурной компетентности дошкольника.
-познакомить дошкольников с удмуртскими, татарскими, русскими народными костюмами и их особенностями.
- дать лексический минимум: рубаха, сарафан, тюбетейка, понева, фартук, камзол, кичка, венец.
-воспитывать чувство национального достоинства, интерес к народной культуре и уважения другим национальностям.
Сюрпризный момент (потерялись куклы).
Поиск кукол по предложенной карте. На карте символы: школа, сельский дом культуры, детская игровая площадка. Дети путешествуют от символа к символу.
Представление авторов. (Ведущий представляет родителей и ребенка изготовивших куклу.
-Педагоги стали активно использовать кукол в национальных костюмах в педагогическом процессе.
- Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества в семье;
-Повысился интерес родителей к традициям и культуре других народов, проживающих в нашем районе.
-Развился устойчивый интерес национальной одежде удмуртского и других народов;
-Разучили много стихов, песенок, загадок, танцев, сюжетно-ролевых игр с куклами;
-Создана книжка-ширма с куклами в национальных костюмах.
Список используемой литературы.
1.Виноградов С.Н. Удмуртская одежда.-Ижевск, 1974.
2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.,
3. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Сост. Б.Г. Круглов. - 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд., 1987.
4. Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.
Читайте также: