Диктант совенок 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Вы здесь: Главная Методическая копилка Рабочие программы УМК Школа России Контрольные работы по русскому языку 3 класс 3 четверть

Контрольные работы по русскому языку 3 класс 3 четверть

Контрольное списывание

Словарный диктант №4

Коллектив, коллекция, аккуратный, аккуратно, грамм, килограмм, желать, вместе, погода, праздник, понедельник, четыре.

Словарный диктант №5

Самолет, комната, однажды, кровать, рябина, трамвай, пятница, около, солома, озеро, заяц, вокруг, потом.

Дорога к озеру

Весь день мы шли сосновыми лесами. На сухих полянах пели кузнечики. В воздухе пахло горячей сосновой корой и душистой земляникой. В небе над верхушками сосен висели ястребы. Мы отдыхали в тени осин и берёз. Потом пробирались через чащу на сырые места. Дышали грибным прелым запахом травы и корней. Жара для нас была мучительна. Только к закату мы вышли на берег озера.

Задание

  1. Выполнить звуко-буквенный разбор слова озёра 1 .
  2. 2. Определить род имён существительных: багаж, тишь, калач, помощь, кирпич, пальто, яблоко, площади, морковь, свечи, шалаш, тарелки, кровать, тропинка.
  3. Записать по 2 слова относящихся к женскому, мужскому, среднему родам.
  4. Образовать форму множественного или множественного числа:

Лес -…, чащи - …, озёра - …, берёза - …, трава - …, корни - …, берег - …, дороги - …, львы - …

Критерии оценивания диктанта:

Критерии оценивания задания:

На рыбной ловле

Дорога шла через рожь к реке. Шуршали на ветру золотые колосья. Мы шли на рыбалку. Под ногами пробежала полевая мышь. Послышался плач в чаще леса. Это сыч затянул свою песню. Вот и река. Кругом тишь. Ловля началась. Скоро на удочку попался ёрш. Потом мы вытащили щуку и леща. Близилась ночь. Мы сделали шалаш. Утром солнце осветило окресность. Мы продолжили рыбалку.

Задание

  1. Выполни морфологический разбор к реке 3 , леща 3.
  2. Выполни полный разбор второго предложения по членам.(Разбор №4)
  3. 3. Определи падеж имён существительных в предложении: На травинке греют спинки золотые паучки.

Контрольный диктант за 3 четверть

Весеннее утро

Как хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.

Задание

  1. Выпиши из текста три словосочетания: прилагательное +существительное.
  2. Выполни синтаксический разбор шестого предложения.
  3. Выполни морфологический разбор прилагательного – крошечная 3.

Форма контроля Дата проведения
Контрольное списывание Вселенная… 17.01.2014
Контрольный диктант за 3 четверть. Весеннее утро 19.03.2014

Летняя пора

Лес оделся в зелёную листву. На светлых полянах цветут кудрявые липы. В лугах запестрели цветы. Вот глазастые ромашки. Они весело раскрыли белые лепестки. Розовый клевер спрятал свою круглую головку в траве. Склонились лиловые колокольчики. Васильки как в голубых коронах стоят. В воздухе запах трав. Пчёлы носятся около цветов липы. Богатый взяток унесут пчёлы в улей. В восковых сотах они заготовят душистый мёд. Поспела земляника и малина. Налились золотые колосья хлебов. Скоро наступит время косьбы. Косцы выйдут в леса и на луга. Они будут запасать свежее сено для скота.

  1. Выполни морфологический разбор глагола: оделся 3.
  2. Выполни фонетический разбор слова мёд 1.
  3. Определи части речи в предложении: В восковых сотах они заготовят душистый мёд.
  4. Найди в тексте 3 глагола в форме прошедшего, настоящего и будущего времени, подчеркни эти глаголы двумя чертами и укажи время.

№25

Административный итоговый контрольный диктант

Май

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Горячее солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя появилась зелёная травка 4 . Синие, жёлтые, красные цветы подняли головки. С каждым днём земля надевает новый пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе и на сирени.

Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего вечера на разные голоса поют свои песни птицы. Среди них ты легко узнаешь голос 1 соловья. Как красиво он поёт! Пришла 3 настоящая весна 3 .

Задание

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения: После тёплого дождя появилась зелёная травка 4.
  2. Выполнить фонетический разбор слова- голос 1
  3. Выполнить морфологический разбор ( как часть речи) слова: пришла 3 или весна 3
  4. 4. Разобрать по составу слова: летняя, зацветает, лесная, розовый, прибегают, шмели.

Административный итоговый контрольный диктант

Июнь

Наступила чудная летняя пора. Горячее солнце заливает землю яркими лучами. Зацветает иван-чай. Лесная опушка утопает в розовой пене. Жужжит в цветах пчелиный рой. Гудят мохнатые шмели. Воздух наполняет сладкий запах варенья.

В полдень 1 оживает лесная 3 полянка 4 . Прибегают на опушку разные зверьки. Прилетают шумные стайки птиц. Звенят над поляной их радостные голоса. Хорошо в жаркий денёк посидеть на пенёчке. Птичье пение ласкает слух.

Задание

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения: В полдень оживает лесная полянка 4
  2. Выполнить фонетический разбор слова – полдень 1
  3. Выполнить морфологический разбор (как часть речи) слова: оживает 3илилесная 3
  4. 4. Разобрать по составу слова: летняя, зацветает, лесная, розовый, прибегают, шмели.

№26

Контрольное списывание

Ласточки

Радостно светит весеннее солнышко. В такую чудесную погоду прилетели ласточки. Далеко разносятся их весёлые песни.

Летали ласточки к старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали певуньи. Хорошее получилось гнёздышко.

Скоро в гнезде появились птенчики. Узнал об этом чёрный кот. Решил он полакомиться и стал следить за птенцами.

Увидели ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих маленьких детёныщей от опасности.

Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Объем: 41 слово

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание:

1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

2. Слова русский, листья разделить для переноса.

Диктант № 2

В сентябре

В сентябре наш класс ходил в лес. Ребята там играли и пели. Отдыхали у березки. Ветки дерева защищали их от лучей солнца.
Из леса ученики несли листья и шишки. Ребята будут делать игрушки. Они подарят их малышам.

Диктант № 3

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Грамматическое задание

1. Подберите проверочные слова к словам с безударными гласными, поставьте в них ударение

Лесной – _______

тропе – _______________

снежок- ________________

деревья — ________________

2. Поставьте ударение, разделите на слоги слова:

ТРАВА- __________________________________________________

БОЛЬШОЙ- ______________________________________________

ВОРОНЫ -_____________________________________________

ДУБ -___________________________________________________

ПОГОДА — _______________________________________________

3.Подберите антонимы к словам:

Большой – _______________ кричали -___________________

прилетели – ________________ ночь -_______________________

Диктант № 4

Совенок

Ребята жили в лесной школе.

Мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Ребята взяли из гнезда совенка. Ночью сова прилетела к дому. Она села на березу под окном и кричала.

Миша и Коля выпустили совенка.

Объем: 42 слова

Грамматическое задание:Сделать разбор 2 предложения по членам предложения

Диктант № 5

Друзья

Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинка. Кругом раскинулись широкие поля. Яркие краски радуют глаз. Под горой течёт речушка Быстрянка. Летом ребята работали в колхозе. Они ходили на прополку свёклы и моркови. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.

Слова для справок: раскинулись, ближний.

Грамматическое задание

1. Составьте предложение из слов и разберите его по членам предложения и частям речи. Выпиши словосочетания:

вариант 1 – листья, падают, берёз, золотые, с;
вариант 2 – ногами, шуршит, трава, под, сухая.

2. Прочитайте слова.
Маяк, кольцо, длинный, Игорь, юнга, друзья, Юрий.

1 вариант. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.
2 вариант. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.

3. Вспомни, какие бывают орфограммы. Подбери на каждое правило по 2 своих примера.
Живут, шина –
Часы, щавель –
Чудо, щупальца –
Ночка, ручной –

Мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Ребята взяли из гнезда пушистого совёнка. Ночью сова прилетела к дому. Она села на берёзу под окном и кричала.

Миша и Коля выпустили совёнка.

Слова для справок: Прилетела, выпустили.

  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения.
  2. Определите, к каким частям речи относятся слова в пятом предложении.
  3. Выпишите три слова на орфограмму проверяемая безударная гласная в корне слова.

Прогулка в рощу.

Осенью мы всем классом пошли в рощу. Деревья стояли нарядные. Разноцветные осенние листья шуршали под ногами. Они были похожи на ковёр. На ветвях рябины висели красные гроздья ягод.

Саша Морозов и Коля Иванов нашли старое птичье гнездо. Вера Галкина и Маша Васильева собрали под елью шишки. Из них можно сделать забавные игрушки для малышей. (56 слов)

Слова для справок : похожи, ковёр, сделать.

  1. Подберите синоним к слову забавные.
  2. Подберите антоним к слову старое.
  3. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
  4. Во втором предложении подчеркните главные члены.

26.11.13 Контрольный диктант в 3 классе

Ночью был морозец и выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Дома и дорожки стали белые. С берёз посыпался иней.

Надеваю пальто, шапку, варежки, шарф и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугроб. Беру лопатку и с радостью чищу дорожку. Скользко! Под снежком лежит гладкий лёд. ( 51 слово).

Слова для справок: иней, беру, лопатка.

  1. В последнем предложении подчеркните главные члены предложения. Составьте словосочетание.
  2. Найдите предложения с однородными членами предложения и подчеркните их.
  3. Выпишите 3 слова с орфограммой безударный гласный в корне и 3 слова с орфограммой парный по звонкости-глухости согласный.

26.12.13 Контрольный диктант

за 1 полугодие в 3 классе

Зима. Трещал сильный мороз. Ребята вышли на улицу. На берёзках висели кормушки. Мальчики положили туда кусочки сала. Скоро прилетели синички. Они радостно защебетали. В стороне кружилась маленькая птичка. Это был снегирь с красной грудкой. Таня разбросала на снежок горстку семян. Снегирь подлетел и стал клевать вкусные зёрнышки. (49 слов).

Слова для справок: положили, радостно, зёрнышки, с красной грудкой.

Грамматическое задание к диктанту.

Ученик (ца) 3 класса_________________________________________

  1. Выпишите слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.

Подъезд, сердце, завод, морковь, ельник, солнце, снегирь, радуга.

  1. Выпишите слова, которые имеют следующий состав: корень, суффикс, окончание. ͡ ^ □

Зёрнышко, ромашка, столик, дождливый, облачко, подорожник, медведица, интересный, лётчики.

  1. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, в какой паре слов пропущены орфограммы на одно и то же правило.

Под…езд – в…юга кв…ртира – комн…та

Улы…ка – шля…ка тр…винка – м…линка

Обез…яна – дерев…я лё…кий – звёз…ный

Коч…ка – туч…ка ба(с, сс)ейн – ёж…к

Грамматическое задание к диктанту.

Ученик (ца) 3 класса_________________________________________

1.Выпишите слова, в которых одинаковое количество звуков и букв.

Отъезд, солнце, завод, морковь, ёжик, сердце, снегирь, мороз.

2.Выпишите слова, которые имеют следующий состав: корень, суффикс, нулевое окончание. ͡ ^ □

Зёрнышко, газетчик, столик, дождливый, облачко, ледок, подорожник, медведица, интересный, лётчик, котёнок.

3 Вставьте пропущенные буквы. Укажите, в какой паре слов пропущены орфограммы на одно и то же правило.

С…едобные – варен…е тр…мвай – м…шина

Яго…ка – гла…зки д…жди – ур…жай

Брат…я – кол…цо звёз…ный – прелес…ный

Доч…ка – поч…ка хо(к, кк)ей –приш…ть

Наконец дождь как будто стал утихать. В воздухе замелькало что-то белое. Да ведь это снег, первый снег в этом году! Он падает на землю и тут же тает. Снежинки похожи на белые звёздочки. Только не дыши на них, растают. Скоро земля покроется большими сугробами. (46 слов)

Слова для справок: как будто, растают.

1.Разберите по составу слова: гнёздышко, написала, прочитал, засвистела.

2.В последнем предложении подчеркните главные члены.

3.Подберите антоним к словосочетанию большими сугробами.

30.01.14 Контрольный диктант

Стоит чудесный зимний денек. Под мое окошко летят маленькие птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях березы. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювики у птичек тоненькие. Едят синички вкусное сало.

Холодно и голодно им зимой. (58 слов.)

Слова для справок: будто, словно.

1. Подчеркните существительные множественного числа и определите

2. Подчеркните главные членам предложения в

3. Разобрать по составу слова: часовой, постройки, радостный .

13.03.14 Контрольный диктант за 3 четверть.

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь спит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал. (74 слова)

  1. Выпишите три словосочетания с именами существительными, определите, род, число, падеж.
  2. Спишите предложение, заменяя слова в скобках на родительный падеж.

Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки).

  1. Найдите слова с орфограммой мягкий знак у существительных, оканчивающихся на шипяший.

17.04.14 Контрольный диктант

Грозовой ливень насытил землю водой, очистил воздух от пыли и гари. Промытое голубое небо широко улыбалось. Радостное солнце трепетало повсюду. Земля дышала свежим ароматом полыни и мяты. Прекрасно в такой ласковый день побегать по влажной прибрежной траве. Мы бродим по песчаному дну тёплой реки, плещемся в чистой воде и радуемся всему. А вокруг капает с деревьев, играет нежное солнышко. Поют зяблики, соловьи, дрозды. Хорошо! (66 слов)

Слова для справок: промытое, ароматом, песчаному.

  1. В первом предложении найдите глаголы и определите время, число, род.
  2. Подчеркните главные члены во втором предложении.
  3. Вставьте подходящий глагол и сделайте разбор как части речи.

Солнце … за тучу и стало темно.

Наступила шумная весна. Тает последний снег. Звенят под деревьями весёлые ручьи. Душистой смолой пахнут почки. С раннего утра до позднего вечера разными голосами поют на лесной поляне птицы.

Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ёжик. Он не хотел вставать. Холодный ручеёк забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. Скоро побегут хлопотливые муравьи.

Все рады весне! (75 слов)

Слова для справок: паучки, постелька, хлопотливые.

1.Найдите предложение с однородными членами и подчеркните главные члены

2.Определите, к каким частям речи относятся слова в первом предложении.

3. В предложении - Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке- подчеркните орфограммы.

*Замените устойчивое выражение (фразеологический оборот) одним словом:

существительным, прилагательным и глаголом.

От горшка два вершка –

Не разлить водой –

* Из букв каждой пары слов составьте название животного:
Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________

Диктанты 3 класс 3 четверть

Диктанты

Осенью Юра и Маша в саду нашли маленького ёжика. Ребята принесли его домой и посадили в большую коробку. Дети кормили ёжика кусочками белого хлеба, поили тёплым молочком.

Всю морозную зиму питомец крепко спал. Ребята ждали прихода весны. Однажды в тёплый апрельский день их колючий друг проснулся. Дети очень обрадовались!

Объём слов: 49

Слова для справок: его, очень

  1. Подчеркните в тексте одушевлённые имена существительные
  2. Подчеркните в тексте волнистой линией имена прилагательные.
  3. Подберите к слову маленький антоним.

Цель работы: проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

Объём слов: 66

  1. Синтаксический разбор предложения.
    I вариант — Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
    II вариант — Надулись на деревьях пахучие почки.
  2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их
    I вариант — Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный
    II вариант — Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.
  3. Разберите слова по составу.
    I вариант: лунный, подкормка, сталевар, медвежонок
    II вариант: лимонный, заморозки, птицевод, лисенок

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца светят над полями, ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка, первые цветочки. На березах и тополях набухли почки. В лесу запахло березовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зеленые язычки. Хорошо весной!

Птицы поют свои веселые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают пушистые синички. Все рады весне!

Объём слов: 61

  1. Разобрать по членам предложения первое предложение.
  2. Найти и подчеркнуть однородные дополнения.
  3. Определить склонение и падеж существительных в третьем предложении.

Цель: проверить усвоение правил написания изученных орфограмм; умение правильно писать родовые окончания у имён прилагательных, предлоги и приставки; выполнять разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, разбирать предложения по членам, изменять глаголы по временам.

Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.

Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.

Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку.

Объём слов: 64

  1. Выписать три словосочетания глаголов с именами существительными, указать число и время глаголов.
  2. Разобрать по составу слова: набеги, приходится, полевых.
  3. Разобрать предложения по членам и частям речи:
    1 вариант: 1 предложение.
    2 вариант: последнее предложение.

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Объём слов: 60

  1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи
    1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг.)
    2 вариант — 12 предложения (Она открыла свою чашечку.)
  2. Выпишите глаголы, употреблённые …
    1 вариант – в единственном числе (6)
    2 вариант — во множественном числе (6)
  3. Подберите глаголы — синонимы, употреблённые в неопределённой форме
    1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-….
    2 вариант. Трудиться — …, видеть -…

На окраине города многие годы был пустырь. Но вот на пустыре появились новые дома и широкие улицы.

После трудового дня жители новых домов принялись за дело. Они копали землю, зажали молодые деревья. Сейчас на месте старого пустыря вырос красивый сад. Деревья пока молодые. Но скоро тень деревьев ляжет на клумбы, на дорожки, на скамейки.

Объём слов: 55

  1. Выписать из текста три имени прилагательных с именами существительными.
  2. Определить число имени прилагательного.

Волк – хищный зверь. Он похож на большую собаку. Тело его покрыто грубой шерстью. Ноги длинные. Он может быстро бегать. Пасть у него большая. Зубы острые. Зимой и летом волк ищет добычу. Ночью он иногда забегает в деревню. Он может унести овцу, ягненка, курицу или другое домашнее животное.

Объём слов: 49

  1. Выписать из текста три имени прилагательных с именами существительными.
  2. Определить число имени прилагательного.

Ос_нью в л_су только ёлочка не роняет иголок. Ёлка меняет наряд постепенно. Для этого ёлке нужно девять лет. До поздней ос_ни не спит колючая кр_савица.

В зимнюю пору ёлочка засыпает. Т_жёлые снежные комья не ломают у ёлки гибких в_твей. В белой шапке и белом шарфе выглядит она восхитительной.

З_мой в ельнике т_пло. В нем н_чуют птицы. Еловые лапы не пропускают ветер.

Объём слов: 61

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
  2. Подчеркните главные члены предложения. Укажите, какими частями речи они выражены:
    1 вариант: Ёлка меняет наряд постепенно.
    2 вариант: В зимнюю пору ёлочка засыпает.
  3. Выпишите из текста три словосочетания по схеме (глагол+имя существительное). У существительного определите падеж и склонение.
  4. Спишите слова, вставив пропущенные буквы.
    1 вариант: Мыш_, печ_, плащ_, этаж_, ноч_, обруч_, молодеж_.
    2 вариант: Тиш_, меч_, ключ_, глуш_, мыш_, мяч_, врач_.

Цель: проверить умение писать безударные родовые окончания имён прилагательных в единственном числе и окончания прилагательных во множественном числе.

Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!

Объём слов: 54

  1. Разобрать по членам предложения.
    1 вариант: 4 предложение.
    2 вариант: 5 предложение.
  2. Разобрать по составу слова:
    1 вариант: радостное, травинка.
    2 вариант: в вершинах, ласковое.
  3. Подобрать прилагательные, близкие по смыслу:
    1 вариант: ласковое, крепкий.
    2 вариант: радостное, счастливое.

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.

Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Объём слов: 65

  1. Подчеркните имена прилагательные , выделите окончание
    1 вариант – в первой части текста
    2 вариант — во второй части текста
  2. Определите падеж и род у имён прилагательных…
    1 вариант – пятого предложения ( На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.)
    2 вариант – девятого предложения ( Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. )
  3. К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания
    1 вариант Лёгкая задача -…. широкое шоссе — ….
    2 вариант Сладкое яблоко — …., тяжёлый портфель -…..

Цель: проверить навык правописания двойных, непроизносимых, безударных, звонких и глухих согласных, предлогов и приставок, родовых окончаний имён существительных, не с глаголами, мягкого знака после шипящих на конце основы; проверить умение разбирать слова по составу, а предложения по частям речи.

В нашем русском краю всё в старину было деревянное. Из дерева делали ложки и дома, ступки и кадки.

Русские мастера по дереву славились повсюду. Особенно были знамениты новгородские плотники. Здесь топором владел каждый.

Они строили деревянные здания с удивительной быстротой. Плотники возвели в Коломне деревянный дворец. Это настоящее чудо из дерева. На него приезжали любоваться гости из многих стран.

Объём слов: 59

Слова для справок: повсюду, деревянный.

  1. Второе предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
  2. Разобрать слова по составу: в старину, любоваться, дом.

Как хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.

Объём слов: 63

  1. Выпиши из текста три словосочетания: прилагательное +существительное.
  2. Выполни синтаксический разбор шестого предложения.
  3. Выполни морфологический разбор прилагательного – крошечная.

Словарные диктанты

№1

Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.

№2

Багаж, интерес, фломастер, георгин, гладиолус, аппетит, лопаточка, гвоздичка, фотоаппарат, урожайное, помидор, огурец, фиолетовый.

№3

Праздник, вместе, орех, овёс, восток, заря, пшеница, альбом, погода, понедельник, ракета.

№4

Орех , овёс, заря, чёрный, понедельник, четыре, пшеница, огород, овощи, картофель, огурец, помидор, восток, вместе.

Читайте также: