Высоцкий стихи для школы

Обновлено: 04.07.2024

Последняя песня В.С. Высоцкого для фильма Геннадия Поллоки "ШКОЛА". Написана в июне или даже июле 1980-го года. Высоцкий успел позвонить Поллоке и сказать, что написал для него песню, но передать не успел. Текст песни Поллока нашёл в архиве Высоцкого на поминках 27 июля 1980 года и, с разрешения Нины Максимовны, забрал с собой.

Из класса в класс мы вверх пойдем, как по ступеням,
И самым главным будет здесь рабочий класс,
И первым долгом мы, естественно, отменим
Эксплуатацию учителями нас!

Да здравствует новая школа!
Учитель уронит, а ты подними!
Здесь дети обоего пола
Огромными станут людьми!

Мы строим школу, чтобы грызть науку дерзко,
Мы все разрушим изнутри и оживим,
Мы серость выбелим и выскоблим до блеска,
Все теневое мы перекроем световым!

Так взрасти же нам школу, строитель,-
Для душ наших детских теплицу, парник,-
Где учатся - все, где учитель -
Сам в чем-то еще ученик!

20 мая 1981 года меня забрали в армию. Я ещё не знал тогда этих стихов Высоцкого про школу. Попал в знаменитую Гвардейскую, орденов Суворова и Кутузова, Таманскую дивизию.
14 июня 1981 года мы приняли присягу и нас сразу же бросили на строительство школы в посёлке "Калининец". Эту стройку называли "Позор Таманской дивизии". Она строилась уже несколько лет, а тут приказали срочно закончить и сдать к 1 сентября 1981 года. Школа уже была построена, только стены, но совершенно неотделанна. Нагнали туда ужас сколько солдат. Работа закипела. Мы работали, как звери, без всякого преувеличения. Никогда в жизни я больше так не уставал. И успели. Когда мы крыли крышу рубероидом, я сочинил для "Боевого листка" эти строки:

Мы солдаты великой страны
И законно гордимся этим
Если не будет войны
Школу построим детям

Наш Федя с детства связан был с землею -
Домой таскал и щебень и гранит.
Однажды он домой принес такое,
Что мама с папой плакали навзрыд.

Студентом Федя очень был настроен
Поднять археологию на щит -
Он в институт притаскивал такое,
Что мы кругом все плакали навзрыд.

Привез он как-то с практики
Два ржавый экспонатика
И утверждал, что это - древний клад.
Потом однажды в Элисте
Нашел вставные челюсти
Размером с самогонный аппарат.

Диплом писал про древние святыни,
О скифах, о языческих богах.
При этом так ругался по-латыни,
Что скифы эти корчились в гробах.

Он древние строения
Искал с остервенением
И часто диким голосом кричал,
Что есть еще пока тропа,
Где встретишь питекантропа,
И в грудь себя при этом ударял.

Он жизнь решил закончить холостую
И стал бороться за семейный быт.
"Я,- говорил,- жену найду такую -
От зависти заплачете навзрыд!"

Он все углы облазил - и
В Европе был, и в Азии,-
И вскоре раскопал свой идеал.
Но идеал связать не мог
В археологии двух строк,-
И Федя его снова закопал.

Гимн школе
Владимир Высоцкий

Из класса в класс мы вверх пойдем, как по ступеням,
И самым главным будет здесь рабочий класс,
И первым долгом мы, естественно, отменим
Эксплуатацию учителями нас!

Да здравствует новая школа!
Учитель уронит, а ты подними!
Здесь дети обоего пола
Огромными станут людьми!

Мы строим школу, чтобы грызть науку дерзко,
Мы все разрушим изнутри и оживим,
Мы серость выбелим и выскоблим до блеска,
Все теневое мы перекроем световым!

Так взрасти же нам школу, строитель,-
Для душ наших детских теплицу, парник,-
Где учатся - все, где учитель -
Сам в чем-то еще ученик!




И поэтому, наверное, сразу надо ответить: тот самый. Тот самый Владимир Высоцкий, песни которого известны всей стране. Дело в том, что его творчество шире и многообразнее, чем некоторые думают. Высоцкий писал песни и сам исполнял их. Он был замечательным актером театра и кино. Он писал стихи, вовсе не предназначенные для обязательного гитарного сопровождения. Он писал прозу. Он очень серьезно готовился к самостоятельной режиссерской работе. Это вовсе не разбросанность интересов и даже не "поиск самого себя". Как поэт он стал вполне самостоятельным довольно быстро, а как актер совершенствовался буквально на глазах - мы с удивлением и восхищением наблюдали за этим стремительным и мощным развитием.

Те, кто внимательно вслушивался в песни Высоцкого, не могли не заметить одну их особенность: автора интересует буквально все, что происходит вокруг, он не ищет сюжеты и героев, тем более не "отбирает" их, следуя какому-то особому принципу. Его интересуют люди всех профессий, самые разные характеры, типы, возрасты, разные человеческие связи, разные "места действия".

И нет ничего удивительного, что однажды он взял да и написал веселую, остроумную поэму про школьников и забавные приключения двух приятелей. Одному из них он дал имя своего друга - Ивана Дыховичного, который тогда был артистом Театра на Таганке, а сегодня является известным режиссером. Так и в песнях Высоцкий иногда называл своих героев какими-то известными именами - ради улыбки, которую очень любил в людях.

Знавшие Высоцкого близко помнят, как уважительно он относился к детям, к подросткам - разговаривал с ними, как со взрослыми, никого не поучал, а на фотографиях, которые у него просили подписать, часто писал: "Будь умным и добрым". Он действительно хотел одного - чтобы люди были умными и добрыми. Шутливая его поэма освещена тоже умом и добротой.

Если бы кто-нибудь сказал Высоцкому при жизни, что поэму напечатает журнал "Пионер", можно не сомневаться, он бы был очень рад этому.

литературовед, председатель комиссии по литературному наследию В. Высоцкого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОБУ СОШ с. Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Литературно – музыкальный час, посвященный памяти Владимира Высоцкого

русского языка и литературы

Зайкина Алина Семёновна


Приобщить учащихся к богатству литературы;

Развивать у учащихся способности эстетического восприятия;

Воспитывать эстетический вкус и гражданскую идейно- нравственную позицию учащихся, речевую культуру, культуру слушания.

На доске цитата из стихотворения В.Высоцкого. В классе – круглый стол, покрытый скатертью, на столе – портрет В Высоцкого, книги поэта.

Действующие лица сидят за столом:

Ведущий, ученики, актёр, исполняющий роль поэта В.Высоцкого.

- Есть имена, при упоминании которых на душе становится теплее. Среди таких имен – В. Высоцкий.

Наш вечер посвящён автору, песни и голос которого известны всей стране. Высоцкий сам писал песни и исполнял их. Он был замечательным актером театра и кино, талантливым человеком во всём. Его интересовали люди всех профессий: шахтёры, лётчики, моряки, геологи, врачи. Герои его песен – люди самых разных характеров, возрастов. Его интересовали разные места действия: тайга, тундра, борт пиратского судна, больница, футбольное поле и боксерский ринг.

Давайте представим, какой бы разговор мог состояться между молодыми людьми, любящими музыку, песни, играющими на гитаре и знаменитым поэтом, музыкантом Владимиром Семёновичем Высоцким.

Владимир Семёнович, расскажите о том, как вы начали писать стихи и музыку, о том времени, когда вы были таким же, как мы…

Вы юны, талантливы, перед вами ведь лежит вся жизнь. И вам, конечно же, интересно узнать о начале моего творческого пути…

У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров, короче говоря, никто из людей искусства. Но мама моя очень любила театр и с самых - самых малых лет каждую субботу - лет до 13-14 – водила меня в театр. И это, наверное, осталось на всю жизнь. Видно, в душе у каждого человека остаётся маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству. Вот и вы учитесь играть на гитаре - это ведь тоже оставит след в вашей судьбе.

С моими родителями была похожая ситуация. Они хотели, чтобы я стал нормальным инженером, и я поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но потом почувствовал, что это мне…словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертёж, в шестой раз переделанный, и сказал своему другу, что с завтрашнего дня больше в институт не хожу. То есть формально я ходил, чтобы получать стипендию, но учиться перестал.

Но это совсем не значит, что ты должен бросить институт, когда будешь там учиться, потому что тебе нравится музыка. Так вот. В это время я уже несколько лет занимался в самодеятельности. Это было хобби. Конечно, это меня увлекало больше, чем моё студенчество, и я просто ушёл из института. И решил поступать в студию МХАТ. Поступил туда с большим трудом – считалось, что мой голос не приспособлен для сцены. Меня даже пытались отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса, но руководитель курса Павел Владимирович Масальский не позволил.

Когда же Вы начали писать стихи?

Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши, детские стихи про салют. А потом, когда стал немножко постарше, писал всевозможные пародии. Все балуются в юности стихами и собираются это делать в будущем.

Я вам и ребятам прочитаю моё любимое стихотворение, которое написали Вы.

И не друг, и не враг,

Плох он или хорош,-

Парня в горы тяни-

Не бросай одного

Пусть он в связке в одной

Так поймешь, кто такой.

Если парень в горах –

Если сразу раскис –

Шаг ступил на ледник –

Оступился – и в крик,-

Значит рядом с тобой –

Ты его не брани –

Вверх таких не берут

Про таких не поют.

Если ж он не скулил,

Пусть он хмур был и зол,

А когда ты упал

Если шёл он с тобой

На вершине стоял – хмельной, -

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

(затем звучит фонограмма этой песни).

Многие из наших ребят тоже пишут стихи, а потом мы придумываем музыку и поём под гитару.

А можно я спою одну из ваших песен? (играет на гитаре, поёт под фонограмму).

Вдох глубокий, руки шире,

Не спешите – три, четыре!-

Бодрость духа, грация и пластика!

Если жив пока ещё,-

Если вы в своей квартире,-

Лягте на пол – три, четыре!

Прочь влияние извне,-

Привыкайте к новизне,-

Вдох глубокий до изнеможения!

Очень вырос в целом мире

Гриппа вирус – три, четыре!-

Ширится, растет заболевание.

Если хилый – сразу гроб!

Сохранить здоровье чтоб –

Применяйте, люди, обтирания!

Владимир Семёнович, расскажите, как вы написали первую песню.

А как вы вообще пишете стихи? Что сначала – музыка, слова, мелодия?

Не слова и не мелодия – я сначала просто подбираю ритм для стихов, ритм на гитаре. И когда есть точный ритм, как-то появляются слова. Очень трудно сказать, как они получаются. Одним словом, музыка помогает тексту, текст – музыке. Песня рождается странно, пишется трудно.

Часто говорят, что наши песни, которые мы сочиняем, какие-то дворовые, несерьёзные – всего три- четыре аккорда, будто мы больше и не знаем.

У авторской песни есть, конечно, масса недостатков: бедность сопровождения, упрощённый ритм. Но все равно это хорошо, что у меня мелодии простые. Но в зависимости от аудитории, от настроения все они будут звучать по- другому, чем в прошлый раз. У меня такая же ситуация. Но я знаю, что для меня ценно. У меня есть гитара, ваши глаза – и больше ничего. Есть ещё моё желание рассказать вам о том, что меня волнует. Но это очень много! Для авторской песни нужна обстановка, для неё нужна атмосфера.

Вот я слушаю Вас, и, кажется, что у вас голос просто удивительный, такой необычный.

А где вы берёте темы для своих песен?

Темы - повсюду; те новые впечатления, которые я получаю, являются основой, а вообще это все придумано, обрастает материалом. Я же имею право на авторскую фантазию, на какие-то допуски. Песни мои – сюрреальные: в них иногда происходят такие вещи, которых мы в нормальной жизни, может быть, никогда и не видим. 10 процентов я беру из чьих- нибудь рассказов и собственных впечатлений, а на 90 процентов всё придумано. Иначе нет тайны, её даже песней не назовёшь, какая же это поэзия?!

А расскажите какой- нибудь смешной случай.

Но вот, кажется, подходит к концу наша с вами встреча. Может быть, он получился не совсем обычным.

Владимир Семёнович, а можно ваш автограф?

Я благодарю вас ещё раз и с удовольствием буду к вам приезжать. У вас хорошие лица. Вы смеётесь, когда надо, серьёзны тоже, когда надо,- в общем, вы сегодня делали всё хорошо. Надеюсь, что и я тоже.

Я надеюсь, что, пока живу и пока буду двигать рукой, я буду продолжать писать песни. Если мои друзья будут того желать, я буду писать песни для их картин, для спектаклей, ну и, естественно, для своих друзей и знакомых. В общем, сколько буду жить – столько буду писать, потому что это одно из самых моих любимых занятий, авторская песня.

До новых встреч. Всего доброго. (Уходит).

Высоцкий любил эту сказку. За что? За радость, которой она наполнена. Владимир Высоцкий, как замечательный сказочник и рассказчик, сам исполнил в этой сказке несколько ролей - Попугая, орленка Эдда и, конечно же, роль Кэрролла, который всё знает о Стране Чудес.

Владимир Высоцкий считал очень важным, какие книги в детстве читают дети.

Конечно, Высоцкий написал для детей не очень много стихов и песен. Но его творчество, его песни, стихи, роли помогают воспитывать в детях ум и доброту.

Читайте также: