Выбор феномена осуществляется в доу

Обновлено: 02.07.2024

Данные для цитирования: . ФЕНОМЕН ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. . ; ():-.

Современная образовательная политика в сфере дошкольного образования основывается на введении и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Управленческие механизмы введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования включают перевод актуальной системы методической работы в инновационную методическую работу [1].

Инновационная методическая работа — это часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированная на освоение и (или) разработку педагогами новых (инновационных) способов этой деятельности. Инновационная методическая работа в дошкольном образовательном учреждении должна отвечать всем требованиям инноватики. В ходе её организации должна осуществляться экспертиза тех современных фактов и явлений, которые заложены в основу инновационной педагогической деятельности, организовываться обучение педагогов новым способам профессиональной деятельности, отбору позитивных инноваций [2, 5, 6]. Сегодня это связано с организацией освоения педагогами дошкольных образовательных организаций стратегий, принципов и подходов, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Феномен инновационной методической работы отражается в её особенностях:

  • обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития (введения и реализации ФГОС ДО;
  • отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его самораскрытие в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;
  • обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;
  • обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов, как отражение требований Профессионального стандарта педагога;
  • обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;
  • оснащение педагогов способами профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребёнка.

В ходе анализа теории инновационной методической работы и обосновании методологических основ выделены основные подходы к её организации: системный и синергетический, деятельностный, личностно — ориентированный, андрогогический [3, 4,5].

Системный подход является на сегодняшний день одним из наиболее мощных общенаучных средств, поскольку среди основных его функций преобладает осмысление общего направления движения научного познания. Четко ставя проблему и очерчивая пути ее исследования, системный подход предоставляет возможность для эффективной реализации более конкретных подходов. Его применение, как теоретико-методологического основания педагогической концепции, предполагает исследование системных свойств изучаемого феномена (в нашем случае – феномена инновационной методической работы) и описание их в терминах теории систем. Данный подход дает возможность рассматривать систему инновационной методической работы в целостности, единстве взаимосвязанных и относительно устойчивых ее элементов. Целостность рассмотрения образовательных явлений при данном подходе позволяет выделить и совершенствовать как отдельные функции системы, так и всю систему функционирования.

Синергетический подход представляет собой методологическое направление исследования, при котором педагогические объекты рассматриваются как открытые, сложные самоорганизующиеся системы, развитие которых подчиняется общим законам эволюции систем подобного рода. При этом самоорганизующаяся система понимается как сложная динамическая система, способная сохранять или совершенствовать свою организацию в зависимости от изменения внешних и внутренних условий.

Деятельностный подход к организации инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении предоставляет возможность изучения данного процесса в логике целостного рассмотрения всех его компонентов, что обеспечивает активизацию и актуализацию внутренних структур личности педагога через включение его в активную деятельность, компетентный выбор педагогами направлений инновационной деятельности, а также обеспечивает личностный смысл профессиональной деятельности.

Деятельностный подход как любой научный подход к изучению и организации процесса включает в себя содержание, комплекс методов и принципов, требует установления связи с потребностями, т.е. выяснения, какие потребности вызывают конкретную деятельность, какими мотивами обусловливается цель деятельности.

Андрогогический подход реализуется в методе анализа опыта как основном практическом методе подхода, который обусловливает совокупность методов обучения взрослых, включающих, в том числе, организационно-деятельностные и интерактивные методы обучения.

Анализ теории методической работы позволил выявить современные взгляды на ее содержание и организацию. Из представленных в современных исследованиях классификаций форм методической работы наиболее адекватной инновационным процессам в образовании вообще и в дошкольном образовании в частности в условиях введения ФГОС ДО, на наш взгляд, является классификация, предложенная С.Г. Молчановым:

  • репродуктивные: практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги;
  • репродуктивно-эвристические: педагогические чтения, научно-практические конференции;
  • эвристические: проблемные семинары, проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры;
  • эвристико-продуктивные: фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок;
  • продуктивные: научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие во ВНИКах, ВТК, научные отпуска [4].

Наиболее эффективными в условиях введения ФГОС ДО и реализации инновационной деятельности являются проблемные и проблемно-проектные семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей, в ходе которых педагоги ДОУ осваивают деятельностный подход к образованию детей дошкольного возраста, учатся проектировать рабочие программы и календарно-тематические планы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разрабатывают модели развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с содержанием образовательных областей и направлений инновационной деятельности. [3, 4].

Изучение современных исследований по теории оценивания объектов в образовании позволило определить показатели оценивания результативности инновационной методической работы в условиях введения ФГОС ДО. Большинство авторов сходятся во мнении, что для оценивания методической работы могут быть использованы следующие показатели:

  • реализация стратегий ФГОС ДО и содержания основной образовательной программы ДОУ;
  • заметный рост мастерства педагогов, повышение их профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога;
  • улучшение психологического климата в коллективе — повышение творческого потенциала воспитателей и специалистов ДОУ, развитие педагогического опыта.

Таким образом, феномен инновационной методической работы отражает ее основные особенности: содержание, направленность на повышение профессиональной компетентности педагогов, использование продуктивных форм для обеспечения качества дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Наиболее актуальной она стала с момента внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Во ФГОС ДО сказано о том, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. Он способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживать способность к воплощению разнообразных замыслов.

К сожалению, большинство взрослых в период развития самостоятельности подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают сложности в самообслуживании, инициативности и относительной независимости ребенка. С каждым годом число несамостоятельных дошкольников неуклонно растет.

Цель: использовать педагогические технологии для формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников.

1. Создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

2. Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

3. Осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Предполагаемые результаты в развитии детей : повышение уровня самостоятельности и инициативности детей.

Одним из приёмов развития инициативы и самостоятельности дошкольников является создание ситуаций выбора.

Исследователь этой проблемы Н. В. Носкова обосновывает необходимость внесения выбора в содержание общения взрослого и ребенка. Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Для поддержки детской инициативы необходимо создать условия, учитывающие следующие факторы:

• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

• Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

• Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;

• Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.

Методы, позволяющие создать ситуацию выбора :

• Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы);

• Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным);

• Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей);

• Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе).

Условия успешного формирования выбора у ребенка- дошкольника :

- Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если);

- Ребенок имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие (если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз);

- Ребенок аргументирует свой выбор (я буду делать… потому что…; я построю… потому что; я хочу поиграть…потому что).

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды. Поэтому я, создавая развивающую среду, старалась оформить групповую комнату, учитывая особенности детей, посещающих мою группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Я постаралась организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор : с кем, где, как, во что играть.

Все созданные условия ориентируют детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Для того чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность, в моей группе действуют центры, которые наполняются согласно тематическому планированию, т. е. организованна специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности :

Центр сюжетно - ролевой игры:

Подобраны атрибуты к сюжетно - ролевым играм.

Центр театрализованной деятельности :

игры-драматизации, разные виды театра, костюмы.

Центр музыкальной деятельности :

Подобраны материалы по ознакомлению с изобразительным искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Экспериментирование и опыты с соответствующим оборудованием и материалами.

Игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма.

Дидактические игры, иллюстрации о животном и растительном мире, о человеке.

Центр физкультуры и здоровья:

Спортивное оборудование и оборудование для оздоровления.

Активизация детей в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Чтобы этот процесс был не стихийным, а целенаправленным, я использую технологию

Правила поведения в группе независимо от их содержания всегда формулируются позитивно:

• «Положи материалы так, чтобы их можно было найти, а не раскидывайте игрушки и т. п.

Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:

1. Ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Они любят свою чашечку, свое место за столом. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность и не тратить усилий на дисциплину.

- какое у вас настроение?

- у кого утро доброе?

- кто хочет поделиться новостями?

Обмен новостями - эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, специалисты ДОО) э. В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки.

Что вы знаете о птицах?

Как можно использовать эти знания?

Что хотите узнать о птицах?

Что надо сделать, чтобы узнать?

Все птицы разные (Аня Б.)

Птицы высиживают птенцов (Андрей Г.)

Почему дятел стучит по дереву? (Маша С.) Как птицы летают (Саша Г.)

Почитать в энциклопедии. Найти в интернете

5. Совместное составление плана работы. Планирование осуществляю совместно детьми, и родителями. В плане учтены идеи и вопросы детей.

Д. – предложили дети

П. – предложил педагог

Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону.

Прежде, чем пойти играть, каждый ребёнок должен подойти к доске,

посмотреть, где и сколько человек одновременно может находиться. Только если есть свободное место, ребенок может добавить свою фотографию и пойти в желаемый центр активности.

У меня часто возникали вопросы:

-Что делать, если ребенок выбирает все время один и тот же интересный ему центр?

- Что делать с теми видами деятельности, которые он игнорирует?

(прежде всего, следует обсудить, почему ребенок выбирает этот центр);

-Может быть, он наиболее успешен именно в этом виде деятельности?

-Возможно, он выбирает этот центр, следуя за своим другом, т. е.

ориентируясь на лидера?

-Возможно, этот центр расположен дальше всего от внимательного взгляда и вмешательства воспитателя, и ребенок чувствует себя там свободно и комфортно?

При анализе результатов интересуюсь у каждого ребё нка:

Смайлик с улыбкой — я старался, все получилось!

Смайлик печальный — я старался, но не получилось.

Использование доски выбора помогает :

• выявить предпочтения, интересы детей, их увлечения к разным видам деятельности;

• организовывать самостоятельную деятельность детей, учитывая их интересы и обогащая центры соответствующими пособиями, материалами и игрушками, внося соответствующие изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы;

• планировать образовательную деятельность с детьми, поддерживая детскую инициативу.

• правильно делать самостоятельный и осознанный выбор;

• не конфликтовать, не ссориться, а договариваться, уступать друг другу;

• чувствовать себя комфортно среди сверстников.

• -увеличилось количество детей, которые стали проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

• -дети стали договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараются разрешать конфликты;

• дети могут выражать свои мысли и желания с помощью устной речи, выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывает о них кратко, но последовательно и логично.

• В результате дети научились планировать собственную деятельность, поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределяет роли и обязанности.

В результате у детей : повысился уровень самостоятельности и инициативности.

В ходе наблюдения, обращаю внимание на способность ребенка выбирать занятие, участников совместной деятельности, умение договариваться с ними. А так же, удаётся ли ребенку воплощать свой замысел и видеть результат своей деятельности.

-Технологии эффективно работают только тогда, когда развиваю-щая среда в группе будет насыщенной, а в зонах будет находиться заранее определенное количество детей.

Прикреплённые файлы:

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Создание ситуации успеха

Создание ситуации успеха Быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств нам приходится выступать.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого в нашем детском саду мы применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, инновация, современность, приоритет, мотивация, преемственность, познавательный интерес, взаимодействие, развитие, компонент, модернизация, прием, модель.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Работая над внедрением новых технологий, мы опирались на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.
Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь ребенка любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение качества образования, в том числе и дошкольного. Вместе с тем, вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему определения его сущности – не решенной до настоящего времени.

Качество дошкольного образования, так же как и качество образования вообще, в целом является многомерным синтетическим понятием, в связи с чем существуют различные подходы к его определению. Л.В. Поздняк и Н.Н. Лященко представляют качество образования в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении [2, с.14].

Качество дошкольного образования представляет собой интеграцию:

1. Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.

2. Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать:

- качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;

- качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- качества управления системой дошкольного образования.

3. Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам.

4. Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в ДОУ [4, с. 67].

Качество дошкольного образования в учреждении – процесс управляемый, представляющий собой результат деятельности всего педагогического коллектива, который определяется следующими позициями:

- как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

- как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор образовательных программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и др.);

- какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.) [1, с.72-73].

Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.

Внешние факторы связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к ДОУ средой. Среди них можно выделить:

- социально-экономические факторы (например, уровень доходов населения, миграция населения и т.п.);

- конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);

- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);

Внешние факторы не воздействуют на качество образовательных услуг в ДОУ непосредственно, они являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Вместе с тем, необходимо учитывать их влияние при анализе качества образования в дошкольном учреждении [2, с.27-28].

Внутренние факторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным стандартам основная образовательная программа (ООП) ДОУ, условия ее реализации и результаты освоения. Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию, например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ФГОС дошкольного образования.

Основная группа внутренних факторов, обеспечивающих качество образовательных услуг ДОУ, определена требованиями к условиям реализации основной образовательной программы. Рассмотрим содержание данных факторов более подробно.

1. Укомплектованность образовательного учреждения кадрами (педагогическими, руководящими и иными), имеющими соответствующий уровень квалификации. При этом непосредственно педагогические работники должны обладать всеми основными компетенциями, владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.

В целях достижения качества образовательных услуг необходимо также обеспечить непрерывность профессионального развития педагогов путем освоения ими дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации [1, с.23].

2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, заключающееся в:

- наличии здания (помещения) и участков образовательного учреждения и их соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Необходимо обеспечить архитектурную доступность, т.е. возможность для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;

- обеспечении соответствия состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников;

- оснащении кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;

- наличии в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность, здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях: зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование, позволяющие удовлетворить потребность воспитанников в движении;

- наличии необходимого оснащения помещений для работы медицинского персонала;

- наличии и необходимом оснащении помещений для питания воспитанников, для хранения и приготовления пищи, организации качественного горячего питания в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- наличии необходимого квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми (логопеды, воспитатели, инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, медицинские работники, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи); сформированность культуры здоровья педагогического коллектива (подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения, образ жизни и ответственное отношение к своему здоровью.

3. Учебно-материальное обеспечение, состоящее в:

- наличии предметно-развивающей среды образовательного учреждения (группы), основанной на соблюдении принципов информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости;

- комплексном оснащении воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего возможности: осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми; организации эффективной и безопасной деятельности воспитанников; построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту детей форм работы; использования образовательных технологий деятельностного типа; физического развития воспитанников; учет полоролевой специфики, национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

- создании предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей.

4. Медико-социальное обеспечение: медицинское обслуживание, формирование и наполняемость групп, прохождение профилактических осмотров персоналом, организация питания и оздоровления воспитанников.

5. Информационно-методическое обеспечение, позволяющее эффективно проводить мониторинг и управлять образовательным процессом; использовать интерактивные дидактические материалы и образовательные ресурсы; осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное. Информационное обеспечение образовательного процесса также предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров.

Методическое обеспечение должно отвечать требованиям комплектности и качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения ООП дошкольного образования [3, с.25].

6. Психолого-педагогическое обеспечение профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанное на: субъектном и доброжелательном отношении педагога к ребенку; индивидуальном и мотивационном подходе; учете зоны ближайшего развития детей. При этом необходимо обеспечить единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса, а так же преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Образовательный процесс должен включать как совместную деятельность взрослого с детьми, так и свободную самостоятельную деятельность воспитанников. Педагог должен уметь организовывать как ту, так и другую деятельность. Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса должно содержать подробные объяснения, как построить работу с воспитанниками при индивидуальной или групповой работе, а также как организовать самостоятельную деятельность воспитанников [1, с.30].

Образовательное учреждение должно находиться в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.

7. Финансовое обеспечение:

- обеспечивающее государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

- позволяющее образовательному учреждению иметь возможность обеспечения ФГОС ДО;

- отражающее структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы ДО, а также механизм их формирования.

Все вышеперечисленное может быть отнесено как к внутренним факторам дошкольного образования, так и к параметрам, влияющим на его качество. Интегративным результатом взаимодействия всех вышеперечисленных внутренних факторов является создание в ДОУ развивающей образовательной среды обеспечивающей:

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

- гарантию охраны и укрепления физического и психологического здоровья воспитанников;

- комфортность по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам;

- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для всех субъектов образовательного процесса.

Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей.

Список использованных источников:

3. Стеркина, Р.Б. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования / Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. –2001. – №5. – С.40-44.

4. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л.И. Фалюшина. – М. : АРКТИ, 2003. – 140 с.

В психолого-педагогических исследованиях авторы рассматривают выбор как форму проявления детской субъектности, которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным. Процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.

Существует большое количество вариантов организации выбора, которые можно использовать применительно к детям дошкольного возраста.

Во время Утреннего сбора и в течение дня детям предоставляется возможность выбора Центров активности и участников совместной деятельности в них.

и с кармашками, куда ребенок вставляет картинку с символом, обозначающим выбранный им центр, где ему было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью в утренний отрезок времени.

и с кармашками для вставки знака-символа, обозначающего выбранный ребенком центр активности в дневное время.

и с кармашками для обозначения детьми центров в вечернее время суток.

Для обозначения центров активности используем следующие знаки-символы:

Использование экрана выбора помогает:

  • педагогам:
  • выявить предпочтения, интересы детей, их увлечения к разным видам деятельности
  • организовывать самостоятельную деятельность детей, учитывая их интересы и обогащая центры соответствующими пособиями, материалами и игрушками, внося соответствующие изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы
  • планировать образовательную деятельность с детьми, поддерживая детскую инициативу
  • детям:
  • правильно делать самостоятельный и осознанный выбор
  • не конфликтовать, не ссориться, а договариваться, уступать друг другу
  • чувствовать себя комфортно среди сверстников.

Меню сайта

Как оценить себя

Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!

Палец вниз — я старался, но не получилось.

Изображение солнышка — я старался, и все получилось!

Изображение солнышка, частично закрытого тучкой — я старался, но не все получилось.

Изображение солнышка, почти полностью закрытого тучкой — я старался, но не получилось.

Изображение зайца — я старался, но очень торопился, и не все получилось хорошо.

Изображение черепашки — я старался, но делал медленно, и поэтому не успел.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДОСКУ ЗАДАЧ

Крупина Светлана Юрьевна

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДОСКУ ЗАДАЧ

За весь период работы (1-1,5 часа) ребёнок имеет возможность спланировать и реализовать целостный план собственной деятельности, приобрести важнейшие навыки и способности. Воспитатель в это же время имеет технологическую возможность обучать, наблюдать, вести дифференцированную и индивидуальную работу.

Одним из важных моментов данной работы, является обогащение развивающей среды, а именно центров активности, интересным оборудованием, атрибутами и материалами для детской деятельности в зависимости от событий и ситуаций, которые происходят в группе. Продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребёнка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

Каким образом дети могут принять участие в планировании предстоящей деятельности? Одним из интересных способов является утренний (или групповой) сбор.

Утренний (групповой) сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время (и это определено в режиме дня), когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Он не является жестко обязательной для присутствующего ребёнка формой работы.

Утренний (групповой) сбор имеет четкую структуру и содержит основные этапы:

  • – приветствие;
  • – игра;
  • – обмен новостями;
  • – обсуждение темы (проекта);
  • – презентация центров активности и планирование.

Не менее важный момент группового сбора – игра (или игровой тренинг), направленная на расширение информационного поля изучаемой темы или проекта. Игры, не требующие большой подвижности, пальчиковые, словесные, игры-цепочки, игры-фантазии.

Очень ответственная и очень значимая часть сбора – обмен новостями. Запретных тем не существует: детям предоставляется возможность высказать свои мысли, фантазии.

Завершающим этапом утреннего (группового) сбора является подведение итогов (итоговый сбор). После того, как дети насладятся собственной познавательной и творческой деятельностью в центрах активности, выполнят все задания и поручения, сотворят что-то необычное и получат интересные результаты, все снова возвращаются в круг и презентуют итоги свои работы. Это могут быть обычные рассказы (что делал, что получилось, что понравилось) или демонстрация результатов своего труда (рисунок, поделка, постройка).

Елена, расскажите, пожалуйста, в чем заключается технология Time Choice?


Творчество из коробок — настоящее удовольствие

Как возникла идея такой технологии?


Что может быть интереснее, чем рисовать на стенах (кафельная стена в Open Space)

Действительно, современный детский сад просто обязан уже предоставлять детям возможность действовать по своему замыслу и здорово, когда не только время для этого, но и условия специально создаются. Трудно было педагогам принять это? Если были сложности, как вы с этим справлялись?


Экран выбора — разум группы


Другой вариант экрана выбора

А как вы сделали так, чтобы ребенок мог попадать в открытое пространство Open Space? Ведь ему приходится покидать помещение группы! Как вы обеспечиваете безопасность детей?

– Отвечает за безопасность детей в Open Space один взрослый, младший воспитатель, который не вмешивается в деятельность детей, а лишь осуществляет недирективную помощь и поддержку. В детском саду разработан и принят локальный акт, который регламентирует деятельность взрослых (в том числе и родителей) в рамках технологии Time Choice.

Развивая ответственность во время его самостоятельного ухода из группы, ребёнок учится самостоятельно удерживать три правила:

• ставит свою фотографию на доске выбора в окно Open Space (чтобы взрослый знал, где находится ребёнок);

• соблюдает в Open Space нормы и правила общения и поведения без знаков, напоминающих о нормах и правилах (которые существуют в группе), сам контролирует свои поступки.

Я знаю, что у вас существует деятельность по выбору не только в рамках группы и пространства Open Space, но и в определенный момент дети получают возможность свободно передвигаться по саду. Как в этом случае решается вопрос с безопасностью?


Пространство для строительства, кубиков должно быть много!

Во время Time Choice дети могут выбрать себе занятие, реализовать свои замыслы, скажите, а что в это время делают взрослые? Есть ли у них какие-то специальные задачи?


Общее пространство Оpen Space

Елена, каких результатов достигают дети благодаря такой технологии?

– Выделить отдельно результаты очень трудно, безусловно, это огромный скачок в развитии произвольного поведения, способности ценить время, делать выбор. Однако мы анализировали целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования и отметили, что гармоничное соединение сквозных технологий нашей образовательной программы Time Choice и наглядно-пространственное моделирование обеспечивают продвижение детей по всем целевым ориентирам, обозначенным в ФГОС дошкольного образования. Однако шаг движения у каждого ребенка разный, но в этом и заключается процесс индивидуализации, когда каждый ребенка развивается по собственной программе, а находящийся рядом взрослый обеспечивает расширение зоны ближайшего развития ребенка, заботясь о его эмоциональном благополучии и проживании детства в присущих дошкольнику видах деятельности.

Как вы считаете, а почему же так мало садов используют такие форматы, где ребенок может действовать по выбору? Что бы вы пожелали людям, которые решаются внедрять в саду подобные технологии?

– Действительно, это очень проблематично. И прежде всего это задачка-вызов для управленческой команды! Прежде чем ориентировать свой коллектив на внедрение технологий, направленных на поддержку детской инициативы и самостоятельности, ты должен, как управленец, взять на себя ответственность за изменения, которые серьезно преобразуют традиционную жизнь детей в детском саду.

Сферы использования интерактивного стола в ДОУ

Оснащение детсадов сенсорными устройствами всегда положительно отражается на имидже организации. Это связано с тем, что сегодня в век информационных технологий каждый родитель желает, чтобы его малыш с малого возраста мог свободно использовать инновационные технологии. Но помимо данной функции оборудование, использующее интерактивный режим обучения занятия для детского сада предоставляет ряд других преимуществ. Использование сенсорного стола в работе с дошкольниками полезно для:

Но это далеко не все возможности данного вида оборудования. Помимо всего вышеуказанного, интерактивное занятие в детском саду позволяет развивать интерес к процессу обучения, что имеет огромное значение для детей, готовящихся пойти в школу.

Использование интерактивных столов в образовательном процессе в школах и ДОУ

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Проблема развития детской инициативности и самостоятельности напрямую связана с предоставлением детям свободы выбора деятельности.

Выбор – это возможность человека действовать в соответствии со своими потребностями, желаниями, интересами и проявлять свою волю. Речь идет не о примитивном понимании свободы как неосмысленного желания делать все, что угодно. Имеется в виду возможность предоставления ребенку выбор делать все, что он хочет, кроме того, что вредно для развития или опасно для его жизни или окружающих.

Как показывают наблюдения за практикой работы педагогов дошкольных учреждений, проблема предоставления детям свободы выбора не является для

воспитателей важной и значимой. Они не в полной мере осознают необходимость предоставления воспитанникам свободы, а если и осознают, то не всегда четко

представляют себе, как это сделать. В дошкольном учреждении должно быть специально отведенное время для

свободного проявления творческого и познавательного интереса воспитанников. Воспитатели должны создавать условия свободного выбора, которые, с одной стороны, позволят выявлять интересы и способности детей, а с другой – будут способствовать их дальнейшему развитию.

Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.)

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяются следующие методы и приемы:

— Игровая деятельность — Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать развитию ребенка, развитию его активВ целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяются следующие методы и приемы:

— Экспериментальная деятельность. Стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей. Для углубленного изучения программного материала в рамках организованной образовательной деятельности.

— Проектная деятельность. Способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания). При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

Выбирая формы воздействия на ребенка, педагог должен учитывать соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка в возможности сделать выбор и проявить инициативу, и усилий педагога в моделирование развивающей образовательной среды. Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых условиях, ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки. Задача педагога при этом создать среду,отвечающую интересам, возрастным особенностям ребенка, моделирующуюся, разнообразную, развивающую.

Форма работы – индивидуальная, фронтальная, подгрупповая, групповая..

Формы организации: в течение дня воспитатель имеет возможность осуществлять организации детей для самостоятельной деятельности, а также для организованной образовательной деятельности, при организации проектной деятельности в группе, в работе с родителями (сделать поделку, нарисовать рисунок и т.д.), на прогулках (наблюдение, игровая деятельность, труд), при проведении мастер-классов с коллегами.

Созданы условия для свободного выбора детьми деятельности (для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей), участников совместной деятельности. Воспитанники с нетерпением ждут каждого дня, с удовольствие посещают детский сад, увеличилась посещаемость в группе. Дети более подробно и открыто сообщают о своих потребностях и интересах.

Введены правила нормативного поведения детей в среде, способствующие поддержке партнерского стиля общения детей в группе; инициировать самостоятельное создание детьми нормы поведения. Воспитанники стали свободнее общаться, самостоятельно выстраивать партнерские отношения.

Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) Воспитатели с энтузиазмом и креативностью подходят к этой форме деятельности.

Родители поменяли свое отношение к детскому саду, стремятся сотрудничать с педагогами и не забирают детей из детского сада раньше положенного времени.

Читайте также: