Всероссийский конкурс лучший детский сад

Обновлено: 07.07.2024

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня данное стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом новых нормативно-правовых документов.

Вступивший в силу с 01 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Данный документ определяет физическое развитие как одно из направлений, обеспечивающее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Каждое образовательное учреждение призвано определять свою стратегию сохранения и укрепления здоровья, выбирать инновационные технологии. С учётом накопленного немалого опыта, требований к современному дошкольному образованию и социального заказа учреждением определена следующая ведущая педагогическая идея в режиме развития: повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование индивидуального стиля здорового поведения.

Характеристика опыта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 50 города Тюмени является уникальным и единственным в образовательном пространстве города Тюмени Тюменской области и составляет образовательный комплекс из 6 корпусов. 44 группы принимают ежедневно 1276 детей. 205 работников, в том числе 81 педагог, обеспечивают комфортные условия и предоставление услуг высокого качества для воспитанников всего города. Предложенный опыт представлен результатами деятельности коллективов всех корпусов.

Работа по осуществлению здоровьеориентированной деятельности в детском саду ведется на протяжении многих лет. Но попытки систематизации, определения стратегических ориентиров в рамках сохранения, укрепления и развития здоровья воспитанников предприняты в последние 4 года. За это время:

- разработаны алгоритмы здоровьеориентированной деятельности и механизмы ее регулирования.

- определены стратегические перспективы, механизмы, и этапы наращивания материально-методического потенциала дошкольного учреждения в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности.

Здоровьеориентированная деятельность детского сада осуществляется в конкретных условиях. На базе детского сада создана необходимая макро и микро среда для полноценного физического развития и оздоровления детей: функционируют 5 спортивных и музыкальных залов, бассейн, мини - тренажерный зал, логопедические кабинеты, кабинет психолога, комната психологической разгрузки, физкультурные площадки для разных возрастных групп.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки, в которых есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном образовательном учреждении: игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, изобразительное творчество.

Занятия в бассейне решают не только образовательные и воспитательные задачи, такие как - научить детей плавать, и воспитывать умение вести себя в воде, но и оздоровительные - закаливание организма. Дети всех корпусов имеют возможность посещать бассейн в выходные дни.

Инструкторами по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. В дополнение к нормативным требованиям в нашем ДОУ расширен ассортимент продуктов обогащённых витаминами и рекомендованных для детского питания (хлебобулочные изделия, кисели, напитки).

Подтверждающим фактором активизации педагогического коллектива в вопросах здоровьесбережения является обобщение актуального педагогического опыта, публикация в разных сборниках, результативное участие в конкурсах разного уровня.

Успешность нашей работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам здоровьесбережения, включение их в процесс управления здоровьеориентированной деятельностью, который осуществлялся в направлениях:

1. актуализация потребностей родителей в здоровьесбережении собственного ребенка;

2. медико-педагогическое просвещение родителей как заказчиков на различные образовательные и медицинские услуги в дошкольном учреждении;

3. партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи здоровьесохранности, приоритет общечеловеческих ценностей.

В работе с семьей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы, такие как:

Большую популярность за последнее время в сфере общения с родителями приобретает сайт учреждения, в рамках которого они могут не только обогатиться определёнными знаниями, познакомиться с опытом, но и задать вопрос, обратиться с определённой просьбой, выразить обеспокоенность той или иной проблемой.

Таким образом, предложенная система управления процессами здоровьесбережения позволяет отслеживать результаты деятельности на всех уровнях, вносить необходимые корректировки. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, в развитии валеологической грамотности родителей, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду.

Перспективы развития

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования для нашего учреждения является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

Поиск новых путей, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, позволил найти апробировать ряд новых подходов, в том числе использование энергизаторов, коммуникативных игр, динамических пауз в конце прогулки, музыкальных театрализованных игр-импровизаций по мотивам русских народных сказок, стихов-шумелки, сказочек-шумелок, музыкотерапии, танцетерапии в режиме дня.

Мы считаем, что система управления процессами здоровьесбережения, созданная общими усилиями коллектива, должна гарантировать возврат затраченных ресурсов в виде крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития воспитанников нашего дошкольного образовательного учреждения.

Читайте также: