Все дети могут успешно учиться если школа умеет учить
Обновлено: 05.07.2024
На что жалуются родители?
Вторая распространенная жалоба родителей — учеба, которая в начальных классах становится настоящей пыткой, причем сразу для всех. Страдают в этом процессе и сами дети, и родители, и даже учителя. Все школьные сложности, как правило, связаны с важными учебными навыками, которых часто просто не хватает младшеклассникам.
Что думают дети?
При этом почти всем очевидно, что дальше — хуже, пробелы в знаниях накапливаются как снежный ком, успеваемость снижается, а в результате пропадает интерес к предмету и появляется ежедневный стресс.
Дети, которые не могут спокойно рассказать стихотворение у доски, во взрослой жизни будут испытывать сильный стресс, если нужно будет выступить перед аудиторией.
Большинство ребят младших классов могут хорошо коммуницировать со всеми в семье, но при этом сталкиваться с большими трудностями при общении с другими детьми. Научите их коммуницировать, сформулируйте вместе перечень интересных тем — это поможет младшеклассникам проявить интерес к сверстникам и самим стать незаурядными собеседниками.
Давайте сразу оговоримся: ребенок все делает из-под палки не по своей вине — его просто не научили планировать время и распределять дела. И выход есть! Постепенно разберемся, как его найти.
Как родители влияют на отношение ребенка к учебе?
С самых первых лет своей жизни ребенок формирует отношение к труду по тому, что он слышит от любого авторитетного взрослого. Если подросток видит перед собой негативный пример — изможденных родителей, уставших от бесконечной работы и заваленных ненавистными обязанностями, — он не сможет воспринимать работу как возможность для самореализации, как деятельность, которая интересна.
Ребенок как губка впитывает образ, который видит. Любое позитивное высказывание о работе, труде, учебе, о том, как проводить свободное время, формирует его собственное восприятие. Он начинает понимать, как ему самому планировать и проводить свое время.
Родители, которые сами ни разу не держали в руках книгу, но по 50 раз в день повторяют ребенку, что читать необходимо, не внушают доверия.
Дети поступают точно так же, как мы — взрослые, которые находятся рядом с ними.
За примером далеко ходить не надо. Даже то, как ребенок задает вопросы — и умеет ли он вообще это делать — тоже берется из семьи. Поэтому, если школьнику непонятна новая тема и он стесняется переспросить учителя, вероятно, он неосознанно берет пример с мамы или папы.
Форматы обучения
Ответственный подход к обучению подразумевает умелое владение большим набором инструментов, чтобы выбрать подходящий под каждый конкретный запрос. Запоминать информацию, концентрироваться, освоить публичные выступления — эти гибкие навыки нужны в жизни каждому из нас. Но запомните важное правило: не существует универсального способа учиться эффективно. Каждому нужен свой формат.
Учиться можно в классе или дома, самостоятельно или с чьей-то помощью, можно смотреть обучающие видео, искать информацию в интернете, ходить на групповые занятия или к репетитору. Эффективным способом для каждого будет свой. И важно понимать, что если долгое время ребенок занимается чем-то и не получает результатов — равно как и удовольствия, — то нужно поменять способ овладения навыками.
Ну, например, вы привыкли учить стихи построчно. Но это вовсе не значит, что для вас этот способ самый эффективный. А тем более — для ваших детей. Не стоит передавать из поколения в поколение один и тот же способ заучивания материала — в конце концов, это не фамильная драгоценность.
Как научиться учиться?
Формируем цель обучения
Покажите детям прямую связь между полученными знаниями и будущей жизнью. Таблица умножения, виды грибов, горы в Африке — это все не только интересно выучить, но и полезно знать! Для чего? Попробуйте выстроить логическую связь и показать ее ученикам.
Искренне интересуйтесь тем, что нового сегодня узнал ребенок. Удивитесь, поделитесь своим опытом, вспомните — может быть, как раз эти горы или эти грибы произвели на вас сильное впечатление в свое время?
Помните: главное — искренняя заинтересованность! Педагог легко может выстроить междисциплинарную связь — если сегодня на уроке химии дети начали изучать таблицу Менделеева, то на литературе можно вспомнить Александра Блока, который был женат на дочери русского ученого.
Все знания, которые нас окружают, A — взаимосвязаны, B — имеют практическое применение в жизни. Так выстраивается картина мира.
Иногда ребенку просто не нравится учитель, и из-за этого он перекрывает для себя определенные варианты будущего. Интересуйтесь у школьника, почему ему не нравится какой-то предмет. Из-за того, что педагог объясняет не доходчиво, дети могут быстро разочароваться в какой-то области и окончательно решить, что связывать свою жизнь, например, с физикой они точно никогда не будут.
— В прошлый отпуск мы путешествовали на машине по маршруту Германия — Австрия.
— Ого! Так Австрия — это ж отдельный материк !
Человеку, который не усвоил базовые школьные знания, трудно даже поддержать простой житейский разговор, — постарайтесь донести это до ребенка.
Учимся концентрировать внимание
Важно не останавливаться на достигнутом, а постоянно развивать разные каналы восприятия, проводить эксперименты и даже игры на концентрацию. Нет исключительно аудиалов и визуалов, но чем больше органов задействовано при объяснении нового материала, — тем эффективнее будет восприниматься информация. При этом не обязательно единовременно использовать все способы объяснения новой темы, можно применять их последовательно.
Эксперимент
Проведите эксперимент, рассчитанный на определенное время, — допустим, 3 минуты. На парте у ребят должны быть листочки и ручка. Каждый ученик берет какой-то предмет (например, пенал), кладет его перед собой, концентрируется на нем, стараясь не отвлекаться, и смотрит в течение заданного времени.
Упражнения для развития памяти и концентрации
Вокруг нас бесконечное число звуков: мы слышим шум города и шорох холодильника, мяуканье кота и свисток кипящего чайника, а еще гудение стиральной машины и стройку в соседнем дворе — и все это одновременно, разом.
Чтобы научиться концентрировать аудиальное внимание, нужно поставить себе простую задачу — выбрать какой-то один звук из общего фона: сейчас я слышу только как шумят машины за окном, а сейчас — как лает собака и т.д. Каждый раз, переключая свое внимание, вы понимаете, что оно принадлежит только вам, вы контролируете поток звуков вокруг, как будто вытягивая из него что-то одно.
Даже прослушивая одну и ту же песню, можно каждый раз обнаруживать новые звуки и сосредотачивать свое внимание именно на них.
Все просто: разложите предметы — запомните — отвернитесь и вспомните последовательность, в которой они лежат. Кстати, последовательность может быть не только из предметов, а еще из слов, чисел, любых других вещей. Несколько партий игры вместе с детьми пойдут на пользу и взрослым!
Работаем над самомотивацией
Помогите ребенку искать вдохновение, превращать деятельность в игру, научиться хвалить себя самому и концентрироваться на своих сильных сторонах.
Включите музыку, чтобы мыть посуду или убираться в комнате было веселее!
Ребенок самостоятельно может себя подбодрить и оценить свои результаты. Можно даже превратить обучение в игру, чтобы пробудить в школьнике мотивацию.
Развиваем критическое мышление
Проблемы, с которыми сталкиваются дети, не являются пройденным этапом для взрослых — все мы периодически переживаем те же трудности. Но давайте хотя бы попробуем научить наших детей справляться с этими трудностями уже в юном возрасте.
Научите детей находить неточности в какой-то информации — особенно в той, которая поступает из интернета. Не бойтесь при этом и ставить под сомнение свой авторитет, пусть дети задают свои вопросы, которые, кстати, вы можете предугадать.
Тренируем память
Ищите эффективные способы запоминать разную информацию.
Информация — это все, что нас окружает: цвета, звуки, предметы, явления. Мы все способны получать ее через разные каналы. Для кого-то эффективен один способ, а для кого-то — другой.
Кто-то не может слушать аудиокниги — отключается через несколько секунд и уходит в свои мысли. А кто-то, читая обычную бумажную книгу, возвращается к предыдущему абзацу, потому что давно потерял нить рассказа и задумался о чем-то своем.
Многие ребята не знают, например, что стихотворение можно учить простым способом — просто записав собственное прочтение на диктофон и прослушав 10 раз. Попытаться превратить поэму в рэп, учить по абзацам, — способов выучить стихотворение очень много. И, как бы абсурдно они ни звучали, если это работает, то почему бы и нет?
Самым эффективным способом будет тот, при котором ребенок будет помнить стихотворение (или дату, цифры, правило) даже после уроков, даже через неделю и месяц. Так может работать, например, повторение — троекратное, за один вечер, или через неделю. Важно найти свой действенный способ.
Учимся планировать время
Способы планирования времени тоже не могут быть одинаковыми — проверяйте, как лучше вам, почему так не работает с ребенком, и что можно изменить. Ведь часто, когда родители хотят спланировать расписание дня школьника, они сталкиваются с неожиданными трудностями — не для всех детей листок с прописанными задачами окажется хорошим инструментом, чтобы эффективно провести свое время.
Кому-то удобнее работать с чек-листами, когда есть возможность вычеркнуть выполненную задачу. А для других исключительно эффективной практикой будет другая — прописать все свои задачи на следующий день, причем сделать это самостоятельно.
Когда ребенок научился планировать, понял, какие каналы восприятия у него ведущие, что его отвлекает, а что вдохновляет, когда он понимает, какие способы запоминания информации действительно работают, ему становится легче учиться.
Ищите подходящие способы эффективного обучения, не останавливайтесь в своих знаниях. Чем лучше мы знаем себя, тем легче нам выстраивать свою жизнь!
4 Что такое оценивание? Кем являетесь Вы в этом процессе?. Время – 2 мин. Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству. У.Джеймс
5 Назовите нормативные документы, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении процесса проверки знаний. Время – 2 мин. Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству. У.Джеймс
6 Оценивание-это система? Определите максимальное количество видов работ системы, которые могут способствовать накопляемости оценок. Время – 5 мин. Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Липкина А.И
9 Утка превосходно – даже лучше преподавателя – плавала и получала отличные оценки, но здорово отставала в беге.Из-за этого ей пришлось часто оставаться в школе и даже бросить плавание для того,чтобы практиковаться в беге. после уроков
10 Так продолжалось до тех пор, пока перепончатые лапки утки не износились до такой степени,что даже по плаванию она скатилась на уровень посредственных отметок
11 Но, и поэтому никто не переживал из-за этого. Кроме самой утки… школа допускала такие отметки
12 Вначале кролик был отличником по бегу, но затем с ним случился связанного с обучением по плаванию … нервный срыв от перевозбуждения,
13 Белка отлично лазила по деревьям,до тех пор,пока её не постигло жестокое разочарование,когда полётов от неё взлететь с земли вверх, в то время как она привыкла летать с верхушки дерева вниз. преподаватель потребовал
14 Кроме того, у неё начались и она схватила «тройку по лазанью и «двойку по бегу. судороги от переутомления,
15 Орёл оказался «трудным ребёнком и нуждался в строгом обращении. На занятиях по полётам он взлетал выше всех, отстаивая при этом право пользоваться своим методом
16 В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый ослик, который делал всё наполовину
20 Подумайте с чем ассоциируются у Вас эти предметы? Каким образом они связаны с педагогикой? Время-2 мин. Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Липкина А.И
22 Словарь… Кнут – верёвка или ремень прикреплён к палке и служит для понукания животных. Пряник – сладкое печенье в виде лепёшки или плоской фигуры
Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!
1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям
2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию
Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.
4. Научите его самостоятельно делать уроки
10 способов не беситься, когда делаешь с ребёнком уроки
Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.
5. Делитесь успехами
6. Работайте с материалом
Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.
Для многих родителей и педагогов всё актуальнее становится вопрос: как научить ребёнка учиться? Речь пойдёт не о сложностях школьной или образовательной системы вообще. Они есть. Очень много претензий к школе. Но всё начинается не в школе (это слишком поздно), а в семье.
Раньше дети тоже теряли мотивацию к учёбе в школе. Даже не в младшей школе, а в среднем звене ближе к 7-8 классу учиться становилось как-то лениво. Сейчас идёт целая эпидемия совсем маленьких деток со сниженной мотивацией чуть ли не в полтора года.
Смотрит полуторагодовалый малыш усталым взглядом. Мама какую-то активность разовьёт, он что-то вяло сделает. Ему сразу в ладоши хлопают. А потом раз, и уже огонёк погас, словно заводка закончилась. Я уже не говорю там о желании учиться, учиться в школе. Ещё лет 20 тому было много детей с горящими глазками. И с каждым годом их процент становился всё меньше и меньше.
Как научить ребёнка учиться: эффективность и возраст
Иногда родители задают вопрос: как научить ребёнка учиться в 15 лет? В 14-15 лет помочь очень сложно, потому что в этом возрасте мы получаем то, что было вложено до того. С подростками мы вступаем уже в другой период: встречаемся с плодами нашего воспитания.
Нужно ли подростку помогать учиться? В какой-то мере нужно помогать всегда, потому что подросток нуждается в нашей поддержке. Но кардинально изменить что-то практически невозможно, если только подросток не примет собственное решение изменить ситуацию. Помочь родители смогут, только если отношения доверительные.
Решаем проблему, почему наше чадо ничего не желает делать самостоятельно
- Психологи советуют дать ребёнку самостоятельность.
- Вы ему даёте, но ребёнок ничего не желает, вроде всё это и неинтересно.
- Среда создана, игрушек – завались, а ребёнок на скуку жалуется, ничем самостоятельно заняться не может. Любимая песня: мам, мне скучно.
- Мама придумывает игры, находит друзей, устраивает походы, экскурсии. Выкладывается, как может, но ситуация не меняется.
- В конце концов, мама истощается и с чувством обречённости включает мультфильм, даёт планшет, телефон с играми, понимая, что это плохо и вредно.
- Но мама не знает, что дальше с этим делать.
Обычно пик "скучальщиков", когда ребёнок начинает ходить за мамой и ныть, начинается годам к четырём. Потом и с уроками у них это тоже любимая песня. Родительский частый вопрос: когда наступит тот светлый момент, что ребёнок сам начнёт понимать, что можно, что нельзя, и не надо ему часто объяснять.
Мамы иногда говорят: ну должен же он сам понимать. Часто это бывает у мам, имеющих несколько детей в семье. Появляется малыш, и мама ждёт, когда старший будет наращивать самостоятельность. А ситуация ещё и ухудшается.
Мама в отчаянии. Как же он такой будет справляться в школе? Внимание всё время теряет, без меня шагу ступить не может. Если не проконтролирую, всё будет на одном месте. Придётся всю школу уроки с ним учить. Учиться, и вообще планомерно что-то делать ему совсем неинтересно.
Как успокаиваем себя: ну, по крайней мере, ребёнок умный, даже читать, например, умеет. Маме кажется, что этого должно хватить. Она надеется, что имеющееся умение поможет и остальному наладиться.
Как научить ребёнка учиться: взгляд изнутри
Другие считают, что ребёнка нужно учить учиться, учить, как процесс учебы организовывать. А для этого надо самим знать следующее:
- как мотивировать исследовательский интерес ребенка;
- как помочь развивать внимание и усидчивость;
- что необходимо для успешной учебы в школе;
- как хвалить чадо так, чтобы оно не теряло интерес к самостоятельной деятельности;
- как восстановить мотивацию, если она потеряна.
На самом деле мы начинаем закладывать основы учения, решать вопрос, как научить ребёнка учиться в школе, с самого рождения.
Остановлюсь на похвале. Разумеется, вы сами решаете, как ребёнка поощрять. Похвала потребна, но хвалить надо грамотно. Похвала, особенно неумеренная, – внешнее воздействие. Точно так же как: сделал – конфетка.
Ребёнок привыкает отказываться от внутренних импульсов и ждёт внешней стимуляции. Сначала это работает. Но с возрастом стимуляция увеличивается, а мотивация ребёнка снижается: чтобы что-то сделал надо машину купить. У ребенка есть внутренний – природный – исследовательский интерес, вот его надо развивать.
Как научить ребёнка учиться: тест мотивации
- Редко выглядит заинтересованным или увлечённым чем-то.
- В любой деятельности он апеллирует к взрослому. Если взрослый организует, ребёнок участвует. Взрослый уходит, интерес теряется, и ребёнок идет снова искать взрослого.
- Редко задаёт вопросы
- Редко придумывает новые способы использования игрушек.
Пояснение. Вспомните детство: как из одних и тех же палочек делали самолеты, кукол и пр. Такая ассоциативная игра появляется ближе к четырем годам или после, в зависимости от того, как созревает мозг ребёнка. Но если дети 3,5-4 не придумывают дополнительных способов использования предмета (для игры или еще чего) – это тоже неприятный сигнал.
- Большинство ваших предложений заняться чем-то не вызывают энтузиазма, ребёнок быстро теряет интерес.
- Ребёнок выглядит активным. Родителям кажется, что с активностью у него всё замечательно. Но деятельность ребёнка больше похожа на хаотичное броуновское движение – увидел, схватил, переключился, бросил, потянулся за другим. Начал – недоделал, и так без конца. Цикла деятельности: начал – что-то делал – завершил и после этого переключился на следующую деятельность, у него нет. Есть объект, привлекший ребёнка. Он к нему потянулся, потом от него к другому…
Такого ребенка стоит сводить к остеопату. Возможно, есть физиологические предпосылки. Сейчас многие детки имеют те или иные последствия прохождения родовых путей, нарушения в шейном отделе. И зачастую это ведёт к такому поведению.
Читайте также: