Все дети могут успешно учиться если школа умеет учить

Обновлено: 05.07.2024

На что жалуются родители?

Вторая распространенная жалоба родителей — учеба, которая в начальных классах становится настоящей пыткой, причем сразу для всех. Страдают в этом процессе и сами дети, и родители, и даже учителя. Все школьные сложности, как правило, связаны с важными учебными навыками, которых часто просто не хватает младшеклассникам.

Что думают дети?


При этом почти всем очевидно, что дальше — хуже, пробелы в знаниях накапливаются как снежный ком, успеваемость снижается, а в результате пропадает интерес к предмету и появляется ежедневный стресс.

Дети, которые не могут спокойно рассказать стихотворение у доски, во взрослой жизни будут испытывать сильный стресс, если нужно будет выступить перед аудиторией.

Большинство ребят младших классов могут хорошо коммуницировать со всеми в семье, но при этом сталкиваться с большими трудностями при общении с другими детьми. Научите их коммуницировать, сформулируйте вместе перечень интересных тем — это поможет младшеклассникам проявить интерес к сверстникам и самим стать незаурядными собеседниками.


Давайте сразу оговоримся: ребенок все делает из-под палки не по своей вине — его просто не научили планировать время и распределять дела. И выход есть! Постепенно разберемся, как его найти.

Как родители влияют на отношение ребенка к учебе?

С самых первых лет своей жизни ребенок формирует отношение к труду по тому, что он слышит от любого авторитетного взрослого. Если подросток видит перед собой негативный пример — изможденных родителей, уставших от бесконечной работы и заваленных ненавистными обязанностями, — он не сможет воспринимать работу как возможность для самореализации, как деятельность, которая интересна.

Ребенок как губка впитывает образ, который видит. Любое позитивное высказывание о работе, труде, учебе, о том, как проводить свободное время, формирует его собственное восприятие. Он начинает понимать, как ему самому планировать и проводить свое время.

Родители, которые сами ни разу не держали в руках книгу, но по 50 раз в день повторяют ребенку, что читать необходимо, не внушают доверия.


Дети поступают точно так же, как мы — взрослые, которые находятся рядом с ними.
За примером далеко ходить не надо. Даже то, как ребенок задает вопросы — и умеет ли он вообще это делать — тоже берется из семьи. Поэтому, если школьнику непонятна новая тема и он стесняется переспросить учителя, вероятно, он неосознанно берет пример с мамы или папы.

Форматы обучения

Ответственный подход к обучению подразумевает умелое владение большим набором инструментов, чтобы выбрать подходящий под каждый конкретный запрос. Запоминать информацию, концентрироваться, освоить публичные выступления — эти гибкие навыки нужны в жизни каждому из нас. Но запомните важное правило: не существует универсального способа учиться эффективно. Каждому нужен свой формат.

Учиться можно в классе или дома, самостоятельно или с чьей-то помощью, можно смотреть обучающие видео, искать информацию в интернете, ходить на групповые занятия или к репетитору. Эффективным способом для каждого будет свой. И важно понимать, что если долгое время ребенок занимается чем-то и не получает результатов — равно как и удовольствия, — то нужно поменять способ овладения навыками.

Ну, например, вы привыкли учить стихи построчно. Но это вовсе не значит, что для вас этот способ самый эффективный. А тем более — для ваших детей. Не стоит передавать из поколения в поколение один и тот же способ заучивания материала — в конце концов, это не фамильная драгоценность.

Как научиться учиться?

Формируем цель обучения

Покажите детям прямую связь между полученными знаниями и будущей жизнью. Таблица умножения, виды грибов, горы в Африке — это все не только интересно выучить, но и полезно знать! Для чего? Попробуйте выстроить логическую связь и показать ее ученикам.

Искренне интересуйтесь тем, что нового сегодня узнал ребенок. Удивитесь, поделитесь своим опытом, вспомните — может быть, как раз эти горы или эти грибы произвели на вас сильное впечатление в свое время?

Помните: главное — искренняя заинтересованность! Педагог легко может выстроить междисциплинарную связь — если сегодня на уроке химии дети начали изучать таблицу Менделеева, то на литературе можно вспомнить Александра Блока, который был женат на дочери русского ученого.

Все знания, которые нас окружают, A — взаимосвязаны, B — имеют практическое применение в жизни. Так выстраивается картина мира.

Иногда ребенку просто не нравится учитель, и из-за этого он перекрывает для себя определенные варианты будущего. Интересуйтесь у школьника, почему ему не нравится какой-то предмет. Из-за того, что педагог объясняет не доходчиво, дети могут быстро разочароваться в какой-то области и окончательно решить, что связывать свою жизнь, например, с физикой они точно никогда не будут.

— В прошлый отпуск мы путешествовали на машине по маршруту Германия — Австрия.
— Ого! Так Австрия — это ж отдельный материк !


Человеку, который не усвоил базовые школьные знания, трудно даже поддержать простой житейский разговор, — постарайтесь донести это до ребенка.

Учимся концентрировать внимание

Важно не останавливаться на достигнутом, а постоянно развивать разные каналы восприятия, проводить эксперименты и даже игры на концентрацию. Нет исключительно аудиалов и визуалов, но чем больше органов задействовано при объяснении нового материала, — тем эффективнее будет восприниматься информация. При этом не обязательно единовременно использовать все способы объяснения новой темы, можно применять их последовательно.

Эксперимент

Проведите эксперимент, рассчитанный на определенное время, — допустим, 3 минуты. На парте у ребят должны быть листочки и ручка. Каждый ученик берет какой-то предмет (например, пенал), кладет его перед собой, концентрируется на нем, стараясь не отвлекаться, и смотрит в течение заданного времени.

Упражнения для развития памяти и концентрации

Вокруг нас бесконечное число звуков: мы слышим шум города и шорох холодильника, мяуканье кота и свисток кипящего чайника, а еще гудение стиральной машины и стройку в соседнем дворе — и все это одновременно, разом.

Чтобы научиться концентрировать аудиальное внимание, нужно поставить себе простую задачу — выбрать какой-то один звук из общего фона: сейчас я слышу только как шумят машины за окном, а сейчас — как лает собака и т.д. Каждый раз, переключая свое внимание, вы понимаете, что оно принадлежит только вам, вы контролируете поток звуков вокруг, как будто вытягивая из него что-то одно.

Даже прослушивая одну и ту же песню, можно каждый раз обнаруживать новые звуки и сосредотачивать свое внимание именно на них.

Все просто: разложите предметы — запомните — отвернитесь и вспомните последовательность, в которой они лежат. Кстати, последовательность может быть не только из предметов, а еще из слов, чисел, любых других вещей. Несколько партий игры вместе с детьми пойдут на пользу и взрослым!

Работаем над самомотивацией

Помогите ребенку искать вдохновение, превращать деятельность в игру, научиться хвалить себя самому и концентрироваться на своих сильных сторонах.

Включите музыку, чтобы мыть посуду или убираться в комнате было веселее!

Ребенок самостоятельно может себя подбодрить и оценить свои результаты. Можно даже превратить обучение в игру, чтобы пробудить в школьнике мотивацию.

Развиваем критическое мышление

Проблемы, с которыми сталкиваются дети, не являются пройденным этапом для взрослых — все мы периодически переживаем те же трудности. Но давайте хотя бы попробуем научить наших детей справляться с этими трудностями уже в юном возрасте.

Научите детей находить неточности в какой-то информации — особенно в той, которая поступает из интернета. Не бойтесь при этом и ставить под сомнение свой авторитет, пусть дети задают свои вопросы, которые, кстати, вы можете предугадать.

Тренируем память

Ищите эффективные способы запоминать разную информацию.

Информация — это все, что нас окружает: цвета, звуки, предметы, явления. Мы все способны получать ее через разные каналы. Для кого-то эффективен один способ, а для кого-то — другой.

Кто-то не может слушать аудиокниги — отключается через несколько секунд и уходит в свои мысли. А кто-то, читая обычную бумажную книгу, возвращается к предыдущему абзацу, потому что давно потерял нить рассказа и задумался о чем-то своем.

Многие ребята не знают, например, что стихотворение можно учить простым способом — просто записав собственное прочтение на диктофон и прослушав 10 раз. Попытаться превратить поэму в рэп, учить по абзацам, — способов выучить стихотворение очень много. И, как бы абсурдно они ни звучали, если это работает, то почему бы и нет?

Самым эффективным способом будет тот, при котором ребенок будет помнить стихотворение (или дату, цифры, правило) даже после уроков, даже через неделю и месяц. Так может работать, например, повторение — троекратное, за один вечер, или через неделю. Важно найти свой действенный способ.

Учимся планировать время

Способы планирования времени тоже не могут быть одинаковыми — проверяйте, как лучше вам, почему так не работает с ребенком, и что можно изменить. Ведь часто, когда родители хотят спланировать расписание дня школьника, они сталкиваются с неожиданными трудностями — не для всех детей листок с прописанными задачами окажется хорошим инструментом, чтобы эффективно провести свое время.

Кому-то удобнее работать с чек-листами, когда есть возможность вычеркнуть выполненную задачу. А для других исключительно эффективной практикой будет другая — прописать все свои задачи на следующий день, причем сделать это самостоятельно.

Когда ребенок научился планировать, понял, какие каналы восприятия у него ведущие, что его отвлекает, а что вдохновляет, когда он понимает, какие способы запоминания информации действительно работают, ему становится легче учиться.

Ищите подходящие способы эффективного обучения, не останавливайтесь в своих знаниях. Чем лучше мы знаем себя, тем легче нам выстраивать свою жизнь!

4 Что такое оценивание? Кем являетесь Вы в этом процессе?. Время – 2 мин. Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству. У.Джеймс

5 Назовите нормативные документы, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении процесса проверки знаний. Время – 2 мин. Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству. У.Джеймс

6 Оценивание-это система? Определите максимальное количество видов работ системы, которые могут способствовать накопляемости оценок. Время – 5 мин. Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Липкина А.И

9 Утка превосходно – даже лучше преподавателя – плавала и получала отличные оценки, но здорово отставала в беге.Из-за этого ей пришлось часто оставаться в школе и даже бросить плавание для того,чтобы практиковаться в беге. после уроков

10 Так продолжалось до тех пор, пока перепончатые лапки утки не износились до такой степени,что даже по плаванию она скатилась на уровень посредственных отметок

11 Но, и поэтому никто не переживал из-за этого. Кроме самой утки… школа допускала такие отметки

12 Вначале кролик был отличником по бегу, но затем с ним случился связанного с обучением по плаванию … нервный срыв от перевозбуждения,

13 Белка отлично лазила по деревьям,до тех пор,пока её не постигло жестокое разочарование,когда полётов от неё взлететь с земли вверх, в то время как она привыкла летать с верхушки дерева вниз. преподаватель потребовал

14 Кроме того, у неё начались и она схватила «тройку по лазанью и «двойку по бегу. судороги от переутомления,

15 Орёл оказался «трудным ребёнком и нуждался в строгом обращении. На занятиях по полётам он взлетал выше всех, отстаивая при этом право пользоваться своим методом

16 В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый ослик, который делал всё наполовину

20 Подумайте с чем ассоциируются у Вас эти предметы? Каким образом они связаны с педагогикой? Время-2 мин. Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Липкина А.И

22 Словарь… Кнут – верёвка или ремень прикреплён к палке и служит для понукания животных. Пряник – сладкое печенье в виде лепёшки или плоской фигуры


Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!

1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям

2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию

Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.

4. Научите его самостоятельно делать уроки


10 способов не беситься, когда делаешь с ребёнком уроки

Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.

5. Делитесь успехами

6. Работайте с материалом

Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Как научить учиться

Для многих родителей и педагогов всё актуальнее становится вопрос: как научить ребёнка учиться? Речь пойдёт не о сложностях школьной или образовательной системы вообще. Они есть. Очень много претензий к школе. Но всё начинается не в школе (это слишком поздно), а в семье.

Раньше дети тоже теряли мотивацию к учёбе в школе. Даже не в младшей школе, а в среднем звене ближе к 7-8 классу учиться становилось как-то лениво. Сейчас идёт целая эпидемия совсем маленьких деток со сниженной мотивацией чуть ли не в полтора года.

Смотрит полуторагодовалый малыш усталым взглядом. Мама какую-то активность разовьёт, он что-то вяло сделает. Ему сразу в ладоши хлопают. А потом раз, и уже огонёк погас, словно заводка закончилась. Я уже не говорю там о желании учиться, учиться в школе. Ещё лет 20 тому было много детей с горящими глазками. И с каждым годом их процент становился всё меньше и меньше.

Как научить ребёнка учиться: эффективность и возраст

Иногда родители задают вопрос: как научить ребёнка учиться в 15 лет? В 14-15 лет помочь очень сложно, потому что в этом возрасте мы получаем то, что было вложено до того. С подростками мы вступаем уже в другой период: встречаемся с плодами нашего воспитания.

Нужно ли подростку помогать учиться? В какой-то мере нужно помогать всегда, потому что подросток нуждается в нашей поддержке. Но кардинально изменить что-то практически невозможно, если только подросток не примет собственное решение изменить ситуацию. Помочь родители смогут, только если отношения доверительные.

Решаем проблему, почему наше чадо ничего не желает делать самостоятельно

  1. Психологи советуют дать ребёнку самостоятельность.
  2. Вы ему даёте, но ребёнок ничего не желает, вроде всё это и неинтересно.
  3. Среда создана, игрушек – завались, а ребёнок на скуку жалуется, ничем самостоятельно заняться не может. Любимая песня: мам, мне скучно.
  4. Мама придумывает игры, находит друзей, устраивает походы, экскурсии. Выкладывается, как может, но ситуация не меняется.
  5. В конце концов, мама истощается и с чувством обречённости включает мультфильм, даёт планшет, телефон с играми, понимая, что это плохо и вредно.
  6. Но мама не знает, что дальше с этим делать.

Обычно пик "скучальщиков", когда ребёнок начинает ходить за мамой и ныть, начинается годам к четырём. Потом и с уроками у них это тоже любимая песня. Родительский частый вопрос: когда наступит тот светлый момент, что ребёнок сам начнёт понимать, что можно, что нельзя, и не надо ему часто объяснять.

Мамы иногда говорят: ну должен же он сам понимать. Часто это бывает у мам, имеющих несколько детей в семье. Появляется малыш, и мама ждёт, когда старший будет наращивать самостоятельность. А ситуация ещё и ухудшается.

Мама в отчаянии. Как же он такой будет справляться в школе? Внимание всё время теряет, без меня шагу ступить не может. Если не проконтролирую, всё будет на одном месте. Придётся всю школу уроки с ним учить. Учиться, и вообще планомерно что-то делать ему совсем неинтересно.

Как успокаиваем себя: ну, по крайней мере, ребёнок умный, даже читать, например, умеет. Маме кажется, что этого должно хватить. Она надеется, что имеющееся умение поможет и остальному наладиться.

Как научить ребёнка учиться: взгляд изнутри

Другие считают, что ребёнка нужно учить учиться, учить, как процесс учебы организовывать. А для этого надо самим знать следующее:

  1. как мотивировать исследовательский интерес ребенка;
  2. как помочь развивать внимание и усидчивость;
  3. что необходимо для успешной учебы в школе;
  4. как хвалить чадо так, чтобы оно не теряло интерес к самостоятельной деятельности;
  5. как восстановить мотивацию, если она потеряна.

На самом деле мы начинаем закладывать основы учения, решать вопрос, как научить ребёнка учиться в школе, с самого рождения.

Остановлюсь на похвале. Разумеется, вы сами решаете, как ребёнка поощрять. Похвала потребна, но хвалить надо грамотно. Похвала, особенно неумеренная, – внешнее воздействие. Точно так же как: сделал – конфетка.

Ребёнок привыкает отказываться от внутренних импульсов и ждёт внешней стимуляции. Сначала это работает. Но с возрастом стимуляция увеличивается, а мотивация ребёнка снижается: чтобы что-то сделал надо машину купить. У ребенка есть внутренний – природный – исследовательский интерес, вот его надо развивать.

Как научить ребёнка учиться: тест мотивации

  1. Редко выглядит заинтересованным или увлечённым чем-то.
  2. В любой деятельности он апеллирует к взрослому. Если взрослый организует, ребёнок участвует. Взрослый уходит, интерес теряется, и ребёнок идет снова искать взрослого.
  3. Редко задаёт вопросы
  4. Редко придумывает новые способы использования игрушек.

Пояснение. Вспомните детство: как из одних и тех же палочек делали самолеты, кукол и пр. Такая ассоциативная игра появляется ближе к четырем годам или после, в зависимости от того, как созревает мозг ребёнка. Но если дети 3,5-4 не придумывают дополнительных способов использования предмета (для игры или еще чего) – это тоже неприятный сигнал.

  1. Большинство ваших предложений заняться чем-то не вызывают энтузиазма, ребёнок быстро теряет интерес.
  2. Ребёнок выглядит активным. Родителям кажется, что с активностью у него всё замечательно. Но деятельность ребёнка больше похожа на хаотичное броуновское движение – увидел, схватил, переключился, бросил, потянулся за другим. Начал – недоделал, и так без конца. Цикла деятельности: начал – что-то делал – завершил и после этого переключился на следующую деятельность, у него нет. Есть объект, привлекший ребёнка. Он к нему потянулся, потом от него к другому…

Такого ребенка стоит сводить к остеопату. Возможно, есть физиологические предпосылки. Сейчас многие детки имеют те или иные последствия прохождения родовых путей, нарушения в шейном отделе. И зачастую это ведёт к такому поведению.

Читайте также: