Восточная европа в середине 1 тысячелетия н э краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Между Черным морем и лесной полосой Русской равнины в древности простирались бескрайние степи. Эти степи были были дорогой для воинственных кочевников, которые двигались из Азии. Возникали, достигали расцвета и угасали империи, строились и превращались в руины города, появлялись и исчезали в небытие целые народы, а по этому степному пути, проходившему через Северное Причерноморье, с удивительной регулярностью прокатывались волна за волной все новые и новые завоеватели.

Многие кочевые племена пытались задержаться и закрепиться на этих землях. Им приходилось вступать в борьбу с оседлыми жителями пограничья между лесом и степью, для которых плодородная земля степей, дававшая им огромные урожаи, была бесценным богатством. Оседлые земледельцы готовы были упорно отстаивать эту пашню. Кочевников пашня не интересовала, но им нужны были пастбища. Одна и та же территория не может быть одновременно пашней и пастбищем, поэтому извечная борьба земледельца и скотовода за южнорусские степи шла с невиданным ожесточением.



Борьба кочевников с земледельцами в степях Юго-Восточной Европы началась еще задолго до появления здесь славян. Уже в X в. до н.э. земледельческие поселения Южного и Среднего Приднепровья были разорены и сожжены кочевниками — киммерийцами. Позднее в эти края пришли скифы, которые терзали набегами своих соседей и даже совершавшие далекие походы в Центральную Европу. В III в. до н.э. скифы и их союзники были разгромлены сарматами — ираноязычными кочевниками. Земледельцы нескифского происхождения отступили в леса, частично смешавшись с бежавшими на север побежденными скифами и с победителями сарматами.

В первые века нашей эры, судя по древнеримским источникам, на историческую арену выходят славяне. Они были известны историкам Рима под именем венеды, и сведения о них сохранились очень скупые и краткие. Совершенно точно определено только одно, что в середине I тыс. н.э. славянские племена уже обитали в степях в степях Юго-Восточной Европы.

В ту эпоху вся Евразия пришла в движение: громадные территории высокоразвитых стран Средиземноморья, которые держала под контролем Римская империя, после ее ослабления стали легкой добычей варварских народов, начавших Великое переселение. Европа превратилась в кипящий котел бесконечный войн. Славяне приняли в них самое активное участие.

Готы и гунны.



В IV веке в Причерноморье пришло древнегерманское племя готов. Они сыграют огромную роль в судьбах всей Европы. А пока силу их панцирной конницы испытали на себе славяне. Готы вели борьбу с восточнославянским союзом антов, подчинив их себе. Господство готов продолжалось недолго, так как во второй половине IV в. в степи Восточной Европы ворвались многочисленные монгольские и тюркские племена, известные под общим названием — гунны. В письменных источниках не сохранилось сведений о нападении гуннов на славян и борьбе между ними. Но во II — IV вв. на границе со степью были насыпаны оборонительные сооружения против кочевников высотой более 10 м — Змиевы валы.

Анты и авары.

Гуннский союз распался. Анты заселили причерноморские степи от низовьев Дуная до Приазовья (по другим данным земли между Днестром и Днепром вплоть до морского побережья). Здесь их застали новые пришельцы с востока — авары.

О результатах войны славян с аварми известно мало. Для славян исход ее был печальным. Пришельцами был образован Аварский каганат — мощное государство, во главе которого стоял царь — каган. Однако даже во второй половине VI в., в период наибольшего могущества Аварского каганата, славянские вожди пользовались значительной свободой. Часть славянских племен была вовлечена завоевателями в походы против Византии в роли зависимых союзников. Отдельные племена славян в западной части Причерноморья были полностью порабощены. Они платили дань, составлявшую половину урожая, и страдали от насилий завоевателей.

Ответом была непрекращающаяся борьба славян с каганатом. Их сопротивление подтачивало силы аваров и стало важной причиной его постепенного упадка и гибели.

Славяне, хазары и болгары.


VII — VIII столетия были временем продвижения восточных славян в глубь степи, в юго-восточном направлении от Среднего Поднепровья. Славяне заселили пойму Дона, вышли к морю в устьях Южного Буга, Днестра и Дуная. Им удалось оттеснить мадьяр (угров) и болгар (тюрков), сменивших аваров в степях к западу от Дона. Однако борьба со степняками была крайне тяжелой. Часть славянских земель попала под власть Хазарского каганата — мощного полукочевого государства, возникшего во второй половине VII в. на Северном Кавказе.

Гнет хазарского кагана, обосновавшегося далеко на Волге, при всей его тяжести, защищал славян, живших в степной полосе, от других кочевников (мадьяр и болгар). Иначе к хазарам относились поляне, которые уже создали свое государство с центром в Киеве и находившиеся на окраине подвластных хазарам территорий. Они платили немалую дань, в то же время обеспечить защиту своих данников от нападений болгар хазары были не в состоянии. В VII — VIII вв. тюрко-болгары занимали огромные пространства в степях Юго-Восточной Европы. Хазары нанесли им сокрушительно поражение, в результате Великая Болгария распалась, а значительная часть болгар ушла на Балканы и в Среднее Поволжье.

Болгары не были столь сильны, чтобы представлять опасность для существования Киевского государства.

Печенеги.


Печенеги — это многочисленное тюркское племя, пришедшее из Средней Азии. Оттуда их вытеснили сильные соседи — гузы и кипчаки. Печенеги обошли с севера владения хазар и заполонили причерноморские степи, где славянские поселения оказались маленькими островками в кочевой стихии. Под давлением новых пришельцев на запад, к Карпатам, двинулись угры — мадьяры. Проходя мимо Киева они разбили полян с заключили мир, который продержался около трех веков. Болгары же ушли на север, основав у слияния Волги и Камы свое новое государство — Волжскую Булгарию. Там они снова оказались в зависимости от хазар.

Печенежская орда стала серьезной опасностью для соседей., но поражение, нанесенное им киевским князем Аскольдом, печенеги запомнили надолго и на Русь больше не нападали, ища добычу на Балканах. Даже в 915 году печенеги приходили на Русь заключать мир. Через 5 лет киевский князь Игорь по неизвестным причинам нарушил этот мир и совершил поход на печенегов. После этого летописи не упоминали о них почти четверть века, что скорее всего говорит о мирных отношениях кочевников и земледельцев. Впоследствии печенеги дважды выступали как союзники Руси (поход на Византию 944 г., балканские походы Святослава). Однако в 968 г. печенеги, подкупленные византийским золотом, впервые со времен Аскольда напали на Русь и осадили Киев. Князь Святослав в это время был с походом в Болгарии.

Спустя время, население пограничных областей, по притокам Днепра, чтобы обезопасить себя выстроила сеть городков-крепостей с гарнизонами, состоявшими из воинов разных земель Руси. Киевское государство использовало все возможности, чтобы отгородиться от своих недавних союзников, но развернувшаяся тяжелая борьба с ними долго не приводила к успешным результатам.

Лишь в 1036 году Русь окончательно победила в долгой и изнурительной войне с печенегами, но потери были слишком велики. Под постоянной печенежской угрозой находились важные торговые пути в страны Причерноморья и Прикаспия. На длительное время были потеряны тучные степные черноземные земли.

Торки.

Через год после смерти Ярослава Мудрого печенегов у русских границ сменили торки (гузы) — выходцы их Приаралья. Ранее они дважды выступали союзниками киевских князей, когда те воевали на Волге против хазар. Под давлением более многочисленных соседей торки вынуждены были отступать на запад, пока не оказались вплотную притиснутыми к русской границе. Сам кочевой образ жизни превратил их в потенциальных врагов Руси.

Зимой 1055 г. переяславский князь Всеволод Ярославич был вынужден выйти с войском против торков и по сведениям летописи, победил их. В следующей строке летописи впервые упоминаются половцы (кипчаки): они пришли в Переяславль, заключили мир, хотя еще не имели общей границы. Скорее всего они это сделали, чтобы найти союзника против торков, которые оказались зажатыми между кипчаками и Русью.

Разгромленные остатки этого кочевого народа дорогой печенегов бежали на запад и перешли Дунай. Одни поселились в Македонии, другие нашли приют у короля венгров. Часть их подчинилась половцам. Но многие роды торков признали власть Руси и остались жить в пределах Переяславского княжества, а также по реке Рось, где был основан центр их поселений — город Торческ

Противостояние натиску кочевников в общегосударственном масштабе подняло роль Киева как центра единения всех русских сил. В целом борьба с кочевниками объединила восточнославянские племена в древнерусскую народность, позволила сосредоточить в руках киевского князя огромные военные силы и власть над славянским и угро-финским населением державы.

Постоянная угроза со стороны кочевников оказала противоречивое влияние на историческое развитие восточных славян. С одной стороны, она способствовала созданию у них государства, а с другой — обусловила сохранение в течение сотен лет примитивного общественного строя, при котором управление всей огромной страной было сосредоточено в руках великого князя и его дружины

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на начало урока.

Ученик встали у парт, успокоились, сели за парты.

Освоение личностного смысла учения; желание продолжать учёбу. Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Устная оценка учителя.

II. Опрос домашнего задания Актуализация опорных знаний.

Проверка д/з (термины) (источники, история, археология, нумизматика, Хронология)

Уважительное отношение к чужой точке зрения, умение отстаивать и аргументировать своё мнение. Способность к самооценке, взаимооценке.

Устная оценка учителя.

Великое переселение народов и славяне. Причиной, вызвавшей одновременно перемещение огромной разно племенной массы людей, было резкое похолодание. Отрицательно сказавшиеся на условиях хозяйствования многих народов, побуждая искать новую среду обитания в более мягких климатических условиях. Продвигаясь вдоль полосы, которой шли готы, южнее её, археологи находят исторические памятники, относящиеся к славянам. Двинувшись в путь практически одновременно с готами, славяне заселили огромную территорию от берегов Балтики до Днепра, до Эгейского и Средиземного морей, Заняли Балканы. Участниками Великого переселения народов становятся и славяне, которые именно тогда впервые упоминаются в документах под своим именем. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная. (Показывает на карте ).

О чём пойдёт речь на уроке?

Какое государство изучаем?

Как люди жили в Средневековье?

Побуждает к высказыванию.

Высказывают свои предположения. Формулировка темы и цели урока, способы фиксации цели урока.

Формулирование темы урока и постановка задач урока. Слушать ответы одноклассников и анализировать и корректировать их.

Устная оценка учителя.

IV. Работа над материалом

Изучение темы урока

1.Работа с учебником по группам.

1 группа: Великое переселение народов. стр.19-20

  1. Когда, какие кочевые и какие районы захватывали.
  2. Какие государства возникли на этих территориях.
  3. Время их существования.
  4. Занятия жителей.

2 группа: Волжская Булгария стр.21

  1. Время существования.
  2. Место на карте.
  3. Основное население и его занятия.
  4. Отношения с соседними государствами.
  5. Развитие культуры.

3группа Хазарский каганат стр.22

  1. Время существования.
  2. Место на карте.
  3. Основное население и его занятия.
  4. Отношения с соседними государствами.
  5. Развитие культуры.

Формулирует задания. Проверяет правильность выполнения, оказывает необходимую помощь.

Слушает при необходимости исправляет.

Выслушивает ответы, запись их на доске.

Высказывают своё мнение.

Слушать ответы одноклассников и анализировать и корректировать их.

Устная оценка учителя.

При наличии времени

Сели травушку покушали,

Выполняю вместе с детьми

Выполняют стоя у парт

Устная оценка учителя.

V. Продолжение работы над материалом

Презентация работы групп.

Первичная проверка понимания изученного

1.Чем кочевые племена отличались от оседлых цивилизаций? Сформулируйте не менее трех отличий.

Слушает мнение ребят.

Устная оценка учителя.

VI. Рефлексия учебной деятельности

- Чему учились на уроке?

- У кого возникли трудности при работе?

-Какие задания выполнили без трудностей?

-Какие задания вам было интересно выполнять?

-Что важное для себя вы узнали на уроке?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Формулирует результат своей работы на уроке.

Оценивать рабочие ситуации на уроке.

Отвечать на вопросы учителя, одноклассников.

Устная оценка учителя.

§ 3вопрос № 1или 4 с.24

Метапредметные – устанавливать причинно-следственные связи, планировать пути достижения целей, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; освоить различные приемы работы с текстом учебника и исторического источника, умения работать с иллюстративным материалом по истории, развитие катрографических умений;

Предметные – характеризовать расселение племен во время Великого переселения народов;формировать представление о Волжской Булгарии и Хазарском каганате;развивать умение находить нужную информацию в различных источниках и использовать ее в обучении; показать особенности быта простого народа.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь, атлас.

Содержимое разработки

Урок № 4 История 6 класс

Тема урока: Восточные Европа в середине I тысячелетия н.э.

Цели урока - достичь образовательных результатов:

Личностные – освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

Метапредметные – устанавливать причинно-следственные связи, планировать пути достижения целей, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; освоить различные приемы работы с текстом учебника и исторического источника, умения работать с иллюстративным материалом по истории, развитие катрографических умений;

Предметные – характеризовать расселение племен во время Великого переселения народов;формировать представление о Волжской Булгарии и Хазарском каганате;развивать умение находить нужную информацию в различных источниках и использовать ее в обучении; показать особенности быта простого народа.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь, атлас.

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

I .Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на начало урока.

Ученик встали у парт, успокоились, сели за парты.

Освоение личностного смысла учения; желание продолжать учёбу. Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Устная оценка учителя.

II . Опрос домашнего задания Актуализация опорных знаний.

Проверка д/з (термины) (источники, история, археология, нумизматика, Хронология)

Какие племена были его главными участниками?

Где и когда возник ислам?

Уважительное отношение к чужой точке зрения, умение отстаивать и аргументировать своё мнение. Способность к самооценке, взаимооценке.

Устная оценка учителя.

Великое переселение народов и славяне. Причиной, вызвавшей одновременно перемещение огромной разно племенной массы людей, было резкое похолодание. Отрицательно сказавшиеся на условиях хозяйствования многих народов, побуждая искать новую среду обитания в более мягких климатических условиях. Продвигаясь вдоль полосы, которой шли готы, южнее её, археологи находят исторические памятники, относящиеся к славянам. Двинувшись в путь практически одновременно с готами, славяне заселили огромную территорию от берегов Балтики до Днепра, до Эгейского и Средиземного морей, Заняли Балканы. Участниками Великого переселения народов становятся и славяне, которые именно тогда впервые упоминаются в документах под своим именем. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная. (Показывает на карте ).

О чём пойдёт речь на уроке?

Какое государство изучаем?

Как люди жили в Средневековье?

Побуждает к высказыванию.

Высказывают свои предположения. Формулировка темы и цели урока, способы фиксации цели урока.

Формулирование темы урока и постановка задач урока. Слушать ответы одноклассников и анализировать и корректировать их.

Устная оценка учителя.

IV . Работа над материалом

Изучение темы урока

1.Работа с учебником по группам.

1 группа: Великое переселение народов. стр.19-20

Когда, какие кочевые и какие районы захватывали.

Какие государства возникли на этих территориях.

Время их существования.

2 группа: Волжская Булгария стр.21

Основное население и его занятия.

Отношения с соседними государствами.

3группа Хазарский каганат стр.22

Основное население и его занятия.

Отношения с соседними государствами.

Формулирует задания. Проверяет правильность выполнения, оказывает необходимую помощь.

Для кочевых племён естественно было переселяться, ведь они жили, перегоняя скот с места на место. При этом все мужчины таких народов были воинами, потому для них не так сложно было захватить новые земли. Но главная причина – их самих вытесняли с мест, где они раннее жили более сильные племена или испортившийся климат, потом они вынуждены были захватывать новые земли взамен утраченным.

3. Как кочевники относились к населению завоёванных ими земель? Приведите примеры.

Побеждённые кочевые народы победившие кочевники вытесняли или уничтожали, чтобы завладеть их пастбищами (например, такая судьба постигла гуннов, когда их победили тюрки). Но земледельцев кочевники оставляли на их землях и порой создавали из них государство во главе с собой. По такому принципу (кочевники – правящая верхушка в основном земледельческого государства) были построено Аварский каганат и Первое Болгарское царство (на Балканском полуострове). Иногда скотоводы под влиянием покорённых народов сами переходили к оседлому образу жизни (например, так случилось с волжскими булгарами).

4. Составьте историческую справку о Волжской Булгарин или Хазарском каганате (по выбору) по плану: 1) время существования; 2) место на карте; 3) основное население и его занятия; 4) отношения с соседними государствами; 5) развитие культуры.

Хазарский каганат – это один из осколков Тюрского каганата. Он существовал с VII века, когда Тюрский каганат распался, до Х века, когда пал под ударами Святослава Киевского.

Во время расцвета он занимал обширные территории Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовья, восточной части Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Государство создали хазары (то есть тюрки), занимавшиеся кочевым скотоводством. Но там жило также много арабов, евреев, переселившихся туда в основном ради торговли и ремесла. Кроме того, в государстве было немало и покорённых славянских племен, которые продолжали как и до завоевания возделывать землю.

Каганат жил за счёт торговли, но со многими соседями и воевал. Благодаря его войнам с арабами мы получаем большую часть информации об этом государстве (из арабских источников). Войны с Древнерусским государством Хазарский каганат в итоге и погубили.

Культура государства во многом основана на религии. Скорее всего, рядовые жители каганат продолжали исповедовать то, что и их предки. Но элита приняла иудаизм – довольно необычный выбор для региона. Причём это был не просто иудаизм, а караизм, которые не признаётся официальным иудаизмом).

5. Как вы думаете, почему государства кочевых народов существовали относительно недолго?

Из этих государств одни изначально были непрочными. Отдельные племена держало вместе только принуждение. Потому когда принуждающий к единству центр слабел, такие государства распадались. Так произошло с Тюркским каганатом. Другие были достаточно прочными. Крупные города сиановились центрами их экономики, которая связывали людей лучше принуждения. Таким государства просто порой не повезло – они встречали гораздо более мощного противника. Ярким примером можно считать Волжскую Булгарию, павшую по ударами непобедимого в то время монгольского войска.

6*. Объясните, что менялось в жизни кочевых народов с момента образования у них государства.

Это зависело от образовавшегося государства. В некоторых, например, в Тюркском каганате жизнь почти никак не менялась. Племя только формально признавало правителя и выступало в набеги уже не только само по себе, но и в составе войска этого правителя (хотя и самостоятельных набегов это не отменяло). Потому это государство и оказалось непрочным. С другой стороны в Хазарском каганате было много чиновников, значит жизнь стала более упорядоченной, жителям пришлось выполнять больше предписаний.

7*. Известно, что у кочевых племён были распространены языческие верования. При каких обстоятельствах эти племена принимали новую для них религию (ислам, христианство, иудаизм)? Какое значение это имело?

Восточная Европа в середине I тысячелетия н. э. Историческая справка о Хазарском каганате по плану: 1) время существования; 2) место на карте; 3) основное население и его занятия; 4) отношения с соседними государствами; 5) развитие культуры.

Хазарский каганат – это один из осколков Тюрского каганата. Он существовал с VII века, когда Тюрский каганат распался, до Х века, когда пал под ударами Святослава Киевского.

Во время расцвета он занимал обширные территории Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовья, восточной части Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Государство создали хазары (то есть тюрки), занимавшиеся кочевым скотоводством. Но там жило также много арабов, евреев, переселившихся туда в основном ради торговли и ремесла. Кроме того, в государстве было немало и покорённых славянских племен, которые продолжали как и до завоевания возделывать землю.

Каганат жил за счёт торговли, но со многими соседями и воевал. Благодаря его войнам с арабами мы получаем большую часть информации об этом государстве (из арабских источников). Войны с Древнерусским государством Хазарский каганат в итоге и погубили.

Культура государства во многом основана на религии. Скорее всего, рядовые жители каганат продолжали исповедовать то, что и их предки. Но элита приняла иудаизм – довольно необычный выбор для региона. Причём это был не просто иудаизм, а караизм, которые не признаётся официальным иудаизмом).

Читайте также: