Фильм для начальной школы зона арктических пустынь

Обновлено: 05.07.2024

Цель: способствовать формированию знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных , занятиях людей в Арктике; помочь осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира.

Планируемые результаты:

Оборудование:

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

II. Постановка учебной задачи.

- Какую же цель поставим? Разобраться – может ли в пустыне быть мороз? И где это бывает?

III. Актуализация опорных знаний.

- Мы начали изучать природные зоны России.

- Кто как понял – что это такое? (схема на доске)

- Природные зоны располагаются с севера на юг. Почему? (Зависит от расположения Солнца над горизонтом и от длительности освещения земной поверхности летом и зимой).

IV. Открытие нового знания.

- Работать мы будем по плану (лист самооценки)

Основные понятия

Результат

Показ учителем зоны.

- Зона Арктики занимает самый север нашей страны. Включает в себя Северный Ледовитый океана, его окраинные моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское; острова: Шпицбергена, Земля Франца Иосифа, Северная земля, Новосибирские острова, остров Врангеля (остров-заповедник).

- Кругом лежат льды, но ледовый покров не везде одинаковый. Баренцево море в меньшей степени покрыто льдами, а самые толстые льды покрывают море Лаптевых, толщина которых даже у побережья достигает 2,5 м. Подумайте, почему? Посовещайтесь, обсудите в парах и предложите свою гипотезу.

(Работа в парах, предположения детей, обсуждение гипотез. Если верного ответа не найдено, учитель дает подсказку:

Запись в рефлексивную карту (1).

2) Природные условия (слайд 2 - 5)

- Как вы думаете, почему здесь льды и так холодно?

(Мало Солнца, солнечные лучи скользят по поверхности).

- Зима суровая, ветреная, длинная. Температура опускается до -30 o , - 40 o С. Самая низкая температура - 69 o С. Часто метут метели. На полюсе полярная ночь длится 179 суток. (слайд 6)

Ученик читает стихотворение:

Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
- Что же это?

И лишь иногда черную непроглядную тьму разрывают сполохи северного сияния (слайд 7–8).

- Представьте, что наступило лето. Как освещена ледяная зона?

- Поэтому лето ясное, но холодное. Самая высокая температура + 5 o , + 9 o С. Даже в июне идет снег, но солнце щедро освещает землю и не уходит за горизонт (слайд 9) На полюсе полярный день длится 186 суток.

Запись в рефлексивную карту (2).

3) Растительный мир.

- Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи.

- Как вы думаете, могут ли в таких суровых условиях существовать живые организмы?

- Почему этим растениям удаётся здесь выжить?

- Они растут в защищённых от ветра местах. Низкорослые, часто стелются по поверхности (защита от ветра, тепло от земли). Используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.

Запись в рефлексивную карту (3).

Физминутка.

4) Животный мир

- Растительный мир скудный, а что же представляет собой животный мир?

- Где на территории Арктики могут обитать животные?

- Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы: камбала, треска, морской окунь, сайка, мойва, селёдка, пикша, которая питается в основном ракообразными.

- А если бы мы вышли сейчас на берег моря… (слайд 14)

- Ой, как шумно, как на базаре. Ребята, это же настоящий птичий базар!

- Если птицы живут около моря, значит, чем они питаются?

- А рыба живет в воде? Кто уже понял, какими качествами должны обладать эти птицы?

Работа с учебником (с.9)

- Рассмотрите иллюстрации зверей, обитающих в Арктике. Что помогает им выжить в таких суровых условиях?

  • Толстый слой жира.
  • Густая тёплая шерсть у зверей.
  • Широкие лапы у зверей.
  • Окраска меха.
  • Сезонные передвижения.
  • Близость моря и пищи.

Составление цепей питания в Арктике (схемы на доске)

- А как же питаются все эти обитатели Арктики?

Запись в рефлексивную карту (4).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в паре).

Вставьте пропущенные слова:

Животных арктической зоны кормит . (море). Морскими водорослями питаются . (рачки), а ими - . (рыбы). Основная пища птиц и животных - это . (рыба). На скалистых берегах собираются . (чайки), . (кайры) и . (гагарки), здесь они выводят . (потомство).
Птиц с необычными клювами называют . (тупики). Все звери - прекрасные - . (пловцы). От холода их защищает . (слой жира). Это . (моржи) и . (тюлени). На тюленей охотятся . (белые медведи). У них длинная густая шерсть . (белого) цвета и . (широкие) лапы, чтобы удобнее было . (передвигаться по льду и снегу)

Самопроверка по слайду (18 )

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

5) Влияние деятельности человека на ледяную зону.

Удивительное место - Арктика! А Вам хотелось бы здесь побывать?

- Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа, обилие рыбы, морских зверей влекло сюда ученых, рыбаков, охотников.

- На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу, погодные условия Севера. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды.

- В 1932 году был открыт Северный морской путь, по которому на суда осуществлялись перевозки. В этом году отмечалось 85 – летие этого события. (слайд 19–20)

Запись в рефлексивную карту (5).

6) Экологические проблемы Арктики.

- Но из-за освоения человеком Арктика оказалась в опасности. Почему?

С появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности – положение животных Крайнего Севера резко ухудшилось.

Основные причины: загрязнение морей, сокращение количества пищи, усиливающийся фактор беспокойства (суда, вездеходы, вертолёты, посёлки).

Для сохранения удивительной природы Крайнего Севера принимаются различные меры. В 1976 году был создан заповедник на острове Врангеля. (Рассказ учащегося о заповеднике, слайд 21–24)

VII. Рефлексия.

Мы заканчиваем наше путешествие по зоне арктических пустынь. Кто же может доказать наше равенство?

Проверим наши знания (выполнение задания рефлексии)

Карточка у каждого обучающегося.

Природная зона арктических пустынь расположена:

1) на островах Тихого океана
2) на островах Северного Ледовитого океана
3) на островах Тихого океана

В Арктике для растений и животных сложились
4) суровые условия
5) комфортные условия

В ледяной зоне растут
6) кедры, берёзы, черёмуха
7) лишайники, мхи, полярный мак
8) бузина, орешник, калина

В Арктике обитают животные:
9) бобры, суслики, хомяки
10) волки, белые медведи, рыси
11) моржи, тюлени, белые медведи

Найди верную цепь питания
12) водоросли – рачки – рыбы – гагарки – белый медведь
13) водоросли – рачки – сайки – тюлени

- У кого получилась пятёрка? Вы молодцы!

- А мне бы хотелось услышать в конце урока продолжение фразы - я сегодня удивился…

2 Царство льда и снега Арктика – это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона. Острова: Земля Франца Иосифа, Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, Новосибирские острова, остров Врангеля. остров Врангеля.

3 Климатические условия Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звёзды и Северное сияние. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается – темнота! Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 градусов. Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

4 Растения арктических пустынь водоросли полярный мак мох на камнях лишайник На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных водорослей.

5 Животные арктической зоны ПтицыЗвери чайки кайры гагарки тупики тюлень морж белый медведь

6 Морские животные Всех птиц, живущих на прибрежных скалах, кормит море. В море много водорослей. Ими питаются рачки, рачками – рыбы, а рыбами – птицы. Сайка Морские рачки

7 Птицы арктической зоны тупики кайра В этих местах птиц больше всего. Их шумные скопления называют птичьими базарами. Здесь птицы выводят птенцов. Кайры откладывают яйца прямо на голые уступы скал. чайка гагарка

8 ГАГАРКА Гагарка – морская, ныряющая птица, выходящая на берег только для размножения. Размером со среднюю утку. Весит 520 – 900 г. Вершина клюва загнута крючкообразно, ноздри щеле- видные. В 2000 г. был установлен максимальный срок жизни в природе – 38 лет. Вне сезона размножения живёт на открытой воде. На птенцов и яйца гагарки охотятся чайки. Питается рыбой и ракообразными. Кормится на мелководье. Может нырять на глубину до 25 – 35 метров. Птенцов кормит мойвой. Гагарка довольно тихая птица. Её голос можно услышать только в сезон размножения. Голос скрипучий, может издавать рычащие звуки.

9 ТУПИКИ Все арктические птицы перелётные: они прилетают сюда в конце долгой полярной ночи, которая длится всю зиму и часть весны; с приходом осени птицы направляются к югу. К середине марта в поисках места для гнездования тупики собираются в большие колонии для обследования окрестной территории. Брачная пара тупиков клювом и лапами роет в земле длинные проходы, которые заканчиваются гнездовой камерой. Здесь самка откладывает одно яйцо. Тупик способен удержать в клюве несколько рыб, поэтому может подолгу не возвращаться на берег. Он может переносить от 15 до 20 рыб, держа их в клюве поперёк, как на шампуре.

10 КАЙРА Кайры – морские птицы, появляющиеся на брегу лишь в брачный период. Известно 2 вида кайр: толстоклювая и тонкоклювая. Кайры собираются большими колониями и гнездятся на уступах скал. Гнёзд они не делают, яйца кладут на голый карниз без какой- либо подстилки. Грушевидная форма придаёт яйцу некоторую устойчивость. Взрослые птицы заботятся только о собственном потомстве: своё яйцо они узнают по цвету и рисунку, а птенцов по голосу. Кайры кормятся в море мелкой рыбой: треской, сайрой, мойвой и др. Под водой птица может пробыть 2 мин. и нырнуть на глубину 20 метров. Ловят кайры всего 1 рыбку и летят к своим птенцам.

11 Звери арктической зоны моржтюлень белый медведь

12 МОРЖ Это млекопитающее с длинными клыками. Морж-самец огромен: он может весить 1500 кг, в то время как масса самки до 1000 кг. У моржа морщинистое тело, покрытое редкой щетиной. Его сильный голос напоминает рёв льва, мычание быка. Во время сна он звучно похрапывает. Может часами отдыхать на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют охотники. Под кожей моржа плотный слой жира, он служит ему одновременно и защитой от холода, и резервным запасом пищи. Клыки незаменимы в жизни моржа: он защищается ими от врагов, буравит ими морское дно, с их помощью вскарабкивается на льдину и передвигается по льдине или земле.

13 ТЮЛЕНЬ Тюлень – это ластоногое животное. Он прекрасный пловец: у него удлинённое, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. Под кожей тюленя толстый слой жира, который защищает его от холода. В воде тюлени добывают себе корм, а отдыхают и выращивают потомство на льдине или на суше. Питаются тюлени не только рыбой, но и ракообразными. После удачной охоты тюлени выбираются на сушу и часами отдыхают, подставляя солнцу сытое брюхо. На суше тюлени неуклюжи, передвигаются, ползая на брюхе. Детёныша тюленя называют белёк – по цвету меха. Как правило у самки рождается всего один детёныш. Из-за ценного меха бельков уничтожали, но сейчас охота на них запрещена.

14 БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ Белый медведь замечательно приспособлен к условиям Арктики. Густая длинная шерсть, белый цвет меха, широкие лапы, чтобы было удобнее передвигаться по льду и снегу. Он замечательно плавает – этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап. Он самый крупный хищник в мире. Обычно он весит от 150 кг до 500 кг. Масса некоторых представителей превышает 700 кг. Охотясь на тюленей, медведь порой часами стоит на краю льдины Как только тюлень выныривает, чтобы набрать воздуха, медведь его хватает и тащит из воды. В конце осени самка белого медведя роет в снегу берлогу. В декабре – январе рождаются как правило, два медвежонка, но только весной они впервые выйдут из берлоги.

15 Арктика и человек Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда при- влекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северно- го Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь. Люди наблюдают за погодой, изучают природу Севера, занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными вещества ми с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, рыбную ловлю ограничили, создали заповедники.

17 Животные заповедника Белые гуси МедведицаСкопление моржейОвцебык Розовые чайки

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Вы уже знаете, что наша планета имеет форму шара, из-за чего солнечные лучи.

Вы уже знаете, что наша планета имеет форму шара, из-за чего солнечные лучи падают на ее поверхность под разными углами, а потому и по-разному нагревают ее. Это – главная причина существования природных зон. Экватор Северный полюс Южный полюс

Природные зоны – это пространства на Земле с одинаковыми температурными усл.

Природные зоны – это пространства на Земле с одинаковыми температурными условиями, увлажнением, почвами, растительным и животным миром.

Работа в парах Рассмотрите карту природных зон России на с.77 учебника. Изуч.

Работа в парах Рассмотрите карту природных зон России на с.77 учебника. Изучите условные обозначения этой карты. Найдите на карте перечисленные природные зоны.

 Природные зоны россии

Природные зоны россии

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

Найдите на карте зону арктических пустынь. Что вы можете рассказать по карте.

Найдите на карте зону арктических пустынь. Что вы можете рассказать по карте об этой зоне?

Арктика – это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с.

Арктика – это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и океанами. В переводе с греческого arktikos — северный, аrctos — медведь.

 На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона.

На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона.

Океан и острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на острова.

Океан и острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва на арктических островах почти совсем не образуется.

Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев не заходит солнце и круглые.

Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев не заходит солнце и круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. В самый теплый месяц температура воздуха не превышает + 5 °C.

Зимой наступает полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не п.

Зимой наступает полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается – темнота. Только светит луна и мерцают звёзды. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Температура понижается до -60°С. Иногда возникают полярные сияния.

Работа по учебнику Прочитайте текст в учебнике на с.79 (с 3-го абзаца) и на с.

Работа по учебнику Прочитайте текст в учебнике на с.79 (с 3-го абзаца) и на с. 82. Как живые организмы приспособились к суровым условиям арктических пустынь?

Растения арктических пустынь Мхи Лишайники Полярные маки

Растения арктических пустынь Мхи Лишайники Полярные маки

Животные арктических пустынь Кайры Тупики Чайки ʹ

Животные арктических пустынь Кайры Тупики Чайки ʹ

Животные арктических пустынь ʹ Моржи Тюлень Белые медведи

Животные арктических пустынь ʹ Моржи Тюлень Белые медведи

Подумай! Как животные приспособились к суровым условиям Арктики?

Подумай! Как животные приспособились к суровым условиям Арктики?

Приспособиться к условиям Арктики животным помогает толстый слой подкожного ж.

Приспособиться к условиям Арктики животным помогает толстый слой подкожного жира, густой мех, толстые лапы, защитный (белый) цвет меха.

Цепи питания

 Цепи питания Белые медведи Тюлени Водоросли Птицы Сайка Рачки

Цепи питания Белые медведи Тюлени Водоросли Птицы Сайка Рачки

Подведём итоги: Где расположена зона арктических пустынь? Каковы природные ус.

Подведём итоги: Где расположена зона арктических пустынь? Каковы природные условия в этой зоне? Какие растения и животные характерны для этой зоны?

INSTASAMKA - LIPSI HA (Премьера клипа, 2022, prod. realmoneyken)

04:32

Ленинград — Мерси, Баку!

02:55

Егор Крид & МакSим - Отпускаю

03:13

Глюк

02:54

Артем Качер & Ани Лорак - Материк (Премьера клипа 2022)

02:37

Xamdam Sobirov - Tentakcham (Official Music Video)

05:59

Bunyodbek Saidov Bobomurod Hadamovni xursand qildi,ko’zida yosh bilan eshitdi

08:33

Читайте также: