Айзерман а с опыт писателя и опыт читателя за творческое изучение литературы в школе

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование читательской культуры учащихся

на уроках литературы

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача - воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире. Влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Однако чтение серьёзных книг перестало быть кодом образованности и интеллигентности. Информированность для современного человека часто важнее глубоких знаний, навыков анализа, способности к сопереживанию.

Педагоги и психологи отмечают отсутствие у школьников интереса к книге, к произведениям художественной литературы, низкий уровень читательского восприятия, речевой грамотности, коммуникативной культуры.

Изменить ситуацию, способствовать формированию личности, адекватно взаимодействующей с другими людьми, призвана художественная литература, а в школьной практике – её изучение в рамках урока литературы. Чтение художественной литературы развивает творческое воображение, призывает к сопереживанию, будит чувства и мысли, задаёт жизненные ориентиры, формирует жизненные ценности, обогащает речь и воспитывает чувство языка.

Итак, цель литературного образования - постижение сущности художественного произведения как вида искусства, формирование культуры читательского восприятия.

Какие же методы и приёмы, служащие повышению литературного образования, используются на уроках литературы? Большинство из них традиционны, но существенным отличием современного урока стало то, что используются они в сочетании с ИКТ, которые позволяют осуществить различные подходы к изучению текста.

Чтобы воспитать грамотного читателя, необходимо научить его технике комплексного анализа художественного произведения, а также стимулировать развитие образного мышления и воображения. Вот некоторые способы, которые обеспечивают достижение этой цели.

1. Эмоциональное восприятие текста. Это самый важный этап при работе с текстом. Необходимо зафиксировать первичное восприятие, чтобы впоследствии соотнести его с новым пониманием произведения, которое появится после его анализа.

2. Структурно-содержательный анализ текста. Художественное произведение - многослойная система. Текст - только первый знаковый уровень, порождающий виртуально - предметный, мифологический и другие.

Таким образом, анализ текста возможен только при овладении теоретико-литературоведческими понятиями, которые работают на постижение замысла писателя:

Тема и идея, сюжет и композиция, характеры и система образов.

Художественная речь как способ выражения замысла писателя.

Жанровое и видовое своеобразие произведения (например, отличие романа от романа-эпопеи).

Категория автора-повествователя и рассказчика. Эстетическая позиция писателя.

Сопоставительный анализ мнений критиков об одном и том же произведении.

3. Проблемные вопросы.

4. Вопросы культурологического характера.

Если ребёнок способен вступить в диалог с текстом и его творцом, как носителем идеи, то становится соавтором. Чтение - это труд и творчество. Знание нельзя давать в готовой форме. Только при соблюдении этого условия чтение развивает личность, работает на формирование читательской культуры.

На формирование читательских компетенций работают такие формы уроков: урок - путешествие, пресс- конференция, дискуссия, литературная игра.

Все эти методы и формы направлены на активное сотворчество, а также на осознание литературного произведения как единой художественной системы. Важно помнить, что в центре любого урока – текст, а все действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание. Критерием же адекватного понимания произведения становится соответствие трактовки текста его устройству, а также соотношение между организацией текста и структурой изображённого мира.

Формирование читательской культуры – процесс длительный, но увлекательный. Цель достигнута тогда, когда чтение становится процессом сотворчества, когда читатель владеет навыками анализа художественного текста, обладает самостоятельностью суждений. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату. Чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. Только оно дает возможность школьнику более глубоко и точно понимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.

Литература должна быть в центре общественной жизни, и тогда у ученика появится потребность читать. Современное культурное сообщество делает определённые шаги в этом направлении. В последние годы появились новые телепостановки классики, в большом количестве выходят аудиокниги, теле- и радиопрограммы предлагают различные передачи, посвященные художественной книге, в эфире обсуждаются литературные новинки, авторитетное мнение высказывают критики и писатели.

1. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы.- М.: Флинта: Наука, 1999.- 224с.

2. Бушмин А. С. - Наука о литературе. - М.: Современник,1976.- с.115

3. Шевченко М.Н. Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы // Школьная б-ка. — 2011. — № 5. — 243 c.

4 .Айзерман Л. С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002.- 239с.

5. Аркин И. И. Литературу ли мы преподаём?/ Литература в школе №2.- 1991.-с.71-83

6. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие - М.: Флинта, Наука, 2000 -248с.

Автор: Пелевина Ирина Александровна

Организация: МБОУ СОШ №90

Населенный пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил

Главной задачей начальной школы является выработка прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения, что, безусловно, важно, но недостаточно. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии интереса к чтению. Этот процесс следует строить на разнообразном материале, учитывая психологические особенности ребенка. В обучении чтению необходимо слить воедино процессы формирования навыков чтения и возникновения интереса к чтению, включая их в общее развитие ребенка. Интерес к чтению с самого начала должен использоваться как средство решения познавательных задач, но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, воспитывает человечность в самом себе. Поэтому, на мой взгляд, необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Однако, делать это нужно умело, правильно подбирая книги для чтения детям. Книга должна раскрывать перед ребенком идеалы добра, чести, мужества, сострадания, формировать правильное отношение к людям и к самому себе. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения. Носителем культуры ребенка является классическая литература. Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления. Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького читателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.

Одна из главных задач моей педагогической деятельности: воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению. Многолетний труд, постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу позволил мне создать некую систему в области подготовки юного читателя. В своей практике использую следующие формы занятий: устные журналы по темам “Золотая осень”, “Зимушка зима”, “Любите братьев наших меньших”; утренники “Сказки Пушкина”, “В гостях у Чуковского”; уроки-путешествия “Поэт из страны детства”, “В гостях у сказки”; викторины “Добрый и веселый С. Михалков”, “Наш друг Миша”, “Сказки Андерсена” и другие.

Большую роль в повышении читательского интереса третьеклассников играют и внеурочные занятия по внеклассному чтению. Во внеурочное время готовим инсценировки, кукольные спектакли (куклы и реквизиты готовим на уроках технологии и дома).Готовим и проводим совместные литературные викторины; конкурсы на лучший рисунок, поделку, на декламацию стихов. В тетради для творческих работ ребята пишут аннотации на прочитанные книги, стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготавливаем самодельные небольшие брошюрки типа “Загадки”, “Пословицы”, “Стихи о зиме” и др. Также в качестве специального средства обучения выступает уголок внеклассного чтения. Здесь ведем классный дневник чтения. Здесь же представлен примерный список литературы по той или иной теме, памятки - планы для читателей.

Особое внимание уделяю активному участию родителей в организации занятий по внеклассному чтению детей. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данной задачи.

Для этого на родительских собраниях выдаю для родителей список художественной литературы, которую рекомендовано читать детям в этом возрасте, высказывания известных людей и статьи специалистов о важности привития любви к чтению, памятку родителям о том, как с ребенком организовать работу с книгой. Провожу совместные литературные викторины, досуги по литературным произведениям детских писателей и поэтов, привлекаю родителей к совместной проектной деятельности, поощряю родителей и детей, посещающих библиотеку (совместно с сотрудниками библиотеки не раз отмечали грамотами родителей и детей, как активных читателей).

Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. При чтении сказок малыши впервые познают, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Сказки в полной мере способствуют развитию воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств и, конечно же, воспитания любви к чтению и книге.

Наряду с традиционными приемами знакомства со сказкой (через чтение, показ иллюстраций, обсуждение героев сказки, их проступков, обыгрывание, драматизация) использую и нетрадиционные методы и приемы, так как они являются более интересными, эффективными и приносят ощутимый значительный результат. Таковым является прием проживания сказки. Многие сказки уже были знакомы детям, но знакомы только по содержанию. Моя же задача - ввести детей в сущность сказки, то есть научить детей понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняем, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставлю детей на место героя сказки, спрашиваю о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации.

В обществе нет полного осознания того, что читатель начинается в раннем детстве и его воспитанием занимаются родители и работники дошкольных учреждений, что школа и библиотека не первый, а последующий этап формирования читателя, что чтение детей — это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего.

Главный результат проводимой работы в том, что, не смотря на засилье видеотехники, ребята моего класса не потеряли интереса к книге: они ее любят, с удовольствием читают, делятся с друзьями впечатлениями и жаждут новых встреч в детской библиотеке. Я считаю, что есть все основания, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь.

Развивая у ребёнка навык чтения, и прививая ему интерес к чтению, мы открываем перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний себя, о других людях, о мире, помогаем в продвижении личности к высокому духовному опыту человечества.

Список литературы:

1. Айзерман А.С. Опыт писателя и опыт читателя // За творческое изучение литературы в школе / Под ред. Н.И. Кудряшева. - М., 1963. - С. 46-65.

2. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18

3. Андреев В.И. Внеклассная работа по литературе в начальной школе. - М., 1999. - С. 314-315.

4. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №12. - С. 27-28.

5. Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе. // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. - Вологда, 1984. - С. 54-59.

6. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. - С. 6-9.

7. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. - М., 2008. - С. 59.

8. Вульфов В.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М.: Просвещение. - 1983. - С. 14-18.

9. Выдыш С.Л. Сущность внеклассной воспитательной работы./ С.Л. Выдыш. - Педсовет - 2007. - №3. - С.14-17.

11. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - №8. - С. 35-43.

12. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2005 С. 40.

24. Макеева С.Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования. // Начальная школа - 2000. - № 9. - С. 70-89.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!


нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения, взаимодействия в группе.

Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении формирования читательских интересов младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем. Считаем в дальнейшем целесообразным разработать и использовать в воспитательной деятельности Лицея программу, включающую цикл мероприятий, направленных на развитие читательского интереса младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основные черты формирования личности.

Результаты проведенного эксперимента подтвердили, что читательские интересы формируются, если проводится целенаправленная и систематичная работа по развитию читательских интересов во внеурочной деятельности.

В процессе опытно-экспериментальной части работы наша гипотеза подтверждена.

Список литературы 1. Айзерман А.С. Опыт писателя и опыт читателя // За творческое изучение литературы в школе / Под ред. Н.И. Кудряшева. - М., 1963. - С. 46-65.

. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18

. Андреев В.И. Внеклассная работа по литературе в начальной школе. - М., 1999. - С. 314-315.

. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №12. - С. 27-28.

. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

. Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе. // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. - Вологда, 1984. - С. 54-59.

. Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. В 2 ч. - М.,1994, С. 594

. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. - С. 6-9.

. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. - М., 2008. - С. 59.

. Вульфов В.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М.: Просвещение. - 1983. - С. 14-18.

. Выдыш С.Л. Сущность внеклассной воспитательной работы./ С.Л. Выдыш. - Педсовет - 2007. - №3. - С.14-17.

. Гончаренко Н.И. "Внеклассная работа в начальной школе". - Л., 2003. - С. 164.

. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассная работа по литературе. - М. - 1980. - С. 152.

. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - №8. - С. 35-43.

. Коменский Я.А. Избр. педагогические сочинения, т. 1-3, М., 1939-1941.

.Конавалова В.П. Внеклассная работа по литературному чтению. - М., 1984, С. 69.

. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2005 С. 40.


Читательские интересы


    Айзерман А. С. Опыт писателя и опыт читателя // За творческое изучение литературы в школе / Под ред. Н. И. Кудряшева. М., 1963. - С. 46 - 65.

Воспитание творческого читателя (Проб. внеклас. и внешкол. работы по лит.). Кн. для учителя / Под ред. С. В. Михалкова, Т. Д. Полозовой. М., 1981.

Збарский И. С. Комплексный подход к руководству чтением учащихся // Проблемы преподавания литературы в средней школе. М., 1985. - С. 28 - 44.

Звягинцева Г. К. Работа над портретом литературного героя в пятом классе (к вопросу о воспитании культуры чтения учащихся) // Организация творческой деятельности на занятиях по литературе / Под ред. З. Я. Рез. Л., 1979. - С. 50 - 57.

Канторович В. Я. Литература и читатель (Заметки о социологии чтения). М., 1976.

Литературное чтение в школе. Методическое пособие для учителей. М., 1954.

Неверов В. В. Комментированное чтение при изучении комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" // Вопросы анализа литературного произведения в школе / Под ред. Л. И. Тимофеева. М., 1962. - С. 5 - 55.

Очерки по методике литературного чтения в 5 - 7-х классах средней школы / Под ред. А. Д. Александрова. М.-Л., 1951.

Полухина В. П. Детская и юношеская литература в системе литературного образования школьников (4 - 7 классы) // Проблемы преподавания литературы в средней школе. М., 1985. - С. 44 - 54.

Шамрей Л. В. О театральных интересах учащихся ПТУ // Методика преподавания литературы в средней школе. Л., 1975. - С. 169 - 176.


Дорогие мои, ну экзамен по литературе по выбору существует только с 2009 года. А всегда были, были у нас обязательные экзамены по литературе. И что, это поднимало нашу нравственность и духовность? Бунимович, используя свое служебное положение в Мосгордуме, мог бы узнать, каковы печальные итоги ежегодных медальных сочинений в Москве: более пяти тысяч сочинений, и за редким исключением, поток серых, однотипных, лишенных своих мыслей и своего чувства так называемых сочинений. Сочинений списанных, заученных. И это высокий духовно-нравственный уровень? И что за нравственность, успехи которой определяются экзаменом?

Что же касается уровня преподавания литературы в школе (а я не считаю, что он определяется только экзаменами, больше того, я уверен, что существовавшие у нас экзамены по литературе в большинстве случаев разрушали даже то хорошее, что учитель делал на своих уроках), то вот лишь два свидетельства. А я могу привести их множество.

Вот рассказ поэта, эссеиста, ученого, филолога, философа и богослова Ольги Седаковой:

Вот выступление Олеси Николаевой, поэта, прозаика, эссеиста, профессора Литературного института имени А. М. Горького на встрече писателей с Владимиром Владимировичем Путиным:

Нет, нет, не обязательность экзамена по литературе, а что он из себя представляет, я и рассказал в этой части книги, а курс, направленность самого преподавания – вот в чем наши быть или не быть.

Что касается экзаменов, то, может быть, они и возможны, и об этом мы еще поговорим в четвертой части этой книги. Но не будем забывать то, о чем писал еще в 1900 году В. В. Розанов:

Разве то выучивание, вызубривание, гружение памяти, а не обращение к душе, сердцу, совести, о котором говорил Розанов, не относится к преподаванию литературы в современной школе? Не то ли происходит и на наших уроках, за что мы же платим и будем платить еще более страшной ценой? Не сразу и сам я все это понял.

Однажды собрался класс, в который 44 года назад (следовательно, была эта встреча в 1996 году), окончив педагогический институт, я пришел в свой первый учебный день. Они были тогда в девятом, я был старше их лет на 6–7. Нам было что вспомнить. Была общая, объединяющая всех жизнь в школе, расположенной на самом краю Москвы: речонка, которая обозначала тогда границу Москвы и Московской области, текла почти под самыми школьными окнами. Это была единственная тогда в Москве школа, где в старших классах учились вместе мальчики и девочки: просто поблизости не было другой. Были походы – один лыжный – в Бородино и Петрищево, где мы провели ночь в доме, в котором свою последнюю ночь провела Зоя Космодемьянская, и в Ясную Поляну, Поленово. Были школьные вечера, долгие разговоры после уроков.

Но вспоминать свои уроки литературы мне было сейчас горько, о чем я и сказал всем собравшимся, хотя меня благодарили за то, что я хорошо подготовил к экзаменам, что только усугубляло эту горечь. А дело было в том, ради чего я преподавал литературу. Я был убежден тогда, что главная моя задача – дать ученикам хорошие знания по предмету. Естественно, знания понятные, осмысленные. Ho именно знания.

Через несколько десятилетий я узнаю об опорных сигналах Шаталова.

Конечно, на этих статьях стоит печать времени и того, что для меня самого это были лишь первые шаги на новом пути. Не со всем, что тогда написал, я согласен сегодня. Но так определился мой путь как учителя, методиста, публициста. Путь на последующие пятьдесят лет, итогом которых и является эта книга, написанная человеком, все эти годы работавшим в школе. Путь от ученика – к человеку. К человеку – через читателя.

И сегодня, как никогда, я убежден, что до тех пор, пока главным будет получение знаний о литературе, а экзамен будет направлен на проверку этих самых знаний, никаких благих изменений в преподавании литературы не произойдет.

Четыре раза я перечитал эти строки и пролил слезы умиления. Но только два дня дано мне было на это умиление.

А 1 декабря по всей Москве в десятых классах проходил мониторинг по литературе, подготовленный кафедрой филологии Московского института открытого образования, о чем и было сказано в заданиях.

Я принадлежу к тому поколению, для которого 1 декабря – траурный день: 1 декабря 1934 года был убит С. M. Киров. А 1 декабря этого года исполнилось 75 лет со дня его гибели. Той острой боли уже нет. Боль другая: от понимания трагедии, которая за этим последовала. Но 1 декабря 2009 года я уходил из школы с таким чувством, как будто я был на похоронах русской литературы, – во всяком случае, русской литературы в школе.

Не будем сейчас останавливаться на всех вопросах, связанных с этой работой. Сосредоточимся лишь на одной проблеме.

Два вопроса на память: факты и фактики. Как называется книга, на которую учитель Кутейкин ссылается как на единственный источник знания? Кем был Цифиркин до того, как стал учителем математики? К какому сословию принадлежал Стародум?

Нужно ли доказывать, что ни один из этих вопросов совершенно не проверяет понимание произведений? Не буду повторять и то, о чем я уже говорил: сведение литературы к развешиванию формализованных этикеток создает превратное представление о том, что же такое литература.

Но обратимся к проблеме предельно важной вообще и сегодня в особенности.

Это, так сказать, теория. А вот мониторинг 2009 года в Москве – это попытка провести подобные идейки на практике. Хотел бы быть правильно понятым. Когда к ученикам, которые пойдут в технический вуз, предъявляют одни требования, а к тем, кто не будет в жизни иметь с ней профессиональных отношений, другие, это правильно и разумно. Никто не спорит и с идеей профильного изучения литературы.

Но вместе с тем нельзя забывать и другое. Литература – предмет не узкоспециальный, узкопрофессиональный, она утверждает некие общие, фундаментальные ценности человека и, что очень важно, формирует будущих родителей. И минимум литературного образования не может быть ниже плинтуса.

С каждым годом все больше наших учеников не читают программные произведения по литературе. К тому же, преломившись через господствующие сегодня ценности, классика часто деформируется. И самые главные вопросы, на которые обязана сегодня ответить методика, все те, кто в той или иной мере руководит преподаванием литературы в стране: что делать, чтобы вернуть литературу в школу, как пробудить интерес к ней?

Речь идет не о проблемах чисто методических.

Вот что говорила на встрече писателей с Владимиром Владимировичем Путиным Олеся Николаева, поэт, прозаик, эссеист, профессор литературного института имени А. М. Горького:

С Николаевой можно соглашаться и не соглашаться, но она права в определении точки отсчета. Речь действительно идет о судьбах русской культуры, о судьбах нашего отечества. И вопросы преподавания литературы в школе не сводятся к методике в узком смысле этого слова и уже тем более к проблеме знаний по литературе, понятых к тому же упрощенно. И я полностью принимаю именно такую систему координат.

часть четвертая
ВОЗМОЖНОСТЬ СПАСЕНИЯ

1. ЧТО

Что самое главное на уроке литературы? Бесспорно, она сама, литература. И пробудить интерес к ней, желание думать над страницами прочитанных книг, научить сопереживать их героям, а главное – получать удовольствие от чтения – вот та основная задача, решить которую призван учитель словесности.

Но литература станет для нашего ученика чем-то важным и значимым только в том случае, если он в книге, написанной давно, увидит что-то ему сегодня близкое, важное и дорогое. Если она станет для него не только учебным заданием, а пусть частичкой его собственной жизни.

В этой связи хочу обратить внимание на одну очень интересную и плодотворную тенденцию, мимо которой, к сожалению, прошла наша методика преподавания литературы в школе.

И Игорь Виноградов в своей последней книге пишет:

Автор книги обращается к живым духовным запросам своих современников, адресуется в первую очередь не к специалистам, а к широкому кругу читателей.

Не кажется ли вам, что это все сказано и про преподавание литературы, его невзгоды и его главный путь?

И, приводя далее несколько разных высказываний зрителей, Латынина пишет:

Рассказывая о том, как она вела уроки литературы в школах Беслана после Беслана, Эльвира Горюхина хорошо сформулировала идею своего подхода к изучению литературы, особенно русской классики:

Называя причины, говорят о социальном расслоении общества и чувстве одиночества. К тому же в моде агрессивное преуспевание, погоня за карьерой, деньгами, должностями. И основа всего-то, что мы друг от друга отдалились. Разучились люди в душу свою и уж тем более в другую заглядывать. Все реже и реже проявления великодушия и добродетели. Нарастает равнодушие к бедам ближнего.

Особое значение литературы в жизни общества и состоит в том, что она открывает нам других, иногда близких, порой далеких и даже враждебных. Ведь, по словам Ю. М. Лотмана, художественный текст

Мало понять себя и другого. Я уже писал о том, что условно назвал приватизацией юности, о силе центростремительных начал в нашей психологии. Говорил и о том, что эта Я-устремленность во многом, на мой взгляд, является благом.

И если на протяжении века преподавание литературы было у нас социологично, то сегодня в нем необходимо увеличить его философскую составляющую. Кратко ограничусь здесь лишь одним примером.

Тридцать лет тому назад я решил написать статью о теме смерти на уроках литературы. Как всегда, обратился к статьям и книгам по этому вопросу. Оказалось, что их вообще нет. Как нет и в нашей педагогической литературе. Только у В. А. Сухомлинского я нашел две страницы на эту тему.

Читайте также: