Воспоминания в царском селе краткое содержание

Обновлено: 09.07.2024

Пребывание в Царскосельском лицее было знаковым временем для становления молодого Пушкина как поэта и как личности. Он посвятил ему много стихов, первое из которых – “Воспоминания в Царском Селе”. Краткий анализ “Воспоминание в Царском Селе” по плану поможет ученикам 4 класса понять чувства и мысли молодого стихотворца. Анализ можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный материал.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминания в Царском селе.

История создания – стихотворение написано в 1814 году (ориентировочный период создания – октябрь-ноябрь) и было прочитано на публичном экзамене в 1815 году.

Тема стихотворения – величие России, её военная слава и подвиги.

Композиция – трёхчастная.

Жанр – ода, есть и черты элегии.

Стихотворный размер – сочетание четырёх- и шестистопного ямба.

Эпитеты – “в безмолвной тишине”, “бисерной рекой”, “времена златые”, “прекрасный Царскосельский сад” .

Метафоры – “земные боги”, “Минервы росской храм”, “огромные чертоги, на своды опершись, несутся к облакам”, “венчалась славою счастливая Россия”.

Олицетворения – “чуть дышит ветерок”, “каждый шаг в душе рождает”, “в тихом восхищенье дух”, “валы седые в блестящей пене улеглись”.

История создания

Это стихотворение Пушкина тесно связано с его лицейскими годами. Оно написано незадолго до выпуска. Поэт работал над ним около двух месяцев, в октябре-ноябре 1814 года. В 1815 году пятнадцатилетний автор представил своё творение на публичном экзамене, где присутствовал сам Гавриил Державин. Он очень положительно отреагировал на написанные юным поэтом строки и назвал его своим преемником. Этот факт стал хрестоматийным, хотя на самом деле впервые произведение прозвучало на несколько дней раньше – на “репетиции” публичного экзамена.

Основная тема этого произведение – величие России и военные подвиги её народа. Очевидно, что такой патриотический порыв продиктован недавним окончанием Отечественной войны 1812 года, чьи отголоски ещё слышались, в том числе и в Царском Селе.

Но есть и вторая тема, которой Пушкин также уделяет внимание – это роль поэта в обществе, ведь, по мнению молодого творца, именно поэзия вдохновляет людей на подвиги, в том числе ратные.

Композиция

У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учёбы стало для него по-настоящему родным местом.

Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет. Особенно его влечёт Чесменская колонна, посвящённая одной из самых значимых побед за всю русско-турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящён другому важному событию – победе при Кагуле.

Наконец, третья часть стихотворения – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и всё произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.

Поскольку молодой поэт работал ещё в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что “Воспоминание в Царском Селе” написано в духе классицизма, соединяет в себе черты классической оды и элегии. В то же время в первой части произведения явно прослеживаются черты сентиментализма и романтизма. В целом ощущается сильное влияние Жуковского и Батюшкова.

Что касается стихотворного размера, то в этом произведении Пушкин использует сочетание четырёх- и шестистопного ямба. В то время поэт находился в творческом поиске и испробовал почти все размеры, кроме, пожалуй, анапеста.

Средства выразительности

Это стихотворение действительно богато выразительными средствами. Так, поэт использовал:

  • Эпитеты – “в безмолвной тишине”, “бисерной рекой”, “времена златые”, “прекрасный Царскосельский сад” .
  • Метафоры – “земные боги”, “Минервы росской храм”, “огромные чертоги, на своды опершись, несутся к облакам”, “венчалась славою счастливая Россия” .
  • Олицетворения – “чуть дышит ветерок”, “каждый шаг в душе рождает”, “в тихом восхищенье дух”, “валы седые в блестящей пене улеглись” .

С помощью этих тропов он создал торжественный настрой произведения, показал возвышенность дум поэта и его серьёзный настрой.

Воспоминание о царском селе пушкин

Анализ стихотворений

История создания

Александр Пушкин написал это стихотворение в октябре-ноябре 1814 года. Оно было создано специально для прочтения на публичном экзамене, на котором решался бы вопрос перехода поэта с младшего курса лицея на старший.

Воспоминания в царском селе пушкин анализ стихотворения

Незадолго до проведения экзамена руководство лицея узнало, что к ним приедет Гавриил Державин — известный поэт и чиновник Российской империи. К тому моменту в учебном заведении уже знали о поэтическом таланте Пушкина.

И тогда преподаватель словесности предложил пятнадцатилетнему юноше написать стихотворение, которое было бы достойно такого события. Впервые это произведение Пушкин прочитал за несколько дней до предстоящего экзамена по просьбе министра просвещения империи Разумовского. Он потребовал, чтобы для него провели репетицию решающего дня.

Решающий день

Экзамены проходили 21 января 1915 года (по старому календарю). К тому моменту Державину уже было за семьдесят. Он очень устал, проверка лицеистов шла довольно долго. Однако поэт оживился, когда пришло время экзамена по русской словесности. Большинство учеников решили прочитать и сделать разбор стихотворений Державина. Поэт слушал юношей внимательно и с удовольствием. В конце вышел Пушкин.

Пушкин и державин

После, вспоминая о своем чтении, Александр признался, что он очень боялся, ведь стоял всего в двух шагах от Державина. В момент, когда он дошел до строк, в которых вспоминался деятель, его сердце начало биться в усиленном темпе, а голос сменился. Пушкин настолько переживал, что забыл, как он закончил декларацию стиха и куда потом убежал.

После экзамена последовал званый ужин. На нем Разумовский молвил отцу Пушкина, что хотел, чтобы Александр также поупражнялся в прозе, но тут вмешался Державин и попросил оставить его поэтом.

Значение события

Даже для современников очень много значил тот факт, что сам патриарх литературы назвал пятнадцатилетнего лицеиста своим преемником. Они были удивленны такому факту, но считали Пушкина талантом. Когда же слава поэта достигла своего эпопея, то это событие стало символичным. Это была словно передача творческой эстафеты от лучшего поэта XVIII столетия лучшему поэту XIX столетия.

Воспоминания в царском селе

Судьба стихотворения

Воспоминания о царском селе текст

Александр Сергеевич включил стих в рукописный вариант своего сборника, который отправил в цензуру в 1825 году. Однако, оказаться в конечном варианте книги ему не удалось, и в печать произведение не попало. Вероятно, цензоры заметили отсутствие стихов об Александре Первом: работа была хорошо известна в Российской империи в первичном виде, поэтому подобная публикация могла бы вызвать подозрения.

В 1829 году Александр написал одноименное стихотворное произведение. Эти два стиха часто путают.

Основная тема и идея

Основная тема произведения — величие Российской Империи и воспевание ее воинских подвигов. Столь патриотичные идеи, скорее всего, появились в голове юного поэта из-за недавнего окончания Отечественной войны 1812 года.

Другая тема, которую поднимает в своем произведении автор — роль поэта в мире и обществе. По мнению Александра, именно поэзия способна вдохновить человека на свершение героических поступков.

Идеей произведения является утверждение величия Российской Империи. Проблема стиха — это место человека в истории. Лирический герой произведения понимает всю глубину и трагизм судьбы России, восхищается победами своих предков.

Композиция и сюжет

Стихотворение состоит из двенадцати четверостиший. У него линейная композиция. По смыслу произведение поделено на три части:

Воспоминания о царском селе анализ

  1. Вначале лирический герой рассказывает о том, какие чувства и эмоции он испытывает во время прогулки по Царскому Селу. Это место стало для него настоящим домом за годы учебы.
  2. Далее, автор рассказывает об известных памятниках, которые он видел в своей жизни. Его восхищала Чесменская колона и обелиск. Оба эти творения были посвящены двум наиболее значимым победам во время русско-турецкой войны.
  3. В конце Пушкин рассказывает об Отечественной войне, которую только недавно пережила Россия. Он вспоминает не только Бородинскую битву и пожары в Москве, но и то, что армия Империи смогла подойти к Парижу. В завершение юный стихотворец обращается к Жуковскому и говорит о том, в чем, по его мнению, заключается предназначение поэта.

Направление и жанр

Стихотворение Пушкин написал в традициях классицизма. Произведение можно считать лиро-эпическим. В тот период поэт только искал себя и особенный стиль, поэтому стих написал в подражательной манере. Чувствуется, что он был написан под влиянием творчества Жуковского и Батюшкова.

По жанру стихотворение одновременно похоже на оду и элегию. Пейзажно-философское настроение напоминает элегию, а отрывки с раскрытием гражданской темы больше похожи на оду. Александр Сергеевич умело совмещает два жанра, в этом проявляется его новаторство.

Воспоминания о царском селе книга

Произведению присущи не только черты классицизма, но и романтизма и сентиментализма. Они выражаются в описаниях природы и героических достижений.

Стихотворный размер — четырех- и шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная. В произведении чередуются мужские и женские рифмы. В тот период творчества Александр Сергеевич находился в творческом поиске и пробовал почти все размеры, за исключением разве что анапеста.

Художественные приемы

В стихотворении Пушкин во время написания использовал множество средств выразительности. Так, в нем присутствуют:

Благодаря этим тропам поэт сумел воссоздать торжественное настроение произведения, создал атмосферу таинственности и сумел передать свои мысли и воспоминания о Царскосельском лицее. Пушкин в стихотворении также использовал инверсию и анафору.


Казалось бы, совсем недавно завершилась война с Наполеоном, чья армия бежала из разорённой и сожжённой столицы, а императора Александра народ освобождённой Европы уже встречает, как победителя и миротворца. Поэты прошлых лет воспели геройские свершения русских воинов и государей, а о грядущих победах ещё успеет возвестить вдохновенная лира Жуковского.

История создания

Жанр, направление, размер

Так как юный автор в тот период работал лишь в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что данное произведение он написал в духе классицизма. В стихотворении соединены черты классической элегии и оды. В первой части произведения чётко прослеживаются черты сентиментализма и романтизма: сказывается влияние Батюшкова и Жуковского.

Поэтический размер представляет собой сочетание четырёх- и шестистопного ямба. В момент написания юный автор пребывал в состоянии творческого поиска: он активно экспериментировал почти со всеми поэтическими размерами, за исключением анапеста.

Композиция

Композиция данного произведения линейная. Она построена следующим образом:

  1. Первые три строфы (восьмистишия) – это пролог, в котором описывается красота Царского Села.
  2. Следующие четыре строфы посвящены блистательной эпохе императрицы Екатерины.
  3. Следующие двенадцать строф посвящены описанию великих побед русских воинов над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 г. Данное описание является центральной частью сюжета.
  4. Заключительная строфа представляет собой обращение к Жуковскому, выполняя функцию эпилога.

Образы и символы

В произведении автор создал содержательную образную систему, способствующую раскрытию основной идеи стихотворения. Интересны следующие образы:

Темы и настроение

В произведении затронуты две важных темы:

Настроенческий пафос произведения характеризуется энергией утверждения жизни, предчувствием широты будущих горизонтов, силой молодых надежд.

Основная идея

Основная идея стихотворения – утверждение державного величия России, а также преемственности между прошлым и будущим великой страны.




Пребывание в Царскосельском лицее было знаковым временем для становления молодого Пушкина как поэта и как личности. Он посвятил ему много стихов, первое из которых – “Воспоминание в Царском Селе”. Краткий анализ “Воспоминание в Царском Селе” по плану поможет ученикам 4 класса понять чувства и мысли молодого стихотворца. Анализ можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминания в Царском селе.
История создания – стихотворение написано в 1814 году (ориентировочный период создания – октябрь-ноябрь) и было прочитано на публичном экзамене в 1815 году.

Тема стихотворения – величие России, ее военная слава и подвиги.

Композиция – трехчастная.

Жанр – сочетание оды и элегии.

Стихотворный размер – сочетание четырех– и шестистопного ямба.

Эпитеты – “священный сумрак”, “родимая обитель”, “скоротечные восторги”, “сердечные сокровища”, “недоступные мечты”, “предел благословенный”.

Метафоры – “до капли истощив раскаянья фиал”, “расточил сокровищ я сердечных”, “летит брадатая пехота”, “узы строгие наук”.

Этот подросток совсем недавно не знал русского языка вообще, но за короткий срок он впитал в себя не только современный для его времени язык, но и ознакомился со старорусским языком, употребляемым при написании литературных произведений той эпохи.

Юному Саше очень хотелось испытать свои силы, показать себя корифею русской литературы, перед которым он преклонялся и которого боготворил. Поэтому и тема стихотворения, и жанр оды, и использование старославянских слов были выбраны неслучайно.

Этим Пушкин хотел приблизиться к стилю Екатерининской эпохи и к стилю державинского стихосложения.

Немного истории

Об этом экзамене сохранилось воспоминание самого Пушкина:

В 1819 году Александр Сергеевич готовил стихотворение к публикации и удалил из него хвалебные строчки, посвященные Александру I. Но сборник тогда не был опубликован.

Стиль, жанр и особенности

В этом стихотворении еще прослеживается подражательство Державину и Карамзину. Стихотворение написано в жанре оды, но в нем заметны интонации, характерные для элегии. Это произведение создано в стиле классицизма, подчеркиваемом архаизмами: нощи, златые, брега. Архаистика отражена и в грамматике.

Несмотря на подражательство, уже прослеживается чисто пушкинская наблюдательность, любовь к природе:

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

Стихотворение довольно крупное для пятнадцатилетнего подростка. Оно состоит из 20 восьмистрочных строф. Рифмы перекрестные. Нечетные строфы – с безударными женскими рифмами, четные строфы – с мужскими. Размер стиха смешанный, сочетающий четырех-шестистопный ямб.

Произведение состоит из трех частей. В первой части поэт говорит о Царскосельском лицее, описывает ночную природу, окружающую Царское село, свои ощущения в ней и постепенно переходит ко второй части, отразившей историю царской семьи, начиная от Петра, который

… льва сразив, почил орел России мощный

На лоне мира и отрад?

Затем в истории России наступает передышка, которую дала супруга Петра Екатерина I. Пушкин обращает внимание на памятники, возведенные во дворе лицея, И вспоминает Елизавету Петровну. При ней был дан толчок к развитию науки и искусств.

Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:

Несколько строф посвящено эпохе Екатерины Великой, к которой собственно принадлежал Гаврила Романович. Он воспевает храбрость русского оружия.

Вторая часть также плавно перетекает в третью часть, посвященную Отечественной войне, сожжению Москвы французом.

В этом стихотворении Пушкин применяет следующие средства выразительности:

  • метафоры – навис покров, дремлющих небес, в седом тумане, сребристых облаках, бисерной рекой, угрюмых сосен;
  • эпитеты – прекрасный (сад), в безмолвной (нощи), твердой, мшистою (скалой) младой (орел);
  • сравнения – луна, как лебедь величавый, исчез, как утром страшный сон.

Основная мысль, идея произведения

В этом произведении в форме воспоминания, навеянного памятниками, архитектурными ансамблями показывается великая история России от Петра до Отечественной войны 1812 года. Величие России служит основной мыслью произведения. Юный автор признается, что не мог быть в Москве в тяжкий для нее период.

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал.

Через все произведение проходит идея патриотизма и героизма русского народа, возглавляемого царями и полководцами.

История создания

Когда стало известно, что на экзамене будет присутствовать Державин, учитель словесности Галич предложил 15-летнему Пушкину, уже регулярно публиковавшему свою лирику, написать достойное такого события стихотворение.

Экзамен

Экзамен состоялся 8 января (21 января) 1815 года. Державин был уже очень стар. Экзамены шли долго, и поэт утомился. Он оживился, когда начался экзамен по русской словесности. Все лицеисты читали, разбирали и хвалили державинские стихотворения. Старик внимательно и с удовольствием слушал.

Затем вышел Пушкин. Позднее он вспоминал:

Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, и хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…

Судьба стихотворения

Подготавливая в 1819 году к печати первый сборник своих стихов (не осуществленный тогда), Пушкин переработал текст стихотворения, освободив его от похвал Александру I (как спасителю Европы).

В 1825 году стихотворение было включено по желанию Пушкина в рукопись его сборника, посланного в цензуру; однако в вышедшей книге его не оказалось.

Значение события

Этюд к картине Репина

Уже на современников сцена, когда патриарх литературы (Державин умер через год) благословил 15-летнего лицеиста в свои преемники, произвела большое впечатление. В дальнейшем, когда раскрылся гений Пушкина, событие приобрело вид символической передачи творческой эстафеты от первого поэта XVIII века первому поэту XIX века.

Старик Державин нас заметил,

И, в гроб сходя, благословил.

Эта фраза стала крылатой в значении символической передачи традиции от представителя старшего поколения его молодому коллеге.

Ссылки


  1. Эйдельман Н. Я. Твой XVIII век / Прекрасен наш союз…

  2. Пушкин А. С. Державин

  3. Два губернатора

  4. Untitled Document
  5. ↑ 12
    Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

  6. Пушкин – Homo universale












История создания

Это стихотворение Пушкина тесно связано с его лицейскими годами. Оно написано незадолго до выпуска. Поэт работал над ним около двух месяцев, в октябре-ноябре 1814 года. В 1815 году пятнадцатилетний автор представил свое творение на публичном экзамене, где присутствовал сам Гавриил Державин. Он очень положительно отреагировал на написанные юным поэтом строки и назвал его своим преемником. Этот факт стал хрестоматийным, хотя на самом деле впервые произведение прозвучало на несколько дней раньше – на “репетиции” публичного экзамена.

Создание стихотворения

стихотворение воспоминание в царском селе 1814


Смотреть галерею

Открытый публичный экзамен проводился при переходе с младшего на старший курс. Свое участие в экзамене подтвердил известный поэт того времени Гавриил Державин. Узнав об этом, учитель словесности лицеистов Галич предложил Пушкину, который уже неоднократно публиковал свою лирику, написать для этого события какое-то достойное стихотворение.

Композиция

У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учебы стало для него по-настоящему родным местом.

Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет. Особенно его влечет Чесменская колонна, посвященная одной из самых значимых побед за всю русско–турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящен другому важному событию – победе при Кагуле.

Наконец, третья часть стиха – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и все произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.

Экзамен

Экзамен состоялся 8 января (21 января) 1815 года. Державин был уже очень стар. Экзамены шли долго, и поэт утомился. Он оживился, когда начался экзамен по русской словесности. Все лицеисты читали, разбирали и хвалили державинские стихотворения. Старик внимательно и с удовольствием слушал. Затем вышел Пушкин. Позднее он вспоминал:

Поскольку молодой поэт работал еще в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что “Воспоминание в Царском Селе” написано в духе классицизма и соединяет в себе черты классической элегии и оды. В то же время в первой части произведения явно прослеживаются черты сентиментализма и романтизма. В целом ощущается сильное влияние Жуковского и Батюшкова.

Что касается стихотворного размера, то в этом произведении Пушкин использует сочетание четырех- и шестистопного ямба. В то время поэт находился в творческом поиске и испробовал почти все размеры, кроме, пожалуй, анапеста.

Средства выразительности

Это стихотворение действительно богато выразительными средствами. Так, поэт использовал:

  • Эпитеты – “священный сумрак”, “родимая обитель”, “скоротечные восторги”, “сердечные сокровища”, “недоступные мечты”, “предел благословенный”.
  • Метафоры – “до капли истощив раскаянья фиал”, “расточил сокровищ я сердечных”, “летит брадатая пехота”, “узы строгие наук”.

С помощью этих троп он создал торжественный настрой произведения, показал возвышенность дум поэта и его серьезный настрой.

Читайте также: