Мотивация в спортивной школе

Обновлено: 08.07.2024

В статье рассматривается значение формирования положительной мотивации спортсменов к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки.

Введение. Путь результативной деятельности спортсмена лежит через понимание его мотивации. Знать, что движет человеком, что побуждает его к спорту, какие мотивы лежат в основе его действий, особенно важно для спортивной деятельности, связанной с высокой физической и психологической нагрузкой.

Спортивная мотивация определяется как значимое состояние личности спортсмена, являющиеся главной для постановки осуществления целей и задач, направленных на максимальное достижение возможного результата на данный момент.

Одной из главных задач работы с детьми на этапе начальной спортивной подготовки является формирование положительной и устойчивой мотивации к занятиям спортом. Каждый ребёнок нуждается в мотивации. Она помогает ему достичь желаемых результатов.

Этап начальной спортивной подготовки у спортсменов является несформированной психологической структурой спортивной деятельности, где специфической чертой этапа является прежде всего несформированность мотивации занятий. Мотивы на начальном этапе спортивной деятельности отличаются рассеянностью, отсутствием интереса к определенному виду спорта, стремлением к двигательной активности, и к получению удовлетворения от нее без понимания сути деятельности [1, c.112].

Стимулирующим фактором являются положительные эмоции, играющие огромную роль в мотивации.

Младший школьный возраст – это возраст, когда многие дети начинают заниматься спортом. Мотивацией ребёнка в этом возрасте к занятиям спортом может быть удовлетворение естественной физиологической потребности в движении, стремление к совершенствованию в физическом плане, подражание друзьям и сверстникам, а также получить впечатления и эмоции, связанные со спортивной деятельностью.

Ребёнок имеющий мотивацию, развивает свои способности собственными усилиями. Такой ребёнок испытывает стремление к получению информации, которая поможет ему на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Если мы говорим о детях, то мотивацией к занятиям спортом выступают внешние факторы такие как отношение к спорту родителей. В большинстве случаях именно они побуждают ребёнка к занятиям спортом. В этом случае мотивом занятий оказывается желание заслужить их одобрение, доставить им удовольствие, даже если самих детей занятия не очень интересуют, а иногда и противоречат их желаниям. Родители являются для своих детей примером и источником мотивации в достижении желаемого.

Спортивная деятельности некоторых детей заканчивается в возрасте около 12-ти лет. Этот возраст определяет как критический период развития с точки зрения социальных потребностей и психологическим индикатором становления самооценки ребёнка. В работе со спортсменами этого возраста необходимо использовать принципы спортивной психологии. Существуют практические методы, которые помогают создавать соответствующие условия, отвечающие требованиям спортсменов, способствующие стимулированию занятиям спортом и устраняющие ухода из него.

Чтобы предотвратить отсеивание занимающихся на начальной этапе спортивной подготовки, тренеру необходимо знать наиболее значимые для воспитанников факторы, служащие мотивами их спортивной деятельности. Мотивы этапа начальной спортивной подготовки являются динамичными, колеблющимися и не до конца осознанными, правильная направленная воспитательная деятельность тренера может содействовать формированию у детей устойчивой потребности и позитивной мотивации в занятиях спортом. Это позволит также избежать многих проблем, с которыми сталкиваются тренеры и спортсмены на тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.

Объекты и методы исследования. Для выявления структуры мотивации детей к занятиям спортом и причин, по которым они начинают и прекращают занятия спортом мы провели констатирующий эксперимент среди детей, занимающихся футболом в спортивной школе на этапе начальной спортивной подготовке.

Исследование включало анкетирование, где принимали участие спортсмены 2009 - 2010 годов рождения.

Анкета 1 (детей занимающихся футболом)

Анкета 2 (детей прекративших заниматься футболом)

  1. Сколько лет ты занимался футболом до того, как прекратил занятия?
  2. Почему ты решил заняться футболом (чтобы можно было больше двигаться, предложили родители, позвали друзья, пригласил тренер, заинтересовался футболом сам)?
  3. Почему ты перестал заниматься футболом (перестали нравиться тренировки, не нравились отношения с ребятами из команды, не нравился тренер и т.д.)?
  4. Как ты относился к своему тренеру (хорошо, очень хорошо, плохо, очень плохо)?
  5. Что тебе нравилось в твоем тренере?
  6. Что тебе не нравилось в твоем тренере?
  7. Что тебе нравилось в футбольной жизни (турниры, сами тренировки, общение с командой, общение с тренером, совместные мероприятия)?
  8. Что тебе не нравилось в футбольной жизни?

Результаты и их обсуждение. Проанализировав ответы спортсменов (футболистов), я выяснила следующее:

Заключение. Просмотрев результаты исследования, можно сделать выводы, что мотивация занятий спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки отличается своей динамичностью и неустойчивостью. Дети-спортсмены занимающиеся на данном этапе преобладают неспортивной мотивацией, в структуре которой значительное место занимают мотивы социального характера: доставить удовольствие своим родным и близким, найти дополнительную возможность неформального общения с друзьями, добиться уважения и авторитета в глазах сверстников. Ведь именно они являются главным фактором формирования положительной мотивации у спортсмена на этапе начальной спортивной подготовки.

Читайте также: