Сильва балет краткое содержание
Обновлено: 08.07.2024
Реконструкция хореографии – Кристофер Ньютон
Педагоги-репетиторы по постановке в Мариинском театре – Анна Тревьен и Сьюзан Джонс
Сценография и костюмы – Кристофер и Робин Айронсайд
Дополнительный дизайн – Питер Фармер
Световое решение – Марк Джонатан
Краткое содержание
Действие I
Священная роща
Перед святилищем бога любви Эроса в лунном свете танцуют лесные феи. Появляется пастух Аминта, влюбленный в Сильвию. Слыша приближение Сильвии и ее свиты, он прячется и наблюдает за их танцем, посвященным удачному завершению охоты. Сильвия, одна из нимф Дианы, которая навсегда отреклась от любви, насмехается над статуей Эроса. За Сильвией следит и злой охотник Орион. Восхищенный ее красотой, он решает овладеть ею.
Заметив плащ Аминты, нимфы выводят пастуха из укрытия. Он признается Сильвии в любви, но она приходит в гнев и, обвиняя во всем озорного бога Эроса, направляет на него свой лук. Аминта пытается заслонить статую бога, и стрела Сильвии поражает его в самое сердце. В ответ Эрос стреляет в Сильвию. Она ранена, но, вынув стрелу из сердца, удаляется вместе со своими приближенными.
Крестьяне идут в поля, танцуя во славу Эроса. Когда они уходят, появляется Орион. Он ликует, увидев тело убитого Аминты. Но в этот момент возвращается Сильвия. Пораженная в сердце стрелой Эроса, теперь она оплакивает смерть пастуха. Выскочив из укрытия, Орион похищает Сильвию и уносит ее в свой грот.
Один из крестьян, видевший похищение Сильвии, зовет своих друзей. Они оплакивают Аминту. Среди них появляется странная фигура в плаще. Крестьяне просят незнакомца о помощи. Тот, сорвав с куста цветок, прижимает его лепестки к губам Аминты и воскрешает его. Пастух благодарит своего спасителя, а тот рассказывает ему о похищении Сильвии. Крестьяне находят ее лук, а незнакомец открывает свое имя. Это бог любви Эрос, и он отправляет Аминту на поиски Сильвии.
Действие II
Грот Ориона на острове
Орион тщетно пытается завоевать расположение Сильвии, соблазняя ее украшениями и роскошной одеждой. Стрела Эроса не дает ей забыть о любви к Аминте, и она пытается бежать. Но Орион отнимает у нее стрелу. Он предлагает пленнице вина. Чтобы избавиться от домогательств, она уговаривает его самого выпить вина и танцует, пока Орион не падает без чувств, напившись допьяна. Сильвия возвращает стрелу и молит Эроса о помощи. Появившийся бог любви являет Сильвии образ Аминты, который ожидает ее у храма Дианы. Эрос уводит пленницу с собой, чтобы воссоединить ее с возлюбленным.
Действие III
Морское побережье у храма Дианы
В самый разгар праздника во имя Бахуса появляется Аминта. Он пытается отыскать Сильвию в храме Дианы, но двери храма заперты. К берегу приближается лодка, в которой находятся Эрос, Сильвия и ее приближенные. Эрос воссоединяет влюбленных.
Посреди всеобщего ликования появляется Орион, полный решимости вернуть Сильвию. Она укрывается в храме. После поединка с Аминтой Орион пытается ворваться в храм, но Диана убивает его. Теперь ее гнев обращен против влюбленных и она запрещает им быть вместе. Эрос напоминает богине, что и сама она когда-то пылала страстью к простому пастуху Эндимиону. Смягчившись, Диана благословляет влюбленных.
О спектакле
Премьера балета Лео Делиба в хореографии Луи Меранта – 14 июня 1876 года, Гранд-опера, Париж
Премьера балета в хореографии Фредерика Аштона – 3 сентября 1952 года, Королевский оперный театр, Лондон
Премьера в Мариинском театре (хореография Фредерика Аштона) – 3 апреля 2014 года
Продолжительность 2 часа 25 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Благодарим г-на Тошихико Такахаши за постоянную поддержку в реализации балетных проектов Мариинского театра.
Предлагаем Вашему вниманию либретто балета Сильвия (Нимфа Дианы) в трех действиях. Композитор Л. Делиб. Либретто Ж. Барбье, Р. Рейнах на сюжет пасторальной драмы "Аминта" Т. Тассо. Постановка Л. Меранта. Художники Шере, Рубе, Шапрон, Лакост.
Первое представление: Париж, Гранд-Опера, 14 июня 1876 г.
Действующие лица: Диана. Сильвия, нимфа Дианы. Эрос. Аминта, пастух. Орион, Черный охотник. Второй пастух. Крестьяне, нимфы, сатиры, дриады, вакханки, лодочники, рабы.
В неверном свете наступающего утра фавны и дриады резвятся между деревьями аттической рощи, среди которой высится статуя Эроса. Услышав шаги человека, лесные духи исчезают. Из чащи выходит пастух Аминта.
Его привели сюда воспоминания о приключении. Недавно он увидел здесь нимфу, одетую в короткий охотничий костюм. И вот сейчас он вернулся в надежде снова встретить ее. До него доносятся звуки охотничьего рога, предваряющие появление Сильвии в сопровождении своих сестер-нимф. Они направляются к гроту Эроса, расположенному на берегу ручья. Сильвия же беззаботно раскачивается на дереве, перекинувшем свои ветви через ручей.
Из лесной чащи за ней наблюдают две пары глаз: Аминты и Черного охотника Ориона, перед которым трепещут все обитатели леса.
Одна из нимф находит брошенные Аминтой плащ и пастушеский посох. Сильвия велит немедленно разыскать незваного пастуха. Аминту приводят к Сильвии. В гневе она натягивает тетиву лука, но тут же с презрением отворачивается от пастуха и стреляет в статую Эроса. Аминта опережает стрелу, прикрывает собой статую и падает, раненный в грудь. В наказание ожившая статуя бога любви выпускает стрелу из своего лука и ранит Сильвию. Дрожащая нимфа прижимает рукой рану, но, видя приближающихся подруг, делает вид, будто ничего не случилось. Становится совсем светло, и в свете восходящего солнца Сильвия, окруженная нимфами, уходит.
Стрела Эроса, попавшая в сердце Сильвии, вызвала в ней любовь к Аминте. Вот почему Сильвия оставила своих подруг и направилась туда, где пастуха настигла ее стрела.
Увидев неподвижно распростертое тело юноши, нимфа склоняется к нему. В то же мгновенье Орион набрасывает на нее золотую петлю и после короткой борьбы уводит за собой. Выбежавший из укрытия молодой пастух сзывает друзей. Тщетны их попытки вернуть Аминту к жизни. И тогда из чащи выходит седой чародей. Он срывает с куста розу, прикасается ею к устам Аминты и через несколько мгновений, глубоко вздохнув, Аминта открывает глаза.
Узнав от чародея, что Сильвия, раненная стрелой Эроса, любит Аминту и что ее похитил Орион, пастух устремляется на поиски нимфы.
Черный охотник сторожит свою жертву, погруженную в глубокий сон. Придя в себя, Сильвия убеждается в том, что Орион похитил ее охотничье оружие. Все попытки Ориона расположить к себе Сильвию наталкиваются на ее безразличие. Сильвия говорит Ориону, что голодна. И сейчас же по его знаку слуги приносят фрукты и вино.
В голове Сильвии созревает план бегства. Она танцует вакхический танец. Черный охотник напивается допьяна, падает и засыпает. Тогда Сильвия бежит к выходу из пещеры. Но выход завален огромными камнями. В отчаянье нимфа взывает к Эросу и, о чудо! стена пещеры раздвигается, и пленница выходит на свободу.
К храму Дианы, расположенному в прибрежной роще, приближается Аминта. Ничего не зная об освобождении Сильвии, он обращается к Вакху с просьбой о помощи.
Увитые виноградными листьями вакханки и сатиры кружатся в хороводе и приносят дары богу виноградной лозы. К берегу подходит пиратский корабль, на палубе которого виднеются живописные группы красавиц-рабынь. Это Эрос под видом пирата ведет корабль для того, чтобы испытать еще раз верность Аминты Сильвии. Красавицы сходят на берег и танцуют перед смущенным юношей танец, полный огня и соблазна. Но взор Аминты неустанно следит только за одной из рабынь, лицо которой и фигуру скрывает покрывало. И только когда покрывало падает, влюбленный пастух узнает Сильвию и заключает девушку в свои объятья. Вбегает взбешенный Орион, Сильвия в ужасе скрывается в храме Дианы. Аминта бросается на Черного охотника, но тот, угрожая безоружному Аминте топором, заставляет его отступить.
Вбежав в храм, Сильвия опускается на колени возле Дианы. Богиня ждет появления Ориона, который сильными ударами топора рушит ворота храма. Но как только он врывается в обитель Дианы, меткий выстрел богини-охотницы повергает его наземь.
Разгневанная Диана требует от Сильвии ответа: как могло случиться, что она, забыв обет чистоты, полюбила Аминту?! Сильвия рассказывает своей повелительнице, что была ранена стрелой Эроса. И когда богиня обращает свой гнев против Эроса, тот напоминает ей, как в далекие времена Диана увидела спящего Эндимиона, озаренного луной, и, не в силах побороть вспыхнувшее чувство, поцеловала прекрасного юношу. Диана прощает Сильвию и, окруженная нимфами, благословляет союз любимой своей нимфы и пастуха. Любовная сцена Сильвии и Аминты завершается танцем, в котором участвует и молодежь окрестных селений.
История создания
Премьера спектакля состоялась на сцене Гранд Опера в Париже в 1832 году. Она вошла в историю балета. Музыкальное произведение в оригинальной постановке исполняется на всех крупных сценах мира. В России с балетом публика познакомилась в 1835 году. Премьера в Мариинском театре не осталась незамеченной. Постановка имела оглушительный успех.
В настоящее время творческий коллектив Михайловского театра восстановил спектакль в первоначальном виде. Зрители могут не только насладиться великолепным исполнением, но и увидеть изготовленные вручную костюмы и созданные по старинным гравюрам декорации.
Действующие лица
Балетная постановка состоит из двух актов. Главными действующими лицами являются:
- Сильфида — героиня шотландских легенд;
- Джеймс — состоятельный крестьянин;
- Эффи — невеста Джеймса;
- Гурн — молодой человек, влюбленный в Эффи, соперник Джеймса;
- Мэдж — колдунья, живущая в дремучем лесу.
Сильфида — это фантазия, мечта, воплощенная в образе крылатой девушки. Обитатели фантастического царства лишены бытовых примет. Танец главной героини позже будет назван классическим, поскольку он тонко передает движения души и помогает увидеть незримое.
Сюжет спектакля
Вдруг в комнате появляется крылатая девушка. Она склоняется над спящим юношей и нежно целует его в лоб. Джеймс просыпается и хочет дотронуться до прекрасной феи, но она ускользает. Девушка постоянно находится в движении, поэтому Джеймсу так и не удается поймать ее. Чудесное видение взволновало молодого человека. Он долго не может прийти в себя от увиденного.
В комнате появляется соперник Джеймса Гурн, влюбленный в его невесту. Он понимает, что мыслями его друга владеет не Эффи, но ничего не может доказать. Жениха больше не интересует подготовка к торжеству. Он постоянно думает о прекрасной девушке. Джеймс расспрашивает друзей о красавице, но никто ее не видел. Главный герой признается, что влюблен в нее. Гурн начинает ухаживать за Эффи, но она его отвергает.
В замок приходит старая ведьма. Она желает погреться около камина. Джеймс не хочет видеть ее в комнате, где недавно находилась прелестная Сильфида, и прогоняет колдунью. Рассердившись, ведьма насылает на молодого человека проклятье. Эффи просит Мэдж погадать ей. Старуха говорит девушке, что Джеймс ее больше не любит и прочит ей в женихи Гурна.
Во время свадьбы появляется Сильфида. Ее может видеть только влюбленный юноша. Играя, Сильфида забирает кольца. Она признается Джеймсу в любви. Он бросает невесту и уходит вслед за ней в страну духов, совсем не заботясь о последствиях.
В своем царстве Сильфида напоила Джеймса чистой водой и угостила ягодами. Ее сестры развлекают его волшебными танцами.
Сильфида не позволяет юноше дотронуться до себя. Когда Джеймс пытается обнять ее, девушка ускользает.
В чаще непроходимого леса злая колдунья готовит страшную месть. Она заколдовала шарф, который вручила юноше, убедив его, что так он сможет удержать Сильфиду. Джеймс разыскивает возлюбленную и накидывает ей на плечи заколдованный шарф. В этот момент происходит непоправимое: крылышки Сильфиды поникают, и она умирает.
Оказывается, удержать дух невозможно, он должен быть свободным. Джеймс остается наедине со своим горем. Вдалеке слышатся веселые песни и смех — это свадьба Гурна и Эффи. Подруги уносят Сильфиду на облака. Джеймс понимает, что все время гнался за мечтой, не обращая внимания на людей, которые его любят и желают ему настоящего счастья.
Настроение и художественные средства
Основным выразительным средством постановки стал танец, который вытеснил пантомиму и наполнил сцены происходящего глубоким лирическим содержанием. Воздушность образа главной героини подчеркивает условный костюм: прозрачные крылышки за спиной, длинный тюник белого цвета и лиф, открывающий руки и плечи.
Персонажами реального мира стали шотландские крестьяне, одетые в национальные костюмы. Их танцы строятся на фольклорных элементах.
Интересные факты
Краткое содержание
Сильва красива, талантлива, она пленяет всех мужчин вокруг. Но избранник ее – молодой, богатый аристократ по имени Эдвин. Эдвин и Сильва любят друг друга, но брак их невозможен. Они из разных социальных слоев. Обыкновенная певичка кабаре – не пара молодому офицеру.
В это время за кулисами друг Эдвина по имени Бони веселиться с танцовщицами кордебалета. Он распевает шуточные куплеты о беспечных красотках кабаре.
Родители Эдвина мечтают видеть невестой сына его кузину Анастасию. Им необходимо как можно скорее увезти Эдвина подальше от Сильвы. Они договариваются с командованием полка, чтобы Эдвина поскорее отозвали на службу. Эдвину пора выдвигаться в казармы. Но прежде, чем уехать, он организует помолвку с возлюбленной. Свидетелями обручения становятся изумленные артисты кабаре.
Роскошный дворец княгини и князя фон Липперт – Вейлерсхайм в Вене. Здесь должна состояться помолвка князя Эдвина и графини Стаси. Эдвин в смятении. Уже восемь недель он отправляет Сильве телеграммы с признаниями в любви, но не получает на них ответа.
Неожиданно на торжестве появляется граф Бони с восхитительной спутницей, которую он представляет всем присутствующим, как свою законную супругу. На самом деле это Сильва. Старый граф очарован благородством красавицы. Эдвин же в танце со Стаси рассуждает о том, что их брак будет браком по расчету, он нужен лишь для новостей в газетах. Любви не место в их союзе, достаточно лишь дружбы.
В это время происходит неожиданный поворот сюжета. Бони, увидев графиню Стаси, влюбляется с первого взгляда. Анастасия весела, кокетлива и очаровательна. Бони в танце признается девушке в любви и в том, что их брак с Сильвой – всего лишь блеф.
Эдвин рассуждает о том, что графиня Сильва Вареску без проблем может стать супругой князя. Ведь с помощью Бони сословное неравенство преодолено. Он убегает, чтобы рассказать всем радостную новость. Сильва подавлена. Она понимает, что Эдвин не возьмет в жены простую артистку варьете. Она удаляется.
Отец Эдвина прибывает в варьете, любимое место его молодости. Неожиданно служащий, старый знакомый князя, открывает ему тайну. Двадцать с лишним лет высокородный князь не догадывался, что женат не на княгине, а на женщине, которая в прошлом была артисткой мюзик-холла. Поразмыслив, князь решает, что, если в семье станет на одну актрису больше, то это ничего не поменяет.
Сильва и Эдвин, Бони и Стаси вместе с родителями поднимают бокалы и пьют шампанское за всепоглощающую любовь, для которой нет преград.
Читайте также: