Лепка скульптурным способом в доу

Обновлено: 04.07.2024

Лепка – это создание скульптур из мягких, пластических материалов. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Говоря о лепке в детском саду, имеется ввиду изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином. Лепка способствует развитию у детей зрительного восприятия, ручных навыков, кроме того лепка является одним из любимых занятий детей.

В детском саду занятия лепкой делятся на предметную, сюжетную и декоративную.

Основными способами лепки являются: конструктивный, скульптурный, комбинированный. Конструктивный образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Этим способом дети начинают лепить очень рано, уже в 2–3 года. Скульптурный способ – его ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. В зависимости от образа моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма – основа, которая дополняется более мелкими деталями(детали вытягиваются, прищипываются и т.д.) Этот способ лепки более сложный по сравнению с конструктивным. Комбинированный способ объединяет два предыдущих способа и позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. Именно этот способ предпочитают дети в старшем возрасте. Он более доступный и универсальный по своим возможностям.

Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные, ещё реже – пейзаж и вещи. Лепка - один из первичных, основных процессов работы скульптора. Не у всех детей есть опыт общения со скульптурой, более того опыт восприятия скульптуры в качестве художественного произведения у детей отсутствует. Поэтому начиная с младших групп детей надо знакомить со скульптурой. Младшие и средние группы – это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптура малой формы. Скульптура малой формы включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. Также сюда можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров. В старших группах детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.

Какие же выразительные средства познаёт ребёнок в процессе восприятия скульптуры? Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы.

В начале детей надо научить обследовать предмет, который предстоит вылепить. Для этого при рассматривании скульптуры, держа предмет в левой руке, правой проводим обследование сочетая его с анализом, выделяем в предмете более мелкие части и детали, фиксируем их величину по отношению к основной части предмета. Кончиками пальцев дети должны ощутить линию перехода одного объёма в другой. Также нужно учить детей вычленять части фигуры.

Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Слепив 2-3 фигурки (например птицу с птенчиками) дети учатся самостоятельно располагать их на подставке. Под влиянием скульптуры дети быстрее осваивают изображение фигур в действии. Но прежде чем начать знакомство со скульптурой мы сами должны расширить свои знания о скульптуре, пополнить предметную среду в группе скульптурой малой формы и народной пластикой, иметь альбом со скульптурными изображениями.

И только в подготовительной группе работы становятся более выразительными. Дети вносят уже много изменений, дополняют изображения деталями, очень любят украшать свои изделия, особенно когда лепят животных и птиц. Если это заяц, то он будет и с морковкой, и даже с бантиком или с шарфиком (потому что зима и ему холодно). Вообще замечаешь в подготовительной группе, что часто дети изображают основную форму статично, а с увлечением дополняют её деталями.

Подводя итог, могу сказать, что скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребёнка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Ребёнок лепит голубое животное

Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка. Остановимся на методических основах организации работы с малышами разного возраста в этом виде творчества.

Суть занятий лепкой в детском саду

Лепка — вид изобразительного искусства, предполагающий создание объёмных и рельефных образов из пластилина, глины, теста или воска. Говоря о занятиях в детских садах, основным материалом для лепки является пластилин. Однако могут также выполняться поделки из теста или глины.

Во многих методических источниках лепка из теста или глины относится к нетрадиционным видам этой изобразительной деятельности. Это связано с наследием советской системы дошкольного образования, где предполагалось, что дети лепят только из пластилина.

Лепка обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами изодеятельности, в частности простотой освоения базовых приёмов создания образов, которые, в отличие от рисования, создаются аналогичными реальным объектам, без условности отображения на плоскости.

Сказочные персонажи из пластилина

В лепке дети не ограничивают свою фантазию условностью изображения на плоскости

Цели занятий лепкой в детском саду

По Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одной из составляющих продуктивной деятельности дошкольников является обучение созданию трёхмерных образов, то есть лепка. Поэтому этот вид активности обязательно вводится в учебно-воспитательный процесс детского сада вне зависимости от программы, по которой учреждение работает. Отличаться может только форма работы в этом направлении изотворчества.

Миссия занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.);
  • развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;
  • стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать целые сюжеты по мотивам своих поделок);
  • практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными);
  • воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;
  • формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе.

Если цели занятий лепкой едины для всех возрастных групп и отличаются только конкретными для того или иного возраста акцентами в проработке, то задачи, демонстрируя определённую преемственность, дифференцируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки лепят из пластилина

Освоение навыков лепки начинается с первой младшей группы

Таблица: задачи занятий лепкой в детском саду

Лепка в образовательном процессе ДОУ

Существует 4 варианта реализации целей и задач лепкой в детском саду:

Гжель, посуда из пластилина

Количество фигурок в сложной композиции ребёнок определяет сам

Хронометраж занятия лепкой

Для успешной реализации тех целей и задач, решать которые призвана лепка, нужно не только грамотно выстроить порядок практического овладения малышами навыками обращения с материалом и инструментами, но и рационально распределить время на это. Время на выполнение объёмного образа зависит от варианта реализации этого вида изодеятельности в ежедневном плане образовательного процесса.

На отдельном занятии

Если на лепку отведено целое занятие, то его план будет стандартным:

  1. Вводная часть — 2–3 минуты, посвящённая актуализации знаний воспитанников по теме, перечислению материалов для создания поделки.
  2. Основной этап — 10–18 минут, на котором взрослый демонстрирует образец поделки, показывает процесс выполнения поставленной творческой задачи, а также проводит пальчиковую гимнастику непосредственно перед началом выполнения поделки и физкультпаузу под конец работы.
  3. Заключительная часть — 2–3 минуты — посвящена оценке работы детей на уроке, рефлексии (в средней и старших группах), также на этом этапе организуется выставка поделок.

Алгоритм работы над лепкой на занятиях кружка идентичен тому, что используется на обычном уроке.

Как иллюстрация другого образовательного направления

Для лепки как вида деятельности на занятиях непрофильного направления на изготовление поделки отводится ¼ времени урока. Работа идёт по следующей схеме:

  • объяснение задачи;
  • демонстрация образца;
  • выполнение поделки;
  • оценка.

Обычно в этом качестве лепка имеет коллективную форму выполнения. Суть её состоит в том, что дети, начиная с первой младшей группы, создают отдельные детали, которые объединяются общей идеей. К примеру, на занятии по ознакомлению с окружающим миром воспитанники средней группы лепят овощи, необходимые для приготовления борща, которые затем помещают в игрушечную кастрюльку.

Как задание проекта

В методической работе ДОУ проект чаще всего является сочетанием работы в группе и дома. Поэтому обычно продуктивная его часть, то есть изготовление поделки, остаётся домашним заданием. Воспитатель при этом устанавливает сроки окончания работы, спрашивает о том, как идёт процесс выполнения, помогает преодолеть трудности в изготовлении, если они возникают.

Дети смотрят на поделки — грибы из пластилина

Вне зависимости от формы занятий лепкой оценка готовых поделок является обязательным этапом работы

Роль педагога в работе над поделкой

Одной из форм реализации индивидуального подхода является помощь детям при выполнении поделки. Но здесь нельзя забывать, что с каждым годом увеличивается уровень самостоятельности ребят, а значит, функция помощника всё больше перерастает в роль наставника:

Глобусы из пластилина

В старшей группе дети оказывают помощь педагогу в организации выставки готовых работ, в младших воспитатель занимается этим самостоятельно

Лепка и другие виды изодеятельности

Элементы лепки придают рисунку эффект объёмности

Аппликативные элементы привлекаются в сюжет также для создания нужного колорита. К примеру, в старшей группе, выполняя проект по ПДД, дети в виде плоской аппликации делают проезжую часть, а в виде поделки из теста — транспорт на дороге.

Машинки из теста на бумажной дороге

Сочетание аппликации и лепки открывает множество возможностей для разыгрывания сюжетов по мотивам композиции

Виды, техники и приёмы лепки в детском саду

В ДОУ дети учатся работать с несколькими видами лепки, каждый из которых, в свою очередь, может реализовываться несколькими техниками.

Таблица: виды лепки в ДОУ

Исходя из доступности и распространённости использования этих видов лепки в ДОУ, предметная и сюжетная считаются традиционными, а декоративная и пластилинография — нетрадиционными видами.

Фотогалерея: примеры готовых работ, выполненных в разных видах лепки

  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

-Всегда под рукой


-Поиск по дневнику

-Статистика

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Конструктивный способ

  • объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
  • объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
  • объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка).

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Способы лепки

Модульная лепка

Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Способы оформления и декорирования образа

В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.

Способы оформления и декорирования образов

Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки - для комбинированных поделок.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагога и родителя.

Лепка – вид художественной деятельности, имеющей много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой: по смыслу, по размещению в пространстве, по пропорциям, по динамике и т.д. В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения. В декоративной лепке дети создают декоративные изделия. В комплексной лепке дети произвольно или для решения постановленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Лепить можно из резных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса.

Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин не так пластичен как глина, но имеет свои преимущества. Большой выбор цветов дает возможность создавать многоцветные поделки и композиции.

Тесто – еще один доступный материал, из которого легко и приятно лепить. Да и от рук тесто отмывается легко. Поделки из соленого теста похожи на настоящие шедевры. Вот только поделки из соленого теста нужно очень долго и хорошо высушить. Их можно покрыть лаком и хранить много-много лет.

Творческие работы детей во многом зависят от выбранного способа лепки. При конструктивном способе лепки образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).

Скульптурный способ иногда еще называют пластичным или лепкой из целого куска. Скульптурный – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным. Обычно детям необходимы некоторые пояснения и показ техники.

Комбинированный способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.

Поделки, изготовленные рельефным способом, представляют собой объёмное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф.

Работа, выполненная модульным способом, напоминает составление объёмной мозайки или конструирование из одинаковых деталей. Еще оригинальный способ лепки, это лепка из колец. Этим способом пользовались народные умельцы – гончары.

Лепка из пластин. С помощью этого редко применяемого способа можно рационально, экономно и достаточно быстро создавать объемные, полые поделки. И лепка на форме. Когда раскатывают, например, пластилин равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Украшают налепами или прорезным узором.

Использование дополнительных материалов и инструментов зависит от того из какого материала будет выполняться работа. Это доска для лепки; стеки – деревянные или пластиковые; салфетки – бумажные и тканевые; миска с водой для смачивания пальцев и салфеток при лепке глиной. Природный материал: раковины, камешки разной формы и расцветки, листья, плоды, ветки, семена, перья. Штампики фабричного производства. Бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пробки, колпачки фломастеров и пр.). Картон, коробки, баночки, крышки, трубочки (коктейльные), бисер, пуговицы. Формочки для теста или для игр с песком.

В качестве наиболее популярного материала, используемого педагогами в работе с детьми, является пластилин. Лепка пластилином – это вид искусства, который доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе, в семье. Большой интерес этот материал вызывает и у детей. Использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Пластилинография – новый вид декоративно – прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Занимаясь пластилинографией, развивается общая и мелкая моторика рук, которая в свою очередь является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, лучше говорит и думает.

На занятиях пластилинографией у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. В детях воспитывается культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчестве.

Преимущество пластилинографии перед лепкой объёмных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

При работе с пластилином может возникнуть ряд трудностей:

долго лежащий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной или другой основе со временем появляются жирные пятна.

Все эти неприятности можно избежать, если следовать следующим рекомендациям;

Твердый пластилин разогреть перед непосредственно образовательной деятельностью.

При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания,

расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности. Картон лучше использовать лакированный.

Чтобы картина со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен. Работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишней пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.

Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убрать пыль.

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая влажная салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок. Проводя непосредственно образовательную деятельность важно, чтобы она содержала не только познавательную информацию, но и была насыщена играми, физкультминутками, пальчиковой гимнастикой, игровыми ситуациями,

Хранить детские шедевры, сделанные на картоне можно в обычных файлах скрепленные в папке. Можно красиво оформить в рамку.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная прог

рамма дошкольного образования /

Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

Читайте также: