Воспитательные возможности компьютерных игр в доу

Обновлено: 07.07.2024

Гурина Эльмира Касымовна

МБДОУ "Детский сад №218" воспитатель

"Компьютерные игры в образовательном пространстве ДОУ"

В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным играм.

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

Занятия с применением компьютерных игр очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения. Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка. И действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребёнка.

По мнению автора, этапы занятий с детьми за компьютером включают:

  1. Содержательную и эмоциональную подготовку детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере.
  2. Обучающую игру на компьютере.
  3. Проблемное общение с каждым ребёнком по ходу игры.
  4. Гимнастику для глаз, зарядку для пальчиков для снятия напряжения после игры на компьютере.
  5. Реализацию вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самостоятельной игре детей.

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет в дальнейшем обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Выделяют особенности образовательных электронных изданий (ОЭИ) для применения их в образовательном процессе дошкольного учреждения:

- ОЭИ для детей дошкольного возраста должны обладать итуитивно-понятным интерфейсом, чаще всего он представлен в виде мультиплицированного меню;

- ОЭИ обязательно должно содержать звуковое сопровождение;

- Должна присутствовать корректная обратная связь ( как результативная, так и консультирующая), представленная и графической поддержкой и звуковым сопровождением;

- ОЭИ должно содержать несколько различных кратковременных развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям, а так же обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Но бывают и такие ОЭИ, которые только в некоторой степени обладают выявленными особенностями. Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности и раскрепощённости позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое. Всё это способствует развитию у детей творческого мышления, воображения, формирует познавательную мотивацию и раскрывает индивидуальность каждого ребёнка.

Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Выдвигаются требования к работе воспитателя, который использует компьютерные игры:

- Психологическая готовность дошкольников к использованию компьютерных программ различного содержания и уровня формируется всей системой жизни ребёнка в детском саду, т.е. процесс овладения элементарной компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня воспитательно-образовательной работы.

- Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.

- Большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разрабатываются конспекты занятий- игр, занятий-сказок, позволяющих повысить интерес детей.

- параллельно с обычными группами в компьютерно-игровом зале занимаются дети логопедических групп. И хотя качество их работы несколько хуже, но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.

- Важным моментом, является и то, что компьютерные игры, являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сразу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно-образовательной работы.

Ролевые игры – это распространённая разновидность компьютерных онлайн забав, которая получила не меньшую популярность, чем иные виды развлечений современных геймеров.

Эти игры для девочек и для мальчиков предполагают прохождение их уровней или выполнение иных действий в образе не самого себя, а какого-либо другого персонажа или существа, иногда даже не человека. Создатели этих игр говорят о том, что в них каждый желающий может почувствовать себя птицей, рыбой или животным, а также сказочным персонажем или героем фильма или мультфильма. При прохождении играющий наделяется соответствующими способностями того существа, в образе которого он выполняет все действия в процессе прохождения. И думать приходится иначе, поскольку тех умений и способностей, которыми обладает человек, у этих существ может не быть. Поэтому необходимо выполнить все действия, приспосабливаясь к тем условиям, которые создаются в виртуальном мире игры для девочек или для мальчиков по выбору играющего. Многих геймеров в этих игрушках привлекает возможность ощутить себя другим существом, понять, на что оно способно, и насколько он или она могут соответствовать тому или иному образу.

По своему жанру ролевые игры могут быть разными. Встречаются и квесты, где необходим достаточно творческий подход к прохождению игровых уровней, поиск предметов, решение головоломок и выполнение других подобных заданий, и симуляторы, в которых всё напоминает реальность и требуется анализ ситуации и выбор правильного варианта поведения, и стратегии, где необходимо быстро продумывать различные варианты развития событий и умение принимать правильные решения по поводу их дальнейших действий в той или иной обстановке, и бродилки, где важно преодоление препятствий для успешного завершения и победы. Очень часто также это и приключения, где игровой процесс увлекателен и сопровождается фантастическими событиями или явлениями.

Основными направлениями программы являются вопросы введения ребёнка в мир компьютера, практического применения компьютерных игр как системы дидактических средств обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития дошкольника.

В ней представлены следующие разделы:

Среда организации обучения

Компьютер – друг и помощник в разных видах деятельности

Карта программных требований

Художник за компьютером (нерегламентированная деятельность)

Творческий поэтапно-перспективный план

Принципы реализации программы

Методика организации компьютерных игр

Педагогические условия применения игр

Диагностирование умственных и творческих способностей

Таким образом, предметом программы является расширение границ в области подготовки ребёнка к жизни в современном обществе и овладению школьных программ.

Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребёнка – это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребёнка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

Компьютерные игры, включённые в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребёнка.

У ребёнка развивается:

восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;

познавательная мотивация, произвольная память и внимание;

произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Программа предназначена для ДОУ, а именно ля освоения компьютера детьми старшего возраста. Программа предполагает ежегодную диагностику уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры. По способу решения компьютерных игр, по стилю игровых действий, практически индивидуальных игр (небольшие – по 3-4 ребёнка подгруппы) и раскрепощённости (так как игра, а не занятие) можно многое узнать и сказать о ребёнке.

Автор программы отмечает, что часто встречаются такие случаи, что в группе ребёнок показывает более низкий уровень усвоения программы, чем во время игры на компьютере. Некоторые педагоги считают, что это происходит, потому что в играх повторяются действия. Ребёнок, посмотрев как играют предыдущие дети, просто повторяет действия за ними, не осмысливая происходящих действий на экране. Но это не так.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребёнка, показанная в играх: ребёнок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляться с помощью взрослого, а на высоком- выполняет задание самостоятельно.

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованность детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.

Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдётся место для использования компьютерных программ, что позволит чрезвычайно повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.

Игра- это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребёнка об окружающей его природой и социальной действительности. Благодаря особенностям игровых средств отображения действительности, ребёнок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению.

Компьютерные игры - новый вид развивающего обучения.

В чём же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?

Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребёнка от тяжёлой рутинной работы.

Занятие на компьютере и для самого ребёнка создаёт более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счёт игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребёнок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Автор: Ветлугина Наталья Никифоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дс "Буратино"
Населённый пункт: ЯНАО г. Муравленко
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитательные возможности компьютерных игр в ДОУ
Раздел: дошкольное образование


Консультация для педагогов
Воспитательные возможности компьютерных игр в ДОУ (работа с индивидуальными планшетами) Дошкольное детство – уникальный возраст, именно в этом возрасте закладываются основы всего будущего развития человека. Все участники учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении должны представлять себе цели воспитания, так как именно воспитание является главным в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ. 1. Занятие с мультимедийной поддержкой. На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и 1
информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ. Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран. Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства: - Осуществление поли сенсорного восприятия материала; - Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; - Объединение аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; 2
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе; - Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка; - Компьютерные презентационные слайд - фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе. Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. 3
Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления. 2. Занятие с компьютерной поддержкой. Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Работая с электронным учебником, планшетом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста. Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:  исследовательский характер,  легкость для самостоятельных занятий ребенка,  развитие широкого спектра навыков и представлений,  высокий технический уровень, 4
 возрастное соответствие,  занимательность. Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом: 1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др. 2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией. 3. АРТ - студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков. 4. Игры-путешествия, "бродилки". 5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др. Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение. Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерами и планшетами. Но до сих пор отсутствуют:  методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;  систематизация компьютерных развивающих программ;  единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам 5
приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:  Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.  Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.  Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.  Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.  Дл я п р о вед е н и я фр о н т а л ь н ы х за н я т и й мы и с п о л ь з у е м мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий. Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом. 6
Список использованной литературы: 1. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008. 2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание № 5. – М., 1991 г. 3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2008. 4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно- методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание № 11. – М., 2000 г. 7

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большин­стве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция соз­нания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно об­ращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как пере­дает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговремен­ным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от са­мых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику де­тей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движе­ний пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализато­ров, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирова­ния таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные па­мять и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую го­товность ребенка к обучению в школе.

Существует множество современных программ, специально предназна­ченных для обучения отдельным предметам: математике, развитию речи, род­ному и иностранному языку и т.д. Есть также развлекательные программы, не содержащие педагогических знаний, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методиче­ским приемам.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстети­ческого, нравственного и физического развития ребенка. Широкое внедрение компьютера повысит общий уровень воспитательно-образовательной работы в детских учреждениях. Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка. Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, по­знанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, разви­тию фантазии, самостоятельности. Особое значение для развития дошкольни­ка имеет его ведущая деятельность - игра, поэтому компьютеры в детском са­ду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, инте­ресная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он реша­ет самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический про­цесс новыми возможностями.

Программа обучения детей в компьютерно-игровом комплексе ДОУ.

Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных техно­логий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:

I. Ознакомительно-адаптационный цикл.
Задачи:

  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
    • познакомить с историей, назначением и устройством ЭВМ.
  2. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
  3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребен­ком и компьютером.
  4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
    • познакомить с клавиатурой и манипулятором "Мышь".

II. Образовательно-воспитательный цикл.
Задачи:

  1. Формировать навыки учебной деятельности:
    • учить осознавать цели;
    • выбирать системы действий для достижения цели;
    • учить оценивать результаты деятельности.
  2. Формировать элементарные математические представления:
    • совершенствовать навыки счета;
    • изучать и закреплять цифры;
    • проводить работу с геометрическими фигурами;
    • решать простейшие арифметические задачи;
    • развивать умение ориентироваться на плоскости;
    • закреплять представления о величине предметов.
  3. Развивать речь:
    • расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
    • формировать звуковую культуру речи и грамматический строй речи.
  4. Развивать сенсорные возможности ребенка.
  5. Формировать эстетический вкус.
  6. Развивать знаковую функцию сознания.
  7. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:
    • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
    • приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Творческий цикл.
Задачи:

  1. Развивать конструктивные способности.
  2. Тренировать память, внимание.
  3. Развивать воображение.
  4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мыш­ление; использовать элементы развития эвристического мышления.
  5. Развивать потребности к познанию.

Структура занятий.

II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, то­чечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап - 10-15 минут,
2 этап - 10-15 минут,
3 этап - 4-5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечи­вающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия. Работа на компьютере сопряжена с вынужденной сидячей позой. Это весьма неблагоприятно влияет на организм ребенка и способствует его быст­рому утомлению. Утомление развивается потому, что костно-мышечная сис­тема детей 5-6 лет еще далека от функционального совершенства и плохо переносит физические нагрузки. Вот почему важно, чтобы ребенок сидел за компьютером правильно, в удобной для него позе. Правильная рациональная поза важна еще и в связи с профилактикой зрительного утомления ребенка, так как при работе на ПК приходится рассматривать предметы на близком расстоянии и на фоне светящегося экрана монитора. К особенностям зритель­ной работы детей за компьютером относится также и то, что им приходится довольно часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру ПК и обратно. Сле­довательно, аккомодационный аппарат глаза ребенка находится в состоянии постоянного напряжения. Для снятия напряжения аккомодационного аппарата глаза разработан комплекс упражнений гимнастики для глаз, доступные де­тям. Однако, для повышения интереса к упражнениям и качественного вы­полнения, их желательно проводить в игровой форме.
Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры име­ет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разработаны кон­спекты занятий - игр, занятий - сказок, позволяющих повысить интерес де­тей.

Физ. минутка. Игра "Гномик"

Спрятался ловко в моем кулачке
Маленький гномик в большом колпачке.
Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем,
Маленький гномик покинет свой дом (дети зовут так, как сказано).
За маленьким гномиком, да­вай-ка,
Все движения повторяй-ка,
Раз и два и три ну-ка, повтори! (дети по­вторяют движения).

- А гномики нам прислали картинку не просто так. Они хотят познакомить нас с интересным прибором, с помощью которого можно легко собирать такие же картинки на компьютере. Знакомство с "мышью".
1. Осматривание "мыши". Почему она так называется.
2. Положение руки при работе с "мышью" и способ управления.

2 ЭТАП.
Педагог объясняет детям, как собирать картинки из частей с помощью "мыши".
Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя каждому ре­бенку в работе с "мышью".

3 ЭТАП.
Итог занятия: повторение названия манипулятора "мышь", его на­значение, способ управления.

Гимнастика для глаз:
Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два,
Раз, два, три, четыре,
раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули

Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день представляют собой неотъемлемую часть современного дошкольного образования. Педагогу доступен довольно разнообразный выбор ИКТ для осуществления образовательного процесса. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудиовизуальное оборудование. Использования компьютера в качестве средства формирования личности, для развития и реализации творческих способностей ребенка, диагностики, обогащения и коррекции интеллектуальной сферы дошкольника - позволяет расширить границы педагогических возможностей в дошкольном образовании, создает фундамент для воспитания информационной культуры и взаимодействия детей с компьютерными обучающими программами.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества. Компьютеры, в т. ч. планшетные, применяемые в образовательном процессе, представляют собой не игровое или отдельное обучающее устройство, а информационную систему универсального характера, объединяющуюся и активно взаимодействующую со всеми направлениями образовательного процесса, способную обогатить и совершенствовать образовательную среду детского сада в целом [3].

В соответствии с ФГОС к требованиям к развивающей предметно-пространственной среде использование компьютерных обучающих игр в работе дошкольных учреждений:
• Обеспечивает возможность совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста), а также возможность для уединения.
• Обучающие компьютерные игры доступны для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Что актуально с точки зрения инклюзивного образования.
• ПК-игры позволяют задавать уровень сложности для выполнения игрового упражнения в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
• Взаимодействие с игровыми тренажерами вовлекает детей в познавательно-игровую деятельность и предоставляет возможность для самовыражения.

• Компьютерные программы вызывают у детей положительные эмоции, успешное прохождение игрового уровня, а в случае ошибки возможность переиграть, обеспечивают эмоциональное благополучие во взаимодействии с ПК-играми [1].

Компьютерные игры целесообразно применять в групповой деятельности, в связи с их неоспоримыми преимуществами:
• Стимуляция интереса и мотивации к активной деятельности, возможность привлечь пассивных детей.
• Активизация познавательного интереса и интеллектуальных процессов (анализ, синтез и т. д.)
• Реализация диагностической, развивающей и обучающей функций.
• Систематизация, углубление и обобщение знаний дошкольников.
• Побуждение к самостоятельным творческим играм.
Эффективной формой работы является использование одного или нескольких компьютеров в индивидуальной работе с детьми. Педагог имеет возможность предложить ребенку индивидуальную серию занятия, направленную на коррекцию его типичных ошибок. Кроме того, существует возможность предлагать задания более высокого уровня сложности наиболее успешным дошкольникам.
В дошкольных учреждениях реализующих адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи, учителя-логопеды могут использовать в своей практике специализированные компьютерные технологии в процессе коррекционной работы. Основные направления, позволяющие применять компьютерные игры, в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения:
• Индивидуализация обучения детей с нарушениями речи.
• Развитие артикуляционной моторики.
• Формирование лексико-грамматических средств языка.
• Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты
• Формирование произношения.
Преодоление трудностей системного речевого развития, как правило, процесс длительный, характеризующийся сложной динамикой. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, активизировать процесс подготовки к обучению грамоте, избежать возникновения вторичных нарушений в овладении письменной речи.

Игровая деятельность занимает ведущее место в жизни дошкольника. Компьютерные игры обучающего характера, где обучающая задача скрывается от играющих детей за интерактивностью и решением игровых задач, на сегодняшний день является актуальным направлением в системе дошкольного образования. Если изначально ребенка привлекает сам процесс игры, то уже в старшем дошкольном возрасте на первый план выходит достижение поставленной в игре цели и получение высоких результатов. Таким образом, компьютерные игры с научно-методической точки зрения выступают как средство развития способностей (творческих, интеллектуальных и т. д.), как форма организации детской деятельности (игровая, учебная) и как вид деятельности (познавательная, художественно-эстетическая и т. д.). Педагогу необходимо своевременно планировать и использовать компьютерные игры в образовательном процессе ДОУ, особое внимание уделяя соблюдению требований СаНпиН и целесообразности использования игр данного типа [2].

Читайте также: