Воспитательно образовательное значение участка в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

1. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб, 2000.- 319 с.

2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.,1999.- 184 с.

Литература дополнительная:

1. Курина А.Л. Биологические основы озеленения участка детского сада. – М., 1974. – 92 с.

2. Озеленение участка детского сада. / Л.Т. Вихрова, И.А. Макарова, В.А. Корчагина, Н.Л. Мельникова. Изд. 3-е, доп. – М., 1972. – 96 с.

3. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. – М., 1988. – 110 с.

4. Пенькова Л.А., Безгина Е.Н., Евфратова Т.Г.. Ландшафтный дизайн детского сада. – М., 2008. – 112 с.

Вопрос 1. Значение озеленения участка детского сада

В каждом детском саду есть участок на котором дети проводят значительную часть времени, особенно, в теплое время года.

Хорошоозелененный участок – это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию дошкольников. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

Озеленение участка имеет санитарно-гигиеническое и воспитательно-образовательное значение.

1. Санитарно-гигиеническое значение.

- зеленые насаждения обогащают окружающий воздух кислородом, уменьшают содержание в нем вредных для человека углекислого газа, углеводов и их производных, в том числе канцерогенных веществ.

- оздоравливающее действие зеленых насаждений проявляется в очистке воздуха от вредных микроорганизмов. Угнетающее, а порой и смертоносное действие оказывают растения не только на микробы, но и на бытовых насекомых. Это обусловлено выделением растениями летучих веществ, которые делятся учеными на две группы: колины и фитонциды.

Колины оказывают действие на высшие растения, а фитонциды - на микроорганизмы, но резкой границы между ними нет, Многие колины убивают микроорганизмы, а фитонциды – угнетающе воздействуют на высшие растения и животных.

Высокая фитонцидная активность, характерна для эвкалипта, березы, лавра, дуба, черемухи, жасмина, сирень, черной смородины и хвойных деревьев. Сильными бактерицидными свойствами обладают лук, чеснок, горчица, хрен. Летучие вещества черемухи убивают комаров, мух, мошек и слепней в течении нескольких минут. Практически нет микроорганизмов, на которые не действовали бы губительно лук и чеснок.

- зеленые насаждения способствуют созданию благоприятного для человеческого организма микроклимата:

· смягчение колебания высоких летних и низких зимних температур,

· установлению умеренной влажности воздуха

· снижают солнечную радиацию, т.е. зеленые насаждения используются как солнцезащитное средство.

· задерживают значительное количество пыли, уменьшаяее концентрацию на огражденной территории в 2-3 раза. Пылезащитными свойствами обладают не только густокронные деревья и кустарники, но и лужайки, цветники, огород и вообще вся территория, засаженная зеленью.

· смягчают силу ветра. Например, при размещении по периметру участка защитных зеленых насаждений снижает скорость ветра до 62% по отношению к его первоначальной величине. Ветрозащитные свойства зеленых насаждений распространяются на расстояние, равное 10-20-кратной высоте посадок.

· защищают участок и здание от уличного шума.

· Медицинские работники считают, что зеленые насаждения действуют на ребенка успокаивающе.

В целом все это способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

2. Воспитательно-образовательное значение.

Правильно озелененный участок дошкольного учреждения рассматривается как условие для воспитательной и образовательной работы с детьми, для решения задач умственного, трудового, нравственного и эстетического характера.

· Впечатления, полученные от общения с природой, служат основой для - формирования реальныхпредставлений о ней,

- представлений о многообразии и уникальности растений и животных,

- для понимания стадий развития растений

- понимания потребностей растений и животных,

- понимания сезонных изменений в природе

- понимания связей растений и животных и деятельностью человека.

· Правильно организованный посильный труд на участке – обязательное условие трудового воспитания. Работая на участке дети узнают, для каких целей выращиваются те или иные растения, знакомятся с правилами ухода за ними, с последовательностью сельскохозяйственных работ, овладевают практическими умениями: посев, посадка растений, полив, рыхление, прополка, сбор урожая. Много радостных переживаний доставляет труд в природе, и это чувство радости, удовольствия – одно из важных условий появления у детей интереса к труду и воспитания трудолюбия.

· Нравственное воспитание. Оказание помощи птицам, растениям

· Озеленение участка может способствовать эстетическому развитию детей. С природой связано удовлетворение потребностей человека в красоте. Разнообразие форм и богатство красок растений способствует развитию у детей восприятия цвета, формы, величины, запаха и развитию художественного вкуса. Зеленые насаждения высоких декоративных достоинств на участке детского сада – большое подспорье в решении задач эстетического воспитания дошкольников.

- Липа прекрасна своим ароматом в разгар лета,

- рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает яркие гроздья ягод, у осины необычно дрожат листва,

- черемуха замечательно цвете и пахнет, береза очень красива белым стволом,

- раскидистая ива – свешивающимися ветвями,

- прекрасен каштан – листьями и цветами-свечками,

Вопрос 2. Требования к планированию озеленения участка.

Площадь участка должна отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма площади на ребенка 35-45 кв.м. В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа.

Правильно выбранная территория в значительной степени облегчает хорошую планировку участка.

Форма участка может быть любой, но наиболее удобна прямоугольная или квадратная.

Увеличение или уменьшение площади участка идет за счет зеленых насаждений, но в любом случае площадь зеленых насаждений не должна быть менее 50% всей территории.

На территории располагаются здание, игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, хозяйственная территория, выделяются места для огорода, цветника, сада.

Озеленительные работы на участке должны быть спланированы. Необходимо знать особенности почвенного покрова и учесть биологические особенности и внешний вид каждого растения вводимого в озеленение.

Важно знать характер подземных и наземных коммуникаций. Нельзя планировать посадку деревьев в местах, где проложены газовые трубы и другие подземные сооружения (из соображений техники безопасности) В этих местах надо размещать газоны, цветники, огород.

Не рекомендуется планировать посадки высоких деревьев под воздушными трассами электрических, телефонных и иных сетей. Это может привести как к техническим авариям, так и гибели верхушек деревьев от прикосновения их с проводами.

При планировании участка необходимо стремиться к бережному отношению и сохранению существующих зеленых насаждений, комбинируя их с новыми посадками. В первую очередь надо обратить внимание на посадку взрослых и молодых кустарников и деревьев.

При озеленении участка не следует перегружать его посадками. Обилие и излишняя густота посадок приводит к большому расходу посадочного материала и труда. Кроме того, большая плотность деревьев и кустарников исключает возможность устройства открытых газонов, цветников, площадок.

Вырубка и выкорчевывание деревьев и кустарников допускается в крайних случаях, например, если деревья и кустарники имеют

- вредны или опасны для детей,

- если деревья больны.

При посадке деревьев и кустарников необходимо учитывать ориентацию окон детских комнат и веранд. В наших условиях, где здания не перегреваются и детские комнаты не требуют защиты от солнечных лучей.

При ориентации окон на южную сторону горизонта линия посадки должна быть удалена от здания на расстояние не менее двух высот своего полного роста – для лиственных и пяти высот – для хвойных пород, так как они дают густую тень и зимой.

При ориентации окон детских комнат на восток линия посадок должна быть отодвинута от здания на расстояние высоты своего полного роста.

При ориентации окон групповых комнат на юго-восток или юго-запад посадка высоких деревьев в обеих случаях должна отстоять от здания не расстоянии до двух высот полного роста дерева.

При озеленении участка д/у необходимо продумать подбор сортов растений, видов деревьев и кустарников. Не следует применять для озеленения деревья и кустарники с

- вредными ядовитыми плодами

- растения, засоряющие при цветении территорию сада.

- растения, привлекающие большое количество насекомых.

Например, нельзя сажать пестичные экземпляры тополя, которые рассевают семена, покрытые пухом, волчьи ягоды, бузину, хмель, шиповник.

Плотность посадки деревьев на 1 га (площадь участка я/с на 280 мест) – 150-160 шт., а кустарников – до 2500 шт. Большая часть деревьев приходится на живые изгороди.

Вопрос 3. Виды озеленения участка д/у

Именно в летне-оздоровительный период дошкольники больше времени проводят на свежем воздухе. Территория МБДОУ превращается в место для разнообразной деятельности дошкольников.

В этом году в МБДОУ детский сад № 13, прошел смотр-конкурс групповых участков.

Цель: активизировать деятельность педагогов и родителей по созданию благоприятных условий для отдыха детей.

Задачи смотра - конкурса:

- создание необходимых условий для воспитательно – образовательной работы с детьми и проведению оздоровительных мероприятий;

- выявления инициативы и творческого подхода к созданию условий летнего отдыха детей;

- художественного оформления участков и приобщения детей к красоте окружающей среды;

- наличие игрового материала: с песком, водой, для двигательной активности детей, для сюжетно-ролевых игр;

- наличие выносного материала и оборудования для художественно- педагогической деятельности и соблюдения санитарных требований;

- озеленение на территории и участках;

- благоустройство детских игровых площадок, территории;

- создание условий для физического и психического здоровья детей.

Особую смекалку, творческую фантазию при оформлении летних оздоровительных участков проявили и по итогам смотра – конкурса вышли на призовые места следующие педагоги нашего дошкольного учреждения: Соболевская И. А., Бондарева Г. В., Тимощенко А. А., Шевченко Е. Л., Андреева С. А.

Участки превратились в живописные площадки, где дети с удовольствием проводят время, общаясь со сверстниками.

Организация эстетической, физкультурно-оздоровительной, творческой, игровой площадок.

Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с уютного и красочного двора. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает.

Оформление территории детского сада делится на несколько площадок: эстетическая, физкультурно-спортивная, игровая.

Около здания детского сада разбиты цветочные клумбы - традиционные и созданные из автомобильных покрышек, бросового материала. Детей возле клумб встречает Радужный Гномик. Он вместе с детьми и воспитателями сажает цветы, а затем в течение лета ухаживает за растениями.

Значимость участка детского сада для воспитательно — образовательной работы в летний период

Клумбы детского сада используются для формирования у детей трудовых навыков (малыши трудятся на клумбе - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю, у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе, экологического воспитания (проводятся наблюдения, исследования почвы и растений, дети получают представления об их росте и развитии). Они учатся замечать красоту природы. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Видя, ежедневно, ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанники не только получают положительные эмоции, но и учатся оберегать красоту, создавать её своими руками.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм.

Основная задача взрослых при этом способствовать развитию физических качеств и удовлетворить потребность растущего организма в двигательной активности. Для этого на участке устанавливается специальное оборудование.


На участке детского сада оформлена площадка для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма: встречает детей веселый Светофор Светофорыч, выносные дорожные знаки, игровые большие и маленькие (выносные) машины, всё это используется для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Итогом таких игр становятся интересные викторины, КВНы, соревнования по знанию правил дорожного движения.


Больше всего времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, элементарного экспериментирования, конструирования.

На прогулочном участке имеются скамейки для отдыха, лавочки и столики для детей, теневые навесы, где можно спрятаться от солнца и дождя.

Центр “песок-вода” помогает детям в экспериментировании, снимает дискомфорт, развивает мелкую моторику ребенка, закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, их свойствах.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.


Мир дошкольного детства тесным образом связано с игрой.

Что такое игра? Это жизненно – важная потребность ребёнка, познающего мир. Чтобы дети имели возможность проявлять творчество в таких играх, чтобы они были для них интересны и привлекательны, мы соблюдаем следующие условия:

1) содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

2) педагогическое сопровождение игр строится с учётом постепенного развития самостоятельности и творчества ребёнка.

Размышляя над тем, какие игровые конструкции должны быть на участках мы определили цель – разнообразие предметно – ролевой среды на участке, обогащающее ролевое взаимодействие детей, а основной принцип размещение конструкций - сочетание групповых площадок с общими тематическими игровыми площадками, на которых были размещены наиболее крупные формы.

По дороге водителю автобуса встречаются грамотные пешеходы. Они очень хорошо знают, где нужно переходить дорогу, на какой сигнал светофора нельзя двигаться через дорогу.

На участке есть домик - беседка, в котором ребята проводят различные сюжетно – ролевые игры: больница, парикмахерская, дом, библиотека, магазин.

Любая скульптура, фигура – это не только украшение, она дает толчок для игры.

Для организации творческой деятельности ребят на воздухе также предусмотрено на площадке место для установки мольбертов, столиков, материала для художественной и продуктивной деятельности детей, уютные зоны для чтения и рассматривания книг.

Летом дети постоянно в движении, торопятся все узнать и успеть. Одна из важных задач педагогов – понять непредсказуемость и непостоянство интересов ребенка, увидеть в них закономерности его развития. Выявить интересы дошкольника к тому или иному виду деятельности позволяют специально создаваемые ситуации свободного выбора деятельности.

Для успешной реализации свободного художественного творчества детей дошкольного возраста в летний период в нашем детском саду функционируют три творческие площадки:

• "Театральная" – в гостях у Петрушки;

• "Художественная" – в гостях у веселой Кляксы;

• "Очумелые ручки" – в гостях у Самоделкина;

Воспитанники могут принять участие в работе любой площадки,

каждой руководит педагог способный увлечь своим творчеством ребенка, ненавязчиво руководить свободной, самостоятельной деятельностью дошкольников.

добрый Дядюшка АУ.

Эти яркие сказочные герои и своеобразные декорации для спектаклей и игр делают площадку оригинальной, привлекательной и служат местом самостоятельного разыгрывания детьми сказок.


Дети видят, что Летний отдых – это заряд на целый год. Наше дошкольное учреждение своевременно и тщательно подготовилось к тому, чтобы летний отдых детей был активным, полезным и продуктивным.

Используя такую развивающую среду территории детского сада и групповых участков, где всё доступно, открыто, рационально, целесообразно и эстетично воспитатели смогут умело развивать детей на всех мероприятиях проводимых согласно плану работы в летне-оздоровительный период.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности.

Территория дошкольного образовательного учреждения

Территория дошкольного образовательного учреждения Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника. У нас южный регион,.

Воспитательно - о бразовательное значение участка детского сада .

В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по первоначальному уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них ознакомление – с природой . Природа неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса , яркие цветы, бабочки жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любозн ательность, побуждает их к игре, трудов ой художественной деятельности.

Экскурсии и прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение; они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде ч еловека, преобразующего природу . Это способствует воспитанию люб ознательности, наблюдательности. Прогулки и экскурсии доставляют детям большую радость, на прогулках целес ообразнее знакомить детей с явлениями природы или с признаками объектов, представления о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени – в процессе наблюдений, игр, труда.

Дети пребывают на свежем воздухе два раза в день, утром и вечером, а в теплое время года – почти все время. Прогулки в основном проводятся на участке детского сада . Самое большое место занимает площадка для игр, где дети могли бы свободно двигаться.

На участке высаживают разнообразные зеленые насаждения: деревья, кустарники и цветущие растения. Цветущие растения украшают участок, доставляют детям радость, эстетическое наслаждение разнообразием расцветки, форм и ароматов.

В дошкольном учреждении могут быть любые растения, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты олимпиад доступны моментально . Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня..

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль озеленения и ландшафтного дизайна для экологического воспитания дошкольников в детском саду

Детский сад – место, где ребенок развивается, учится и играет. Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка, родители обращают внимание не только на обстановку в группе, но и на дизайн участка детского сада.

Детский сад можно считать вторым домом для малышей, ведь здесь они проводят большую часть своего дня. Наверное, каждому педагогу и родителю хочется, чтобы ребенка окружала красивая и грамотно оформленная территория детского сада, что оказывает положительное влияние на его эмоциональное состояние .

hello_html_b550958.jpg

hello_html_m3f9e0032.jpg

hello_html_m406496f7.jpg

hello_html_m50364967.jpg

hello_html_1c58ea62.jpg

Озеленение участка в детском саду имеет санитарно-гигиеническое и воспитательно-образовательное значение.

1. Санитарно-гигиеническое значение .

- зеленые насаждения обогащают окружающий воздух кислородом , уменьшают содержание в нем вредных для человека углекислого газа, углеводов и их производных, в том числе канцерогенных веществ.

- оздоравливающее действие зеленых насаждений проявляется в очистке воздуха от вредных микроорганизмов.

- зеленые насаждения способствуют созданию благоприятного для детского организма микроклимата:

смягчение колебания высоких летних и низких зимних температур,

установлению умеренной влажности воздуха

снижают солнечную радиацию, т.е. зеленые насаждения используются как солнцезащитное средство

задерживают значительное количество пыли, уменьшая ее концентрацию на огражденной территории в 2-3 раза. Пылезащитными свойствами обладают не только густокронные деревья и кустарники, но и лужайки, цветники, огород и вообще вся территория детского сада, засаженная зеленью

смягчают силу ветра

защищают участок и здание детского сада от уличного шума

действуют на ребенка успокаивающе

В целом все это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка

hello_html_m677113c0.jpg

hello_html_115801b2.jpg

2. Воспитательно-образовательное значение.

Правильно озелененный участок дошкольного учреждения рассматривается как условие для воспитательной и образовательной работы с детьми, для решения задач умственного, трудового, нравственного и эстетического характера.

Впечатления, полученные от общения с природой , служат основой для формирования реальных представлений о ней.

- представлений о многообразии и уникальности растений и животных

- для понимания стадий развития растений

- понимания потребностей растений и животных,

- понимания сезонных изменений в природе,

- понимания связей растений и животных и деятельностью человека

Правильно организованный посильный труд на участке – обязательное условие трудового воспитания. Работая на участке, дети знают, для каких целей выращиваются те или иные растения, знакомятся с правилами ухода за ними, с последовательностью сельскохозяйственных работ, овладевают практическими умениями: посев, посадка растений, полив, рыхление, прополка, сбор урожая. Много радостных переживаний доставляет труд в природе, и это чувство радости, удовольствия – одно из важных условий появления у детей интереса к труду и воспитания трудолюбия

hello_html_61a2a56c.jpg

hello_html_714b36f1.jpg

hello_html_59f7a7c4.jpg

Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

hello_html_2249f16a.jpg

hello_html_m157f5056.jpg

Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой, наблюдать за растениями и животными, участвовать непосредственно в озеленении детского сада – высаживать цветы, декоративные кустарники, поливать их и ухаживать за ними. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Читайте также: