Воспитательница в детском саду не помогает ребенку адаптироваться не учит детей играть вместе

Обновлено: 02.07.2024

Почему к одному воспитателю ребенок идет, а к другому – не хочет. Как избежать конфликтов с родителями.

Одна из проблем, с которой многие родители обращаются к старшему воспитателю в начале учебного года, – ребенок прекрасно общается с одним воспитателем и впадает в истерику, когда слышит имя второго воспитателя. Почему так происходит и как помочь педагогам не довести эту ситуацию до конфликта с родителями.

Когда ребенок начинает ходить в детский сад и новую возрастную группу, родители часто замечают, что с одним воспитателем ребенок ладит, а к другому не хочет идти. Если воспитатель не нравится ребенку или его родителям, сложностей не избежать. Дети в таком случае сопротивляются посещению группы, а родители ищут и находят поводы, чтобы подловить педагога на ошибке, обвинить в непрофессионализме, раздуть скандал.

Какие возможны негативные последствия конфликта, если его вовремя не решить

• Ребенок демотивируется, будет постоянно испытывать негативные эмоции в детском саду, а также прямо (скандалами, плачем, просьбами) и косвенно (болезнями, травмами, неспособностью адаптироваться) избегать посещения группы.

• Родитель будет испытывать нарастающий стресс, злиться на воспитателя, а часто и на ребенка, и искать способы повлиять на ситуацию с помощью заведующего или старшего воспитателя.

Воспитатель будет нервничать, начнет настороженно или негативно относиться к ребенку и его родителям, срываться и терять профессиональную мотивацию.

Что на это указывает: особенности эмоционального состояния ребенка замечают другие воспитатели, психолог, случайные наблюдатели. Например, он часто плачет, злобный, испуганный. Известно, что ребенок пережил резкие изменения в жизни: смерть родственника, появление брата или сестры, отчима, развод родителей, переезд, смена детского сада, группы, внезапное тяжелое заболевание члена семьи или самого ребенка. Ребенок с трудом приспосабливается к нормативным требованиям и режиму в детском саду.

Пять причин, почему ребенок может быть негативно настроен к воспитателю

1. Потребность быть с родителями. Любому ребенку нужно приспособиться не просто к новым условиям в группе и к отсутствию мамы, а к тому, что требования, тон, темп во взаимодействии с ним отличаются от домашних. Каждое различие (мама разрешает, а воспитатель нет) может вызвать дискомфорт и нежелание контактировать с педагогом.

2. Эмоциональные трудности. Это страхи, повышенная тревожность, невротизированность, травматический опыт ребенка в связи с пережитым от взрослых насилием. В этом случае ребенок будет воспринимать взрослого как опасного или плохого в ответ на самые незначительные требования и запреты.

3. Волевые сложности. Это избалованность, воспитание в условиях потворствующей опеки, когда все можно, все действия ребенка вызывают дома умиление. Такому ребенку будет сложно, даже если педагог мягко предъявит к нему требования.

4. Эффект ореола: влияние общего впечатления на восприятие частных особенностей. Если воспитатель сразу показался ребенку чужим, страшным (например, заговорил громким строгим тоном, то и замечать ребенок будет только недостатки. Эффект ореола может быть усилен действиями других взрослых : например, этой воспитательницей другая пугала детей или родители при ребенке обменялись негативными мнениями.

5. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков. Если ребенок еще не умеет строить отношения с ровесниками и взрослыми, проявляет агрессию, его пребывание в группе превратиться для него в постоянный источник недовольства. Тот из воспитателей, кто меньше уделяет внимания разрешению его конфликтов и реже защищает, может стать нелюбимым.

Рекомендации воспитателям :

4. Больше играйте с детьми. По возможности увеличьте время на свободные игры. В игре дети расслабляются, сбрасывают негативные эмоции, а взрослый организатор и участник игр становится детским любимцем.

5. Не перевоспитывайте родителей и не спешите давать им советы. Дождитесь, чтобы они сами спросили ваше мнение. Тем более, когда они сами пришли на разговор.

6. Не высказывайте ответные претензии и не оправдывайтесь перед родителями. Выслушайте и уточните претензии ребенка и родителей к вам. Спросите, как бы они хотели, чтобы вы действовали. Ответьте, сможете ли выполнить то, что они просят, или предложите свой альтернативный вариант. Ищите компромисс.

8. Уделяйте время и внимание своему имиджу. Старайтесь выглядеть привлекательно, транслируйте уважение к родителям и детям. Посмотрите на себя в зеркало и попробуйте улыбнуться глазами. Запомните это выражение лица. Используйте приемы активного слушания: кивайте, угукайте, не скрещивайте руки.

Пять причин, по которым родители винят воспитателя

1. Родители слышат от ребенка, что воспитатель ему не нравится. Ребенок жалуется или изменился в негативную сторону: стал боязливым, конфликтным. Даже если родители не отреагируют сразу, при первых же проблемах в детском саду эту информацию они используют против воспитателя.

2. Неприязнь к воспитателю. Может возникнуть на основе серьезной ситуации (педагог конфликтует, кричит на детей) и субъективного восприятия : не нравится такой тип внешности, слишком молодая / старая, слышали плохие отзывы, не устраивает образование / национальность. Даже помада на зубах и дорогой телефон могут вызвать неприязнь, которую родители намеренно или неосознанно транслируют ребенку.

3. Несоответствие действий воспитателя представлениям родителей, как надо обращаться с детьми. Большинство семей имеют систему убеждений, а реже – знаний о том, как надо общаться с ребенком. Сложности возникают, если у них есть нетипичные воспитательные установки и если педагог нарушает очевидные профессиональные нормы, например грубит детям.

4. Задетая самооценка. Воспитатель не признал ребенка талантливым, обладателем лидерских качеств, вольно или невольно занизил воспитательную компетентность родителей (сравнил с другими, дал совет). Эти действия задевают самооценку родителей.

5. Перенос собственных детских переживаний на воспитателя и ребенка. Родитель, который сам был психологически травмирован в детском саду, бессознательно оценивает происходящее в группе ребенка с позиции маленькой жертвы, которой все еще больно. Перенос могут вызвать действия воспитателя (такая же недовольная, как педагог из детства) и пустяк: тоже зовут Наталья Петровна.

Для старшего воспитателя. Как реагировать на претензии родителей к воспитателю :

1. Примите родителей в максимально комфортной обстановке.

2. Поросите родителей назвать главную причину сложностей с воспитателем.

3. Дайте обратную связь, но не оценивайте ни воспитателя, ни ребенка, ни родителей.

4. Назначьте повторную встречу с родителями через неделю.

5. Побеседуйте с воспитателем и узнайте его взгляд на ситуацию.

Для воспитателей. Как выстроить беседу с родителями, у которых есть к вам претензии.

1. Постарайтесь услышать родителей.

2. Не возражайте.

3. Положительно охарактеризуйте ребенка.

4. Не сражайтесь с родителями, а вовлекайте их.

5. Давайте родителям больше положительной информации о ребенке.

6. Обязательно что-то меняйте и делайте так, как просят требуют родители. Выберите из предложений то, на что вы готовы. пробуйте. Делитесь положительными сторонами этого опыта с родителями. Родители должны видеть, а не просто слышать, что вы готовы учитывать их пожелания.

Что на это указывает: многие дети не хотят идти к этому воспитателю, и это наблюдается из года в год. Об этом воспитателе можно услышать чаще негативные отзывы от родителей, чем положительные. Воспитатель часто нарушает профессиональную этику: проявляет агрессию к детям, запугивает их, жестоко наказывает, негативно высказывается о ребенке, его семье, своей работе. При этом с другими педагогами детского сада у этого ребенка нет никаких сложностей.

Пять особенностей воспитателя, из-за которых ребенок не хочет

ходить к нему в группу

3. Негативное отношение к родителям, которое воспитатель переносит на ребенка. Проблемные родители, которые постоянно критикуют воспитателя, жалуются, опаздывают в детский сад, асоциальные, с низкой культурой, фамильярные, со странностями – все это может сформировать у педагога негативное отношение и к ребенку.

5. Внешний облик и манеры. Иногда детей отталкивает некрасивая, с их точки зрения, одежда или прическа (слишком короткие волосы, серая кофта, длинные острые ногти, толстые очки, визгливый голос воспитателя. Но внешность не бывает единственной причиной, всегда есть какая-то причина, которая усиливает негативный эффект.

Для старшего воспитателя. Как работать с воспитателем, у которого есть трудности в общении с детьми.

1. Обсудите с воспитателем его педагогические установки.

2. Учитывайте влияние профессионального выгорания на деятельность воспитателя.

3. Мотивируйте воспитателя повышать квалификацию.

4. Поддерживайте в общении с педагогом доброжелательный настрой.

5. Регулярно транслируйте необходимость избегать агрессии.

6. Формируйте у воспитателя установку на результативную работу.

7. Расспросите у воспитателя о детях и семьях, с которыми у них сложности.


Почему дети не хотят в сад

Представьте, что вы внезапно срываетесь с места и переезжаете в другую страну, где совершенно другой уклад жизни, пищевые привычки, и нет ни одного знакомого. Хорошо, пример полегче: новая работа. Казалось бы, вы уже взрослый, самостоятельный человек, но смена обстановки и людей вокруг вызывает стресс, порой даже тревогу.

Новое общество сначала повергает ребёнка в состояние ступора, а затем заставляет адаптироваться, быть как все: одним из группы, а не любимым сыном или дочкой (часто единственным).

Теперь по пунктам. Что перевернулось в мире ребёнка с приходом в сад:

Как поддержать ребёнка

Какие приемы помогут адаптироваться в садике

Дом и садик в восприятии ребёнка, замечает Ольга Писарик, не должны противопоставляться друг другу: в одном месте — хорошо, а в другом — ужасно.

Задача родителей — поддерживать связь с садиком в то время, когда ребёнок дома. Задача садика — поддерживать эмоциональную связь с домом.

При выходе на прогулку опять начинает плакать. Мама очень беспокоится за сына и не уходит далеко от детского сада. Как только она видит плачущего мальчика, вбегает на участок и забирает ребенка. Что можно посоветовать маме, чтобы облегчить адаптацию ребенка к садику?

Я предполагаю, эти строчки принадлежат молодой воспитательнице. И, возможно, этот ребенок в ее группе. Она тоже беспокоится о нем и не знает, как правильно помочь мальчику и его маме.

А в этой поговорим, что может сделать воспитатель, если в ее группе оказался такой ребенок. Неготовый к дошкольному учреждению.

И мама, которая остро переживает за ребенка.

Давайте подумаем, что может воспитательница сделать со своей стороны.

Задача - создать комфортную обстановку в группе и дать ребенку почувствовать свою значимость. Он ведь не одинок!

Для того, чтобы мягче был переход от домашней жизни, где ребенок всегда в центре семьи, в коллектив сверстников.

Для этого воспитатель:

- радостно приветствует ребенка и его маму : "Доброе утро, Миша, я очень рада, что ты пришел! Доброе утро, Марина Николаевна!" Можно при этом обнять ребенка, если он идет на такой контакт или присесть на уровне глаза в глаза.

Первичный контакт налажен. Ребенок счастлив, что с ним здороваются и он чувствует себя нужным.

- обращается к ребенку по имени и вспоминает что-то приятное для него , что было совсем недавно. Тем самым переключив с трудного расставания : "Как хорошо, Миша, что ты пришел! Помнишь, вчера ты весело играл с грузовиком? А сегодня грузовик меня спрашивает ( меняет тон на бас ): "Где Миша? Тр-р-р! Я хочу, чтобы он меня покатал! Тр-р-р!"

Так что ждем тебя. Давай, скажем маме "пока-пока"! Она придет за тобой после обеда. Машем ручкой, вот так! Умничка! А сейчас переодевайся, бери грузовик и поиграй до завтрака".

Этот момент важен именно:

а) уверенностью тем, что мама в такое-то время придет и прерыванием контакта с ней (окончательное прощание),

б) переключением на более интересную жизнь в группе,

в) встречей с любимой игрушкой, которая (. ) помнила о нем и ждала продолжения игры и, наконец,

г) подталкиванием к нужным действиям. Ребенок переключается и входит в жизнь группы.

- в течение дня помогать Мише включаться в жизнь группы, поощрять и хвалить за любые успехи .

Если плачет - обнять, покачать, сказать, что мама придет уже скоро (дать временные ориентиры) и постараться ласково отвлечь. Рассказать что-то смешное, оживить голосом игрушку и т.д.

Дополнительно

Статьи про садик на этом канале:

Если понравилась статья, нажмите пальчик вверх . Буду благодарна за ваши репосты , чтобы другие мамы тоже смогли прочесть ее.

Детский сад для ребёнка — отдельный мир, где он только учиться общаться и играть. Там нет мамы, и потому его проблемы могут оставаться незамеченными. О том, что делать, когда ребёнок в саду чувствует себя одиноко, рассказывает психолог Алина Алексанянц и старшая воспитательница Анна Николаева.


Вопрос. Сыну 4 года, с лета он пошёл в новый сад. По характеристике воспитателя: любит играть сам по себе, ему интереснее со взрослыми, но в то же время он придумывает разные игры и может вести детей за собой. Но вечером после сада ребёнок говорит, что ему грустно, потому что с ним никто не играет. Я даже не знаю, как правильно ему на это отвечать, а он явно ждёт ответа. Что нужно говорить ребёнку в такой ситуации?

Старшая воспитательница Николаева Анна:

«Современный детский сад — это диалог между родителями и педагогами. Мы привыкли, что воспитатель обсуждает с родителями достижения, трудности или особенности ребенка. Но ситуация, когда родитель сам инициирует диалог, также нормальна. Родители могут рассказывать воспитателям, что их тревожит, просить о чём-то в воспитательном или образовательном плане, обращаться со своими творческими предложениями или запросами. Именно в таком диалоге и должно строиться дошкольное образование.

Чтобы такой диалог был продуктивным, выберите время, в которое вам и воспитателю будет удобно не спеша поговорить. Утреннее время приема детей может не подойти: много родителей, которые хотят что-то спросить или уточнить, потом надо зарядку проводить, затем завтрак и занятия.

Чаще всего от сотрудничества с воспитателем нас отделяют сомнения или предубеждения

Психолог Алина Алексанянц:

«Здесь ребёнок не задает вопрос — он делится своими переживаниями и грустью. В таком случае мы обычно хотим, чтобы нас в первую очередь выслушали и поддержали. Хорошо, что мама рядом и ребёнок делится этим с ней: так он может вынести переживание из внутренней реальности во внешнюю.

Точно не надо говорить:

Не торопясь поспрашивайте ребёнка, чтобы дать себе и ему возможность увидеть ситуацию изнутри глазами ребёнка и найти точки, где он нуждается в помощи. Спросите, в какие игры он хочет играть вместе, как выглядит его самый чудесный день в детском саду, кто кого приглашает в игру. У ребёнка уже есть опыт придумывания своих игр, но хорошо бы узнать, готов ли он сам включаться в чужие, готов ли приглашать других и принимать отказ.

Если ребёнок отвечает, что в случае отказа он сможет пригласить в игру других детей, то у него есть ресурсы его принять. А если он говорит, что ему будет грустно, то это знак того, что он нуждается в помощи, в первую очередь воспитателя. Потому что этот взрослый, который учит ребят играть, взаимодействовать и дружить. Дети в 4 года только учатся взаимодействовать, приглашать друг друга, заинтересовать и заинтересовываться. Даже такие маленькие, они могут стесняться или бояться неудачи. Но если не подойдешь — не узнаешь, и потому важно научить ребенка подходить к сверстникам. Это можно проигрывать через сказки, обучать этому на детской площадке или в саду с помощью воспитателей. Можно поиграть даже около зеркала: когда он будет улыбаться и получать удовольствие, у него будет хорошая опора, которая поможет ему в саду подружиться. Заодно вспомните опыт другого детского сада: что там помогало ребенку, пусть даже тогда он был меньше.


Что делать, если вам не нравится воспитатель ребёнка, и ещё три важных вопроса про детский сад

Скорее всего у ребёнка есть потребность в общении, но у него нет способов реализовать эту потребность. В этом случае воспитателя надо брать в союзники. Он может искренне не замечать, что кому-то плохо. К нему можно идти с предложением или просьбой. Через воспитателя ребенок может получать эти способы.

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Полину Иванову. Фото: Shutterstock (Aaron Amat)

Читайте также: