Рекомендации по адаптации десятиклассников к школе

Обновлено: 05.07.2024

В наших силах помочь взрослым детям – учащимся 10 класса легко адаптироваться к последнему этапу обучения в школе.

1. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для старшего подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.

2. В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому взрослые должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.

4. Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнить, каким условиям должны отвечать письменные и устные работы, рефераты, доклады. При необходимости провести индивидуальные консультации.

Следует добавить, что старшеклассники должны принимать участие во внеучебной, культурно-досуговой, творческой деятельности, что способствует гармоничному развитию личности, повышению самооценки и уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений, толерантному отношению к окружающим. Активная учебная и творческая деятельность в период ранней юности формирует способность не только адаптироваться в изменяющихся условиях социальной среды, но и находить пути успешной самореализации старшеклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это, в первую очередь, адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5 классе и, конечно, период адаптации в момент переходы учащихся в 10 класс.

Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, изменились системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения. Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу.

Цель адаптационного периода – помочь учащимся познакомиться с новыми ситуациями.

Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.

Основные задачи.

2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.

3. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.

Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.

2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.

4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.

Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?

б) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?

в) существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.

В данный возрастной период мнение сверстников представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

Классному руководителю и учителям-предметникам необходимо сейчас:

- способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля;

- оказывать поддержку при формировании качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки;

- способствовать формированию потребности в учении, в поисковой активности;

- сохранять чувство юмора и оптимизма при общении.

В этом учебном году в 10 классе обучается 27 учащихся. 16 из них учащиеся 9А класса, который и составил основу вновь сформированного коллектива. Ещё 7 учащихся – перешли из параллельного 9Б класса, и 4 - новые ученики нашей школы. Все ребята легко влились в коллектив, так как многие из них общались между собой вне школы ранее.

В классе мною было проведено анкетирование по изучению отношения к школьным предметам, мотивов учебной деятельности, удовлетворенности школьной жизнью.

Отношение к школьным предметам.

Результаты изучения адаптации показывают, что в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя не являются исключением и некоторые проблемы. Обеспокоенность, тревога за будущее составляют высокий процент в анкетировании. Сказывается усталость, неопределённость. Большинство учащихся отметили, что им комфортно в школе.

Среди доминирующих мотивов учебной деятельности выступают мотивы самосовершенствования. По опросам ребятам чужды мотивы престижности и мотивы собственного благополучия. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом.

Анкетирование на предмет выявления познавательных интересов школьников выявило, что перед нами дети, для которых наиболее интересны предметы: русская литература, всемирная история, физкультура. Самыми нужными предметами ребята считают русский и английский языки, математику.

20 % – хорошая школьная мотивация;

80% баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;

Так что пожелаем успехов десятиклассникам и напомним, что учеба – самый тяжелый труд.

А учителям напомним о том, что оказание помощи это:

- безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач и не сравнивают с другими;

- отношения должны быть естественными, чувства неподдельными

- обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов;

- относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению. Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав подростка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе.

В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями

Что же такое адаптация?

Адаптация – это привыкание, приспособление к новым условиям существования. И наиболее существенно социальная ситуация развития изменяется для учащихся 10‑х классов, когда ребята перешли на новую ступень обучения (из средней школы в старшее звено).

Процесс адаптации можно сравнить с вхождением человека в холодную воду. Почему у него появилось это желание? Может он получил достаточное количество тепла на берегу и теперь решил охладиться, а может ему просто необходимо перейти на другой берег. В любом случае у него появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много.

Что испытывает человек только что вошедший в воду? Сначала тревогу, может даже страх. Затем дискомфорт от резкой смены температуры. Затем он привыкает и не хочет выходить из воды, т.к. она ему приятна и соответствует его ожиданиям.

Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался? Прежде всего он должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым.

С какими трудностями сталкиваются учащиеся в 10м классе?

Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

Адаптация к новому классному коллективу, где заново нужно строить отношения со сверстниками.

Успешность адаптации десятиклассника зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.

Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.

Т.е. обучение в большей степени основано на самостоятельную работу.

Очень большой объём теоретического материала.

Применения учителями чаще такой нетрадиционных формы урока, как урок‑лекция (проблемная лекция, лекция‑провокация, лекция‑консультация), семинары.

Одновременно повышается планка требований к качеству знаний учащихся.

Достаточно большие по объёму домашние задания.

Следовательно, учебная нагрузка десятиклассников резко возрастает.

Для вновь прибывших учащихся новые учителя и соответственно новые стили преподавания, темп деятельности, темп речи, требования к учащемуся.

Нужно проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Можно попросить родителей вместе выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

Возраст любви и. Отдыха от трудов

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.

Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.

Для того чтобы десятиклассник не отдалялся от родителей, нужно разговаривать с ними, обращаться за помощью, советом, проблемами., рассказывать о удачах и достижениях. Если вы считайте, что родители только кричат, поучают, наставляют вас, то можно сказать им об этом, ног в спокойной, доверительной беседе.

Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.

Вы должны понимать, что они волнуются за вас и несут за вас ответственность.

Результаты изучения хода адаптации учащихся 10 классов

Были использованы следующие методы: наблюдение, беседы с учителями, учащимися, тестовые методики для учащихся СОДСО и Методика диагностики социально - психологической адаптации Авторы: К. Роджерс, Р. Даймонд.

По результатам диагностики адаптировались все (посмотрите на диаграмму).

С целью изучения степени и особенностей приспособления учащихся к третьей ступени обучения проводилась психологическая диагностика десятиклассников. На этом этапе обследовались уровень адаптированности учащихся, самопринятия, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности, стремления к доминированию.

Исследование проведено в отношении 15 учащихся 10Б класса.

Результаты всех использованных методик по каждому ученику представлены в таблице 1.

Общий результат диагностики адаптации десятиклассников 10 класса

СОВЕТЫ ДЕСЯТИКЛАССНИКАМ

Для этого существует ряд советов.

1. Возьмите карандаш и бумагу, устройтесь поудобнее и постарайтесь, не ставя никаких ограничений, нарисовать свою будущую жизнь:

- сформулируйте мечты в позитивных терминах;

- будьте предельно конкретны (как выглядит, как звучит, как пахнет…);

- постарайтесь ясно представить результат: что именно будет, когда вы достигнете своей цели;

- подумайте, не нанесут ли ваши цели ущерба другим людям.

2. Из того что вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. И напишите, почему это для вас так важно.

3. Составьте список необходимых для достижения целей ресурсов (черты характера, друзья, которые вас поддержат, финансы, ваша энергия, время, которым вы располагаете, и т.п.).

4. Припомните случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно?

5. Опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей.

6. Сформулируйте, что препятствует иметь всё то, о чём вы мечтаете, к чему стремитесь прямо сейчас. Что конкретно вам мешает и вас ограничивает?

7. Для каждой из выбранных целей составьте черновик пошагового плана для их достижения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе.

В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями

Что же такое адаптация?

Адаптация – это привыкание, приспособление к новым условиям существования. И наиболее существенно социальная ситуация развития изменяется для учащихся 10‑х классов, когда ребята перешли на новую ступень обучения (из средней школы в старшее звено).

Процесс адаптации можно сравнить с вхождением человека в холодную воду. Почему у него появилось это желание? Может он получил достаточное количество тепла на берегу и теперь решил охладиться, а может ему просто необходимо перейти на другой берег. В любом случае у него появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много.

Что испытывает человек только что вошедший в воду? Сначала тревогу, может даже страх. Затем дискомфорт от резкой смены температуры. Затем он привыкает и не хочет выходить из воды, т.к. она ему приятна и соответствует его ожиданиям.

Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался? Прежде всего он должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым.

С какими трудностями сталкиваются учащиеся в 10м классе?

Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

Адаптация к новому классному коллективу, где заново нужно строить отношения со сверстниками.

Успешность адаптации десятиклассника зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.

Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.

Т.е. обучение в большей степени основано на самостоятельную работу.

Очень большой объём теоретического материала.

Применения учителями чаще такой нетрадиционных формы урока, как урок‑лекция (проблемная лекция, лекция‑провокация, лекция‑консультация), семинары.

Одновременно повышается планка требований к качеству знаний учащихся.

Достаточно большие по объёму домашние задания.

Следовательно, учебная нагрузка десятиклассников резко возрастает.

Для вновь прибывших учащихся новые учителя и соответственно новые стили преподавания, темп деятельности, темп речи, требования к учащемуся.

Нужно проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Можно попросить родителей вместе выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

Возраст любви и. Отдыха от трудов

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.

Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.

Для того чтобы десятиклассник не отдалялся от родителей, нужно разговаривать с ними, обращаться за помощью, советом, проблемами., рассказывать о удачах и достижениях. Если вы считайте, что родители только кричат, поучают, наставляют вас, то можно сказать им об этом, ног в спокойной, доверительной беседе.

Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.

Вы должны понимать, что они волнуются за вас и несут за вас ответственность.

Результаты изучения хода адаптации учащихся 10 классов

Были использованы следующие методы: наблюдение, беседы с учителями, учащимися, тестовые методики для учащихся СОДСО и Методика диагностики социально - психологической адаптации Авторы: К. Роджерс, Р. Даймонд.

По результатам диагностики адаптировались все (посмотрите на диаграмму).

С целью изучения степени и особенностей приспособления учащихся к третьей ступени обучения проводилась психологическая диагностика десятиклассников. На этом этапе обследовались уровень адаптированности учащихся, самопринятия, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности, стремления к доминированию.

Исследование проведено в отношении 15 учащихся 10Б класса.

Результаты всех использованных методик по каждому ученику представлены в таблице 1.

Общий результат диагностики адаптации десятиклассников 10 класса

СОВЕТЫ ДЕСЯТИКЛАССНИКАМ

Для этого существует ряд советов.

1. Возьмите карандаш и бумагу, устройтесь поудобнее и постарайтесь, не ставя никаких ограничений, нарисовать свою будущую жизнь:

- сформулируйте мечты в позитивных терминах;

- будьте предельно конкретны (как выглядит, как звучит, как пахнет…);

- постарайтесь ясно представить результат: что именно будет, когда вы достигнете своей цели;

- подумайте, не нанесут ли ваши цели ущерба другим людям.

2. Из того что вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. И напишите, почему это для вас так важно.

3. Составьте список необходимых для достижения целей ресурсов (черты характера, друзья, которые вас поддержат, финансы, ваша энергия, время, которым вы располагаете, и т.п.).

4. Припомните случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно?

5. Опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей.

6. Сформулируйте, что препятствует иметь всё то, о чём вы мечтаете, к чему стремитесь прямо сейчас. Что конкретно вам мешает и вас ограничивает?

7. Для каждой из выбранных целей составьте черновик пошагового плана для их достижения.

Читайте также: