Воспитательная среда начальной школы в контексте новых стандартов
Обновлено: 08.07.2024
Воспитывающая среда в условиях четырехлетней начальной школы
Четырехлетняя начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей среды детей младшего школьного возраста.
В области воспитания имеют место те же факторы, что и в системе обучения:
— необходима преемственность в системе воспитательной работы при переходе с одной ступени образования на другую;
— для решения задач воспитания в начальной школе необходимы определенная подготовленность детей, сформированная познавательная мотивация, ориентация на общечеловеческие ценности;
— трудные дети нуждаются в коррекционной воспитательной работе.
Школьная практика располагает различным опытом организации воспитательной работы: в школе и вне школы, в ходе учебного процесса и во внеучебное время. Главная цель работы начальной школы — как в обучении, так и в воспитании — развитие способностей личности, формирование представлений о мире и человеке (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский).
Исходя из этого, все используемые средства нацелены на:
— общее развитие детей (ум, чувство, воля);
— удовлетворение детских интересов, склонностей;
— раскрытие и реализацию детских способностей (умственных, художественных, спортивных и т. д.).
Важнейший источник влияния на детей — это жизнь, которая протекает в организационных формах. Необходимо сделать доступными все центры, источники культуры: выставки, музеи, мастерские, смотры, соответствующие возрасту зрелищные мероприятия и т. д.; создавать в школе и содействовать созданию вне школы кружков, секций, клубов по интересам, с художественной, спортивной направленностью; приветствовать возрождение детских организаций, движений — по инициативе самих детей и их родителей — с ориентацией на полезные дела; организовывать традиционные мероприятия: праздники, балы, конкурсы, соревнования, коллективные игры и т. д.
В знакомые формы можно включать новое содержание, например, компьютерные игры, телевизионные конкурсы, викторины и др.
Воспитывающая среда является неотделимой частью целостной развивающей среды. В условиях четырехлетней начальной школы учителю необходимо обратить особое внимание на создание развивающей среды именно для первоклассников.
Дети седьмого года жизни с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать не более 5—7 мин, поэтому сохранение и укрепление здоровья детей требуют создания соответствующего режима дня. Для обеспечения такого режима необходимо создание особого пространства класса.
Все используемые предметы мебели и быта детей должны соответствовать их возрасту, быть яркими и достаточными по размеру. Недостаточная способность к сосредоточению шестилетних детей требует расположения предметов, не используемых на данном занятии вне поля зрения и досягаемости детей (например, в шкафах, расположенных позади рядов детских столов).
Эти условия требуют особого планирования времени урока и организации его содержания, а не просто организации динамических пауз в середине урока. Так, например, на уроке можно одно из заданий дать в такой форме, чтобы все без исключения дети могли подойти к доске. Например, указать правильный ответ (это возможно, если вопрос задается в форме загадки, на которую все дети дают свой ответ, а учитель не сообщает правильное решение, пока все не побывали у доски). Можно ввести правило, чтобы дети не подходили, а подбегали к доске и т. д.
Такие простые приемы дадут возможность сократить время пассивного сидения за ученическим столом до 5—7 мин, что для детей 6 лет является оптимальным.
Для организации совместных игр, а также смены видов деятельности в течение занятия желательно, чтобы мебель, используемая в классе первоклассников, была пригодна для легкой трансформации и передвижения (тогда возможно быстро переставить столы в общий круглый стол, составить детские стулья в круг, организовать работу детей в группах). Переход от фронтальной работы к работе в группах, парах также задает ритмичность урока и позволяет разбить долгие для первоклассников временные периоды однообразной деятельности.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Иванова С.А ., учитель начальных классов
Воспитательная работа в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Аннотация: Статья посвящена проблеме организации воспитательной работы в образовательном учреждении условиях реализации ФГОС. Цель воспитания в школе - это выявление и формирование тех способностей школьников, которые предполагают ориентацию на развитие личности, обладают гражданской ответственностью, нравственностью и культурой, толерантностью, способностью к успешной социализации и социальному самоопределению.
Ключевые слова: образовательная организация, педагогические условия, педагогическая эффективность, воспитательная система, обучающиеся.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (Далее – ФГОС ) – это способность переходить на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по горизонтали, так и по вертикали. В основе ФГОС лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством. Работа школы во все времена была направлена на решение воспитательных задач, но в ФГОСе второго поколения выделены результаты воспитания : чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и т.д. В контексте Стандарта представлена и Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России[1] .
Воспитание обучающихся в современном обществе осложнены многими негативными процессами, например: кризис социальной системы; обострение политических ситуаций; социальное напряжение; нарастание экономической нестабильности; экологическое ухудшение; упадок нравственности многое другое.
Семья как один из важных социальных институтов не в полной мере выполняет свои воспитательные функции. Школа же стремимся создать условия для формирования и развития личности активной, с высокой культурой, гуманной, интеллектуальной.
В современной школе сегодня много внимания уделяется нравственному воспитанию школьников. Нравственное воспитание считается эффективным тогда, при той ситуации, когда его следствием будет нравственное самовоспитание и самосовершенствование обучающихся. Недостатки нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями[3]. Подход целостности является теоретически обоснованным и оправдавшим себя. Когда ученикам приходится разбираться, выбирать, принимать сложные решения и совершать важные поступки, то нравственное воспитание формируется в повседневных отношениях и сложностях жизни. Одним из важных и главных компонентов учеников должно быть нравственное воспитание, которое протекает в образовательном процессе. Школа для ребенка считается адаптивной средой, с помощью которой нравственная атмосфера обуславливает его ценностные ориентации. Для этого необходимо, чтобы воспитательный процесс и воспитательная система взаимодействовали со всеми компонентами школьной жизнедеятельности: уроками, переменами, внеурочной деятельностью, которая пронизывает деятельность школьников нравственным содержанием[4].
Анализ педагогической и методической литературы и практика работы в школе позволяют выделить педагогические условия, способствующие нравственному воспитанию школьников:
– совместное занятие поиском нравственных образов духовной культуры и выработка на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, при которых формируется активная личная позиция школьника;
– проведение мероприятий, когда в приоритете является личность ребенка, его интересы и склонности, личное отношение к жизни, к окружающим его людям и самому себе;
– воспитание школьников должно строиться на добровольном отношении к делу;
– развитие коллективной деятельности и формирование положительного отношения к ней;
– осуществление сотрудничества с родителями по проблемам нравственного воспитания учащихся[5].
Для духовно-нравственного воспитания, необходимо использовать следующий инструментарий:
- освоение основных предметных программ;
- программ формирования универсальных учебных действий;
- освоение программ внеурочной деятельности;
- взаимодействие с социально-культурными объектами города;
- разработка проектов по нравственному воспитанию школьников.
ФГОС предъявляет учителям высокие требования. Нравственное воспитание педагога раскрывается ученикам в процессе школьной жизни, при его отношении к работе, к обучающимся и к окружающим, но прежде всего к самому себе. Эти отношения являются для ребят убедительным компонентом к нравственным идеям, утверждающиеся в процессе обучения. Через личные примеры педагога и определяется нравственное воспитание, как самого учителя, так и самих школьников. Педагогу важно помнить, что проведенное мероприятие не воспитывает, а воспитывает то эмоциональное состояние, которое он испытал на мероприятии.
Нравственное воспитание и ценности школьников можно формировать через реализацию следующих социальных проектов:
Можно включить следующие целевые программы для успешной реализации нравственного воспитания в образовательном учреждении:
Важность и необходимость воспитательной работы, направленной на духовно-нравственное воспитание школьников, трудно переоценить. Школа должна справляться с возложенными на нее воспитательными задачами, иначе ребенок окажется под влиянием семьи с ее ограниченным воспитательным потенциалом.
Таким образом, ФГОС НОО является важным, структурообразующим компонентом для нравственного воспитания личности школьника.
1. ИВАНОВА С.А. Организация воспитательной работы в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС НОО// Современные научные исследования и разработки.-2018.-№6
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).
3. Мазыкина Н.Е. Инновационные подходы в патриотическом и гражданском становлении личности // Воспитание школьников, 2002. – № 6.
4. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. завед. -М., Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 630с.
Населенный пункт: г. Москва
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование.
3. Портрет выпускника начальной школы.
Формирование воспитательно-образовательной среды в организации общего образования состоит в том, что положительный синергетический эффект образования и воспитания будет достигнут в случае, если учащиеся не просто периодически сталкиваются с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями и проявлением моральных устоев, но погружаются в определенное пространство, обеспечивающее комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.
В состав этого пространства входят такие компоненты, как нравственные ценности, урочная, внеурочная деятельность обучающихся; качества личностей педагогов и обучающихся; программы духовно-нравственного воспитания; социальный опыт обучающихся. Педагогическое сообщество и обучающиеся могут, как воспринимать воспитательно-образовательную среду, так и формировать ее.
Воспитательная система – это сложная система, процесс создания которой длительный, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов является важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться – один из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Опубликованная в 2009 году Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция) не является официальным нормативно-правовым актом, а выступает сборником рекомендаций от авторов во главе с А.Я. Данилюком. Однако большинство образовательных учреждений при организации воспитательной работы руководствуются положениями Концепции. Она является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей,
общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
2. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся является концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы воспитания и социализации учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Педагогическое сообщество и общеобразовательная школа способны взять инициативу в определении национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами воспитания и социализации детей и молодежи.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно- нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.
Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
- Портрет выпускника начальной школы
Портрет выступает как норматив. Формируя образ выпускника начальной школы, необходимо исходить из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, портрет выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать образовательная организация.
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Источниками требований к результату воспитания, является не только ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного воспитания и иные федеральные нормативные акты, но и социальный заказ, предъявляемый родителями учащихся и социумом к воспитанию в школе и его результатам, а также образовательная программа школы и Программа развития школы, содержащие отдельный раздел по воспитанию школьников, отражающий его взаимодействие с другими подсистемами школы, учитывающий специфику контингента учащихся и возможности школьного и внешнего социокультурного пространства.
Формирование личности не является следствием лишь школьного воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия дошкольного времени, влияния средств массовой информации, а, главное воспитания в семье. Поэтому воспитание, образование и развитие возможно только совместными усилиями школы и семьи.
Современному обществу нужен человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации, способный принимать верные решения, поэтому развитие ребенка с помощью школы должно строиться через самореализацию, самообразование, самоопределение и саморазвитие.
Роль педагогов в формировании личности ребенка можно определить следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение. Формирование модели выпускника начальной школы требует от учителя повышения профессионализма и полного понимания, через какие универсальные учебные действия (далее – УУД) могут быть сформированы качества личности выпускника начальной школы.
Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с личностными универсальными учебными действиями
Качества личности в портрете выпускника
начальной школы
Любящий свой край и свою страну
Уважающий и принимающий
семьи и общества
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Выполняющий безопасного образа жизни для себя и окружающих
Нравственно – этическая ориентация
(ориентация на выполнение моральных
норм, оценка своих поступков)
Уважающий и принимающий
семьи и общества
Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с метапредметными универсальными учебными действиями
Качества личности в портрете выпускника начальной школы
Регулятивный компонент
(управление своей деятельностью, контроль
и коррекция, инициативность,
самостоятельность)
Готовый самостоятельно действовать и
отвечать за свои поступки перед семьей и
школой
Владеющий основами умения учиться
Регулятивный компонент
(управление своей деятельностью, контроль
и коррекция, инициативность и
самостоятельность)
Владеющий основами умения учиться
Умеющий высказывать свое мнение
Коммуникативный компонент
(навыки сотрудничества, речевая
деятельность)
Доброжелательный, умеющий слушать и
слышать партнера
Умеющий высказывать свое мнение
Портрет конкретного выпускника начальной школы должен отражать не только требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, специфику образовательного учреждения, но и демонстрировать, насколько раскрыт у выпускника:
Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.
Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать: овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему.
Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность со следующими существенными характеристиками:
ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;
принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.); согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Инновационные воспитательные технологии
коллективное творческое дело (КТД)
информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека)
нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
организационно-деятельностные игры (ОДИ)
технология исследовательской деятельности
технология дидактической игры
личностно- ориентированная технология
шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
групповая проблемная работа (разработка проектов)
диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель-создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимоузнавания и взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях).
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи, принципы:
идея включения детей в улучшение окружающего мира;
идея соучастия детей в воспитательном процессе;
коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
комплексный подход к воспитанию;
личностный подход, одобрение социального роста детей
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
Совместное решение о проведении дела;
3. Шоу-технологии
В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .
Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Достоинства:
-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
-особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.
5. Диалоговые технологии
Принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает)
Суть – убедить нейтральную третью сторону, судей, что ваши аргументы лучше
Анализ и оценка выступлений команд
Закрепление эксперта ( пишет)
Ограничение времени (10 – 15 минут)
Воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
• обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;
Цель : Развивать умения детей анализировать произошедшие события жизни.
Воспитывать у детей умение работать в группах, выслушивать мнения других детей.
Работа в группах. Педагог наблюдает за работой групп, фиксирует результаты своих наблюдений. В каждой группе может быть по одному наблюдателю — помощнику, который поможет проанализировать работу (распределение ролей, комфортная обстановка в ходе работы, отсутствие конфликтов, наличие или отсутствие лидера).
Выступления групп. По окончании времени работы в группах проводится жеребьевка очередности выступлений групп: по цвету жетонов рабочих групп. Группы по очереди представляют свои плакаты (время на представление — не более 2 минут). Плакаты закрепляются скотчем на доске или на стенах класса.
С. Д. Поляков. Технологии воспитания.– М., 2003. С. 19.
С.М.Курмангалиева. Шоу-технология, один из методов развития творческого потенциала младших школьников.
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.
Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65
Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114
Читайте также: