Вопросы о погоде для детей в детском саду
Обновлено: 08.07.2024
Автор: Горбачева Ирина Вячеславовна
Организация: МБДОУ Детский сад №32 общеразвивающего вида
Населенный пункт: Московская область, г. Ногинск
Цель мероприятия:
-воспитывать в учащихся любовь и бережное отношение к природе.
Задачи:
-ознакомление детей с понятиями: осень, зима, лето, весна;
-развитие умения определения времени года по совокупности признаков и примет;
-формирование представления детей о временах года;
-воспитывать положительное отношение к природе.
Дети делятся на две комaнды: желтые и фиолетовые. Педагог ( воспитатель) вручает командам изображение команды. Педагог (воспитaтель ) объясняет правила игры: в процессе игры нельзя выкрикивать ответы, не подсказывать друг другу, не обижаться на соперников.
Первое задание: воспитатель по очереди загадывает загадки командам, за каждый правильный ответ команда получает карточку.
Загадки:
- Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья.
- Дни стали короче, длинней стали ночи, кто скажет, кто знает, когда это бывает?
- Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?
- Снег чернеет на полянке, с каждым днём теплей погода. Время класть в кладовку санки. Что это за время года?
- Долгожданная пора! Детвора кричит: Ура! Что ж за радость это? Наступило .
- Мочит поле, лес и луг, город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, ты же знаешь, это…
- Странная звездочка с неба упала,мне на ладошку легла - и пропала ответ
- Тучи нагоняет, воет, задувает. По свету рыщет, поёт да свищет
- В синем небе, как по речке, белые плывут овечки. Держать путь издалека как зовут их?
- Воспитатель с детьми подводит итоги и объявляют счёт.
Второе задание:
Природные явления (на доске развешаны картинки с природными явлениями, дети должны нарисовать эти явления (дождь, листопад, радуга, снегопад, гроза, ясный день)
Подведение итогов второго задания.
Третье задание:
Какие времена года бывают?
( Зима, весна, лето, осень)
Сколько месяцев в каждом времени года?
Какое сейчас время года?
Какое самое холодное время года?
Какое самое теплое время года?
Воспитатель подводит итоги и объявляет итог.
Что хорошего вы знаете об осени, а что плохого?
Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют
свою одежду деревья и кусты. Услышать, как шуршать под легкий
ветерок листья. Можно увидеть, как птицы приготавливают запасы
Солнце светит все меньше и меньше. Часто льют холодные дожди,
становится прохладно. На улице много луж и грязи. Долго на улице
-А теперь назовите слова, которые мы наиболее часто используем в
разговоре про осень:(Листопад, дождливая погода, пасмурно, слякоть).
Третье задание: эстафета с мячом.
Воспитатель: Команды замечательно справляются с заданиями.
Ребята на что похожа наша планета Земля (на шар, а на мяч она похожа (Да). Предлагаю вам представить, что мяч это наша планета, необходимо так же бережно поиграть с мячами, как если бы в ваших руках был земной шар.
Воспитатель подводит итоги викторины. Называется команда победителей, и вручаются призы за победу и за участие.
Место игровой ситуации в образовательном процессе: утро, дневная прогулка.
Задачи:
Предшествующая работа: летом в ДОУ установили метеоплощадку и дети имели возможность её исследовать.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе к игровой ситуации:
Словарная работа: погода, природные явления, туман, роса, смерч, метель, вьюга, пурга, снегопад, прогноз погоды, метеостанция, метеоплощадка, метеоприборы, метеоролог, синоптик, термометр, флюгер, осадкомер, барометр, ветряной рукав, солнечные часы, садовник, огородник, фермер.
1 этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание и обратная связь на высказывания детей
Дети вернулись из столовой и после гигиенических процедур, воспитатель собирает их на общий утренний сбор (в ДОУ имеется столовая). Звенит в колокольчик и говорит:
Колокольчик мой звенит –
Вместе всех собрать спешит!
– Ребята, я хочу вам рассказать историю одной девочки, хотите послушать? (Ответы детей.)
– Я рада, что вы готовы меня выслушать.
– Тогда присаживайтесь удобнее.
СЛАЙД 2.
Вечером маленькая девочка прощалась с Солнышком. Оно садилось за горизонт.
– До свидания, Солнышко, – сказала девочка.
– До свидания, девочка, – ответило Солнышко.
Ложись спать. Я тоже отдохну. Рано утром я проснусь и ласково встречу тебя.
Жди меня вон в том окошке.
Легла девочка спать. Снится ей голубое небо.
Вот и Солнышко взошло. Ласковым лучом дотронулось оно до лица девочки. Проснулась девочка и говорит:
– Добрый день, Солнышко! Как я рада тебе!
2 этап: способствует планированию детьми их деятельности
СЛАЙД 3.
Воспитатель продолжает диалог, а дети высказывают свои предположения.
- Ребята, а вы радуетесь солнышку, как эта девочка?
- А почему вы радуетесь солнцу?
- Возможна ли жизнь на Земле без солнца?
– Ребята, а вы бы хотели быть ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ солнца? (Ответы детей)
– Но помните, чтобы быть исследователем надо наблюдать за солнцем и много о нем знать.
– А для этого мы сейчас с вами потренируемся!
СЛАЙД 4.
– Вот например, а вы бы хотели узнать, что такое погода? (Ответы детей)
– Какие вы у меня смышлёные!
– Правильно, погода – это характеристика природных явлений.
СЛАЙД 5.
Воспитатель бросает ребенку мяч, а ребенок называет природное явление.
– Вот это да! Вы такие наблюдательные! Точно исследователи!
– Ребята, я хочу чтобы вы запомнили, что облака, ветер, дождь, снег, град, туман, радуга, молния, гроза, иней – эти явления, происходят в природе сами по себе, независимо от человека.
– Как человек может узнать об этих явлениях? (Дети высказывают свои предположения)
– Кто еще как думает? Молодцы!
СЛАЙД 6.
А теперь немного отдохнем и поиграем.
Шлёп – шлёп – шлёп – иду по лужам.
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Хлюп – хлюп – хлюп – вода в ботинках.
(Ритмично топают ногами)
Буль – буль – буль – упала капля.
(Ритмично делают пружинку)
Кап – кап – кап – мне зонтик нужен!
(Ритмично взмахивают кистями рук сверху вниз)
Ой – ой – ой – кругом вода.
(Кружатся вокруг себя)
Да – да – да – Одевайтесь в дождь всегда!
(Ритмично качают головой)
– Дети, а как вы думаете, что человеку нужно знать, чтобы одеваться по погоде? (Ответы детей)
– Молодцы, правильно, человеку необходимо знать прогноз погоды.
СЛАЙД 7.
- Мои дорогие исследователи скажите, что такое прогноз погоды?
(Дети высказывают свои предположения)
– Хорошо рассуждали, молодцы.
– Прогноз погоды – это научное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период.
(Если дети затрудняются отвечать, воспитатель сама рассказывает.)
(Дети высказывают свои предположения)
Если бы не было прогноза погоды по телевизору, по радио, в интернете, то люди не имели бы хоть какое-нибудь представление о том, какая завтра будет погода. И как человеку необходимо одеваться, и не только.
СЛАЙД 8.
Предлагаю вашему вниманию картинки, рассмотрите их.
Правила игры. Кубик с цифрами. Дети бросают его по очереди, рассказывая по картинке, (кому и для чего нужны предсказания погоды) в зависимости от выпавшей цифры. Если выпала цифра, которая уже была, то ребенок выбирает самостоятельно другую цифру. Примерные суждения детей:
– Как хорошо вы рассуждали! Умницы.
– А можно я еще дополню? Так как мы с вами живем на Черноморском побережье, то для нас важными прогнозами являются штормовые предупреждения. Потому что они используются для защиты жизни и имущества людей.
– Что можно еще дополнить? (Ответы детей)
– Как много интересного мы сейчас с вами рассказали.
СЛАЙД 9.
- Кто и как узнаёт изменения о погоде? (Предположения детей)
Давайте рассмотрим картинки. Вот на таких метеостанциях, ежедневно метеорологи (синоптики) проводят наблюдения за погодой.
Они измеряют температуру воздуха, влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное давление, количество осадков и степень облачности.
Затем метеорологи передают данные о погоде средствам массовой информации. Ведь они обязаны вовремя предупредить о приближающемся урагане или наводнении, сильном ливне или снеге.
– Ребята, вы запомнили, кто наблюдает за изменениями в погоде? (Ответы детей)
СЛАЙД 10.
Воспитатель рассказывает, для чего нужен метеоприбор, а дети добавляют название прибора (если дети затрудняются назвать прибор, можно показать его)
1. Наблюдать за температурой воздуха помогают приборы – термометр и барометр.
2. Наблюдать за ветром помогают – ветряной рукав и флюгер.
– А как вы думаете, как можно еще узнать направление ветра? (Предположения детей)
– Я согласна с вами, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.
3. Прибор для измерения времени по Солнцу – солнечные часы.
4. Атмосферные осадки, т.е. дождь, роса, их количество измеряется при помощи – осадкомера.
5. Измеряет высоту снега – линейка.
3 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогу деятельности.
– Дети, вы сегодня были настоящими исследователями, так хорошо рассказывали, молодцы!
– А можете мне напомнить, что такое погода? (ответы детей)
– Для чего нужно знать состояние погоды?
– Какие метеорологические приборы вы запомнили?
– О какой новой профессии вы сегодня узнали?
– В чем заключается работа метеоролога?
4 этап: способствует подведению итога деятельности.
– Ребята, а вы хотите каждый день наблюдать за изменениями в погоде? (Ответы детей).
– На прогулке мы пойдем на метеоплощадку и вместе с вами определим, какая сегодня погода, и отразим ее в календаре. Если мы каждый день будем наблюдать за изменениями в погоде, нас можно назвать метеорологами? (Ответы детей).
Закрепить знания детей об основных явлениях в природе в разные времена года. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко! Как вы думаете, какая за окошком сегодня погода.
( ответы детей)
Воспитатель: Как о ней можно сказать…… (ответы детей - пасмурная, холодная, морозная…) А давайте сейчас с вами вспомним: А какая еще бывает погода. ……
(Воспитатель обращает внимание детей на картину, где изображены различные виды погоды.)
(Ответы детей: солнечная, дождливая, пасмурная, ветреная, морозная, холодная, ясная)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Предсказывают погоду специальные люди, которые называются как ребята……….
(ответы детей - метеорологи.)
А давайте вспомним, как они это делают. ( ответы детей - они определяют ее по приборам)
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете приборы для определения погоды? (Воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображена фотография термометра и флюгера)
(ответы детей - термометр и флюгер)
Воспитатель: Ребята, а для чего нужен термометр. ( ответы детей - для определения температура воздуха) А флюгер , зачем необходим. ( ответы детей - для определения направления ветра)
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем с вами, зачем нам необходимо знать какая будет завтра погода. ( ответы детей- , чтобы знать какую куртку одеть в садик, шапку, взять ли зонтик и т.п.)
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, мы об этом с вами уже говорили, кому необходимо знать какая погода будет завтра. (ответы детей - нашим родителям)
Воспитатель: А еще? Людям каких профессий, надо знать погоду. (ответы детей- водителям автобусов, шоферам, летчикам).
Воспитатель: Давайте вспомним ребята, а по каким известным вам явлениям природы можно судить о погоде? ( воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображены картинки различных явлений природы)
( ответы детей - дождь, снег, град, туман, роса, ветер, гололедица, лед, листопад.
Воспитатель: Ребята, а давным-давно, когда еще не было метеорологов, наши бабушки и дедушки пытались предсказать погоду и собрали множество примет, которые им в этом помогали. А давайте , вспомним ребята народные приметы о погоде и поиграем в игру:
- Солнце село в тучу - …… (к дождю)
- Много ягод на рябине - ….. (к холодной зиме)
- Цветки одуванчика закрываются - … (перед дождем)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами говорили о народных приметах, посмотрите какие к нам удивительные облака на небе приплыли.( воспитатель обращает внимание на картинки с изображением различных облаков)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
– развивать логическое мышление
— воспитывать интерес к предмету.
Словарь : Употребление в речи детей слов дождь, солнечный, дождливый, холодный, ясный. Холодно, пасмурно, снегопад, буран, метель, гололед, поземка, туман, прогноз погоды
Ход занятия:
1.Организационный момент. (Слайд 1) Приветствие. Прочитать стихотворение.
Дождик землю поливает
И деревья умывает.
Что- то он сказать хотел,
К нам в окошко залетел.
Он решил нам подсказать,
Что занятие пора начать.
Воспитатель: Изучением погоды занимается наука синоптическая метеорология. Кто такой метеоролог? Метеоролог – человек изучающий признаки погоды, её изменения.
Вы хотите узнать, какая будет погода завтра, в ближайшее время? Какими будут предстоящая зима или лето. Понаблюдайте внимательно за окружающей вас природой, её обитателями, домашними животными. И вы не ошибётесь в прогнозе. Живые барометры помогали человеку в его повседневной деятельности.
Воспитатель обращает внимание на картинку, на которой ребенок одет не правильно. (Слайд 2)
Воспитатель: Ребята скажите, что здесь не правильно? Почему так одета девочка?
Дети: Она не знает какое время года. Какая на улице погода.
Воспитатель: А для чего нужно знать погоду?
Дети: чтобы правильно одевается на прогулку. Чтобы определить можно идти на улицу гулять? Чтобы решить можно идти в гости или нет. Можно или нет идти на гору кататься…
Воспитатель: Ребята, а как можно определить какая погода?
Дети: можно посмотреть в окно. Можно послушать радио. Можно прочитать в газете. Посмотреть прогноз погоды по телевизору, Посмотреть в интернете…
Госпожа Погода: Здравствуйте! А какой я могу быть?
Дети: Ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной.
Воспитатель: Погода — это состояние атмосферы в данное время в данном месте.
Госпожа Погода: Отгадайте загадки и узнаете какие атмосферные явления в погоде бывают? (слайд 7-14)
(Мороз, жара, облака, гроза, ветер, туман, дождь, снег)
*Зима – холодная, снежная, морозная, лютая, ветряная, суровая…
* День – ветряный, ясный, пасмурный, морозный, снежный, солнечный, теплый, холодный…
* Ветер – холодный. Северный. Сильный. Умеренный, теплый. Прохладный. Слабый…
*Облака—белые, серые, большие, маленькие, низкие, кучевые, перестые…
Воспитатель: На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки.
Состояние погоды влияет на здоровье людей, на поведение животных, птиц. Нужно знать прогноз погоды, чтобы правильно одеться, выбрать время поездки.
Погода отличается изменчивостью, многообразием и – в то же время – повторяемостью, может повторятся. Многолетний режим погоды в определённом месте — это климат. (это как человек со своим устоичивым характером) В каждом месте Земли — свой климат. Он из года в год один и тот же. А вот погода может преподносить сюрпризы.
Воспитатель: Давайте поблагодарим госпожу Погоду за ее хорошее настроение.
Читайте также: