Перерыв на обед в школе должен быть

Обновлено: 05.07.2024

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

от 2 марта 2021 года

О рекомендациях по организации режима дня для школьников

Роспотребнадзор напоминает, что в повседневной жизни школьника очень важно соблюдать режим дня. У ребёнка, соблюдающего правильный режим, вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей. Это помогает ему легко переключаться из одного состояния в другое. Чёткий режим дня помогает правильно сбалансировать рабочую деятельность и отдых, что очень важно для растущего ребёнка и его здоровья.

Основное влияние на состояние здоровья школьника оказывают режим питания, количество и качество сна, двигательная активность (прогулки на свежем воздухе, подвижные игры), наличие или отсутствие правильно организованного рабочего места.

Режим питания

Соблюдение режима питания - одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, но и в какое время и как часто.

Для школьников требуется 5 приемов пищи в сутки в зависимости от нагрузки, через 4-5 часов.

Завтрак дома 7.30-8.00

Горячий завтрак в школе 11.00-11.30

Обед в школе 12:30-13:00 или дома 14.00-14.30

Полдник 16.30-17.00

Ужин 19.00-19.30

Часть дневного рациона

Завтрак

Завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, потому что в это время он наиболее активно работает. Завтрак должен быть плотным и обязательно должен включать горячее блюдо - крупяное, творожное, яичное или мясное.

В качестве питья лучше всего предложить какао - наиболее питательный напиток (в чае и кофе практически отсутствуют калории, калорийность какао сопоставима с калорийностью сыра), можно использовать и чай.

Во время обеда человек съедает большую часть суточной нормы пищи. Обед состоит из трех или четырех блюд, обязательно включает в себя горячее первое блюдо - суп.

В качестве закуски можно использовать свежие овощи или овощи с фруктами. Свежие овощи обладают сокогонным эффектом - следовательно, подготавливают желудочно-кишечный тракт ребенка к восприятию более калорийных блюд. В зимнее время года можно использовать квашеную капусту, соленые огурцы, помидоры, репчатый лук, зеленый горошек (консервированный).

Первые блюда - овощные супы, крупяные супы, щи, борщи, рассольники, супы из гороха, фасоли, бобов, супы с клецками, молочные супы.

Для приготовление вторых блюд, расходуется как правило, суточная норма мяса, птицы или рыбы.

Свежие фрукты или соки, ягоды - наиболее подходящее третье блюдо. При отсутствии свежих фруктов можно использовать консервированные соки, плодовоовощные пюре, компоты из сухофруктов.

Хлеб - высококалорийный продукт, содержащий большинство необходимых человеку питательных веществ.

Полдник

Желательно использовать в полдник свежие фрукты или ягоды. Полдник обычно бывает легким и включает молоко или кисломолочный напиток и булочку, которые изредка можно заменить мучным блюдом (оладьями, блинчиками), а также кондитерскими изделиями (печеньем, сухариками, вафлями и пр.)

На ужин следует использовать примерно такие же блюда, как и на завтрак, исключая только мясные и рыбные продукты, так как богатая белком пища возбуждающе действует на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Предпочтительны на ужин разнообразные запеканки (особенно творожные), сырники, ленивые вареники.

Здоровый сон

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (примерно на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. Ведь при недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый "быстрый сон"), от которой зависит способность к обучению и его успешность.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:

Ложиться спать и вставать в одно и то же время. Не стоит даже на время дистанционного обучения сдвигать привычные часы сна.

Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов).

Сформировать собственные полезные привычки ("ритуал"): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

Двигательная активность

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают в процессе социализации в коллективе сверстников.

Организация рабочего места школьника

Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок - левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Кроме того, правильно подобранная мебель - один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера, поскольку проведение занятий с применением персональных ЭСО является неотъемлемой частью учебного процесса.

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:

для обучающихся в 1-2 классах - 20 мин

для обучающихся в 3-4 классах - 25 мин

для обучающихся в 5-9 классах - 30 мин

для обучающихся в 10-11 классах - 35 мин

Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах - 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах - 3 урока.

При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.

Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).

обед

Для работы нам понадобятся

Что говорит закон?

В соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) НЕ превышает четырех часов.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР).

Обращаю ваше внимание, что вы должны быть ознакомлены с ПВТР. Если нет, то запросите их для ознакомления, именно в них и должно быть указано, как и где вы сможете принимать пищу в течение рабочего дня (смены).

Согласно п. 1.5 Приказа № 536 в случаях, когда педагогические работники и иные работники выполняют свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Педагогическим работникам и иным работникам в таких случаях обеспечивается возможность приема пищи в течение рабочего времени одновременно вместе с обучающимися или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

Три положения, о которых стоит знать учителю

Вторая составляющая актуальна и для других педагогических работников (воспитатель и т.д.). Смотрите ваши ПВТР и другие локальные акты, там должно быть указано, в какое время вы имеете право принимать пищу. Если это там не указано, то это является нарушением. Вам нужно написать письменное обращение в адрес администрации, чтобы она определила порядок приема пищи.

Кто платит за обед учителя?

Касаемо споров по поводу того, что столовая должна кормить сотрудников. Столовая образовательной организации обязана обеспечивать питанием только обучающихся, а все остальные питаются на платной основе при наличии условий. Да, возможно и бесплатное питание сотрудников, но скажите за это спасибо вашей администрации.

Роспотребнадзор опубликовал методические рекомендации для школ и родителей о том, как должны питаться ученики школ. В документе - все подробно и по полочкам: сколько длятся перемены на обед и завтрак, сколько приемов пищи в день должно быть у ребенка, какая калорийность - и есть даже примерные меню, которыми, как шпаргалкой, могут пользоваться школы.

 Фото: Виктор Драчев/ТАСС

20 минут - не меньше

Важно, что до начала уроков родители должны дома покормить ребенка - это и будет его первый прием пищи. Затем, если ребенок учится в первую смену, то школьный завтрак у него должен пройти во вторую или третью перемену. Продолжительность такой перемены для приема пищи - не менее 20 минут.

Если ребенок учится во вторую смену - то ему нужен полноценный обед. Замена обеда завтраком не допускается.

Если ребенок находится в школе до 6 часов - у него может быть один прием пищи - завтрак для первой смены и обед - для второй. Если ученик в школе больше шести часов - нужны уже два приема пищи: либо завтрак плюс обед, либо обед плюс полдник. Продленка до 18.00? Здесь нужны все три элемента: завтрак, обед, полдник.

В целом интервалы между завтраком, обедом, и ужином у ребенка должны быть не менее 3,5 - 4 часов. Между основным приемом пищи и перекусом (второй завтрак, полдник, второй ужин) - не менее 1,5 часов.

Калории и граммы

На завтрак приходится 20-25% калорийности суточного рациона ребенка. На второй завтрак (если он есть) - 5-10%. На обед - 30-35%, на полдник - 10-15%, на ужин - 25-30%, на второй ужин - 5%.

Фото: Виталий Невар / ТАСС

Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток. Белки (20-25 г), жиры (20-25 г) и углеводы (80-100 г). Целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, овощами, ягодами. Фрукты должны выдаваться поштучно.

Меню разрабатывается минимум на две недели, а обед должен быть составлен с учетом завтрака. Если на завтрак - крупяное блюдо (каша, запеканка, макароны), то на обед - мясо или рыба с овощным гарниром. Одни и те же блюда не должны повторяться в течения дня или двух смежных дней.

Для учеников, которым нужно лечебное питание, разрабатывается отдельное меню.

Электросковорода в помощь

Есть в рекомендациях и указание на то, как должны быть оборудованы школьные пищеблоки. К примеру, необходимо предусмотреть не менее двух электроплит - по 4 конфорки каждая. А еще школам рекомендуется установить суперсовременные пароконвертоматы, в которых можно готовить основные блюда одновременно для всех учеников за раз (400-450 чел). А еще - кастрюли, соусницы, электродуховые шкафы, электросковороды, холодильники, моечные ванные, контрольные весы… в общем, полный набор.

Плакаты и викторины

Как популяризировать здоровое питание среди учеников? Роспотребнадзор предлагает школам проводить на эту тему лекции, беседы, викторины. А еще помогут плакаты, иллюстрированные лозунги в столовой, в "уголке здоровья". Ну и, конечно, работать в этом направлении нужно будет вместе с родителями.

Советы для родителей

Для мам и пап, кстати, есть тоже много интересного. Самое главное - они могут собраться и организовать родительский контроль за школьным питанием. Проверить соответствие блюд утвержденному меню, наличие и состояние санитарной одежды сотрудников пищеблока, оценить вкусовые предпочтения детей и то, насколько они довольны едой в школьной столовой. (В приложении есть даже образец анкеты для школьника)

А еще из документа родители могут узнать, какие витамины нужны ребенку и в каких продуктах они содержатся, сколько нужно соли ребенку в день (3-5 г в сутки) и другое.

Примерное меню

Завтрак на неделю, 1-4 классы

Понедельник: каша гречневая молочная, чай, хлеб, масло сливочное, сыр.

Вторник: омлет натуральный, зеленый горошек отварной консервированный, кофейный напиток, хлеб, масло сливочное.

Среда: рыба припущенная, картофельное пюре, чай с лимоном, хлеб, масло сливочное.

Четверг: запеканка творожно-морковная со сметанным соусом, какао с молоком, хлеб, масло сливочное.







Mozilla/5.0 (Windows NT 5.1) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/27.0.1453.93 Safari/537.36

Читайте также: