Вопросы к иллюстрации в доу
Обновлено: 05.07.2024
Цель: Ознакомление детей с книжной графикой как видом изобразительного искусства на примере работ Е.М. Рачева.
- Развивать интерес к книжной графике.
- Формировать умение у детей обращать внимание на художественно-выразительные средства художника (цвет, фон, действие, способы оживления (очеловечивания) животных.
- Создавать условия для формирования умения у детей составлять описательный рассказ при рассматривании иллюстраций, высказывать своё отношение к творчеству художника.
- Воспитывать бережное отношение к книге, как к произведению искусства.
Предварительная работа: оформление выставки книг с иллюстрациями Е. Рачева, изготовление дидактических игр, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.
Звучит песенка колобка, в группу вносится игрушка колобок.
Воспитатель: Посмотрите ребята, кто к нам в гости пришел?
Дети: Колобок!
Воспитатель: Да не с пустыми руками пришел, а принес с собой книгу. Как вы думаете, что это за книга? О чем в ней говорится? Давайте рассмотрим ее.
Дети: Сказка о колобке.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: На обложке книги нарисована картинка с лисой и колобком.
Воспитатель: Верно. Мы с вами еще не умеем читать, но такие картинки нам помогают понять смысл сказки. А как правильно называются картинки в книге?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель: Кто создает иллюстрации?
Дети: Художники.
Отличительной чертой художника являлось то, что он всех нарисованных животных превращал в настоящих сказочных героев. Все его персонажи очень похожи на людей поведением, характером, а самое главное они были одеты в русские национальные костюмы.
Дети: Колобка. Он сидит на окошке.
Воспитатель: Какой колобок?
Дети: Веселый, улыбается и подмигивает одним глазом.
Воспитатель: Обратите внимание, каким цветом его нарисовал художник?
Дети: Желтого цвета, с черными глазами.
Воспитатель: Дети Колобок так и остался лежать на окошке?
Дети: Нет, он покатился по дорожке.
Дети: Заяц.
Воспитатель: Вот зайчик в белой вышитой рубашке. Как вы думаете, дети, откуда прискакал зайчик?
Дети: С огорода.
Воспитатель: Как вы догадались об этом?
Дети: художник нарисовал его с морковкой под мышкой.
Воспитатель: Посмотрите на его мордочку. Как он смотрит на Колобка? Дети: зайчик удивлен, обрадован.
Воспитатель: Правильно, потому что он никогда не видел колобка и не слышал его песенки. А кто может спеть песенку колобка? (Ребенок поет песню колобка.) Перелистываем страницу книги. Дальше покатился колобок, и навстречу ему?
Дети: Волк!
Воспитатель: На этой иллюстрации волк. А он как смотрит на Колобка?
Дети: удивленный, голодный, сердитый.
Воспитатель: как одет волк?
Дети: В красный кафтан. И в руках у него оружие.
Воспитатель: это оружие называется – кистень. Но и от волка ему удалось уйти. Перелистываем следующую страницу книги, и мы видим, что колобок повстречал…
Дети: Медведя.
Воспитатель: А каким изобразил Рачев медведя?
Дети: Большой медведь ест ложкой мед.
Воспитатель: Да, все верно, медведь держит колоду, в которой живут пчелы, ест мед, широко раскрыл пасть и закатил от удовольствия маленькие глазки, так ему нравится мед. Видно, что медведь неповоротливый, и Колобку будет нетрудно убежать от него. Укатился колобок и от медведя. Катился, катился и встретил?
Дети: Лису.
Воспитатель: перелистываем страницу следующую. И в правду, видим лису.
Давайте посмотрим на нее. Какая лиса? Добрая? (ответы детей). Видите, какая она нарядная. Что у нее на голове?
Дети: кокошник с узорами.
Воспитатель: Какой сарафан нарисовал лисе Рачев?
Дети: Синего цвета, с золотыми пуговицами. В белой рубашке.
Воспитатель: Что на шее?
Дети: Бусы.
Воспитатель: Что делает лиса?
Дети: слушает песенку колобка.
Воспитатель: Художник так изобразил лису, что мы видим, какая она хитрая обманщица, подставила лапку к уху, показывает, что плохо слышит колобка. А в итоге?
Дети: Съела колобка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всех вспомнили. Вам понравились иллюстрации к сказке?
Дети: Да!
Воспитатель: А теперь предлагаю встать со стульчиков и поиграть в одну подвижную игру.
Колобок, колобок, колобок – румяный бок (шагаем на месте, трем кулачками щеки)
По дорожке покатился, и назад не воротился (бег на месте, качаем головой)
Встретил: мишку, волка, зайку (лицами в круг, изображая животных)
Всем играл на балалайке (изображают игру на балалайке)
У лисы спел на носу (приседания)
Больше нет его в лесу (разводят руками).
Воспитатель: Садитесь на стульчики. Колобок и я хочу с вами поиграть. Я буду показывать часть иллюстрации, а вы должны будете найти ее в книге и рассказать, откуда она и кому принадлежит.
У каждого из вас на подносе лежат иллюстрации к сказкам. Вам нужно найти и показать только те иллюстрации, которые рисовал Евгений Рачев.
Воспитатель: Вы просто молодцы!
Иллюстрации, какого художника мы сегодня рассматривали?
Дети: Евгения Рачева.
Воспитатель: Нужны ли иллюстрации в сказках?
Дети: Да. Книжки становятся красочней и интересней.
Умеет всматриваться в иллюстрации; замечает выразительные средства (движение, фактура шерстки животного, выражение глаз); проявляет доброе отношение к животным.
Предварительная работа:
Чтение книги Е.И.Чарушина и рассматривание его рисунков.
Методические приемы
I.Вводная часть
Организационный момент
(Дети, а сейчас сядьте на свои стульчики. Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве интересного человека)
1.2. Показ портрета художника Е.И.Чарушина, рассказ воспитателя биографии Чарушина:
а) вопросы к детям:
- О каком художнике я вам рассказала?
(Евгений Иванович Чарушин)
-Где он родился?
(родился в городе Вятке)
-Что любил мальчик?
(Мальчик очень любил животных)
Физкультминутка пальчиковая
Наших маленьких ребят –
Пять лохматых медвежат –
Танцевать не приглашают,
Неуклюжими считают.
(Соединяем руки кончиками пальцев, ставим запястья на край стола и раскачиваем сомкнутые кисти рук вправо-влево.)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будут мишки танцевать!
Раз, два, три, четыре, пять –
Всем на лапы наступать!
(На счет соединяем и разъединяем поочередно все пальцы.)
II.Основная часть
( Дети, сегодня я вас познакомлю с творчеством художника – иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина)
-Кто изображен на картине?
- Давайте рассмотрим медвежат, которые изображены на обложке. Мне очень понравились эти медвежата. Посмотрите, как художник нарисовал их. Мы видим мягкие ушки, мохнатую шерстку, серьезные мордочки и толстые пятки. Один усердно сосет молоко из бутылочки, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.
-Какими изобразил Чарушин медвежат? Опишите.
(маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками)
-Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке?
- Правильно, а почему?
( Потому что художник нарисовал медвежат крупно, во весь лист.)
- Кто изображен на этой иллюстрации?
- Как чувствует себя лисенок в лесу?
(одиноко, страшно ему)
- Как нам об этом рассказывает художник?
(лисенок кричит, зовет маму на помощь. Страшно ему в лесу одному. Жалко лисенка.)
- Каким нарисовал художник лисенка?
(маленьким, беззащитным, рыженьким, пушистым, кричащим, испуганным)
- Ребята, посмотрите, на картине изображена елочка.
- Как вы думаете, зачем художник изобразил ее? Мы ведь знаем, что он не любил рисовать посторонние предметы.
(Художник, с помощью елочки, хотел сказать, что лисенку страшно и неуютно в лесу.)
- Ребята, кто изображен на картине?
- Давайте рассмотрим, каким художник изобразил олененка?
(Маленьким, беспомощным, слабым. Он с трудом стоит на ногах.)
- Ребята, какие чувства вызывает у вас это олененок?
(Любовь, жалость, желание помочь ему.)
Вывод детьми
Художник-иллюстратор Евгений Иванович Чарушин очень любил животных и заботился о них.
( И детям предлагает высказывать свои желания заботиться о животных , восхищаться их красотой , повадками , умением маскироваться.)
Физкультминутка для снятия общего утомления
Раз – присядка. (Присесть.)
Два – прыжок.( Подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.( “Ушки на макушке” – зайчики)
А лисята как проснутся, (Потереть кулачком глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться)
Обязательно зевнуть, (Повороты туловища)
Рыжим хвостиком вильнуть. (Движения бедрами вправо-влево)
А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок вверх)
Ну а Мишка косолапый, (Согнуть руки в локтях)
Широко расставив лапы, (Ноги на ширине плеч)
То двумя, то всеми вместе (Переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны)
Начинает все сначала.
III.Заключительная часть
-Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
- Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
- Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её.
- Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
- У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
-Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга.
-Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это…(Белка).
Рефлексия
-О ком мы сегодня говорили?
(о художнике-иллюстраторе)
-Как зовут художника-иллюстратора?
(Евгений Иванович Чарушин)
-Что он любил изображать?
Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)
Оснащение развивающей образовательной среды:
- Пополнение центра для творчества авторскими дидактическими играми о художниках – иллюстраторах
- Оформление авторских дидактических игр о художниках – иллюстраторах
Литература:
Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т.Н. Доронова, М., 1991
Дошкольникам об искусстве: Учебно - наглядное пособие для детей младшего, среднего возраста. Автор - составитель Т.Н. Доронова, М.,1999
Кокорин Анатолий Как я рисовал сказки Х.К.Андерсена Малыш. 1988
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. С.П.б,1997.
Ратковски Натали Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески
Манн, Иванов и Фербер , 2011
Русские художники детской книги. Автор - составитель Э.З. Ганкина, М., 1963.
Конспект НОД посвящен привитию детям дошкольного возраста социальных навыков: подвести детей к пониманию того, что книга — это произведение искусства, над созданием которой работает большое количество людей разных профессий, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно. Содержание и материал НОД адаптированы для детей 6–7 лет.
Ключевые слова: профессия, художник, иллюстрация
Цель: закрепить представление детей о книжной графике, о сложности профессии художника — иллюстратора, последовательность и процессе его работы над иллюстрацией.
Задачи:
- Обобщать и закреплять знания детей о профессии художника-иллюстратора: чем занимаются люди этой профессии, какими инструментами пользуются в своей работе;
- Развивать познавательную активность, художественные способности детей средствами изобразительной деятельности: техника лубочных картинок, рисование с помощью штрихов, как средство подготовки руки к письму;
- Совершенствовать диалогическую речь, умение четко отвечать на вопросы, воображение, логическое мышление;
- Прививать бережное отношение, аккуратное отношение к книге;
- Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах.
Материал: иллюстрации на мультимедийной установке, карточки для д/игры, иллюстрации к сказкам, книги, гелиевые черные ручки, рисунки для работы.
Предварительная работа:
1) чтение литературных произведений с иллюстрациями художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);
2) рассматривание иллюстраций к различным потешкам, сказкам, рассказам;
3) чтение и разучивание стихотворений русских поэтов;
4) рассматривание и изучение техники рисования лубочных картинок, как одной из разновидностей народного изобразительного искусства.
5) подготовка основы книжки для иллюстрирования детьми.
Обогащение словаря: иллюстрации, художники-иллюстраторы, оглавление, лубочные картинки, Ю. А. Васнецов, Е. М. Рачёв, Е. И. Чарушин.
Здоровьесберегающие технологии:
‒ физминутка (ритмические движения под песню);
‒ гимнастика для глаз.
Сюрпризный момент: появление почтальона с посылкой.
Ход занятия:
Стук в дверь группы.
Воспитатель: Кто-то к нам стучится? Кто это? Давайте посмотрим.
В группу входит почтальон
Дети отвечают: Да, это мы.
Почтальон: Я принес вам посылку.
Воспитатель: А кто нам её прислал?
Почтальон: К сожалению, адрес отправителя размыло снегом. Распишитесь тут за получение посылки.
Воспитатель: Спасибо вам большое, до свидания.
Почтальон: До свидания.
Воспитатель берет посылку
Воспитатель: Вот так сюрприз! Ребята, давайте посмотрим, что там? (воспитатель открывает посылку и достает оттуда книгу). А кто знает, что это? (это книга). Посмотрите, какая она красивая! Это книга о животных. А для чего нам нужны книги? (чтобы читать, из книг мы узнаем много нового и интересного, в книгах много ярких картинок их можно рассматривать).
Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы
В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3,
В страну книг нас перенеси.
Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная книжная выставка, сколько красивых, ярких книг. А как вы думаете, кто создает рисунки в книгах?
Дети: Рисунки в книгах создают художники.
Воспитатель: Верно. Портреты пишут портретисты, море — маринисты, пейзажи — пейзажисты. А как называют художников, которые рисуют для книг?
Дети: Художники — иллюстраторы.
Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, чем занимаются художники?
Дети: Рисуют, фантазируют.
Воспитатель: Хорошо. А как правильно называют картинки в книге?
Воспитатель: Верно. Для чего же нужна иллюстрация в книгах?
Дети: Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают. А посмотрите на эти красочные иллюстрации? (двое детей читают стихотворения к иллюстрациям)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше лепестка.
Кто читал такую книжку? Знает девочку — малышку. (Дюймовочка)
За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать художник-иллюстратор?
Дети. Уметь рисовать, быть добрым, понимать детей, представлять сказку.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какой материал нужен для работы художнику — иллюстратору?
Дети: Краски, кисти, бумага, вода, карандаш, палитра, краски гуашевые или акварельные, резинка.
Художники-иллюстраторы рисуют различными художественными материалами: это краски, уголь, пастель, а еще они любят рисовать цветными карандашами. И сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам напомню, как работает иллюстратор над рисунками в книге.
Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков-набросков.
Художник-иллюстратор придумывает иллюстрации в книге от начала до конца. Иллюстрации в книге могут располагаться с левой стороны, с правой, вверху страницы, внизу.
Дети: Юрий Алексеевич Васнецов (слайд 4)
Воспитатель: А этот художник родился в Вятке. Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни. (слайды:5–9)
Дети: Евгений Иванович Чарушин (слайд 10)
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите на его замечательные иллюстрации? Кто на них изображен?
Дети: Животные (собачка, котенок, рысь, зайчики) (слайды:11–15)
Воспитатель: А какие по характеру эти животные?
Дети: Игривые, добрые, ласковые.
Воспитатель: Вот сколько много иллюстраций для книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.
Воспитатель. В чём заключается работа художника-иллюстратора?
Дети. Он читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает или сразу рисует штрихами.
Воспитатель. Что становится результатом труда художника-иллюстратора?
Дети. Красивая книжка.
Воспитатель. В чём польза его работы?
Дети. Дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать историю. С картинками история интереснее.
Воспитатель: Мы сегодня много с вами вспомнили о художниках-иллюстраторах, о том, как они создают книги и рисуют в них иллюстрации. И сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и закончить нашу книгу о животных. Для этого давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3
В детский сад нас верни.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы на некоторое время станете художниками-иллюстраторами. Вам нужно будет дорисовать красивые иллюстрации к нашей будущей книге о животных. Посмотрите внимательно на обложку книги. В какой технике она выполнена? И сейчас, каждый будет рисовать любое понравившееся ему животное в технике лубочных картинок. А перед работой давайте подготовим наши ручки к работе.
Зайка книгу нашел, и открыл, и прочел,
И закрыл, все забыл. И снова открыл,
И все повторил, А потом закрыл, и опять забыл.
По окончанию работы, ребята выходят к воспитателю, становятся полукругом, в руках держат свои работы.
Воспитатель: Ребята, как красиво вы дорисовали иллюстрации в нашей будущей книге. А расскажите мне, каких животных вы рисовали.
Ребята рассказывают про то, что и как они сейчас рисовали.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, книга, ребенок, иллюстрация, ребята, художник, детский сад, животное, картинка, работа.
Ключевые слова
Похожие статьи
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной.
Одно из направлений этой работы — знакомство с творчеством художников иллюстраторов детских книг. Для того, чтобы дети поняли назначение иллюстрации в книге, проводится большая предварительная работа — удивительные прогулки к «Старичку.
– индивидуальная работа с детьми
Формировать умение детей соотносить животное с местом обитания.
Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада.
Ключевые слова: художественная иллюстрация, детская книга, художники-иллюстраторы, подготовка бакалавров педагогики.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль.
Тематические журналы. Издание книг.
Работы детей. Воспитатель индивидуально оказывает помощь.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.
Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние.
Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей. )
Издание книг.
Методику работы с детьми я строю таким образом, чтобы, наряду с получением новых представлений, умений и навыков с помощью искусства и детской
Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов ДОУ. — 2010.
Предварительная работа
Педагог предлагает ребёнку карточку с изображением животного.
Воспитатель: Ребята, вы расколдовали наших друзей — диких животных.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.
Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы.
Так как дети очень любят животных мы рисуем ещё котиков, зайчиков, птичек.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль.
Применение визуальных историй в обучении детей дошкольного.
Книга для воспитателей детского сада.
Использование техники сторителлинг в работе с детьми. Дети только слушают и воспринимают информацию.
Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-синтез, 2010. с 272.
Похожие статьи
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной.
Одно из направлений этой работы — знакомство с творчеством художников иллюстраторов детских книг. Для того, чтобы дети поняли назначение иллюстрации в книге, проводится большая предварительная работа — удивительные прогулки к «Старичку.
– индивидуальная работа с детьми
Формировать умение детей соотносить животное с местом обитания.
Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада.
Ключевые слова: художественная иллюстрация, детская книга, художники-иллюстраторы, подготовка бакалавров педагогики.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль.
Тематические журналы. Издание книг.
Работы детей. Воспитатель индивидуально оказывает помощь.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.
Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние.
Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей. )
Издание книг.
Методику работы с детьми я строю таким образом, чтобы, наряду с получением новых представлений, умений и навыков с помощью искусства и детской
Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов ДОУ. — 2010.
Предварительная работа
Педагог предлагает ребёнку карточку с изображением животного.
Воспитатель: Ребята, вы расколдовали наших друзей — диких животных.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.
Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы.
Так как дети очень любят животных мы рисуем ещё котиков, зайчиков, птичек.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль.
Применение визуальных историй в обучении детей дошкольного.
Книга для воспитателей детского сада.
Использование техники сторителлинг в работе с детьми. Дети только слушают и воспринимают информацию.
Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-синтез, 2010. с 272.
Читайте также: