Вопросы к иллюстрации в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Ознакомление детей с книжной графикой как видом изобразительного искусства на примере работ Е.М. Рачева.

  1. Развивать интерес к книжной графике.
  2. Формировать умение у детей обращать внимание на художественно-выразительные средства художника (цвет, фон, действие, способы оживления (очеловечивания) животных.
  3. Создавать условия для формирования умения у детей составлять описательный рассказ при рассматривании иллюстраций, высказывать своё отношение к творчеству художника.
  4. Воспитывать бережное отношение к книге, как к произведению искусства.

Предварительная работа: оформление выставки книг с иллюстрациями Е. Рачева, изготовление дидактических игр, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

Звучит песенка колобка, в группу вносится игрушка колобок.

Воспитатель: Посмотрите ребята, кто к нам в гости пришел?

Дети: Колобок!

Воспитатель: Да не с пустыми руками пришел, а принес с собой книгу. Как вы думаете, что это за книга? О чем в ней говорится? Давайте рассмотрим ее.

Дети: Сказка о колобке.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: На обложке книги нарисована картинка с лисой и колобком.

Воспитатель: Верно. Мы с вами еще не умеем читать, но такие картинки нам помогают понять смысл сказки. А как правильно называются картинки в книге?

Дети: Иллюстрации.

Воспитатель: Кто создает иллюстрации?

Дети: Художники.

Отличительной чертой художника являлось то, что он всех нарисованных животных превращал в настоящих сказочных героев. Все его персонажи очень похожи на людей поведением, характером, а самое главное они были одеты в русские национальные костюмы.

Дети: Колобка. Он сидит на окошке.

Воспитатель: Какой колобок?

Дети: Веселый, улыбается и подмигивает одним глазом.

Воспитатель: Обратите внимание, каким цветом его нарисовал художник?

Дети: Желтого цвета, с черными глазами.

Воспитатель: Дети Колобок так и остался лежать на окошке?

Дети: Нет, он покатился по дорожке.

Дети: Заяц.

Воспитатель: Вот зайчик в белой вышитой рубашке. Как вы думаете, дети, откуда прискакал зайчик?

Дети: С огорода.

Воспитатель: Как вы догадались об этом?

Дети: художник нарисовал его с морковкой под мышкой.

Воспитатель: Посмотрите на его мордочку. Как он смотрит на Колобка? Дети: зайчик удивлен, обрадован.

Воспитатель: Правильно, потому что он никогда не видел колобка и не слышал его песенки. А кто может спеть песенку колобка? (Ребенок поет песню колобка.) Перелистываем страницу книги. Дальше покатился колобок, и навстречу ему?

Дети: Волк!

Воспитатель: На этой иллюстрации волк. А он как смотрит на Колобка?

Дети: удивленный, голодный, сердитый.

Воспитатель: как одет волк?

Дети: В красный кафтан. И в руках у него оружие.

Воспитатель: это оружие называется – кистень. Но и от волка ему удалось уйти. Перелистываем следующую страницу книги, и мы видим, что колобок повстречал…

Дети: Медведя.

Воспитатель: А каким изобразил Рачев медведя?

Дети: Большой медведь ест ложкой мед.

Воспитатель: Да, все верно, медведь держит колоду, в которой живут пчелы, ест мед, широко раскрыл пасть и закатил от удовольствия маленькие глазки, так ему нравится мед. Видно, что медведь неповоротливый, и Колобку будет нетрудно убежать от него. Укатился колобок и от медведя. Катился, катился и встретил?

Дети: Лису.

Воспитатель: перелистываем страницу следующую. И в правду, видим лису.

Давайте посмотрим на нее. Какая лиса? Добрая? (ответы детей). Видите, какая она нарядная. Что у нее на голове?

Дети: кокошник с узорами.

Воспитатель: Какой сарафан нарисовал лисе Рачев?

Дети: Синего цвета, с золотыми пуговицами. В белой рубашке.

Воспитатель: Что на шее?

Дети: Бусы.

Воспитатель: Что делает лиса?

Дети: слушает песенку колобка.

Воспитатель: Художник так изобразил лису, что мы видим, какая она хитрая обманщица, подставила лапку к уху, показывает, что плохо слышит колобка. А в итоге?

Дети: Съела колобка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, всех вспомнили. Вам понравились иллюстрации к сказке?

Дети: Да!

Воспитатель: А теперь предлагаю встать со стульчиков и поиграть в одну подвижную игру.

Колобок, колобок, колобок – румяный бок (шагаем на месте, трем кулачками щеки)

По дорожке покатился, и назад не воротился (бег на месте, качаем головой)

Встретил: мишку, волка, зайку (лицами в круг, изображая животных)

Всем играл на балалайке (изображают игру на балалайке)

У лисы спел на носу (приседания)

Больше нет его в лесу (разводят руками).

Воспитатель: Садитесь на стульчики. Колобок и я хочу с вами поиграть. Я буду показывать часть иллюстрации, а вы должны будете найти ее в книге и рассказать, откуда она и кому принадлежит.

У каждого из вас на подносе лежат иллюстрации к сказкам. Вам нужно найти и показать только те иллюстрации, которые рисовал Евгений Рачев.

Воспитатель: Вы просто молодцы!

Иллюстрации, какого художника мы сегодня рассматривали?

Дети: Евгения Рачева.

Воспитатель: Нужны ли иллюстрации в сказках?

Дети: Да. Книжки становятся красочней и интересней.

Умеет всматриваться в иллюстрации; замечает выразительные средства (движение, фактура шерстки животного, выражение глаз); проявляет доброе отношение к животным.

Предварительная работа:

Чтение книги Е.И.Чарушина и рассматривание его рисунков.

Методические приемы

I.Вводная часть

Организационный момент

(Дети, а сейчас сядьте на свои стульчики. Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве интересного человека)

1.2. Показ портрета художника Е.И.Чарушина, рассказ воспитателя биографии Чарушина:

а) вопросы к детям:

- О каком художнике я вам рассказала?

(Евгений Иванович Чарушин)

-Где он родился?

(родился в городе Вятке)

-Что любил мальчик?

(Мальчик очень любил животных)

Физкультминутка пальчиковая

Наших маленьких ребят –

Пять лохматых медвежат –

Танцевать не приглашают,

Неуклюжими считают.

(Соединяем руки кончиками пальцев, ставим запястья на край стола и раскачиваем сомкнутые кисти рук вправо-влево.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будут мишки танцевать!

Раз, два, три, четыре, пять –

Всем на лапы наступать!

(На счет соединяем и разъединяем поочередно все пальцы.)

II.Основная часть

( Дети, сегодня я вас познакомлю с творчеством художника – иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина)

-Кто изображен на картине?

- Давайте рассмотрим медвежат, которые изображены на обложке. Мне очень понравились эти медвежата. Посмотрите, как художник нарисовал их. Мы видим мягкие ушки, мохнатую шерстку, серьезные мордочки и толстые пятки. Один усердно сосет молоко из бутылочки, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.

-Какими изобразил Чарушин медвежат? Опишите.

(маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками)

-Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке?

- Правильно, а почему?

( Потому что художник нарисовал медвежат крупно, во весь лист.)

- Кто изображен на этой иллюстрации?

- Как чувствует себя лисенок в лесу?

(одиноко, страшно ему)

- Как нам об этом рассказывает художник?

(лисенок кричит, зовет маму на помощь. Страшно ему в лесу одному. Жалко лисенка.)

- Каким нарисовал художник лисенка?

(маленьким, беззащитным, рыженьким, пушистым, кричащим, испуганным)

- Ребята, посмотрите, на картине изображена елочка.

- Как вы думаете, зачем художник изобразил ее? Мы ведь знаем, что он не любил рисовать посторонние предметы.

(Художник, с помощью елочки, хотел сказать, что лисенку страшно и неуютно в лесу.)

- Ребята, кто изображен на картине?

- Давайте рассмотрим, каким художник изобразил олененка?

(Маленьким, беспомощным, слабым. Он с трудом стоит на ногах.)

- Ребята, какие чувства вызывает у вас это олененок?

(Любовь, жалость, желание помочь ему.)

Вывод детьми

Художник-иллюстратор Евгений Иванович Чарушин очень любил животных и заботился о них.

( И детям предлагает высказывать свои желания заботиться о животных , восхищаться их красотой , повадками , умением маскироваться.)

Физкультминутка для снятия общего утомления

Раз – присядка. (Присесть.)

Два – прыжок.( Подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.( “Ушки на макушке” – зайчики)

А лисята как проснутся, (Потереть кулачком глаза)

Любят долго потянуться, (Потянуться)

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища)

Рыжим хвостиком вильнуть. (Движения бедрами вправо-влево)

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед)

И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок вверх)

Ну а Мишка косолапый, (Согнуть руки в локтях)

Широко расставив лапы, (Ноги на ширине плеч)

То двумя, то всеми вместе (Переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны)

Начинает все сначала.

III.Заключительная часть

-Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

- Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

- Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её.

- Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

- У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

-Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга.

-Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это…(Белка).

Рефлексия

-О ком мы сегодня говорили?

(о художнике-иллюстраторе)

-Как зовут художника-иллюстратора?

(Евгений Иванович Чарушин)

-Что он любил изображать?

Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)










Оснащение развивающей образовательной среды:
- Пополнение центра для творчества авторскими дидактическими играми о художниках – иллюстраторах
- Оформление авторских дидактических игр о художниках – иллюстраторах





Литература:
Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т.Н. Доронова, М., 1991
Дошкольникам об искусстве: Учебно - наглядное пособие для детей младшего, среднего возраста. Автор - составитель Т.Н. Доронова, М.,1999
Кокорин Анатолий Как я рисовал сказки Х.К.Андерсена Малыш. 1988
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. С.П.б,1997.
Ратковски Натали Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески
Манн, Иванов и Фербер , 2011
Русские художники детской книги. Автор - составитель Э.З. Ганкина, М., 1963.


Конспект НОД посвящен привитию детям дошкольного возраста социальных навыков: подвести детей к пониманию того, что книга — это произведение искусства, над созданием которой работает большое количество людей разных профессий, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно. Содержание и материал НОД адаптированы для детей 6–7 лет.

Ключевые слова: профессия, художник, иллюстрация

Цель: закрепить представление детей о книжной графике, о сложности профессии художника — иллюстратора, последовательность и процессе его работы над иллюстрацией.

Задачи:

  1. Обобщать и закреплять знания детей о профессии художника-иллюстратора: чем занимаются люди этой профессии, какими инструментами пользуются в своей работе;
  2. Развивать познавательную активность, художественные способности детей средствами изобразительной деятельности: техника лубочных картинок, рисование с помощью штрихов, как средство подготовки руки к письму;
  3. Совершенствовать диалогическую речь, умение четко отвечать на вопросы, воображение, логическое мышление;
  4. Прививать бережное отношение, аккуратное отношение к книге;
  5. Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах.

Материал: иллюстрации на мультимедийной установке, карточки для д/игры, иллюстрации к сказкам, книги, гелиевые черные ручки, рисунки для работы.

Предварительная работа:

1) чтение литературных произведений с иллюстрациями художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);

2) рассматривание иллюстраций к различным потешкам, сказкам, рассказам;

3) чтение и разучивание стихотворений русских поэтов;

4) рассматривание и изучение техники рисования лубочных картинок, как одной из разновидностей народного изобразительного искусства.

5) подготовка основы книжки для иллюстрирования детьми.

Обогащение словаря: иллюстрации, художники-иллюстраторы, оглавление, лубочные картинки, Ю. А. Васнецов, Е. М. Рачёв, Е. И. Чарушин.

Здоровьесберегающие технологии:

‒ физминутка (ритмические движения под песню);

‒ гимнастика для глаз.

Сюрпризный момент: появление почтальона с посылкой.

Ход занятия:

Стук в дверь группы.

Воспитатель: Кто-то к нам стучится? Кто это? Давайте посмотрим.

В группу входит почтальон

Дети отвечают: Да, это мы.

Почтальон: Я принес вам посылку.

Воспитатель: А кто нам её прислал?

Почтальон: К сожалению, адрес отправителя размыло снегом. Распишитесь тут за получение посылки.

Воспитатель: Спасибо вам большое, до свидания.

Почтальон: До свидания.

Воспитатель берет посылку

Воспитатель: Вот так сюрприз! Ребята, давайте посмотрим, что там? (воспитатель открывает посылку и достает оттуда книгу). А кто знает, что это? (это книга). Посмотрите, какая она красивая! Это книга о животных. А для чего нам нужны книги? (чтобы читать, из книг мы узнаем много нового и интересного, в книгах много ярких картинок их можно рассматривать).

Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы

В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3,

В страну книг нас перенеси.

Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная книжная выставка, сколько красивых, ярких книг. А как вы думаете, кто создает рисунки в книгах?

Дети: Рисунки в книгах создают художники.

Воспитатель: Верно. Портреты пишут портретисты, море — маринисты, пейзажи — пейзажисты. А как называют художников, которые рисуют для книг?

Дети: Художники — иллюстраторы.

Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, чем занимаются художники?

Дети: Рисуют, фантазируют.

Воспитатель: Хорошо. А как правильно называют картинки в книге?

Воспитатель: Верно. Для чего же нужна иллюстрация в книгах?

Дети: Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают. А посмотрите на эти красочные иллюстрации? (двое детей читают стихотворения к иллюстрациям)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше лепестка.

Кто читал такую книжку? Знает девочку — малышку. (Дюймовочка)

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать художник-иллюстратор?

Дети. Уметь рисовать, быть добрым, понимать детей, представлять сказку.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какой материал нужен для работы художнику — иллюстратору?

Дети: Краски, кисти, бумага, вода, карандаш, палитра, краски гуашевые или акварельные, резинка.

Художники-иллюстраторы рисуют различными художественными материалами: это краски, уголь, пастель, а еще они любят рисовать цветными карандашами. И сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам напомню, как работает иллюстратор над рисунками в книге.

Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков-набросков.

Художник-иллюстратор придумывает иллюстрации в книге от начала до конца. Иллюстрации в книге могут располагаться с левой стороны, с правой, вверху страницы, внизу.

Дети: Юрий Алексеевич Васнецов (слайд 4)

Воспитатель: А этот художник родился в Вятке. Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни. (слайды:5–9)

Дети: Евгений Иванович Чарушин (слайд 10)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите на его замечательные иллюстрации? Кто на них изображен?

Дети: Животные (собачка, котенок, рысь, зайчики) (слайды:11–15)

Воспитатель: А какие по характеру эти животные?

Дети: Игривые, добрые, ласковые.

Воспитатель: Вот сколько много иллюстраций для книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

Воспитатель. В чём заключается работа художника-иллюстратора?

Дети. Он читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает или сразу рисует штрихами.

Воспитатель. Что становится результатом труда художника-иллюстратора?

Дети. Красивая книжка.

Воспитатель. В чём польза его работы?

Дети. Дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать историю. С картинками история интереснее.

Воспитатель: Мы сегодня много с вами вспомнили о художниках-иллюстраторах, о том, как они создают книги и рисуют в них иллюстрации. И сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и закончить нашу книгу о животных. Для этого давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:

В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3

В детский сад нас верни.

Воспитатель: Ребята, сейчас вы на некоторое время станете художниками-иллюстраторами. Вам нужно будет дорисовать красивые иллюстрации к нашей будущей книге о животных. Посмотрите внимательно на обложку книги. В какой технике она выполнена? И сейчас, каждый будет рисовать любое понравившееся ему животное в технике лубочных картинок. А перед работой давайте подготовим наши ручки к работе.

Зайка книгу нашел, и открыл, и прочел,

И закрыл, все забыл. И снова открыл,

И все повторил, А потом закрыл, и опять забыл.

По окончанию работы, ребята выходят к воспитателю, становятся полукругом, в руках держат свои работы.

Воспитатель: Ребята, как красиво вы дорисовали иллюстрации в нашей будущей книге. А расскажите мне, каких животных вы рисовали.

Ребята рассказывают про то, что и как они сейчас рисовали.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, книга, ребенок, иллюстрация, ребята, художник, детский сад, животное, картинка, работа.

Ключевые слова

Похожие статьи

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной.

Одно из направлений этой работы — знакомство с творчеством художников иллюстраторов детских книг. Для того, чтобы дети поняли назначение иллюстрации в книге, проводится большая предварительная работа — удивительные прогулки к «Старичку.

– индивидуальная работа с детьми

Формировать умение детей соотносить животное с местом обитания.

Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада.

Ключевые слова: художественная иллюстрация, детская книга, художники-иллюстраторы, подготовка бакалавров педагогики.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль.

Тематические журналы. Издание книг.

Работы детей. Воспитатель индивидуально оказывает помощь.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.

Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей. )

Издание книг.

Методику работы с детьми я строю таким образом, чтобы, наряду с получением новых представлений, умений и навыков с помощью искусства и детской

Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов ДОУ. — 2010.

Предварительная работа

Педагог предлагает ребёнку карточку с изображением животного.

Воспитатель: Ребята, вы расколдовали наших друзей — диких животных.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы.

Так как дети очень любят животных мы рисуем ещё котиков, зайчиков, птичек.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль.

Применение визуальных историй в обучении детей дошкольного.

Книга для воспитателей детского сада.

Использование техники сторителлинг в работе с детьми. Дети только слушают и воспринимают информацию.

Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-синтез, 2010. с 272.

Похожие статьи

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной.

Одно из направлений этой работы — знакомство с творчеством художников иллюстраторов детских книг. Для того, чтобы дети поняли назначение иллюстрации в книге, проводится большая предварительная работа — удивительные прогулки к «Старичку.

– индивидуальная работа с детьми

Формировать умение детей соотносить животное с местом обитания.

Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада.

Ключевые слова: художественная иллюстрация, детская книга, художники-иллюстраторы, подготовка бакалавров педагогики.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль.

Тематические журналы. Издание книг.

Работы детей. Воспитатель индивидуально оказывает помощь.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.

Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей. )

Издание книг.

Методику работы с детьми я строю таким образом, чтобы, наряду с получением новых представлений, умений и навыков с помощью искусства и детской

Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов ДОУ. — 2010.

Предварительная работа

Педагог предлагает ребёнку карточку с изображением животного.

Воспитатель: Ребята, вы расколдовали наших друзей — диких животных.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы.

Так как дети очень любят животных мы рисуем ещё котиков, зайчиков, птичек.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль.

Применение визуальных историй в обучении детей дошкольного.

Книга для воспитателей детского сада.

Использование техники сторителлинг в работе с детьми. Дети только слушают и воспринимают информацию.

Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-синтез, 2010. с 272.

Читайте также: