Пирамида критика в начальной школе шаблон

Обновлено: 05.07.2024

· формирование умения грамотного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

- Да, мы уже работали с содержанием этих сказок на наших уроках. Почему эти сказки вновь пришли к нам на урок?

- Вы, конечно же, правы. Но мы не можем решить все задачи сразу, поэтому я предлагаю выделить вот такие:

вы узнали сказку Г.Х.Андерсена, поработали с текстом, ответили на вопросы, можете ли теперь составить «Пирамиду критика?

Современным требованиям развития личности отвечают методы и приемы инновационных развивающих технологий обучения, к которым относятся и технология развития критического мышления. Её применение способствует воспитанию уважения партнеров, понимания и взаимодействия между людьми, создает основу для новых видов творческой деятельности. Именно критическое мышление развивает любознательность, побуждает использовать исследовательские методы,

В основе технологии - базовый цикл, состоящий из 3-х этапов: вызов (актуализация знаний), осмысление (этап взаимодействия на основе содержания текстов), рефлексия (этап оценки).

Желание активно использовать именно этот приём на уроках литературного чтения, обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, третий класс – это время, когда у школьников появляется желание, а словарный запас учащихся уже позволяет детям выражать собственные чувства и мысли, возникающие при прочтении произведений.

В течение 2011-2012 учебного года я часто использовала данную стратегию. На мой взгляд, эффективнее применять её на обобщающих уроках по итогам изучения темы.

Базовый уровень – карточки с вопросами по содержанию, на которые учащиеся отвечают сначала самостоятельно, а затем во время групповой работы.

Повышенный уровень – карточки, содержащие словосочетания из сказки, по которые помогают вспомнить главные события произведения.

Высокий уровень – отрывки из сказок с пропущенными словами, которые следует восстановить и прочитать отрывок.

Выход на тему урока происходит в совместном обсуждении результатов работы по карточкам. Такой вид работы развивает у учащихся умения работать с информацией, формирует умение грамотно строить речевые высказывания, совершенствует коммуникативные навыки, развивает умение принимать и сохранять цель и учебные задачи совместной деятельности.

Финальной яркой точкой становится урок, на котором дети зачитывают свои отзывы, демонстрируют свои творческие работы – рисунки, аппликации, инсценировки.

Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное и услышанное. Роль учителя в основном координирующая.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии развития критического мышления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное образовательное учреждение

технологии РКМЧП на уроках литературного чтения

Составитель: учитель начальных классов

Белова Марина Анатольевна

на уроках литературного чтения.

Имя героя вашей истории (человек, животное, неодушевленный предмет)

Два слова, описывающие героя (внешность, возраст, черты характера, качества)

Три слова, описывающие место действия (страна, местность, общественные места)

Четыре слова, описывающие проблему истории (например, деньги, заблудиться, бедность)

Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории)

Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героем по ходу сюжета)

Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы)

Восемь слов, описывающих решение проблемы.

Пирамида является основой для создания связного текста. Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.

О чем произведение? (одно слово)

Какой у произведения характер? (два слова)

Место и время действия. (три слова)

Главные события. (четыре слова)

Главные герои, какие они? (пять слов)

Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)

О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)

Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов)

можно менять формы слов, части речи, число и род;

порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все слова;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по басне В.Берестова "Гусь и его критики"

Этот урок для 3 класса к учебнику Е.Матвеевой пригодится учителям. работающим по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и всем, кто изучает басни в начальной школе. Работа над басней может быть интересн.


С.Я. Маршак – редактор, критик, поэт, переводчик.

Цель: • раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака.Задачи:• учить обобщать и делать выводы; • развивать умения работать со словарём; • расширять круг.


С.Я. Маршак – редактор, критик, поэт, переводчик.Презентация

Презентация к уроку С.Я. Маршака.


Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковск.


Учимся правильно принимать комплименты и критику (занятие-беседа)

Научить детей правильно принимать комплименты и критические замечания.


Конспект внеурочного занятия "Учимся дружно. Я - критик" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование требует использования новых педагогических технологий, которые научат человека мыслить.Такой технологией является ТРКМЧП. Она состоит из стратегий,одна из которых "Пирамида критика". Данная стратегия даёт возможность детям составить письменный отзыв на литературное произведение. Вопросы-план текста.В пирамиде пишутся ответы на вопросы, на каждой строчке на одно слово больше, чем на предыдущей.

Пирамида

Пирамида " Критика " О.К. Громовой

О чём произведение? (одно слово)

Какой у произведения характер?

Место и время действия

Главные события

(четыре слова)

Главные герои, какие они?

Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?(шесть слов)

О чём произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)

Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)

О Родине Какой у произведения характер? (два слова) Место и время действия (три слова) Главные события (четыре слова) Главные герои, какие они? (пять слов) Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов) О чём произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку) Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)

Какой у произведения характер?

Место и время действия

Главные события

(четыре слова)

Главные герои, какие они?

Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?

О чём произведение?

(семь слов, нужно дополнить первую строку)

Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.

(восемь слов)

О Родине Спокойный, грустный Место и время действия (три слова) Главные события (четыре слова) Главные герои, какие они? (пять слов) Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов) О чём произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку) Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)

Спокойный, грустный

Место и время действия

Главные события

(четыре слова)

Главные герои, какие они?

Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?

О чём произведение?

(семь слов, нужно дополнить первую строку)

Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.

(восемь слов)

О Родине Спокойный, грустный Россия, Молотицы, настоящее Главные события (четыре слова) Главные герои, какие они? (пять слов) Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов) О чём произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку) Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)

Спокойный, грустный

Россия, Молотицы, настоящее

Главные события

(четыре слова)

Главные герои, какие они?

Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?

О чём произведение?

(семь слов, нужно дополнить первую строку)

Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.

(восемь слов)

О Родине Спокойный, грустный Россия, Молотицы, настоящее переживает, тоскует, вспоминает, любуется Главные герои, какие они? (пять слов) Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов) О чём произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку) Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)

Спокойный, грустный

Россия, Молотицы, настоящее

переживает, тоскует, вспоминает, любуется

Главные герои, какие они?

Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?

О чём произведение?

(семь слов, нужно дополнить первую строку)

Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.

(восемь слов)

О Родине Спокойный, грустный Россия, Молотицы, настоящее переживает, тоскует, вспоминает, любуется Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов) О чём произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку) Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)

Спокойный, грустный

Россия, Молотицы, настоящее

переживает, тоскует, вспоминает, любуется

Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный

Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения?

О чём произведение?

(семь слов, нужно дополнить первую строку)

Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.

(восемь слов)

О Родине Спокойный, грустный Россия, Молотицы, настоящее. переживает, тоскует, вспоминает, любуется Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный начало- спокойствие, середина- счастье, конец-грусть О чём произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку) Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)

Спокойный, грустный

Россия, Молотицы, настоящее.

переживает, тоскует, вспоминает, любуется

Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный

начало- спокойствие, середина- счастье, конец-грусть

О чём произведение?

(семь слов, нужно дополнить первую строку)

Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги.

(восемь слов)

О Родине Спокойный, грустный Россия, Молотицы, настоящее . переживает, тоскует, вспоминает, любуется Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный начало- спокойствие, середина -счастье, конец-грусть Малая Родина –это часть большой страны -России Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)

Спокойный, грустный

Россия, Молотицы, настоящее .

переживает, тоскует, вспоминает, любуется

Лирический герой- романтичный, любящий, эмоциональный

начало- спокойствие, середина -счастье, конец-грусть

Малая Родина –это часть большой страны -России

Ваша реклама, (антиреклама), рекомендация книги. (восемь слов)

Неоднократно прочитав рассказ, я каждый раз поражалась его эмоциональной глубине и силе, тому, какие проблемы он затрагивает.

После чтения такого серьёзного, эмоционально насыщенного произведения хочется помолчать, подумать. И здесь нужны слова, которые помогут перейти к следующему этапу работы. Можно, например, предложить ребятам самим озаглавить только что прочитанный рассказ. А затем попросить одним словом сказать, о чём же он, и записать это на первой строчке.

Следует, наверное, пояснить, что тетрадь лучше располагать горизонтально (т.е. широкой стороной вверх). Записи делать столбиком в левой части листа, с тем чтобы правая оставалась в запасе. Вас обязательно спросят, считать или нет предлоги и союзы. Думаю, это можно оставить на усмотрение детей, как им будет удобнее.

Затем идёт второй вопрос и заполнение второй строки. Здесь надо уже двумя словами сказать об особенностях рассказа. Третья строка и три слова о месте и времени действия. Четвёртая – четыре слова о главных событиях рассказа. Пятая – пять слов о главных героях и их особенностях. Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, середине и в конце рассказа. На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами. А восьмая – при помощи восьми слов расскажет о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям.

Эту письменную часть занятия можно делать одновременно на доске и в тетрадях, можно – только индивидуально, или в группах, или как-то ещё, как вы придумаете сами.

А потом надо рассказать ребятам, чем же они здесь занимались, что читали и кто автор. Затем написать на доске пирамидой-столбиком (очень кратко, конспективно или подробно – на ваше усмотрение) вопросы, на которые дети только что ответили:

  1. О чём.
  2. Особенности.
  3. Место и время.
  4. Главные события.
  5. Главные герои.
  6. Ваши эмоции.
  7. Дополнение к п. 1.
  8. Собственное мнение о прочитанном.

Теперь стоит предложить ребятам дописать, дополнить новыми словами и мыслями их строчки. Делать это для наглядности лучше ручкой любого другого цвета, чтобы был виден ход работы над текстом. При этом надо рассказать о правилах:

Теперь мы получили текст на весь разворот листа и можем из наших разноцветных заготовок составить (при желании или необходимости) сочинение или полноценный отзыв.

В ходе занятия стало ясно, что единицы из ребят хоть что-то знают об описанных в рассказе событиях (напомню, что по программе они этого не проходили). Одним словом, есть пища для размышлений нам, взрослым.

Надеюсь, что предложенные приёмы методики РКМЧП пригодятся в вашей работе.

Читайте также: