Водолазкин близкие друзья краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Странное повествование. Нет ощущения, что написано русским человеком. Решить для себя, было это сделано специально или нет, не смог. Чем-то набоковскую манеру письма напомнило. Берутся главные протагонисты, помещаются в аквариум и за ними начинается наблюдение. Спокойное, бесстрастное, аккуратное. Иногда с лупой в руках. Полная отстраненность от объектов исследования… Лично мне – понравилось.

igorgag, 3 марта 2020 г.

Больше похоже на европейскую прозу — лаконичностью, обманчивой суховатостью, вниманием к подробностям, в первую очередь, культурной среды, что ли. Видимо, поэтому так любят Водолазкина в Европе.


– Для меня Великая Отечественная война это не абстрактная история, а история семейная. Мужчины в нашей семье ушли на войну, женщины эвакуировались на Кавказ. Человек обычно все чувствует, исходя из личной истории. По крайней мере, чувствует это ярче и острее. Поэтому в отличие от тех войн, о которых я читаю в книгах, в данном случае это реальность очень близкая и живо мной ощущаемая.

Но повесть ведь не о немцах, а о людях. Здесь речь идет о том, что по обе стороны фронта были люди. Спустя многие годы, мне кажется, пришло время подумать о том, что произошло. Не только соблюдать определенную дистанцию к бывшим врагам, но и понять, как все было, как все отражалось на конкретных людях. Это должно быть размышление с памятью о жертвах, с уважением к своей семье и к своему народу, который страшно пострадал во время войны.


Мне нравится, как немцы сегодня воспринимают войну. Когда я жил в Германии, ко мне не раз подходили старики и просили прощения. Думаю, что они обращались не ко мне, который войны не видел. В моем лице они хотели попросить прощения у тех, на чью землю они пришли. Я на это отвечал, что они могли бы попросить прощения у моих дедов, если бы была такая возможность. Но как я могу прощать за кого-то? На меня их слова производили большое впечатление. Это были глубокие старики, у которых не притупилось огромное чувство вины за то, что они творили здесь во время войны. Один старик подошел ко мне и начал говорить, что хорошо знает Ленинградскую область, стал называть деревни. Я удивился, откуда у него такое знание, а он мне сказал, что это память его вины и что он стоял под Ленинградом, находясь в немецкой армии.

Произведения, спектакли о войне сегодня нужны прежде всего для того, чтобы война не повторилась. История, если ее брать с высоты птичьего полета, видит движение армий, приказы военачальников, но ведь есть и другое измерение войны, человеческое, потому что люди все равно не превращаются в массу, они продолжают думать, испытывать чувство протеста. Допустим, против того, чтобы их бросали на фронт и заставляли маршировать в чужую страну. Другое дело, что их протест, конечно, не мог иметь сколько-нибудь выраженной формы, потому что если бы кто-то из тех, кого послали воевать сюда, к нам, проявил этот протест, по законам военного времени его просто расстреляли бы. Отвечая на ваш вопрос о смысле произведений на военную тему, скажу вот что: чем больше людей ощутит себя не винтиком в огромной машине, а человеком с бессмертной душой, тем больше вероятность, что армии не придут в соприкосновение и что все-таки возобладает разум.


В каком-то смысле театр можно назвать местом примирения поколений, потому что театр, как и литература, говорит не о массе, а о человеке. Искусство дает понимание, называет то, что может быть не названо или названо не вполне четко. Понимание же может быть формой примирения, потому что понимание – это попытка находить общий язык. Война не является общим языком, говорить следует на языке доброго отношения друг к другу. Это является, может быть, лучшей гарантией того, что ужасы, которые были во время войны, не повторятся.

Нужно уйти от агрессивного отношения друг к другу, сегодня это большая проблема. Та агрессия, которая сейчас разлита во всем мире, чувствуется в ежедневных сводках новостей, в манере политиков выражаться. Такой плохой ситуации не было, может быть, даже во время холодной войны. Усиление градуса противостояния, резкость слов не помогут. Если эту энергию отторжения, разделения нейтрализовать, это, собственно говоря, и приведет к нормализации. Роль искусства здесь трудно переоценить.

"18, 19, 20 февраля на сцене Центрального дома актера театр "Сатирикон" представит спектакль по повести Евгения Водолазкина "Близкие друзья" на тему Второй мировой войны. История рассказывает о жизни трех друзей из Мюнхена. Один из героев, немецкий солдат, дошедший до Сталинграда, спустя десятилетия возвращается в Россию, чтобы пройти этот путь еще раз", - сказала собеседница агентства.

Она отметила, что режиссером спектакля стал Сергей Сотников, художником - Марфа Гудкова. В ролях заняты Даниил Пугаев, Ярослав Медведев, Алена Разживина, Павел Алексеев, Ульяна Лисицина.

О теме спектакля

Сам Водолазкин уверяет, что "повесть "Близкие друзья" - не о прощении, она - о понимании". "Понимая их, мы лучше понимаем себя. Мы как бы отражаемся в них так же, как они - в нас. Как два зеркала, которые бесконечно отражают друг друга, и это помогает понять видимое в обоих зеркалах", - считает автор.

Со своей стороны режиссер Сотников признается, что "конечно, сложно подступиться к теме Второй Мировой войны с другой стороны окопа". "Ведь тут все очевидно: фашизм - это яд, который смертельно отравил человечество. Но что же делать с живым человеком? Как ему сохранить гуманизм в обстоятельствах войны?" - размышляет постановщик.

Своим мнением поделился и худрук "Сатирикона" Райкин. "Когда мы изучаем историю врага, мне кажется принципиальным не забывать, что эти люди каким-то образом пришли к положению воевавших против нас. Они вели такую неправедную завоевательную войну, но это были люди. Со своими историями, судьбами, иногда очень трогательными человеческими мотивами, установками. Фашизм - это не то, что происходило с чужими людьми. Очень важно сейчас понимать, что такое явление как фашизм рядом с нами, и продолжает быть опасным. Продолжает быть угрозой человеческой психологии", - сказал худрук "Сатирикона".

БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ

Спектакль по одноимённой повести одного из самых известных современных писателей Евгения Водолазкина. Это история трёх друзей из Мюнхена – Ральфа, Ханса и Эрнестины – которые пытаются спасти свою дружбу и свою любовь на страшном фоне Второй мировой войны. Один из героев, немецкий солдат, дошедший до Сталинграда, спустя десятилетия возвращается в Россию, чтобы пройти этот путь еще раз.

Премии :

Премьера состоялась 18 февраля 2021 года

Фото: Александр Иванишин

31 Декабря 2021 — С НАСТУПАЮЩИМ!

1 Августа 2021 — 82 СЕЗОН ЗАКРЫТ!

26 Августа 2020 — 82-й СЕЗОН ОТКРЫТ!

18 Ноября 2021 — И главное — зачем? Издательство: Петербургский театральный журнал Февраль 2021 г. № 1 [103] / Автор: Мила Денёва

9 Апреля 2021 — Чувства на фоне той страшной войны Издательство: "Вечерняя Москва" / Автор: Татьяна Еременко

28 Марта 2021 — История взросления Издательство: Театральная афиша столицы / Автор: Елена Алдашева

15 Марта 2021 — Тени прошлого Издательство: Известия / Автор: Светлана Наборщикова

12 Марта 2021 — Оттенки серого Издательство: Экран и сцена / Автор: Юлия Кулагина

2 Марта 2021 — И кому умирать молодым Издательство: Петербургский театральный журнал / Автор: Наталья Шаинян

20 Февраля 2021 — Оставаться человеком даже перед лицом войны Издательство: Вечерняя Москва / Автор: Сергей Шахиджанян

22 Апреля 2020 — Онлайн: как театры осваивают новые формы взаимодействия со зрителем Издательство: Вечерняя Москва / Автор: Татьяна Еременко

Читайте также: