Внутришкольный контроль в школах казахстана 2021 2022
Обновлено: 30.06.2024
В основу внутришкольного контроля заложен педагогический анализ результатов деятельности учителя и состояния учебно-воспитательного процесса.
2. Цели и задачи
— повышение достоверности, педагогической целесообразности тактичности сбора информации о состоянии дел в школе.
-обеспечение соответствия между предъявленными требованиями и результатом.
-своевременное осуществление коррекции результатов.
-выявление наличия и характера отклонения в УВП
-диагностирование профессиональных умений и навыков учителей и оказание на этой основе адресной помощи.
— выявление положительного педагогического опыта.
-обеспечение взаимодействия администрации и коллектива по достижению обозначенных целей.
3.Объекты контроля
3.1. Основной процесс (качество УВП)
— новации и инновации
— содержательная сторона воспитательной работы
— выполнение государственных программ и реализации государственных стандартов
— удовлетворение образовательных потребностей учащихся и родителей
— факультативы, курсы по выбору, кружки
— объективность выставления оценок
3.2. Обеспечивающий процесс
— ведение школьной документации
— работа с родителями
— рациональная организация труда
— делегирование полномочий, правильность распределения обязанностей
3.3. Психолого-педагогическая поддержка УВП
— психологический климат школы (среда УВП, соблюдение прав учителя и ученика)
— диагностика обученности и воспитанности (психодиагностика)
— работа психологической службы
— использование результатов психологических исследований в УВП
— физическое и психологическое здоровье
— адаптация учащихся 1 классов
4.Требования к выполнению внутришкольного контроля
Внутришкольный контроль должен быть плановым, систематическим, целенаправленным, интенсивным, четко организованным, результативным, открытым.
4.Алгоритм осуществления внутришкольного контроля
4.1. Составляется единый план проверки состояния дел во всех звеньях учебно-воспитательной работы к началу каждого учебного года.
4.2. На основании единого плана составляется месячный и недельный планы работы.
4.3. На еженедельных административных планерках осуществляется при необходимости координация месячных и недельных планов.
4.4. Все вопросы контроля письменно оформляются и составляют информационный банк внутришкольного контроля.
4.5.Итоги контроля заслушиваются на внутришкольных совещаниях различного уровня. По каждому вопросу принимаются решения.
5.Формы и методы внутришкольного контроля
5.1.Внутришкольный контроль осуществляется в двух формах:
а) Индивидуально-личный – администрация лично проверяет тот или другой участок работы;
б) Коллективный контроль — осуществляет группа проверяющих под руководством заместителя директора по УМР, методического объединения.
5.2. С целью более глубокого изучения состояния обучения и воспитания в Учреждении используются следующие виды контроля:
Целью ВШК на 2021/2022 учебный год является продолжение работы по приведению в соответствие с нормативными документами деятельности педагогического коллектива, методической службы школы, повышение качества и эффективности контроля в связи с введением ФГОС СОО, реализацией ФГОС НОО, ФГОС СОО; получение всесторонней и объективной информации об образовательном процессе в школе, своевременное предоставление данной информации всем участникам образовательного процесса.
Задачи внутришкольного контроля:
- Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся.
- Разработать форму учета достижений учащихся по предметам, позволяющую проследить личные успехи и не - удачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся.
3. Обеспечение тесного взаимодействия администрации и учителей школы, всех служб, сопровождающих учебный процесс;
4. Обеспечение сочетания административного контроля внутри школы с самоанализом и самоконтролем всех участников образовательного процесса;
Контроль за формированием программных знаний, умений, предметных и метапредметных результатов осуществляется в таких формах, как мониторинг, административные контрольные (срезовые работы), диагностические контрольные работы, региональные контрольные работы, всероссийские проверочные работы, плановые и оперативные проверки, метапредметные контрольные работы (во 2-11 классах).
Составленный мной план внутришкольного контроля направлен на всестороннее изучение и анализ педагогического процесса, реализуемого в рамках конкретной школы, с целью последующей координации педагогической деятельности, в соответствии с поставленными задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педколлективу .
Здесь также размещены планы ПС, СД, СЗ, в полном соответствии с планом ВШК.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План внутришкольного контроля и руководства
на 2021-2022 учебный год
Единая методическая тема школы на 2021-2022 учебный год
Цели: повышения качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
- Реализация ФГОС начального образования (НОО), основного общего образования (ООО) и ФГОС среднего общего образования.
-Создание условий (организационно-управленческих, методических, педагогических) для обновления образовательных программ учреждения.
-Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями.
-Систематизация работы учителей-предметников по темам самообразования, активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта педагогов.
-Обеспечение методического сопровождения работы с молодыми специалистами.
-Создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развития их ключевых компетенций.
-Развитие системы работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
-Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения.
К приказу № _____ Директор ДМШ А.Е.Давлетова
Положение о внутришкольном контроле
1 Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет содержание, порядок организации и проведения
1.2. ВШК образовательного процесса – система планомерной, целенаправленной и объективной проверки учёта и анализа состояния образовательного процесса, одна из форм руководства педагогическим коллективом. Основной целью ВШК образовательного процесса школы является дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, оперативное устранение недостатков в работе, оказание конкретной помощи педагогическим работникам в целях повышения качества обучения и воспитания обучающихся системы образования.
1.3. Основными задачами ВШК контроля являются проверка состояния учебно –
воспитательной работы, деятельности педагогических работников; изучение передового
педагогического опыта. Для решения этих задач ВШК контроль необходимо проводить систематически, сочетая различные его виды.
1.4. Контроль учебно-воспитательного процесса – одна из важнейших функций директора
школы. Она стоит в одном ряду с такими управленческими функциями, как планирование,
организация, координация, учёт и анализ. Контроль выступает в роли регулятора, корректирующего деятельность администрации школы.
1.5. ВШК контроль включает проверку, учёт и анализ различных сторон деятельности педагогов и обучающихся, сравнения полученных результатов с поставленными целями обучения и воспитания, а также и их оценку.
1.6. Руководство ВШК контролем осуществляет директор школы. Наряду с
директором ВШК контроль осуществляют: заместители директора по учебной работе,
заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по профильному обучению.
- Планирование ВШК образовательного процесса.
2.1. При планировании ВШК необходимо предусматривать:
систему проверки всех сторон учебно-воспитательного процесса, уделяя особое внимание
качеству проведения учебных занятий, уровню знаний и умений обучающихся;
координацию действий и единство требований со стороны руководства школы, контроль
исполнения предложений предыдущих проверок;
количество учебных занятий;
мероприятия по итогам контроля.
2.2. При планировании ВШК следует предусматривать обязательное
посещение директором школы не менее трех учебного занятия, заместителями директора по УР шести, заместителем директора по ВР – шести, заместителем директора по ПО – шести учебного занятия в течение учебного месяца.
2.3. Планирование ВШК осуществляется в виде самостоятельного раздела плана работы школы на год. При этом учитываются указания Министерства образования и науки РК, итоги учебно-воспитательной работы школы за прошедший учебный год, решения Педагогического совета, методического совета и методических объединений. Конкретные цели, содержания и методы контроля, а также лица, осуществляющие его, указываются в плане контроля на месяц.
3 Процедура организации и проведения ВШК.
3.1. Основанием для проведения ВШК выступают:
- заявление педагогического работника на аттестацию;
- плановый контроль;
- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
3.2. Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих этапов:
- определение целей контроля;
- объекты контроля;
- составление плана проверки;
- инструктаж участников;
- выбор форм и методов контроля;
- объективная оценка этого состояния;
- выводы, вытекающие из оценки;
- рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса в
школе или устранению недостатков;
- определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
3.3. ВШК осуществляет директор школы, заместители директора по УР, по ВР и по профильному обучению. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты.
3.4. Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15
дней с посещением не менее 5 учебных занятий и других мероприятий.
3.6. При осуществлении ВШК эксперты имеют право:
- знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями
преподавателя (календарно-тематическим планированием, журналами учебных занятий, тетрадями учащихся и планами воспитательной работы);
- анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности
(контрольные работы, срезы знаний.);
- анализировать результаты учебно-методической, работы преподавателя;
- выявлять результаты участия обучающихся на конкурсах, концертах и т.д.;
- организовывать педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, преподавателей; делать выводы и принимать управленческие решения.
3.7 Проверяемый педагогический работник имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации школы.
3.8. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
преподавателя, если в месячном плане указаны сроки контроля. Директор и его заместители могут посещать уроки преподавателей школы без предварительного предупреждения.
3.9. Результаты проверки оформляются в месячный срок в виде аналитической справки, в
сроки проведения контроля;
состав экспертной комиссии;
какая работа проведена в процессе проверки (посещены учебные занятия, проведены
контрольные работы, просмотрена учебная документация, собеседования и т.д.);
констатация фактов (что выявлено);
рекомендации или предложения;
где подведены итоги проверки (заседание совещания при директоре, совещание педагогического коллектива, совещание при заместителе директора, индивидуально);
дата и подпись ответственного за написание справки.
3.10. По итогам в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального
проводятся заседания педагогического или методического советов, рабочие совещания при директоре;
результаты проверок учитываются при проведении аттестации педагогических работников.
3.11. Директор школы по результатам ВШК принимает решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов контроля;
о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
о поощрении работников;
иные решения в пределах своей компетенции.
3 Содержание и методы ВШК образовательного процесса
3.1. ВШК должен быть направлен на изучение и анализ следующих
основных сторон учебно-воспитательного процесса:
качества образовательного уровня учащихся;
учебно-методического уровня преподавания и состояния воспитательной работы;
выполнения учебных планов и программ, планирующей, учётной и отчётной документации;
организации и эффективности методической работы, выполнения индивидуальных планов
системы работы преподавателей, передового педагогического опыта и внедрения новых педагогических технологий обучения;
состояния учебно–материальной базы.
3.2. Основными видами ВШК в школе выступают:
Предварительный контроль направлен на предупреждение возможных ошибок в работе
отдельного преподавателя по определенной теме или разделу программы, либо на разрешение педагогических и методических задач до проведения индивидуальных или групповых занятий с обучающимся.
Текущий контроль направлен на анализ эффективности состояния образовательного процесса в школе.
Итоговый контроль направлен на обеспечение возможности обобщенного анализа результатов профессиональной деятельности преподавателей и учебной деятельности обучающихся и на их основе осуществление планирования стратегических путей обеспечения качества образовательного процесса в школе.
3.3. В рамках ВШК возможно проведение оперативных проверок, осуществляемых в связи с обращением учащихся, родителей, других граждан, организаций в целях урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
3.4. Существуют следующие формы ВШК:
- тематический контроль;
- фронтальный контроль;
- персональный контроль.
Тематический контроль обеспечивает глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике работы педагогического коллектива, учебной группы, библиотеки, персонально
преподавателя и осуществляется в следующих формах: тематически-обобщающий,
Тематически-обобщающий контроль предусматривает углубленное изучение одного аспекта педагогического процесса в различных классах.
Обобщающе-групповой предполагает изучение состояния образовательного процесса в одной
Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания
определенного предмета в разных группах и разными преподавателями.
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение коллектива, библиотеки,
учебной группы или результатов профессиональной деятельности преподавателя.
Персональный контроль (имеет место, как при тематическом, так и при фронтальном виде
контроля) направлен на экспертизу профессиональной компетентности педагогических работников, объективную оценку уровня результатов их профессиональной деятельности.
3.5. По субъекту выделяются следующие формы контроля: административный, коллективный, взаимоконтроль и самоконтроль.
3.6. В качестве ВШК могут применяться следующие методы:
- посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий и прочее;
- анализ выполнения учебных планов и программ;
- непосредственная проверка уровня профессиональной подготовки обучающихся путем
проведения фронтальных контрольных и проверочных работ, проведения контрольных
срезов знаний на различных ее уровнях;
- проверка знаний и соблюдение правил техники безопасности преподавателями и
- анализ состояния учебно-планирующей документации, отчетов;
- проверка эффективности использования учебно-наглядных пособий, технических средств
- изучение документации;
- наблюдение за организацией образовательного процесса;
- опрос участников образовательного процесса;
- анкетирование;
- академические концерты, технические зачеты и контрольные уроки;
- тестирование;
- мониторинг;
- изучение документации;
- беседа.
4 Учет ВШК образовательного процесса.
4.1 По результатам ВШК директором школы периодически могут издаваться дополнительные приказы и распоряжения. Вопросы, требующие коллективного анализа и решения, выносятся на обсуждение Методсовета или Педсовета.
4.2. Взаимопосещение уроков преподавателями с целью изучения опыта работы осуществляется не менее четырех раз в месяц. Отчетность о взаимопосещении уроков хранится у заместителей директора.
Читайте также: