На заре то было братцы на утренней краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

ЕСАУЛ СООБЩАЕТ О КАЗНИ РАЗИНА


Захваченного в Кагальницком городке Степана Разина привезли в Москву. Он был казнен четвертованием на эшафоте близ Лобного места 6 июня 1671 года.

Исторические песни. Баллады. Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. С. Н. Азбелева. М.: Современник, 1986

Песня восходит к старинным донским песням о гибели есаула, полковника, атамана.



НА ЗАРЕ БЫЛО

На заре было да на зо 1 …
Да на зореньке,
Ой да, на восходе вот ясного со… ясна солнышка,
Ай, на восходе ясного со…
Ясна солнышка,
Ой, да на закате вот светлого ме… светла месяца,
На закате вот светлого ме…
Светлого месяца,
Ой да, не сокол-то летал по подне… по поднебесью,
Ай, не сокол-то летал по подне…
По поднебесью, -
Ой да, есаул-то гулял по поса. по посадику,
Есаул-то гулял по поса.
По посадику,
Ой да, он гулял, гулял, братцы, ногу. сам погуливал,
Ай, он гулял, гулял, братцы, погу.
Сам погуливал,
Ой да, добрых молодцев, братцы, пробу. сам пробуживал,
Добрых молодцев, братцы, пробу.
Сам пробуживал:
„Ой да, вставайте вы, добрые мо. добры молодцы,
Вставайте, вы, добрые мо.
Добры молодцы,
Ой да, пробуждайтесь, донские каза. ну, казаченьки,
Пробуждайтесь, донские каза.
Ну, казаченьки, —
Ой да, на Дону-то нездорово сде. вот бы сделалось,
На Дону-то нездорово сде.
Вот бы, сделалось:
Ой да, помутился у нас славный Ти. славный Тихий Дон,
Помутился у нас славный Ти.
Славный Тихий Дон,
Ой да, со вершины вниз до синя мо. синя морюшка,
Со вершины вниз до синя мо.
Синя морюшка,
Ой да, что до синего морюшка Азо. до Азовского,
Что до синего морюшка Азо.
До Азовского.
Ой да, помешался, братцы, наш каза. наш казачий круг,
Помешался, братцы, наш каза.
Наш казачий круг:
Ой да, как и нету у нас атама. атаманушки,
Как и нету у нас атама.
Атаманушки,
Ой да, ну, Степана, братцы, Тимофе. Тимофеевича,
Ну, Степана, братцы, Тимофе.
Тимофеевича,
Ой да, по прозваньицу Стеньки Ра. Стеньки Разина,
По прозваньицу Стеньки Ра.
Стеньки Разина, —
Ой да, поймали его, добра мо. добра молодца,
Поймали его добра мо.
Добра молодца,
Ой да, завязали ему руки бе. руки белые,
Завязали ему руки бе.
Руки белые,
Ой да, повезли-то его в кременну, в кременну Москву,
Повезли его в кременну,
В кременну Москву:
Ой да, как на славной было Красной пло. Красной площади
Как на славной было Красной пло.
Красной площади,
Ой да, отрубили ему буйну го. буйну голову".

1 Хор вступает с последнего (усеченного) слога запева.


Записана А. М. Листопадовым в 1937, 1939 гг. от М. В. и А. Д. Безродных, У. Ф. и П. Д. Полугуцевых и других в стан. Старочеркасской (ныне Ростовская обл.). А. Листопадов, Песни донских казаков, под общей редакцией д-ра филолог. наук, проф. Г. Сердюченко, т. I, часть 2-я. Музгиз, 1949, стр. 124-130, № 109.

Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956


ТЫ ВЗОЙДИ-КО, ВЗОЙДИ-КО, КРАСНО СОЛНЫШКО

Ты взойди-ко, взойди-ко, красно солнышко,
Над горою взойди,
Эх-да, над высокою,
Над высокою взойди.
Атаман 1 гулял да всё по садику,
Он гулял, гулял,
Горе он рассеивал,
Да горюшко рассеивал,
Добрых молодцев да он спробуживал:
„Вы вставайте-ка,
Эх-да, добры молодцы,
Эй, вставайте молодцы,
Пробуждайтеся да от сна крепкого,
Атамана нет,
Эх-да, больше нет у нас,
Атамана больше нет,
Нет Степана у нас да Тимофеича,
По прозванию
Эх-да, Стеньки Разина!".

1 В ряде вариантов: есаул, - Ред.

Записали: текст — Н. П. Колпакова, музыку — Б. М. Добровольский в 1954 г. от ансамбля Уральского народного хора в г. Ленинграде. Фонограммархив Сектора народного творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, магнитофонная пленка № 126. Расшифровка Б. М. Добровольского и Ф. В. Соколова.

Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956

На заре то было братцы на утренней,
На восходе краснова солнышка,
На закате светлова месяца,
Не сокол летал по поднебесью.
Ясаул гулял по насадику;
Он гулял, гулял, погуливал,
Добрых молодцов побуживал;
Вы вставайте добры молодцы,
Пробужайтесь козаки Донски!
Не здорово на Дону у нас,
Помутился славной тихой Дон,
Со вершины до Черна моря,
До Черна моря Азовскова.
Помешался весь казачей круг;
Атамана больше нет у нас,
Нет Степана Тимофеевича,
По прозванию Стеньки Разина;
Поймали добра молодца,
Завязали руки белые,
Повезли во каменну Москву,
И на славной Красной площади
Отрубили буйну голову.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Емельянов С.В.

Тип урока: урок открытия знаний.

Цели урока: углубить представление учащихся о многообразии фольклорных жанров. Пробудить интерес к фольклору как к зеркалу народной души. Познакомить с народной песней как с видом устного народного творчества.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

- Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?

- Каковы характерные особенности устного народного творчества? (устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.

- Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

- назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

- В чем народная мудрость малых жанров фольклора?

- Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?

3) Мотивация и целеполагание.

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества – лирической и исторической песнями.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств – словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

1. народные сказки

3. обрядовые песни

Свойства фольклора

1. Анонимность (отсутствие автора).

2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).

3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

5) Первичная проверка понимания.

Жанры народной песни

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения.

6) Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием песен.

На заре то было, братцы, на утренней,

На восходе красного солнышка,

На закате светлого месяца.

Не сокол летал по поднебесью,

Ясаул гулял по насадику.

Он гулял, гулял, погуливал,

Добрых молодцов побуживал:

«Вы вставайте, добры молодцы,

Пробужайтесь, казаки донски!

Нездорово на Дону у нас,

Помутился славный тихой Дон

Со вершины до черна моря,

До черна моря Азовского,

Помешался весь казачий круг,

Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванию Стеньки Разина.

Поймали добра молодца,

Завязали руки белые,

Повезли во каменну Москву

И на славной Красной площади

б) К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

в) С какими событиями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?

г) Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом ( XIII - XIV вв), как отклик на события общественной и военной истории. В исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном, действительно имевшим место в истории событии. Исторические песни продуктивно развивались на протяжении XVII века, который стал временем борьбы народа с крепостничеством, крестьянских и городских восстаний. В песнях этого периода отражена национально-освободительная борьба против иностранной интервенции и период Второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина.

· Вопросы и задания:

1. Определите тему и основную мысль песни.

2. Какую печальную новость принес есаул?

3. С помощью каких уже известных вам художественных средств передается печаль из-за утраты атамана?

4. Найдите в тексте поэтический параллелизм и определите его роль.

· Поэтический параллелизм (от гр. parallelos – идущий рядом) – сопоставление. В песнях, построенных по принципу параллелизма, в начале дается природная, символическая картина, а за тем следует картина-образ из человеческой жизни.

В цикле песен о Степане Разине нет прямого описания тяжелого положения угнетённого народа, целей народного восстания. Песни пугачёвского цикла описывают весь ход восстания в целом и характеризуют социальные группы, поддерживающие Пугачёва.

Большая часть народных песен, что свойственно и песням о Пугачёве, написана белым стихом .

· Белый стих – нерифмованный стих. Окончания, где обычно помещается рифма, остаются

Лирические песни как разновидность обрядовой поэзии – жанр фольклора, который, как считают исследователи, сформировался в XVI веке в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей и причитаний, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины) .

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выучить содержание конспекта, выразительно читать песни (в приложении), уметь отвечать на вопросы.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

· Какие жанры народных песен вам известны?

· Какие стороны народной жизни нашли отражения в исторических песнях?

· Какова тематика лирических песен?

· Все народные песни написаны белым стихом. Почему рифма не главное в народных песнях?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлены конспекты уроков РРЛ-7 по темам:

Конспекты уроков родной русской литературы в 7 классе

Автор Танашевич А.А.

Русские народные песни: исторические и лирические

Тип урока: урок открытия знаний.

Образовательная: углубить представление учащихся о многообразии фольклорных жанров. Пробудить интерес к фольклору как к зеркалу народной души. Познакомить с народной песней как с видом устного народного творчества.

Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен-ного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Оборудование: раздаточный материал (при наличии ИКТ – видеоурок), тетрадь.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

- Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?

- Каковы характерные особенности устного народного творчества? (устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.

- Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

- назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

- В чем народная мудрость малых жанров фольклора?

- Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?

3) Мотивация и целеполагание.

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества – лирической и исторической песнями.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств – словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

1. народные сказки

3. обрядовые песни

Свойства фольклора

1. Анонимность (отсутствие автора).

2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).

3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

5) Первичная проверка понимания.

Жанры народной песни

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения.

6) Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием песен.


На заре то было, братцы, на утренней,

На восходе красного солнышка,

На закате светлого месяца.

Не сокол летал по поднебесью,

Ясаул гулял по насадику.

Он гулял, гулял, погуливал,

Добрых молодцов побуживал:

«Вы вставайте, добры молодцы,

Пробужайтесь, казаки донски!

Нездорово на Дону у нас,

Помутился славный тихой Дон

Со вершины до черна моря,

До черна моря Азовского,

Помешался весь казачий круг,

Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванию Стеньки Разина.

Поймали добра молодца,

Завязали руки белые,

Повезли во каменну Москву

И на славной Красной площади


б) К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

в) С какими событиями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?

г) Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом (XIII-XIVвв), как отклик на события общественной и военной истории. В исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном, действительно имевшим место в истории событии. Исторические песни продуктивно развивались на протяжении XVII века, который стал временем борьбы народа с крепостничеством, крестьянских и городских восстаний. В песнях этого периода отражена национально-освободительная борьба против иностранной интервенции и период Второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина.

Вопросы и задания:

1. Определите тему и основную мысль песни.

2. Какую печальную новость принес есаул?

3. С помощью каких уже известных вам художественных средств передается печаль из-за утраты атамана?

4. Найдите в тексте поэтический параллелизм и определите его роль.

 Поэтический параллелизм (от гр. parallelos – идущий рядом) – сопоставление. В песнях, построенных по принципу параллелизма, в начале дается природная, символическая картина, а за тем следует картина-образ из человеческой жизни.

В цикле песен о Степане Разине нет прямого описания тяжелого положения угнетённого народа, целей народного восстания. Песни пугачёвского цикла описывают весь ход восстания в целом и характеризуют социальные группы, поддерживающие Пугачёва.

Большая часть народных песен, что свойственно и песням о Пугачёве, написана белым стихом.

 Белый стих – нерифмованный стих. Окончания, где обычно помещается рифма, остаются


Ах вы, ветры, ветры буйные,

Ветры буйные, залетные,

Принесите вы мне весточку

От родной моей сторонушки!

Там так ярко солнце красное,

Там свежи луга зеленые,

Там родная Волга-матушка,

Там звучна так песнь разгульная.

Скучно, душно, ветры буйные,

Жить в темнице разукрашенной,

Видеть небо всё туманное,

Слышать песни всё зловещие.

Всюду светит солнце красное,

Есть повсюду люди добрые,

Но нигде нет другой родины,

Нет нигде ее радушия.

Разнесите, ветры буйные,

Грусть-тоску мою, кручинушку,

Успокойте сердце бедное, -

Всё изныло в злой неволюшке.

Так и рвется горемышное!

Скучно, горько на чужбине жить!

Посмотрел бы хоть на родину,

Хоть взглянул бы на родимый кров.


Вопросы и задания:

 Каким настроением проникнута песня?

 С помощью каких поэтических символов передается это настроение?

 Какие синонимы подчеркивают тревогу лирической героини?

 Какова тема и основная мысль произведение?

 Найдите в песне параллелизм. Определите его роль.

Лирические песни как разновидность обрядовой поэзии – жанр фольклора, который, как считают исследователи, сформировался в XVI веке в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей и причитаний, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины).

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выучить содержание конспекта, выразительно читать песни (в приложении), уметь отвечать на вопросы.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

 Какие жанры народных песен вам известны?

 Какие стороны народной жизни нашли отражения в исторических песнях?

 Какова тематика лирических песен?

 Все народные песни написаны белым стихом. Почему рифма не главное в народных песнях?

 В чем отличие лирических песен от исторических?

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе

Тип урока: урок открытия знаний.

Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных и литературных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического созна-ния через освоение художественного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, тетрадь.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: выучить содержание конспекта, выразительно читать песни в приложении, уметь отвечать на вопросы.

3) Мотивация и целеполагание.

С особой глубиной народно – поэтические мотивы отразились в произведениях А.С. Пушкина. Поэт увлекался народным творчеством.

Именно Пушкин стал первым поэтом XIX века, который широко показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни и поговорки, предания и загадки — все наследие русского народа включалось поэтом в произведения.

Песни литературного происхождения - это произведения, которые вошли в народную словесность из профессиональной литературы. Чаще всего - песня, созданная автором и композитором, становилась популярной среди народа, а поскольку воспринятый текст передавался в устной форме, имя автора и композитора затиралось, и песня начинала бытовать как народная.

Возможны и другие случаи. Например, известный авторский текст (стих) ложился на народную мелодию или мелодию композитора, имя которого оставалось неизвестным.

Бывало и то, что в основе определенного авторского текста составлялся подобный мотивами и образы, с той же ритмомелодикой, но другой народный текст, который бытовал параллельно с литературным.

Каждая песня литературного происхождения имеет свою историю (которая, однако, не всегда сохраняется в народной памяти), проходит разные периоды распространения, шлифование, переработки, пока входит в народную традицию, испытает определенных изменений (временами довольно значительных), наслоений разных эпох и т.п. Но, несмотря на тщательную народную обработку (кое-где на протяжении нескольких столетий), песни литературного происхождения все же отличались от народных специфическими чертами. Это дает основание относить их к разряду песен, авторство которых не сохранилось, которые не имеют литературных соответствий, но определенными признаками выделяются из собственно народных. Самой определяющей их чертой является другой уровень индивидуализации. В то время как устное народное творчество выбирает все самое типичное, создает схематические сюжеты и довольно абстрактные обобщенные образы, литературная песня как индивидуальное творчество построено на основе личных переживаний, нетрадиционных ситуаций: фольклорное обобщение жизненных явлений здесь уступает место индивидуальным чувствам, которые вызваны конкретными обстоятельствами. Лирический герой таких песен высказывает свое видение и понимание мира, которое, как правило, не совпадает с общепринятым.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Случай с персидской княжной стал основой пушкинской песни о Степане Разине.

Поэт создал иллюзию народной песни. Народ ее не запел, потому что это была поэтическая стилизация — блистательная, точная и глубокая, но все же стилизация, а не фольклорный подлинник. Поэт как бы изобразил песню, так же, как он изображал сказку (народная сказка изложена прозой, а не стихами), показывая ее поэзию и мудрость.

5) Первичная проверка понимания.

Стенька Разин – образ русского бунтаря, память о котором хранит русское сознание. Цикл составляют три стихотворения, в которых использованы типичные для фольклорных песен о Разине сюжеты: Разин приносит в жертву реке персидскую царевну, сталкивается в Астрахани с воеводой и решается на разбой.

6) Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием песен.

Песни о Стеньке Разине

Анализ произведения:

Читайте также: