Внутренняя поверхность стен школьного зала должна выдерживать

Обновлено: 02.07.2024

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. "Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным", – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Требования к уборке

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

Требования к организации образовательного процесса

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

1. При разработке интерьеров школы (в частности разработки архитектурных, технологических, колористических решений, подборе и размещении оборудования, отделочных материалов) должны соблюдаться в полном объеме действующие нормативные и правовые акты Российской Федерации, нормативные и Правовые акты Московской области, в том числе на обязательной основе должны быть учтены федеральные образовательные стандарты, Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ, СанПиН 2.4.2.2821-10, СП 251.1325800.2016, СП 118.13330.2012, а также требования Технического задания, приложением к которому являются настоящие требования, и Технологическое задание - приложение 1 к Техническому заданию.

2. Внутренние пространства школы подразделяются на:

- общешкольные (общественные) пространства;

- блоки административно-бытовых помещений;

- технические помещения и помещения для прокладки инженерных коммуникаций.

3. Общешкольные (общественные) пространства: входные группы, блоки помещений обеденного зала, актового зала, библиотечно-информационного центра:

- комфортны в доступности для обучающихся в направления движения от учебных пространств-секций (время подхода исходя из общего времени минимальной перемены, простота навигации, минимизация пересечений разновозрастных потоков);

- без препятствий в передвижении (в том числе без ступеней внутри помещений и коридоров, противопожарных дверей при входах на главные лестницы);

- являются визуальными акцентами школы с запоминающимися выразительными интерьерами, комфортной и непринужденной атмосферой общности преподавателей и обучающихся;

- функциональны и удобны в эксплуатации (простые формы без сужений и расширений, выступов конструктивных элементов (пилонов, колонн, коробов инженерных коммуникаций, препятствующих внутренней трансформации);

- высота помещений должна обеспечивать нормативную кратность воздухообмена по таблице 7.1 СП 118.13330, при этом все выступы и западения формы потолка являются частями общей дизайнерской и функциональной композиции помещений (хаотичное пересечение плоскости потолка коробами инженерных коммуникаций не допускается);

- 100% посадочных мест выполнены с одинаковыми условиями комфортности, при этом должны быть предложены не менее 2 вариантов трансформации рассадки в обеденном, актовом, читальном залах.

4. Учебные пространства-секции:

- для начальной школы не более четырех учебных помещений, закрепляемых за классами, со спальнями и игровыми (или четырех учебных помещений, закрепляемых за классами, с кабинетом музыки и лаборантской), рекреациями и санитарно-бытовыми помещениями;

- для начальной школы спортивный зал (9х18 м или 24х12 м) с коридором и санитарно-бытовыми помещениями;

- для основной школы не более шести учебных кабинетов с лаборантскими, рекреациями и санитарно-бытовыми помещениями;

- для основной школы многофункциональный спортивный зал (18х30 м) с коридором, санитарно-бытовыми помещениями и дополнительной входной группой для использования зала для внеурочной деятельности;

- приватны и исключают транзитной движение обучающихся иных возрастных групп (расположение на проходах к общешкольным пространствам не допускается);

- выполняются в индивидуальных доминантных колористических оттеках для простоты ориентирования обучающихся в пространстве (цвет активно используется в рекреациях, санузлах, спортивных залах и минимизирован в учебных кабинетах);

- для начальной школы используются белый цвет и теплые чистые оттенки основного цветового спектра (визуальный результат: психологический комфорт для детей, ощущения чистоты, уютной нарядности пространства);

- для основной школы используются белый цвет и теплые оттенки натуральных природных материалов (металла, дерева) с локальными яркими акцентами (визуальный результат: психологический комфорт для подростков, ощущения чистоты, неформальности, общности взрослеющих подростков и преподавателей);

- расстановка в одном помещении мебели различных оттенков одного цвета не допускается (например: одновременно текстуры и цвет дерева разных пород или холодный и теплый белые цвета);

- расстановка в помещении стилистически диссонирующей мебели (между собой или с дизайном помещения) не допускается;

- высота помещений должна обеспечивать нормативную кратность воздухообмена по таблице 7.1 СП 118.13330, при этом все выступы и западения формы потолка являются частями общей дизайнерской и функциональной композиции помещений (хаотичное пересечение плоскости потолка коробами инженерных коммуникаций не допускается);

- 100% посадочных мест выполнены с одинаковыми условиями комфортности, при этом должны быть предложены не менее 2 вариантов трансформации рассадки в учебных помещениях начальной школы и в основных учебных кабинетах;

- учебные кабинеты первых классов, помещения спален и игровых, учебные кабинеты естественно-научного цикла выполняются с трансформируемыми перегородками, объединяющими кабинет и рекреацию в единое пространство;

- покрытие полов для помещений с доступностью обучающихся должно быть экологически безопасным (не издавать резкого запаха, не выделять вредных веществ), иметь высокую износостойкость (выдерживать механические нагрузки, частую влажную уборку с применением агрессивных дезинфицирующих растворов), быть гигиеничным (быстрое и легкое удаление различных видов загрязнений без потери внешней привлекательности), пожаробезопасными, быть приятным на ощупь и нескользкими, иметь привлекательный внешний вид (керамическая плитка, деревянный паркет или половая доска, ламинат или натуральный линолеум, ковровое покрытие);

- покрытие стен для помещений с доступностью обучающихся должно быть экологически безопасным (не издавать резкого запаха, не выделять вредных веществ, использование органических растворителей, которые после окраски способны долго выделять в помещении вредные вещества, не допускаются), иметь высокую износостойкость (выдерживать механические нагрузки, частую влажную уборку с применением агрессивных дезинфицирующих растворов, краски, образующие полимерный слой, препятствующий истиранию), быть гигиеничным (быстрое и легкое удаление различных видов загрязнений без потери внешней привлекательности), пожаробезопасными, быть приятным на ощупь, иметь привлекательный внешний вид (керамическая плитка, водоэмульсионная (акриловая или силиконо-акриловая) краска, пригодная для детских учреждений (использование пластиковых панелей, виниловых, стеклянных или фотообоев не допускается);

- покрытие потолков для помещений с доступностью обучающихся должно быть максимально светоотражающим, для рекреаций, коридоров и помещений акустическим (разборчивость речи в классах должна быть высокой, в то время, как в коридоре все должно быть устремлено на звукопоглощение), влагостойким, экологически безопасным, иметь высокую износостойкость (выдерживать механические нагрузки, частую влажную уборку с применением агрессивных дезинфицирующих растворов, краски, образующие полимерный слой, препятствующий истиранию), быть гигиеничным (быстрое и легкое удаление различных видов загрязнений без потери внешней привлекательности), пожаробезопасными (огнестойкими и негорючими), быть приятным на ощупь, иметь привлекательный внешний вид (водоэмульсионная (акриловая или силиконо-акриловая) краска, для рекреаций, коридоров и помещений – подвесные потолки (характеристики плит должны быть подобраны исходя из особенностей помещений);

- окна и витражи – энергосберегающие с повышенной теплоизоляцией с использованием экологически чистых материалов, с защитой против конденсата, минимизацией зон охлаждения у кромок стекла;

- двери – распашные и раздвижные (для помещений 1 классов, спален и игровых, зоны естественно-научного цикла), для помещений с доступностью обучающихся без порога, профильные или комбинированные, пожаробезопасные, энергосберегающие, с повышенной звукоизоляцией, водостойкие, износостойкие, приятные на ощупь, удобные для открывания обучающимися (учитывать возрастную группу входящих в помещение), внешний вид покрытий должен полностью соответствовать стилю, цвету интерьера в связи с чем могут иметь разные внешний и внутренний фасады (характеристики и габариты дверей должны быть подобраны исходя из особенностей помещений);

- навигация – подвесные и настенные таблички и указатели для помощи обучающимся ориентироваться в школьном пространстве: внешние указатели – флаги, стелы необходимы для идентификации школы, обозначения подъездов, проходов, входов на территорию и в здание, внутренние указатели – указатели направления к главной лестнице, основным общешкольным помещениям и учебным блокам, в учебных блоках количество табличек и указателей минимально (исключение лишнего визуального информационного шума);

- указатели должны размещаться в ключевых точках определения направления движения: рекреациях, коридорах (развилках коридоров), лестницах, переходах из одного корпуса в другой;

- внутренние указатели должны быть подразделены на работающие на близких и дальних расстояниях (ближний радиус – небольшой шрифт, позволяющий увидеть текст на расстоянии вытянутой руки, указатели дальнего радиуса должны быть видны и доступны для прочтения издалека), дополнительные комбинированные указатели размещаются высоко и включают крупные надписи и небольшой шрифт;

- напротив выходов с лестничных пролетов и в переходах размещаются подвесные указатели с указанием направлений и предназначаются для чтения с большого расстояния (располагаются высоко);

- на углах коридоров размещаются подвесные таблички с группами указателей к кабинетам (располагаются на уровне глаз читающего);

- подвесная навигация дополняется небольшими квадратными табличками с узнаваемыми пиктограммами (например, туалета или лестницы), закрепленными на стене с помощью кронштейнов (панели-кронштейны не должны мешать свободному проходу по коридору);

- дверные таблички содержат порядковый номер кабинета и сообщают школьникам и посетителям его назначение;

- внутренняя навигация должны соответствовать общему стилистическому решению интерьеров для создания в школе аккуратного, гармоничного внутреннего пространства, а также размещаться с учетом ростовозрастных особенностей обучающихся, не должны быть затенена (на затененных, неосвещенных поверхностях должна быть предусмотрена подсветка).


Требования к проведению косметического (а также капитального) ремонта в стенах школьного учреждения регламентированы на законодательном уровне. Они гораздо строже, по сравнению со стандартами для других типов помещений. Самое главное требование, которое предъявляется в законе, — это соблюдение санитарных норм и обеспечение безопасности учеников.

Это обусловлено тем, что посетителями школ в большинстве являются дети, здоровье которых весьма уязвимо. Поэтому материалы, используемые для ремонта, должны быть надежными, безопасными и экологически чистыми.

Требования, предъявляемые к материалам

Существует отдельный перечень принципиально значимых особенностей, которые необходимы для создания необходимых условий для эксплуатации школьного помещения. Во время ремонта стоит обратить особое внимание на эти особенности:

Наиболее подходящие варианты материалов для отделки

Самыми популярными и бюджетными вариантами внутренней отделки стен школы были и остаются на сегодняшний день — покрытие обычной краской, поклейка обоев и облицовка керамической плиткой. Но насколько эти материалы надежны, безопасны и долговечны?


Обычная краска быстро теряет свой цвет, пачкает и затирается. К тому же, краска — это соединение сильных химикатов, испарение которых вредят окружающей среде и здоровью школьников. Средний срок службы краски — 3-4 года, хотя уже через 1 год покрытие начинает трескаться, появляются сколы.
Обои — популярный, но не самый оптимальный вариант. Они не пожаробезопасные, легко и быстро возгораются и распространяют огонь, сильно загрязняются, не устойчивы к влаге.


Керамическая плитка — куда более выгодный вариант, такое покрытие прослужит намного дольше и является огнестойким. Но насколько безопасен такой материал? И насколько он эстетически красив? Вопрос спорный.
Но, индустрия не стоит на месте, и на сегодняшний день разработан самый оптимальный вариант для облицовки стен школы. Это стеновые панели. Средний срок службы составляет 20 лет (а это весьма выгодно). К тому же, они не причиняют вреда здоровью детей, не отравляют окружающую среду. Панели легко отмываются от любых загрязнений, устойчивы к механическим повреждениям. Такое покрытие позволяет создать уникальный и современный дизайн школы. Да, они будут на порядок дороже, но стоит ли экономить на здоровье и безопасности детей?

Стеновые и потолочные панели от WallHof

HPL-панели

Антивандальное ударопрочное покрытие (устойчиво к загрязнениям, выдерживает маркер, удары, мытье химическими (обеззараживающими) веществами), огнестойкие (КМ-1).

Особенности отделочных материалов для образовательных учреждений

Особенности отделочных материалов для образовательных учреждений

Известно, что школа играет важную роль в развитии и воспитании наших детей. Именно в её стенах ученики проводят значительную часть своего времени. Как обустроить школьные кабинеты, рекреации, спортзалы, чтобы дети чувствовали себя по-домашнему уютно и комфортно? Как грамотно правильно подбирать материалы для капитального или косметического ремонта? Существует множество правил и нормативов для организации строительных и отделочных работ в образовательных учреждениях. Основными критериями предусматривается выполнение санитарных регламентов и гарантия безопасности учеников.

Каким требованиям должны соответствовать материалы

Для эксплуатации школьного здания существует ряд особенностей:

  • Строительный материал обязательно должен сопровождаться сертификатом качества, подтверждающего соразмерность санитарных и гигиенических норм, требований пожарной безопасности.
  • Во избежание заболеваемости детей, целесообразно использовать только экологически безопасные, не токсичные материалы.
  • При отделке зданий необходимо выбирать устойчивые к механическим повреждениям, прочные покрытия.
  • Отделочные материалы для школ также должны характеризоваться устойчивостью к воздействиям влаги, бытовых чистящих средств.

Обновление школы: бюджетно и красиво

отделка школьных учреждений

Самыми распространённым вариантами внутренней отделки стен были и остаются: покраска краской, поклейка обоев, облицовка плиткой, нанесение штукатурки. Но насколько эти материалы долговечны и практичны? Покрашенная поверхность быстро затирается, выцветает. К тому же многие краски токсичны. Обои также не долговечны, сильно пачкаются, не устойчивы к влаге. Плитка-наиболее оптимальный вариант отделки школьных стен. Она огнеустойчива, хорошо переносит влажность. Декоративная штукатурка не только универсальна, она придаёт эстетичный вид и свежесть школьному дизайну. Современные отделочные компании предлагают огромный выбор декоративной штукатурки: венецианская, шагрень, короед и т. д.

Какие полы необходимы в детском учреждении

Помимо основных требований к отделке школ, полы должны быть долговечными и не скользкими, с идеально ровным покрытием. Огромную роль играет качество стяжки пола. Одним из наиболее традиционных и экономичных материалов считается линолеум различной толщины. Полы на основе ПВХ так же подходят для детских учреждений. Они отличаются:

  • большим выбором оттенков
  • антистатичными свойствами
  • влагостойкостью
  • износостойкостью
  • звукоизоляционными показателями.

Отделка школьных потолков

отделочные материалы для учреждений образования

Потолки - немаловажный показатель облика общеобразовательного учреждения. При изготовлении любого потолка очень важно правильно подготовить поверхности к монтажу. Проверенный временем, не дорогой вариант - побелка, т. е. покраска в белый цвет с использованием водно-дисперсионных окрасочных составов.

В статье рассказано о наиболее распространённых, бюджетных видах отделки школ. В случае, если учреждение располагает достаточными средствами, соответственно материалы и виды оформления интерьера будут более дорогостоящими и инновационными.

Читайте также: