Внеурочное занятие в начальной школе по окружающему миру
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Внеурочное мероприятие по окружающему миру 4 класс
Тема: "Экология. Природа - наш дом родной."
Внеурочное мероприятие по окружающему миру 4 класс
Тема: "Экология. Природа - наш дом родной."
Учитель Мельникова Т. П.
Цель: Научить детей бережному отношению к природе.
расширить знания детей о природе;
раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;
воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;
развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление.
учить детей работать в группе.
рисунки цветов, грибов, ягод, животных;
Лес – наше богатство.
Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости.
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не упусти:
Ты же видишь, мы свои.
Много интересного в лесу! Нужно уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники.
-Итак, я открываю первую страницу устного журнала. Она называется:
- Что собой представляет лес? ( ответы)
( фильм о лесе )
- Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет, сейчас проверим.
(загадки о деревьях, кустарниках, травах.)
Бегают по свечке. (Верба )
2) Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? ( ель )
3) С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. ( одуванчик )
4) Ни кто не пугает,
А вся дрожит. ( осина )
5) Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. ( берёза )
6) Самое сладкое дерево наших лесов. ( липа )
(картинки растений на слайдах)
- Ещё в лесу много домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт.
*Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь.)
*Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка.)
*Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы. (Бурундук)
*Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк).
*Лесной доктор. (Дятел).
*Лесной санитар. (Муравей.)
- Ребята, к нам пришли письма из леса. Вот два письма. Нужно узнать кто их написал.(каждой команде по письму)
- Расшифруйте названия животных.
Бежит тропинка через лес,
Ныряет вправо, влево.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик. ( Шиповник. )
Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов. ( Пион. )
Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. ( Ромашки. )
Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко – синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. ( Василёк.)
- Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится всё меньше и меньше.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали….
- Ребята, надо ли рвать цветы? ( Ответы детей.)
Читает стихотворение азербайджанского поэта Самуа Вергуна:
Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать, или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Помните это, дети!
Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается? (Полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками. )
Зачем нужны змеи, ведь они опасны? ( Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Змеиный яд используется в медицине.)
Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? ( Они являются кормом и лекарством для многих животных.)
Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит? ( Пчела погибает.)
Почему у лиственницы такое название? (Она, как лиственные деревья, сбрасывает хвою.)
- Я вам предлагаю вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного и определить, о ком идёт речь и какую пользу оно приносит.
Открывается вторая страница нашего журнала
- Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи, грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?!
- Сейчас нам предстоит пойти в лес по грибы, по ягоды. Но, как вы знаете, не все грибы и ягоды пригодны в пищу для человека. Поэтому вы должны определить, что мы будем собирать.
Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика.)
В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. ( Маслята. )
Гриб красивый, яркий. Для некоторых животных этот гриб- лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу, и для человека- смертельный яд! ( Мухомор. )
Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. ( Земляника. )
Физминутка: В лесу.
Вверх руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Низко присели, вниз посмотрели
Это жучок пьёт росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят,
Где они сядут, тоже покажем .
Сели все дружно назад.
- Перелистываем следующую страницу 3 , а называется она
- В лесу своя аптека, которая помогает нам ,людям, избавиться от многих болезней.
- Какие вы знаете лекарственные растения и чём они помогают? ( ответы детей )
Ответьте на вопросы:
Какие лекарственные травы применяются при простуде? ( Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды смородины. )
Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? ( Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел. )
Какие лекарственные травы применяются при болях в животе? (Зверобой.)
Какие растения помогают при упадке сил? ( Отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой. )
- Я бы хотела немного добавить:
Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства.
Кашель, бронхит лечит настой из мать и мачехи.
Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна, затягивают ранки.
Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении.
Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение.
Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит.
- Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье.
- Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.)
- В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.
- Каких вы знаете животных, занесённых в Красную книгу? ( ответы детей )
- А многих животных и растений этой книги можно скоро будет увидеть только на картинке ( показываю и называю).
Розовый пеликан, утка-мандаринка, розовая чайка, Амурский тигр, манул, жужелица Кавказская, женьшень, венерин башмачок, прострел (сон-трава).
- Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.
- Давайте вспомним правила поведения в природе. Каждая команда называет по очереди, кто больше вспомнит.
НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.
НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.
НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.
НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
НЕ разоряй птичьи гнёзда.
НЕ разоряй муравейники.
НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
В лесу старайся ходить по тропинкам.
Ученики читают стихотворения:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: « Ты – мой друг!
Стихотворение Станислава Куняева читают дети:
Я люблю тебя большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не губи последнего тайменя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то
От чего щемит в моей груди.
- Человек многое может, но он – сын природы. Погубив окружающую среду, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.
Звучит финальное стихотворение.
Чтоб могли цветы расти
Всюду без опаски,
Их в букеты ты не рви –
Относись к ним с лаской.
Другом ты природе будь:
Ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь
И смотри под ноги.
Мусор ты не оставляй
На лесной полянке,
Красоты не оскверняй –
Убери все склянки.
Всем на свете наконец
Нам запомнить можно,
Что природу – храм чудес
Сохранить несложно.
- Вот и закрыта последняя страница нашего журнала. Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.
Открытое внеурочное занятие по окружающему миру "Знатоки природы" в началных классах с презентацией на семинаре учителей начальных классов.
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочное занятие 1-4 класс по окружающему миру | 908.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Ютазинского муниципального района РТ
по окружающему миру
в начальных классах (2, 4 класс)
Учитель начальных классов:
Исхакова Зульфия Наиловна
Цели и задачи :
• конкретизировать знания о диких и домашних животных, а также животных, занесенные в Красную книгу.
• отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних;
• формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
• воспитывать у учащихся умение работать в паре;
• способствовать расширению кругозора;
• воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.
- Знать особенности домашних и диких животных.
- Иметь представления о животных занесенных в Красную книгу
- Оценивать достижения на уроке
- Оценивать работу
- Высказывать суждения, подтверждая ее фактами.
- Работать с текстом.
- Обладать уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению
Познавательные: извлекать информацию из других источников и использовать её для создания мини- проекта
Регулятивные: составлять план действия по решению проблемы, работать по плану.
Коммуникативные: работа в парах , в команде, понимать другие взгляды, позиции, умение доносить свою позицию до других.
Оборудование:
Кроссворды, карточки с пословицами и поговорками, картинки животных занесённых в красную книгу (приготовленные детьми).
Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Мы приготовили веселый
Чудесный праздник — КВН.
Вам по душе пришелся всем,
Нужно знания иметь прочные
И быть веселым и находчивым.
И пусть сильней кипит борьба, Острей соревнование, Успех решает не судьба, А только ваши знания!
Чтобы определить тему отгадаем загадку.
1. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Шуба для зимы – другого цвета. (Заяц)
- Что можете сказать про зайца? (Дикое животное)
2.Мохнатенькая, усатенькая,
Сядет – песенки поет. (Кошка)
- Что можете сказать про кошку? (Домашнее животное).
Над какой темой мы будем работать? (Дикие и домашние животные).
- По ходу занятия мы будем отгадывать загадки, вспоминать пословицы и поговорки, каждая команда покажет свое домашнее задание и ещё многое другое. За каждый правильный ответ и правильное выполненное задание буду давать смайлики.
- А сейчас узнаем название команды. Перед вами в конвертах буквы. Вы из букв собираете название команды и клеите на листочки.
Задание. Как у зайца и кошки называют детенышей?
- Что делает ёж зимой? (Спит)
- Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз)
- Кровожадный хищник наших лесов? (Волк)
- Животное наших лесов похожее на кошку? (Рысь)
- Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
- Самый чистоплотный зверек? (Барсук)
- Самый быстрый зверь? (Гепард)
- Кто поёт под водой? (Киты)
- Когда еж не колется? (Когда только родился)
- Животное, которое строит дом на реке? (Бобр)
- П ОСЁЛ ОК
- СЕР ЁЖ КА
- ЗА СЛОН КА
- КОНЬ КИ
- С ОЛЕНЬ Е
- ПО БЕЛКА
(команды ищут спрятавшиеся слова)
а) На свинью похож, а в лесу живёт. (Кабан)
б) Всю зиму спит,
Весной на пасеку спешит. (Медведь)
в) В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
г) Зубова-то, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)
д) Посреди поля белый клубок катается. (Заяц)
Не учи орла летать, а соловья ….
2. Здоровое дерево дятел…
У коровы молоко …
Физминутка. Фолау зе лидер.
У: Ребята, наше занятие подошло к концу. Подведем итоги. Подсчитываем заработанные командами смайлики.
Первое место -… команда,
Второе место -… команда,
Вы все большие молодцы, очень хорошо работали и получаете поощрительные призы.
У: Ребята, если вам понравилось занятие, вы узнали что-то новое, интересное и вы были в деятельности, то возьмите смайлик, который улыбается. Если вам было неинтересно, и вы ничего нового для себя не отметили, возьмите грустный смайлик.
III.Выступление детей (10 мин)
В природе столько красоты!
1.В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
2.Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела.
3.Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь. (В. Чижов)
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Стремись животных защищать,
Они ведь братья наши.
Стремись чуть-чуть добрее стать
Мир этот сделать краше.
Разработка конспекта подойдет для проведения внеурочного мероприятия.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
по окружающему миру на тему:
проведенного в 1 классе
Студенткой 103 группы
Зиновьевой Александрой Николаевной
Учитель: Волкова Е.А._________________________
Руководитель практики: Буздина С.А. ____________
1.Тема: игра: Что? Где? Когда?
3.Форма: игра
Закрепление и расширение знаний детей об окружающем мире
пополнить знания об окружающем мире
развивать наблюдательность, любознательность, память
воспитывать нравственное отношение к окружающей среде, бережное отношение ко всему живому.
6.Литература:
7.Оборудование:
Презентация, раздаточный материал
8.Структура мероприятия:
Ознакомление с темой мероприятия
Громко прозвенел звонок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
3. Ознакомление с темой занятия:
В игре будет 8 раундов: Отгадай, Изобрази, Узнай, Отдохнем, Собери, Загадки обманки, Да или нет, Мама и ребенок.
За правильные ответы вы будете получать баллы, которые жюри (представление членов жюри) будет заносить в бланки.
В конце игры та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, станет победителем.
Это игра веселых, находчивых и умных. Мы собрались на необычную игру, в которой вы должны проявить эрудицию, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.
В игре примут участие 3 команды знатоков. Давайте с ними познакомимся.
Ну что ребята, начнем?
Основная часть:
В этом раунде нужно отгадать загадки.
1)Рыбам жить зимой тепло:
Крыша – толстое стекло(Лед)
2)Что за чудо красота?
Показались на пути !
Ни проехать, ни пройти. (Радуга)
3) Ветер листьями играет, их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат - это значит . (Листопад).
4)Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути(Снег)
Она твоя, она моя,
И называется. (Земля)
6) Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес(Мороз)
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
Каждой команде дается конверт с заданием. Первой команде изобразить медведя косолапого. А вторая команда изображает серого волка. А третья команда изображает- хитрую лису.
Слушайте внимательно вопрос и отвечайте.
На каком дереве созревают желуди? (дуб).
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
Листья какого растения прикладывают к ранке? (подорожник).
Это самый первый цветок, появляющийся из под снега.(Подснежник).
На каком цветке можно погадать, отрывая лепестки? (ромашка).
Как называется растение колючее как ежик? (кактус).
Гуси серые летели, (Взмахи руками в стороны.)
На лужайку Тихо сели,
Походили, поклевали, (Ходьба, наклоны.)
Потом быстро побежали.
(Бег и ходьба.)
1)Шагает голову задрав
Двугорбый молодой. верблюд (жираф)
2)Шею вытянула птица,
Ну шипеть, щипаться, злиться,
В речку кинулась с разгона,
"Га-га-га!" - кричит . гусь (ворона)
3)Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый, косолапый. медведь (слон)
4)Белым снегом всё одето —
Значит, наступает…зима (лето)
5)Я красивый, я летаю,
А весной от солнца таю.
Угадайте поскорей,
Кто же это?… снег (соловей)
6)С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает. обезьяна (корова)
А сейчас мы вспомним правила поведения в лесу. Я задаю вам вопрос а вы отвечаете да или нет.
1.Ведущий: Если я приду в лесок. И сорву ромашку?
2.Ведущий: Если съем я пирожок, И выброшу бумажку?
3.Ведущий: Если хлебушка кусок На пеньке оставлю?
4.Ведущий: Если ветку подвяжу Колышек поставлю?
5.Ведущий: Если разведу костёр,А тушить не буду?
6.Ведущий: Если сильно насорю,А убрать забуду?
Заключительная часть:
1)Подведение итогов, рефлексия:
Ребята, вы большие молодцы, пока жюри подводят итоги , у вас на столе лежат листочки , если вам было интересно и у вас было хорошее настроение нарисуйте солнышко, если вам не было интересно и для вас не было ничего полезного нарисуйте тучку.
2) Награждение
Вы все молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Мне было с Вами работать интересно и весело! Все работали добросовестно, были активны и внимательны. (за участие приз)
учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе.
Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу.
Осознавать значение учебной деятельности.
Принимать ценности мира.
Метапредметные:
Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их.
Основные понятия: Лес, животные леса, растения леса, экспедиция.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивационный
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспедицию, нас ждет очень большая работа. Сейчас я предлагаю вам повернуться к драг другу и одарить свою улыбку.
Слушают внимательно учителя, приветствуют его и друг друга.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.
Этап актуализации знаний
Мы отправляемся в лес. А кто-нибудь из вас знает, что такое лес?
Вы разделены на две команды. У вас на столе лежит конверт с буквами, из этих букв вы должны собрать название вашей группы, а так же выбрать капитана.
1 команда - Резвые бельчата
2 команда - Хитрые лисы
Молодцы! Вы все справились.
Перед вами темы исследования. Ваша задача выбрать одну из них.
1.команда - Растения леса
2.команда- Животные леса.
Как это можно сделать? Как вы думаете, с чего начинает свое исследование каждый ученый?
Лес- это природное сообщество. В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.
Собирают название команд, выбирают капитана.
Выбирают тему для исследования.
Определить последовательность работы и начинать собирать материал.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
ориентирование в своей системе знаний.
Регулятивные: оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные: объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Этап открытия новых знаний
Вот мы с вами в лесу. Посмотрите на него, какой он красивый. Посмотрите на него внимательно.
У вас на столе лежит конверт с картинками. Следуя вашей теме исследования, для вас задание.
Исследователям растений нужно выбрать из картинок лесной растение и описать его.
Обратите внимание на экран. Перед вами ребусы. Для каждой команды свой. Решив его, вы узнаете, что будете исследовать.
Предлагаю вам посмотреть мультфильмы о смешанном лесе. Это вам поможет в исследовательской работе. Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения, но у нас нет такой сейчас возможности, поэтому мы посмотрим мультфильмы.
Образовательная: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Воспитательная: воспитывать любовь к Земле, уважение к её обитателям.
Термины и понятия
Планируемый результат
Предметные умения
формировать основные правила охраны природы
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Окружающий мир. Литературное чтение.
Математика (умение работать по алгоритму).
Фронтальная, в группах
· авторская разработка мероприятия
· раздаточный и наглядный материал
· ка ртинки с изображением животных
· карточки с заданиями
Ход занятия
1. Организационный этап
Громко прозвенел звонок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем.
- Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
2. Актуализации знаний, введение в занятие
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
- Наше мероприятие будет не совсем обычным, это будет КВН, где соревнуются три команды. По ходу мероприятия мы будем отгадывать загадки, вспоминать пословицы и поговорки, каждая команда покажет свое домашнее задание и ещё многое другое. Как и в любом КВН оценивать каждый конкурс должно независимое жюри.
- Как вы думаете, кому из присутствующих здесь, можно поручить это дело?
- Давайте вспомним, как надо работать в команде?
- Сегодняшнее занятие мы начнем с красивых картинок на экране. Внимательно посмотрите их, слушая стихотворение.
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весенний шум ручья,
Живёшь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной Земли зовётся этот дом.
3. Постановка цели и задачи занятия (мотивация учебной деятельности занятия)
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
- Попробуйте определить тему.
- Сидим необычно… (значит, будем … играть). Но, и играя, нужно чего-то добиться в области знаний.
- Какие цели поставим перед собой?
4. Обобщение и систематизация знаний
- подготовка учащихся к обобщающейся деятельности
- Первый конкурс КВН - это приветствие: каждая команда сообщает своё название, девиз и эмблему.
Девиз: Мы пингвины просто класс, победи попробуй нас.
Ешь побольше витамин, будешь толстым как пингвин.
Девиз: Команда ёжиков не хуже, потому что все мы дружим.
- Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию.
- Я буду задавать вопросы командам по очереди, на обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда. Всего на конкурс отводится 1 минута.
1. Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз)
2. Что делает ёж зимой? (Спит)
3. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница)
4. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел)
5. Без станка, без рук, а холст ткёт. (Паук)
6. Рыжий маленький зверек с ветки - прыг, на ветку скок. (Белка)
7. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
8. Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
9. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, рябина, калина)
10. Хотя не любит света он, и очень мало видит днем. Зато дорогу к дому, найдет он под землей. (Крот)
11. Жёлтый крошка ищет хлеба крошку. Если встретит червяка - наклюет ему бока. (Цыпленок)
12. Зверек живет в норе глубокой, он толстосум и толстощекий. (Хомяк)
14. Смолу, выделяемую этим деревом, используют в стоматологии для лечения болезней дёсен? (Сосна)
15. С ветки на тропинку, с травки на былинку прыгает пружинка - зеленая спинка. (Кузнечик)
16. Кто осенью спать ложиться, а весной встает? (Зимой спит, а летом улья ворошит) (Медведь)
17. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Жёлудь).
18. Кто поёт под водой? (Киты)
19. Это крошечное насекомое - паразит является чемпионом по прыжкам среди насекомых, кто это? (Блоха)
20. Есть на речках лесорубы -
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
21. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает. (Медуза).
22. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
23. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает - разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
24. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
25. Какие деревья с белой корой? (Берёза, осина).
26. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
27. Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).
28. Какой цветок называют - царицей цветов? (Роза).
29. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
30. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
31. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
- Представители какой группы были представлены в загадках? (Живой природы)
- Отгадайте загадку и узнаете, про что будет следующий конкурс.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
- Что такое лукошко?
- Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы - ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
-воспроизведение на новом уровне
- Вы любите собирать грибы?
- Сейчас мы попробуем составить правила сбора грибов. За 2 минуты обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила. Объясняя, почему так?
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
- А сейчас соберем грибы. (На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).
- На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
1) Загадки
1. Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
2. Очень дружные ребята
У пенька живут. (Опята).
3. Где хвоинок многовато,
Поджидают нас. (Маслята).
4. Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
5. У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
6. Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
- Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
Физкультминутка
Пока строгое жюри подводит предварительные итоги, отдохнём немного.
- Я буду называть только птиц, но если вдруг допущу ошибку, и вы услышите что-то другое, то нужно топать ногами и сказать, где я ошиблась. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Мухи и стрижи…
- Что неправильно? (Мухи)
- А мухи - это кто? (Насекомые)
- Вы правы. Ну что же, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
-Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Кукушки и чижи,
Галки и стрижи,
Комары, лягушки … (Дети топают и объясняют)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы…
- Все мы молодцы!
- У медведя густая шерсть и толстый слой жира под кожей. Белый цвет делает этого хищника незаметным на снегу. В самые холодные и голодные зимние месяцы медведь больше спит. Питается белый медведь рыбой, мясом моржей и тюленей.
Морж
Скажите, ребята, из вас кто не знает
Моржа, что живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет.
Дом его там, где господствуют льды.
Клыки иногда при движенье - подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы немного,
Моржи из воды к берегам подплывут.
Они на холодном песке отдыхают,
На лежбище слабых растят малышей,
Моллюсков морских из песка накопают
И рыбы наловят - вот корм для моржей.
(С.А.Васильева)
- Морж - это животное, которое занесено в Красную книгу.
- Вычеркните лишнее четвёртое слово, объясните, почему вы считаете его лишним.
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как мы считаем …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как по нашему мнению …
3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как мы считаем …
4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
- Я раздам каждой команде карточки со слогами, составьте как можно больше слов за 1 минуту.
КО ДИ ТИК ША РО КА БЕЛ ВА ЛО КО
6 . Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и коррекция
- Сейчас наше жюри выскажет своё мнение по вашим ответам, может, даст рекомендации и назовёт победителя сегодняшнего соревнования.
7. Рефлексия
- Покажите карточку с символом, с каким настроением вы уходите с занятия.
Список использованной литературы
2. Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 80с.
3. 1000 загадок обо всём на свете/ сост. М.Б.Кановская. М.: Астрель, СПб.: Владимир: ВКТ 2011210с.
4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебная христоматия к школьному курсу. 1 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - 160с.: ил.
5. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.В. Виноградова. - М.: Вентана_Граф, 2010. – 368с.: ил.
6. Мир вокруг нас: Учеб. Для 1 кл. нач. шк./А.А.Плешаков. - 6-е изд.,дораб./ А.А.Плешаков. - М.: просвещение, 2004. - 128с: ил.
Читайте также: