Кружок мхк в школе
Обновлено: 08.07.2024
Мировая художественная культура (МХК) - предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.
Цель предмета - силой воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.
Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни:
Цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.
Задачи курса:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты изучения подразумевают:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
накопление опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты отражают:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в искусстве;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
самостоятельную оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты включают:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
представление системы общечеловеческих ценностей;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;
понимание условности языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла; классификацию изученных объектов и явлений культуры;
структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства;
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности;
описание явлений искусства с использованием специальной терминологии;
высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;
овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса;
расширение эстетического кругозора;
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализацию творческого потенциала;
применение различных художественных материалов;
использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
Ученик научится:
особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
основным видам и жанрам искусства;
изученным направлениям и стилям мировой художественной культуры;
особенностям языка различных видов искусства;
особенностям возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
сравнению, анализу, обобщению, установлению связей и отношений между явлениями культуры;
работе с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенностям языка различных видов искусства.
Ученик получит возможность научиться:
умению рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума
толерантному отношению к миру;
актуализации способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
актуализации способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;
Название темы
Кол-во часов
Изучаемые в теме вопросы
Тема 1. "Святые и святость."
Тема 2. "Лики женской красоты в русской живописи."
Тема 3. "Человек в мире природы"
Земля как дар человеку и источник его вдохновения. Отношение к природе как к грозной и стихийной силе в искусстве древнейших эпох. Человек Возрождения — активный творец и преобразователь природы. Природа как живая, одухотворенная среда благополучного и гармоничного обитания человека. Изменение представлений человека о природе в XVII в. Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, управляющая миром. Расширение представлений человека о природе в XVIII в. Особенности взаимоотношений человека и природы в наше время. Проблема защиты окружающей среды в произведениях современного искусства.
Тема 4. "Священный идеал материнства."
Цель программы: помочь приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни;
сформировать позитивное отношение к культуре, литературе и искусству в целом;
помочь активизировать художественно-эстетические потребности учащихся, развить их литературный вкус, умение общаться, придерживаясь норм литературного языка и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения, а также к публичным выступлениям.
1. Закрепить и углубить знания по литературе.
2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов.
3.Обеспечить практическое использование лингвистических и литературоведческих знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие учащимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения.
4. Способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Уметь:
* производить языковой и литературоведческий анализ текста;
* использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений;
* пользоваться орфоэпическими, интонационными, лексическими и грамматическими средствами
Содержание курса
2. Поэтика застывших усадеб (посвящается творчеству И.А. Бунина) — 2ч
3. Саратов литературный рубежа XIX – начала XX веков. Пешеходная экскурсия от музея Федина – 1ч
13. Подготовка к Пушкинским чтениям в областной детской библиотеке им. Пушкина (индивидуальные занятия) – 1ч
20. Эпистолярный жанр: особенности, достоинства и недостатки. (Д.С. Лихачёв, М.Э. Шеффер, Э. Берроуз) - 2ч
21. Обзор новинок художественной литературы — 1ч
Литература для учителя
13. Цветаева А. Воспоминания, М., 2012
14. Цветаева М.И. Мой Пушкин. Челябинск, 1978
Литература для учащихся
1. Горшков А.И. Русская словесность (От слова к словесности). 10-11 кл. – М., 1997.
7.Саричева, Е. Сценическая речь. М., 1995.
8. Шмелёв Д.Н. Слово и образ. – М., 1994.
9. Цветаева А. Воспоминания, М., 2012
10. Цветаева М.И. Мой Пушкин. Челябинск, 1978
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современный урок. Мировая художественная культура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
МХК в учебном плане школы
Из всего вышеизложенного становится ясно, что настало время осознать место курса в школьном расписании, разработать методики его преподавания, соответствующие типам программ и возрасту учащихся.
Очевидно, что этот комплекс серьезных проблем предстоит решать не только преподавателю курса МХК, но и администрации школы, поскольку они вместе оказались, в известном смысле, заложниками непростой ситуации.
Данные методические рекомендации призваны обозначить самые общие требования и подходы к урокам мировой художественной культуры, оказать профессиональную педагогическую и методическую поддержку преподавателям курса, заместителям директора ОУ по учебной (воспитательной) работе. Педагогическая рефлексия окажется действенным инструментом коррекция образовательного процесса только в том случае, если целесообразность и эффективность урока МХК будет рассматриваться и оцениваться в культурологическом контексте современного образования и с учетом специфики самого предмета МХК.
Специфика учебного предмета
Осознание специфики учебного предмета означает, что основные усилия педагога должны быть направлены на создание:
1) комфортной для ребенка развивающей среды;
2) организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие и личностный рост ученика.
Искусство в курсе МХК рассматривается как:
• пространство, в котором школьник не только получает возможность культурной самоидентификации, но и обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения.
Такой подход позволит дать ученику опыт существования в культуре, выработать собственный взгляд на разнообразные тексты культуры, ощутить себя наследником мировых цивилизаций, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, в которых каждый может ориентироваться и выбирать нужное в конкретной жизненной ситуации.
Формирование собственного мнения и отношения к произведениям искусства возможно только при непосредственном обращении к ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, размышления. Произведения, о которых пойдет речь на уроках искусства, должны быть представлены литературными текстами, слайдами, иллюстрациями на электронных носителях (компакт-дисках), аудиозаписями музыкальных произведений (или их фрагментами).
Цели и задачи курса
Задачи курса, тесно связанные между собой, должны последовательно реализовываться в ходе занятий независимо от выбора конкретной программы МХК. Задачи эти таковы:
• создать организационно-педагогические условия для комфортного освоения учащимися богатства мировой художественной культуры, для накопления опыта исследовательской деятельности при работе с памятниками культурного наследия;
• раскрыть личностно-значимый для каждого школьника характер великих произведений мирового историко-культурного наследия; показать их современное звучание и непреходящую ценность для всех времен;
• показать возможности искусства как уникального способа познания и освоения окружающего мира, дать опыт его использования в образовательной деятельности;
• познакомить учащихся со спецификой текстов культуры (особенностями художественного языка), содействовать формированию навыков их освоения;
• дать опыт диалогового взаимодействия с памятниками культуры, который позволит учащимся стать грамотными читателями, зрителями, слушателями, посетителями музейных и концертных залов, выставок, участниками art-мероприятий;
• научить спокойно и уверенно чувствовать себя в музейном и городском пространстве, понимать основные принципы работы с разнообразными артефактами;
• подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы; помочь обрести умение высказывать собственные версии, гипотезы, предположения и обоснованно, доказательно отстаивать их;
• помочь формированию навыков использования всего пространства мировой культуры как ресурса решения жизненных проблем, в том числе в ситуациях, не имеющих жизненного аналога.
Прогнозируемые образовательные результаты
В процессе работы ученик приобретает опыт:
• самоидентификации в пространстве культуры;
• исследовательской работы в пространстве культуры;
• создания собственных текстов культуры, формирования собственных версий, трактовок, предположений, гипотез и их аргументации.
В результате адекватной реализации программы курса МХК создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:
• формируется общекультурная компетентность ученика, его умения:
— определять собственные интересы в области культуры, предпочтительные виды творческой деятельности;
— определять и формулировать свое отношение к событиям и людям;
— определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения ценностей культуры;
— совершать самостоятельный выбор стратегий поведения в нестандартных жизненных ситуациях и нести ответственность за него (на основе соотнесения своего поведения с архетипическими моделями);
— рассматривать жизненные явления и ситуации не только в рамках научного мировоззрения, но и с точки зрения инонаучных систем (искусства, религии);
— осуществлять рефлексию процессов внутреннего развития, связанных с освоением культурного наследия человечества;
— определять свое место среди различных этнонациональных, религиозных, культурных групп;
— ориентироваться в пространстве мировой художественной культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия;
— воспринимать и понимать языки различных видов искусства (быть читателем, зрителем, слушателем);
— создавать собственные тексты культуры, реализуя личные эмоциональные, духовные и познавательные потребности;
— ориентироваться в городском и музейном пространстве (знакомом и незнакомом);
• формируется коммуникативная компетентность ученика, его умения:
— формулировать и аргументированно излагать свое мнение (в том числе об объектах культурного наследия);
— вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;
— вступать во взаимодействие с представителями различных общественных, национальных, религиозных групп;
— конструктивно участвовать в дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов;
• формируется информационная компетентность ученика, его умения:
— обоснованно выбирать информационные источники в зависимости от специфики необходимой информации;
— работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;
— обобщать информацию, полученную с помощью различных источников информации и органов чувств;
— использовать богатый образовательный потенциал компьютерных программ, технологий, инструментов;
• формируется социальная компетентность ученика, его умения:
— планировать различные формы собственного досуга;
— творчески преобразовывать и делать личностно-комфортной окружающую среду (в образовательном учреждении и дома);
— самостоятельно вырабатывать социальные модели поведения, позволяющие чувствовать себя комфортно в различных социальных средах.
Также достигаются и иные педагогические эффекты:
— накопление опыта пространственной ориентации, чувственного и кинестетического восприятия мира;
— развитие внимания, творческих способностей личности, мобильности и креативности мышления;
— формирование предметных навыков и умений интерпретировать метафорический язык художественных произведений, выделять главное и второстепенное, понимать взаимосвязь искусства с другими видами деятельности человека, осознавать себя хранителями и наследниками культур прошлого и творцами современной культуры.
Читайте также: