Кружок мхк в школе

Обновлено: 08.07.2024

Мировая художественная культура (МХК) - предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Цель предмета - силой воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.

Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.

Задачи курса:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

III. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты изучения подразумевают:

формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

накопление опыта эстетического переживания;

формирование творческого отношения к проблемам;

развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты отражают:

формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

выявление причинно-следственных связей;

поиск аналогов в искусстве;

развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

применение методов познания через художественный образ;

использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

определение целей и задач учебной деятельности;

выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

самостоятельную оценка достигнутых результатов.

Предметные результаты включают:

наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

представление системы общечеловеческих ценностей;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;

понимание условности языка искусства;

различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла; классификацию изученных объектов и явлений культуры;

структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

осознание ценности и места отечественного искусства;

проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

формирование коммуникативной, информационной компетентности;

описание явлений искусства с использованием специальной терминологии;

высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;

овладение культурой устной и письменной речи;

развитие индивидуального художественного вкуса;

расширение эстетического кругозора;

умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

реализацию творческого потенциала;

применение различных художественных материалов;

использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.

Ученик научится:

особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

основным видам и жанрам искусства;

изученным направлениям и стилям мировой художественной культуры;

особенностям языка различных видов искусства;

особенностям возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства;

сравнению, анализу, обобщению, установлению связей и отношений между явлениями культуры;

работе с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенностям языка различных видов искусства.

Ученик получит возможность научиться:

умению рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума

толерантному отношению к миру;

актуализации способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

актуализации способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;

Название темы

Кол-во часов

Изучаемые в теме вопросы

Тема 1. "Святые и святость."

Тема 2. "Лики женской красоты в русской живописи."

Тема 3. "Человек в мире природы"

Земля как дар человеку и источник его вдохновения. Отношение к природе как к грозной и стихийной силе в искусстве древнейших эпох. Человек Возрождения — активный творец и преобразователь природы. Природа как живая, одухотворенная среда благополучного и гармоничного обитания человека. Изменение представлений человека о природе в XVII в. Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, управляющая миром. Расширение представлений человека о природе в XVIII в. Особенности взаимоотношений человека и природы в наше время. Проблема защиты окружающей среды в произведениях современного искусства.

Тема 4. "Священный идеал материнства."

Цель программы: помочь приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни;

сформировать позитивное отношение к культуре, литературе и искусству в целом;

помочь активизировать художественно-эстетические потребности учащихся, развить их литературный вкус, умение общаться, придерживаясь норм литературного языка и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения, а также к публичным выступлениям.

1. Закрепить и углубить знания по литературе.
2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов.
3.Обеспечить практическое использование лингвистических и литературоведческих знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие учащимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения.
4. Способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Уметь:
* производить языковой и литературоведческий анализ текста;
* использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений;
* пользоваться орфоэпическими, интонационными, лексическими и грамматическими средствами

Содержание курса

2. Поэтика застывших усадеб (посвящается творчеству И.А. Бунина) — 2ч

3. Саратов литературный рубежа XIX – начала XX веков. Пешеходная экскурсия от музея Федина – 1ч

13. Подготовка к Пушкинским чтениям в областной детской библиотеке им. Пушкина (индивидуальные занятия) – 1ч

20. Эпистолярный жанр: особенности, достоинства и недостатки. (Д.С. Лихачёв, М.Э. Шеффер, Э. Берроуз) - 2ч

21. Обзор новинок художественной литературы — 1ч

Литература для учителя

13. Цветаева А. Воспоминания, М., 2012

14. Цветаева М.И. Мой Пушкин. Челябинск, 1978

Литература для учащихся

1. Горшков А.И. Русская словесность (От слова к словесности). 10-11 кл. – М., 1997.

7.Саричева, Е. Сценическая речь. М., 1995.
8. Шмелёв Д.Н. Слово и образ. – М., 1994.

9. Цветаева А. Воспоминания, М., 2012

10. Цветаева М.И. Мой Пушкин. Челябинск, 1978


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современный урок. Мировая художественная культура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

МХК в учебном плане школы

Из всего вышеизложенного становится ясно, что настало время осознать место курса в школьном расписании, разработать методики его преподавания, соответствующие типам программ и возрасту учащихся.

Очевидно, что этот комплекс серьезных проблем предстоит решать не только преподавателю курса МХК, но и администрации школы, поскольку они вместе оказались, в известном смысле, заложниками непростой ситуации.

Данные методические рекомендации призваны обозначить самые общие требования и подходы к урокам мировой художественной культуры, оказать профессиональную педагогическую и методическую поддержку преподавателям курса, заместителям директора ОУ по учебной (воспитательной) работе. Педагогическая рефлексия окажется действенным инструментом коррекция образовательного процесса только в том случае, если целесообразность и эффективность урока МХК будет рассматриваться и оцениваться в культурологическом контексте современного образования и с учетом специфики самого предмета МХК.

Специфика учебного предмета

Осознание специфики учебного предмета означает, что основные усилия педагога должны быть направлены на создание:

1) комфортной для ребенка развивающей среды;

2) организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие и личностный рост ученика.

Искусство в курсе МХК рассматривается как:

• пространство, в котором школьник не только получает возможность культурной самоидентификации, но и обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения.

Такой подход позволит дать ученику опыт существования в культуре, выработать собственный взгляд на разнообразные тексты культуры, ощутить себя наследником мировых цивилизаций, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, в которых каждый может ориентироваться и выбирать нужное в конкретной жизненной ситуации.

Формирование собственного мнения и отношения к произведениям искусства возможно только при непосредственном обращении к ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, размышления. Произведения, о которых пойдет речь на уроках искусства, должны быть представлены литературными текстами, слайдами, иллюстрациями на электронных носителях (компакт-дисках), аудиозаписями музыкальных произведений (или их фрагментами).

Цели и задачи курса

Задачи курса, тесно связанные между собой, должны последовательно реализовываться в ходе занятий независимо от выбора конкретной программы МХК. Задачи эти таковы:

• создать организационно-педагогические условия для комфортного освоения учащимися богатства мировой художественной культуры, для накопления опыта исследовательской деятельности при работе с памятниками культурного наследия;

• раскрыть личностно-значимый для каждого школьника характер великих произведений мирового историко-культурного наследия; показать их современное звучание и непреходящую ценность для всех времен;

• показать возможности искусства как уникального способа познания и освоения окружающего мира, дать опыт его использования в образовательной деятельности;

• познакомить учащихся со спецификой текстов культуры (особенностями художественного языка), содействовать формированию навыков их освоения;

• дать опыт диалогового взаимодействия с памятниками культуры, который позволит учащимся стать грамотными читателями, зрителями, слушателями, посетителями музейных и концертных залов, выставок, участниками art-мероприятий;

• научить спокойно и уверенно чувствовать себя в музейном и городском пространстве, понимать основные принципы работы с разнообразными артефактами;

• подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы; помочь обрести умение высказывать собственные версии, гипотезы, предположения и обоснованно, доказательно отстаивать их;

• помочь формированию навыков использования всего пространства мировой культуры как ресурса решения жизненных проблем, в том числе в ситуациях, не имеющих жизненного аналога.

Прогнозируемые образовательные результаты

В процессе работы ученик приобретает опыт:

• самоидентификации в пространстве культуры;

• исследовательской работы в пространстве культуры;

• создания собственных текстов культуры, формирования собственных версий, трактовок, предположений, гипотез и их аргументации.

В результате адекватной реализации программы курса МХК создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:

формируется общекультурная компетентность ученика, его умения:

— определять собственные интересы в области культуры, предпочтительные виды творческой деятельности;

— определять и формулировать свое отношение к событиям и людям;

— определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения ценностей культуры;

— совершать самостоятельный выбор стратегий поведения в нестандартных жизненных ситуациях и нести ответственность за него (на основе соотнесения своего поведения с архетипическими моделями);

— рассматривать жизненные явления и ситуации не только в рамках научного мировоззрения, но и с точки зрения инонаучных систем (искусства, религии);

— осуществлять рефлексию процессов внутреннего развития, связанных с освоением культурного наследия человечества;

— определять свое место среди различных этнонациональных, религиозных, культурных групп;

— ориентироваться в пространстве мировой художественной культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия;

— воспринимать и понимать языки различных видов искусства (быть читателем, зрителем, слушателем);

— создавать собственные тексты культуры, реализуя личные эмоциональные, духовные и познавательные потребности;

— ориентироваться в городском и музейном пространстве (знакомом и незнакомом);

формируется коммуникативная компетентность ученика, его умения:

— формулировать и аргументированно излагать свое мнение (в том числе об объектах культурного наследия);

— вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;

— вступать во взаимодействие с представителями различных общественных, национальных, религиозных групп;

— конструктивно участвовать в дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов;

формируется информационная компетентность ученика, его умения:

— обоснованно выбирать информационные источники в зависимости от специфики необходимой информации;

— работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;

— обобщать информацию, полученную с помощью различных источников информации и органов чувств;

— использовать богатый образовательный потенциал компьютерных программ, технологий, инструментов;

формируется социальная компетентность ученика, его умения:

— планировать различные формы собственного досуга;

— творчески преобразовывать и делать личностно-комфортной окружающую среду (в образовательном учреждении и дома);

— самостоятельно вырабатывать социальные модели поведения, позволяющие чувствовать себя комфортно в различных социальных средах.

Также достигаются и иные педагогические эффекты:

— накопление опыта пространственной ориентации, чувственного и кинестетического восприятия мира;

— развитие внимания, творческих способностей личности, мобильности и креативности мышления;

— формирование предметных навыков и умений интерпретировать метафорический язык художественных произведений, выделять главное и второстепенное, понимать взаимосвязь искусства с другими видами деятельности человека, осознавать себя хранителями и наследниками культур прошлого и творцами современной культуры.

Читайте также: