Долгая осень екимов краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Борис Екимов — Возвращение

Весной идут к ней за семенами да рассадой. Легкая рука у бабы Надежи. Соседи идут, а родня да свойство — словно в дом свой. Порой копеечку надо занять, на хлеб. Опять — к бабе Надеже.

Домик у нее — хозяйке под стать — ветхая скворечня. Словно на курьих ножках, стоит на какой-то шаткой подставе. Дунь — улетит вместе с хозяйкой, которая все больше говеет. А там уж, по правде, и говеть нечему — живые мощи: под старой кофтенкой — узкие худые плечики, за ними — горб; иссохшие плети рук с большими ладонями и шишковатыми пальцами; под белым платком теплится, словно свеча, беззубая улыбка. Она — для всех.

— На провед. — радуется любому гостю. — Спаси Христос… Не забывают люди добрые. Кто с нуждой, а кто меня поглядеть, трухлю старую. Соседи идут, родненькие, свои. Мы все тута посплелися, как плетень. Гостинцы несут. А мне какие гостинцы, я говею.

Она говеет. Великий пост да Рождественский, Петров да Успенский, среды да пятницы.

— Покушай моей тыковки, — угощает она гостей жданных и нежданных. — И свеколку я нынче парила, сладимая свеколка…

На черном листе противня светят оранжевые кусочки печеной тыквы. Они душисты, сладки даже на погляд, в коричневых каплях и подтеках пахучей сахарной патоки.

Печеная тыква для старой женщины — это баловство, на заедку, а больше для гостей угощенье. Еда ее — вечные казачьи щи: картошка, кислая капуста, красная помидорная да капустная заправа.

В доме пахнет сладостью щей, печеной тыквы, кислиной яблочной кулаги, горькими травами, что висят за печкой, и, конечно, старостью.

Лет бабке Наде много и много.

— Не помирай, — говорят ей. — Как без тебя. Ты — первая огородница. Семена да рассаду где будем брать?

Окраина малого степного поселка. Невеликие дома, просторные огороды, от них — жизнь. Долгое лето, жаркое солнце. Зимой поселок засыпан снегом. Осенью чернеет заборами да нехитрым строеньем. Летом вскипает цветом и зеленью, словно рай.

В пору теплую, от светлого апреля до черной осени, жилье у бабы Нади царское: над головой — небо, под ногами — теплая земля и сочная зелень вокруг. С утра до ночи старая женщина в трудах: сажает, рыхлит, поливает; недолго, по-стариковски, спит где-нибудь в меже, кинув на землю дерюжку. Подремлет, очнется — и снова за дело.

Летом ее хатенка пустая стоит, двери — настежь. Гости придут, ищут:

— Баба Надежа! Ты где?! Хозяйка!!

— Аюшки… — тихим эхом отвечает она из огородной чащобы.

Она не хоронится, она живет в огородной зелени, словно плеть огуречная, тыквенная. Кипень головного платка, словно белый цвет, порой всплывает над зеленью ботвы.

Зимой — тесная хатка. Печь, железная кровать, стеганое одеяло, серая телогрейка — на гвозде, возле двери. Закопченный чайник — на плите. Хата словно пещерка. В малые оконца еле цедится непогожий день. В переднем углу божница: Спаситель и Богоматерь, Никола, Иоанн Златоуст. Иконы старинного письма, староверские, от дедов. Они и во тьме светят. А когда погожий день заглянет в окошко или лампочка вспыхнет, тогда сразу праздник: густая киноварь, медовая желтизна, лазурь — иконы словно новехонькие. И будто раздвигаются стены. Не хатка, а храм Господний.

Далекий степной поселок. Окраинная улица. Ветхий домик с шатким скрипучим крылечком. Порой по нему поднимаются чередом: родные, внуки да правнуки, соседи. Все — с нуждой. А порою словно отрежет. Никого нет. Особенно в непогоду. Но старой женщине не скучно. Она не торопясь потрудится, помолится, отдохнет. Пригреется на кровати: так покойно, так тихо, словно в могилке.

В непогожий осенний день, как раз перед Анной-зимней, пришла беда. Как всегда, порой утренней старая женщина, выйдя во двор, копошилась позади хатки своей, возле сарая: дров набирала, секла топором хворост на разжижку, нагребала уголь. Слышала она от старости плохо и глазами не больно хорошо видела, но что-то почудилось: какие-то шаги, движенье у крыльца ли, у калитки. Она откликнулась:

Но никто не ответил.

В хату она вернулась не вдруг, копошась по-стариковски неторопливо. А когда вернулась, то сразу почуяла неладное.

Во дворе стояла осенняя сумеречь, а в хате — и вовсе тьма. И пахнбуло каким-то смрадом. Словно не в родную хату вошла, а в чужой дом, давно брошенный.

Она щелкнула выключателем. Тусклая лампочка, подчиняясь приказу, лишь обозначила желтый зрак, сумерек не рассеяв.

Еще не видя, старая женщина все поняла и шагнула к тому углу, перед каким молилась. Она шагнула и стала руками обшаривать стены, глазам не веря.

Угол был пуст. Осталась лишь липкая паутина, пустые гвозди. И не было икон. Все ушли: Спаситель, Богоматерь, Никола, Иоанн Златоуст. Сухие цветы и цветки бумажные, прежде украшавшие иконы, теперь валялись на полу.

Она вернулась в дом и словно заведенная, по вечной привычке, затопила печь, поставила чайник. А когда он запел, закипая, достала мешок с травой, стала ломать и сыпать, накладывать в клокочущее чрево узкие листы, розовые цветы, обломки граненых стеблей. Пряная горечь клубами растекалась по хате. Рука привычно потянулась к кружке. Но вдруг, опомнившись, старая женщина упала на колени и поползла к пустому углу:

— Прости, Христа ради… Прости… Не уберегла…

Она не молилась, она просто плакала, припав к дощатому полу. По-женски, по-детски наивные слова лились чередой, невнятно, со всхлипом. Потом она замерла, словно ожидая ответа. А не дождавшись, почуяла, что озябла, устала. Добралась до кровати, легла, но не заснула, а просто лежала, отдыхая и приходя в память.

Но день требовал своего. За печкой нужно глядеть, чтобы не прогорела. И маковой росинки не было во рту.

За полдень объявилась девочка. Как всегда, она поскреблась у двери, встала у порога, тихо спросила:

— Бабушка, можно я у тебя поживу?

— Живи, моя хорошая… Живи, — ни о чем не выспрашивая и все понимая, ответила баба Надя, хотя нынче ей было не до гостей и тем более не до жильцов.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Популярные сегодня пересказы

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА,ДАЙТЕ КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ БОРИСА ЕКИМОВА:ВОЗВРАЩЕНИЕ.

Прислонись к дверному косяку

Хочется думать, что это событие обозначает перемену в отношении православных издателей к современной отечественной литературе. Ведь почти четверть века они переиздавали сокровища дореволюционной и эмигрантской литературы и с опаской смотрели как на советскую, так и на современную литературу. В понятном стремлении оградить православного читателя от сомнительных в нравственном отношении книг, его лишили текущей словесности, а заодно и той недавней советской литературы, которая по-своему хранила понятия о христианских устоях бытия.

Каждый рассказ Екимова — это художественное исследование нашей повседневности, но не холодное, а милосердное. Взгляд Екимова точен и милосерден одновременно, и это большой дар. Его герои (в большинстве своем — жители задонских станиц и хуторов) постоянно слышат голос совести, и часто именно это делает их одинокими в нынешней жизни.

Баба Надя приютила у себя соседскую девочку и счастлива, что не одна. Им хорошо вместе вечерами: девочка рисует, а старушка молится или рассказывает истории из своей жизни. Однажды, когда девочка была в школе, а баба Надя хлопотала в огороде, грабители зашли в хату и унесли иконы — видно, больше поживиться было нечем.

Прочитайте у Екимова все, что найдете. Каждый его рассказ — это возможность прислониться к дверному косяку отчего дома. Кто-то после такого чтения станет чуть мудрее, кто-то укорит себя и станет чуть внимательнее к старикам и детям.

Возвращение

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Он уходит утром на вокзал, выпивает водки и садится на поезд, чтобы ехать к Маше, у которой волосы пахнут природой. Дома Петрушка, проснувшись, видит одну только Настю — мать ушла на работу. Расспросив Настю, как уходил отец, он на минуту задумывается, одевает сестру и ведёт её за собой.

Похоже, Вы воспроизводите эпизоды из реальной жизни. Уж не знаю, с вами то произошло или нет, но звучит вполне реалистично. Может, конечно, и с чужих слов, но ощущение "документалистики" присутствует))))

Валя, все "фантазии ума",но в каждой сказке есть намек. главное урок правильный извлечь из "эпизода реальной жизни".

Регина, прочитала Долгую осень и Однажды ты проснешься счастливым.
Мило, красиво, жизненно.
Люблю такие легкие рассказы о жизни.
Все правдиво.
Сусанна

все правдиво?! и да и нет . спасибо за теплый отзыв Сусанна.

Уважаемая Регина! Прочел Ваш "роман" ( В кавычках, потому что это скорее всего рассказ) Темы рассказа не касаюсь - важно не ЧТО написано, а КАК.
А вот КАК - много претензий.Встречаются корявые фразы. Небрежное отношение к слову. Проходные слова и фразы. Тескт довольно-таки сырой.
Регина, я не ругаюсь, честное слово, просто хочу помочь.
Если б все было безнадежно, я бы не написал Вам.
Просто надо работать и работать. До навязчивых идей, до умопомешателства,до отвращения к самому себе и к своему творчеству.
Думаю, у Вас это получится.
Поэтому - успехов Вам и наилучших пожеланий.

спасибо Вам за отзыв, работать действительно надо много и серьезно. но не чувствую я в себе такого бешенного рвения к работе. пишу только тогда,когда
башка разрывается,садишься и что то крапаешь. может быть при другом образе жизни сидела бы и целыми днями писала и писала. спасибо что обратили внимание на мою скромную работу. она была написана порывом чувств.конечно этого мало.

Кружева и оборки. Да, это тоже нужно в жизни. В том числе и читателям.
Замечания: "Она долго никак не могла заснуть" что-то одно из "долго" и "никак" уберите.
И где вы видели, чтоб при знакомстве на дороге люди сообщали друг другу фамилии? Отчества еще куда ни шло - это долг вежливости, а фамилии зачем?
Если собираетесь дерзать дальше, вам потребуется интрига.

СПАСИБО ЗА ЗАМЕЧАНИЕ, УБЕРУ.А В ОСТАЛЬНОМ,ПИШУ КАК ЧУВСТВУЮ, ДА, НЕ "КЛАССИК", НО И НЕ ХОЧУ БЫТЬ ИМ.РАБОТАТЬ КОНЕЧНО НАДО, НО ЛЕНЬ СИЛЬНЕЕ БЫВАЕТ.
С УВАЖЕНИЕМ РЕГИНА,ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ
БАРБАРИОВНА.

Мне понравилось! Хорошо то, что хорошо заканчивается! Хороший текст, легко написано и быстро читается! Удачи Вам и вдохновения на новые романы! С ув. Люда.

людмила, Вы первая кто откликнулись!
Спасибо. Успехов и вдохновения Вам!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Меня завут Стив Миломан. Я родился в этом же доме, в котором нахожусь и по сей день. Мне уже девяносто шесть лет и я чувствую что костлявая рука смерти тронула мое плечо. Сейчас двадцать третие сентября тысяча девятьсот восемдесят второго года.

Я прожил достойную жизнь. У меня были деньги, веселье, хорошая работа, любящая женщина. Проблемы появились с справкой от врача. „ Рак печени” – было в ней написано. Требовалась срочная операция по пересадке. На нее пошли все мои деньги. После операции я узнал от моей мамы что моя девушка уехала с кем-то на машине в другой штат. Я ужасно горевал. Мне было тредно ходить, говорить, думать. Пересаженная печень дала мне второе дыхание, но я потерял шанс.

В восемдесят лет умерла моя мама. Мне пришлось хоронить ее самому. Денег на поминки и правильные похороны у меня не было. Нас никто не знал, мы проводили почти все время в доме, по этому на похоронах был только я и могильщик.

Теперь я сижу один, рас в месяц мне привозят еду и немного денег, но этого хватает только на неделю. Остольное время я голодаю и пью воду с хледом. ₪

В дверь постучали. Дед медленно встал и опершись на стену волоча ногу подходил к двери. Нащупав ручку он отварил дверь. В глаза ударил яркий луч света. Он закрыл глаза руками и прошептал хрипящим и ели слышным голосом:

Со стороны двери послышался плач и всхлипы.

– Это он. – Захлебываясь в слезах сказала молодая девушка.

Кто-то маленький подбежал к деду и взял его за руку. Это была маленькая девочка в комбинезоне малинового цвета.

– Кто? – повторил он.

– Я твоя доч – Элиза. – Говорила она через слезы. – Мою маму завут Барбара и она расказала мне о тебе.

По щеке деда покатилась слеза, потом вторая. Он сжал маленькую ладошку девочки в руке.

– Мама сказала что ты живешь сдесь, она очень сильно болеет и она знала о твоем положении и отправляла деньги с продуктами на оставшиеся в семье деньги. – Она вчтерла слезы. – А девочка, которую ты держишь за руку – Твоя внучка – Ева.

Стив почувствовал тяжесть. Руки стали ватные. Он опустился на колени и упал на живот.

Вокруг послышался крик, плач, телефонные гудки.

Стив понимал что умирает. Он чувствовал боль. Его сердце. Оно было разбито, он считал что Барбара его бросила и всю жизнь держал на нее обиду. Он понял что жил только благодаря ей.

Под его лицом на полу образовалась лужа из слез, на которые он потратил последние силы.

На его похораны пришли сотни человек, узнавшие его историю. Историю больного старика, бро

Балка – это обыч­ная лож­бина меж степ­ными кур­га­нами ли, ува­лами. Обры­ви­стая, глу­бо­кая или про­стор­ная, с поло­гими скло­нами. Их много, балок и бало­чек, в дон­ской степи. В бал­ках вода ближе, там – род­ники. Там трава зеле­ней и гуще, и не только цепу­чие терн да шипов­ник рас­тут, но и осо­корь, осина, липа. Липо­ло­гов­ская балка, Оси­но­ло­гов­ская. От лет­него моего жилья, дома в поселке, до бли­жай­шей балки в Задо­нье – час пешего хода, на вело­си­педе – вдвое быст­рей, на машине вовсе рукой подать. Бере­зо­вая балка да Оре­хо­вая – эти на виду, возле моста через Дон. Но я больше Гру­ше­вую люблю: она – про­стор­ная и от люд­ских наби­тых дорог поодаль.

Мост мину­ешь, остав­ляя позади дон­ские воды; под­ни­мешься в гору по шум­ной асфаль­то­вой трассе; свер­нешь налево, узкой, тоже асфаль­то­вой доро­гой три кило­метра про­бе­жишь и – прочь с нее. Теперь гли­ни­стой, не больно езжен­ной колеей вниз и вниз. Это уже Гру­ше­вая балка.

Ран­няя весна. Апрель. Только-только стало теп­леть. Лишь дру­гой день сол­нышко греет.

И сразу потя­нуло в Задо­нье. Поехал. А там еще по-зим­нему скучно и пусто: чер­ная степь, сты­лый ветер.

Свер­нул с дорога, в Гру­ше­вую балку спу­стился в пол­горы, вышел из машины и понял, что рано при­е­хал, пото­ро­пился: все голо, черно, лишь кое-где на дубах сухие листья порой шеле­стят. Но уж коли при­е­хал, не уез­жать же разом. Ото­шел от машины, на бугорке присел.

Ясный день. Сол­нышко греет. Потре­во­жен­ная моим при­бы­тием полу­ден­ная тишь снова сомкну­лась, словно тихая вода: поплес­ка­лись вол­не­шки и успо­ко­и­лись. Про­стень­кая бабочка-лимон­ница, свер­ка­юще-жел­тая, чер­тила воздух.

Обострен­ным слу­хом, в без­вет­рии, в полу­ден­ной тиши, я почуял какой-то слит­ный шорох, огля­делся и уви­дел проснув­шийся, живой мура­вей­ник. Довольно вели­кий для наших мест – в колено – хол­мик кипел весен­ней мура­вьи­ного жиз­нью. Я подо­шел к нему, накло­нился: в лицо мне пахну́л ост­рый мура­вьи­ный дух. Вспом­нив дет­ство, поло­жил я на мура­вей­ник сухую былку, а потом обли­зал ее, сладко мор­щась от мура­вьи­ной кис­лоты. Наряд­ная кофейно-пят­ни­стая бабочка-кра­пив­ница нето­роп­ли­вым, пор­ха­ю­щим лётом кру­жила передо мной, то вспы­хи­вая под солн­цем радуж­ными пере­ли­вами кры­льев, то притухая.

Потекло время иное – мед­лен­ное, тягу­чее; всё вме­сте: и жизнь, и слад­кое забы­тье. Гуд­ли­вые зем­ля­ные пчелы не торо­пясь ищут сия­ю­щие цветы калуж­ницы или звез­дочки гуси­ного лука – пер­вый цвет. Крас­ные клопы-сол­да­тики, сбив­шись гурь­бою, гре­ются на ста­ром пеньке. Рядом алая капелька божьей коровки спе­шит вверх по высох­шему стеблю, хочет взлететь.

Солнце над голо­вой, теп­лая земля, ост­рый дух листо­вой прели и моло­дых горь­ких почек. Тихий мир жизни. Это ран­няя весна, Задо­нье, Гру­ше­вая балка. Сюда нетрудно добраться, но нет сил уйти. А моло­дым летом и вовсе. Жар­ким полу­днем про­едешь посел­ко­выми ули­цами, потом Дон мину­ешь. Везде – лето, зелень. Но в Гру­ше­вую балку спу­сти­лись, встали, вышли из машины – и словно уда­рило, осле­пило. Жму­ришься, не веришь гла­зам: это иная земля или вол­шеб­ный сон?

Цве­ту­щие поляны – будто цвет­ные озера в зеле­ных бере­гах дуб­ков да вязов. Сочев­ник цве­тет розо­вым – розо­вое озеро. Фио­ле­то­вый раз­лив чины да мыши­ного горошка. Сол­нечно-жел­тые копья коро­вяка, розо­вые – дикой мальвы. Милые ромашки, шпор­ник. Все сияет, все полы­хает под солн­цем, исто­чая пья­ня­щий дух.

Бре­дем. Зелень и цвет – выше колен, по пояс. На губах – сла­дость и горечь. Белое, розо­вое, сире­не­вое, фио­ле­то­вое, золо­тое – по свет­лой, по тем­ной зелени. Нет, это не моя дон­ская ску­пая земля – песок да глина, выго­ра­ю­щая до рыжины, это ска­зоч­ный сон золотой.

Зелень малых бало­чек рас­се­кает ланами цве­ту­щую землю. И это – спа­се­нье. От яркого, сле­пя­щего мно­го­цве­тья отды­хает глаз на зелени дуб­ков, чер­но­к­ле­нов. Дикая вишня сте­лется по земле, по лако­вой зелени – рос­сыпь розо­ве­ю­щих ягод. Мино­вали балочку, про­хлада ее осту­дила лицо и тело. И снова – жел­тое, алое, лило­вое, голу­бое. Кача­ются, плы­вут на тон­ких упру­гих стеб­лях, колы­шутся, млеют под солн­цем созвез­дия зве­робоя, облачка белых и розо­вых кашек, паху­чие заросли дон­ника. Медо­вая сла­дость и сла­ди­мая, терп­кая горечь. Все здесь: полынь, чабер, тыся­че­лист­ник, желез­няк, бес­смерт­ник, душица, еще не рас­крыв­шая цвета, но знак пода­ю­щая. Вот она – у опушки.

Жара, зной, но дышится легко. Идешь тро­га­ешь, обни­ма­ешь цве­ту­щее, кото­рое осы­пает и дарит тебя золо­ти­стой пыль­цой, лепест­ками, горь­ким соком и слад­кой мед­вя­ной сытью. И вот уже ты весь про­пах этой сла­до­стью, терп­ко­стью, горечью…

Пада­ешь, закры­ва­ешь глаза, про­ва­ли­ва­ясь не в забы­тье, а в такой же празд­нич­ный сон: плы­вет перед гла­зами голу­бое и алое. Пьешь густой и паху­чий воз­дух, тягу­чий настой, пьешь и чуешь, как в жилах твоих кровь кло­ко­чет. Это июнь: моло­дое лето в цве­те­нье, Гру­ше­вая балка, что огром­ным рас­па­хом спус­ка­ется от вер­шин задон­ских кур­га­нов до самой воды. Гру­ше­вая, Крас­ная балка, Голу­бая – вся дон­ская земля теперь словно жен­щина в самой спе­лой, зной­ной своей поре: осле­пи­тельно кра­сива, горяча, сладка, пья­няще пахуча и так желанна.

Вспо­ми­нают, что раньше, когда в руч­ной сено­кос неде­лями жили в шала­шах, на покосе, то самые кра­си­вые дети рож­да­лись в марте, через девять меся­цев после косьбы.

Время к осени. Пого­жим авгу­стов­ским днем про­би­ра­лись мы от хутора Оси­нов­ского к Боль­шому Наба­тову. Как все­гда, хотели путь сокра­тить и маленько заплу­та­лись. И лишь наткнув­шись на забро­шен­ный поле­вой стан, поняли, куда угодили.

Из машины вышли и не сго­ва­ри­ва­ясь побрели от дороги вниз – к зелени, к тени, к про­хладе, туда, где с угора сте­кала в дол леси­стая балка. Подо­шли, сели, а потом и при­легли на траву, под сень дуб­ков, уже набрав­ших гроз­дья моло­дых желу­дей. После гудя­щей машины, тряс­кой дороги хорошо дыша­лось, гля­де­лось и уже не хоте­лось никуда спешить.

Кон­ча­лось сухое жар­кое лето. Земля выго­рела, пожел­тели, высох­нув, степ­ные травы. А рядом, в леси­стой балке, сочно зеле­нела листва дере­вьев, жур­чала вода род­ничка где-то внизу, в глу­бине балки. Синие цветы цико­рия-полу­ден­ника, жел­тая паху­чая пижма, живо­кость пест­рели на опушке. Дух зелени, близ­кой воды, влаж­ной земли, про­ка­ты­ва­ясь вол­нами, рас­тво­рялся в горя­чей степи. Стре­ко­тали куз­не­чики, и какая-то птаха – кажется, сла­вочка – негромко жур­чала рядом, в кустах.

Нынче – опять зима. За окнами – позд­ний декабрь, мерк­лый, с корот­кими днями. Попа­лось среди бумаг письмо чита­тель­ницы, и сразу вспом­ни­лась иная пора – весна да лето. Это память дол­гая, на всю жизнь. А всего лишь – степ­ная балка, где-нибудь в Задо­нье, на пол­пути от Калача-на-Дону к Суро­ви­кину. Надо лишь оста­но­виться, выйти из машины.

Читайте также: