Внеурочное занятие по изо в начальной школе
Обновлено: 02.07.2024
Цель внеурочного занятия: использование художественных приемов, свойственных монохромной живописи посредством нетрадиционного материала- кофе; знакомство с техникой рисования гризайль.
познакомить с особенностями монохромной живописи; научить видеть эти особенности в произведениях живописи; отличать произведения, выполненные в стиле гризайль, от произведений, выполненных в классическом стиле;
развивать творческую активность, художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными материалами;
воспитывать любовь к природе; формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с новой техникой, научатся выполнять рисунок в технике кофейная гризайль.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление; научатся оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение.
УУД : Личностные: развитие эстетических чувств; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы.
Регулятивные : правильность выбора учебных принадлежностей; постановка в сотрудничестве с учителем творческих и учебных задач; развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней; работа по образцу. Выработка умения работать в технике гризайль, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, ) в творческой работе по памяти и по представлению.
Познавательные : развитие способности смыслового восприятия текста; способности понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной; умение переводить информацию, принятую в изобразительной форме, в словесную; умение наблюдать и сопоставлять.
Коммуникативные : умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; задавать существенные вопросы.
Ожидаемые результаты: учащиеся научатся эстетическому осмыслению действительности окружающего мира, смогут воспринимать во взаимосвязи различные виды художественной деятельности - изобразительное искусство, музыку, смогут передавать своё настроение с помощью цвета; разовьётся творческое воображение учащихся.
Методы и формы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия и термины: гризайль,
Образовательные ресурсы:
Наглядно демонстрационный материал: Мультимедийная презентация, образцы изделий, материалов и инструментов.
Оборудование: бумага акварельная , бумажная салфетка, растворимый кофе, плоская кисть щетина № 14-16, круглая заготовка, ножницы, клей ПВА, зерна кофе, клеевой пистолет.
Цель: формировать широту впечатлений, способность общаться с искусством вне урока и сопоставлять его с материалом урока, раскрытие творческого потенциала учащихся.
Закрепление навыков работы с различными художественными материалами.
Развивать творческое воображение и интерес к предмету;
Воспитывать собранность, аккуратность, умение планировать свою работу.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная; индивидуальная.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный,практический.
Оборудование:
для учеников: пластилин цветной, природный материал (жёлуди, скорлупа грецких орехов), краски, кисти, баночки, бумага А4, салфетки для вытирания кистей, карандаш простой мягкий, стёрка, фломастеры, маркеры;
для учителя: фонограммы песен, пазлы, репродукции картин, карточки с заданиями, компьютер, интерактивная доска, подарки, грамоты.
План мероприятия:
Организационный момент – 1 мин
III . Самостоятельная работа учащихся – выполнение заданий конкурсов.
IV . Подведение итогов. -5 мин
Ход мероприятия
Организационный момент:
Добрый день друзья!
Сегодня мы собрались здесь, чтобы отдохнуть и поиграть вместе с командами на внеклассном мероприятии по изобразительному искусству "Веселые художники".
Смелей, ребята! Выше нос!
Вы, рисовать хотите,
Ответьте на вопрос? (Да)
Тогда скорей спешите,
Места свои займите,
К победе поспешите
И всех нас удивите.
И в 10 лет, и в 7, и в 5,
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем – были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
Учитель. Сегодня вы участвуете в игре-конкурсе в котором проверите свою память, покажете, как вы умеете думать, что уже знаете, и, конечно, будете рисовать. А самое главное, вы будете работать в команде, все вместе, значит, будете учиться быть дружными.
За каждый конкурс вы будете получать баллы.
Команды: карандаши, фломастеры, кисточки.
Учитель. Посмотрим, какие вы художники.
III . Самостоятельная работа учащихся – выполнение заданий конкурсов.
Учитель. Внимание! Внимание! Первое задание
Учитель: (загадывает каждой команде по три загадки).
Всему свету красота.
Через луга, через поля
Встает нарядная дуга (Ответ: радуга)
заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
носит воду бородой.
(Ответ: краски и кисть)
Какой получится цвет, если смешать синий с желтым (ЗЕЛЁНЫЙ)
Ветка в гроздья разодета
Это в летний жаркий день
Расцвела в саду… (СИРЕНЬ)
Какой получится цвет, если смешать красный с желтым. (ОРАНЖЕВЫЙ).
Вот шершавый стебелёк
В середине уголек,
Лепестки блестят как лак
Распустился… (КРАСНЫЙ МАК).
Какой получится цвет, если смешать красный с синим. (ФИОЛЕТОВЫЙ).
Эй, звоночки, синий цвет!
С языком, а звона нет. (КОЛОКОЛЬЧИК).
После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает.
(Ответ: радуга)
Учитель: Какие молодцы! Такие трудные загадки отгадали!
Учитель: Следующий конкурс немного необычный, он называется "Животные с загадочной планеты ". На одной загадочной планете , где-то далеко в космосе жили необычные инопланетные животные. Попробуйте с помощью пластилина, фольги, желудей и скорлупы грецкого ореха сделать фигурки этих животных, а ещё нужно придумать им космические названия. Время конкурса - 5 минут.
Подведение итогов конкурса.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что бывают цветные песни.
А я уверена, что вы знаете несколько цветных песен. Поэтому предлагаем вам исполнить вместе с нами по 1 куплету из таких песен…..
(Исполнение песен под фонограмму)
- “Жил, да был черный кот…”
- “Голубой вагон бежит, качается…”
- “Где-то на белом свете…”
- “Листья желтые над городом кружатся…”
- “В лесу родилась елочка, зеленая была…”
- “Синий, синий иней…”
- “Синенький скромный платочек…”
- “Рыжий, рыжий кот…”
Учитель:Из кусочков – пазлов нужно составить картину (для этого можно использовать любую репродукцию картины). Команда должна угадать к какому жанру живописи она относится и объяснить свой ответ.
Как вы знаете, ребята реставраторы выполняют очень
сложную работу - дают вторую жизнь старым,
поврежденным произведениям искусства,
часто по маленьким кусочкам терпеливо
восстанавливают их, т.е. реставрируют.
-Мы сейчас тоже попробуем
представить себя в роли реставратора.
Ваша задача реставрировать картину и назвать жанр к которому она относится!
Учитель:А сейчас мы с вами как настоящие ценители искусства, поговорим о жанрах изобразительного искусства. Вы должны угадать название жанра изобразительного искусства.
1. Если видишь на картине нарисовано река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется… ПЕЙЗАЖ.
2. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется… ПОРТРЕТ.
3. Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт, или все предметы сразу,
Знай, что это… НАТЮРМОРТ.
4. Речку, облака, деревья, дом и сад цветущий наш,
Нежной яркой акварелью нарисуем мы…ПЕЙЗАЖ.
5. Нарисую папу с мамой, и себя, и деда
Я большой работой занят, я пишу… ПОРТРЕТЫ
6. Мы его составим, а потом рисуем:
Вазочку с цветами, скатерть голубую,
Книги, кисти, краски. Даже бутерброд!
О работе скажем – это … НАТЮРМОРТ.
Пока капитаны выполняют задание, командам предложим принять участие в следующем конкурсе.
Учитель:Следующий конкурс "Фантик для конфет". Представьте, что вы - художники, работающие на кондитерской фабрике. Ваша задача - придумывать и рисовать обертки для шоколадок, конфет, печенья. При этом ваши рисунки всегда должны соответствовать названию кондитерского изделия. Недавно вам поступил заказ - нарисовать фантики для новых конфет. Название конфет вы узнаете, выбрав себе карточку-задание.
нетрадиционно й техники рисования ла донью п о средству с оздания пейз ажа.
1. Уточнить представлен ия учащихся о ж анре живо писи – пейзаж.
2. Научить детей выполнять тематическую композицию в
3. Выработать у учащ ихся универсальн ые умения при п оиске общей идеи,
4. Научить детей фа нтазировать , чувствов ать цвета и их оттенки.
5. Развивать творческую индивидуальн ость детей их интелл ектуальные
возможности в про цессе участ ия в коллективн ой поисковой ра боте.
• Зр ительно - иллюст ративные материалы – репродукции картин И. И.
Шишкина, А. К. Саврасова ; портреты художников: И . И. Шишкина, А. К.
• Бейджи ки по количеству учащихся класса, магниты, 4 флажка, 4
конверта (все 4 цветов: син ий, желтый, красный, зелен ый);
• Гуа шь, кисти, не проливайки, влажные салфетки, 4 ватма на;
• Ватман с изображением ствола дерева, набор листьев дереве зеленого и
У: Сегод ня на з анятие мог ут прис утствовать, только те ребята, у которы х
есть вот такие цветные жетоны. ( Показывает 4 бейдж ика сине го, кр асного,
У: У ког о и з вас есть так ой жетон? Хотите ег о получить? Это несложно –
У: А теперь займем свои места согласно цвету флажка на рабочих столах
и цвету вашего жетона. ( Дети рассаживаются за 4 стола, каждый из которых
обозначен флажк ом синего, зеленого, красн ого и желтого цвета
У: Сегодня н а занятии вы будете играть необыч ную для вас роль -
станете не только художни ками, но и немного исследоват елями, немно го
волшебниками, немног о экскурсоводам и. Я же буду высту пать в роли советчика
и эксперта. И, наве рное, уже догад ались, что раб отать будем в группах.
( На доске вывешены репродукции картин Алексея Константино вича
У: Как вы думаете, почему на доске так много репродукций картин?
(Ответы детей Вариан т от каждой группы. ) Ве рно, хотела организовать
выставку. Что изображе но на этих картинах? ( Ответы детей . Вариант от
каждой группы.) Природа. Каким о дним словом м ожно наз вать все эти пол отна?
У: Что такое пе йзаж? (Ответы де тей. Вар иант от каждой г руппы.)
Пейзаж - это жанр изобразитель ного искусства, в котором основным
( На каждом столе лежит конверт синего, желтого, з еленого, красного
цвета в завис имости о т цвета фла жка группы учащихся)
У: На столах у вас л ежат конверты, откройте их? Что там? Карточки.
Ознакомьтесь с их содержанием. Пусть представитель от каждой гру ппы
У: Какая ассоци ация возника ет у вас при прочтен ии слов гр уппы
У: Каждый цвет со ответствует определенному времени года. Теперь
вы сможете сказат ь, что же сегодня предстоит нам нарисовать ? Верно
пейзаж, н о не просто, а п ейзаж определенного вр емени года. Догадались ,
I. Организационный этап
Здравствуйте, ребята.
Скажите, какое сейчас время года? (осень)
Посмотрите в окошко на осенние деревья. Что вы можете о них сказать?
Что общего в этих трех живописных работах? Что вы можете сказать об осенних деревьях, изображенных на картинах, их красках?
III. Постановка цели и задач
А теперь посмотрите на листочки деревьев
Листочки каких деревьев здесь изображены? Что вы можете о них сказать?
Как вы думаете, что сегодня мы будем рисовать? (Пейзаж с осенними деревьями)
Посмотрите на ваши рабочие места.
Что нам сегодня понадобится для работы? (альбомный лист, гуашь, кисти, стальная губка для мытья посуды, стакан с водой).
Чем будет отличаться нашего работа сегодня от предыдущих? (мы будем использовать стальную губку в работе)
Как вы думаете, для чего нам понадобится стальная губка? Что мы можем нарисовать с помощью этой губки? (дети высказывают свои предположения)
Да, действительно, мы будем использовать губку для изображения листвы.
Показ рисунка, выполненного с помощью данного приема.
Попробуйте с помощью данного приема губкой нарисовать осеннюю листву.
Ребята пробуют выполнять листву с помощью стальной губки, таким образом происходит подготовка к практической деятельности.
V. Творческая практическая деятельность
Физкультминутка
Поднимите руки вверх. Закройте глаза. Представьте себя осенним деревцем. Веточки – это ваши руки, листочки – это ваши пальчики. Вы чувствуете легкое дуновение ветерка… Веточки колышутся из стороны в сторону… Ветер начинает дуть сильнее. Веточки сильнее колышутся из стороны в сторону… Листочки начинают сильнее шуршать между веточками… И вот ветер затихает… Вокруг тишина… Опустите руки, откройте глаза.
VI. Итог занятия. Рефлексия. Экспресс-выставка
Чем на занятии сегодня вы занимались? (рисовали осенний пейзаж)
Что нового узнали для себя? (нетрадиционный прием штамп)
Какими предметами можно получить штампы? (ватная палочка, оттиск от листа, поролоновая губка и многое другое)
Посмотрите на свои работы. Все ли у вас получилось?
Перед ребятами на рабочем месте три карточки:
карточка №1
На первой карточке изображена осенняя веточка, на которой много листвы; на второй карточке – у осенней веточки меньше листвы; на третьей карточке изображена веточка только с несколькими листочками.
Если вы довольны результатом своей деятельности – поднимите первую карточку
Если у вас есть незначительные недочеты – поднимите вторую карточку.
Если вы не очень довольны результатом своей деятельности и вам хотелось бы многое доработать – поднимите третью карточку.
Экспресс-выставка работ
Читайте также: