В долине эла краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Вся жизнь Хэнка Дирфилда была связана с армией. Он служил верой и правдой своей стране, и сыновей воспитал в духе традиций. А теперь ушёл в отставку и мирно доживал дни в тихом американском городишке с женой-красавицей. Возраст покрыл морщинами его лицо, посеребрил виски, до неприличия расширив пробор, слегка согнул позвоночник, замедлил движения. Лишь мозг работал чётко и без сбоев.
Хэнк редко одевал форму с сержантскими нашивками, ещё реже выходил в ней на люди. Он старался жить настоящим, по совести, закону и понятиям. Знал, что плохо в этом мире, что хорошо, и как одно отделять от другого. Знал и думал, что научил других.

Но сначала трагически оборвалась жизнь старшего сына, а затем пропал и второй. Как-то странно и неожиданно. Его часть вернулась из Ирака, а теперь Майк исчез. И вот уже третий день о нём ни слуху ни духу. Хэнк забеспокоился. На Майка это непохоже. Да, за плечами – длительная военная практика, тренинг, закалка. Что волноваться? И всё же…

Два дня пути, и Дирфилд старший на месте. Сослуживцы в недоумении, такого с их коллегой раньше не случалось. Хэнк помыкался туда-сюда и затих. Результатов не было. Из оцепенения его вывели полицейские сводки. На пустыре обнаружили расчленённый, обугленный труп, в котором по отпечаткам пальцев опознали Майка Дирфилда. Предстояло расследование. Оно не могло пройти мимо безутешного отца жертвы, а значит – гарантировало беспристрастность и неподкупность.

“В долине Эла” – с виду ничем не примечательный фильм, как по названию, так и по краткому содержанию на обложке. Номинация на “Оскар”, кстати, не делает его более привлекательным, а в имени создателя (Пола Хаггиса, “Оскар” за “Столкновение”) подспудно видится конъюнктура. Однако едва садишься в кресло, как опасений и след простыл.
Даже обычный набросок текста в руках Хаггиса становится историей. Если уж не увлекательной, то достаточно занимательной.

Действие развивается весьма размеренно. Подчас его хочется ускорить, но это желание не твёрдо. Оно проходит. И вроде ничего волнующего в фильме не происходит, а внимание неотвязно приковано к происходящему. Ожидания вознаграждаются в последние 20 минут. Режиссёр подводит к этому моменту, до краёв заполняя резервуары. Затем открывает шлюзы…
Развязка шокирует. Причём больше не содержанием откровений, а отношением к ним людей (по большей части капрала Пеннинга). Как тот воспринимает содеянное, духовной стороной проблемы. И только потом – её глубиной.

Хаггис сработал очень тонко. Качество полученной информации выражено в реакции на неё слушателей. Она – на лицах Томми Ли Джонса (Хэнк Дирфилд) и Шарлиз Терон (детектив Эмили Сандерс). В этих двоих – соль проекта. В самом фильме – неприкрытая и суровая правда жизни. Заподозрить подлог невозможно. Искренность на челе актёров. Она – в глазах, мимике и полном отсутствии грима (омолаживающего). Едва ли не впервые вижу фильм, в котором артисты выглядят на свой возраст. Отсюда, наверное, и естество в игре.

Всегда считал Джонса, Терон и Сарандон хорошими исполнителями. Но “В долине Эла” первые двое даже превзошли себя. Уверен: не будь в компании номинантов Академии Дэниела Дей-Льюиса, “Оскар” достался бы Джонсу. Серьёзная и необыкновенно сильная работа. Конечно, в свои 32 Шарлиз Терон не потеряла привлекательности. Но здесь её не узнать. Она такая, какой могла бы быть в реальной жизни в пасмурное осеннее утро. Невыспавшаяся и уставшая, замученная бытом и одиночеством, “белая ворона”, трудоголик. Совершенно очевидно – будущее Шарлиз безоблачно. Работы ей хватит до старости. Так играть умеют немногие.

То, что делает Пол Хаггис, нельзя назвать ярким, запоминающимся кино. И пересматривать при каждом удобном случае. Но оно как минимум идейно. И прёт!


По жанру это детектив. Хэнк Дирфилд, отставной сержант военной полиции, этакий продубленный насквозь вояка с отрывистой манерой изъясняться, получает известие, что его сын, солдат Майк пропал с военной базы в штате Нью-Мехико. Майк воевал в Ираке, и недавно их часть вернули домой.

Поскольку начальство считает, что Майк дезертировал, армия заниматься им не желает (оказывается, дезертиров не ищут). Не хочет его искать и полиция. Хэнк подозревает, однако, что его сына убили, и начинает, вопреки бездушным бюрократам, расследовать дело самолично. Обычный голливудский сюжет.

Чтобы мы не соскучились смотреть на сплошных мужчин, в подмогу Хэнку авторы подкидывают стройную красотку из полиции, которую играет звезда Чарлиз Терон. Она для сюжета не нужна абсолютно, но берет на свои хрупкие плечи идейную нагрузку. Дело в том, что у нее есть маленький сын, и суровый Хэнк ни с того, ни с сего рассказывает ему легенду о Давиде и Голиафе. Сражение между ними происходило в долине Эла, отсюда название фильма. Рассказ Хэнка имеет символическое значение. Критики так и не могут до конца разобраться, что имел в виду автор фильма Хэггис. Скорее всего, Давид — это сам Хэнк, а Голиаф — лживое и жестокое американское государство.

В общем, они благополучно вернулись в Америку. Однажды вечером все пятеро ушли с базы в увольнение. Страшно напились в местном стриптизе, стали буянить, вышибалы их оттуда выставили. Дружки обиделись и стали почему-то во всем винить Дейвиса. Бандит Мартинес выхватил нож и быстренько его зарезал. Нанес ему то ли 30, то ли 40 ран. Затем труп пытались сжечь. Нашли впоследствии голову и руку, остальное растащили звери.

Отец Дейвиса действительно поначалу столкнулся с бюрократией. Но, в отличие от фильма, он не стал валять дурака с самостоятельным расследованием, а позвонил своему конгрессмену. Как водится в мерзкой бездушной Америке, тот немедленно дал знать о пропавшем солдате министру обороны Рамсфелду, и уже через неделю это дело начали распутывать. И довольно быстро докопались до правды.

История, конечно, гнусная. Молодой солдат, бандит-латинос по пьянке зарезал другого. Трое остальных это скрыли. Армия не приняла немедленных мер к выяснению дела. Но потом исправила эту очень серьезную ошибку.

Оказывается, очень легко. Надо написать такой сценарий, который сотворил Пол Хэггис про отставника Хэнка и его сына Майка.

Во-вторых, надо постоянным аккомпанементом к действию дать речи Буша, проходящие вторым планом по радио и телевидению. Пустяк, но помогает.

Но безумие левых, выраженное в фильме, уже дошло до предела. 11 сентября они как-то все время норовят отодвинуть на задний план. Угрозу терроризма считают несерьезной и думают, что все можно уладить путем переговоров и уступок. Шизофренически заявляют, что поддерживают своих солдат — но в то же время выступают против войны, а заслуженного генерала Петреуса подло обвинили в предательстве.

Фильм сумасшедшего (на мой взгляд) Хэггиса должен очень понравиться той части населения, что солидарна с Малхолландом. Не знаю, как его оценить. Профессионально он тянет на пятерку. Как образец лживой пропаганды — на единицу. Вроде некоторых поэм Маяковского.

— Война уже идет. Только американцы этого не знают.

— Очень просто. В Тегеране захватили американское посольство. А это юридически — территория США. Кроме того, имеются 50 военнопленных.

— Что же нам остается делать? — спросила Кэтрин.

Я не дипломат, не политик и не генерал. И даже не американец. Я пытаюсь взглянуть на это дело с житейской точки зрения.

Поведение человека и поведение государства — сопоставимы. Самозащита и обороноспособность — понятия идентичные, разница в масштабах, а не в качестве.

Мои представления о самозащите формировались в лагерях. Там я понял раз и навсегда:

Готовность к драке означает способность ее начать. Если к этому вынуждают обстоятельства.

Можно и воздержаться. Уйти с побитой физиономией. То есть — капитулировать.

Увы, поражение в драке не означает ее конца. Тебя будут избивать систематически. И, наконец, уничтожат в тебе человека.

Многие американцы до сих пор не знают, что уже идет война на уничтожение нашей цивилизации, и изо всех сил хватают за руки тех, кто не хочет капитулировать.

В ДОЛИНЕ ЭЛА
In the Valley of Elah
Идет везде
Режиссер и сценарист Пол Хэггис

Читайте также: