Технологическая карта в гости к зиме 2 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций

I. Организационный
момент

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Определяют тему и цель урока.

Создает эмоциональный настрой

Слушают и обсуждают тему урока

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника; умеют не создавать конфликтные ситуации, видеть выходы из спорных ситуаций

II. Актуализация знаний

Организует беседу по вопросам:

– Что ты знаешь о зимних явлениях в неживой и живой природе?

– Расскажите о своих наблюдениях в природе родного края

Отвечают на вопросы.

Рассказывают
о наблюдениях природы в своем крае

Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о природе родного края; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов и т. д.)

Демонстрирует и комментирует слайды презентации.

Отвечают на вопросы

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания

Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу.

организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Отвечают на вопросы. Рассматривают картины
неживой природы.

Работают в паре
с соседом по парте.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, другой дополнительной литературе. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания.

– Чем похожи и чем различаются эти зайцы?

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения; обращаются за помощью к учителю, одноклассникам.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; развивают навыки сотрудничества

V. Итоги урока. Рефлексия

Проводит беседу по выполнению практической работы.

– Как изменяется с наступлением зимы высота солнца в небе и продолжительность дня? К чему это приводит?

– Назовите несколько зимних явлений в неживой природе.

– Что можно наблюдать зимой в живой природе?

Отвечают на вопросы.

Делают вывод: оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь – это примеры зимних явлений в неживой природе. Много интересного можно наблюдать и в живой природе

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; оценивают результат своих действий; адекватно воспринимают оценку учителя

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Научатся наблюдать за зимними природными явлениями.

Получат возможность научиться проводить исследования.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Знание основных моральных норм .осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

Основные виды деятельности обучающихся

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- наблюдать над зимними погодными явлениями;

-исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

-распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

-наблюдать за поведением зимующих птиц.

Основные понятия

Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Снегопад, снег, лёд, мороз, вьюга.

Проверка готовности к усвоению нового материала


Изучение нового материала



В гости к зиме

Изменения в погоде

В гостях у зимы

В гостях у Деда Мороза

Осмысление и понимание полученных знаний



Презентация свойства снега и льда
PPTX / 998.36 Кб

Самостоятельное применение знаний

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: В гости к зиме.

Цели урока: Формировать представления младших школьников о зимних изменениях в неживой и живой природе;

Познакомить с особенностями зимней жизни растений и животных;

Учить распознавать деревья зимой, следы животных на снегу;

Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные УУД : понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УДД : устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Необходимое оборудование и материалы:

Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, презентация.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

Фишки с номерами 1-5.

Раздаточный материал для парной и индивидуальной работы

Снежинки синего, голубого и белого цвета у каждого ученика.

Организация начала урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Я хочу узнать какое у вас сейчас настроение. Поднимите смайлик который соответствует вашему настроению. Очень хорошо у всех хорошее настроение. Я думаю, у нас всё получится на уроке.

Дети настраиваются на работу.

Личностные : самоопределение;

Коммуникативные : планирование учебного

учителем и сверстниками

- А вот о чём мы сегодня будем говорить на уроке, узнаете из загадки:

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает?

- Итак, о чем будем говорить на уроке? Правильно, о зиме, о зимних изменениях в природе.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные : формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.

А какие зимние месяцы вы знаете? Назовите.

- Какая бывает природа?

Посмотрите внимательно на фотографию какие объекты неживой природы могут заинтересовать нас зимой?

- О чём мы будем говорить, рассматривая живую природу зимой?

Высказывают свои пред-положения на проблемный вопрос учителя

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

- Ребята, а скажите , какая температура воздуха бывает обычно зимой?

- А какие осадки выпадают зимой?

- А что можно сказать о положении солнца?

- Что происходит с реками, озёрами, прудами?

Дети, зима – самое холодное время года. Температура опускается ниже нуля градусов. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе, поэтому дни самые короткие, а ночи самые длинные. Замерзает почва и водоёмы. Осадки выпадают в основном в виде снега, поэтому земля покрывается снежным покровом.

Формулируют выводы наблюдений.

Высказывают свое мнение, называют объекты неживой природы.

Познавательные : умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы;формируем умение устанавливать аналогии.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

А сейчас мы поработаем по группам. Ребята у вас на столе лежат карточки с определениями. Давайте посмотрим на фотографии и расскажем, какие явления природы можно наблюдать зимой?

- Что это за явление? (фото 1)

Снегопад – выпадение снега из облаков. Сильные

снегопады зачастую приводят к заносам на дорогах, повреждению строений.

- Что это за явление? (фото 2)

Позёмка – самая слабая метель. Снег не поднимается.

Снежные струйки стелятся над поверхностью снежного покрова до высоты 30 см.

- Что это за явление? (фото 3)

Метель - перенос снега над поверхностью земли сильным

ветром. Метель, вьюга, буран, пурга – все эти понятия относятся к одному и тому же явлению.

- Что это за явление? (фото 4)

Бывает, что зимой температура поднимается выше нуля градусов, пригревает солнце, снег начинает подтаивать, становится влажным. Это оттепель.

- Что это за явление? (фото 5)

Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают. Так на дорогах образуется гололедица Гололёд – это лёд на проводах, ветках, заборах.

- Что это за явление? (фото 6)

Очень часто на деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома. Это изморозь .

Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, понятия.

Познавательные:

умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- А теперь послушайте загадку:

Он летает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке – румяный, под луной он – голубой.

Он за ворот и в карманы залезает нам с тобой.

Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, что же это, ты ответь!

- И сейчас мы поговорим о снеге.

- Ребята а можете ответить на вопрос, что такое снег?

- Кто из вас знает, как образуются снежинки?

- Маленькие льдинки образуются высоко в небе из пара. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие снежинки. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в белые плотные шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа.

Иногда они лепятся друг к другу и образуют хлопья.

- А почему хрустит снег под ногами?

- Это ломаются лучики и звездочки у снежинок.

- Что вы ещё знаете о снежинках? (они не похожи друг на друга) Снежинки состоят на 95% из воздуха, поэтому так медленно падают.

Отгадывают загадку, формулируют выводы наблюдений, рассказывают об образовании снежинок

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные : формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.

Регулятивные: умение осуществлять личностную рефлексию

4. Физминутка.

Ребята, я думаю, что пришло время отдохнуть. Внимательно смотрим ЗА СНЕЖИНКОЙ.

Отдохнули? А теперь продолжим наш урок

- Ребята, давайте ответим на вопрос какую роль выполняет снег в жизни растений?

Снег для травянистых растений всё равно, что тёплое одеяло. Снег укрывает и корни деревьев, защищая их от морозов.

Ребята выполняют движения для глаз

- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.

Давайте ответим на вопрос как зимуют лиственные деревья, хвойные деревья?

- Как зимуют с кустарниками?

- Что происходит с травами?

Лиственные деревья сбросили листву, хвойные деревья остались зелёными, кустарники сбросили листву, .

Дети ,а вы любите тайны? Одну из тайн я вам и расскажу некоторые травы пожелтели вы правы, а вот некоторые зимуют под снегом зелёными -земляника, рожь озимая, пшеница озимая).

Делятся результатами своих наблюдений.

А следующий вопрос который я хочу задать вам это

- Как определить зимой, какое это дерево?

Фото 1 – сосна, фото 2 – липа, фото 3 – ель, фото 4 – клён, фото 5 – берёза, фото 6 – дуб.

Ну вот, ребята, мы и до леса добрались . А о каких секретах живого мира он поведает нам мы и узнаем. Дети,

зима – трудный период в жизни зверей.

- Сравните, как выглядят некоторые звери летом и зимой и ответьте на вопрос, как приспосабливаются звери к морозам; к снегу?

С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.

- Зимой трудно найти корм. Рассмотрим, как по-разному животные приспосабливаются к жизни в тяжёлых зимних условиях.

Перед вами лежат конверты. Прочитайте текст. вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова.

Снег на полях,
Лёд на реках
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

(Узнать какие изменения происходят в неживой природе и живой с приходом зимы)

– Моя цель на сегодняшний урок…

2. Работа в парах

– Какие приметы зимы вы знаете? Попытайтесь образно описать зиму. (Используются рисунки детей и картинки)
– В чём причина зимнего холода? (Солнце поднимается низко над землёй, дни короткие)
– Какие явления происходят в неживой природе?

Снегопад (в безветренные дни снег падает на землю спокойно, медленно, покрывая землю ровным слоем)
Метель (снегопад при сильном ветре) Вьюга пурга
Оттепель (снег подтаивает, становится влажным и из него легко лепить снежки)
Гололедица (появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают)
Изморозь (пушистая снежная бахрома на деревьях, проводах)

– Знаете ли вы названия зимних месяцев? Проверим ваши знания. Определите порядок следования зимних месяцев, найдите лишнее. (Детям раздаются карточки с названиями месяцев)
– Много пословиц сочинил русский народ об этих зимних месяцах. Какие вы знаете?

– Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.

3. Работа в группах определить растение

– Как зима изменила жизнь растений? Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные стоят зелёные.)
– Почему хвойные деревья не сбрасывают хвоинки?
– Кустарники сбросили листву, травы желтеют (заканчивается сокодвижение в растениях), но не все.
– Есть травянистые растения: земляника, копытень, озимая рожь, пшеница уходят под снег зелёными. Почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зиму).

– Как можно зимой определить дерево, если оно без листьев?
– Какая взаимосвязь существует между изменениями в неживой природе и жизни растений?
– Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветов. Зимой происходит дозревание почек. У некоторых растений наблюдается рост и в конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки трав цветущих ранней весной.

Физминутка ХОМКА

4. – Как живётся животным зимой? Как меняется их жизнь?
Доклады детей о животных. (Медведь, лиса, белка)

Задание по выбору: распределить животных по домам.

1 дом. Животные, которые к зиме делают запасы
2 дом. Животные, которые зимой впадают в спячку.
3 дом. Животные, которые зимой ищут корм в природе.
Белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, барсук, бобр, хомяк, ёж.

5. – Как зимуют птицы, рыбы, насекомые?

Стихотворение о жизни птиц зимой.

– Какие птицы зимуют в наших краях? (Сороки, вороны, воробьи, синицы, поползень, снегирь, дятел)
– Почему эти птицы не улетели на юг, а остались зимовать? (Питаются личинками насекомых, добывая из под коры деревьев, ягодами рябины, в близи жилищ людей)
– Как мы можем помочь птицам зимой?
– Зачем птиц надо подкармливать зимой? (Сытая птица – ей теплее, энергия)

Толстый ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы.

Зимой в жизни насекомых , рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни.

6. Работа в группах

1. Собрать картину зимы (сл. дети) в виде пазлов
2. Определить какие птицы прилетят к нашей кормушке
3. Сильные дети находят ошибки в тексте.
4. Разгадать кроссворд.

7. Итог работы

– Чем зима отличается от других времён года?
– В чём причина зимнего холода? (Похолодание, низкая температура воздуха, солнце поднимается низко над землёй)
– Как влияют изменения в неживой природе на жизнь растений?
– Как влияют изменения в неживой природе на жизнь животных?
– А влияет ли зимняя жизнь растений на жизнь животных зимой?

Читайте также: