Три тополя на плющихе краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Нюра живет в деревне обычной простой жизнью: грубый деревенский муж Гриша (актер Вячеслав Шалевич), двое детей, забитые односельчане.

Да и сама она неважно воспитана и плохо образована, но в ней есть очаровательная русская простота еще не состарившейся симпатичной деревенской женщины.

Естественно муж Нюры не ценит жену и достает ее своим тиранством и упреками, хотя и заделал ей двоих детей.

У Нюры, не привыкшей к нормальной мужской ласке, мужскому сопереживанию и доброму слову, тоже проскакивает искра интереса и нежности к Александру.

Герои проводят совсем мало времени рядом и наслаждаются каждой минутой проведенной вместе, но у Нюры муж и двое деток в деревне.

кадр из фильма

Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: мелодрама

Год производства: 1968

Режиссер: Татьяна Лиознова

Актеры: Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Вячеслав Шалевич

Серафима Вишняк

Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

В картине Татьяны Лиозновой рассказывается история женщины-девочки, которая переживает острую неудовлетворенность своей супружеской жизнью. Можно сказать, что это история любви, которой не было…

Сюжет

Краткое описание содержания фильма “Три тополя на Плющихе”. Молодая женщина Анна (Нюра), живущая в деревне с мужем-егерем и воспитывающая вместе с ним двоих детей, однажды едет в Москву продавать домашнюю ветчину.

Взяв с собой чемодан мяса, она отправляется в столицу. На вокзале она пытается взять такси до Плющихи, но денег у нее немного, и столичные водители относятся к ней равнодушно. Наконец, один из таксистов обращает на Нюру внимание и соглашается довезти ее.

Татьяна доронина

Главную роль Нюры сыграла Татьяна Доронина. Кадр из фильма.

Наслышанная о корысти москвичей, Нюра поначалу относится к Саше настороженно, но он ведет себя с ней исключительно порядочно. Простая, искренняя деревенская женщина западает ему в душу, да и Нюра вдруг проникается к спокойному и доброму Саше симпатией.

Сидя в такси, глядя на непрекращающийся ливень, главная героиня вдруг понимает, что ее супруг, Гриша – совсем даже не “каменная стена”, а давно опостылевшая опора, что их с Гришей дети уже скоро вырастут и начнут строить свою жизнь, и что за каждодневным ее деревенским бытом час за часом ускользает что-то действительно важное.

Внезапно Нюра понимает и то, что наступил тот миг, которого многие ждут всю жизнь. Это именно миг, это – приоткрывшаяся на несколько секунд дверь в новую жизнь. Нужно только шагнуть — протянуть руку и познать настоящее чувство, вверить свою чистую душу человеку со сложной судьбой, который, несмотря ни на что, все еще способен говорить добрые слова и дарить ласковые взгляды…

Объяснение концовки

Ближе к концу Саша приглашает Нюру на свидание и говорит ей, что будет ее ждать. Стыдливая Нюра долго не решается на это, но, увидев в окно, что он действительно ждет ее, начинает собираться.

Собравшись, она идет к двери… и обнаруживает, что дверь заперта, и ключа в замке нет. Нюра отчаянно пытается найти ключ, но это ей не удается. И она понимает, что, кажется, сама судьба не дает ей выйти к Саше…

Олег Ефремов

в роли таксиста Саши — Олег Ефремов. Кадр из фильма.

Прождав Нюру несколько часов, Саша уезжает, а главная героиня в финале возвращается к семье. Самое интересное заключается в том, что ключ все это время лежал на самом видном месте – на чемодане.

Смысл концовки фильма “Три тополя на Плющихе” двоякий. Финал фильма строится на трех символах: дверь (символ перехода из одного мира в другой), часы (в искусстве это символ аллегорического воздержания, сдержанности и спокойствия) и ключ (мощный символ власти, выбора и освобождения).

Смысл в том, что Нюра не смогла найти ключ – то есть она не смогла (или не захотела) освободиться от прошлой жизни и шагнуть в будущее – с другим человеком.

Нюра в хорошем смысле слова – архаическая женщина. Ее ценности, смыслы, нравственные ориентиры целиком зиждутся на деревенской жизни и ее горизонтах. Подсознательно она понимала, что замужней женщине не пристало идти на свидание – и с этой установкой ничего нельзя было поделать: Нюра “не нашла бы” ключ, даже если бы он лежал у нее в кармане.

Забытый на видном месте ключ – не прихоть сценариста, а яркий знак, символ оберегающей Нюру судьбы. Ей теперь будет о чем подумать, что вспомнить и заново пережить в своей душе. Она теперь видит себе со стороны и понимает, что она – не “баба”, а женщина. Она осознает, что достойна большего и имеет право на нежность.

С другой стороны, объяснение концовки может быть и таким: в финале фильма “Три тополя на Плющихе” показано начало духовного перерождения героини. У внимательного зрителя возникает ощущение, что он видит, как слабый нежный росток пускает семя после первого весеннего дождя. Чуткий зритель верит, что этот росток окрепнет, и у Нюры хватил сил и мужества потребовать от мужа другого отношения к себе. А если она не получит от Гриши то, что ей нужно, у нее хватит мужества от него уйти.

Смысл фильма

У фильма “Три тополя на Плющихе” парная рифмовка: где одна судьба, там с ней непременно сплетается и другая, ведь “негоже человеку быть одному” – ни в деревне, ни в городе.

В душе главной героини в течение многих лет зреет конфликт, который в конце концов падает на землю сладким райским яблоком – искусом.

В кои-то веки Нюра вырвалась в другой мир, оставив позади сурового мужа и бесконечные домашние хлопоты, и встретила человека, так похожего на нее – отзывчивого, ласкового, в сердце которого еще так много нерастраченной любви… Но счастье смыло теплым летним дождем, и на дне трепетного Нюриного сердца остался только ил.

В фильме “Три тополя на Плющихе” нет скрытого смысла, нет сложного сюжета, предполагающего несколько трактовок, и нет сложных загадок, требующих наличия разгадок. Но одновременно это кино наполнено тонкими деталями, делающими его нетипичным советским фильмом – не лубочным, а умным и глубоким.

Основными идеями картины можно назвать свободу выбора без права выбора как такового, вечные поиски “своего” счастья, и иллюзии, которые часто принимаются нами за чистую монету.

Нюра и Саша – образы собирательные. В Нюре воплотились и крестьянки Некрасова, и Ассоль Грина. Это женщина чистая, самоотверженная, любящая и вечно ждущая, это олицетворение своей эпохи.

Вячеслав Шалевич

Муж Нюры Григорий. Роль сыграл Вячеслав Шалевич.

Образ Саши – это народная память о пережитых трагедиях и страданиях. Оба они – тоскующие и грустящие, но сравнить их с рефлексирующими “интеллигентами-шестидесятниками” нельзя: те страдают пассивно и пусто, а живая, светлая человеческая тоска Нюры и Саши пахнет землей и кровью.

За метаниями героев фильма “Три тополя на Плющихе” наблюдает Москва – теплая, шумящая. Она встречает Нюру легко и как будто говорит ей: “вот она я, а ты здесь своя”.

В реалистичной ленте Лиозновой тонкими нитями вплетен Серебряный век: в виде часов, отсчитывающих равномерно-холодные удары, в канву повествования вплетен символизм. Это отсылка к будущей работы Лиозновой – к фильму “Семнадцать мгновений весны”.

Суть фильма “Три тополя на Плющихе” можно понять, если разложить его на несколько составляющих.

Первая составляющая — классическое противостояние города и деревни. Впрочем, оно очень условно: деревня в этой картине не выглядит по-простецки неуклюжей, а город не кажется манящим, но холодным и отчужденным. Смысл в подчеркивании разницы между этими двумя мирами – парадоксально маленьким, хоть и просторным, миром деревни и миром большой (высокой) Москвы.

встреча героев в Москве

Кадр из фильма.

Еще одна составляющая – эпоха. Тонко пересекаясь с урбанизмом, эпоха в большей степени проявляется в мелочах – в бытовых деталях, в блокадном прошлом, и в песне “Нежность”.

История Нюры пересекается с историей Пушкинской Татьяны – разумеется, в смысле выбора между любовью и долгом. При этом здесь присутствует не столько сознательный выбор, сколько глупый случай… Настолько глупый, что Татьяну Доронину за эту мизансцену долгие годы ругали все советские женщины. Доставалось и матери актрисы, которая увидела картину в деревенском клубе.

Некоторые зрители в своих рецензиях и разборах обращают внимание на то, что фильм “Три тополя на Плющихе” пропитан Гриновской романтикой, в которой особое место уделено культу несбывшегося… Хотя, с другой стороны, если Нюра – однозначно “замужняя Ассоль”, то точно ли Грей Саша? А может быть, у этих тоскующих по чему-то людей было бы только одно это невинное свидание, после чего Москва все равно взяла бы свое, и они разошлись бы навсегда.

Наверное, фильм Лиозновой в большей степени все же больше о ней – о Москве – иллюзорной, манящей, обещающей. И о человеческой душе, на которой лежит, точно на крыльях бабочки, последняя пыльца, которой не может коснуться никто, кроме Бога.

Правильно. Этот роман был обречен на провал. Нюра могла бы разрушить всю свою налаженную жизнь, навредить детям.

Что вдохновило режиссера на создание фильма, кто мог сыграть роль таксиста вместо Ефремова, почему Нюра не вышла к Саше и о чем же, все-таки, этот фильм? Давайте обсудим сегодня.

Собственно, с песни все и началось.

Услышав песню в первый раз, Татьяна Лиознова была поражена: эта песня должна стать историей! Вот только такой?

— Уходили вы свою мать, Анну Григорьевну. — Старик вздохнул. — А какая она была! Привез ее Гриша к нам на Оку, и вроде света в деревне прибавилось. А он ее, видишь, себе привез.

Кастинг по фото

В сети часто встречается информация, что кастинга у этого фильма не было. Актеров выбирали по фотопробам и никакого, кроме Ефремова и Дорониной, на роли Саши и Нюры даже не рассматривали, так точно они попали в образы.

Почему Доронина не соглашалась на роль Нюры

Олег Ефремов принял приглашение на роль сразу, а вот Татьяну Доронину пришлось долго уговаривать.

И только когда Лиознова показала Татьяне фотопробы, которые ей понравились, Доронина согласилась.

Такой мы и увидели Доронину на экране. Так, о чем же история Нюры?

Про Нюру, которая не решилась на измену?

Немалая часть зрителей восприняли эту историю именно так. Но даже если следовать этой теории, я бы перефразировала так: это история о женщине, которая не решилась на любовь.

Кто-то всерьез полагает, что такая как Нюра была способна на интрижку? Да нет, конечно. Именно поэтому финал и невозможно переписать.

Остаться в Москве? Оставить законного мужа и детей? Все это не только не про Нюру. Все это про целое поколение женщин, для которых брак, порядочность, честность, долг, в конце концов, всегда стояли выше их собственных желаний, переживаний и грез о любви.

Про минуты нежданного счастья?

Да, это фильм-надежда. Фильм, который обещает, что шанс на счастье и встречу родственной души, может выпасть каждому, а вот как мы распорядимся этим шансом и своей судьбой, это уже другая история.

Про прозрение и начало новой жизни

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Подписывайтесь на канал , встретимся завтра и снова поговорим про хорошее кино ;)

Содержание

Сюжет

В Москву из далёкой рязанской деревни приезжает простоватая русская женщина (Татьяна Доронина). И первым, кто ей встречается — неожиданно интеллигентный водитель такси (Олег Ефремов). Их встреча случайна, она даже не придёт на свидание (не по своей воле — она просто не смогла открыть дверь в чужой квартире, где гостит), но даже часа, проведённого вместе, ей достаточно, чтобы по-новому взглянуть на свою жизнь, прочувствовать, как не хватает ей простого понимания и тепла…

Награды

Фильм получил первую премию на кинофестивале в Мар-дель-Плата (1969) и приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске (1970).



В ролях

    НюраСаша, водитель такси
  • Хикмат Латыпов — Дедушка СадыкГриша, муж НюрыФедосия Ивановна
  • Николай Смирнов — Дядя ЕгорНинажених Ниныпастух

Съёмочная группа

  • Художник: Быховская, Мариам Александровна.
  • Оператор: Петр Катаев.
  • Композитор: Александра Пахмутова.

Интересные факты

Технические данные

Колоризированная версия

17 марта 2011 года на DVD и Blu-Ray вышла цветная версия фильма. Она должна была быть показана по Первому каналу 23 апреля, но из-за смерти Михаила Козакова показ был перенесён на 12 июня 2011 года в 15:30.

Примечания

Ссылки

  • Фильмы по алфавиту
  • Фильмы 1967 года
  • Фильмы Татьяны Лиозновой
  • Фильмы-драмы СССР
  • Киностудия им. М. Горького
  • Экранизации литературных произведений
  • Фильмы о Москве
  • Колоризированные фильмы
  • Фильмы СССР 1967 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Три тополя на Плющихе" в других словарях:

ТРИ ТОПОЛЯ НА ПЛЮЩИХЕ — 1980 1990 е гг. Гастроном, перед которым росли три тополя (ул. Блохина, 23). < По ассоциации с названием одноименного кинофильма. В настоящее время тополя срублены … Словарь Петербуржца

Три тополя на Плющихе — Жарг. шк. Шутл. ирон. Школьная линейка. /em> По названию кинофильма. ВМН 2003, 134 … Большой словарь русских поговорок

Три тополя на Плющихе (фильм) — Три тополя на Плющихе Жанр Мелодрама Режиссёр Татьяна Лиознова Автор сценария Александр Борщаговский … Википедия

Ефремов, Олег Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ефремов. Олег Ефремов Имя при рождении: Олег Николаевич Ефремов Дата рождения … Википедия

Лиознова, Татьяна Михайловна — Татьяна Лиознова Татьяна Михайловна Лиознова … Википедия

Татьяна Доронина — Биография Татьяны Дорониной Художественный руководитель Московского Художественного Академического театра имени М. Горького (МХАТ), народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина родилась 12 сентября 1933 в Ленинграде (ныне Санкт Петербург).… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Доронина, Татьяна Васильевна — Татьяна Доронина. ДОРОНИНА Татьяна Васильевна (родилась в 1933), актриса. С 1959 в Ленинградском Большом драматическом театре, в 1966 72 и с 1983 во МХАТе имени М. Горького; с 1987 художественный руководитель сцены на Тверском бульваре (с 1989… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Пахмутова, Александра Николаевна — род. 9 ноября 1929 в Волгограде. Композитор. Нар. арт. РСФСР (1977). Окончила в 1953 Моск. конс. по кл. композиции B. Я. Шебалина, в 1956 там же аспирантуру (рук. тот же). С 1968 секретарь правления Союза композиторов СССР. Гос. премия СССР… … Большая биографическая энциклопедия

Читайте также: