Внеклассное занятие в школьном музее

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вводное примечание.

На подготовительном этапе проводилось занятие-диалог. Учителем была создана ситуация погружения учеников в социо-культурную среду школьного музея. На занятии использованы материалы, раскрывающие значимость школьного музея в селе, районе, республике. В обозначенном выше контексте личностному формированию учащихся способствовали следующие задачи занятия:

– воспитание культуры самоидентификации, осознание учащимися 5–7 классов возможностей реализации собственного образовательного потенциала, осуществление поиска своего места в обществе;

– научить сравнивать текст экскурсионной речи с похожими текстами, свёртывать словесную информацию прослушанных текстов, находить в них общее и отличительное.

Ход занятия.

На предыдущем занятии учащимся в качестве домашнего задания было предложено следующее коммуникативное упражнение №1:

Коммуникативное упражнение №1.

Обращение учителя к ученикам:

– Ребята, представьте себе, что через несколько дней мы посетим школьный музей. Напишите объявление о предстоящей экскурсии в официально-деловом стиле или запишите свой диалог с одноклассниками, родителями в разговорном стиле.

Проверка домашнего задания.

Текст объявления, составленного учащимся:

2. Экскурсия по школьному музею

3. Хакасские национальные игры.

4.09.2014. Школьное самоуправление

Текст диалога на предложенную тему с одноклассниками, составленного учащимися:

– Ты на экскурсию в школьный музей пойдёшь?

– А что там будет?

– Как? Ты не знаешь? Приедут гости из района и Республики. Мы уже целую программу приготовили. Встретим их талганом и айраном. Потом расскажем про наш музей. Пообщаемся, поиграем в национальные игры. Ты в какую игру любишь и умеешь играть?

– Хазых (кости). А ты?

– А я предпочитаю тобит (хакасские шашки)!

– Пока, встретимся в музее!

Ученики инсценировали составленные диалоги.

Для оценивания домашнего задания были выработаны критерии его оценки, отражённые в таблице № 3.4.

Критерии оценивания домашнего задания

В ходе проверки домашнего задания на уроке школьники разыграли и проанализировали речевые ситуации написанных ими текстов, ответив на вопросы: где, для кого, и с какой целью они создали диалог и объявление.

Справились с домашним заданием (получили 1балл) – 58 учащихся из 141.

Введение учащихся в социокультурное образовательное пространство школьного музея.

Слово учителя является традиционным методом обучения. Этот метод целесообразно применять на этапе знакомства с темой внеурочного занятия; при дополнении информации о музее, жанре, а также при рассмотрении вопросов, которые не смогли раскрыть ученики самостоятельно. Выраженное в подборе слов, интонациях и жестах учителя отношение к музейным экспонатам и текстах о них способствовало позитивному эмоциональному настрою учеников.

Использование на уроке видеопрезентации о работе школьного музея.

Слово учителя, обращение к учащимся:

– Где мы сегодня находимся? Что вы видите вокруг?

(Примерные ответы учеников: В школьном музее. Называют музейные экспонаты.)

– В чём необычность занятия? О чём сегодня пойдёт речь?

(Примерные ответы учеников: О школьном музее, музейных экспозициях)

– Что означает слово экологический?

– Что означает исторический? С историей какого населённого пункта связано слово исторический?

(Ответы учеников: музей связан с историей села Бельтирское).

Какие музеи вы ещё знаете? В каких музеях вы побывали?

– Вся Хакасия – это музей под открытым небом. В настоящее время музеи созданы в 25 из 26 средних и основных общеобразовательных школах Аскизского района Республики. В районе работают Хакасский республиканский музей - заповедник в селе Казановка – это государственный музей, а также муниципальные музеи: музей Улуг Хуртуях Тас, краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова.

Как известно, музеи бывают государственные, муниципальные и школьные.

– В каком музее мы находимся?

(Ответы учеников: В школьном музее)

Профиль музея – это специализация музейного собрания и деятельность музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства. В Нижне-Тёйской школе Аскизского района Республики Хакасия музей имеет этнографическое направление, есть музей боевой и трудовой славы в Вершино-Тёйской школе, историческая направленность преобладает в музеях Усть-Чульской и Болгановской школ Аскизского района Республики Хакасия. Наш школьный музей является комплексным, то есть совмещает такие профили как: этнография, экология, археология, фольклор, история.

– Ребята, а вы знаете, что такое общение?

– Нравится ли вам общаться? Когда и с кем вы общались в музее?

– Общаясь, мы попадаем в различные речевые ситуации.

– Ребята, а как называется жанр, который чаще всего звучит в музее? Когда нам рассказывают о музейных экспонатах и показывают их?

(Ответ учеников: Экскурсия).

На подготовительном этапе обучения учащимся под руководством учителя необходимо грамотно оценить коммуникацию, чтобы в дальнейшем правильно подобрать адекватные средства общения, осознать мотив речетворчества, определить цель порождения высказывания. Подготовительный этап – это этап ориентировки. Учащийся знает, о чём он будет говорить, но не знает, как он будет это делать. Первый этап речевой деятельности вначале определен социокультурным фактором, поиском своего места в обществе, а затем лингвистическим.

Выступление юного экскурсовода:

Музейная экспозиция рассказывает об образе жизни людей на территории Хакасско - Минусинской котловины с древнейших времён до начала ХХ века. Обратимся к наиболее интересным экспонатам, выполненным из камня.

Перед нами музейные предметы: жёрнов каменного тербена (ручной мельницы), каменное грузило в форме матери, прижавшей к своей груди ребёнка и каменный скребок для выделки шкур.

Каменное грузило сделано примерно в семнадцатом веке и нужно было для рыбной ловли сетью. Его форма связана с культом материнства, удачи, прибавления потомства. Подобные грузила жители сел находят по берегам реки Абакан и в настоящее время.

Каменный скребок необходим был людям в эпоху палеолита для обработки шкур животных.

Экспозиция подчёркивает значимость труда в жизни человека во все времена. Каждый из экспонатов повествует о жизни и быте людей, живших до нас.

Учитель обратился к юному экскурсоводу.

– Основная мысль заключается в том, что экспозиция подчёркивает значимость труда в жизни человека во все времена. Вы согласны со мной?

Учащиеся сравнили два текста, ответив на вопросы учителя:

– Отличаются ли предложенные тексты по форме речи?

(Да. Первый текст – устный, второй – письменный).

Учителем были дополнены ответы учеников. Тексты отличаются по жанру. Первый текст – текст экскурсии, второй текст – текст научно - популярной статьи, поэтому данные тексты отличаются друг от друга по цели и композиции (по построению).

– Ребята, тексты, рассматриваемые нами, отличаются не только по содержанию, но и по построению. Построение выступления в ораторском искусстве (искусстве речи) понимается построение, структура выступления.

Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы определить порядок, в котором излагается материал? Что нужно составить?

Ответ учащихся: план.

– Разбейте текст на смысловые части, найдите в них ключевые слова, озаглавьте части. Составьте простой план текста.

Первой группе учащихся предложено найти в толковом словаре значение слова экспериментатор, а второй группе – слова экскурсовод.

Учащимися в ходе групповой работы были составлены следующие планы двух данных выше текстов.

Сопоставление планов текстов

План отрывка из научно-популярной статьи Неонилы Ямпольской

3. Музейные предметы.

5. Каменное грузило.

6. Каменный скребок.

7. Экспозиция подчёркивает значимость труда во все времена.

8. Завершение экскурсии. Прощание.

1.В древности человек рубил дерево острым камнем.

2. Записи о действиях экспериментатора с каменным рубилом в наши дни.

Учащиеся перечисляют музейные экспонаты.

– Какие это экспонаты?

Ответы учащихся (древние, каменные, костяные, железные и т.д.).

Данная технологическая карта содержит задания на завершение предложений; определение речевой ситуации и составление в соответствии с ней подготовленного выступления перед одноклассниками; задания с информационными пробелами; задания, предоставляющие выбор решения вопроса; заполнение пробелов с выбором ответа / без вариантов (по смыслу).

Технологическая карта для работы учащихся

Где? (В музее, на раскопках)

Для чего? С какой целью?

(информировать о…, воздействовать на…)

Приветствие

Введение в экскурсию

Представление себя

2. Представься. Как тебя зовут?

3. В какой роли ты будешь выступать, если придётся вести экскурсию? В какой роли будут выступать твои одноклассники? (экскурсовода или экскурсанта)

Я буду сегодня вашим…

Вы будете моими …

Репортажное описание

4.Для создания текста выбери один музейный экспонат. Какой предмет перед нами? Частью, какой экспозиции является этот предмет? (Смотри название на стенде в музее)

Этот музейный экспонат является частью экспозиции…

5. Что представляет собой этот предмет? Как он выглядит? (Опишите музейный экспонат)

Этот предмет представляет собой…

6. Современный это предмет или древний?

Это орудие труда является…

7. Как называется это орудие труда?

8. Зачем нужно было это орудие труда?

Это орудие труда необходимо было человеку, чтобы…

Научное описание музейного экспоната

9. Каковы размеры музейного экспоната? Из чего он сделан?

Музейный экспонат … размера, выполнен (сделан) из… Его вес…граммов

10. Где, в какой музейной экспозиции располагается это орудие труда?

Он находится (располагается) в музейной экспозиции …

11. Когда и кем передан предмет на хранение в музей?

Предмет передан на хранение в музей…

12. К какой эпохе относится орудие труда? Кем использовалось?

Орудие труда относится к эпохе… Использовалось для…

13. Какое значение имеет экспонат?

Экспонат имеет важное значение для..

Как вы считаете, зачем нужен был этот камень? Как называется это орудие труда?

Это скребок. Он служил для выделки шкур, то есть для очистки шкур животных от мягких тканей.

Каменный скребок относится примерно к эпохе палеолита.

Музейный экспонат имеет важное значение для понимания всей музейной экспозиции, потому что помогает заглянуть нам в каменный век, когда жили неандертальцы.

региональных названий музейных предметов

представления в роли экскурсовода;

форм приветствия и прощания;

обращений к посетителям.

Сочетание рассказа с показом

0 баллов – выбор экспоната

1 балл – выбор экспоната

0 баллов – не употреблено;

1 балл - употреблено

1 балл за каждый указанный выше пункт.

0 баллов – не сочетает рассказ с показом;

1 балл – сочетает рассказ с показом.

Достижение коммуникативной задачи. Верно передана информация – 1 балл

Оказано воздействие на чувства и мысли экскурсантов – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 8.

Работа с коммуникативными заданиями по определённым критериям позволила задать деятельности учащихся последовательность, помогла отслеживать достигнутые ими результаты.

Памятка для учащихся

Исследовать музейный экспонат. Для этого выдвинуть собственное предположение о его назначении. Найти подтверждение или опровержение выдвинутого предположения в научных источниках. Проверить по толковому словарю значение непонятных слов.

Выбрать приветствие, уместное в данной речевой ситуации.

Представиться в качестве экскурсовода.

Объявить тему экскурсии.

Описать музейный экспонат. (Где он находится? В какой экспозиции представлен? Цвет, размер и др.)

Предоставить экскурсантам известные сведения об экспонате музея (время создания, кем и когда передан в музей и др.)

Сделать вывод о том, какое значение имеет экспонат.

Выбрать форму прощания, уместную в данной речевой ситуации.

В ходе общения учителя и учащихся было выяснено, что ученики желают принять участие с выступлениями о менгирах в днях тюркской письменности и культуры, которые проводятся ежегодно в Аскизском районе Республики Хакасия.

Домашнее задание, предполагающее групповую работу: Подготовить видеопрезентацию о памятниках культуры, менгирах, расположенных вблизи села Бельтирское. К видеоряду подобрать музыку, отражающую ваше художественное и эстетическое восприятие менгиров и наскальных изображений на них, переживания и осмысление проблемы их сохранения.

t1604330509aa.jpg

Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста умению воспринимать предметный мир культуры, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру, способности бережно относиться к культурному наследию, воспитание эстетических и нравственных идеалов, патриотизма и музейной культуры, сотрудничество с семьями детей.

Задачи игры:

повышение мотивации к познавательной деятельности;

активизация интереса воспитанников к отечественной и местной истории, истории семьи;

формирования навыка поиска необходимого ответа при смысловом восприятии полученной информации об экспонате музея;

развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы: знакомство с историко-культурной средой школьного музея;

создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства между школой и семьёй;

формирование у молодого поколения представления об историческом времени и пространстве;

формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, музейным ценностям;

развитие творческих и коммуникативных способностей детей, проведение полезного досуга детей с родными.

Место проведения игры: школьный историко-краеведческий музей.

Форма занятия: музейно-педагогические занятие в форме экскурсии-игры.

Участники : воспитанники ГДО, обучающиеся 1-4 классов, родители, бабушки и дедушки детей.

Педагогические приемы и методы:

- проектно-исследовательская: п роектно-исследовательская технология является ведущей и результативной в работе нашего школьного музея. Она заставляет ребят мыслить, учит анализировать, работать с дополнительным материалом, учит работать в команде, что непосредственно готовит детей к взрослой жизни и способствует развитию метапредметных компетенций учащихся. Учащиеся сами планируют свой путь поиска, учатся работать с различными источниками, исследуют проблему, создают непосредственно творческий проект, используя полученные данные, приводят необходимые аргументы в доказательство своей точки зрения;

-игровая технология: соревновательный момент и погружение в историю организовано в форме игры;

- технология критического мышления;

- эвристический метод работы;

- технология сотрудничества и коллективно-творческого дела.

Формы и способы организации деятельности на занятии: групповая работа в команде, работа в паре с родителями.

Ход мероприятия

- Приветствие гостей музея. Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и невежественным? Предлагаем вашему вниманию универсальные правила поведения в музее, соблюдать которые уместно в любом храме искусства, которые изложил С.Михалков:

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет,
Любую вещь, любой предмет,
Здесь сохранит народ.

- Какие правила поведения в музее можете добавить вы? Повторение правил поведения в музее: (перед походом в музей необходимо выключить звук телефона, вести себя скромно, культурно, не трогать экспонаты руками, слушать, стоять полукругом, не мешать экскурсоводу, не трогать ограждения, делать фото с разрешения).

- Зачем создают музеи?

- Как вы думаете, что будет храниться в музеях чрез 40-50 лет?

- А сейчас что храниться в музеях?

Участникам мероприятия отправляются на экскурсию по основной экспозиции музея, где ребята отвечают на вопросы интеллектуальной викторины, по описанию находят музейные экспонаты, отгадывают загадки и раскрывают секреты музея. В работе детям помогает Совет мудрецов, в который входят родители.

- Сейчас я прошу вас вместе со своими родителями пройти по музею, рассмотреть внимательно все экспозиции и предметы в музее. Потому что затем мы будем играть с вами в игру. Я буду загадывать вам предмет, описывая его, а ваша задача отгадать его, найти в музее и показать. Кто отгадывает, тот получает жетон за правильный ответ.

В жюри – Совет мудрых ( родители, бабушки, дедушки) можно обратиться за помощью и разъяснениям появившихся вопросов по ходу игры.

Вопросы-задания для экскурсии-игры:

t1604330509ac.jpg

1 ) Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой создания и мудростью, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в нем, никогда не отсыреет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат. В одних хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. В них хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко, наливали мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло, И так научились мастера донышки ему подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.
С ними ходили в лес по ягоды - за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой, черникой. Так было раньше, в наше время они перешли в разряд сувениров, хотя и не утратили своего прежнего назначения (туес берестяной)

t1604330509ad.jpg

2) Сосуд для сыпучих или твердых продуктов из дерева. Людей, которые их делали, называли бондари. У них одно дно. Изготовить его опытному мастеру не составляет особого труда. Соединенные вместе и стянутые обручами деревянные боковики образуют основу изделия. Обручей два: один сверху, другой - снизу. В них держали зерно и муку, а в погребе — различные соления и квашения. (Бочонок деревянный выдолбленный с железными обручами)

t1604330509ae.jpg

3 ) Это изделие состоит из деревянного обода и спиц. Снаружи окованы металлической полосой (шиной). Использовали для передвижения телег, тачек. Сейчас используют другие железные. (колесо деревянное)

4) Глиняный сосуд для молока, а также другой жидкости – кваса, домашнего пива, простокваши. Из глины делали, потому что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига. По свидетельству археологов была известна ещё 11 веков назад. Она однотонная - от светло-кремового, до красно-коричневого и почти черного цвета. Имеет зауженное горлышко (крынка, кувшин)

5) Иногда их шили своими руками для своих детей, так же ка и эту.

В древности им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. С одной можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения.

Готовую укладывали в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что она оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Многие передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

Девочки-подростки делали таких себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу.

Делали их из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек, а также использовали и природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д. (кукла тряпичная)

6 ) бытовой предмет, которые использовали сельские жители до начала 20 века, особенно женщины для расчесывания (волос, шерсти, волокна, пряжи) и прядения. делали из дерева, украшали с особой изобретательностью. Дарили, передавали по наследству (гребень деревянный)

7) приспособление для прядения — палка или доска, часто укрепленные в подставке (донце), на которую привязывают пряжу (кудель) — символ женского начала и оберег от нечистой силы. Гребень (льночесалка) применялся для чесания трёпаного льна и конопли, а также вымытой шерсти (Прялка деревянная)

!! В полной методической разработке представлен полный перечень, разработанных для игры заданий. Основная тематика вопросов-заданий: предметы быта семьи XIX и XXвв.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

(полученные задания выполняются совместно с родителями)

(Задание зависит от возрастной группы присутствующей на игре)

Группа дошкольного образования

Вылепить из пластилина тот, предмет который вам больше всего понравился, запомнился. Подготовить небольшой рассказ о нем.

(заранее заготовлены иллюстрации-шаблоны: танки, самолеты. Солнце, деревья, голуби, вечный огонь и т.д.)

(Обучающимся заранее сообщается о необходимости прийти с блокнотами) Задание: придумать вопрос-загадку о предмете в музее.

t1604330509ab.jpg

Полученные результаты:

- расширение и углубление знаний по истории семейного быта и формирование духовных ценностей в поликультурной среде у подрастающего поколения;

- развитие у учащихся навыков самостоятельной поисковой научно-исследовательской работы, приобретение учащимися новых компетенций;

- прививание первоначальных навыков проектной, экскурсионной и оформительской работы.

- проведение на базе музея мероприятия, тематического занятия с использованием экспонатов музея.

- сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;

- проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с историей семьи, семейных ценностей и традиций;

- расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, является связующей нитью между школой и семьей.

- Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе

Автор: Бякова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ Коляновская СОШ Ивановского муниципального района Ивановской области.

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов в школьном краеведческом музее на тему: Загадки русской избы

Цель: Формирование краеведческих знаний на материале музейной практики. Создание условий для развития личности путём включения её в интерактивную деятельность на базе школьного музея.

Задачи:

1) Образовательная: знакомство обучающихся с устройством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью;

2) Развивающая: развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта;

3) Воспитательная: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение.

Подготовительная работа:

1) Подбор загадок,

2) Подготовка помощников-экскурсоводов из учащихся среднего звена,

3) Подготовка чтецов,

4) Покупка призов,

5) Музыкальное сопровождение.

План занятия:

1. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности в школьном музее.

2. Поэтическая страница.

3. Конкурсная программа с включением динамических пауз.

4. Подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.

5. Рефлексия-впечатление от инсценированной песни.

Ход занятия:

1. Особенностью этого занятия является форма его проведения – конкурсная программа, составленная из русских загадок. Знания о крестьянском быте, сельскохозяйственном труде, предметах обихода ребята получают, находя ответы на загадки о соответствующих предметах. Педагогу помогают старшие экскурсоводы – они указывают на предмет, после того как школьники отгадали загадку, комментируют его назначение, правильное употребление, при необходимости демонстрируя способ действия.

Группа ребят должна быть не более 12 человек, чтобы каждый получил возможность проявить себя, взять в руки музейный экспонат. Школьник может задать вопрос непосредственно по ходу программы, уточнить материал или способ изготовления конкретного предмета.

Инструктаж по технике безопасности проводится в том случае, если занятие проходит непосредственно в школьном краеведческом музее.

2. Вступительное слово педагога о том, как будет проходить занятие. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал предназначен для учащихся начальной школы, среднего звена. Учителям начальной школы и классным руководителям можно использовать материал для проведения внеклассных мероприятий.
Цель Формирование представления о музее, как хранителе культурных ценностей.
Задачи Показать роль музеев в нашей жизни.
На конкретных примерах раскрыть необходимость культурной преемственности через посещение музеев.
Закрепить практические знания о правилах поведения в музее.
Развивать способность учащихся управлять своей познавательной деятельностью.
Воспитывать нравственную культуру,доброжелательность, внимание к людям.
Углубить изучение учебной программы.




Позднее к нему стали добавлять астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовали в обучении.
3 Хранитель
В ранней период Ренессанса Лоренцо де Медичи в Италии во Флоренции дал указания по созданию Сада Скульптур.



Во Франции самый известный музей- дворец Лувр. Как музей был открыт в 1793 году.Состоит он из 7 отделений.



1 Хранитель
Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году)Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться)



Музеям — процветания!
Пусть множатся собрания.
Храните, изучайте,
Нас, грешных, просвещайте.
Все есть в музеях мира:
Изделия из Тира,
Скульптура, мебель, марки,
Недр и морей подарки,
Шедевры и уроды,
История народов,
Картины и монеты,
Доспехи и кларнеты.

Все не осмыслить разом,
Буксует бедный разум,
Но мы придем в музеи,
На это поглазеем.
2 Хранитель
Музейное дело в России прошло те же этапы развития, что и в Европе, и также начиналось с частного собирательства и коллекционирования.
В 1494 г. в Москве по инициативе Ивана III возводится здание Оружейной палаты. Поначалу в Оружейной палате хранили и ремонтировали парадные княжеские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. Уже тогда здесь трудились замечательные мастера: оружейники, чеканщики, граверы, мастера по изготовлению эмали, филиграни, приглашавшиеся не только из Москвы и ее окрестностей, но и из Новгорода, Пскова, Владимира, а также приглашались иностранцы.


3 Хранитель
Появление музеев (в современном понимании этого слова) связано с эпохой Петра I.
Всегда народ реликвии берег,
Сокровища от глаз чужих стерег
В церквях, соборах и монастырях,
А сам о них знал только на словах.

Но Петр Первый строго повелел,
Чтоб русский люд сокровища узрел,
И в Петербурге был открыт музей
На обозренье всех простых людей.

Тот век сменился не одним уж веком,
Но все, что создавалось человеком,
Хранят теперь в музеях всей страны
Ценители древнейшей старины.

Они сосредоточенны и строги,
В лабораториях, архивах, словно боги,
А с публикой приветливы, умны,
Нам открывая тайны старины.




1 Хранитель
По примеру известных европейских собраний создаются дворцовые коллекции живописи, графики, прикладного искусства. Коллекции рассматривались как важные элементы системы воспитания: считалось, что занятие искусством или даже простое созерцание его высоких образцов развивает интеллект, волю, формирует добрые нравы.
Самое крупное собрание, появившееся во 2-й половине XVIII в. – Эрмитаж. Идея его принадлежала Екатерине II, желавшей создать коллекцию из лучших образцов западноевропейской живописи.




Музей Эрмитаж.
2 Хранитель
Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства.
Мир волшебной красоты
Открывают нам музеи.
Побывал сегодня ты
В Третьяковской галерее.
Ты теперь совсем большой.
Понимаешь мысли, чувства.
Я желаю всей душой.
Чтобы ты любил искусство.



"Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: ". я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников".



Физминутка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Учитель
Ребята, а какие музеи существуют у нас в Самаре? (ответы детей)
Сейчас мы познакомимся с самыми популярными музеями в Самаре.
В музее бархатный уют
И мрамор полосатый.
В музее тапочки дают,
А стулья - экспонаты!
На них сидеть уже нельзя
И мимо тапочки скользят.
Начнет рассказ Самарский областной историко-краеведческий музей. Это крупнейший городской музей, основанный Петром Алабиным. Это и старейший краеведческий музей во всем Поволжье, между прочим. Основан он в 1886 году.




В начале прошлого века в Самаре, в доме домовладельца и отчима А.Бострома, жила семья писателя Алексея Толстого. Сегодня в этом усадьбе находится музей Алексея Николаевича Толстого. Здесь представлены личные вещи писателя и вещи, принадлежавшие членам его семьи.









1 Хранитель
А знаете ли вы, ребята, какие правила поведения нужно соблюдать в музее? (ответы детей)
Подведем итог:



2 Хранитель
Отгадайте загадку, что это?
Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в. (музей)
Рефлексия.Заключительная часть
Учитель
Где мы сегодня побывали?
Что вам особенно запомнилось?
Для чего же нужно посещать музеи?
3 Хранитель
Хорошо, что есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Ты в музей пришёл не просто гостем,
Память сердца здесь ты оживи.
Может, станет хоть немного проще
Нам понять сегодняшние дни.
Прикоснись к чужой судьбе и жизни,
Подвигам отцов ты поклонись.
Так же научись служить Отчизне,
Чтоб прожить достойно свою жизнь!
Пусть в музей тропа не зарастает,
Пусть мужает наша детвора,
Пусть быстрее каждый осознает:
Завтра вырастает из вчера.

Читайте также: