Влияние школ на происхождение близорукости написал

Обновлено: 02.07.2024

Ссылка для цитирования

С исторической точки зрения, широкое распространение близорукости совпадает с появлением массовых школ. По оценкам исследователей этого вопроса, за последние полтора века число близоруких людей в мире стало больше примерно в 10 раз. Распространенность миопии в разных странах и в разные годы, по оценкам различных авторов, широко варьирует. По современным данным, распространенность миопии среди выпускников российских школ достигает до 26–30%, среди выпускников гимназий и лицеев – до 50–52%; в то время как среди первоклассников она составляет 1,0–8,6 % (Нероев, 2000; Петухов, Медведев, 2005; Сидоренко, 2006, и др.). При увеличении числа случаев возникновения близорукости в мировой статистике в целом, среди учеников российских школ увеличение числа близоруких детей и подростков не особо значительно: так, Ф. Ф. Эрисман в 1870 г. среди гимназистов выявил 30,2% близоруких, среди выпускников гимназий – 48%, М. Н. Рейх в 1882 г. – соответственно 36% и 53% (Ананин, 1996). Наибольший процент близоруких выпускников школ отмечен в Японии – до 80–90% (Morgan et al., 2012). Соотношение близоруких мужчин и женщин меняется в зависимости от социальных условий: в позапрошлом веке, когда образование было привилегией мужчин, близорукость также была присуща именно им. В современных школах, по данным плановых медицинских обследований, среди близоруких учащихся чаще преобладают девочки и девушки (что обычно обосновывают большей старательностью их в учебе). Исключением являются специализированные учебные заведения, где именно юноши ориентированы на специфические достижения (Петухов, Медведев, 2005; Sood, Sood, 2012). Отмечается прямая статистическая связь близорукости с учебной нагрузкой и учебной успешностью (Morgan, Rose, 2013).

В индивидуальном развитии формирование миопии также связано с обучением в школе. До поступления в школу близорукость, а также снижение физиологической дальнозоркости, относительно мало распространены. При этом наибольшая распространенность близорукости (слабой степени) выявляется у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения – т. е. это уже не врожденная или дошкольная, а фактически школьная форма близорукости (Грес, 1972; Петухов, Медведев, 2005; Хухрина, 1970). Как частота, так и степень этого нарушения зрения неуклонно возрастают за время обучения.

При близорукости, вне зависимости от ее степени, отмечается нелинейная связь морфологических изменений в глазу и остроты зрения (Гафурова, 1999), а также нелинейная связь того и другого с эффективностью коррекции очками или линзами и успешностью лечения, мер по стабилизации (Кузнецова, 2004). Существует довольно много гипотез, призванных объяснить возникновение близорукости; в настоящее время все чаще рассматривают совокупное действие многих факторов.

Гипотеза о наследовании близорукости была сформулирована достаточно давно, в настоящее время существует ряд генетических моделей близорукости и выявлены геныкандидаты (Garoufalis et al., 2005; Hysi et al., 2014; Mutti et al., 2007). При этом частота прямого, доминантного наследования близорукости (с сохранением основных характеристик строения глаза одного из родителей) оценивается лишь для нескольких процентов случаев, преимущественно миопии высокой степени, начинающей развиваться рано. Множество исследований посвящено выявлению генетической основы именно миопии высокой степени (Hewitt et al., 2007; Paluru et al., 2004; Scavello et al., 2004; Scavello et al., 2005; Zhou et al., 2005 и др.). В остальных случаях приобретенной близорукости гены имеют невысокую пенетрантность и проявляются только при воздействии внешних факторов (Morgan, Rosen, 2005).

С физиологической точки зрения воздействие внешних факторов, рассматривают в нескольких аспектах. Во-первых, выделяют специфические факторы, связанные с выполнением зрительной функции. В первую очередь, это длительная работа глаз на близком расстоянии, являющаяся не физиологичной (Аветисов, 1999).

Также рассматривают характеристики зрительной среды в целом, описывая, прежде всего, городскую среду часто как неблагоприятную для работы зрения. Утверждается, что свойства неблагоприятных (или агрессивных) зрительных сред приводят к сбоям в работе зрительного анализатора, впоследствии закрепляющимся. Рассматриваются как макросреды, например, в целом городская среда (Филин, 2001), так и микросреды, например, характер изображения на современных электронных приборах и т. д. (Кочина, Яворский, 2013).

Во-вторых, близорукий глаз рассматривается как больной орган в больном организме. Различные болезни, гиподинамия, недостаток определенных веществ и т.д. приводят к ослаблению организма в целом, а вместе с ним – и функций зрения. В ряде исследований показано, что миопия сопутствует многим другим заболеваниям и иммунным нарушениям, хотя есть отдельные работы, в которых такой связи не обнаружено. В соответствии с этим подходом основной причиной близорукости признается ослабление соединительной ткани наружной оболочки глаза – склеры, часто миопию также связывают с сосудистой недостаточностью (Аветисов, 1999; Ананин, 1996; Кузнецова, 2004).

Показано, что риск развития близорукости у детей отрицательно связан с количеством времени, проведенном на свежем воздухе, но не связан с продолжительностью времени пребывания за уроками или смотрения телевизора. Выдвинуто предположение, что фактором профилактики развития близорукости выступает солнечный свет, стимулирующий выработку дофамина. Модель проверялась в экспериментах на животных, получены некоторые доказательства в ее пользу, однако в целом результаты довольно противоречивы (French et al., 2013; Rose et al., 2008). В то же время, в свободных прогулках на улице могут быть и другие влияющие факторы: движение, изменение визуальной среды, свободное (вне школьных рамок, правил) общение со сверстниками.

Все описанные выше подходы рассматривают зрительные нарушения как патологию. Есть точка зрения, что слабая близорукость является физиологической нормой, адаптацией органа зрения к условиям работы вблизи (Волков, 1988). Однако, во-первых, пригодна для хорошего зрения вблизи близорукость в 2–2,5 диоптрии, но редко она остается такой: напряжение, приближение к книгам, экранам при попытках лучше рассмотреть приводит к ее дальнейшему прогрессированию. Во-вторых, любой здоровый глаз вблизи также видит лучше, чем близорукий, а миопия часто имеет осложнения (например, астигматизм или дегенеративные процессы). Тем не менее, данная теория вносит существенный вклад в формирование интегральной точки зрения на происхождение миопии, добавляя к идее недостаточности для выполнения определенных функций идею попытки адаптации, будь она удачна или нет.

В существенно меньшем числе работ рассматриваются теории развития миопии, в которых делаются попытки связать психическую реальность человека, его поведение и физиологические механизмы развития близорукости.

Здесь важно подчеркнуть следующее.

В. А. Филин пишет о том, что неблагоприятная визуальная городская среда препятствует нормальным саккадическим движениям глаз, взгляд становится неподвижным, тогда как пребывание в большинстве естественных природных ландшафтов, где глаза постоянно переключаются между элементами среды, целительно. Он также связывает напряженное состояние психики со зрительным неблагополучием (Филин, 2001).

Во всех этих случаях динамическая концентрация зрительного внимания на внешних стимулах противопоставлена погружению во внутренние представления, связанные с проблемными задачами.

Родственные механизмы расстройств зрительного восприятия описываются в рамках гештальт-подхода (в котором, собственно, была установлена глубинная связь организации зрительного восприятия и мышления).

Селекция нужных, полезных для выживания сигналов и выбраковывание ненужных, неполезных для выживания, фоновых – задача, встающая перед каждым живым организмом. Жизнь в группе с множеством контактов подразумевает фильтрацию коммуникативных сигналов; жизнь в человеческом социуме, со многими системами ценностей, установок, правил поведения, требует особых механизмов отбора информации, которые могут быть связаны и с изменением работы чувствительных анализаторов.

В комплексном исследовании, проведенном З. Ф. Гафуровой и др., исследовались психофизиологические и психологические аспекты близорукости у школьников (выборку составляли ученики разного возраста со слабой и средней степенью близорукости). Авторы рассматривали зрительный анализатор как целостный и указывали, что в снижении или нормальном функционировании зрения, помимо изменений в самом глазу, играет важную роль способ обработки информации в мозге, тесно связанный с другими особенностями психического функционирования.

Результаты использования метода вызванных потенциалов позволили сделать вывод о повышении роли блока программирования и контроля деятельности при снижении функционирования блока приема, переработки и хранения информации у близоруких людей. Анализ рисунков близоруких детей и подростков показал сходные тенденции: снижение у группы со зрительными нарушениями техники оформления, степени соответствия замыслам; при этом отмечалась большая проработанность самих замыслов. Также для близоруких участников исследования описано снижение скорости освоения сенсомоторных навыков и точности выполнения заданий – т. е. более медленное сенсомоторное научение. Исследователи предполагают в обоих случаях, что лучшее развитие контролирующего блока является компенсацией недостаточности исполнительного (в первом случае – восприятия, во втором – моторного) (Гафурова, 1999). Здесь сложно анализировать причинно-следственные связи, поскольку в выборке были также учащиеся с достаточно длительными и относительно выраженными нарушениями зрения, однако снижение функций восприятия внешних стимулов и реакции на них и усиление внутренних процессов согласуется с феноменами, описанными другими авторами.

Группа близоруких школьников отличалась по реакции на стресс: в предэкзаменационной ситуации у них меньше изменялась ситуативная тревожность, чем у школьников с нормальным зрением, а кроме того, для них не обнаруживалась связь между личностной и ситуативной тревожностью, высокозначимой в контрольной группе. То есть в ситуации стресса и низко-, и высокотревожные могли отреагировать слабо, средне или сильно. Авторами выдвинуто предположение о том, что близорукость является способом модификации, ограничения тревожности – по сути, психологическим защитным механизмом (Гафурова, 1999). В то же время, это может быть проявлением перцептивной защиты на уровне самовосприятия (уровень своей тревожности близорукие школьники отслеживают с искажениями), аналогично перцептивным защитам в социальных взаимодействиях, – сходно с феноменами искажения образа себя, описанными нами для старших подростков со школьной прогрессирующей миопией слабой степени (Дорошева, Риппинен, 2007а).

С использованием социометрической методики также было показано, что младшие школьники с ранними нарушениями зрения имеют более низкую адекватность социальной перцепции, чем их ровесники без нарушений зрения (Дорошева, Риппинен, 2007б).

Фёдор Фёдорович Эрисма́н (настоящее имя — Фридрих Гульдрейх, нем. Friedrich Huldreich Erismann ; 24 ноября 1842 ( 18421124 ) , Гонтеншвиль, кантон Аргау, Швейцария — 13 ноября 1915, Цюрих) — русско-швейцарский врач-гигиенист; создатель основополагающих принципов общественной гигиены и социально-гигиенического направления медицины, пионер гигиены в России.

Содержание

Начало научной деятельности

Деятельность в России

Последние годы

В 1896 году за защиту студентов, арестованных во время студенческих волнений, был уволен из университета и уехал в Цюрих, где с 1901 года заведовал санитарной частью городского управления. Был активным сотрудником Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где является автором ряда статей.

Память

  • Бюст Эрисмана (1937, скульптор Шевкунов [3] ) установлен в Москве перед зданием построенного им в Москве гигиенического корпуса медицинского факультета Императорского Московского университета (ныне там располагается медико-профилактический факультет ПМГМУ). Перед зданием корпуса растет посаженный им дуб, а неподалёку расположено здание учреждённой им гигиенической лаборатории, которое сейчас занято административно-хозяйственной частью ПМГМУ.
  • В Петербурге его именем была названа больница.
  • В Цюрихе именем Эрисмана названы улица и построенный при его консультативной помощи рабочий квартал.
  • В Днепропетровске на Аллее выдающихся ученых Днепропетровской медицинской академии установлен памятник Ф. Ф. Эрисману.

Всего более поражало в нём то, что он из швейцарца превратился в русского, искренне полюбил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей.


Фридрих Гульдрейх Эрисман – швейцарец по происхождению, считал Россию своей второй родиной, он родился в Гонтеншвиле в 1842г. Окончил медицинский факультет в университете Цюриха, стал окулистом. Вступил в Социал-демократическую партию Швейцарии.

Увлекаясь гигиеной и социальными проблемами, провёл исследования подвалов и ночлежек Петербурга.

Участвовал в русско-турецкой войне, занимаясь дезинфекционными работами.

oldpages_fferistman4

Ф.Ф. Эрисману принадлежит (вместе с врачами Е.М. Дементьевым, А.В. Погожевым, Е.А. Осиповым) масштабное исследование фабрик и заводов Московской губернии (всего 1000) по заказу Московского земства.

С 1882г. Ф.Ф. Эрисман возглавлял кафедру научной гигиены в Московском университете, где в 1883г. получил степень доктора медицины за заслуги в области общественной гигиены. Ф.Ф. Эрисман активно занимался общественной деятельностью. Руководил санитарной станцией для исследования пищевых продуктов. Был санитарным врачом в Московском и Богородском уездах. Среди учеников Ф.Ф. Эрисмана наиболее известны Г.В. Хлопин, В.А. Виноградов — Волжинский.

После выступления в защиту студентов во время студенческих волнений, был вынужден уехать из России в Швейцарию, где в городском управлении заведовал санитарной частью.

В работе представлены данные о первых исследованиях по медицине труда Фёдора Фёдоровича Эрисмана, годах его трудовой деятельности в качестве врача-офтальмолога и первых гигиенических исследованиях. Учёный внёс вклад не только в разработку и создание школьной мебели, систему городской канализации и выявление причин повышенной сырости жилищных помещений, но и постоянно анализировал развитие гигиенической науки за рубежом и в нашей стране. Именно эти начальные работы и заложили прочный фундамент медицины труда в России.

Ключевые слова: Медицина труда, гигиена труда, профессиональные болезни, история медицины.

Shigan E.E.

MD, FSBSI “Research Institute of Occupational Health”

FIRST STUDIES BY F.F. ERISMANN IN OCCUPATIONAL HEALTH IN RUSSIA

Abstract

The paper presents the first study on occupational health Friedrich Erismann, the years of his work as an ophthalmologist and the first studies of hygiene. A scientist has made a contribution not only to the development and creation of school furniture, urban sewerage system and the identification of the causes of the increased dampness of housing facilities, but also constantly analyzing the development of sanitary science abroad and in our country. These initial work and laid a solid foundation of occupational health in Russia.

Keywords: Occupational Health, Occupational Diseases, Occupational Hygiene, History of Medicine.

Роль и значимость деятельности Фёдора Фёдоровича Эрисмана в развитии отечественной гигиенической науки сложно не оценить. Но к серьёзным и главным в своей жизни исследованиям и трудам он подошёл не сразу. В начале своей трудовой деятельности в России Ф.Ф. Эрисман занимался практической деятельностью – работал частным офтальмологом, но быстро понял, что не может ограничивать свою профессиональную жизнь рамками только практики врача. Его интересовало что-то более масштабное, и он приступил к различным исследованиям. Начал Фёдор Фёдорович с обследования учащихся средних учебных заведений.

Следующие несколько лет Фёдор Фёдорович провел в Петербурге, это было время расцвета его писательской деятельности. Обладающий крепкими знаниями в области гигиены, он начинает публиковаться в периодической печати как популяризатор научного направления.

К началу 80-х годов XIX века Федор Федорович Эрисман уже был уже автором большого количества работ по гигиене, но остро чувствовал нехватку знаний в этой области. Принимая и понимая ясно необходимость в более детальном освоении химии, физиологии, а также ознакомиться со всей новой литературой и послушать лекции у ведущих мастеров науки по гигиене, ученый снова возвращается в Цюрих. Зимой 1872-1873 гг. он посещал в местном университете необходимые для себя лекции. А весной 1873 он переехал в Мюнхен для прохождения учёбы по общей гигиене у крупнейшего немецкого гигиениста Макса Петтенкофера. В конце 1874 г. Ф.Ф. Эрисман возвращается в Россию уже всесторонне обученным учёным-гигиенистом.

Именно этот ранний путь становления Ф.Ф. Эрисмана как учёного, исследователя и организатора позволили ему в дальнейшем приступить к фундаментальным работам по цлому пласту гигиенической науки – медицине труда.

Читайте также: