Пара гнедых краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

В начале повести показана переезжающая деревня: мужики, бедные и богатые, собрались на главной и единственной улице деревни и наблюдали переезд кулаков в бедняцкие дома, а бедняков — в

Повесть раскрывает трагичность происходящего, а ведь это было только начало: за переселением последовали

Интересна фигура полусумасшедшего старца Санко, который цитированием Евангелия создает атмосферу Апокалипсиса, предчувствия чего-то ужасного. Речь героев отличается живостью: это настоящая крестьянская лексика, с пословицами, колоритная, очень колкая какая-то, одним словом, яркая, выразительная. Повесть заканчивается документальным подтверждением описанных событий.

Автор приводит цифры жертв коллективизации, которые дают нам понять масштабы трагедии. Эта повесть должна послужить нам серьезным предупреждением, тем более сейчас, когда наша страна стоит перед выбором, какой строй, какая общественная формация будет способствовать ее процветанию.

Мои воспоминания начались с лета 1929 года. На тот момент я достиг возраста 5 лет и отчетливо запомнил уже не куски событий, а целый сплошной их поток. Первого пескаря, черные бани изб, запах хлеба и разговоры мужиков о коммунии.

Этим летом село переселялось. Горы нехитрого скарба переезжали из бедной избы в богатую и наоборот. За всем зорко наблюдали мужики и обсуждали перевозимое, завидуя цинковому корыту или двум самоварам соседа.

Мой отец был причиной этого переезда. Руководствуясь коммунистическими постановлениями, он следил за соблюдением провозглашенной справедливости.

Ехавший мимо бедняк Мирон тоже завидовал владельцу лошадей. Какого же было его удивление, когда Коробов просто отдал ему гнедую пару! Отец лишь недовольно цедил, что Мирон променял свою бедняцкую честь на коней.

Мирон за бесценок скупал инструменты и листовое железо с крыши дома Коробова у пролетария Вани Акули, который вырученные деньги тут же пропил.

Отец грозил Мирону попаданием под статью о раскулачивании, но тому было все равно. Пару раз он выезжал на конях по селу. А потом отца перевели в соседний район. Вскоре гнедую пару отдали в колхозные конюшни. О судьбе самого Мирона ничего известно не было.

Да и вряд ли неумелое управление имуществом может привести к чему-то хорошему.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тендряков. Все произведения

Пара гнедых. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Действие разворачивается в период окончания войны. Советская армия захватила город, и вдруг начался налет фашистских истребителей. Иван Волок бежал за сержантом, но не догнал. И тут перед ним возникли два фашиста. Иван одного пристрелил, а второй сбежал.

Мальчику привезли в подарок из Москвы маленький перочинный нож. Ножик имел красивую костяную ручку и два лезвия. Ножичек оказался бесценным сокровищем. Им легко можно было срезать ореховую палку

Правитель Рима бы помолвлен с дочерью императора Византии Романа. Вместо Романа трон занял жестокий диктатор, изгнавший из страны сына Романа. В это самое время

Автор обращается к статистике. За несколько лет было выселено на необжитые земли, на голодную смерть, более миллиона двухсот тысяч человек, крестьянских семей (кулаков).

Сюжет

Летом 1929 года 5-летний Володька Тенков, сын коммуниста Федора Васильевича, видел организованный отцом переезд бедняков в дома кулаков. Ваня Акуля новый дом сразу пропил. Дом и прекрасная пара гнедых коней зажиточного земледельца Антона Коробова перешли бедняку Мирону Богаткину. Хотел он зажить, как человек, но коней увели в колхоз. По статистике более миллиона человек сослали в те годы на голодную смерть.

Отзыв

Рассказ о репрессиях советской власти против крестьянства, кормильцев России. Справедливость понималась как равенство бедных. Крепких хозяев и личных хозяйств быть не должно. Тенков чужак в селе, ему легко вершить судьбы незнакомых людей. Коробов раздал все, но и тогда для Тенкова он идейный враг. Пара гнедых – символ любви, заботы, красоты, символ уникальности, а не уравниловки.

Рассказ учит помнить уроки истории, жить и трудиться по совести, ценить человеческую жизнь, быть честным, справедливым, отзывчивым, сострадательным, благодарным. Учит признавать свои ошибки, отвечать за свои поступки.

1929 год. Год надежды и начинающихся репрессий. В России идет коллективизация. В нашей деревне тоже. В теплый летний день навстречу друг другу едут телеги со скарбом. Бедняки переезжают в дом богачей, а богачи в дом бедняков. Группа крестьян обсуждает имущество переезжающих. Особая зависть: цинковое корыто Мирона. В деревне ведется борьба за справедливость. Так считает мой отец.

Особенно выделялся воз, который везли две гнедые: хрупкие и сильные, красивые лоснившиеся лошади. Когда по улице кони бежали, казалось, что это единое звериное существо. Моя любовь к ним была безмерна.

Хозяина коней Антона Ильича Коробова любили в деревне все, кроме взрослых людей. С ним опасались связываться. Мирон уже перевез свое нехитрое имущество в новый дом, но крашеные полы жгли ему пятки. А еще он хотел коней, таких как у Антона Ильича, хотел вырваться из бедняцкой среды.

В дом Коробова переселился самый бедный в деревне крестьянин Акуля со своими немытыми и нечесаными детьми. Вещей у него было так мало, что они без повозки перенесли свои пожитки в новый дом. Через три дня после переселения, Коробов отдал, не торгуясь, своих лошадей Мирону. Расставание с лошадьми было тяжелым для него, для Мирона радостным приобретением.

Антон Ильич пришел попрощаться к отцу. Коробов не стал заселяться в новое жилище, решил просто уехать. И еще Коробов написал бумагу, что отказывается от своего имущества в пользу трудового народа. Их разговор прерывает пьяный Акуля, который за копейки продал железо с крыши Мирону. Акуля кичится своей бедностью и представляет себя гегемоном революции. Отцу стыдно за него, но он ничего не может сделать.

Мирон активно борется со своей бедностью. Антон Ильич предупреждает, что грядет ликвидация и гнедых коней заберут. Новый собственник гнедых обещает убить всех, кто прикоснется к его лошадям.

Отца переводят на работу в другой район. Позже он узнает, что красавцы гнедые и старая лошадь соседа оказались все же в одной общественной конюшни.

Рассказ учит тому, что коллективизация сделала несчастными многих крестьян в России.

Читать краткое содержание Тендряков - Пара гнедых. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Тендряков - Пара гнедых

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В своем романе Жан-Жак Руссо досконально описывает идеал воспитания нового человека. Стоит сказать, роман пользовался существенной популярностью и в его времена и после, многие идеи использовались на практике в разных странах.

Молодой парень ночью вытаскивает из лужи пьяную женщину. Он провожает ее домой и попадает в полуподвальную комнату. В комнате темнота, вонь и грязь.

Это произведение в жанре фантастики. В нем описана история горе - изобретателей, которые создали чудодейственную пищу. Эта еда преобразовывала все живые организмы.

Чехов Антон Павлович – один из самых великих русских писателей. Его произведения стали классикой мировой литературы, а пьесы, которые он написал, ставят в театрах многих стран. Большинство его книг экранизированы

Стояла летняя пора. Мужчина и женщина переселяются в Сибирь, но в пути они погибают от тифа, оставляя круглой сиротой своего сына Семку. Он остается совсем один, никому не нужный ребенок, его замучила тоска по друзьям

Описываемые события происходят летом 1929 года. Повествователю в это время было 5 лет, он утверждает, что с этого времени помнил уже хорошо все, что было вокруг.

По деревенской улице, по пыльной дороге, в летнюю жару тянутся возы, на которых крестьяне перевозят весь свой скарб. Многие просто стоят в стороне и наблюдают за переезжающими или обсуждают чужое добро. Так же в стороне, но отдельно от остальных стоит отец повествователя, который и затеял в селе этот переезд: бедные перебираются в избы богатых, а богатые должны переехать в полуразвалившиеся бедняцкие лачуги. Отец прошел гражданскую войну, на его шее след от осколка. А теперь партия направила его в это село устанавливать справедливость. Мальчик уверен, что его отец делает правильное и благое дело, о справедливости он говорит ребенку и дома.

Бедняк Мирон Богаткин едет занимать добротный дом Демьяна Пыхтунова, а Демьян переезжает в Мирошкину развалюху. Старик Санко Овин громко произносит евангельские слова о блаженных. Мужики задумываются о том, к божескому ли равенству ведет их партия, и задают этот вопрос Федору Васильевичу, отцу мальчика. Тот отвечает, что столетиями религия обманывала народ, а нынешняя власть не просто говорит, но делает, устанавливает это равенство.

Все обращают внимание на воз, который везет по дороге пара гнедых. Таких красивых, породистых, быстрых, легких коней нет ни у кого в селе, они являются предметом всеобщей зависти. Их хозяин кулак Антон Коробов. Он идет рядом, одет не по-деревенски: в белой рубахе, начищенных до блеска высоких сапогах, в шляпе. Он останавливает коней на дороге, подходит к Федору Васильевичу, начинает разговор о том, справедливо ли все происходящее в данный момент.

В это время рядом останавливается с Мирон Богаткин пустым возом и говорит, что ему непривычно обустраиваться в новом кулацком доме, где даже полы крашеные, он не привык по таким ходить. Он сетует, что, если бы у него была лошадь, он бы свое хозяйство и сам поднял, не пришлось бы чужой дом занимать. Антон Коробов, издеваясь над ним, говорит, что если он все силы вложит в хозяйство и разбогатеет, то станет кулаком, врагом для новой власти. Антон утверждает, что прямо сейчас готов стать пролетарием, потому что советская власть, которая отняла у него дом, завтра может отнять коней, а потом и жизнь. Сейчас выгоднее быть бедняком. Мирон предлагает Антону отдать ему коней. Антон готов согласиться, но не уверен, примет ли Мирон такой подарок. Все окружающие не верят в возможность такой сделки. Федор Васильевич отговаривает Мирона принимать коней, аргументируя это тем, что с такими конями и самого Мирона, вчерашнего бедняка, власть может посчитать кулаком и подвергнуть репрессиям. Но Мирон утверждает, что ему надоело жить в нищете. Коробов дает Мирону время еще подумать и уезжает.

По селу пылит шествие семьи Вани Акули. Самая нищая семья, много детей, все очень бедно одеты. Они даже живут не в доме, а в бане. А сейчас они перебираются в дом Антона Коробова. Ваня рад такому переселению, идет, крича революционные стихи и лозунги.

Антон Коробов поехал на станцию. Пропадал где-то три дня, потом вернулся с пустым возом и сразу поехал к Мирону отдавать лошадей. Мальчишки подсматривают сквозь щели в заборе, что и как будет происходить, но ничего интересного им увидеть не удается. Антон заметно нервничает, передавая коней новому хозяину, просит обращаться с ними бережно и никогда не бить. Мирон суетливо и неумело, очень радуясь подарку, заводит коней в конюшню. Коробов говорит Мирону, что коней, конечно, советская власть скоро отберет.

Федор Васильевич и все село понимают, что Мирон играет с огнем.

После переселения вечерами в селе происходит неразбериха: возвращающаяся из стада скотина по привычке заходит в те дворы, где раньше жили хозяева. Бабы перегоняют коров из одного двора в другой. Сельчане жалуются Федору Васильевичу, что в лавке нет керосина, мыла и спичек.

Ваня Акуля снова ходит по селу пьяным и радуется, что нет никого беднее его: он продал железо с крыши коробовского дома. Железо купил Мирон Богаткин. Антон Коробов, присутствующий тут же, посмеивается, что его дом пропал.

Федор Васильевич начинает понимать, что есть какие-то просчеты и ошибки в политике партии относительно раскулачивания. Он надолго задумывается и нервничает. Мальчику-повествователю мучительно жаль отца в такие минуты.

Когда Мирон снимает купленное железо с крыши коробовского дома, Федор Васильевич пытается его убедить, что быть богатым, зажиточным сейчас опасно. Он может подвергнуться раскулачиванию. Но Мирон ничего не боится и говорит, что убьет того, кто попытается отнять у него коней.

Антон Коробов исчез из села. Ваня Акуля перебрался из дома с протекающей крышей снова в баню. Отцу мальчика не довелось узнать, что стало с Мироном: Федора Васильевича перевели в другой район. Шла коллективизация.

В конце автор приводит статистические данные о количестве семей, пострадавших от коллективизации.

Пара гнедых. Читательский дневник

Советуем почитать

Молодая девушка Агния сообщает своей матери, вдове купца Дарье Федосеевне, что познакомилась с приказчиком Ахова, которого зовут Ипполит.

Люди задаются вопросом о смысле жизни. Ответ этот и простой, и сложный одновременно. Человек ставит перед собой цель, идёт к ней, вкладывает силы в достижение. Заполучив желаемое, не останавливается

Чего только не увидишь в зимнем лесу, надо только присмотреться. Внимательный человек, по записям, оставленным на снегу на кустах, на деревьях, может прочитать целую историю. Птицы звери, каждый записывает свою строку, в большую лесную книгу.

Данное произведение известного автора тонко передает настроения того времени. Разные слои общества в то время активно противопоставляли себя друг другу. Россия того времени жила совсем по другим правилам

Читайте также: