Вирши кариона истомина краткое содержание

Обновлено: 16.06.2024

Одним из образованнейших людей последней четверти XVII века заслуженно является Карион Истомин - известный деятель русского просвещения, талантливый педагог, поэт и переводчик, последователь педагогических идей Яна Амоса Коменского.

Карион Истомин родился в древнем Курске, вероятно в 1650 году, в семье подьячего. Благодаря родственным связям с Сильвестром Медведевым он получил образование. Учился в Спасской школе у С. Медведева в Москве, где преподавание вел знаменитый Симеон Полоцкий, и в Славяно-греко-латинской академии у братьев Лихудов. Карион Истомин свободно владел латинским и греческим языками, был знатоком риторики и пиитики. С 1672 по 1701 годы К. Истомин работал на Печатном дворе справщиком (редактором), а с 1698 года смотрителем - (начальником) Печатного двора. Кроме того, в 80-90-х годах Истомин преподавал греческий язык в Типографской школе при Печатном дворе.

Поэтическое творчество Карион Истомин начал в 1681 году приветственными панегирическими стихами царевне Софье. Прославляя "пречестну деву добросианну", поэт говорил о значении мудрости в управлении государством н жизни людей.

Истомин оставил большое поэтическое наследие в самых различных жанрах, главным образом, в панегирическом и приветственных стихотворениях. Так же, как и Симеон Полоцкий, Карион Истомин использовал поэзию в качестве важного средства борьбы за просвещение и образование. В 1682 году он обращается к царевне Софье со стихотворным сборником, в котором просит ее основать в Москве учебное заведение для преподавания свободных наук: педагогических , исторических и дидактических. В своей книге "Вразумление" он наставлял "мудрости" 11-летнего царя Петра I: "Учися ныне, прилежно учися. В младости твоей царь мудр просветися" По своему содержанию " стихотворения Кариона Истомина весьма разнообразны. Среди них мы встретим и акафисты, эпитации, и целые богословские трактаты, и наставления о воспитании детей, как его "Домострой", и панегирики, связанные с различными событиями придворной жизни, составляющие подчас целые книги. Стихами написана Истоминым хорошо иллюстрированная книга "Полис" - стихотворная энциклопедия, содержащая характеристику двенадцати различных наук, времен года и стран света.

В петровскую эпоху издавалось значительное количество учебной литературы. Выдающейся по своему значению книгой является "Букварь" Кариона Истомина. Он вышел в Москве в 1694 году. Автор впервые создал иллюстрированный букварь. Составленный по принципу наглядности и занимательности, "Букварь" Кариона Истомина далеко опережал все подобные руководства не только своего времени, но и XVIII века. Гравюры для "Букваря" были. сделаны выдающимся русским гравером Леонтием Буниным. Первоначально "Букварь" был составлен в 1692 году для сына Петра I царевича Алексея. В отличие от авторов предыдущих букварей Истомин считал, что надо учиться читать не только церковные книги, но и "гражданские обычаи и дела правные". "Букварь" предназначался не только для обучения мальчиков, но и девочек. Каждой букве "Букваря" отведен лист, ей посвящено занимательное стихотворение, содержащее слова, начинающиеся с этой буквы. Часть страницы заполнена изображением предметов, названия которых начинаются с этой буквы (того же принципа придерживаются и современные буквари). Карион Истомин использовал "азбучный материал" для пропаганды просвещения.

Другое педагогическое произведение Кариона Истомина "Малая грамматика" не было окончено. Грамматика составлена доступной формой изложения и снабжена обилием примеров на грамматические правила. Карион Истомин писал языком простым и очищенным от "глубокословной славенщины".

Карион Истомин - монах Московского Чудова монастыря. " Малый букварь" - самый замечательный учебник 16-18 вв. , резко нарушивший предыдущие традиции, начиная с большого формата и кончая педагогическим приемом обучения. Каждая буква занимает отдельную страницу. Во главе буквенного ряда стоит человек, поза которого напоминает начертание буквы. Затем идут великолепные образцы написания буквы в разных стилях. от вязи до скорописи и не только по-славянски, но и по-гречески, по-латыни, и даже по-польски. Рисунки растений и животных гармонично сочетаются со следующими ниже виршами, включающими названия изображений, что составляет яркое зрительное впечатление и у детей, и у взрослых.

Карион Истомин - монах Московского Чудова монастыря. " Малый букварь" - самый замечательный учебник 16-18 вв. , резко нарушивший предыдущие традиции, начиная с большого формата и кончая педагогическим приемом обучения. Каждая буква занимает отдельную страницу. Во главе буквенного ряда стоит человек, поза которого напоминает начертание буквы. Затем идут великолепные образцы написания буквы в разных стилях. от вязи до скорописи и не только по-славянски, но и по-гречески, по-латыни, и даже по-польски. Рисунки растений и животных гармонично сочетаются со следующими ниже виршами, включающими названия изображений, что составляет яркое зрительное впечатление и у детей, и у взрослых.

Карион Истомин - монах Московского Чудова монастыря. " Малый букварь" - самый замечательный учебник 16-18 вв. , резко нарушивший предыдущие традиции, начиная с большого формата и кончая педагогическим приемом обучения. Каждая буква занимает отдельную страницу. Во главе буквенного ряда стоит человек, поза которого напоминает начертание буквы. Затем идут великолепные образцы написания буквы в разных стилях. от вязи до скорописи и не только по-славянски, но и по-гречески, по-латыни, и даже по-польски. Рисунки растений и животных гармонично сочетаются со следующими ниже виршами, включающими названия изображений, что составляет яркое зрительное впечатление и у детей, и у взрослых.

Карион Истомин - монах Московского Чудова монастыря. " Малый букварь" - самый замечательный учебник 16-18 вв. , резко нарушивший предыдущие традиции, начиная с большого формата и кончая педагогическим приемом обучения. Каждая буква занимает отдельную страницу. Во главе буквенного ряда стоит человек, поза которого напоминает начертание буквы. Затем идут великолепные образцы написания буквы в разных стилях. от вязи до скорописи и не только по-славянски, но и по-гречески, по-латыни, и даже по-польски. Рисунки растений и животных гармонично сочетаются со следующими ниже виршами, включающими названия изображений, что составляет яркое зрительное впечатление и у детей, и у взрослых.

" Малый букварь" - самый замечательный учебник 16-18 вв. , резко нарушивший предыдущие традиции, начиная с большого формата и кончая педагогическим приемом обучения. Каждая буква занимает отдельную страницу. Во главе буквенного ряда стоит человек, поза которого напоминает начертание буквы. Затем идут великолепные образцы написания буквы в разных стилях. от вязи до скорописи и не только по-славянски, но и по-гречески, по-латыни, и даже по-польски. Рисунки растений и животных гармонично сочетаются со следующими ниже виршами, включающими названия изображений, что составляет яркое зрительное впечатление и у детей, и у взрослых.

Личность Кариона Истомина замечательна в том отношении, что он был одним из даровитых людей своего времени, подготовивших эпоху преобразований Петра I своим стремлением и заботами о просвещении. Пусть в виршах Кариона мы не видим поэтического таланта: – он шел по стопам Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, решив сделаться придворным стихотворцем. Нельзя назвать его вполне самостоятельным и оригинальным и в области проповеднической, хотя здесь выгодно отличает его от ближайших предшественников простота плана. Для нас важно то, что он не затворился в своей келье от жизни, ратовал за просвещение и настаивал на необходимости ввести в России свободную и совершенную науку (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, обор. л. 12). Карион Истомин не ограничился одними пожеланиями, но и своим трудом послужил делу просвещения, сколько мог, издав буквари и сделав попытку изложения правил орфографии в Малой грамматике, если только она ему принадлежит. Характерно для букварей Кариона Истомина то, что в них есть некоторое осуществление принципа наглядности с целию облегчить усвоение грамоты учащемуся юношеству и что они одинаково предназначены для мальчиков и для девочек. Карион Истомин видимо признавал необходимость более гуманных воспитательных приемов, чем те, которые употреблялись в его время: для родителей, не желающих „давать ран“ своим детям, он рекомендовал в качестве воспитательного средства вместо „ударений“ – поклоны. Но при всех своих симпатиях к просвещению и прогрессу, Карион Истомин крепко держался за традиции православной церкви. В его сочинениях нравственно-религиозный элемент все-таки преобладает над общественно-практическим, который он старался примирить и совместить с первым. В Полисе Карион Истомин пытался охватить всю современную ему науку, как духовную, так и светскую. Конечно, ученость его была далеко не глубокая и характер имела чисто компилятивный, а по разнообразию тем, на которые писал Карион, его можно назвать энциклопедистом своего времени. Как в представителе переходной эпохи, в нем нет резко обозначенных черт: не был он бойцом и видным вожаком какой-либо партии. Мы видели, что некоторое влияние имел на него Сильвестр Медведев; но, с другой стороны, он учился и у братьев Лихудов. Так как Карион не принадлежал ни к партии „западников“, ни к партии „восточников“, то это дало повод г. Брайловскому отнести его к числу „пестрых“. Навсегда останется памятною удивительная любовь к просвещению этого „пестрого“ чудовского иеромонаха, личного секретаря последних двух всероссийских патриархов, труженика печатного дела, педагога и писателя Кариона Истомина.

Такой именно характер увещания носит послание к нашему Кариону Каменевича-Рвовского, о котором см. А. А. Титова, Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву, вып. II, (Москва 1892), стр. 239 (№ 451, л. 171) и которое напечатано там же в приложон. на стр. 40–52 под интересным заглавием: „Книга, глаголемая Божий град. от смиренного иеродиакона Тимофея московского к падшему брату нашему, иеродиакону же, Кариону. в лето 7189, марта 18“.

С. И. Бранловский в своем сочинении (Один из пестрых XVII столетия, стр. 89) утверждает, что Карион Истомин 17 января 1697 г. был избрав архимандритом Симонова монастыря, признавая Кариона Истомина за одно лицо с Карионом Заблонским. Но о необходимости отличать Кариона Истомина от других одноименных ему монахов, живших в то же время, см. ниже статьи: „Карион Заблонский, архимандрит Симонова монастыря“ и „Карион, архимандрит калужского Лаврентиева монастыря“.

О книгах, напечатанных во время службы Кариона Истомина на печатном дворе, см. Брайловский, стр. 39–59.

Полный перечень сочинений Кариона в хронологическом порядке см. у Брайловского, стр. XXXI-XXXVII [но в б-ке Чудова монастыря имеются еще неизвестные в библиографии сочинения Кариона Истомина].

Цифра, заключенная в скобах, показывает неправильный (вследствие недосмотра) счет листов в самой рукописи.

Собственно букварь написан в 1692 г.; но подлинник не сохранился, а дошла копия 1693 г. (Хранится в Библ. Моск. Гл. Архива Мин. Иностр. Дел, № 248/249).

Одно из этих изданий 1694 г. воспроизведено в конце прошлого века под следующим заглавием: Д. Ровинский. Букварь, изготовленный монахом Карионом Истоминым, для обучения царевича Алексея Петровича, в 1692 г. Гравирован Леонтием Буниным. Спб., 1891. Ц. 10 р. [Но есть издание 1692 года: 40 листов Букваря и 3 листа предисловия, гравировал Леонтий Бунин в Москве в 1692 году с своих рисунков. Большая редкость!].

С. Брайловский еще приписывает Кариону Истомину „Малую грамматику“ в Импер. Эрмит. № 89), снабженную авторскою подписью „иеромонах Карион Заулонский“ (или Заболонский; последнее слово написано неразборчиво), – считая, что Карион Истомин и Карион Заулонский одно лицо (Один из пестрых XVII стол., стр. 4, 300 и др.). С. Долгов же, различая этих двух Карионов (Отчет о 37-м присуждении наград гр. Уварова, стр. 236–237), конечно, сомневается в принадлежности Малой грамматики Кариону Истомину (ibid., стр. 253).

В Сборн. Чуд. мон. № 291, л. 41–42 помещен еще взятый Карионом Истоминым с белорусской рукописи и исправленный им перевод сочинения блаж. Августина „о видении Бога“; но в сочинениях блаж. Августина нет соответствующего переведенному Карионом Истоминым.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

  • Букварь славянороссiйскихъ писменъ уставныхъ и скорописныхъ, греческихъ же латинскихъ и польскихъ. : Со образованми вещей и со нраво-учительными стихами. Iеромонахъ счини се Карiонъ. Лѣто . 1694 мца марта, в царствующемъ градѣ Москвѣ. - Б.м., б.г. - 44 л. с илл.; 42 см.; — Скан; — скан в РГБ.; — Скан; — скан в РГБ
  • Служба и житие Иоанна Воина. - 4-е изд. - Москва : Синодальная тип., март 1737. - 66 л. : 1 ил.; 4°.
  • Служба и житие Иоанна Воина. - 5-е изд. - Москва : Синодальная тип., февраль 1750. - 1-66 = 66 л.; 8°.
  • Служба и житие Иоанна Воина. - 6-е изд. - Москва : Синодальная тип., июнь 1762. - 1-66 = 66 л.; 8°.; — скан в РГБ

Переводы и позднейшие редакции произведений этого автора могут являться объектами авторских прав соответствующих лиц согласно статье 1260 ГК РФ.

Читайте также: