Виноградова н ф контроль и оценка в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся младших классов являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.

Оценивание состоит из двух процессов :

сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами);

соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок). Критерии оценивания создаются вместе с учащимися, что помогает формировать самооценку у детей.

Опираясь на принципы начальной школы, постараемся сформулировать правила деятельности учителя в системе оценивания:

— обязательное обсуждение с учащимися критериев оценивания работ;

— постепенно выстроенный переход от безотметочного оценивания к оцениванию в пятибалльной системе;

— осуществление перехода от безотметочного оценивания к балльному не одновременно для всех, а по мере индивидуального понимания учащимися предыдущего этапа оценивания;

— обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ребенка;

- оценивание только работы ученика, а не его самого;

обсуждение успехов (неуспехов) учащегося исключительно при индивидуальной беседе с родителями, а не на родительском собрании.

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Система проверки и оценивания учебной деятельности младших школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:

– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;

– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

– мотивация учащегося на успех, избавление его от страхов перед оцениванием, создание комфортной обстановки, забота о сохранении психологического здоровья младших школьников.
Приемы самооценки и самоконтроля:

1) Словесные приемы

а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

– Что ты узнал на уроке?

– За что можешь похвалить себя?

– Над чем еще надо поработать?

– Какие задания вызвали интерес?

– Какие задания оказались трудными?

– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?

В конце 4-го класса эти работы просматриваются учениками, из них отбираются лучшие, формируются выводы, какие предметы удавались лучше, а какие – хуже. Также определяются цели обучения для следующего, 5-го, класса.

4) Анализ работы за четверть, за год, за определенный период обучения

В 3-4-х классах в конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:

– Что удалось в этой четверти?

– По каким предметам результаты получились лучше?

– Что не получилось? В чем причина?

– Какую цель поставишь в следующей четверти?

В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:

– Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?

– Над чем еще необходимо поработать?

– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?

– Какую цель поставишь на следующий учебный год?

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников используются следующие формы:

Если ученик доволен собой, у него все получалось, то он рисует улы­бающееся лицо.

Если ученику на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то он рисует спокойное лицо.

Если учащемуся на уроке было сложно, многое не получалось, то он рисует соответственно грустное лицо.

1.jpg

2-300x110.jpg

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

— позволяет любому ученику увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

— удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

— помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

3.jpg

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ученику правильно оценить свои возможности и результаты.

7. Листы индивидуальных достижений

Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач, поставленных на начальном этапе обучения. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.

1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, № 15, 2006.

2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

3. Ларина А.Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: мет. пос. – Калининград: КОИРО, 2011.

5. Свиридова О.И. «Форма организации учебной деятельности в начальной школе.

Цель пособия – проверка и оценка способности выпускников начальной школы внимательно читать тексты и анализировать их, что является необходимым условием успешного обучения в основной и старшей школе. . Подробнее

Данное пособие предназначено для организации текущего контроля учащихся 3—4 классов общеобразовательной школы. Задания разного типа, предложенные в рабочей тетради, помогут проверить сформированность . Подробнее

Учебное пособие предназначено для организации текущего и итогового контроля для учащихся 4 класса общеобразовательной школы. Задания разного типа проверяют не только сформированность предметных знаний. Подробнее

Цель пособия – проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные знания и умения для решения разнообразных учебных задач.Проверочные работы, представленные в пособии, помо. Подробнее

В пособие включены основные типы заданий для оценки сформированности метапредметных результатов освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования.Пособие предназнач. Подробнее

Окружающий мир. Рабочая тетрадь для проверки знаний. 1 класс

Пособие предназначено для проведения самостоятельных работ учащихся 1-го класса общеобразовательной начальной школы по п.

Учебное пособие предназначено для организации тематического и итогового контроля учащихся 3—4 классов общеобразовательно.

В пособие включены основные типы заданий для оценки сформированности метапредметных результатов освоения школьниками осн.

Литературное чтение. Итоговые проверочные работы. 4 класс

Цель пособия – проверка и оценка способности выпускников начальной школы внимательно читать тексты и анализировать их, ч.

Литературное чтение. Рабочая тетрадь для проверки знаний. 3-4 классы

Данное пособие предназначено для организации текущего контроля учащихся 3—4 классов общеобразовательной школы. Задания р.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь для проверки знаний. 4 класс

Учебное пособие предназначено для организации текущего и итогового контроля для учащихся 4 класса общеобразовательной шк.

Русский язык. Итоговые проверочные работы. 4 класс

Цель пособия – проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные знания и умения для решени.

Математика. Умножение и деление в пределах 100. Рабочая тетрадь для проверки знаний. 2-3 классы

Учебное пособие предназначено для организации тематического и итогового контроля учащихся 2—3 классов общеобразовательно.

Учебное пособие предназначено для организации тематического и итогового контроля учащихся 2—3 классов общеобразовательно.

Русский язык. Обучение грамоте. Звуки и буквы. Рабочая тетрадь для проверки знаний. 1 класс

Учебное пособие предназначено для организации тематического контроля учащихся 1-го класса общеобразовательной школы по п.

Учебное пособие предназначено для организации тематического контроля учащихся 1-го класса общеобразовательной школы по п.

❺ Наша начальная школа/подготовка к школе ❺ запись закреплена

❗

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Методическое письмо МОиН РФ
"Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" № 1561/14-15 от 19.11.98 г.

Анна Суркова


Анна Суркова

Читайте также: