Виноградова н ф контроль и оценка в начальной школе
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся младших классов являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.
Оценивание состоит из двух процессов :
сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами);
соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок). Критерии оценивания создаются вместе с учащимися, что помогает формировать самооценку у детей.
Опираясь на принципы начальной школы, постараемся сформулировать правила деятельности учителя в системе оценивания:
— обязательное обсуждение с учащимися критериев оценивания работ;
— постепенно выстроенный переход от безотметочного оценивания к оцениванию в пятибалльной системе;
— осуществление перехода от безотметочного оценивания к балльному не одновременно для всех, а по мере индивидуального понимания учащимися предыдущего этапа оценивания;
— обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ребенка;
- оценивание только работы ученика, а не его самого;
обсуждение успехов (неуспехов) учащегося исключительно при индивидуальной беседе с родителями, а не на родительском собрании.
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Система проверки и оценивания учебной деятельности младших школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:
– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;
– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивация учащегося на успех, избавление его от страхов перед оцениванием, создание комфортной обстановки, забота о сохранении психологического здоровья младших школьников.
Приемы самооценки и самоконтроля:
1) Словесные приемы
а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:
– Что ты узнал на уроке?
– За что можешь похвалить себя?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания вызвали интерес?
– Какие задания оказались трудными?
– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?
В конце 4-го класса эти работы просматриваются учениками, из них отбираются лучшие, формируются выводы, какие предметы удавались лучше, а какие – хуже. Также определяются цели обучения для следующего, 5-го, класса.
4) Анализ работы за четверть, за год, за определенный период обучения
В 3-4-х классах в конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:
– Что удалось в этой четверти?
– По каким предметам результаты получились лучше?
– Что не получилось? В чем причина?
– Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:
– Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?
– Над чем еще необходимо поработать?
– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
– Какую цель поставишь на следующий учебный год?
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников используются следующие формы:
Если ученик доволен собой, у него все получалось, то он рисует улыбающееся лицо.
Если ученику на уроке было временами непросто, не все получалось, то он рисует спокойное лицо.
Если учащемуся на уроке было сложно, многое не получалось, то он рисует соответственно грустное лицо.
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
— позволяет любому ученику увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
— удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
— помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Вот как можно оценить письменную работу:
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ученику правильно оценить свои возможности и результаты.
7. Листы индивидуальных достижений
Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач, поставленных на начальном этапе обучения. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.
1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, № 15, 2006.
2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
3. Ларина А.Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: мет. пос. – Калининград: КОИРО, 2011.
5. Свиридова О.И. «Форма организации учебной деятельности в начальной школе.
Цель пособия – проверка и оценка способности выпускников начальной школы внимательно читать тексты и анализировать их, что является необходимым условием успешного обучения в основной и старшей школе. . Подробнее
Данное пособие предназначено для организации текущего контроля учащихся 3—4 классов общеобразовательной школы. Задания разного типа, предложенные в рабочей тетради, помогут проверить сформированность . Подробнее
Учебное пособие предназначено для организации текущего и итогового контроля для учащихся 4 класса общеобразовательной школы. Задания разного типа проверяют не только сформированность предметных знаний. Подробнее
Цель пособия – проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные знания и умения для решения разнообразных учебных задач.Проверочные работы, представленные в пособии, помо. Подробнее
В пособие включены основные типы заданий для оценки сформированности метапредметных результатов освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования.Пособие предназнач. Подробнее
Пособие предназначено для проведения самостоятельных работ учащихся 1-го класса общеобразовательной начальной школы по п.
Учебное пособие предназначено для организации тематического и итогового контроля учащихся 3—4 классов общеобразовательно.
В пособие включены основные типы заданий для оценки сформированности метапредметных результатов освоения школьниками осн.
Цель пособия – проверка и оценка способности выпускников начальной школы внимательно читать тексты и анализировать их, ч.
Данное пособие предназначено для организации текущего контроля учащихся 3—4 классов общеобразовательной школы. Задания р.
Учебное пособие предназначено для организации текущего и итогового контроля для учащихся 4 класса общеобразовательной шк.
Цель пособия – проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные знания и умения для решени.
Учебное пособие предназначено для организации тематического и итогового контроля учащихся 2—3 классов общеобразовательно.
Учебное пособие предназначено для организации тематического и итогового контроля учащихся 2—3 классов общеобразовательно.
Учебное пособие предназначено для организации тематического контроля учащихся 1-го класса общеобразовательной школы по п.
Учебное пособие предназначено для организации тематического контроля учащихся 1-го класса общеобразовательной школы по п.
❺ Наша начальная школа/подготовка к школе ❺ запись закреплена
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
Методическое письмо МОиН РФ
"Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" № 1561/14-15 от 19.11.98 г.
Анна Суркова
Читайте также:
- Никто не любит крокодила краткое содержание
- Необходимость и эффективность потенциального применения инновационного менеджмента в школе
- Яблоня из картона своими руками декорация для детского сада
- Богомолов момент истины краткое содержание
- Техническое и методическое оснащение базы практики в целом и кабинета в школе