Необходимость и эффективность потенциального применения инновационного менеджмента в школе

Обновлено: 05.07.2024

На протяжении последнего времени конкурентная и экономическая роль образования стремительно возрастает, и в начале XXI века она стала определяющей в отношении дальнейших перспектив развития человечества. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства является как бы важнейшим генератором главного ресурса человечества, поскольку именно оно формирует новый качественный состав населения различных стран, в том числе Республики Казахстан. Образование часть всего общества как целого, и это их нерасторжимое единство необходимым образом должно учитываться при решении проблем управления и развития, как самого общества, так и его отдельного фрагмента, каким является образование.

Содержимое разработки

Оспанова А.У. (г.Кызылорда, школа-гимназия №9 им.Н.Ильясова)

На протяжении последнего времени конкурентная и экономическая роль образования стремительно возрастает, и в начале XXI века она стала определяющей в отношении дальнейших перспектив развития человечества. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства является как бы важнейшим генератором главного ресурса человечества, поскольку именно оно формирует новый качественный состав населения различных стран, в том числе Республики Казахстан . Образование часть всего общества как целого, и это их нерасторжимое единство необходимым образом должно учитываться при решении проблем управления и развития, как самого общества, так и его отдельного фрагмента, каким является образование.

For the last time, competitive and economic role of education is increasing rapidly, and the beginning of XXI century it became decisive in the further prospects of development of mankind. Education as purposeful process of education and upbringing of the person in the interests of the individual, society, the state is a major generator of the main resources of mankind, because it creates a new qualitative composition of the population of various countries, including the Republic of Kazakhstan. Education within society as a whole, and this is their indissoluble unity as required should be considered when addressing the management and development of the society and its separate fragment, which is education.

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

Новых образовательных технологий - технологических инноваций.

Новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций.

Новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций.

Новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

В основе современного образования - технологические инновации, современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Важной особенностью менеджмента современного образования является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и студентов, в экономических механизмах, и даже в теории и методологии современного образования.

Новые механизмы управления направлены на то, чтобы использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования, освоение технологических инноваций содействовало:

- резкому росту числа потребителей образовательных продуктов и услуг,

- увеличению предложения продуктов и услуг в сфере образования в ходе развития новых форм обучения, неформального образования,

- развитию конкуренции между различными учебными заведениями, всеми, кто предлагает образовательные продукты и услуги, их борьбе за потребителя.

Управление инновациями в технологической основе образования только в том случае ведет к повышению эффективности и качества обучения, когда оно согласовано и взаимосвязано с управлением педагогическими, организационными и экономическими инновациями в сфере образования.

Разработка и распространение технологических инноваций, применение в образовательном процессе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий является ведущим фактором развития инновационного учебного процесса. Постоянное совершенствование новых информационных технологий стимулирует и ускоряет нововведения в сфере образования. В основе инновационного менеджмента технологической основы образовательного процесса - решение проблемы выбора технологий из широкого спектра возможностей.

В качестве основных типов технологий, которые используются в инновационном образовании в настоящее время, можно выделить следующие:

Аудио- и видеокассеты, видеодиски

Радио и телевидение

Компьютерные обучающие программы

Телеконференции (аудио-конференции, аудио-графические, видео- конференции, компьютерные конференции)

В условиях быстрого расширения множества технологий инновационного обучения, стремительного развития инструментальных средств важной задачей управления технологической составляющей инновационного образования является мониторинг развития образовательных технологии , т.е. сбор и актуализация информации о создании и использовании технологий инновационного обр азования.

Инновационно-технологический менеджмент в сфере образования предполагает не только управление технологическими, организационными и экономическими инновациями, но и менеджмент педагогических инноваций, то есть управление процессом разработки и распространения новых педагогических технологий, новых методов, приемов, методик преподавательской деятельности.

Технологические инновации приводят к существенному расширению множества педагогических методов и приемов, которые существенно влияют на характер преподавательской деятельности, тем самым оказывая воздействие в целом на развитие педагогической подсистемы.

Использование новых технологий в учебном процессе приводит к тому, что развиваются:

новые педагогические методы и приемы,

новая образовательная среда,

новый стиль работы преподавателей,

структурные изменения в педагогической системе.

Это ставит специфические задачи по организации и управлению педагогическим процессом.

Эффективность образования, базирующегося на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях, существенно зависит от степени распространения организационных инноваций.

Традиционным способом организации основанного на НИТ образования является такой, при котором программы или отдельные курсы обучения посредством современных компьютерных и телекоммуникационных технологий проводятся в рамках обычных учебных заведений - в школах, колледжах, университетах или центрах обучения, которые основную учебную работу ведут в традиционных учебных аудиториях. Преподаватели этих учебных заведений в последние годы все чаще используют в своей работе новые информационные технологии, порой с помощью современных телекоммуникаций присоединяя удаленных обучающихся к своим аудиторным занятиям. В этом случае использование компьютеров и телекоммуникаций в основном связано с деятельностью отдельных преподавателей.

На сегодняшний день часто организационная структура и политика в традиционных учебных образованиях тормозит распространение организационных инноваций. Негибкость организации образования в традиционных университетах приводит к тому, что информационные технологии используются порой в обучении очень слабо. Это не позволяет преподавателям оценить ни преимущества, ни проблемы компьютерного обучения. Опросы мнений преподавателей показывают, что те из них, кто ощущает наибольшие преимущества новых технологий обучения, те испытывают и больше всего проблем; и наоборот, те, кто не почувствовал выгод новых форм образования, не ощущают и их трудностей.

Отсутствие в высших учебных заведениях соответствующей организационной политики, направленной на поддержку введения в образовательный процесс новых информационных технологий, проведение ad hoc (от лат. ad hoc — специально, применимо только для этого) политики в отношении информатизации образования приводит к тому, что культура использования компьютерных и коммуникационных технологий в этих заведениях оказывается очень низкой.

В таких случаях преподаватели часто утверждают, что их курсы не могут быть улучшены методами компьютерного обучения. Очень часто преподавателю, решившему использовать компьютер в учебном процессе, приходится действовать безо всякой институциональной поддержки. Преподаватель должен полностью самостоятельно выбрать инструментальное средство, разработать обучающую программу, обеспечить ее внедрение в учебный процесс, при этом практически безо всякой помощи решать проблемы обеспечения обучения необходимыми техническими и технологическими средствами, борясь с инерцией организационной системы традиционного университетского образования.

Сегодня становится довольно ясным, что организационная структура и политика в учебных заведениях является важнейшим фактором развития образовательной системы. Ключевой задачей является превратить этот фактор из тормоза на пути информатизации образования в ее катализатор. Решение этой задачи предполагает разработку и освоение организационных инноваций в сфере образования. Становление, развитие инновационного образовательного процесса выдвигает новые задачи перед менеджерами образования и администраторами учебного процесса.

Необходимо наладить и поддерживать адекватные связи между технологиями, содержанием обучения, разработкой курсов, их доставкой, развитием среды обучения и другими компонентами образовательного процесса. Администраторы учебных заведений должны обеспечить соответствие задач, решаемых различными компонентами образовательной системы, скоординировать совместную деятельность для решения всего комплекса задач.

Оценка образовательных потребностей обучаемых и ориентация всего учебного процесса на наиболее полное удовлетворение этих потребностей - важнейшая задача управления образованием, основанным на НИТ. Менеджеры учебных заведений должны сопоставлять различные технологии с точки зрения их соответствия учебным целям и задачам, обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса.

Повышение эффективности образования, основанного на новых технологиях, связано с совершенствованием организации среды обучения. Если традиционное обучение проходит в классических учебных аудиториях, то базирующееся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях обучение происходит не только в специально оборудованных классах, комнатах для проведения телеконференций или учебных центрах, но и на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. В работах по дистанционному образованию описываются случаи обучения в условиях путешествий, а также военных действий, на подводных лодках, маяках и даже в тюрьмах.

Естественно, что обучение в среде, не приспособленной специально для образовательных целей, ставит сложные задачи перед организаторами образования. Они должны помочь обучаемым развить необходимые навыки для эффективного обучения на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. Менеджеры должны обеспечить связь между проектированием учебных курсов и конкретной средой их использования. Очень важно связать содержание обучения с его средой таким образом, чтобы учебная среда стала не отвлекающим, а вспомогательным фактором процесса обучения.

Новые задачи перед менеджерами образования встают и в связи с развитием рыночных механизмов в сфере образования. Среди факторов развития рынка в сфере образования существенное место занимает развитие новых технологий. Выделяются причины содействия технологических инноваций развитию рынка в сфере образования. В наибольшей степени рыночные отношения развиваются в такой области, как дистанционное образование.

Развитие искусственных средств коммуникации на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает большие возможности для развития взаимодействия между участниками учебного процесса. Однако для того, чтобы эти возможности были наиболее эффективно использованы, требуется распространение инноваций во всех элементах образовательной системы. Новые задачи встают перед разработчиками учебных курсов; перед преподавателями, консультирующими учеников, обучающихся дистанционно; перед администраторами, управляющими ходом учебного процесса; перед организаторами образования на различных уровнях и т.д. Для решения этих задач необходимо освоение образовательных инноваций.

В ходе развития инновационного образовательного процесса формируются различные модели дистанционного образования. На базе этих моделей возникают и развиваются современные институциональные формы дистанционных учебных заведений. При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их институциональная сущность. Как результат, во всем мире появляются инновационные организационные формы учебных заведений, которые используют все расширяющийся спектр новых педагогических методов, новых экономических и организационно-административных механизмов их функционирования, образовательный процесс в которых осуществляется через разнообразные современные средства коммуникаций.

Список использованной литературы:

Красношлыкова О.Г. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения// Завуч.-2002.-№7.-с.89

Мартынова Л. Как разработать инновационную учебную программу и провести ее оценку// Школьное планирование.-2006.-№5.-с.62-64

2. Толыбаев А. Инновационная деятельность в Казахстане: состояние и основные тенденции. // Транзитная экономика. – 2012. - №6.

3. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. / Под ред. Ильенковой С.Д. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2008.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Инновационный менеджмент как основа повышения качества управления в общеобразовательных учреждениях.

Степаненко Д.И., педагог средней школы № 11 г. Костаная

Современное образование находиться в процессе динамических изменений. Меняется система взаимодействия всех участников образовательного процесса, а это требует от педагогов, и в первую очередь, от руководителей осмысления всех нововведений и преобразований. В результате чего формируется новое виденье системы управления образовательным учреждением с точки зрения его эффективности, инновационности и конкурентоспособности.

Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития, и позволяет перейти от вертикальной системы управления (субъект-объект) к горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества (субъект-субъект), обеспечивая творческое развитие, как личности воспитанника, так и личности педагога.

Главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, на наш взгляд, следует считать:

- разработку и осуществление единой инновационной политики;

- определение системы стратегий, проектов, программ;

- ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности;

- подготовку и обучение педагогов;

- формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.

Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации.

Управление инновационным процессом в контексте целостного развития образовательных учреждений должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

· работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

· работу с обучающимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

· работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

· совершенствование работы совокупного субъекта внутреннего управления с целью максимального использования имеющихся в учреждении ресурсов;

· осуществление связей с окружающей образовательное учреждение средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения дополнительных ресурсов;

· осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

· осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

На сегодняшний день, применяя основы инновационного менеджмента в управлении нашей школой, мы столкнулись с противоречивостью и разнонаправленностью инновационных процессов. В реальных условиях управления для повышения его качественности возникает необходимость упорядочивания этого процесса.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

- разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

- определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие учреждения на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

- разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

- подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

- обновление структуры внутреннего управления;

- создание инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

- обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

- внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

- реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

- осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

- внедрение методики экспертизы инноваций;

- разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

- внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в учреждении;

- введение дополнительных образовательных услуг.

Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Нельзя вынудить работать на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое (доверие, забота, внимание) дает вполне осязаемые результаты - качество, эффективность работы, развитие организации.

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в системе образования инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс того или иного учреждения. К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).

В управленческой практике нашей школы для вовлечения педагогов в инновационную деятельность используются хорошо известные нам методы и приемы, такие как повышение квалификации педагогов; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа педагогов на уровне города и области; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др. Однако, для того, чтобы обеспечить творческое развитие, как личности воспитанника, так и личности педагога мы используем и специальные методы и приемы, характерные для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации).

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность, на наш взгляд, доказали следующее методы координации инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что качественная, системная управленческая деятельность посредством использования приемов и методов инновационного менеджмента в образовательных учреждениях выступает как условие эффективного функционирования школы, колледжа, вуза удовлетворения образовательных потребностей субъектов (индивидуальных, корпоративных, социальных).


Единственная возможность заставить человека сделать что -либо — это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это.

Стратегия вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран в мире, развитие рыночных отношений ставят перед работниками образования серьезные задачи. Образование — одна из важнейших первооснов жизни общества, отражающее его реальное состояние, особенности и уровни развития. Система образования — один из наиболее крупных социальных институтов, связанный с политической и социально-экономической организацией общества. Она соответствует характерным особенностям системы: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды. Под системой образования понимается совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образований. Образование обладает бóльшим, чем экономика, потенциалом влияния на общественное сознание. Этот потенциал обусловлен возможностью воспитания целого поколения граждан, обладающих социально полезными качествами.

Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня. При этом формирование необходимых знаний, умений и навыков предполагает не только их эффективное применение в профессиональной деятельности, но и возможность их творческой интерпретации в условиях нестабильной рыночной среды. Современный менеджер должен обладать рядом таких основополагающих качеств, как креативность, адаптивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность и т. д.

Основное понятие в менеджменте — это организация. Организацией считается группа людей, отвечающая следующим требованиям: наличие как минимум двух людей, наличие как минимум одной цели, наличие членов группы, которые сознательно работают вместе над достижением общей цели. Отсюда, организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Основные функции управления организацией — это планирование, организация, мотивация и контроль. В школе выделяют перспективные, годовые, текущие планы работы. Основные требования к планированию: целенаправленность, перспективность, комплексность, объективность. Определённая целевая установка базируется на опыте работы школы по отношению к обучающимся. Перспективность планирования- это понятные и достигаемые в будущем цели. Комплексность-это применение различных средств, форм, методов, видов деятельности. Объективность- соотношение возможностей учеников и учителей. Соблюдение этих требований необходимо. Школьный инновационный менеджмент сегодня призван решать широкий спектр управленческих задач. Наиболее общие задачи школьного инновационного менеджмента — это задачи познания и преобразования объекта управления. Среди частных задач, способствующих познанию и преобразованию, можно выделить задачи сбора и обработки данных, выработки управленческих решений, формирования и развития управляемого процесса, организации преобразующей деятельности непосредственных исполнителей.

Эффективная деятельность организации или учреждения будет зависеть от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, и проявляет инициативу. Все это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение профессиональной квалификации работающих.

Таким образом, инновационная модель менеджера– это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников. Это лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов. Это фанат, одержимый идеей, мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея, энергичностью Ахиллеса. И хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует, он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.

Основные термины (генерируются автоматически): группа людей, задача, инновационный менеджмент, менеджмент, отношение, развитие, система образования, управление, школа, школьный инновационный менеджмент.

Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в ОУ.

Предназначение инновационных процессов - развитие школы как педагогической системы и особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких результатов образования, повышение конкурентоспособности ОУ.

Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т.п.). Это процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу; процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития.

Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от качества управления. Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления.

Под управлением инновационным процессом в общеобразовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования.

Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители ОУ, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками.

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

Управление инновационной деятельностью - процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.

Но главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, на наш взгляд, следует считать: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение педагогов; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды. Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации.

  • работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;
  • работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;
  • работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
  • совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;
  • осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;
  • осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
  • осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями.

Чем более мощным стратегическим и системным ресурсом обладает инновация, тем труднее учесть ее последствия в управлении ОУ. Ведь инновационный процесс - это процесс вероятностный, а поэтому характеризующийся повышенной непределенностью и рисками, неприменимостью жесткого целеполагания, низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной и вероятностной отдачей. Данные свойства важно учитывать в управлении.

Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обуславливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является программно-целевое управление развивающейся школой.

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:

Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода "идейного вдохновителя" и "генератора" будущих идей.

Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.

Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.

Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.

Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.

Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

  • разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;
  • определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;
  • разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;
  • подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;
  • обновление структуры внутришкольного управления; создание инновационного совета школы, инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;
  • обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;
  • внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;
  • реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;
  • осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;
  • внедрение методики экспертизы инноваций;
  • разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;
  • внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе;
  • введение дополнительных образовательных услуг.

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса - лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы.

Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самокоррекцию.

Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Нельзя вынудить работать на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое (доверие, забота, внимание) дает вполне осязаемые результаты - качество, эффективность работы, развитие организации.

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в школе инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).

В управленческой практике известны различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала организации, вовлечения учителей в инновационную деятельность. Это стажировка, повышение квалификации педагогов; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа учителей в школьных, районных МО; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др.

Управление в инновационном менеджменте осуществляется с помощью различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах управленческой деятельности, так и специальные, характерные для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, имитационные модели), наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации, ведение переговоров).

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития школы.

Результат инновационной деятельности - конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управаленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Инновационное управление в общеобразовательном учреждении имеет дело с процессом предвидения глобальных изменений в системе образования, поиском и реализацией крупномасштабных научно обоснованных решений, обеспечивающих его выживание и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха.

Современный мир требует новых подходов к управлению организациями. Это касается и общеобразовательных учреждений. Такая потребность прежде всего вызвана необратимыми изменениями в общественных и экономических отношениях, которые были созданы повсеместным проникновением научно-технического прогресса. Конечной целью инновационного менеджмента становится повышение качества управления. Поэтому использование инновационных технологий обязательно предполагает радикально новый подход к управлению.

Общеобразовательные учреждения также нуждаются в пересмотре старых управленческих механизмов, влияющих на систему образования и её эффективность в целом.

Инновационное управление общеобразовательными учреждениями является составной частью инновационной системы образования и решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в предпринимательстве, производстве или социальной среде предприятия. Новые цели требуют выхода на новые ориентиры, новые критерии равновесия в системе, новые решения, новые образовательные структуры, т. е. вызывают необходимость разработки и осуществления комплекса действий, которые определяются как стратегии внедрения инновационной политики в общеобразовательные учреждения.

Планирование инноваций в управлении общеобразовательных учреждений осуществляется на основе ряда принципов. Важным принципом является обеспечение перспективного характера планирования нововведений. Этот принцип соблюдается при условии, что система планирования новшеств основывается на прогнозах и включает перспективные, среднесрочные и годовые планы. К важнейшим принципам относится программно-целевой принцип планирования управленческого перехода к инновациям. Соблюдение этого принципа особенно важно при анализе крупных научно-технических проблем и инновационных управленческих проектов, когда конечные результаты во многом зависят от сложности и взаимообусловленности внутриотраслевых и межотраслевых связей внутри и вне общеобразовательного учреждения. Принцип непрерывности планирования нововведений заключается в постоянном уточнении планируемых показателей образования на каждом последующем этапе инновационного менеджмента на основе постоянного обновления информации. Принцип комплексности планирования в исследуемых организациях предполагает обеспечение единства инновационного и социально-экономического планирования, выявление экономических, социальных, экологических, образовательных и информационных последствий практического использования результатов инновационных разработок, а также учет и синергию всех видов затрат и эффекта. Соблюдение принципа комплексности также необходимо и при подборе планируемых параметров инновационного развития. При планировании нововведений используются специальные нормативы, в том числе нормативы наукоёмкости и обоснованности изменений в общеобразовательных учреждениях.

Две точки зрения формируют взгляд на будущее инновационного управления в общеобразовательных учреждениях.

С одной стороны, нужна смена парадигмы. То есть речь идёт о революции в сфере менеджмента, о новых организациях с задачами, которые значительно отличаются от задач прошлого, о разрушительных инновациях, подводных камнях и сложности, которую невозможно ни обозреть, ни контролировать. Менеджмент общеобразовательных учреждений должно следовать новой логике, оперируя новыми подходами к управлению. Это требует нового мировоззрения, характеризующегося самоконтролем, самоорганизацией и способностью двигаться в неопределенных контекстах.

С другой стороны, перед руководством всегда стояла задача определить цели перед меняющимися условиями и требованиями и мотивировать сотрудников образовательных учреждений к их достижению. Таким образом, обсуждение децентрализации, отмены иерархий и новых форм самоорганизации не является чем-то новым, а возвращается циклически.

Для стратегии внедрения инновационной системы управления сформулированы две цели.

Первая цель. Общеобразовательные учреждения включают компетенции, необходимые для активного, самостоятельного участия в цифровом мире, в свои учебные и образовательные планы, а также рамочные планы, начиная с начальной школы. Это не реализуется через собственную учебную программу по отдельному предмету, но реализуется часть специализированных курсов по всем предметам. Каждый предмет включает в себя конкретные доступы к компетенциям в цифровом мире через свои материальные и сюжетные доступы. Таким образом, приобретаются конкретные профессиональные компетенции, но также основные (специализированные) конкретные проявления компетенций для цифрового мира. Развитие компетенций происходит таким образом (аналогично чтению и письму) в различных вариантах опыта и обучения при проектировании учебных и учебных процессов цифровые учебные среды систематически используются в соответствии с учебными требованиями, вытекающими из педагогического опыта и компетенции.

Второй целью стратегии внедрения инновационной системы управления становится работа с технологическими системами. Тем не менее, через анализ цифровых данных и с помощью инструментов инновационного менеджмента в общеобразовательных учреждениях требует изменений в профессиональных требованиях. Поэтому в перспективе необходимо также адаптировать образовательные стандарты, а также образовательные и учебные программы под новые требования инновационного управления и потребности общества.

Цифровые учебные среды могут обеспечить здесь необходимые создание свободного пространства; однако требуется переориентация предыдущих концепций обучения, чтобы потенциал цифровых управленческих решений, основанных на инновационном подходе сред стал эффективным.

Эти цифровые технологии в менеджменте помогают управлению общеобразовательными организациями взаимодействовать в команде, совместно разрабатывать решения, самостоятельно привлекать помощь и обеспечивать немедленную обратную связь. Они упрощают организацию и коммуникацию рабочих процессов и помогают документировать и предоставлять рабочие материалы и промежуточные материалы в любое время.

Таким образом, есть много практических причин для внедрения инновационного управления. Но самое главное это имеет революционный характер и связано с необходимыми изменениями могут подтвердить внутренними цифрами: смешанные составные команды просто более успешны. Вряд ли какую-либо задачу в современном мире труда один сотрудник все еще может решить в одиночку. Проблемы сложны, они требуют научные и профессиональные знания, разные планы действий и опыт. Результатом должно стать повышение качества образования. И вот как инновационное управление общеобразовательными учреждениями на самом деле заключаются в том, чтобы создать совершенно новый взгляд на образование.

Таким образом инновационный менеджмент и основные направления действий вытекают из всеобъемлющей взаимосвязи теорий, опыта и сценариев будущего развития системы образования. Потому что современный мир требует, чтобы образование, процессы и менеджмент должны быть актуальными, адаптированы и улучшены еще быстрее в будущем, чего можно добиться только благодаря инновационному управлению.

Читайте также: