Викторина по рассказам пришвина для начальной школы

Обновлено: 02.07.2024




Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873, с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.
Родился в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию. Переехав в г. Тюмень к дяде, крупному сибирскому промышленнику, окончил шесть классов Тюменского реального училища.
В 1893 Пришвин поступил в Рижский политехникум (химико-агрономическое отделение).
Во время Первой мировой войны Михаил Пришвин отправляется на фронт в качестве санитара и военного корреспондента.
После Октябрьской революции совмещал краеведческую работу с работой агронома и учителя: преподавал в бывшей Елецкой гимназии (из которой был исключен в детстве), в школе второй ступени в селе Алексино Дорогобужского района (там же директор), служил инструктором народного образования.
Организовал музей усадебного быта в бывшем имении Барышникова, принимал участие в организации музея в г. Дорогобуже.
Итак, первая же книга М. Пришвина "В краю непуганых птиц " сделала его известным писателем.



Появилось в русской литературе новое имя - Пришвин. Но дорога к себе была для Михаила Михайловича не так еще близка, он не сразу обрел то свое лицо, которое мы сразу же представляем себе, произнося имя - Пришвин.


1.Какая забава была у ребят в рассказе "Золотой луг"?
(Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика)




3.Отчего луг утром был зелёным, а около полудня опять золотым?
(К ночи одуванчики закрываются-спят, поэтому луг зеленый, а к полудню раскрываются-просыпаются, поэтому луг опять золотой)



4.Почему для детей одуванчики стали интересными?
(Потому что они ложились спать и просыпались вместе с детьми)



5.Что было в тяжёлой сумке у героя, когда он вернулся из леса в рассказе "Лисичкин хлеб"?
(Добыча- тетерев












6.Как деревья сами смолкой лечатся?
(Охотник воткнет топор в дерево, повесить сумку , отдохнет, потом вынет топор, а из ранки бежит смола, она ранку и затянет)



7.Как в сумке оказался черный хлеб?
(Герой брал его с собой в лес-перекусить, когда будет голодно)
8.Почему Зина всегда ела до конца только чёрный хлеб?
(Она думала, что он лисичкин, из леса, считала его вкуснее своего)




10.Как повёл себя ёж, когда увидел человека?
(Свернулся и затукал тук-тук-тук, страшно зафыркал и поддал своими иголками в сапог герою)



11. Что сделал в ответ герой?
(Спихнул ежа в ручей)
12.Как ежик оказался у героя дома?
(Герой палочкой скатил ежа из ручья в свою шляпу и понес домой)




14.Что делал ёж, когда человек зажигал лампу?
(Ежик думал, что это луна, а при луне ежи любят бегать по лесным полянкам, поэтому он тоже начинал бегать по комнате)



15.Зачем ежу была нужна газета?
(Он хотел ее надеть на колючки и унести в угол вместо сухой листвы, сделать гнездо)






18.Какая охота считается занятной?
(Охота на лисиц с флагами)
19.Чего боится лиса на охоте больше всего?
(Цветных флагов и запах кумача)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Викторина по рассказам

Михаила Михайловича Пришвина

Учитель первой категории Полникова Валентина Ивановна

1.. Краткая биография:

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873, с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии.

Русский писатель, автор произведений о природе, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.

Первая же книга М. Пришвина "В краю непуганых птиц " сделала его известным писателем.

hello_html_m5d6502e7.jpg

Михаил Михайлович Пришвин был уже очень старым, а все равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзиной для грибов и ягод, то с ружьем и охотничьей собакой. И уж непременно с записной книжкой.

так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капусте видел интересное: под жарким солнцем она закрылась, а к дождю раскрылась, чтоб ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.

Про него говорили– у него какие – то волшебные глаза и уши. Так как он видел то, что не видят другие люди, слышал то, что не слышат другие.

Это был замечательный писатель. Он написал много книг, которые приносят радость все новых и новых открытий. С книгами Пришвина мы учимся еще лучше понимать и любить родную природу. Она становится твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.

1.Какая забава была у ребят в рассказе "Золотой луг"?
(Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика)


2.Почему луг называли "Золотым"?
(Он был золотым от множества одуванчиков)


3.Отчего луг утром был зелёным, а около полудня опять золотым?
(К ночи одуванчики закрываются-спят, поэтому луг зеленый, а к полудню раскрываются-просыпаются, поэтому луг опять золотой)


4.Почему для детей одуванчики стали интересными?
(Потому что они ложились спать и просыпались вместе с детьми)


5.Что было в тяжёлой сумке у героя, когда он вернулся из леса в рассказе "Лисичкин хлеб"?
Добыча- тетерев
грибы
ягода костяника
Ягода черника
Ягода брусника
Ароматный кусочек сосновой смолы
трава кукушкины слёзки
валерьяна
заячья капуста
кусочек чёрного хлеба


6.Как деревья сами смолкой лечатся?
(Охотник воткнет топор в дерево, повесить сумку , отдохнет, потом вынет топор, а из ранки бежит смола, она ранку и затянет)


7.Как в сумке оказался черный хлеб?
(Герой брал его с собой в лес-перекусить, когда будет голодно)
8.Почему Зина всегда ела до конца только чёрный хлеб?
(Она думала, что он лисичкин, из леса, считала его вкуснее своего)


9.Где произошла встреча с ежом в рассказе "Ёж"?
(На берегу ручья под кустом)


10.Как повёл себя ёж, когда увидел человека?
(Свернулся и затукал тук-тук-тук, страшно зафыркал и поддал своими иголками в сапог герою)


11. Что сделал в ответ герой?
(Спихнул ежа в ручей)
12.Как ежик оказался у героя дома?
(Герой палочкой скатил ежа из ручья в свою шляпу и понес домой)
13.Где в доме ежик затихал?
(Под кроватью)
14.Что делал ёж, когда человек зажигал лампу?
(Ежик думал, что это луна, а при луне ежи любят бегать по лесным полянкам, поэтому он тоже начинал бегать по комнате)


15.Зачем ежу была нужна газета?
(Он хотел ее надеть на колючки и унести в угол вместо сухой листвы, сделать гнездо)


16.Что перетаскивал себе в гнездо ежик?
(яблоки)


17.Чем угощал ежика человек?
(Молочком и булочкой)


Ведущий: Молодцы, ребята,

С природой одною он жизнью дышал

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

Это можно было бы сказать о Пришвине. Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям – таким, каким был М.М.Пришвин.

Ведущий: А теперь мы повесим кормушки для птиц

( Дети вместе с учителем одеваются и, идут на удицу, вешают кормушки)

Вопросы викторины

1 этап: Отгадав загадку, вы узнаете….

- Что научил есть своих собак

Тот ее дергает (горох)

- Как звали одну из собак М. М, Пришвина, назвав отгадку ласково

Она под осень умирает

И вновь весною оживает

Иглой зеленой выйдет к свету

Растет, цветет все лето. (травка)

им, Сват. (лишней нет)

2. Ответь на вопрос:

- Кто может съесть за 1 раз 43 небольших животных зеленого цвета? (журавль Журка)

- Обычно птенцы прячутся под крылом матери, когда им холодно или страшно, а вот у утенка-Изобретателя они служили для….

(чтоб как по кирпичикам залезать на спину, затем выпрыгнуть из корзины)

- К какому рассказу принадлежит последняя строчка?

---ДО свидания, утята… (Ребята и утята)

---Хо-чешь кашки, ду-ра-шка. (Говорящий грач)

- Кто так говорит?

1. Свись, свись (утята)

2.Тук, тук, тук (еж)

3.Тра-та-та-та-та (сороки)

4.Кряк-кряк (утка)

6.Квох-квох (курица)

7.Кто отзывается на Фру-фру (Журка — журавль)

4 этап . Подумай и скажи…

- Чем похожи герой одного из рассказов Пришвина и человек, который создает что-то новое и интересное? (Изобретатель)

- Что общего у героя одного из рассказов Пришвина с маркой легкового автомобиля?

(Лада - кличка собаки)

- Какая связь между большим хвойным лесом в Сибири и героем рассказа Пришвина?

(Тайга - кличка собаки)

- Черная, проявляет необычайную родительскую заботу при защите детей, с клювом - пикой?

(Пиковая дама)

- Маленький, головка величиной с лесной орех, одна ножка сломана? (утенок Хромка)

- Фырчу, свободно плаваю, как маленькая свинка с иголками на спинке Люблю молочко. (еж)





3.Что стал делать Журка после того ,как ему подрезали крылья?
(Журка стал всюду ходить за женой хозяина дома)



4.на какой зов журавль бежал к хозяйке дома?
(Фру-фру!)
5.Как оказался Журка на середине болота?
(Журка пошёл за лягушонком к болоту и вдруг полетел, так на середине болота и оказался)






ХРОМКА
8.Что значит подсадная утка?
(Служит человеку, своим утиным криком подманивает в охотничий шалаш диких селезней)





а крыса решила утащить одного из них за лапку. Утенок застрял в трещине, крыса убежала, а утенок остался со сломанной лапкой. Его и назвали Хромкой)




11.Какой закон у зверей относительно хромых?
(Больных не лечить, слабого не жалеть, а убивать)
12.Кто особенно обижал Хромку?
(Гуси)




14.Почему Хромке не стали подрезать крылья?
(Хромке некуда было улетать от человека. Дом человека стал ее домом)





Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу.
М.Пришвин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

с углубленным изучением отдельных предметов

Игра-викторина по внеклассному чтению

для учащихся 4А и 4Б классов.

Цели: Формирование познавательных интересов и познавательной мотивации; организация индивидуально-поисковой работы; развитие познавательной сферы ребёнка, развитие внимания, памяти, навыков преобразования информации; воспитание любви к родному краю, к природе через произведения М.М.Пришвина.

Оформление класса: на доске портрет писателя, дата рождения, на стендах рисунки учащихся по произведениям М.М.Пришвина.

Оборудование: светильники с нажимом для каждой команды, конверт с заданиями, ручки, листы бумаги А4, клей.

Подготовка к игре:

2.рисуют иллюстрации к понравившимся произведениям;

3.учат наизусть и готовят выразительное чтение.

учитель начальных классов

Ход мероприятия

I Оргмомент.

Приветствие гостей, команд.

II Введение в тему занятия.

Ведущий. Один из писателей, посвятивших свои произведения описанию природы, был М.М. Пришвин. Посмотрите на дату рождения писателя. Сколько лет

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, эта профессия сблизила его с землёй, с природой, с крестьянской средой, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Пришвин был замечательный писатель. Он написал много книг, и они приносят нам радость всё новых и новых открытий.

III Знакомство с книгами М.М.Пришвина.

Ведущий. Перед вами выставка книг М.М.Пришвина, напечатанных в разное время. Ещё вы готовили рисунки-иллюстрации по прочитанным произведениям.

Сегодня мы вспомним произведения этого замечательного писателя, героев его книг.

Ведущий. Дополните название произведений.

Ведущий. Я приготовила вам вопросы, а ответы на них, конечно же, в книгах М. М. Пришвина.

Вопрос 1. Всем известно, что есть птицы, которых можно научить говорить. Это попугаи. А можно ли научить хоть что-то говорить грача?

Вопрос 2. Бывает жаркий день. Представьте, что вы долго бродите по лесу и вам захотелось пить. До ручья далеко. Как же напиться в такой ситуации?

Вопрос 4. На каком дереве было гнездо гаечек?

Вопрос 5. Может ли быть, чтобы полевая птица жаворонок стала бы бегать по лесу?

Вопрос 6. Какая забава была у ребят с одуванчиками?
(Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика, в рассказе "Золотой луг")

Вопрос 9. К кому это обращение?
«- Фру-фру! - кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

Ведущий. У вас на столе конверт с заданием. Прочитайте задание.

Записывайте только русские буквы.

Ответы: трясогузка, журавль, лисица, скопа, пчела, шмель, бабочка, гадюка, гусь, землеройка, овсянка, ворона, цапля.

Ведущий. Отгадайте их. Это герои произведений писателя. Вспомните название рассказов.

1) Собой не птица,

Кто к хозяину идёт,

Самая болтливая. (сорока, "Выскочка")

3)Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

4)Всех перелетных птиц черней,

5) Очень красивый лесной петушок:

Красные брови, как гребешок,

Хвостик косицами, чёрные перья,

Любит весною танцы, веселье.

Песни поёт, говорят, что токует.

6) Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Перед вами конверт. В нём пазлы. Каждая команда собирает свои пазлы, наклеивает на лист и по иллюстрации вспоминает название и краткое содержание рассказа.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

IV. Подведение итогов, награждения

Читайте также: