Викторина по энергосбережению в доу

Обновлено: 02.07.2024

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности

Форма проведения: Экологический квест

Вид разработки: Авторская

Целевая аудитория: обучающиеся 5-7 классов (11-13 лет)

Планируемые результаты мероприятия:

Место в образовательном процессе: часть серии мероприятий, посвящённых охране окружающей среды и информированию обучающихся об особенностях различных сфер и видов профессиональной деятельности.

В ходе проведения коллективного дела используются групповая организационная форма, игровые технологии, практические работы.

Характеристика организационных форм, применяемых для проведения занятия:

  • Квест-игра, устроенная как соревнование малых групп;
  • Практические работы по инструкции.

Показатели оценки планируемых образовательных результатов:

  • Участники называют способы экономного потребления электроэнергии, тепла, воды в быту и на производстве.
  • Участники называют правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами;
  • Участники называют профессии, которые помогают нам экономить разные виды энергии.

В результате участия в мероприятии участники дополнительно получают возможность развивать навыки ведения беседы, умения находить и фиксировать необходимую информацию, представлять результаты своего труда, умение слушать и отвечать на вопросы, работать в команде, выполнять задание по инструкции.

Форма оценки - наблюдение за представлением результатов работы команд.

Время: 60 минут. Из них 40 минут – квест-игра, 20 минут – практическая работа.

Форма публичного предъявления результатов: оформление итогового стенда.

Мероприятие состоит из 2 блоков:

  1. блок – Квест - игра;
  2. блок – Практические работы.

Цель: формирование у школьников привычки бережного отношения к электроэнергии, теплу, природным ресурсам, уважительного отношения к труду энергетиков, умения безопасно использовать бытовые электроприборы.

Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать творческие и технические способности ребят;
  • повторить правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами.
  • побуждать детей к участию в мероприятиях по энергосбережению.
  • формировать готовность осознанного выбора профиля обучения.

Этапы квест-игры:

  1. Мотивационный этап.
  2. Этап актуализации знаний.
  3. Этап применения знаний и умений.
  4. Рефлексия

Ход игры.

Учащиеся выбирают эмблемы и разбиваются на 4 команды.

1. Мотивационный этап (3 минуты).

Ведущий: Здравствуйте, сегодня у нас необычное занятие - экологический квест. Квест- это командная игра, в которой задействованы не только эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, находясь в специально оборудованном помещении, выполняют различные задания.

2. Этап актуализации знании (2 минуты).

Ведущий: Так какова тема нашего квеста? Да, конечно, энергосбережение. Сегодня люди всей планеты потребляют огромное количество энергии. Для работы различных предприятий в качестве источника энергии необходимы уголь, газ, нефть. Добыча этих полезных ископаемых требует больших экономических затрат наносит вред окружающей среде. Для того чтобы сохранить природу необходимо снижать энергопотребление. Экономно расходуя любые виды энергии, мы сохраняем окружающую среду и экономим средства.

Земля даёт человеку очень много тепла, энергии, добра. И чтобы никто не забывал о том, что ресурсы нашей планеты не бесконечны, люди стали устраивать акции. Есть день птиц, есть день чистоты, день экономии воды. А 11 ноября проходит День энергосбережения.

Эти мероприятия являются уникальной возможностью напомнить человечеству о важности бережного отношения к электроэнергии, теплу, природным ресурсам, уважительного отношения к труду энергетиков, для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете. Этой теме мы посвящаем нашу игру.

3. Этап применения знаний и умений (50 минут).

Ход занятия:

1 блок: Квест-игра (30 минут).

Слайд № 2, 3. Ведущий: Для определения первого задания отгадайте загадки, размещённую на слайде презентации:

Её загадаешь
Себя проверяешь,
Её отгадаешь -
Радость получаешь!

У тех ум в порядке,
Кому легки…;

Ведущий: Найдите на столе конверт с заданием и выполните его. Результат разместите на доске. Проверяем. Выберите табличку со словом из пословицы или жетоны.

Дом — стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк,
Днём он спит,
А как проснётся —
Ярким пламенем зажжётся.

***
Зимой много ест,
А летом много спит;
Тело тёплое,
А крови нет.

***
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.

***
В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка:
Не поет и не играет - она дом обогревает.

***
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам
Скажешь здесь —
А слышно — там.

***
Мигнет, моргнет,
В пузырек нырнет,
В пузырек под потолок,
Ночью в комнате денек!

***
Мимо
Рощи,
Мимо
Яра
Мчит
Без дыма,
Мчит
Без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?…

Слайд № 4. Ведущий: Для выполнения следующего задания разгадайте ребус на слайде презентации. Найдите на столе этот предмет и в нём задание. Выполните задание, результат разместите на доске. Проверяем. Выберите табличку со словом из пословицы или жетоны.

Ребус

Печь, шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка.

Слайд № 5. Ведущий: Для выполнения следующего задания посмотрите на слайд презентации и по подсказкам определите его суть. Выполните задание, результат разместите на доске. Проверяем. Выберите табличку со словом из пословицы или жетоны.

Используя шифр, отгадай слово.

Шифр

Ведущий: Какие правила необходимо соблюдать используя этот электроприбор с точки зрения энергосбережения?

Предполагаемые ответы: не держать дверку холодильника долго открытой; не помещать не остывшие продукты, не ставить холодильник рядом с радиатором и т.д.

Слайд № 6. Ведущий: Для выполнения следующего задания посмотрите на слайд презентации и по подсказкам определите его суть. Выполните задание. Результат разместите на доске. Проверяем. Выберите табличку со словом из пословицы или жетоны.

Участники игры находят на столе конверт с картинками и заданием. Находят картинки-пары, наклеивают на лист бумаги, объясняют свой выбор.

Слайд № 7, 8. Ведущий: Для выполнения следующего задания посмотрите на слайд презентации и по подсказкам определите его тему. Представители команд выберите записку, в которой зашифровано место хранения конверта с заданием:

Команда 1: р-----е м---о у-----я (рабочее место учителя).

Команда 2: ш--ф с---а, п---а 2 (шкаф слева, полка 2).

Команда 3: С---а у о—а, п---а с ц-----м (стена у окна, полка с цветком).

Команда 4: П---а у д---и в л----------ю (парта у двери в лаборантскую)

В баночках задание: показать жестами и мимикой:

  • лампочку, которая постепенно загорается и перегорает;
  • электрический утюг с момента включения до полного остывания;
  • чайник, который постепенно разогревается на плите до закипания;
  • телевизор, который постепенно включается, работает, выключается.

Команды отгадывают, что было показано, называют правила безопасного обращения с этим электроприбором.

Ведущий: Выполните задание, результат разместите на доске. Проверяем. Выберите табличку со словом из пословицы или жетоны.

Большое значение для современного человека имеет знание основ экологии. Экология - это наука о связи живого с окружающей средой. Экологи определяют проблемы связывающие здоровье и жизнь человека с состоянием окружающей среды, предлагают пути решения этих проблем. Представьте себя носителем данной профессии и назовите правила, которые должен соблюдать человек, участвуя в энергосбережении (электроэнергии, воды, тепла):

(команда №1) Что же нужно делать для того, чтобы сэкономить электричество?
Предполагаемый ответ:

  • Всегда выключать свет, когда выходишь из комнаты, дома.
  • Не включать много электроприборов и не оставлять их включенными зря.
  • Не включать свет, когда светло и в солнечную погоду.
  • Заменить лампочки на энергосберегающие.
  • Регулярно проверять чистоту ламп, плафонов, окон.
  • Отключать от сети на ночь электроприборы.
  • Установить счетчик.

(команда №2) Что необходимо делать для экономии тепла?

Предполагаемый ответ:

  • Освобождать пространство вокруг радиаторов.
  • Плотно закрывать двери комнат и квартиры, подъезда.
  • Сохраняем тепло на балконе за счет застекления балкона.

(команда №3) Что необходимо делать для экономии воды?

Предполагаемый ответ:

  • Выбирать душ, а не ванну.
  • Сократить время пребывания в душе.
  • Запускать посудомоечную машину только при полной загрузке.
  • Запускать только заполненную стиральную машинку.
  • Устранять протечку.
  • Выключать кран во время чистки зубов или мытья посуды.

(команда №4) Как школьники могут участвовать в энергосбережении?

Предполагаемый ответ:

  • Всегда выключать свет, когда выходишь из кабинета.
  • Закрывать кран с водой.
  • Закрывать за собой двери.
  • При необходимости оклеивать окна.

Слайд № 10. Ведущий: Ребята, вы знаете, что такое клад? Сейчас вам предоставляется возможность стать кладоискателями. Однако вместо сокровищ вы найдёте клад с текстом следующего задания. Удачи!

Для выполнения следующего задания необходимо найти баночки со стикером определённого цвета, в которых спрятан текст.

Найдите баночки, выполните задание. Проверим. Выберите табличку со словом из пословицы или жетоны.

2 блок: Практические работы (20 минут)

Ведущий: В нашей жизни много профессий, которые связаны с энергией. Энергетики подают свет и электричество в наши дома. Работники городского хозяйства: слесари, электрики обслуживают наши дома и устраняют повреждения труб, электропроводки. Без этих профессий город не сможет жить полноценно. Труд людей, носителей этих профессий не лёгок, но очень почётен. Для того, чтобы овладеть этими профессиями необходимы знания таких предметов как математика и физика.

Слайд № 12. Я приглашаю вас в нашу лабораторию получить первые навыки данных профессий.

Практическое задание 2: Следуя тексту инструкции, соберите электрическую цепь.

Практическая работа

Сборка электрической цепи

Цель: научиться собирать простейшие электрические цепи

Оборудование: батарейка, лампочка на подставке, ключ, соединительные провода

Ход работы

  1. Соберите цепь последовательно, расположив друг за другом источник тока (батарейку), лампочку, ключ.
  2. Возьмите соединительные провода, подключите их с помощью зажимов к каждому из приборов.
  3. Замкните цепь.

Участники выполняют задание, отвечают на вопросы.

Возвращаемся в первую аудиторию.

Ведущий: Результат работы разместите на доске. Выберите табличку со словом из пословицы или жетоны.

Ведущий: Подсчитайте жетоны.

Определяются победители. Все получают сладкие призы.

4. Рефлексия (5 минут).

Участникам предлагается заполнить анкету:

На занятии я работал
Своей работой я
Занятие для меня показалось
За занятие я
Моё настроение стало
Материал занятия мне был
активно/пассивно
доволен/не доволен
коротким/длинным
устал/не устал
лучше/хуже
понятен/не понятен
полезен/ бесполезен
интересен/скучен

– Проголосуйте звёздочкой те, кому понравилась игра, напишите на звёздочке своё имя и прикрепите его на доску? Смотрите, как нас много! Это очень здорово! Свет и тепло нам дают не только и не столько лампочки и радиаторы. Свет и тепло дарим мы друг другу, экономя энергию и делая добрые дела. Наша жизнь становится ярче тогда, когда мы вместе!

Слайд №13. Зачитываются слова с последнего слайда презентации:

Ход мероприятия:

Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, все, кто готов работать сегодня с полной отдачей, активно, и показать себя только с хорошей стороны.

Дети: Электрический ток.

- Да, это электричество. А вы знаете, откуда в ваш дом приходит электричество?

- Давайте проверим ваши знания.

Разделимся на 2 команды:

мальчики и девочки.

Вы будете выполнять задания, и получать за правильные ответы жетончики, в конце игры считаем жетончики и называем имя победителя. Победитель получает приз.

Готовы. Старт.

1 задание: Для чего нужен электрический ток?

Ответить на этот вопрос нужно картинками (каждый должен выбрать и объяснить свой выбор – например: картинка телевизор ( ответ: ток нужен, чтобы смотреть телевизор, и т. д.)

Отвечаем по одному, по очереди каждая команда.

Мама может стирать белье в… (стиральной машине)

Папа может пылесосить ковер… (пылесосом)

Дочь может гладить белье… (утюгом)

Бабушка достает продукты из… (холодильника)

Может готовить на… (плите)

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.

Послушать… (радио, магнитофон)

Поговорить по… (телефону)

Почитать книгу, сидя около… (настольной лампы)

Как можно, назвать, одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)

Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия.)

А откуда поступает электричество в дом? (С электростанции.)

Где в каждом доме живет электричество? (в розетках.)

Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам.)

А теперь пришла пора поиграть нам, детвора! Играем вместе 2 команды - передышка

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Ток энергию принес.

3задание: Команды совещаются и отвечают по очереди

- Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы?

(Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда.)

- А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?

(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы.)

Мне Лампочка передала конверт и попросила рассказать, как надо беречь электроэнергию. Сейчас мы его откроем. Давайте попробуем разобраться в письме.

Проводиться дидактическая игра

Воспитатель: Какие важные советы даёт нам Лампочка?

Найдите и выставьте 2 совета в картинках (плакатах) :

- Уходя, выключайте свет.

- Не включайте все электроприборы.

Но электричество может быть и опасно

- Что нельзя делать, чтобы не случилось беды. Собрать картинки из пазлов.

У каждой команды по 2 конверта

6 задание – для капитанов

Проверка – капитаны показывают свои рисунки

Пришла пора прощаться,

Но с вами расставаться

Не будем мы друзья.

Какой же вывод мы должны с вами сделать

- Свет вы зря не жгите, его вы береги.

- Электричество надо беречь.

Подведение итогов: подсчет жетонов, вручение призов

Викторина по ОБЖ в старшей группе

Викторина по ОБЖ в старшей группе В нашей старшей группе мы с коллегой Диановой И. Г. проводили викторину по ОБЖ. Хотим поделиться материалом, который будет полезен воспитателям.

Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группы Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группыВопрос 1 В каком жанре написано произведение Римского-Корсакова.

Программные задачи: способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, стимулировать интерес детей к изучению разнообразных процессов; воспитывать у детей бережное отношение к использованию тепла, электроэнергии, водных ресурсов.

Оборудование: проектор, экран, презентация, эмблемы “Лучики” и “Капельки” по количеству детей, волчек, сюжетные картинки: чистка зубов, стирка белья, мытье посуды, вытирание пыли и т. д., пластмассовые баки, картинки с предметами из пластмассы, бумаги, стекла для игры “Собери мусор”.

Ход викторины.

(Дети с воспитателем входят в зал)

В. Тогда я предлагаю вам совершить путешествие в волшебную страну Энергосбережения и принять там участие в викторине. Попасть в эту страну нам поможет ее необычный житель. Знакомьтесь, это электромобиль (слайд №1). Это не совсем обычный автомобиль. Может кто-то из вас знает, что это за автомобиль?

Дети. Это автомобиль, который работает от электричества.

В. Правильно, ребята, электромобилю чтобы ехать, не нужно заправляться бензином, он работает от электричества. И он, как никто другой, знает все о стране Энергосбережения, в которую мы с Вами и отправляемся прямо сейчас. Электромобиль провезет нас по городам этой замечательной страны. В каждом городе мы будем получать от него интересные задания, которые должны будем выполнить. Ну что, поехали?

Есть за горами и за лесами сказочная страна

В этой стране тепло и ясно, волшебная она

Нас приглашают в гости сегодня жители этой страны,

Что за страна такая эта?!

Сейчас всё узнаем мы.

Не удивляйтесь, но нас ожидает встреча с царицей Водой,

Кроме того, нас приглашают Энергия и Тепло.

Ну а еще мы с вами увидим сказочное волшебство:

Нам все секреты и тайны откроет само Электричество.

1. К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

2. Лампа и магнитофон,

Радио и телефон,

3. В нашем доме под окошком

Есть горячая гармошка:

Не поет и не играет –

Дом она обогревает (батарея)

4. Если ветер в окна свищет

Или дождь из щелей брызжет —

Значит, ясно нам одно: . (не заклеено окно).

1.Голова моя стеклянная болит

От того, что день и ночь она горит.

Выключить меня никто не хочет,

Больше жить так нету мочи. (электрическая лампочка)

2.Очень строгий контролер

Со стены глядит в упор,

Смотрит, не моргает.

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь –

Все на ус мотает (электросчетчик)

3. На кухне у мамы

Он синим цветком

Расцветает от спички" (газ)

4. Я несу в себе водицу

Всем водица пригодится.

Можно мыться без хлопот

Если есть… (водопровод)

¼ часть тепла уходит через щели, поэтому его мы утепляем, оклеиваем

Издавна она обогревала дома

Мы закрываем их на ночь изделиями из плотной ткани

Из неё делают защитный экран, отражающий тепло в комнату

Если её не закрывать, уйдёт много тепла

Его застекление сохранит в квартире тепло.

Ответы на кроссворд.

1.окно, 2.печь, 3.батарея, 4.шторы, 5.фольга, 6.дверь, 7.балкон.

Его копают, чтобы достать воду

Источник чистой питьевой воды

Углубление в земле, заполненное водой

Он бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой.

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой.

Запас пресной воды в твёрдом состоянии.

Ответы на кроссворд.

1.колодец, 2.родник, 3.озеро, 4.река, 5.ручей, 6.ледник.

Ответы детей: печь, шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка и т. д.

Костёр – спичка – электрическая лампа – сапоги

Ручей – водопроводный кран – озеро – река

Стиральная машина – веник – холодильник – пылесос

Ток – электрическая лампа – керосиновая лампа – свеча

Ответы: сапог, водопроводный кран, веник, ток.

1. Рисовать, читать, писать надо…

а) со слабым светом;

б) лучше при солнечном свете или настольной лампе;

в) включая все лампочки, которые есть в комнате.

2. Когда выходишь из комнаты, надо…

а) выключать свет;

б) если выходишь ненадолго, можно оставить свет включенным;

в) не надо выключать свет, пока не ляжешь спать.

3. Когда наступают холода, надо…

а) утеплять в доме все окна и двери;

б) включать обогреватели;

в) надеть дома куртки и ботинки.

1. Что надо делать, если батареи греют слишком сильно?

а) открыть форточки;

б) закрыть батареи одеялами;

в) уменьшить с помощью специального крана подачу тепла на батареях.

2. Мыть посуду надо…

а) в закрытой раковине, а затем споласкивать под чистой водой;

б) под большим напором воды;

в) под тонкой струйкой воды.

3. Если из крана капает вода, надо…

а) рассказать об этом взрослому;

в) не стоит обращать внимания.

В. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями электромобиля и показали, что вы самые бережливые, экономные и заботливые. А наше путешествие по стране Энергосбережения подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. (Жюри подводит итоги) Давайте попрощаемся с нашим электромобилем. Надеюсь, что вы не забудете применять правила бережливости в каждодневной жизни. (Детям вручаются подарки за участие в викторине).

- расширять знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.

Игровые правила:

Называть электроприборы и знать их бытовое предназначение. Называть простейшие способы экономии света при пользовании каждым из названных электроприборов.

Игровые действия:

Поиск нужных предметов, комментарии по способам экономии.

Ход игры:

У педагога на столе приготовлены игрушки-электроприборы, применяемые в быту: стиральная машина, электропечь, утюг, холодильник, пылесос, фен, телевизор и др.

- Можем ли мы отказаться от утюга, чтобы беречь электричество? – спрашивает воспитатель у приглашённого к столу ребёнка.

- Нет, тогда мы будем ходить в мятой одежде и неопрятные.

- А как быть опрятным и беречь электричество? – продолжает разговор воспитатель.

- Не оставлять утюг включенным после окончания работы или, если приходиться прерваться.

Другие дети могут дополнить ответ.

Если есть несколько приборов для выполнения одного и того же действия, воспитатель предлагает их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все имеющиеся электроприборы.

Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет электроприборы, а другая – выполняемые ими функции. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

Дидактические задачи:

- учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.

Игровые правила:

Игровые действия:

Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Ход игры:

Игра начинается с краткой беседы педагога с детьми о том, человеку для жизни необходимо тепло и его нужно беречь. Педагог предлагает детям совершить рейд бережливых по классу, школе и проверить, как в школе бережётся тепло, заклеены ли окна, плотно закрыты двери и т.п.

Далее вернувшись в класс педагог сообщает о предметах, которые согревают человека вырабатывая тепло, и предметах, которые сохраняют тепло.

Считалочкой выбирают двух командиров. Они берут корзинку и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов и бережном к ним отношении.

В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

Дидактические задачи:

- уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций и изображением предмета на картинке;

- воспитывать бережное отношение к электроприборам и электричеству.

Игровые правила:

Находить картинку по функциональному предназначению в помощь человеку.

Игровые действия:

Поиск нужных картинок по озвученному действию; рассказывание о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором. Соревнование – кто правильно найдёт картинку.

Ход игры:

Игра начинается с краткой беседы об электрических помощниках человеку, в ходе которой дети вспоминают о разных электроприборах. Затем педагог напоминает правила игры: у каждого ребёнка набор картинок. Педагог называет действие прибора, а дети находят картинку с электроприбором по заданному действию и показывают педагогу. Усложнение в этой игре заключается в том, что разбившись на пары, дети друг другу загадывают найти картинку по действию электроприбора.

Электроток все может, но кто ему поможет:

- показать мультфильм (телевизор);

- сварить кашу (электроплита);

- вскипятить воду (электрокипятильник, электрочайник);

- испечь пирог (микроволновая печь, электроплита);

- высушить грибы (электроплита, электросушилка);

- взбить тесто (миксер);

- заморозить фрукты, овощи, мясо, ягоды (холодильник);

- сделать прическу (электроплойка) и т.д.

В конце игры педагог моделирует ситуацию, когда включили все приборы сразу, не берегли электричество, и оно обиделось и отключилось. Школьники должны назвать, что они не смогут сделать без электричества. Делается совместный вывод о бережном отношении к электричеству и электроприборам.

Дидактические задачи:

- расширять знания детей об изменениях научно-технического прогресса путём подбора парных картинок с изображением предметов-помощников человеку в быту из разных исторических периодов;

- развивать у детей наблюдательность способом сравнения предметных картинок;

- воспитывать бережное отношение к электричеству и электроприборам.

Игровые правила:

Отбирать картинки с изображением предметов с одинаковой функциональной значимостью для человека. Пояснить, как усовершенствовались предметы с течением времени. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Игровые действия:

Поиск парных картинок.

Ход игры:

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением старинных и современных предметов. Их много (18), все они разные, но среди них есть две одинаковой функциональности (старинный и современный предмет).

Старинные предметы - Современные электроприборы

Печь - Микроволновая печь

Педагог просит кого-либо из ребят найти и назвать парные картинки и показать их всем играющим.

Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну, а несколько пар. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются, что изменилось, усовершенствовалось в предметах с течением времени, как облегчилась жизнь человека с применением электроприборов.

В конце игры вопросы для обсуждения:

1. Стало ли человеку легче трудиться с современными приборами?

2. Если не беречь электричество, придётся ли вернуться к старинным приборам?

3. Усложнится ли тогда жизнь человека.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Дидактические задачи:

- развивать двигательную и речевую активность детей посредством обучения соотнесения действий со словами стихотворения;

- расширять знания детей о строении человеческого тела и способах согревания с помощью физических упражнений.

Игровые правила:

Соотносить движения со словами стихотворения.

Игровые действия:

Во время прогулки на улице разучить стихотворение с движениями.

Ход игры:

Дети собрались в кружочек вокруг педагога. Педагог говорит:

- Дети, сегодня на прогулке мы научимся с вами согреваться с помощью физических упражнений. Какие части тела могут замёрзнуть на улице? Почему?

- На улицу в прохладное время года нужно тепло одеваться, чтобы тепло человеческого тела сохранялось. Но лицо и уши, руки, ноги могут всё равно мёрзнуть, если не двигаться.

Щёки замёрзли – потрём!

Уши замёрзли – пощиплем!

Руки замёрзли – похлопаем!

Ноги замёрзли — потопаем!

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций;

- развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений;

- развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.

Игровые правила:

Кто заметит правильное суждение – хлопает в ладоши и объясняет смысл суждения. Кто заметит неправильное суждение – топает ногами и объясняет суждение.

Игровые действия:

Дети выбирают правильные или неправильные суждения и выполняют в соответствии с правилами движения (хлопают в ладоши или топают ногами) и объясняют свой выбор.

Ход игры:

Педагог объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, что делать нельзя или можно. Если так делать нельзя, вы топаете ногами, если нужно – хлопаете в ладоши. Кто-нибудь из вас объяснит всем подробнее свой выбор.

1. Нужно включать и трогать электроприборы мокрыми руками.

2. Можно играть с включенными электроприборами.

3. Нужно, уходя, выключать электроприборы.

4. Можно садиться близко к включенному телевизору.

6. На день рождения к Андрею пришли друзья. Старшая сестра время от времени заходила на кухню, где всё время горел свет, чтобы взять очередное угощение. Пусть горит свет всегда в кухне, нужно включить ещё и на коридоре.

При повторном проведении игры количество ситуаций и высказываний увеличивается.

Дидактические задачи:

- учить объединять слова в единое понятие путём исключения слова, не относящемуся к этому понятию;

- развивать быстроту мыслительной деятельности;

- формировать понятийный аппарат детей для дальнейшего изучения вопросов экономии и бережливости.

Игровые правила:

Игровые действия:

Бросание и ловля мяча.

Ход игры:

Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов электричество, водопровод, энергосбережение. Затем говорит:

Читайте также: