Контроль над школами осуществляет

Обновлено: 05.07.2024

Эти особенности регламентируются статьей 93, а также вытекают из ряда его статей — 7,13, 21,29,97, 99,100 .

Таким образом, с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона об образовании положения Федерального закона № 294-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью органов управления образованием и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом об образовании.

Что такое государственный надзор и контроль в рамках Закона об образовании

Согласно статьи 93 Закона об образовании государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется как федеральное полномочие и включает:

  • федеральный государственный контроль качества образования;
  • федеральный государственный надзор в сфере образования.

Лицензионный контроль в отношении образовательных организаций не входит в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Согласно ст. 7 Закона об образовании в отношении общеобразовательных организаций государственный контроль (надзор) осуществляют либо самостоятельные службы по контролю, надзору либо региональные министерства, департаменты, осуществляющие управление в сфере образования.

Под федеральным государственным надзором в сфере образования в Законе об образовании понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения региональными и муниципальными органами управления образованием и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов управления образованием и организаций и принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Под федеральным государственным контролем качества образования в сфере образования в Законе об образовании понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных данным законом.

Отсюда следует, что Закон об образовании ограничивает предмет федерального государственного контроля качества деятельностью образовательных организаций по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. Отсюда реализация дополнительных общеобразовательных программ и основных общеобразовательных программ дошкольного образования не является предметом федерального государственного контроля качества, т.к. такие программы не проходят государственную аккредитацию.

Особенности государственного надзора и контроля в сфере образования в соответствии с Законом об образовании

Государственный контроль (надзор) осуществляется не только в отношении образовательных организаций, но и индивидуальных предпринимателей, что следует из норм Закона об образовании (ч. 2 ст. 21) о приравнивании фактически в правах и обязанностях индивидуальных предпринимателей к образовательным организациями.

Законом об образовании определено, что при осуществлении проверки, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за ее предмет, а также за свои полномочия.

При проведении внеплановых проверок к основаниям, определенным Федеральным законом № 294-ФЗ, Законом об образовании установлены дополнительные основания:

  • внеплановая (документарная или выездная) проверка может проводиться в случаях выявления в рамках аккредитационной экспертизы фактов нарушения законодательства об образовании;
  • внеплановая (документарная или выездная) проверка может проводиться в случаях выявления органами по контролю и надзору в сфере образования нарушений требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования.

Перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства).

Согласно ст. 13 Закона об образовании срок проведения выездной и документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней. Из этого правила Законом об образовании установлены два исключения:

1.Срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, в случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований;

2.Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесяти рабочих дней.

Законом об образовании детально регламентированы последствия невыполнения предписаний об устранении нарушений, вынесенных в результате проведения проверок. В частности, в случае повторного неисполнения предписания об устранении нарушений предусматриваются такие последствия:

  • если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда;
  • если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
  • если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчет о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, не только возбуждает дело об административном правонарушении, но и запрещает прием в данную организацию, таким образом, приостанавливая продолжение незаконной или некачественной образовательной деятельности.

Таким образом, при организации надзора и контроля в сфере образования проверяющие должны руководствоваться и Федеральным законом № 294-ФЗ, и Федеральным законом № 273-ФЗ.

Осуществляет федеральный государственный контроль качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

Осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции.

Работа Управления регламентируется соответствующим Положением

Отделы

  • Отдел проведения проверок
  • Отдел координации контрольно-надзорной деятельности
  • Аналитический отдел
  • Отдел планирования и организации проверок
  • Отдел по работе с обращениями граждан
  • Отдел профилактических мероприятий

Контакты

Документы

02.11.2011

Информация за октябрь 2011 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам плановых проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

03.10.2011

Информация за сентябрь 2011 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам плановых проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

31.08.2011

Информация за август 2011 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам плановых проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

02.08.2011

Информация за июль 2011 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам плановых проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

01.07.2011

Информация за июнь 2011 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам плановых проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

01.06.2011

Информация за май 2011 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам плановых проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

24.05.2011

Аккредитации граждан и организаций, привлекаемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) к проведению мероприятий по контролю

29.04.2011

Информация за апрель 2011 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам плановых проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

31.03.2011

Информация за март 2011 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам плановых проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

24.02.2011

Информация за февраль 2011 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам плановых проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

27.01.2011

Информация за январь 2011 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам плановых проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

23.12.2010

Информация за декабрь 2010 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

16.11.2010

Информация за ноябрь 2010 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

12.11.2010

Сводный план проведения проверок на 2011 год

22.10.2010

Информация за октябрь 2010 года о сроках исполнения предписаний, изданных Рособрнадзором по результатам проверок деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организаций

24.05.2011

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 июня 2021 года N 997

2. Установить, что включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки по федеральному государственному надзору в сфере образования, федеральному государственному контролю качества образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., проводятся в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 года N 997

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - государственный контроль (надзор)).

2. Государственный контроль (надзор) осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) (далее - контрольный (надзорный) орган в сфере образования).

3. Контролируемыми лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, контролируемые лица).

4. Объектами государственного контроля (надзора) являются:

а) образовательная деятельность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования;

б) образовательная деятельность российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

в) образовательная деятельность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

г) образовательная деятельность иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

5. Учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:

а) реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности;

б) государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";

в) государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;

г) федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";

д) иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.

6. Объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). Критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления государственного контроля (надзора) представлены в приложении N 1.

7. Отнесение объекта государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска. В случае поступления от контролируемого лица в контрольный (надзорный) орган в сфере образования сведений о соответствии объекта государственного контроля (надзора) критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска иной категории риска контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.

8. От имени контрольного (надзорного) органа в сфере образования государственный контроль (надзор) вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - должностные лица):

а) руководитель (заместитель руководителя) контрольного (надзорного) органа в сфере образования;

б) должностное лицо контрольного (надзорного) органа в сфере образования, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по государственному контролю (надзору), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

9. Должностное лицо, уполномоченное на проведение конкретного контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия, определяется решением контрольного (надзорного) органа в сфере образования о проведении контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия.

10. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) контрольного (надзорного) органа в сфере образования.

11. Не допускается проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов государственного контроля (надзора) должностными лицами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов, если со дня окончания таких профилактических мероприятий не истек один год.

12. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) установлены Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

13. При осуществлении государственного контроля (надзора) контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит следующие виды профилактических мероприятий:

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

д) профилактический визит.

14. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, сеть "Интернет"), через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.

15. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования ежегодно осуществляет обобщение правоприменительной практики и не позднее 30 апреля каждого года обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа в сфере образования за предшествующий календарный год, и его размещение на официальном сайте для публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения составляет 10 рабочих дней.

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя контрольного (надзорного) органа в сфере образования и размещается на официальном сайте не позднее 1 июня каждого года.

16. В случае наличия у контрольного (надзорного) органа в сфере образования сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган в сфере образования объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в контрольный (надзорный) орган в сфере образования возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте.

В возражении в отношении предостережения указываются:

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;

дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения контрольный (надзорный) орган в сфере образования рассматривает указанное возражение в течение 15 рабочих дней со дня его получения.

По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения контрольный (надзорный) орган в сфере образования принимает одно из следующих решений:

удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;

отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.

Контрольный (надзорный) орган в сфере образования информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте (при наличии).

17. Должностные лица контрольного (надзорного) органа в сфере образования осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей:

а) в виде устных разъяснений на личном приеме;

б) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;

в) посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.

18. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе с:

а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;

г) порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.

19. Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется в контрольном (надзорном) органе в сфере образования его руководителем (заместителем руководителя) и уполномоченными должностными лицами.

Контрольный (надзорный) орган в сфере образования информирует контролируемых лиц и их представителей о месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах посредством размещения указанной информации на официальном сайте.

20. При консультировании контролируемых лиц на личном приеме контролируемое лицо предъявляет контрольному (надзорному) органу в сфере образования документ, удостоверяющий его личность, а его представитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а также оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, удостоверяющую полномочия представлять интересы контролируемого лица.

21. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

22. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования предусматривает проведение обязательных профилактических визитов в отношении:

а) контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;

б) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

23. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования направляет контролируемому лицу уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения. Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется контролируемому лицу по почте и (или) электронной почте (при наличии).

24. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования в уведомлении о проведении обязательного профилактического визита указывает дату проведения профилактического визита.

25. Профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня.

26. При осуществлении государственного контроля (надзора) контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

Нарушения прав ребёнка на нормальный процесс образования ставят родителей перед вопросом: куда жаловаться на школу. Если нарушения носят системный характер и виновный педагог (директор) не считает себя неправым, жалоба на школу или на конкретное лицо – хороший способ цивилизованного преодоления проблемы с участием незаинтересованной стороны – проверяющего.

Классификация нарушений

Документы, ручка, мужчина

Выбор организации для подачи жалобы на школу зависит от области проблемы и степени её остроты.

  • отказ в приёме ребёнка в школу;
  • поборы с родителей;
  • некачественное оказание образовательных услуг;
  • предвзятое отношение и занижение показателей успеваемости;
  • травля либо насилие со стороны других учеников в результате самоустранение педагогов;
  • оскорбления либо насилие со стороны педагогов.

Последний пример не порождает выбора, куда пожаловаться на школу.

В случае оскорблений словами или действиями, переходящими в преступление, следует немедленно известить прокуратуру и службу полиции по делам несовершеннолетних.

Что делать в менее острых случаях?

Отказ в приёме

Ребенок, учитель, класс

В качестве отказа для записи ребёнка в школу администрация может указать:

  • на отсутствие свободных мест;
  • на отсутствие местной регистрации;
  • на отсутствие прививок.

Если все классы заполнены, то администрация учебного заведения вправе отказать в приёме ребёнка. В этом случае семье будут рекомендованы другие школы, где есть места для приёма.

Иногда отказывают в приёме ребёнка, который не проходил прививок. Закон не содержит запрета на приём таких детей, а законодательство о вакцинации прямо предусматривает право граждан на отказ от прививок. Однако и школьная администрация, и надзорные органы относятся к вопросу прививок достаточно строго и не считают нарушением отказ в приёме невакцинированных детей.

В подобных случаях писать жалобу на школу лучше в суд, нежели в управление образования, т. к. внутри образовательного ведомства возобладает скорее чиновный подход, нежели правовой.

Поборы

Случаи вымогательства разделим на две категории:

  • откровенно преступные;
  • квазизаконные.

Если у вас вымогают взятку за зачисление ребенка, либо за лояльное к нему отношение, немедленно сообщите об этом в прокуратуру, ОБЭП (полиция) или местный отдел Следственного комитета.

Некачественное оказание услуг

При санитарных нарушениях можно пожаловаться в местный отдел Роспотребнадзора, который осуществляет, среди прочего, и функции санитарно-гигиенического контроля.

Жалоба

Ещё одно контролирующее ведомство, куда можно пожаловаться, это Рособрнадзор, который контролирует соответствие образовательных услуг федеральным образовательным стандартам.

Прокуратура – универсальный надзорный орган, который вправе направлять специалистов других проверяющих органов (пожарного надзора МЧС, Госстройнадзора и т. п.) для установления безопасности условий обучения.

  • отделы (управления) образования;
  • Рособрнадзор.
  • прокуратура;
  • Роспотребнадзор;
  • ОНД (пожарный надзор);
  • Госстройнадзор и другие.

Занижение оценок

Если же жалоба на имя директора не поможет, следующая инстанция – управление (отдел) образования района. Инспектор либо комиссия райотдела образования могут наказать также и директора, поэтому в его интересах не выносить необоснованных отказов. Если не помогло обращение и в районный отдел образования, следующая инстанция – областное управление (департамент) образования.

Проверки из департамента – грозное событие для всего района, поэтому местные чиновники, опять-таки, постараются решить проблему, не доводя её до более высоких инстанций.

Если оценки в течение года занижались, а на контрольных срезах, на пробных и итоговых аттестациях оказались выше преподавательских, это подтвердит обоснованность жалобы.

  • администрация школы (директор);
  • районное (городское) управление (отдел) образования;
  • областное управление (департамент, министерство) образования;
  • Министерство образования и науки России.

Травля ребёнка

Ещё одна инстанция, куда можно обратиться, это детский омбудсмен (уполномоченный по правам ребёнка). Они есть в каждом регионе, а главным омбудсменом является уполномоченный по правам ребёнка при президенте России. У омбудсмена нет властных полномочий, но есть широкие права по запросу и получению любых сведений и документов, касающихся возможных нарушений прав ребёнка.

Общественная значимость омбудсмена позволяет ему инициировать различные проверки при признаках нарушения закона в отношении несовершеннолетних.

Читайте также: